музыкальной выразительности и эмоционального воздействия на личность.
Описанная ситуация позволила нам говорить о следующих компонентах педагогического потенциала музыкального фольклора: научно-целевом, предметно-информационном, деятельностно-организационнрм, коммуникативном и эстетическом.
Литература:
1. Айдаев Ю.А. Чеченцы: история и современность. - М.: Мир дому твоему, 1996. - 352 с.
2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - М., 2021.
3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - М., 2021.
4. Базаева Ф.У., Джамалханова Л.А. Гуманитарная стратегия образования как ориентир профессиональной подготовки учителя музыки // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2018. - № 5. - С. 19-25.
5. Джамалханова Л.А. Организация профессиональной подготовки учителей музыки на основе традиций музыкального фольклора. - Москва, 2021.
6. Джамалханова Л.А. История развития музыкальной культуры Чеченской Республики. Махачкала: Алеф, Изд-во Чеченского государственного педагогического университета, 2019. - 67 с.
7. Джамалханова Л.А. Профессиональная подготовка учителя музыки посредством музыкального фольклора: дисс к.п.н. - Грозный, 2019
8. Джамалханова М.А. Система профессионально значимых качеств в структуре профессиональной компетентности учителя музыки // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2(87). - С. 153-155.
9. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №1(21). - С. 55-59.
10. Миханова О.П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4(12). - С. 145-151.
11. Осмаев М.К. Чеченцы: обычаи, традиции, обряды (историкокультурные аспекты проблемы). -Грозный: изд-во Чеченского государственного университета, 2016. - 176 с.
12. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=G8V6qjSn63EqVQgG&cacheid=E0847A7650E9406E089A85 8EA9CD4981 &mode=splus&base=LAW&n=386149&rnd=3524BF4F2404B 13F519B5F0378966047#03W6qj S9Ce AgM1pN (Дата обращения: 23.09.2021)
13. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25. - №2. - С. 44-58.
14. Сташкевич И.Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации - смена образовательной парадигмы // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. -№9(13). - С. 26-28.
15. Степанова Т.И. Музыкально-педагогическое краеведение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки (на материале педагогического колледжа). Атвореф. дис... к.п.н. Белгород, 2015. - 23 с.
16. Тахохов Б.И. Современный этап реформирования высшей школы Российской федерации // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта), 2017. - С. 246-254.
17. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации // Электрон. дан. Режим доступа Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 23.09.2021)
Педагогика
УДК 378.147
доктор филологических наук, профессор, профессор РАО, академик РАЕН Желтухина Марина Ростиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград),
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат филологических наук, доцент Пономаренко Елена Борисовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (г. Москва)
СКРАЙБИНГ КАК СРЕДСТВО ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. Одним из аспектов влияния информационного пространства на жизнь человека является возрастающая роль интерактивной визуальной коммуникации. В качестве технологии обеспечения интерактивной визуальной коммуникации выделяют скрайбинг. Эффективность использования скрайбинга отмечается на занятиях иностранного языка, поскольку его изучение происходит при параллельном участии максимального количества органов чувств. Применение скрайбинга позволяет за небольшой интервал
времени представить информацию в доступном для восприятия виде. Взаимодействие обучающихся в процессе обучения способствует повышению их профессиональных компетенций, творческого мышления, креативных навыков.
Ключевые слова: проектирование контента, информационные технологии, онлайн-ресурсы, визуальная коммуникация, таймлайн, образовательное мировоззрение.
Annotation. One of the aspects of the influence of the information space on a person's life is the increasing role of interactive visual communication. Scribing is distinguished as a technology for providing interactive visual communication. The effectiveness of the use of scribing is noted in foreign language classes, since its radiation occurs with the parallel participation of the maximum number of sensory organs. The use of scribing allows you to present information in an accessible form for a short period of time. The interaction of students in the learning process contributes to the improvement of their professional competencies, creative thinking, and creative skills.
Keywords: content design, information technologies, online resources, visual communication, timeline, educational worldview.
Введение. Информационное пространство с каждым годом все больше влияет на окружающий мир человека. Такое явление можно объяснить тем, что повсеместные изменения в электронной среде, появление новых способов поиска, анализа и передачи данных способствуют развитию новых культурных концепций в обществе и пониманию окружающего пространства [21. Одним из аспектов влияния информационного пространства на жизнь человека является возрастающая роль интерактивной визуальной коммуникации. Вследствие развития данной тенденции появляются новые коммуникативные, культурные и языковые инструменты, меняющие окружающую среду человека, воздействующие на научное, образовательное мировоззрение, социальные и межличностные процессы. В профессиональном стандарте педагога в качестве визуальной коммуникации понимается использование наглядных объектов в процессе коммуникации. Наглядные средства становятся частью познавательной деятельности обучающихся, средством формирования абстрактно-логического мышления.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве одного из направления развития воспитания выделено расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, которое предусматривает создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Одной из наиболее результативных технологий обеспечения интерактивной визуальной коммуникации является скрайбинг [1; 3; 41. Эффективность использования скрайбинга отмечается на занятиях иностранного языка, поскольку его изучение происходит при параллельном участии максимального количества органов чувств. В процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности студенты расширяют свой кругозор, развивают творческое мышление, формируют социально-ценностные качества: черты характера, нравственные убеждения [121.
Изложение основного материала статьи. Н.В. Ворошилова, А.В. Толмачева, Е.Н. Кукса в своих исследованиях также выделяют технологию скрайбинга, при котором основной смысл учебного материала передается с помощью образов. Скрайбинг может принимать различные формы. Например, видеоролик, представляющий собой готовый продукт, размещенный на информационном ресурсе, созданный педагогом самостоятельно, или наброски на учебной доске, позволяющие донести смысл рассматриваемой темы [61. Видеоскрайбинг или статичный скрайбинг представляют собой результат в виде рисунка, помогающий установить связь между отдельными компонентами. В качестве преимуществ скрайбинга авторы выделяют возможность задействовать одновременно слух, зрение, воображение обучающегося. Практическое значение имеет использование готовых продуктов в интернет-пространстве. Существуют ресурсы, имеющие большое количество шаблонов по иностранной тематике, позволяющие делать процесс обучения результативным.
О.В. Иванова утверждает, что скрайбинг позволяет сэкономить время, отведенное для обучения. В процессе лекционного занятия обучающиеся успевают не только узнать новый материал, но и закрепить полученные знания, проявить творческое мышление в изучении дисциплины. Автор отмечает и другую сторону применения скрайбинга в процессе обучения [81. Например, педагогу необходимо тратить большое количество времени на отражение учебного материала в визуальной форме. В результате процесс обучения с использованием скрайбинга способствуют усилению результативности обучения, развитию визуальной коммуникации, повышению самостоятельности субъектов образовательного процесса.
Н.В. Быстрова, И.Л. Белова, А. Сайед выделяют положительные стороны скрайбинга: эффективность передачи учебного материала, запоминание важных моментов, универсальность визуального языка, эффект параллельного следования [51. Современный процесс обучения с использованием скрайбинга должен включать в себя пять ступеней. Во-первых, необходимо определить проблему исследования, обозначить ее актуальность. Во-вторых, важно найти информацию и проанализировать ее. В-третьих, представить материал в образном виде с использованием цвета, различных композиций. Четвертым шагом будет проектирование контента, обработка, монтаж видеоматериала. Завершающий шаг включает в себя представление результата, выступление перед публикой.
Скрайбинг-технология выступает универсальным средством обеспечения интерактивной визуальной коммуникации, что оказывает положительное влияние на результаты образовательного процесса. На рисунке 1 обозначены преимущества использования скрайбинга.
Рисунок 1. Преимущества использования скрайбинга в образовательном процессе
Эффективность усвоения учебного материала проявляется в том, что скрайбинг позволяет за небольшой интервал времени представить информацию в доступном для восприятия виде.
Синхронность аудио- и видеоматериала позволяет улучшить понимание и запоминание информации.
Минимальные вложения являются существенным плюсом, поскольку для применения скрайбинга необходимы только электронное устройство, либо поверхность для рисования и маркеры [11].
Возможность организовать процесс обучения в непосредственном интерактивном взаимодействии со студентами на протяжении всего занятия обеспечивает большую включенность обучающихся в обучение и развитие их творческих способностей.
При использовании скрайбинга обучающиеся реализуют поиск, анализ, оценку информации, выстраивают ее в графический ряд, что направлено на развитие образного мышления [13].
Для эффективной организации процесса изучения иностранного языка с использованием скрайбинга важно определить онлайн-ресурсы, позволяющие в большей мере реализовать интерактивную визуальную коммуникацию. Среди 124 обучающихся был проведен опрос, позволяющий выделить востребованные платформы для скрайбинга. Результаты представлены на диаграмме 1.
60
50
40
30
20
10
СоАгптгЮ
Мооу|у
\ZidccStr Ьс
РошТооп
Диаграмма 1. Результаты опроса студентов по определению востребованных платформ для
скрайбинга
Респонденты выделили 4 наиболее удобные платформы для создания скрайбинга. GoAnimate отметили 29% обучающихся, в пользу Moovly выступили 34%. Высокий отклик получила платформа VideoScribe -
52%, за PowToon высказались 44% опрошенных. Среди вариантов онлайн-платформ студенты выделяли Wideo, однако большинство студентов отметили его примитивность по сравнению с другими сервисами. Некоторые обучающиеся называли онлайн-платформу Prezi, но из-за отсутствия русскоязычного интерфейса она получила низкие баллы.
GoAnimate помогает превратить обычную презентацию в полноценный мультипликационный фильм. Интерфейс сайта позволяет редактировать ролик, предварительно просматривать получившееся изображение [7]. Актуальна применительно к изучению иностранного языка будет возможность представления игровых персонажей из большой библиотеки. Преимуществом сервиса является большая коллекция действий. При решении образовательных задач студенты могут взаимодействовать для повышения собственных результатов обучения. Интерактивное пространство позволяет изучать на иностранном языке медицинские термины (при оказании героям медицинской помощи), названия блюд, продуктов, посуды (при приготовлении персонажами пищи). На рисунке 2 представлен пример слайда для изучения темы «Food». Живые персонажи в GoAnimate обеспечивают интерактивную визуальную коммуникацию обучающихся.
Рисунок 2. Пример слайда для изучения темы «Food»
Одним из самых простых, но в то же время востребованных инструментов для подготовки скрайбинга, является Moovly. На данном сервисе многие элементы можно рисовать от руки, что создает неповторимый вид анимированной презентации [10]. Данный сервис подойдет для новичков в области применения скрайбинга. Сервис обладает детализированным таймлайном и качественно проработанным механизмом навигации. Например, по теме «New Year» на Moovly можно выбрать шаблон и самим добавлять фразы, слова и тексы для их коллективного изучения (рис. 3).
Рисунок 3. Пример слайда для изучения темы «New Year»
VideoScribe представляет собой кроссплатформенный продукт от компании Sparkol для создания скрайб-презентаций. Работать с презентацией просто. В результате получается целое видео. При просмотре видеоматериала студенты также могут обсуждать диалоги персонажей. Педагог может проводить аудирование на иностранном языке, однако, благодаря сопровождающей картинке студентам легче будет усваивать учебный материал.
PowToon также представляет собой пространство для реализации интерактивной визуальной коммуникации. Интерфейс программы удобен и напоминает создание презентаций, но с расширенным инструментарием. В первую очередь нужно создать слайды с тезисами, а затем уже анимировать и украшать готовый материал. Готовые решения способствуют организации разнообразного образовательного процесса с
элементами визуализации [3; 9]. На уроках иностранного языка пристальное внимание уделяется изучению темы «Resume» для дальнейшего трудоустройства на перспективную должность. Каждый документ имеет свою структуру, которой нужно придерживаться. На платформе PowToon можно подробно изучить составление резюме на иностранном языке (рис. 4). Интерактивная виртуальная коммуникация достигается в процессе обсуждения студентами своих умений, способностей, навыков.
Рисунок 4. Пример слайда для изучения темы «Resume»
Выводы. Рассмотренные онлайн-сервисы для создания скрайбинга позволяют применять в презентации интересную анимацию и нестандартные живые решения. Взаимодействие обучающихся в процессе обучения и изучения тем на иностранном языке способствует повышению уровня их профессиональных компетенций, развитию творческого мышления и креативных навыков.
Скрайбинг вербально и образно модифицирует тезисность презентации, актуализирует связи и акцентирует ключевые моменты. Использование в процессе обучения технологии скрайбинга обеспечивает эффективность иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности, активизацию внимания. Применение скрайбинга не требует много затрат и отлично подходит для любого вида занятий. Интерактивная визуальная коммуникация позволяет получить высокие результаты образовательной деятельности.
Литература:
1. Aleshchanova I.V., Frolova N.A., Zheltukhina M.R. Creative approach to development of competence "writing" in foreign language classes // SHS Web Conf., 2018a. - 50. - Pp. 01025. https://doi.org/10.1051/shsconf/20185001025
2. Habinskaya A.A. Characteristics of cybersocialization of the digital generation // Humanitarian Balkan Research. - 2019. - Т. 3. - № 3 (5). - С. 55-57.
3. Ostrikova G.N., Zheltukhina M.R., Zyubina I.A., Sidorova I.G. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language. Astra Salvensis. - VI (2018), no. 1. - Pp. 601-607.
4. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научный вектор Балкан. - 2018. - № 1. - С. 17-23.
5. Быстрова Н.В., Белова И.Л., Сайед А. К вопросу о применении технологий визуализации информации в учебном процессе // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-2. -С. 30-33.
6. Ворошилова Н.В., Толмачева А.В., Кукса Е.Н. Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания // Известия ВГПУ. - 2021. - №2 (155). - С. 43-50.
7. Дроздова И.Л. Роль электронных учебных пособий в образовательном процессе курса ботаники // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 13-16.
8. Иванова О.В. Скрайбинг как средство модульной визуализации при обучении математическим дисциплинам в средней и высшей школе // Школьные технологии. - 2018. - №4. - С. 72-79.
9. Кириллова И. К., Солуянова О. Н. Система активных методов в преподавании иностранного языка в техническом вузе // Казанская наука. - 2015. - №4. - С. 205-207.
10. Ковалева Г.А., Янкевич Д.С., Чайковская Н.Э., Талан А.С. Современные цифровые технологии в системе профессиональной подготовки специалистов для киберспорта // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 9
11. Козырева О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 3
12. Савельева Н.Х., Демакова Г.А., Ульянова В.Г. Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов // Балканское научное обозрение. - 2020. - Т. 4. - № 1 (7). - С. 37-39.
13. Татаринов К.А. Электронное образование как технология обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 1 (30). - С. 117-120.