Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1578
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Глазова Виктория Олеговна

В статье рассматривается применение мультимедийных технологий в профессиональном образовании, позволяющие осуществлять проектирование, реализацию содержания, методов, а также форм обучения эффективно с задачей достигнуть поставленные цели учебного процесса, которые предполагают применение технических и программных средств мультимедиа и интерактивного программного обеспечения. Мультимедийные технологии оснащены образовательными ресурсами, которые считаются одними из мощнейших, так как использование их обеспечивает и формирование у обучающегося, а также проявление у него основных компетенций. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения связано с его обогащением за счёт эффективности от этого применения, а также восприимчивости у обучающихся на основе чувственных компонентов. Мультимедийные технологии являются перспективным направлением в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Глазова Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL EDUCATION

The article discusses the use of multimedia technologies in vocational education, allowing for the design, implementation of content, methods, and forms of education effectively with the task of achieving the goals of the educational process, which involve the use of hardware and software multimedia and interactive software. Multimedia technologies are equipped with educational resources, which are considered one of the most powerful, since their use ensures the formation of the student, as well as the manifestation of his core competencies. The use of multimedia technologies enriches the learning process, allows it to be made both effective and receptive based on the sensory components of the student. Multimedia technologies are a promising direction in the learning process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

5. Иванова, О.В. Интерактивное электронное пособие как модульная визуализация учебной информации в средней и высшей школе / О.В. Иванова, И.И. Муравьева // Школьные технологии. - 2020. - № 3. - С. 73-80. - eDn GDPGZO.

6. Иванова, О.В. Скрайбинг как средство модульной визуализации при обучении математическим дисциплинам в средней и высшей школе / О.В. Иванова // Школьные технологии. - 2018. - № 4. - С. 72-79. - EDN YVZNRB.

7. Катханова, Ю.Ф. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема / Ю.Ф. Катханова, Е.И. Корзинова, С.Е. Игнатьев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. - № 4(228). - С. 51-59. - EDN VRQGHU.

8. Койкова, Е.С. Скрайбинг и веб-квест как средство визуализации информации в образовательном процессе / Е.С. Койкова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 6(23). - С. 365-368. - EDN PANDWV.

9. Сакулина, Ю.В. Возможности использования скрайбинг-технологии для повышения уровня усвоения теоретического материала / Ю.В. Сакулина // Проблемы современного образования. - 2020. - № 4. - С. 172-180. - DOI 10.31862/2218-8711-2020-4-172-180. - EDN XOAUGA.

10. Самосудова, Л.М. Использование приема скрайбинг на уроках английского языка / Л.М. Самосудова, Н.А. Лапина // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 28 февраля 2018 года. - Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2018. - С. 109-110. - EDN YUWWWZ.

11. Сухогузова, Т.В. Скрайбинг как одна из форм проектной работы / Т.В. Сухогузова // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Череповец, 29-30 марта 2018 года / Отв. ред. И.А. Сарычева. - Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. - С. 120-121. - EDN YVHYJD.

12. Фирюлина, Н.В. Использование технологии скрайбинга / Н.В. Фирюлина // Применение возможностей интерактивной доски в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС: областной научно-практический семинар, Киров, 26 октября 2018 года / Сборник материалов. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2018. - С. 75-76. - EDN YMYVUT.

13. Learning Via Visualization at the Present Stage of Teaching a Foreign Language / G.N. Ostrikova, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina, I.G. Sidorova // Astra Salvensis. - 2018. - Vol. 6. - No S1. - P. 601-607.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Глазова Виктория Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматривается применение мультимедийных технологий в профессиональном образовании, позволяющие осуществлять проектирование, реализацию содержания, методов, а также форм обучения эффективно с задачей достигнуть поставленные цели учебного процесса, которые предполагают применение технических и программных средств мультимедиа и интерактивного программного обеспечения. Мультимедийные технологии оснащены образовательными ресурсами, которые считаются одними из мощнейших, так как использование их обеспечивает и формирование у обучающегося, а также проявление у него основных компетенций. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения связано с его обогащением за счёт эффективности от этого применения, а также восприимчивости у обучающихся на основе чувственных компонентов. Мультимедийные технологии являются перспективным направлением в процессе обучения.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, профессиональное образование, учебный процесс, процесс обучения, информационных технологии.

Annotation: The article discusses the use of multimedia technologies in vocational education, allowing for the design, implementation of content, methods, and forms of education effectively with the task of achieving the goals of the educational process, which involve the use of hardware and software multimedia and interactive software. Multimedia technologies are equipped with educational resources, which are considered one of the most powerful, since their use ensures the formation of the student, as well as the manifestation of his core competencies. The use of multimedia technologies enriches the learning process, allows it to be made both effective and receptive based on the sensory components of the student. Multimedia technologies are a promising direction in the learning process.

Key words: multimedia technologies, professional education, educational process, learning process, information technology.

Введение. На сегодняшний день выявлено, что одним из основных перспективных направлений для совершенствования учебного процесса считается использование мультимедийных технологий. В профессиональном образовании мультимедийные технологии дают возможность эффективно осуществить как проектирование содержания, форм и методов обучения, так и их реализацию с задачей достигнуть поставленные в учебном процессе, цели. Мультимедийные технологии оснащены образовательными ресурсами, которые считаются одними из мощнейших, так как использование их обеспечивает и формирование у обучающегося, а также проявление у него основных компетенций. В открытии методических подходов путем различных инноваций в системе профессионального образования сыграли мультимедийные технологии.

Изложение основного материала статьи. Мультимедиа - это «современная компьютерная информационная технология, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию)». Под мультимедией понимается образующаяся между визуальными эффектами и аудиоэффектами взаимосвязь [7]. Эта взаимосвязь находится под управлением специального интерактивного

программного обеспечения. В мультимедии используются как новейшие технические, так и программные средства. Целью использования этих средств является объединение текста, графики, фото, видео, звук в одном цифровом представлении.

Применение мультимедийных технологий в профессиональном образовании позволяет воздействовать сразу на несколько органов чувств у обучающихся, что говорит о повышенном интересе и внимания со стороны обучающихся.

Использование Интернет-технологий обогащает компьютерные классы в различных учебных заведениях. Они наделены как возможностью получить действительно полезную и нужную в данный момент информацию, т.е. осуществить интересы и потребности, так и организовать в виртуальном мире диалог с кем-либо.

Конечно, у использования Интернет-технологий есть и недостатки, например, то, что удалённые регионы РФ, а также сельская местность плохо оснащена линиями связи, что приводит к серьёзным проблемам, либо же полное отсутствие связи, это говорит вообще о невозможном применении Интернет-технологий.

Эффективность учебного процесса в профессиональном образовании повышают использование каких-либо программных продуктов преподавателями, ими могут быть электронные учебники, книги, какие-либо разработки преподавателя и т.п. Частое использование Интернета, поскольку он является одним из самых распространённых способов получения информации, говорит о том, что он является помощником, как преподавателям, так и обучающимся.

Мультимедийные обучающие технологии - это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО) [1].

Применение мультимедийных технологий в профессиональном образовании расширяет возможность дальнейшей интенсификации процесса обучения.

Особенностями использования мультимедийных технологий являются:

• аудитория, оборудованная компьютерами. Применение проводится в определённом, оснащённом мультимедиа проектором, месте;

• использование в учебном процессе таких программ, как Microsoft Teams, Word, Excel, PowerPoint, Outlook, OneNote, OneDrive считаются полезными и важными для освоения обучающими в современном обществе;

• использование в учебном процессе видеоматериалов позволяет визуализировать учебный процесс с целью усвоения новых знаний и т.д.

Перед преподавателем, который применяет в процессе обучения мультимедийные технологии, открываются широкие возможности, которые сказываются на улучшении образовательного процесса. Разработка лекционного курса, его чтение в нетрадиционном виде и будет являться примером широких возможностей.

Достоинствами мультимедийных технологий по сравнению с традиционным обучением являются:

• использование веб-элементов, например, тестов. Пользуются большой популярностью;

• вариативность прохождения - пример получения глубоких знаний;

• применение как анимации и различных графических элементов, так и звука с целью визуализации учебного процесса;

• использование электронных библиотеках и т.п.

Мультимедийные технологии сочетают в себе вербальную и наглядно-чувственную информацию, благодаря этому у обучающихся появляется мотивация к учебному процессу. А организация аудиторных учебных занятий с использованием различных мультимедийных технологий в профессиональном образовании позволяет как преподавателю, так и обучающимся сэкономить время, насытить информацией учебный процесс, а также изложить учебный материал более простым способом при наличии доступных у всех обучающихся средств, благодаря которому усвоение учебного материала обучающимися, станет более глубоким и осознанным [2].

В зависимости от взаимодействия и применения средства мультимедийных технологий делятся на:

1. Средства онлайн режима, асинхронного и синхронного взаимодействия.

2. Аудиофрагменты, видеофрагменты, анимационная графика, различные виртуальные объекты и т.п.

Необходимость мультимедийных технологий, которая выражается в их востребованности обусловлена тем, что в

мультимедийных технологиях, в их применении нуждается каждая изучаемая дисциплина в профессиональном образовании.

Внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс выявило как ряд положительных сторон, так и несколько трудных моментов. Например, применение специального проектора в учебном процессе требует подготовку в организации учебного процесса и нахождения мультимедийных учебных материалов.

Для подготовки будущих компетентных специалистов профессиональное учебное заведение включает в себя важное условие - изучение значительных объёмов научной информации. Обусловлено это тем, что у будущих специалистов основное место среди формируемых видов деятельности занимает именно научно-исследовательская деятельность. Поэтому перед обучающимися стоит непростая задача, ему нужно помимо усвоения учебного материала, провести аналитическое исследование больших объёмов информации.

Результат при использовании Интернет-технологий, происходит все ожидания, у обучающихся появляется мотивация в получении новых знаний в учебных предметах, а самое главное, что в этом они находят свою самостоятельность, так как выполнение домашнего задания на компьютере происходит у каждого индивидуально.

Усиление интереса у обучающихся, когда у них происходит активация в сознании и подсознании умственной деятельности происходит благодаря использованию мультимедийных технологий, а именно через интерактивность, визуализацию и структуризацию информации [5].

Отличительными особенностями мультимедийных технологий являются:

• хранение и обработка данных происходит в цифровой форме (с использованием компьютера);

• интерактивность, т.е. способность информационно-коммуникационной системы активно взаимодействовать с человеком;

• содержат в себе разные виды информации (как текстовую, так и графическую и т.п.);

• содержание гипертекста.

Визуальный информационный канал хоть и не считается основным, но за счёт применения мультимедийных технологий является одним из мощнейших. Взаимодействие клавиатуры и мыши, которое является продуманным в мультимедийных книгах или учебниках в сочетании с другими какими-либо медиями, позволяет выявить ещё одно достоинство мультимедийных технологий, а именно то, что различные мануальные упражнения развивают память.

Мультимедийные технологии, их применение ориентированы на обучающегося. Целью, которую они успешно выполняют является формирование профессиональных компетенций у обучающихся, за счёт использование как традиционных, так и новейших способов педагогического взаимодействия. Успешное выполнение связано с тем, что мультимедийные технологии соответствуют потребностям и интересам образования и тем самым оказывают воздействие на обучающегося, придают ему самостоятельность, а также индивидуальность.

Анализ применения мультимедийных технологий в профессиональном образовании выявил, что наиболее распространёнными являются:

• презентация - это способ наглядного представления информации (с возможностью использования аудиовизуальных средств);

• анимационные ролики - это искуственное создание эффекта подвижного изображения на основе быстрой смены последовательности кадров, которые способны фиксировать отдельные конкретные фазы движения объектов или их состояния и т.п.;

• Видеофильмы - это технология разработки и демонастрации движущихся изображений;

• Видеопроигрыватели - это программы, благодаря которым существует возможность управлять видеофильмами;

• мультимедиа-галереи - это собрание изображений;

• приложения для web - это веб-страницы (отдельные), их компоненты (например, меню), приложения с многоканальностью, чаты и т.д.;

• игры - это мультимедиа-приложения, которые направлены на удовлетворение потребностей и в развлечении, и удовольствии, а также на снятие напряжения. Такие мультимедиа-приложения позволяют развивать определённые навыки и умения;

• проигрыватели звукофых файлов - это программы, которые работают с цифровым звуком;

• цифровая звукозапись - это результат преобразования аналогового звука в цифровой для сохранения его на физическом носителе для дальнейшего воспроизведения записанного сигнала.

Процессы интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса посредством данных технологий, которые обладают большим педагогическим потенциалом для воспитания духовно-развитой личности, способствуют совершенствованию и воспитанию музыкально-художественной культуры [4].

Внедрение мультимедийных технологий в профессиональное образование является на сегодняшний день одним из самых перспективных тенденций информатизации образования. Для дальнейшей такой направленности необходимо обязательное соблюдение различных условий. К ним можно отнести: повышение квалификации преподавателей профессионального образования; совершенствование методического и программного обеспечения, материальной базы.

Принципами мультимедийных технологий являются:

• возможность представить информацию с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред;

• наличие художественного дизайна интерфейса и средств навигации.

Также удалось выявить новейшие данные по применению мультимедийных технологий в учебных заведениях профессионального образования:

• у обучающихся развито умение принять наиболее верное и оптимальное в данный момент решение, составить план с различными вариантами исхода событий, а также они наделены алгоритмическим стилем мышления;

• мотивация в виде получения новых знаний и другие.

Выводы. Подводя итог, применение мультимедийных технологий оценивается в способности повышения качества учебного процесса в профессиональном образовании, его эффективности. Содержание, однако, мощнейшего образовательного потенциала в мультимедийных технологиях, позволяет сделать плодотворную среду будущим специалистам для формирования у них компетенций. Обогащение и эффективность учебного процесса в профессиональном образовании вызвано применением мультимедийных технологий в нём.

Литература:

1. Байтуганова, А.О. Мультемидиа технологии в образовании / А.О. Байтуганова, М.Т. Аймбетова, Л. Каужан // Молодой учёный. - 2016. - №19.2. - С. 9-11.

2. Брель, О.А. Применение мультимедийных технологий в профессиональном туристском образовании / О.А. Брель // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 3. - С. 88-92.

3. Бахтызин, К.А. Методика применения мультимедийных технологий в процессе профессионального обучения / К.А. Бахтызин // Интеграция науки, технологии и образования: ИНТ0-2021. Материалы VI межрегиональной конференции молодых исследователей с международным участием. - Москва. Московский педагогический государственный университет, 2021. - С. 155-159.

4. Лапшова, А.В. Инновационные технологии профессионального обучения / А.В. Лапшова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 188-190.

5. Подстрахова, А.В. Дистанционное обучение иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации (из опыта применения цифрового видеоконтента) / А.В. Подстрахова // Перспективы науки. - 2021. - № 2(137). - С. 26-31.

6. Уракова, Е.А. Основные направления развития профессионального образования / Е.А. Уракова, Е.Н. Гусев, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 240-243.

7. Уракова, Е.А. Инновационные образовательные технологии системы профессионального образования / Е.А. Уракова, Д.М. Михайленко, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. -С. 304-307.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлена проблема развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Обобщен научный опыт, раскрыт педагогический опыт работы по данному направлению на базе учреждения дополнительного образования. Предложены и практически обоснованы педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллектуальные умения, дополнительное образование, старший дошкольный возраст.

Annotation. The article presents the problem of the development of intellectual skills in older preschool children in conditions of additional education. The scientific experience is summarized, the pedagogical experience of working in this area on the basis of the institution of additional education is disclosed. The pedagogical conditions for the development of intellectual skills in older preschool children in the conditions of additional education are proposed and practically justified.

Key words: intellectual development, intellectual skills, additional education, senior preschool age.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (БГПУ и МГПУ) по теме «Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях трансформации социального пространства»

Введение. Модернизация дошкольного образования, внедрение различных технологий в процесс развития детей дошкольного возраста способствует обеспечению развития интеллектуальной сферы дошкольников. Повышение требований к интеллектуальной готовности детей к школе; реализация содержания ФГОС ДО; интенсификация применения интерактивных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста - все это актуализирует поиск новых подходов к интеллектуальному развитию ребенка в период дошкольного детства, повышает требования к работе дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) и учреждений дополнительного образования. Несмотря на это учителя начальной школы отмечают наличие детей, у которых на период поступления в школу слабо развиты интеллектуальные умения (умение быть внимательным, умение воспринимать, мыслить).

Цель данной работы - определить содержание и педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Поставленная цель определила ряд задач: 1) проанализировать понятие «интеллектуальные умения»; 2) выявить причины слабого развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных организаций; 3) охарактеризовать эффективные программы дополнительного образования, направленные на развитие интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста; 4) определить педагогические условия развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Методологическим основанием изучения особенностей развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста являются труды А.Л. Венгера, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Н.Н. Поддъякова, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, Т.Г. Анисимовой, И.С. Якиманской, И.И. Левиной, Т.А. Щербаковой, Е.Е. Кравцовой и др. Авторами были рассмотрены понятия «интеллектуальное развитие», «интеллектуальные способности», «интеллектуальные умения», предложены средства, формы и способы интеллектуального развития детей в дошкольный период. Так, согласно Л.С. Выготскому, «интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления» [3].

М. Доналдсон рассматривал интеллектуальное развитие как развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность, сокращенность [5, С. 87]. Поэтому применительно для старших дошкольников, говоря об их интеллектуальном развитии, целесообразно акцентировать внимание на развитие их интеллектуальных способностей, а также интеллектуальных умений и навыков. В работе М.А. Дмитриевой, А.А. Крылова, А.И. Нафтельева интеллектуальные умения рассматриваются как умения, связанные с хранением и переработкой информации (мнемические, мыслительные и имажинитивные умения [4]. Вслед за В.П. Левченко, под интеллектуальными умениями мы подразумеваем умения, обеспечивающие развитие продуктивного мышления, способствующие повышению уровня познавательной активности детей, возможности решать противоречия и обнаруживать новые [8].

Развитие интеллектуальных умений (воспринимать, запоминать, быть внимательными, мыслить, проявлять интуицию) начинается в период дошкольного детства, в процессе организации различных видов познавательной деятельности [9]. В ходе нашего исследования проведен анализ литературы по проблемам развития интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях различных образовательных организаций [1; 6; 7; 10]. Авторы обращают внимание на использование различных видов деятельности и технологий в развитии интеллектуальных умений у дошкольников, разработку специальной предметно-развивающей среды в группе. В частности, использования игровых и интерактивных технологий, экспериментирования и пр. Такой подход, соответствует возможностям современных образовательных учреждений и позволяет учитывать возрастные и индивидуальные возможности каждого ребенка.

В тоже время следует отметить, что проблема развития интеллектуальных умений у детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования является малоизученной, о чем свидетельствует ограниченное количество работ поданной проблематике. Состояние разработанности проблемы и актуальность ее изучения в настоящее время определяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.