Научная статья на тему 'ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Желтухина Марина Ростиславовна, Доброниченко Елена Викторовна

Основными современными требованиями к результатам образовательного процесса является повышение у обучающихся уровня взаимодействия со сверстниками, развитие навыков общения с другими людьми. Одной из технологий, направленных на развитие коммуникативных компетенций обучающихся является технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология). Благодаря инструментам ТРИЗ-технологий у участников образовательного процесса вырабатываются основы анализа действительности, развивается самостоятельность, ответственность. В статье описаны принципы, благодаря которым достигаются высокие результаты использования ТРИЗ-технологий в обучении. Проведено исследование, в результате которого установлено, что после использования ТРИЗ-технологий в образовательном процессе, количество респондентов с высоким уровнем развития коммуникативной компетенции увеличилось. Благодаря ТРИЗ-технологии достигаются высокие результаты обучения, путем создания ситуаций коммуникативной успешности для каждого обучающегося, совместного поиска информации для решения образовательных задач, создания игровых ситуаций, мотивирующих участников обучения к общению с остальными участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRIZ TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCIES

The fundamental provisions of modern Federal State Educational standards are to increase students' level of interaction with peers, the development of communication skills with other people. One of the technologies aimed at developing students' communicative competencies is the technology of the theory of inventive problem solving (TRIZ technology). Thanks to the tools of TRIZ technologies, participants in the educational process form a stable attitude to the world around them, develop the basics of reality analysis, develop independence, responsibility. The article describes the didactic principles according to which high results of using TRIZ technologies in teaching are achieved. An experiment was conducted, as a result of which it was found that after using TRIZ technologies in the educational process, the number of respondents with a high level of development of communicative competence increased. Thanks to TRIZ technology, high learning outcomes are achieved by creating situations of communicative success for each student, jointly searching for information to solve educational problems, creating game situations that motivate learning participants to communicate with other participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020660165 Российская Федерация. Утилита анализа интеллект-карт для реализации проектной деятельности: № 2020618467: заявл. 03.08.2020: опубл. 28.08.2020 / С.А. Котлицкий, И.Ю. Коцюба. - EDN GCFHMN.

11. Тихоновецкая, И.П. Организация учебного сотрудничества в цифровой образовательной среде / И.П. Тихоновецкая, М.Е. Вайндорф-Сысоева // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2022. - № 9. -С. 26-33. - DOI 10.24412/2712-827X-2022-9-26-33. - EDN VCSPXN.

12. Social education of students in the conditions of electronic learning / V.A. Ivanov, J.M. Tsarapkina, M. R. Zheltukhina [et al.] // Amazonia Investiga. - 2022. - Vol. 11. - No 49. - P. 175-181. - DOI 10.34069/AI/2022.49.01.19. - EDN JNYNWS.

13. Students' Digital Competence Formation in the Context of Implementing the Requirements of the Federal State Education Standards / E. Kazantseva, O. Kolmakova, A. Kazantseva, N. Sverdlova // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Vol. 131. - P. 611-620. - DOI 10.1007/978-3-030-47415-7_65. - EDN XQZDPA.

14. Romanov, I.V. The problem of mental health in the context of the COVID-19 pandemic: the classification of psychopathological disorders / I.V. Romanov, E.I. Banik, M.R. Zheltukhina [et al.] // Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No 2. - P. 2042-2047. - EDN TGAVBD.

15. Sekyere-Asiedu, D. Determining the Readiness of the Mechanical Engineering Programme Candidates for Distance Education / D. Sekyere-Asiedu, N.A. Mashkin, E.V. Mochelevskaya [et al.] // International Journal of Engineering Pedagogy. -2022. - Vol. 12. - No 2. - P. 101-114. - DOI 10.3991/ijep.v12i2.29319. - EDN YTNAWL.

16. Tameryan, T.Y. Internet survey as a mobile digital technology for identifying the development of interethnic processes / T.Y. Tameryan, M.R. Zheltukhina, I.A. Zyubina [et al.] // Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No 2. -P. 1984-1992. - EDN GRZIWR.

17. Vershinin, V.P. Modern means of communication in professional education / V.P. Vershinin, M.R. Zheltukhina, G.G. Slyshkin [et al.] // Amazonia Investiga. - 2022. - Vol. 11. - No 49. - P. 182-188. - DOI 10.34069/AI/2022.49.01.20. - EDN PSCIAR.

18. Information Resources for Foreign Language Teachers' Self-development: Overview / L.G. Vikulova, I.P. Khutyz, I.V. Makarova [et al.] // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives: Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives", St. Petersburg, 25-27 марта 2020 года. - St. Petersburg: Springer Nature, 2020. - P. 119-127. - DOI 10.1007/978-3-030-47415-7_13. - EDN GFOUBF.

19. Zubkova, Y.V., Baikina, J.O., Sergeeva, S.V., Burkhanova, I.Y., Koldina, M.I. Electronic visualization tools in education // Revista Eduweb, de Tecnología de Información y Comunicación en Educación. - Vol. 15. - Núm. 3 (2021). DOI: 10.46502/issn.1856-7576/2021.15.03.12. - P. 150-160.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); кандидат филологических наук Доброниченко Елена Викторовна Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург), Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург)

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. Основными современными требованиями к результатам образовательного процесса является повышение у обучающихся уровня взаимодействия со сверстниками, развитие навыков общения с другими людьми. Одной из технологий, направленных на развитие коммуникативных компетенций обучающихся является технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология). Благодаря инструментам ТРИЗ-технологий у участников образовательного процесса вырабатываются основы анализа действительности, развивается самостоятельность, ответственность. В статье описаны принципы, благодаря которым достигаются высокие результаты использования ТРИЗ-технологий в обучении. Проведено исследование, в результате которого установлено, что после использования ТРИЗ-технологий в образовательном процессе, количество респондентов с высоким уровнем развития коммуникативной компетенции увеличилось. Благодаря ТРИЗ-технологии достигаются высокие результаты обучения, путем создания ситуаций коммуникативной успешности для каждого обучающегося, совместного поиска информации для решения образовательных задач, создания игровых ситуаций, мотивирующих участников обучения к общению с остальными участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: взаимодействие, межличностные отношения, образовательная среда, творческое мышление, мотивация.

Annоtation. The fundamental provisions of modern Federal State Educational standards are to increase students' level of interaction with peers, the development of communication skills with other people. One of the technologies aimed at developing students' communicative competencies is the technology of the theory of inventive problem solving (TRIZ technology). Thanks to the tools of TRIZ technologies, participants in the educational process form a stable attitude to the world around them, develop the basics of reality analysis, develop independence, responsibility. The article describes the didactic principles according to which high results of using TRlZ technologies in teaching are achieved. An experiment was conducted, as a result of which it was found that after using TRIZ technologies in the educational process, the number of respondents with a high level of development of communicative competence increased. Thanks to TRIZ technology, high learning outcomes are achieved by creating situations of communicative success for each student, jointly searching for information to solve educational problems, creating game situations that motivate learning participants to communicate with other participants in the educational process.

Key words: interaction, interpersonal relationships, educational environment, creative thinking, motivation.

Введение. В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года её стратегические цели направлены на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов современных обучающихся. Принципы обучения должны заключаться в справедливости, всеобщности и профессиональной ориентации всей молодежи. Основополагающими положениями современных Федеральных государственных образовательных стандартов являются повышение у обучающихся уровня взаимодействия

со сверстниками, развитие навыков общения с другими людьми, способность устанавливать взаимоотношения и регулировать свое поведение. Педагоги отмечают, что в цифровую эпоху обучающиеся испытывают трудности в общении со сверстниками [3; 5, C. 253; 6]. Это может быть выражено в неумении находить правильный подход к общению, поддерживать и развивать межличностные отношения, обсуждать свои действия в процессе реализации конкретного вида деятельности, аргументированно представлять свою точку зрения. В современной системе образования наиболее актуальным направлением организации образовательного процесса является развитие коммуникативных компетенций обучающихся.

Коммуникативная компетенция определяется как совокупность навыков, направленных на желание и возможность участника межличностных отношений выстраивать диалог с окружающими, способность организовать общение, умение слышать и слушать собеседника, умение проявлять эмпатию и решать возникающие недопонимания со сверстниками, знание этикета.

Современная педагогика использует большое количество технологий, направленных на развитие коммуникативных компетенций обучающихся. Одной из таких технологий является технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) [13, C. 65]. Инструменты данной технологии являются результативным способом развития не только коммуникативных компетенций обучающихся, но и личностных качеств каждого участника образовательного процесса.

Г.С. Альтшуллер, создатель ТРИЗ-технологии, установил, что технические системы развиваются по конкретным законам, которые можно выявить и использовать в дальнейшей деятельности. Немного позже создатель теории определил, что использовать данную методику можно в разнообразных сферах жизни. С точки зрения автора методики иногда случаются противоречия и ограничения, для разрешения которых необходимо использовать универсальные приемы их устранения. Г.С. Альтшуллер является также первооткрывателем алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), благодаря которой можно выстроить определенную последовательность действия для достижения поставленной цели, а также развития изобретательских способностей человека [12, C. 135].

Во время зарождения и развития ТРИЗ в основном интересовались психологи. Психологи отмечали, что познавательная активность человека является основой изобретения. Занятия с использования ТРИЗ-технологий всегда направлены на самостоятельную работу с учебным материалом, в результате которой формируются определенные знания, умения и навыки.

Познавательная деятельность обучающихся заключается в совокупности чувственного восприятия, теоретического понимания и практического применения. Применение познавательной активности происходит во всех видах деятельности и при реализации взаимодействия обучающихся, в том числе при реализации предметно-практических действий на занятиях.

Возможности ТРИЗ-технологий позволяют развить у обучающихся творческое мышление, воображение. Рассматриваемый подход в обучении способствует дальнейшему использованию изученных алгоритмов в повседневной и будущей профессиональной деятельности [11, С. 158]. Благодаря инструментам ТРИЗ-технологий у участников образовательного процесса формируется устойчивое отношение к окружающему миру, вырабатываются основы анализы действительности, развивается самостоятельность, ответственность и уверенность в том, что обучающийся может найти выход из любой проблемы.

Использование ТРИЗ-технологий позволяет сформировать у обучающихся стремление решать практические и социальные задачи, аргументированно отстаивать свою точку зрения в коллективе, развивается системно-диалектическое мышление и способность взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день использованию ТРИЗ-технологий в образовательном процессе уделяется отдельное внимание.

Необходимо подчеркнуть, что за последние годы рассматриваемая ТРИЗ-технология получила признание во всем мире. Известные бренды активности используют методы ТРИЗ в своей работе (например, Samsung, LG, Gillette, Intel, Boeing). Автор утверждает, что потребность в изобретательстве являлось естественным желанием человека на протяжении всей истории. Благодаря ТРИЗ можно не только решить сложные изобретательские задачи, но и запланировать развитие систем, развить творческие способности, умение ориентироваться в быстро меняющемся мире. При изучении ТРИЗ человек овладевает навыками поиска сути учебного материала, правильного поиска необходимой информации. Обучающиеся отходят от традиционных способов обучения и учатся размышлять, сопоставлять факты, системно мыслить [8, С. 683]. С помощью ТРИЗ-технологий достигается уменьшение времени на решение конкретных задач.

Л.И. Аббасова в своих трудах отмечает, что на сегодняшний день актуальным направлением развития образовательной системы является необходимость использования инновационных способов обучения. Благодаря взаимодействию в процессе обучения возможно совершенствование образовательной среды. Автор выделяет ТРИЗ-технологию как одну из гуманистических и социально-ценностных идей, которая способствует функционированию субъектов образовательных отношений на новом уровне. Благодаря взаимодействию участников образовательного процесса с использованием инновационных технологий повышается результативность обучения [1, С. 5].

И.И. Гончарова, М.И. Васильева в своих исследованиях рассматривают последствия использования ТРИЗ-технологий в образовательном процессе. В соответствии с контрольной диагностикой отмечается положительная динамика в развитии навыков культуры потребления у обучающихся. В процессе беседы с участниками обучения установлено, что ТРИЗ-технологии позволяют сформировать у обучающихся нестандартные подходы к решению задач [4, С. 31].

В процессе реализации ТРИЗ-технологий важно учитывать некоторые дидактические принципы. Во-первых, обучающимся необходимо давать возможность выбирать. Во-вторых, предлагаемые задачи должны быть открытого типа и предполагать наличие нескольких решений. Творческие задания важно продумывать с разными вариантами дальнейшего развития событий. В-третьих, творческие задания необходимо грамотно сочетать с практической деятельности. В-четвертых, педагогу важно участвовать во взаимодействии с участниками образовательного процесса, наблюдать за ходом развития их мышления и действий [2, С. 221]. В-пятых, принцип идеальности, предполагающий использование инструментов ТРИЗ в любом виде деятельности. В процессе активного использования ТРИЗ-технологий в образовательном процессе у обучающихся снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость. Участники образовательного процесса развивают воображение, проявляют инициативу в решении учебных задач, повышается уровень познавательных способностей [13, С. 120].

В процессе исследования был проведен трехэтапный педагогический эксперимент. В констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента приняли участие 322 человека. Основными методами исследования стали наблюдение, педагогическая диагностика и эксперимент. Целью эксперимента стало: выявление умения обучающихся понимать эмоциональное настроение сверстников. Для оценки уровня развития умения понимать эмоциональное настроение других людей обучающимся были предложены вопросы по методике О.В. Дыбиной [9]. С помощью информационных сервисов обучающимся были предложены изображения, на которых изображены дети и взрослые. Респондентам предстояло ответить на вопросы «кто изображен?», «чем занимаются люди на предложенных изображениях?», «какое внутреннее состояние у

людей на картинках?», «какие элементы позволили сделать эти выводы?», «какие действия могут произойти в будущем у данных людей?». Оценка результатов происходила по следующей шкале: 3 балла - обучающийся способен верно определить эмоциональное настроение сверстников и взрослых, объяснить причину такого состояния и сделать прогнозы развития событий; 2 балла - участник процесса обучения способен справиться с заданием с помощью педагога; 1 балл -респондент затрудняется в определении эмоционального настроения. В результате использования данной методики можно судить о способности обучающихся различать эмоциональное состояние людей, в также умении вести себя в соответствии с проведенным анализом.

В процессе исследования была использована еще одна методика выявления развития коммуникативной компетенции в общении со сверстниками по Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной [5]. Обучающимся были предложены изображения с выраженными конфликтными ситуациями. В соответствии с предложенной методикой обучающимся предстояло описать конфликтные ситуации и предложить свое решение выхода из сложившейся проблемы. Каждый вариант решения оценивается определенным баллом. Результатом использования данной методики является качественное своеобразие ответов обучающихся, отражающий конкретный тип решений конфликтных ситуаций [5, С. 77].

После реализации описанных выше методик была проведена диагностика уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся. Оценка уровня развития коммуникативной компетенции осуществлялась в соответствии со следующими критериями:

- умение вступать в процесс взаимодействия со сверстниками и педагогами,

- способность соотносить средства вербального и невербального общения,

- умение принимать и грамотно использовать информацию.

При высоком уровне развития коммуникативной компетенции обучающиеся без затруднения вступают в общение с иными участниками образовательной деятельности, проявляют способность слышать и слушать собеседника, стремятся получить наиболее полную информацию в процессе коммуникаций.

Средний уровень развития коммуникативной компетенции предполагает способность заводить общение со сверстниками, однако чаще со сверстниками одного пола, заметны трудности при общении с незнакомыми людьми.

Низкий уровень развития коммуникативной компетенции определяется в отсутствии инициативы при реализации взаимодействия, действуют такие обучающиеся зачастую индивидуально, без проявления собственной точки зрения.

Результаты диагностики позволили установить, что средним уровнем развития коммуникативной компетенции обладают 58% участников эксперимента, высоким уровнем - 27% низким уровнем - 15%. Данный этап позволил сделать вывод об обучающихся, нуждающихся в повышенном внимании со стороны преподавателей. В качестве причин нарушения поведения выделялась малообщительность. Фактором такого поведения выступает средний уровень развития коммуникативной компетенции, низкий уровень способностей самостоятельно оценить ситуацию. Проблема обучающихся заключается в неумении организовать и контролировать собственное поведение.

Для повышения уровня развития коммуникативной компетенции необходимо применять в практике преподавания инновационные средства обучения. В качестве основного инструмента повышения коммуникативной компетенции была выбрана ТРИЗ-технология.

Работа по повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся с помощью ТРИЗ-технологии проводилась два раза в неделю в течение 4 месяцев. Развитие коммуникативной компетенции проводилось в организованной образовательной деятельности, свободной и совместной деятельности.

Для обучающихся были организованы игры «Черное-белое», «Наоборот», «Бином фантазии». В процессе реализации ТРИЗ-технологий приемов обучающиеся учились видеть в окружающей действительности противоречия и правильно их формулировать. Для участников эксперимента также были проведены олимпиады, основной целью которых являлось создание успешности каждого обучающегося. С целью снятия психологических барьеров в общении были использованы следующие приемы: динамика-статика (по приему «динамика» превратить постоянные свойства в переменные, по приему «статика» наоборот), увеличить-уменьшить.

С целью сравнения уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся было проведено повторное тестирование. Анализ результатов позволил установить, что количество респондентов с высоким уровнем развития коммуникативной компетенции увеличилось на 16%. Участники с низким уровнем развития коммуникативной компетенции продемонстрировали средний уровень (11%).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что регулярное использование ТРИЗ-технологий оказывают положительный эффект на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. В процессе наблюдения за поведением участников эксперимента отмечается рост значимости межличностного общения, развитие логического мышления, рост речевой активности. Педагоги отмечали также снижение конфликтных проявлений в общении.

Обучающиеся со средним уровнем развития коммуникативных компетенций (53%) отмечают, что легко заводят контакты со сверстниками. Для них характерна недостаточная активность в общении, чаще всего они принимают точку зрения лидера. Обладают знаниями о принципах выстраивания взаимодействия. Респонденты с высоким уровнем развития коммуникативных компетенций (43%) умеют выслушать собеседника, стремятся креативно подходить к решению возникающих проблем, сравнивают формы взаимодействия и выбирают наиболее результативный вариант. В конфликтных ситуациях стремятся понять точку зрения собеседника и найти справедливое решение. Значительно снизилось количество обучающихся с низким уровнем развития коммуникативной компетенции (4%). Участники процесса обучения стали более уверенно выражать собственные мысли, грамотно формулировать собственную точку зрения.

Выводы. Активизация познавательной деятельности обучающихся остается одной из приоритетных проблем современной педагогики. ТРИЗ-технологии позволяют развивать коммуникативные компетенции обучающихся, способность к моделированию ситуаций, приобретению навыков организации межличностного общения. Использование ТРИЗ-технологий позволяет достичь положительного результата в организации взаимодействия современной молодежи. Рассмотренные инструменты ТРИЗ позволяют повысить навыки вступления в диалог, проявления отзывчивости, оценивания эмоционального состояния сверстников.

Возможности ТРИЗ-технологий направлены на повешение способности самостоятельно искать необходимую информацию и использовать ее в дальнейшей образовательной деятельности. Полученные показатели уровней развития коммуникативной компетенции позволили установить, что основные проблемы заключаются в неумении обучающихся организовать и контролировать свое поведение при реализации взаимодействия.

В результате проведенного исследования было установлено, что для повешения уровня развития коммуникативных компетенций важно использовать дополнительные инструменты. Высокие результаты можно получить при создании ситуаций коммуникативной успешности для каждого обучающегося, совместном поиске информации для решения образовательных задач, создании игровых ситуаций, мотивирующих участников обучения к общению с остальными участниками образовательного процесса.

Литература:

1. Аббасова, Л.И. Методическое сопровождение педагогов по формированию картины мира средствами ТРИЗ-технологий / Л.И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. - С. 4-7. - EDN ZOBFJV.

2. Абдулджемилева, Л.З. ТРИЗ-технология как система развития креативного мышления / Л.З. Абдулджемилева // Молодой ученый. - 2019. - № 39(277). - С. 221-223. - EDN SMFRKQ.

3. Ваганова, О.И. Проектно-исследовательская деятельность как интегративное дидактическое средство формирования межкультурного диалога / О.И. Ваганова, М.Р. Желтухина, Л.А. Донскова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 3; URL: https://science-education.ru/article/view?id=31730 (дата обращения: 23.05.2022)

4. Гончарова, И.И. Использование технологии "теория решения изобретательских задач" в формировании культуры потребления у детей дошкольного возраста / И.И. Гончарова, М.И. Васильева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3(82). - С. 31-32. - DOI 10.24411/1991-5497-2020-00445. - EDN YUOAVP.

5. Железнова, С.В. ТРИЗ-технология как способ реализации ФГОС ДО в процессе познавательного развития дошкольников / С.В. Железнова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы, Чебоксары, 22 января 2016 года / ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2016. - С. 252-257. - EDN VLTEOZ

6. Желтухина, М.Р. Скрайбинг как средство интерактивной визуальной коммуникации / М.Р. Желтухина, Е.Б. Пономаренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-4. - С. 95-100. - EDN DZNTGI.

7. Крашенинникова, О. Опыт внедрения ОТСМ-ТРИЗ-технологий в обучение билингвов в Андорре / О. Крашенинникова // Русская школа за рубежом: сборник докладов конференции, Берлин, 28-30 октября 2021 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. - С. 71-79. -EDN XTWQIT.

8. Кувшинова, Т.И. Использование ТРИЗ-технологий в современной начальной школе / Т.И. Кувшинова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 41. - С. 681-687. - EDN FXIYLS.

9. Максачук, Т. Методический материал по диагностике социально-коммуникативной компетентности у старших школьников О.В. Дыбиной. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskii-material-po-diagnostike-socialno-komunikativnoi-kompetentnosti-u-starshih-doshkolnikov-o-v-dybinoi.html (дата обращения: 12.03.2022)

10. Осипова, О.В. Использование триз-технологии как инструмента развития речевого творчества старших дошкольников / О.В. Осипова, С.И. Маматова, Е.В. Чайка // Психология и педагогика: теоретический и практический потенциал: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 30 апреля 2021 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. - С. 64-66. - EDN POEMYZ.

11. Статкевич, М.П. Использование элементов ТРИЗ-технологии для формирования информационной компетенции учащихся / М.П. Статкевич // Система методических ресурсов процесса развития методологической культуры учащихся : Сборник научных и научно-методических статей, Могилев, 21 марта 2019 года. - Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. - С. 157-160. - EDN VOEJSX.

12. Филюкова, Е.С. Организационно-педагогические условия формирования готовности педагогов к работе с ТРИЗ-технологией / Е.С. Филюкова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 16 января 2019 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. - С. 134-137. - EDN VULGQU.

13. Фуфаев, И.В. Творческая активность обучающихся и ее формирование средствами ТРИЗ-технологии (на примере изучения естественно-научных дисциплин) / И.В. Фуфаев // Поволжский педагогический поиск. - 2013. - № 4(6). -С. 120-125. - EDN UBFDBJ.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

доктор филологических наук, профессор, профессор РАО Желтухина Марина Ростиславовна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград); старший преподаватель кафедры иностранных языков Аракелян Нина Сергеевна Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар)

СКРАЙБИНГ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Одним из основополагающих аспектов современного информационного пространства является рост интерактивной деловой коммуникации. Для реализации деловой коммуникации используются визуальные инструменты, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. В качестве одного из способов реализации деловой коммуникации в современном образовательном процессе выступает скрайбинг. В статье рассмотрены онлайн-сервисы для создания скрайбинга. Описана классификация скрайбинга в зависимости от способа применения. Проанализированы возможности скрайбинга в реализации делового взаимодействия участников образовательного процесса. Использование скрайбинга с целью реализации деловой коммуникации субъектов образовательного процесса позволяет развить в студентах необходимые для дальнейшей жизни профессиональные и личностные компетенции.

Ключевые слова: электронная среда, профессиональные компетенции, деловая коммуникация, взаимодействие, онлайн-сервисы.

Annоtation. One of the fundamental aspects of the modern information space is the growth of interactive business communication. Visual tools aimed at the development of abstract-logical thinking are used to implement business communication. Scribing is one of the ways to implement business communication in the modern educational process. The article discusses online services for creating scribing. The classification of scribing depending on the method of application is described. The possibilities of scribing in the implementation of business interaction of participants in the educational process are analyzed. The use of scribing in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.