УДК 371.2:004.9
DOI: 10.24412/2308-717Х-2021-2-179-186
Тихоновецкая Инга Петровна
учитель-методист
ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска», Республика Беларусь
магистрант 2 курс ЭОТ
Московский государственный педагогический университет e-mail: [email protected]
Научный руководитель - М.Е. Вайндорф-Сысоева, доктор пед. наук, доцент/профессор кафедры технологии и профессионального
обучения ИФТИС МПГУ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Inha P. Tsikhanavetskaya
Teacher-Methodologist
state educational institution "Secondary school No. 111 of Minsk"
Republic of Belarus
Master Student of the 2nd Course EET
Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]
Scientific supervisor - M.E. Weindorf-Sysoeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor/ Professor of the Department of Technology and Vocational Training of IFTIS MPSU
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL COOPERATION IN THE DIGITAL
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «цифровая образовательная среда» и «учебное сотрудничество», организация сетевого взаимодействия в системах дистанционного обучения.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда; учебное сотрудничество; системы дистанционного обучения.
Abstract. the article deals with the concepts of "digital educational environment" and "educational cooperation", the organization of network interaction in distance learning systems.
© Тихоновецкая И.П., 2021
Key words: digital educational environment; educational cooperation; distance learning systems.
Новая формирующееся парадигма образования, где цифровые технологии развиваются стремительными темпами и активно проникают в образование через множество цифровых образовательных решений, позволяют учителю качественно изменить уровень преподавания, в частности, в организации учебного сотрудничества в условиях цифровой образовательной среды.
По мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой: «Цифровая образовательная среда - специальным образом организованные ресурсы для целей образования; является частью электронной информационно-образовательной среды; отличается способом получения образования; характером образовательной коммуникации; создается только участниками образовательного процесса» [1, с. 17].
Успешность работы в цифровой образовательной среде определяется готовностью педагога работать в новом режиме взаимодействия с обучающимися.
Весна 2020-го показала, что при всем изобилии действующих цифровых решений многие педагоги испытали трудности как методического, так и психологического характера. Но это все преодолимо при планомерном и целенаправленном обучении/самообучении, направленном на совершенствование цифровых компетенций.
На данном этапе развития образования работа в системах дистанционного обучения стала необходимостью. Созданные курсы в СДО позволяют организовать интерактивное взаимодействие и учебное сотрудничество, отвечая вызовам современности [2-4].
Для удовлетворения запросов различных возрастных категорий обучающихся провели ранжирование СДО.
СДО «Classdojo» целесообразнее использовать с детьми 6-7-летнего возраста, в безотметочный период обучения. СДО «Qassroom» доступен по своему функционалу для обучающихся 9-12 лет, а СДО «Moodle» - более старшей возрастной группе.
По функциональным характеристикам эти системы являются схожими, так как каждая из них ориентирована на комфортное дистанционное обучение. Они имеют в своем арсенале достаточно широкий набор инструментов, позволяющий управлять учебной активностью в режиме реального времени.
Приведем общие характеристики данных СДО:
• каждая система дает возможность создавать отдельный управляемый администратором (т.е. педагогом) курс;
• имеется поддержка документооборота образовательного процесса;
• возможность организации обратной связи.
Отдельно рассмотрим функциональные характеристики СДО «Google Classroom»:
• интуитивно понятный интерфейс;
• доступность входа с любых устройств;
• возможность установки приложения c Play market;
• публикация комментариев к заданиям;
• возможность создания автоматической рассылки дубликатов заданий (копия для каждого учащегося);
• возможность совместной работы в Google документе;
• управление учебной активностью в режиме реального времени;
• ограничение доступа и выдачи заданий;
• рассылка оповещений и интеграция Google календарь;
• рассылка оповещений через электронную почту.
К особенностям организации учебного сотрудничества в Google Classroom относим:
• возможную удаленность друг от друга участников учебного сотрудничества;
• синхронность и асинхронность совместной работы;
• общность видов деятельности учащихся в группах;
• обсуждение рассматриваемых проблем в интерактивном режиме;
• создание готового цифрового продукта как результата работы над учебной темой;
• онлайн-тестирование и коррекция.
Учебное сотрудничество выступает неотъемлемым компонентом современных уроков, организованных в системе дистанционного обучения. Это деятельностно-ориентированный процесс внутри учебной группы, целью которого выступает решение поставленной дидактической задачи.
Организовать дистанционное учебное сотрудничество со стороны педагога означает больше, чем просто выдача заданий для совместной работы в Сети. Педагогу необходимо продумать каждый шаг: для какой цели организуется работа, какой предполагаемый результат, по каким критериям будет происходить оценивание, в каком режиме будут взаимодействовать обучающиеся (синхронном или асинхронном), какая форма организации учебного сотрудничества позволит достигнуть оптимального результата.
Учитель формирует небольшие группы с учетом особенностей обучающихся, их пожеланий и психологической совместимости. Чтобы быстро сформировать группу можно воспользоваться различными приемами, интернет-сервисами. Однако есть риск, что в одну группу попадут обучающиеся с достаточно высоким уровнем учебный успешности или обучающиеся с низкой учебной мотивацией, что негативно скажется на конечном результате.
Рекомендуется, чтобы в одной группе были обучающиеся с разным уровнем учебной успешности с целью оказание взаимопомощи и взаимообучения в ходе совместной деятельности.
Обучающиеся, работая совместно, начинают осознавать свою ответственность за конечный результат. Понимают, что успех каждого способствует успеху всех остальных, а также группы в целом.
Например, над выполнением одного задания работают три-четыре человека, это способствует более внимательному изучению предложенной темы.
Такой подход к совместной деятельности позволяет учащимся реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Для решения поставленной дидактической задачи с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) предлагаем рассмотреть Coggle.it.
Интеллект-карта (диаграмма связей) - аналитический инструмент визуализации информации, представленный в древовидной схеме, структурирующей учебную информацию. Интеллект-карта отражает взаимосвязь элементов, их иерархичность и последовательность.
Педагог, планируя учебную деятельность на уроке/занятии, создает учебную ситуацию ориентируясь на выбранный цифровой инструментарий. Предлагает задания, выполнение которых предполагает включение ЦОР, а именно, Coggle.it для создания интеллект-карты.
Решение учебной задачи - это средство достижения целей учебной деятельности. Использование ЦОР Coggle.it дает возможность обучающемуся приложить усилия для достижения образовательного результата.
Использование ЦОР Coggle.it для создания интеллект-карт в учебном процессе максимально эффективно позволяет вовлечь обучающихся в успешное освоение темы. Работа по созданию интеллект-карты может быть организована как индивидуальная (например, урок/занятие усвоения новых знаний в режиме онлайн-обучения), так и групповая (например, урок/занятие актуализации знаний и умений в смешанном обучении модель «Ротация станций»).
Создание интеллект-карты - это не просто решение учебной задачи на том или ином этапе урока/занятия, это творческий процесс, при котором активируется «целостное» мышление, задействуется как логическое левое, так и творческое правое полушария мозга.
Таблица 1
Технология организации урока/занятия с применением ЦОР Coggle.it представляет собой действия обучающего и обучающегося
Название компонента Деятельность обучающего Деятельность обучающегося
Целевой • планирует урок/занятие в соответствии с технологической картой (табл. 2-6) и создает чек-лист урока/занятия; • проверяет функционирование ЦОР (обновления, доступ в Сети и т.п.); • организует учебное сотрудничество в доступной оболочке, управляет учебной активностью участников образовательного процесса с помощью инструментов ЦОС (например, СДО Moodle, Google Classroom или др.) • знакомится с учебным задание; • заходит Coggle.it; • взаимодействует с участниками образовательного процесса через инструменты ЦОС
Название компонента Деятельность обучающего Деятельность обучающегося
Структурно-содержательный • выбирает тип урока, форму организации учебной деятельности, создает чек-лист для обучающихся; • подбирает содержание в зависимости от типа урока; • размещает материал в выбранной ЦОС • заранее знакомится с чек-листом урока; • при необходимости выполняет подготовку к уроку; • анализирует представленный новый материал/проблемную ситуацию; • преобразовывает и фиксирует понятия для составления интеллект-карты; • создает интеллект-карту Coggle.it
Технологический • выбирает оболочку для организации учебного процесса; • создает ЦОС; • информирует обучающихся о предстоящем уроке/занятии; • информирует об использовании ЦОР Coggle.it. • владеет навыком использования Coggle.it; • активно участвует в создании интеллект-карты
Результативно-диагностический • проектировать критерии оценивания и систему итогового оценивания; • акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся; • дает обратную связь; • обобщает и оценивает • рефлексирует и оценивает свой уровень успешности усвоения темы и выполненного задания
Прежде, чем предлагать обучающимся выполнять учебные задания с использование интеллект-карт, необходимо познакомить с приемами и способами создания интеллект-карты.
Интеллект-карта имеет три основные составляющие:
1. Центральный образ - ключевой вопрос урока, то главное, на чем сфокусирована цель урока.
2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения. Эти ветви представляют вопросы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на более мелкие второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.
3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.
Приведем примеры ученических работ обучающихся 4 «Б» класса ГУО
«Средняя школа № 111 г. Минска» по предмету «Литературное чтение» https://clck.ru/U2byC.
Рис. 1. Интеллект-карта
Рис. 2. Интеллект-карта
Данные примеры демонстрирует результат первичного усвоения знаний при проведении урока в смешанном обучении (модель «"Перевернутого" класса»).
Если рассмотреть подробно, то в данных примерах обучающиеся выполняли такие читательские действия, как извлечение информации. Это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы после прочтения, необходимо извлечь информацию и связать существенные детали (время, место, обстоятельства действия, главных героев).
В тексте, который был предложен для работы - связь прямая, буквальная -по совпадающим ключевым словам. Иногда бывает косвенная -синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано - что (какую именно информацию) требуется найти.
Отметим, что ключевые (основополагающие) вопросы для составления интеллект-карт могут иметь разную степень определенности. Приведем пример предельно определенного вопроса: определить по тексту, в какое время или в каком месте нечто происходит (ветвь - событие; время). Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом (неявном виде) виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации.
Если вы используете модель «Ротацию станций» и организуете учебное сотрудничество, предполагая организацию групповой совместной работы над одной интеллект-картой, в этом случае у обучающиеся кроме знаниевого компонента, формируются УУД, такие как умение сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы, путем логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог.
В табл. 2 приведен пример совместной работы во время коллективного обсуждения и создания интеллект-карты.
Таблица 2
Совместная работа интеллект-карты в Coggle.it
Современная повесть-сказка. Л. Бессон «Артур и минипуты» (глава из книги)
Совместная интеллект-карта
Коллективное обсуждение в группе сотрудничества
https://clck.ru/VRdhr
https://clck.ru/VNawn
Такие виды работы позволяют активизировать творческую деятельность обучающихся, выработать активную жизненную позицию.
Стоит помнить, что эффективность прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности через сотрудничество в цифровой образовательной среде, стать заинтересованным и интересным соучастником процесса создания интеллект-карты, с одной стороны, и деятельности обучающегося, с другой стороны.
Применение новых форм сотрудничества учит обучающихся входить в продуктивные состояния учебного потока. Позволяет лучше концентрироваться и решать сложные учебные и творческие задачи. При этом, организуя учебное сотрудничество в СДО, обучающиеся полностью включаются в созидательный процесс и не испытывают тревоги насчет возможного успеха или провала.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Юрайт, 2020. - 194 с. - (Высшее образование). - URL: https://urait.ru/bcode/450836 (дата обращения: 21.11.2020).
2. Десятниченко Н.В. Использование технологии интеллект-карт при обучении математике [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал. -2020. - № 4(33). - С. 7-11. - URL: http://co2b.ru/uploads/enj.2020.04.pdf (дата обращения: 16.06.20201).
3. Джафарова А., Маньшин М.Е. Особенности использования программного обеспечения Coggle для создания интеллект-карт как
эффективного способа визуализации информации на примере материала по русскому языку // Методист. - 2020. - № 1. - С. 6-9.
4. Тихоновецкая И.П. Формирование цифровых навыков младших школьников в учебном процессе // Цифровая трансформация образования <ЮТЕ-2019»: сб. материалов 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А.Б. Бельский. - Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. - С. 310-313.