Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / учебное сотрудничество / системы дистанционного обучения / digital educational environment / educational cooperation / distance learning systems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновецкая Инга Петровна

В статье рассматриваются понятия «цифровая образовательная среда» и «учебное сотрудничество», организация сетевого взаимодействия в системах дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихоновецкая Инга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL COOPERATION IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the concepts of "digital educational environment" and "educational cooperation", the organization of network interaction in distance learning systems.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

УДК 371.2:004.9

DOI: 10.24412/2308-717Х-2021-2-179-186

Тихоновецкая Инга Петровна

учитель-методист

ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска», Республика Беларусь

магистрант 2 курс ЭОТ

Московский государственный педагогический университет e-mail: [email protected]

Научный руководитель - М.Е. Вайндорф-Сысоева, доктор пед. наук, доцент/профессор кафедры технологии и профессионального

обучения ИФТИС МПГУ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦИФРОВОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Inha P. Tsikhanavetskaya

Teacher-Methodologist

state educational institution "Secondary school No. 111 of Minsk"

Republic of Belarus

Master Student of the 2nd Course EET

Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

Scientific supervisor - M.E. Weindorf-Sysoeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor/ Professor of the Department of Technology and Vocational Training of IFTIS MPSU

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL COOPERATION IN THE DIGITAL

EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «цифровая образовательная среда» и «учебное сотрудничество», организация сетевого взаимодействия в системах дистанционного обучения.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда; учебное сотрудничество; системы дистанционного обучения.

Abstract. the article deals with the concepts of "digital educational environment" and "educational cooperation", the organization of network interaction in distance learning systems.

© Тихоновецкая И.П., 2021

Key words: digital educational environment; educational cooperation; distance learning systems.

Новая формирующееся парадигма образования, где цифровые технологии развиваются стремительными темпами и активно проникают в образование через множество цифровых образовательных решений, позволяют учителю качественно изменить уровень преподавания, в частности, в организации учебного сотрудничества в условиях цифровой образовательной среды.

По мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой: «Цифровая образовательная среда - специальным образом организованные ресурсы для целей образования; является частью электронной информационно-образовательной среды; отличается способом получения образования; характером образовательной коммуникации; создается только участниками образовательного процесса» [1, с. 17].

Успешность работы в цифровой образовательной среде определяется готовностью педагога работать в новом режиме взаимодействия с обучающимися.

Весна 2020-го показала, что при всем изобилии действующих цифровых решений многие педагоги испытали трудности как методического, так и психологического характера. Но это все преодолимо при планомерном и целенаправленном обучении/самообучении, направленном на совершенствование цифровых компетенций.

На данном этапе развития образования работа в системах дистанционного обучения стала необходимостью. Созданные курсы в СДО позволяют организовать интерактивное взаимодействие и учебное сотрудничество, отвечая вызовам современности [2-4].

Для удовлетворения запросов различных возрастных категорий обучающихся провели ранжирование СДО.

СДО «Classdojo» целесообразнее использовать с детьми 6-7-летнего возраста, в безотметочный период обучения. СДО «Qassroom» доступен по своему функционалу для обучающихся 9-12 лет, а СДО «Moodle» - более старшей возрастной группе.

По функциональным характеристикам эти системы являются схожими, так как каждая из них ориентирована на комфортное дистанционное обучение. Они имеют в своем арсенале достаточно широкий набор инструментов, позволяющий управлять учебной активностью в режиме реального времени.

Приведем общие характеристики данных СДО:

• каждая система дает возможность создавать отдельный управляемый администратором (т.е. педагогом) курс;

• имеется поддержка документооборота образовательного процесса;

• возможность организации обратной связи.

Отдельно рассмотрим функциональные характеристики СДО «Google Classroom»:

• интуитивно понятный интерфейс;

• доступность входа с любых устройств;

• возможность установки приложения c Play market;

• публикация комментариев к заданиям;

• возможность создания автоматической рассылки дубликатов заданий (копия для каждого учащегося);

• возможность совместной работы в Google документе;

• управление учебной активностью в режиме реального времени;

• ограничение доступа и выдачи заданий;

• рассылка оповещений и интеграция Google календарь;

• рассылка оповещений через электронную почту.

К особенностям организации учебного сотрудничества в Google Classroom относим:

• возможную удаленность друг от друга участников учебного сотрудничества;

• синхронность и асинхронность совместной работы;

• общность видов деятельности учащихся в группах;

• обсуждение рассматриваемых проблем в интерактивном режиме;

• создание готового цифрового продукта как результата работы над учебной темой;

• онлайн-тестирование и коррекция.

Учебное сотрудничество выступает неотъемлемым компонентом современных уроков, организованных в системе дистанционного обучения. Это деятельностно-ориентированный процесс внутри учебной группы, целью которого выступает решение поставленной дидактической задачи.

Организовать дистанционное учебное сотрудничество со стороны педагога означает больше, чем просто выдача заданий для совместной работы в Сети. Педагогу необходимо продумать каждый шаг: для какой цели организуется работа, какой предполагаемый результат, по каким критериям будет происходить оценивание, в каком режиме будут взаимодействовать обучающиеся (синхронном или асинхронном), какая форма организации учебного сотрудничества позволит достигнуть оптимального результата.

Учитель формирует небольшие группы с учетом особенностей обучающихся, их пожеланий и психологической совместимости. Чтобы быстро сформировать группу можно воспользоваться различными приемами, интернет-сервисами. Однако есть риск, что в одну группу попадут обучающиеся с достаточно высоким уровнем учебный успешности или обучающиеся с низкой учебной мотивацией, что негативно скажется на конечном результате.

Рекомендуется, чтобы в одной группе были обучающиеся с разным уровнем учебной успешности с целью оказание взаимопомощи и взаимообучения в ходе совместной деятельности.

Обучающиеся, работая совместно, начинают осознавать свою ответственность за конечный результат. Понимают, что успех каждого способствует успеху всех остальных, а также группы в целом.

Например, над выполнением одного задания работают три-четыре человека, это способствует более внимательному изучению предложенной темы.

Такой подход к совместной деятельности позволяет учащимся реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Для решения поставленной дидактической задачи с использованием цифрового образовательного ресурса (ЦОР) предлагаем рассмотреть Coggle.it.

Интеллект-карта (диаграмма связей) - аналитический инструмент визуализации информации, представленный в древовидной схеме, структурирующей учебную информацию. Интеллект-карта отражает взаимосвязь элементов, их иерархичность и последовательность.

Педагог, планируя учебную деятельность на уроке/занятии, создает учебную ситуацию ориентируясь на выбранный цифровой инструментарий. Предлагает задания, выполнение которых предполагает включение ЦОР, а именно, Coggle.it для создания интеллект-карты.

Решение учебной задачи - это средство достижения целей учебной деятельности. Использование ЦОР Coggle.it дает возможность обучающемуся приложить усилия для достижения образовательного результата.

Использование ЦОР Coggle.it для создания интеллект-карт в учебном процессе максимально эффективно позволяет вовлечь обучающихся в успешное освоение темы. Работа по созданию интеллект-карты может быть организована как индивидуальная (например, урок/занятие усвоения новых знаний в режиме онлайн-обучения), так и групповая (например, урок/занятие актуализации знаний и умений в смешанном обучении модель «Ротация станций»).

Создание интеллект-карты - это не просто решение учебной задачи на том или ином этапе урока/занятия, это творческий процесс, при котором активируется «целостное» мышление, задействуется как логическое левое, так и творческое правое полушария мозга.

Таблица 1

Технология организации урока/занятия с применением ЦОР Coggle.it представляет собой действия обучающего и обучающегося

Название компонента Деятельность обучающего Деятельность обучающегося

Целевой • планирует урок/занятие в соответствии с технологической картой (табл. 2-6) и создает чек-лист урока/занятия; • проверяет функционирование ЦОР (обновления, доступ в Сети и т.п.); • организует учебное сотрудничество в доступной оболочке, управляет учебной активностью участников образовательного процесса с помощью инструментов ЦОС (например, СДО Moodle, Google Classroom или др.) • знакомится с учебным задание; • заходит Coggle.it; • взаимодействует с участниками образовательного процесса через инструменты ЦОС

Название компонента Деятельность обучающего Деятельность обучающегося

Структурно-содержательный • выбирает тип урока, форму организации учебной деятельности, создает чек-лист для обучающихся; • подбирает содержание в зависимости от типа урока; • размещает материал в выбранной ЦОС • заранее знакомится с чек-листом урока; • при необходимости выполняет подготовку к уроку; • анализирует представленный новый материал/проблемную ситуацию; • преобразовывает и фиксирует понятия для составления интеллект-карты; • создает интеллект-карту Coggle.it

Технологический • выбирает оболочку для организации учебного процесса; • создает ЦОС; • информирует обучающихся о предстоящем уроке/занятии; • информирует об использовании ЦОР Coggle.it. • владеет навыком использования Coggle.it; • активно участвует в создании интеллект-карты

Результативно-диагностический • проектировать критерии оценивания и систему итогового оценивания; • акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся; • дает обратную связь; • обобщает и оценивает • рефлексирует и оценивает свой уровень успешности усвоения темы и выполненного задания

Прежде, чем предлагать обучающимся выполнять учебные задания с использование интеллект-карт, необходимо познакомить с приемами и способами создания интеллект-карты.

Интеллект-карта имеет три основные составляющие:

1. Центральный образ - ключевой вопрос урока, то главное, на чем сфокусирована цель урока.

2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения. Эти ветви представляют вопросы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на более мелкие второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

Приведем примеры ученических работ обучающихся 4 «Б» класса ГУО

«Средняя школа № 111 г. Минска» по предмету «Литературное чтение» https://clck.ru/U2byC.

Рис. 1. Интеллект-карта

Рис. 2. Интеллект-карта

Данные примеры демонстрирует результат первичного усвоения знаний при проведении урока в смешанном обучении (модель «"Перевернутого" класса»).

Если рассмотреть подробно, то в данных примерах обучающиеся выполняли такие читательские действия, как извлечение информации. Это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Отвечая на вопросы после прочтения, необходимо извлечь информацию и связать существенные детали (время, место, обстоятельства действия, главных героев).

В тексте, который был предложен для работы - связь прямая, буквальная -по совпадающим ключевым словам. Иногда бывает косвенная -синонимическая. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано - что (какую именно информацию) требуется найти.

Отметим, что ключевые (основополагающие) вопросы для составления интеллект-карт могут иметь разную степень определенности. Приведем пример предельно определенного вопроса: определить по тексту, в какое время или в каком месте нечто происходит (ветвь - событие; время). Более трудными будут вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом (неявном виде) виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации.

Если вы используете модель «Ротацию станций» и организуете учебное сотрудничество, предполагая организацию групповой совместной работы над одной интеллект-картой, в этом случае у обучающиеся кроме знаниевого компонента, формируются УУД, такие как умение сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы, путем логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог.

В табл. 2 приведен пример совместной работы во время коллективного обсуждения и создания интеллект-карты.

Таблица 2

Совместная работа интеллект-карты в Coggle.it

Современная повесть-сказка. Л. Бессон «Артур и минипуты» (глава из книги)

Совместная интеллект-карта

Коллективное обсуждение в группе сотрудничества

https://clck.ru/VRdhr

https://clck.ru/VNawn

Такие виды работы позволяют активизировать творческую деятельность обучающихся, выработать активную жизненную позицию.

Стоит помнить, что эффективность прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности через сотрудничество в цифровой образовательной среде, стать заинтересованным и интересным соучастником процесса создания интеллект-карты, с одной стороны, и деятельности обучающегося, с другой стороны.

Применение новых форм сотрудничества учит обучающихся входить в продуктивные состояния учебного потока. Позволяет лучше концентрироваться и решать сложные учебные и творческие задачи. При этом, организуя учебное сотрудничество в СДО, обучающиеся полностью включаются в созидательный процесс и не испытывают тревоги насчет возможного успеха или провала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.Е. Вайндорф-Сысоевой. - М.: Юрайт, 2020. - 194 с. - (Высшее образование). - URL: https://urait.ru/bcode/450836 (дата обращения: 21.11.2020).

2. Десятниченко Н.В. Использование технологии интеллект-карт при обучении математике [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал. -2020. - № 4(33). - С. 7-11. - URL: http://co2b.ru/uploads/enj.2020.04.pdf (дата обращения: 16.06.20201).

3. Джафарова А., Маньшин М.Е. Особенности использования программного обеспечения Coggle для создания интеллект-карт как

эффективного способа визуализации информации на примере материала по русскому языку // Методист. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

4. Тихоновецкая И.П. Формирование цифровых навыков младших школьников в учебном процессе // Цифровая трансформация образования <ЮТЕ-2019»: сб. материалов 2-й Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. / отв. ред. А.Б. Бельский. - Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. - С. 310-313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.