УДК 378 ББК 74.48
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ КАК СТИМУЛЯТОР УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
PROJECT-BASED LEARNING WITH THE TIPS ELEMENTS AS A TRIGGER OF THE STUDENTS' EDUCATIONAL ACTIVITY
Сакулина Юлия Валерьевна
Доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Никулина Татьяна Валерьевна
Доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Sakulina Julia V.
Assistant Professor at the Department of Information law, Ural state law University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Nikulina Tatiana V.
Assistant Professor at the Department of Information law, Ural state law University, PhD in Education E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены различные педагогические технологии оптимизации учебного процесса с применением методов ТРИЗ. Занятия, содержащие познавательные и исследовательские задачи, способствуют усвоению знаний и формированию необходимых компетенций студентов. ТРИЗ - уникальный метод активизации работы студентов, позволяющий индивидуализировать процесс обучения. Авторы привели пример модификации системы поиска информации в сети Интернет с использованием элементов ТРИЗ. Такая технология позволяет сформировать у студентов необходимые профессиональные компетенции.
Abstract. In the article various learning technologies of optimizing the teaching and learning process with the TIPS methods application are considered. The lessons covering gnostic and research tasks promote acquisition of knowledge and development of necessary competencies of students'. TIPS is a unique method of activating the students' work and it allows to individualize the training process. The authors draw an example of the modification of the information search system on the Internet with the use of the TIPS elements. This technology allows students to develop the necessary professional competency.
Ключевые слова: обучение, теория решения изобретательских задач, технологии обучения, самообразование, компетенции.
Keywords: training, Theory of Inventive Problem Solving, learning technology, self-education, competencies.
Современное общество находится в непрерывном движении и развитии. В нем происходят изменения, которые связаны с обновлением всех сфер жизнедеятельности человека, общества, включая образование. В педагогической сфере происходят изменения образовательных технологий и направлений под влиянием изменяющихся условий современного общества.
В сегодняшнем мире развитие педагогической деятельности «характеризуется динамическими изменениями в системе образования. Реалии современного общества побуждают педагогов-ученых и практиков включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей реконструирования образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями учащихся» [1, с. 24].
Педагогам в своей деятельности необходимо использовать и применять подобные технологии. Это требует от них подготовленности к различным видам педагогической деятельности. Одним из способов подготовки является обучение профессорско-преподавательского состава новым технологиям. Одной из таких технологий является педагогическое проектирование. Оно предполагает наличие знаний, умений и навыков, которые позволят создавать новые образовательные технологии по уровню подготовленности, то есть иерархического типа.
В настоящее время в вузах по большей части реализуется система обучения, основанная на формировании общекультурных, профессиональных, специальных компетенций. Данные компетенции прописаны в профессиональных стандартах и нацелены на умение учиться. С этой точки зрения задача педагога - организовать обучение так, чтобы у студента сформировались компетенции, которые необходимы в современном обществе, позволяя быть мобильным и гибким в сложной социокультурной ситуации.
Различные формы и методы проведения самостоятельной работы студентов осуществляются на основе использования информационных технологий: интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг, учебный форум, телеэссе, коллоквиум, метод кейсов, теория решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ), реферат, резюме, веб-квест, коучинг, ролевая игра, инсценирование, мозговой штурм [2, с. 571]. Преподаватель со своей стороны для оптимизации учебного процесса должен осуществлять осознанный выбор педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Традиционные занятия могут чередоваться интерактивными, вследствие чего происходит общение и взаимодействие преподавателя со студентами, а также студентов между собой. Получение новых знаний чередуется с другими видами учебной деятельности. При таком проведении занятий происходит стимулирование активности студентов за счет соперничества и работы в коллективе. Для этого могут использоваться методы ТРИЗ, которые направлены на коллективную исследовательскую работу. В этом случае группа нацелена на совместный
поиск решения исследовательской задачи, изучение конкретных ситуаций, обсуждение полученных результатов, получение опережающих знаний для последующих занятий.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 г., а продолженная мастером ТРИЗ Николаем Николаевичем Хоменко (1954-2011). В их логике «ТРИЗ - это теория, основанная на объективных закономерностях развития техники и описывающая процесс создания человеком ее новых образцов» [3, с. 12]. Методика ТРИЗ основана на физических и технических эффектах, включая алгоритм последовательных логических шагов, ориентированных на выявление и решение несоответствий системы с выдвижением оригинальных идей.
В основе ТРИЗ лежат очень простые идеи (их описал Н. Н. Хоменко):
1. Все искусственные системы создаются и развиваются по определенным законам.
2. Все системы развиваются, преодолевая противоречия.
3. Даже для одинаковых противоречий решения проблем могут сильно различаться, так как они зависят от ресурсов конкретной системы [4, с. 31].
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления [5, с. 5].
При использовании ТРИЗ-технологий в обучении формируется образное мышление. Занятия, содержащие познавательные и исследовательские задачи, способствуют усвоению знаний и формированию необходимых компетенций на более высоком уровне. Все это дает положительные результаты при мотивации студентов, а также активизации их мыслительной деятельности. Как следствие - более успешное формирование необходимых компетенций и более успешное развитие и обучение.
При использовании проектных технологий обучения могут быть развиты следующие компетенции:
1. Самостоятельная работа при решении исследовательских и проектных задач и, как следствие, самообразование и самопознание.
2. Получение знаний, умений и навыков в практической деятельности, возможность практической апробации полученных выводов.
3. Формирование коммуникативных навыков при работе в группах и возможности доказать свою точку зрения во время защиты своего предложенного исследования.
4. Развитие аналитического мышления при обобщении полученных результатов.
ТРИЗ - уникальный метод для активизации работы студентов за счет поставленных
мотивационных задач. Он дает возможность:
• исследовательского поиска нестандартных решений;
• постановки, решения и обобщения решений исследовательских проблем;
• выбора возможных путей решения и, как следствие, выбор наиболее оптимального подхода к решению данного типа задач;
• развития творческого мышления;
• формирования навыков коллективной работы и индивидуальной ответственности за успех общего дела.
Подбор инструментария ТРИЗ необходимо осуществлять в соответствии с целями и задачами. Одни задачи предполагают опору на законы, а другие - на инструменты, третьи - на приемы.
Использование ТРИЗ на занятиях приводит педагога к необходимости составления плана работы над исследовательским проектом [6, с. 15]. Он может быть предложен каждой группе, работающей по данной технологии. Этот план может содержать 6 этапов:
1. Постановка цели. На этом этапе очень важно активное участие студентов в выборе проблемы. Это повышает их активность и способствует повышению заинтересованности в ходе выполнения задания.
2. Планирование. На втором этапе студенты должны составить и проработать примерный план по своему проекту, также происходит распределение заданий.
3. Принятие решений. Студенты обсуждают возможные пути решения проекта, в процессе которых выявляется оптимальное решение. Этот этап позволяет сформировать умение работать в группе.
4. Внедрение и апробация. Студенты выполняют самостоятельно исследовательскую работу. Оформляют полученные результаты и предлагают возможные способы внедрения.
5. Защита проекта и контроль результатов. На пятом этапе хорошо проявляются ораторские способности студентов. У них появляется возможность защитить и отстоять свою точку зрения.
6. Обсуждение результатов работы, обобщение полученных выводов. На этом этапе целесообразно предложить студентам взаимооценивание.
Рассмотрим пример с использованием элементов ТРИЗ. Поиск необходимой информации в сети Интернет до сих пор вызывает затруднения у пользователей. Стандартной причиной неудачного поиска информации является неправильно сформулированный запрос, что приводит к увеличению области поиска, нахождению максимального количества релевантной информации.
Решение - модификация запроса, что разрешимо с помощью поисковых систем на языке Java. Модификация состоит из действий: замена бинарных связок, изменение строковых параметров (ключевых слов запроса), добавление отрицания, включение или отключение чувствительности к регистру, уточнение области поиска. Уточнение (модификация) запросов основывается на характеристиках: цель - действие - область применимости -последовательность символов, имя оператора ссылочного языка. Имя оператора является одним из стандартных параметров ссылочного языка. Последовательность символов добавляется как префикс (постфикс) к определенному ключевому слову указанного условия (символы звездочка, пробел, запятая, точка). Так, добавление звездочки к ключевому слову расширяет запрос фрагментами строк, начинающихся с ключевого слова. Пробел ограничивает запрос, а именно ключевое слово без знаков препинания. Знаки препинания уточняют нахождение ключевого слова в предложении. Комбинирование символов осуществляет мобильный поиск, повышая точность запроса и точность поиска.
Приведенные ниже приемы модификации поиска информации имеют названия, аналогичные приемам ТРИЗ, только с измененным содержанием, они носят обобщающий характер [7, с. 28]:
• принцип дробления - деление на несколько более простые условия;
• принцип вынесения-внесения подразумевает добавление суффикса или префикса;
• принцип однородности - логика установления связок между условиями запроса;
• принцип асимметрии-симметрии условия отрицания;
• принцип объединения - однородность запроса;
• принцип матрешки - одна часть запроса внутри другой;
• принцип контраста - «игра» с отрицанием;
• принцип антивеса - варианты написания слов;
• принцип копирования - применение синонимов ключевого слова;
• принцип увеличения-уменьшения для поиска дат и числовой информации;
• принцип ускорения-замедления, ускорение или замедление скорости поиска;
• принцип варьирования - изменение параметров поиска;
• принцип совмещения - объединение запросов;
• принцип сокращения - удаление или добавление условий;
• принцип наоборот - замена логических связок «и» на «или»;
• принцип перехода в другое измерение - установление области поиска;
• принцип «обратить вред в пользу» - проверка написания ключевых слов;
• принцип расширения - добавление оператора ссылочного языка;
• принцип разделения в пространстве - локальная, корпоративная, сеть Интернет (деление на части с последующим поиском по частям);
• принцип двойственности - замена условий оператора ссылочного языка на двойственный оператор.
Модификация системы поиска информации основана на знаниях и умениях потребителей информационного пространства, и в частности образовательных технологий. В ТРИЗ существует большое количество инструментария сбора информации о запросах, противоречиях в формулировках запроса, прогнозирования систем развития. Комбинация методов и приемов ТРИЗ ориентирована на развивающий эффект и творческий характер деятельности обучающихся.
Методика ТРИЗ - это школа творческой личности: формулировка правильного запроса, поиск ключевого слова, применение различных приемов поиска информации с целью решения поставленных задач. ТРИЗ содержит инструменты, с помощью которых обучающиеся «изобретают» технологию поиска информации.
ТРИЗ органично вписывается в проектное обучение, так как проект начинается с проблемы, а приемы поиска решения направлены на развитие умений поиска, систематизации и обработки информации. Технология проектного обучения своим предметом полагает не столько конкретную область знаний, сколько межпредметную и познавательную.
Действенность технологии основана на знаниях и умениях обучающихся, индивидуализации и успешности обучения. Особенностью технологии проектного обучения является его диалогичность, проблемность, интегративность и контексность. Диалогичность М. М. Бахтин обосновал как «свободное самооткровение личности» [8, с. 84].
Проблемность обуславливает начало активной мыслительной деятельности по решению проблемной ситуации.
Контекстность позволяет моделировать сферы деятельности человека.
Интегративность - осуществление деятельности в свободное время, в любой форме.
Выстраивание учебного процесса с применением технологии проектного обучения осуществляется не в логике изучаемой дисциплины, а в логике деятельности учащихся в индивидуальном темпе посредством опережающих самостоятельных заданий, исследовательского, практического характера. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах деятельности, определяется потребностями, способностями обучающихся [4, с. 127].
Технология проектного обучения - это преимущественно самостоятельная деятельность студента, направленная на решение значимой для него задачи, осуществляемая в режиме поиска, протекающего в проживаемой им имитированной или реальной действительности проектной деятельности [2, с. 572].
Таким образом, образовательные технологии стимулируют активность студентов при обучении. Они становятся полноправными соучастниками всего процесса обучения в соответствии с собственными потребностями и возможностями. У них появляется возможность самостоятельно выбирать направление развития и заниматься самообразование по интересующим направлениям. В процессе обучения с использованием ТРИЗ-технологий за счет возможности самореализации происходит активизация работы студентов. Они получают знания, умения и навыки практической реализации своих идей. Это позволяет сформировать у них необходимые профессиональные компетенции. Такие навыки будут необходимы будущему специалисту для обучения в течение всей жизни.
Список литературы
1. Модестов С. Ю. Проектирование образовательных технологий на основе ТРИЗ: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - 197 с.
2. Николаева Л. В. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в современном вузе // Фундаментальные исследования. -2015. - № 11-3. - С. 570-573.
3. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 381 с.
4. Федотова Е. А. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-тех-нологии: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2009. - 219 с.
5. Хоменко Н. Н., Аштиани М. Классическая ТРИЗ и ОТСМ как теоретическая основа инструментов для решения нестандартных проблем. - 2011. - URL: https:// www.jlproj.org/this_bibl/KNN_ETRIA.RUS11.pdf (дата обращения: 20.03.2019).
6. Шпаковский Н. А. ОТСМ-ТРИЗ. Подходы и практика применения. - М.: Инфра-М, 2018. - 503 с.
7. Ярославский В. В. Разработка и реализация Java-комплекса с элементами ТРИЗ для творческого навигационного поиска в сети: дис. . канд. пед. наук. - СПб., 2018. - 98 с.
8. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск, 1998. - 309 с.
9. Меерович М, Шрагина Л. Технология творческого мышления. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 506 с.
10. Орлов М. А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления. - М.: Солон-Пресс, 2014. - 210 с.
References
1. Modestov S. Yu. Proektirovanie obrazovatelnykh tekhnologiy na osnove TRIZ. PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2001. 197 p.
2. Nikolaeva L. V. Novye obrazovatelnye tekhnologii i printsipy organizatsii uchebno-go protsessa v sovremennom vuze. Fundamentalnye issledovaniya. 2015, No. 11-3, pp. 570-573.
3. Altshuller G. S. Nayti ideyu. Vvedenie v TRIZ - teoriyu resheniya izobretatelskikh zadach. Moscow: Alpina Pablisher, 2015. 381 p.
4. Fedotova Е. A. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti studentov sredstvami TRIZ-tekhnolo-gii. PhD dissertation (Education). Ulyanovsk, 2009. 219 p.
5. Khomenko N. N., Ashtiani M. Klassicheskaya TRIZ i OTSM kak teoreticheskaya osnova instrumentov dlya resheniya nestandartnykh problem. 2011. Available at: https://www.jl-proj.org/this_bibl/KNN_ETRIA.RUS11.pdf (accessed: 20.03.2019).
6. Shpakovskiy N. A. OTSM-TRIZ. Podkhody i praktika primeneniya. Moscow: Infra-M, 2018. 503 p.
7. Yaroslavskiy V. V. Razrabotka i realizatsiya Java-kompleksa s elementami TRIZ dlya tvorcheskogo navigatsionnogo poiska v seti. PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2018. 98 p.
8. Adolf V. A. Professionalnaya kompetentnost sovremennogo uchitelya. Krasnoyarsk, 1998. 309 p.
9. Meerovich M., Shragina L. Tekhnologiya tvorcheskogo myshleniya. Moscow: Alpina Pablisher, 2018. 506 p.
10. Orlov M. A. Azbuka TRIZ. Osnovy izobretatelnogo myshleniya. Moscow: Solon-Press, 2014. 210 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 3
Статья поступила в редакцию 04.02.2019 The article was received on 04.02.2019