Научная статья на тему 'СКРАЙБИНГ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

СКРАЙБИНГ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Желтухина Марина Ростиславовна, Аракелян Нина Сергеевна

Одним из основополагающих аспектов современного информационного пространства является рост интерактивной деловой коммуникации. Для реализации деловой коммуникации используются визуальные инструменты, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. В качестве одного из способов реализации деловой коммуникации в современном образовательном процессе выступает скрайбинг. В статье рассмотрены онлайн-сервисы для создания скрайбинга. Описана классификация скрайбинга в зависимости от способа применения. Проанализированы возможности скрайбинга в реализации делового взаимодействия участников образовательного процесса. Использование скрайбинга с целью реализации деловой коммуникации субъектов образовательного процесса позволяет развить в студентах необходимые для дальнейшей жизни профессиональные и личностные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Желтухина Марина Ростиславовна, Аракелян Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCRIBING AS A WAY OF IMPLEMENTING BUSINESS COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

One of the fundamental aspects of the modern information space is the growth of interactive business communication. Visual tools aimed at the development of abstract-logical thinking are used to implement business communication. Scribing is one of the ways to implement business communication in the modern educational process. The article discusses online services for creating scribing. The classification of scribing depending on the method of application is described. The possibilities of scribing in the implementation of business interaction of participants in the educational process are analyzed. The use of scribing in order to implement business communication of the educational process subjects allows students to develop the professional and personal competencies necessary for further life.

Текст научной работы на тему «СКРАЙБИНГ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Методическое сопровождение педагогов по формированию картины мира средствами ТРИЗ-технологий / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. - С. 4-7. - EDN ZOBFJV.

2. Абдулджемилева, Л.З. ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления / Л.З. Абдулджемилева // Молодой ученый. - 2019. - № 39(277). - С. 221-223. - EDN SMFRKQ.

3. Ваганова, О.И. Проектно-исследовательская деятельность как интегративное дидактическое средство формирования межкультурного диалога / О.И. Ваганова, М.Р. Желтухина, Л.А. Донскова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 3; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31730 (дата обращения: 23.05.2022)

4. Гончарова, И.И. Использование технологии "теория решения изобретательских задач" в формировании культуры потребления у детей дошкольного возраста / И.И. Гончарова, М.И. Васильева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3(82). - С. 31-32. - DOI 10.24411/1991-5497-2020-00445. - EDN YUOAVP.

5. Железнова, С.В. ТРИЗ-технология как способ реализации ФГОС ДО в процессе познавательного развития дошкольников / С.В. Железнова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы, Чебоксары, 22 января 2016 года / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2016. - С. 252-257. - EDN VLTEOZ

6. Желтухина, М.Р. Скрайбинг как средство интерактивной визуальной коммуникации / М.Р. Желтухина, Е.Б. Пономаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 95-100. - EDN DZNTGI.

7. Крашенинникова, О. Опыт внедрения ОТСМ-ТРИЗ-технологий в обучение билингвов в Андорре / О. Крашенинникова // Русская школа за рубежом: сборник докладов конференции, Берлин, 28-30 октября 2021 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. - С. 71-79. -EDN XTWQIT.

8. Кувшинова, Т.И. Использование ТРИЗ-технологий в современной начальной школе / Т.И. Кувшинова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 41. - С. 681-687. - EDN FXIYLS.

9. Максачук, Т. Методический материал по диагностике социально-коммуникативной компетентности у старших школьников О.В. Дыбиной. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskii-material-po-diagnostike-socialno-komunikativnoi-kompetentnosti-u-starshih-doshkolnikov-o-v-dybinoi.html (дата обращения: 12.03.2022)

10. Осипова, О.В. Использование триз-технологии как инструмента развития речевого творчества старших дошкольников / О.В. Осипова, С.И. Маматова, Е.В. Чайка // Психология и педагогика: теоретический и практический потенциал: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 30 апреля 2021 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. - С. 64-66. - EDN POEMYZ.

11. Статкевич, М.П. Использование элементов ТРИЗ-технологии для формирования информационной компетенции учащихся / М.П. Статкевич // Система методических ресурсов процесса развития методологической культуры учащихся : Сборник научных и научно-методических статей, Могилев, 21 марта 2019 года. - Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. - С. 157-160. - EDN VOEJSX.

12. Филюкова, Е.С. Организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с ТРИЗ-технологией / Е.С. Филюкова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 16 января 2019 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. - С. 134-137. - EDN VULGQU.

13. Фуфаев, И.В. Творческая активность обучающихся и ее формирование средствами ТРИЗ-технологии (на примере изучения естественно-научных дисциплин) / И.В. Фуфаев // Поволжский педагогический поиск. - 2013. - № 4(6). -С. 120-125. - EDN UBFDBJ.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); старший преподаватель кафедры иностранных языков Аракелян Нина Сергеевна Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар)

СКРАЙБИНГ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Одним из основополагающих аспектов современного информационного пространства является рост интерактивной деловой коммуникации. Для реализации деловой коммуникации используются визуальные инструменты, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. В качестве одного из способов реализации деловой коммуникации в современном образовательном процессе выступает скрайбинг. В статье рассмотрены онлайн-сервисы для создания скрайбинга. Описана классификация скрайбинга в зависимости от способа применения. Проанализированы возможности скрайбинга в реализации делового взаимодействия участников образовательного процесса. Использование скрайбинга с целью реализации деловой коммуникации субъектов образовательного процесса позволяет развить в студентах необходимые для дальнейшей жизни профессиональные и личностные компетенции.

Ключевые слова: электронная среда, профессиональные компетенции, деловая коммуникация, взаимодействие, онлайн-сервисы.

Annоtation. One of the fundamental aspects of the modern information space is the growth of interactive business communication. Visual tools aimed at the development of abstract-logical thinking are used to implement business communication. Scribing is one of the ways to implement business communication in the modern educational process. The article discusses online services for creating scribing. The classification of scribing depending on the method of application is described. The possibilities of scribing in the implementation of business interaction of participants in the educational process are analyzed. The use of scribing in

order to implement business communication of the educational process subjects allows students to develop the professional and personal competencies necessary for further life.

Key words: electronic environment, professional competencies, business communication, interaction, online services.

Введение. Информационное пространство с каждым годом оказывает всё большее влияние на развитие общества. Динамика объясняется повсеместным совершенствованием электронной среды, появлением инновационных способов поиска, обработки, анализа информационных источников, что направлено на формирование новых культурных концепций общества. Возрастающее значение в современной жизни занимает деловая коммуникация, представляющая собой процесс взаимодействия участников межличностных отношений, направленный на оптимизацию конкретного вида деятельности. Одним из основополагающих аспектов информационного поля является рост интерактивной деловой коммуникации [1, С. 1035]. В результате такого взаимодействия формируются новые культурные инструменты, совершенствующие окружающую среду человека, оказывающие заметное влияние на научное мировоззрение, социальные и личностные процессы. Результат деловой коммуникации будет заметен, если взаимодействие будет иметь цель, в которой заинтересованы все участники образовательного процесса. Субъекты обучения должны общаться друг с другом вне зависимости от личных предпочтений. Важно соблюдать деловой этикет, должностные и формальные ограничения [11, С. 120].

Для реализации деловой коммуникации используются визуальные инструменты, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года указывается использование наибольшего количества возможностей информационных ресурсов, в большей степени информационно-коммуникационных технологий как одно из основных направлений развития воспитания современного поколения [10, С. 110].

В качестве одного из способов реализации деловой коммуникации в современном образовательном процессе выступает скрайбинг. Благодаря данному инструменту участники процесса обучения расширяют собственный кругозор, учатся творчески и нестандартно мыслить, формируют нравственные убеждения и учатся взаимодействовать в любом коллективе.

Изложение основного материала статьи. Основу скрайбинга составляют визуальные изображения, позволяющие передать информацию зрителям в акцентированном формате. Существует мнение, что данным навыком могут овладеть не все, однако скрайбинг доступен практически любому человеку. Термин «скрайбинг» пытались адаптировать на русский язык, однако никакие названия не прижились. Скрайбинг как инновационная технология используется как в бизнесе, образовании, так и в иных сферах жизнедеятельности. Основополагающая цель скрайбинга состоит во взаимодействии определенного коллектива для достижения высокого результата в наименьшие сроки. Благодаря своей динамичности и неповторимости скрайбинг сопровождает разнообразные фестивали, семинары и конференции [12, С. 75]. Скрайбинг всё активнее используется и в повседневной жизни, в виде планеров, путеводителей и других объясняющих плакатов. По объему скрайбинг отхватывает от одной страницы до нескольких сборников. Результат от скрайбинга будет достигнут в том случае, если зритель сможет воспроизвести в памяти главный посыл материала и его основные идеи при просмотре изображения.

Ю.В. Сакулина называет скрайбинг одной из новейших техник, направленных на иллюстрирование речи совместно с созданием рисунков. Данная техника может быть реализована как подручными средствами, так и с применением информационных средств. Таким образом достигается эффект параллельного следования. Визуальный контент формируется в соответствии с ключевыми вопросами пройденного материала. В процессе использования скрайбинга активизируется мозговая активность, как у студентов, так и у педагога. Правое полушарие отвечает за формирование визуальной картины и за восприятие видеоряда. Левое полушарие мозга отвечает за развитие логического мышления. Благодаря такому изложению информации речь лектора воспринимается более четко и системно. Применение образных инструментов позволяет более качественно и на более продолжительное время закреплять изученный материал. Скрайбинг активно используется как средство объяснения материала. Благодаря данной технологии происходит совершенствование инновационных инструментов, связанных с визуализацией информации [9, С. 174].

М.Р. Желтухина, Е.Б. Пономаренко в своих исследованиях определяют наиболее удобные сервисы для реализации скрайбинга [4, С. 95-100]. Опрос позволил выделить 4 наиболее востребованные платформы, среди которых GoAnimate (29%), Moovly (34%), PowToon (44%), VideoScribe (52%). GoAnimate направлен на то, чтобы преобразовать обычную презентацию в неповторимый мультипликационный фильм. Возможности сервиса позволяют редактировать видео в зависимости от собственных пожеланий. Игровые персонажи позволяют сделать информацию более показательной. В зависимости от образовательных целей занятия студенты могут использовать различные виды взаимодействия. Moovly позволяет создавать анимированные презентации с использованием большого количества дополнительных функций, например, тамлайном. VideoScribe позволяет участникам образовательного процесса работать с презентациями, легко преобразуя их в полноценное видео. На сервисе предоставляется возможность создавать персонажей и прописывать их диалоги для большей наглядности. PowToon направлен на создание презентаций, но с более расширенным функционалом. Благодаря данным онлайн-сервисам достигается высокий уровень деловой коммуникации участников образовательной деятельности [4, С. 97]. В своем исследовании авторы делают вывод о том, что взаимодействие студентов в процессе обучения с использованием скрайбинга способствует развитию их творческого мышления, обусловливает развитие и повышение уровня их профессиональных компетенций.

Е.В. Васильева отмечает, что использование ярких фотографий и символов в образовательном процессе вызывает у обучающихся определенный ассоциативный ряд, активизирует познавательную деятельность. Технические возможности современных электронных устройств помогают преподавателю определиться с вариантом предоставления материала, сделать информацию наглядной. Изложение информации в сжатом виде способствует концентрации внимания. В своих трудах автор отдает предпочтение скрайбингу, поскольку именно эта технология предполагает подготовку визуального конспекта в режиме реального времени. В качестве инструментов могут выступать как фломастеры и маркеры, так и планшеты и ноутбуки. Автор выделяет сервис VideoScribe как один из востребованных приложений для создания графических конспектов [3, С. 96].

Ю.Ф. Катханова, Е.И. Корзинова, С.Е. Игнатьев в своих исследованиях в качестве примера приводят опыт кафедры дизайна и медиатехнологий в искусстве МШУ [7]. Для визуализации учебного материала применяется скрайбинг, поскольку он задействует не только зрение и слух, но и воображение студентов, благодаря чему качество освоения информации значительно увеличивается. Изображения в динамике позволяют подкреплять речь педагога. Скрайбинг имеет широкий диапазон использования, поэтому его можно применять как в процессе изложения нового материала, повторения пройденного. В качестве преимущества технологии скрайбинг перед другими технологиями педагоги выделяют то, что преподавателю необязательно уметь рисовать, поскольку возможности информационных технологий позволяют создавать ролики по ранее заготовленным шаблонам [7, С. 52; 9].

Существует большое количество видов скрайбинга, используемых в образовательной деятельности. Расширенная классификация включает в себя:

Скрайбинг рисованный. Это классический вид скрайбинга, который представляет собой рисование схем, графиков и таблиц в режиме онлайн с сопровождением речи за кадром. Для реализации рисованного скрайбинга обычно достаточно презентационной доски, маркеров, видеокамеры с микрофоном и специального сервиса для проведения монтажа.

Скрайбинг-аппликация, когда на ровной поверхности в кадре выкладываются готовые изображения, соответствующие голосу за кадром. Для данного вида скрайбинга необходимы: бумага, набор аппликаций, видеокамера с микрофоном и сервисы для монтажа видео [5, С. 72-79].

Магнитный скрайбинг, напоминает аппликационный, однако изображения крепятся не на бумагу, а на магнитную доску. Для магнитного скрайбинга необходимо иметь презентационную магнитную доску, набор магнитов, видеокамеру с микрофоном и приложение для монтажа видео.

Компьютерный скрайбинг, являющийся одним из востребованных по сравнению с другими, поскольку представляет собой возможность создания и использования контента вне зависимости от времени и места. Для его создания применяются онлайн-сервисы. Преимуществом компьютерного скрайбинга также является минимальный набор инструментов: микрофон для записи звука (при необходимости) и онлайн-сервис [6, С. 365; 8].

В процессе исследования были проанализированы возможности скрайбинга в реализации делового взаимодействия участников образовательного процесса на примере опыта таких вузов РФ, как Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина; Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [2]. В исследовании приняло участие 36 педагогических работников высших учебных заведений, имеющих стаж работы более 10 лет. В мероприятиях принимали участие 328 студентов, обучающихся по очной форме обучения бакалавриата на втором, третьем и четвертом курсах.

Главными действующими лицами образовательной деятельности являются педагоги и студенты. При входе в аудиторию важно создать атмосферу, в которой обучающиеся будут чувствовать себя максимально комфортно. В качестве примера можно использовать коллаж из фотографий участников. Студенты будут чувствовать себя частью образовательного процесса, в котором они являются главными действующими лицами.

Основным критерием проводимых занятий является их тайминг, в соответствии с которым необходимо определить, смогут ли участники легко воспринимать и усваивать учебную информацию. Расписание конкретного занятия можно представить с использованием скрайбинга, где основным элементом будет растущий в процессе мероприятия человек, символ развития и роста каждого студента.

Так, например, в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина используется формат «Неделя», когда каждая новая неделя посвящена определенной тематике. Темы адаптируются под интересы студентов. К примеру, в ноябре 2021 году было проведено мероприятие, посвященное вопросам благополучия. Студентам представилась возможность поучаствовать в мастер-классах по ментальному здоровью, получить навыки планирования личных финансов. Обучающиеся обсуждали вопросы социальной ответственности и будущего профессионального развития.

Запланированные занятия важно было представить в нестандартной форме. Для этого педагоги использовали скрайбинг. Совместным решением коллектива было предложено использовать для каждого мероприятия плакат в стиле обложки глянцевого журнала и разместить их в электронной среде соответствующей образовательной организации. Педагоги сняли видео для участников мероприятия в стиле скрайбинга, которое показали во время еженедельного собрания, а затем опубликовали его на платформе вуза. На протяжении всей недели студенты изучали вопросы будущего профессионального роста, для этого использовались наброски и изображения практически без текста для более детального запоминания тезисов. В процессе обучения перед преподавателями стояли три задачи. Во-первых, необходимо было передать обучающимся знания в максимально доступном виде, во-вторых, упростить восприятие и увеличить емкость материала, в-третьих, закрепить запоминающийся слоган для каждого мероприятия, который в будущем станет его визитной карточкой. Все задачи были успешно решены. Результат от использования скрайбинга в процессе реализации делового взаимодействия участников образовательной деятельности достигается за счет того, что у студентов появляется ярко выраженная потребность в причастности. Студенты хотели быть частью большого коллектива, контактировать со спикерами, педагогами и обучающимися, налаживать дружеские и деловые отношения. Студенты пытались найти решение, которое удовлетворит всех, шли на компромиссы.

Выводы. Проанализировав возможные виды скрайбинга, и изучив опыт его использования в образовательных организациях можно выделить его положительные стороны. Скрайбинг является универсальным способом за короткий промежуток времени в доступной форме объяснить информацию. Универсальный язык видеоскрайбинга понятен для любого человека. В процессе реализации скрайбинга сложная информация преобразуется в доступные символы и зарисовки, которые встречаются в повседневной жизни. Полученный результат занятия в виде скрайба можно применять в дальнейшей образовательной деятельности в качестве опорного материала.

В концепции модернизации Российского образования отмечено, что новое качество образования ориентирует обучающегося не только на освоение знаний, но и на развитие его личности. Использование скрайбинга в образовательном процессе с целью реализации деловой коммуникации субъектов образовательного процесса позволяет развить в студентах необходимые для дальнейшей жизни профессиональные и личностные компетенции. Применение онлайн-сервисов при создании скрайбинга позволяет создавать неповторимые анимации и внедрять нестандартные решения. Скрайбинг вербально и образно модифицирует тезисность презентации, обеспечивает активизацию внимания. Использование скрайбинга не требует много затрат и подходит для организации образовательного процесса любого вида.

Литература:

1. Анохина, Л.В. Применение скрайбинг-технологии в вузе / Л.В. Анохина // Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 5(21). -С. 1032-1036. - EDN UTNZNB.

2. Ваганова, О.И. Проектно-исследовательская деятельность как интегративное дидактическое средство формирования межкультурного диалога / О.И. Ваганова, М.Р. Желтухина, Л.А. Донскова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 3; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31730 (дата обращения: 23.05.2022)

3. Васильева, Е.В. Познание через образ: к вопросу о значимости визуализации учебной информации / Е.В. Васильева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - Т. 14. - № 3. - С. 94-99. - DOI 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.11. - EDN MADEIC.

4. Желтухина, М.Р. Скрайбинг как средство интерактивной визуальной коммуникации / М.Р. Желтухина, Е.Б. Пономаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 95-100. - EDN DZNTGI.

5. Иванова, О.В. Интерактивное электронное пособие как модульная визуализация учебной информации в средней и высшей школе / О.В. Иванова, И.И. Муравьева // Школьные технологии. - 2020. - № 3. - С. 73-80. - eDn GDPGZO.

6. Иванова, О.В. Скрайбинг как средство модульной визуализации при обучении математическим дисциплинам в средней и высшей школе / О.В. Иванова // Школьные технологии. - 2018. - № 4. - С. 72-79. - EDN YVZNRB.

7. Катханова, Ю.Ф. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема / Ю.Ф. Катханова, Е.И. Корзинова, С.Е. Игнатьев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. - № 4(228). - С. 51-59. - EDN VRQGHU.

8. Койкова, Е.С. Скрайбинг и веб-квест как средство визуализации информации в образовательном процессе / Е.С. Койкова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 6(23). - С. 365-368. - EDN PANDWV.

9. Сакулина, Ю.В. Возможности использования скрайбинг-технологии для повышения уровня усвоения теоретического материала / Ю.В. Сакулина // Проблемы современного образования. - 2020. - № 4. - С. 172-180. - DOI 10.31862/2218-8711-2020-4-172-180. - EDN XOAUGA.

10. Самосудова, Л.М. Использование приема скрайбинг на уроках английского языка / Л.М. Самосудова, Н.А. Лапина // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 28 февраля 2018 года. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2018. - С. 109-110. - EDN YUWWWZ.

11. Сухогузова, Т.В. Скрайбинг как одна из форм проектной работы / Т.В. Сухогузова // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Череповец, 29-30 марта 2018 года / Отв. ред. И.А. Сарычева. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. - С. 120-121. - EDN YVHYJD.

12. Фирюлина, Н.В. Использование технологии скрайбинга / Н.В. Фирюлина // Применение возможностей интерактивной доски в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: областной научно-практический семинар, Киров, 26 октября 2018 года / Сборник материалов. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2018. - С. 75-76. - EDN YMYVUT.

13. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language / G.N. Ostrikova, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina, I.G. Sidorova // Astra Salvensis. - 2018. - Vol. 6. - No S1. - P. 601-607.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Глазова Виктория Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается применение мультимедийных технологий в профессиональном образовании, позволяющие осуществлять проектирование, реализацию содержания, методов, а также форм обучения эффективно с задачей достигнуть поставленные цели учебного процесса, которые предполагают применение технических и программных средств мультимедиа и интерактивного программного обеспечения. Мультимедийные технологии оснащены образовательными ресурсами, которые считаются одними из мощнейших, так как использование их обеспечивает и формирование у обучающегося, а также проявление у него основных компетенций. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения связано с его обогащением за счёт эффективности от этого применения, а также восприимчивости у обучающихся на основе чувственных компонентов. Мультимедийные технологии являются перспективным направлением в процессе обучения.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, профессиональное образование, учебный процесс, процесс обучения, информационных технологии.

Annotation: The article discusses the use of multimedia technologies in vocational education, allowing for the design, implementation of content, methods, and forms of education effectively with the task of achieving the goals of the educational process, which involve the use of hardware and software multimedia and interactive software. Multimedia technologies are equipped with educational resources, which are considered one of the most powerful, since their use ensures the formation of the student, as well as the manifestation of his core competencies. The use of multimedia technologies enriches the learning process, allows it to be made both effective and receptive based on the sensory components of the student. Multimedia technologies are a promising direction in the learning process.

Key words: multimedia technologies, professional education, educational process, learning process, information technology.

Введение. На сегодняшний день выявлено, что одним из основных перспективных направлений для совершенствования учебного процесса считается использование мультимедийных технологий. В профессиональном образовании мультимедийные технологии дают возможность эффективно осуществить как проектирование содержания, форм и методов обучения, так и их реализацию с задачей достигнуть поставленные в учебном процессе, цели. Мультимедийные технологии оснащены образовательными ресурсами, которые считаются одними из мощнейших, так как использование их обеспечивает и формирование у обучающегося, а также проявление у него основных компетенций. В открытии методических подходов путем различных инноваций в системе профессионального образования сыграли мультимедийные технологии.

Изложение основного материала статьи. Мультимедиа - это «современная компьютерная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)». Под мультимедией понимается образующаяся между визуальными эффектами и аудиоэффектами взаимосвязь [7]. Эта взаимосвязь находится под управлением специального интерактивного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.