УДК 371.01 ББК 74.202.45
Терехова Галина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Terekhova Galina Vladimirovna Candidate of Pedagogical Science, assistant professor, doctorate Chair of theoretical and applied psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Особенности психолого-педагогического сопровождения преподавателей вузов при освоении студентами инновационной деятельности (на примере освоения ТРИЗ)
The psychological characteristics of support university teachers at development
student innovation (development of TRIZ)
В статье представлен анализ особенностей образовательного процесса студентов вуза при освоении инновационной деятельности на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Проведенный эксперимент по внедрению инновационных решений как элемента содержания в процесс обучения студентов 1 курса на дисциплинах базовой части учебного цикла, позволил выявить необходимые формы, изменения в содержании, отношения к учебному процессу, средства контроля. Разработанные упражнения, структура консультаций и сопроводительный материал способствуют формированию у студентов навыков решения нетиповых задач в образовательном процессе.
The paper presents the analysis of the characteristics of the educational process of high school students during the development of innovation based on the theory of inventive problem solving (TRIZ). Conducted an experiment to introduce innovative solutions as part of the process of learning content in 1st year students on the basic disciplines of the learning cycle, revealed the necessary forms, changes in the content, relationship to the educational process, controls. Designed exercises, structure advice and accompanying material contribute to the formation of students' skills solutions atypical problems in the educational process.
Ключевые слова: инновационная деятельность студентов, решение нетиповых задач, психолого-педагогическое сопровождение, теория решения изобретательских задач.
Key words: innovation students, solving nonstandard problems, psychological and educational support, the theory of inventive problem solving
Инновации в образовательном процессе выполняют функции осмысления
и применения новых идей, теорий, концепций, подходов, принципов организации образования [7]. На современном этапе они получили широкое распространение в различных компонентах образовательного процесса - в обучении, в воспитании, в управлении, в переподготовке кадров, применяются в организации занятий, методах представления и передачи содержания, методах оценивания результатов. К ним относят также инициативы, основанные на использовании новых образовательных средств, развивающие технологии, способы планирования, диагностики проблем и др. [2].
Субъектами инновационной деятельности в системе профессиональной подготовки являются как педагогические кадры (преподаватели и представители администрации), так и студенты, включенные в процесс решения проблем. Освоение инноваций на теоретическом уровне осуществлялось посредством введения дисциплин в содержание образования. Практический уровень освоения инноваций требует возможности участия в работе с реальными, а не учебными проблемами, получения студентами нетиповых, нестандартных, оригинальных решений [1, 4].
Возможность включения студентов в инновационный процесс требует организации обучения способам работы с проблемами. В качестве основы для этого процесса была выбрана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Для организации инновационной деятельности студентов на основе ТРИЗ были определены принципы формирования содержания, включающие основные компоненты освоения способов решения проблем:
• функциональная направленность, отражающая при отборе содержания развитие систем как носителей функции, эволюционирование;
• диалектическая наполненность, отражающая закономерности изменения систем;
• системная полнота, обеспечивающая выявление закономерных связей
как между элементами, так и между системами, детерминированность системы в развитии;
• направленность на идеал заключается в построении образа развития системы, способов осуществления следующего эволюционного шага;
•ресурсный анализ, характеризующий системы как потенциальные возможности при решении проблем;
•многокритериальная рефлексивность, обеспечивающая гибкость и динамичность в оценке полученного решения.
Реализация осуществлялась в течение учебного года со студентами первого курса и преподавателями НОУ ВПО РБИУ (г. Челябинск), осуществляющими их подготовку в следующих формах:
1. Введение в дисциплины элементов ТРИЗ, способствующих реализации задач ее преподавания (консультационная работа);
2. Подготовка студентов и профессорско-преподавательского состава к решению нетиповых задач на основе ТРИЗ (практические занятия по ТРИЗ).
Среди основных задач введения элементов ТРИЗ в первом семестре были определены: формирование единого понятийного пространства, формирование мыслительных операций, необходимых для освоения работы с проблемой, определение единых требований к оценке нетиповых решений; формирование положительного отношения к изменениям, устойчивость при возникновении проблем, умение «держать удар» в ситуациях неопределенности; развитие навыков проявления уместной инициативы, выполнения операций преобразования, разработки новых конструкций (вариантов, подходов), получения нетиповых решений, оригинальных идей, усовершенствование, способов осознания проблемы.
Для консультирования преподавателей в индивидуальной форме была разработана следующая структура, учитывающая вышеназванные принципы: 1) информирование о содержании, постановка задач; 2) согласование организационных моментов (сколько часов, теория\практика, зачет\экзамен, виды само-
стоятельной работы); 3) теоретические рекомендации (справочный материал по теме); 4) практические рекомендации (методические, технологические подходы к организации занятия); 5) примеры упражнений, фактов, тем и т.п.; 6) обсуждение тем следующих консультаций.
В ходе работы были определены элементы для изменения в реализации учебных дисциплин:
1. Логика введения понятия: понятие вводится как система - носитель функции, элемент эволюционной цепочки, определяется его подсистема, надсистема.
2. Демонстрация тенденций: изложение содержания осуществляется не статично, а с учетом временных изменений (прошлое-настоящее-будущее) изучаемой категории.
3. Структура лекционного занятия: студентам приводятся факты
инноваций, вырабатывается оценка событий с точки зрения идеальности, эффективности, приводится описание актуальных нерешенных проблем, противоречий, примеры типовых-нетиповых решений.
4. Дополнительный материал: содержание занятий наполняется
примерами жизненных ситуаций из биографий, требующих нестандартных решений, ценность принятия нестандартных решений.
5. Структура практического занятия: выполнение креативных
упражнений, подготовка вопроса семинара на основе системного анализа, анализ решения по критериям творческой деятельности (новизна, оригинальность, эффективность, идеальность), проектная деятельность на основе решения реальных инновационных задач.
6. Структура УМК: включить в список рекомендаций литературу по ТРИЗ, вопросы для подготовки к зачету творческого инновационного характера, разработать задания для организации самостоятельной работы по решению нетиповых задач.
Полученные результаты оценивались по следующим критериям оценки введения изменений (см. табл.)
Таблица
Критерии оценки введения изменений
Преподаватель Студент
Внедрение элементов ТРИЗ (в соответствии с запланированными) Выполнение самостоятельных работ с применением введенных элементов ТРИЗ (каждый введенный элемент)
Включение в занятия фактического материала эволюции понятий, сведения об инновациях Интерес к инновациям, новому (сбор информации, поиск, копилка идей, идентификация приема получения)
Разработка заданий, требующих продуктивной деятельности Наличие оригинальных идей (есть\нет, способ получения, презентация)
Представление понятий как систем Определение понятий как систем (определить функцию, носитель функции, подсистему, над-систему, тенденцию изменения)
Введение критериев продуктивной деятельности Определение факта как типового\нетипового решения (отличить стандартное решение от оригинального)
Рекомендация литературы по ТРИЗ при освоении дисциплины Использование литературы по ТРИЗ при освоении дисциплины
По результатам индивидуального консультирования были сформированы теоретические обобщения и выводы, демонстрирующие особенности создания целостного восприятия проблемы, формирования качеств решателя у студентов, а также позволили согласовать нововведения и увидеть ресурсы работы со студентами в других дисциплинах.
1. Получение инновационных решений студентами возможно при формировании динамичной картины мира, изучении основных категорий дисциплины: восприятие объекта как части эволюционной цепочки развития, изучение систем как временных носителей функции, преобразование как способа перехода к следующему шагу в развитии системы.
2. Процесс решения и оценка полученных решений требует введения в дисциплины понятий, характеризующих направленное творчество: система, эволюция, ресурсы, идеализация, противоречие, способы разрешения
противоречия, доминанты в развитии, функция, согласование, динамизация, эффективность, идеальность.
3. Выбор студентами приемлемого решения зависит от их отношения к приоритетности, субъективного восприятия проблемы: а) известное решение как способ получения нового типового решения; б) стандартное решение как отвечающее требованиям на момент решения - актуальное (рабочее) решение; в) нетиповое решение как способ замены неактуального (нерабочего) элемента.
4. Перспективы полученного решения зависят от конструктивного отношения к когнитивным и эмоциональным дисбалансам (неопределенность, агрессия, недоверие к профессионализму, тревожность, завышенные требования, консерватизм и др.). Способ реагирования в ситуациях возникновения дисбаланса позволяет студенту осуществлять социальное конструирование, необходимое для решения проблем.
Актуальными проблемами внедрения элементов ТРИЗ в образовательный процесс вуза стали: разработка форм контроля инновационных решений в реализации дисциплины, обобщенных заданий (метапредметного характера), сочетающих материал разных дисциплин; определение способов повышения инновационной осведомленности студентов; организация удобного сбора актуальных типовых и нетиповых решений; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов; активизация «разумных инициатив» студентов как формы проявления готовности к решению проблем.
Задачи консультаций второго семестра были ориентированы на повышение практических навыков работы с проблемой у студентов: разработка упражнений направленных на развитие системного, функционального, диалектического, идеального, ресурсного, рефлексивного мышления студентов; отбор материалов для открытых задач при формировании содержания курса, демонстрирующие инновационные, нетиповые решения; повышение компетентности преподавателей при использовании ТРИЗ-материалов в рамках содержания
дисциплины; разработка методических материалов по реализации элементов ТРИЗ в курсе.
В результате анализа исследований [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] и экспериментальной работы были определены оптимальные тренинговые упражнения, требования к стилю изложения материала, методические и системные аспекты преподавания. Выявлены следующие особенности работы с проблемой в реализации дисциплин при освоении ТРИЗ на практическом уровне:
1. Способы введения элементов динамики на методическом уровне: использовать синонимический ряд, статичное понятие вызывает инерцию мышления; начинать объяснение с идеального значения понятия, а потом приводить пример его конкретного, актуального значения; расставлять приоритеты в изложении материала от идеального к конкретному (в контексте современных решений, необходимых стандартов) и от конкретного к идеальному (в контексте перспектив его развития); расширение и сужение значения понятия в зависимости от смены контекста; многофункцинальность использования типовых форм, средств, методов работы со студентами; смена среды, контекста освоения дидактических единиц.
2. Элементы динамики на технологическом уровне: использование технологий (повышение насыщенности в курсе) из других областей (применение полезных гаджетов, хорошо работающих в другой среде, элементы альтернативных средств); использование типовых приёмов области в контексте инновационных технологий; построение линии изложения материала в соответствии с логикой решения нетиповых проблем (возможно на протяжении всей темы или курса, иллюстрируя примерами): описание проблемной ситуации, построение модели задачи, построение идеального решения, определение ресурсов, получение конкретного решения, анализ и оценка решения, выявление области применения, постановка новых задач.
3. Элементы динамики на содержательном уровне: смена контекстов, фона, модели на основе заданных признаков; дополнение материала примерами
инновационных решений, анализ устаревших решений; использование содержания дисциплины как ресурса для решения задач преобразования (приводить примеры использования изученного материала как элементов задач из других областей, как инструментов для анализа проблем, как частичное решение, как типовое решение и т.п.); включение анализа мыслительных инструментов при освоении как элемента содержания дисциплины (с полным циклом освоения - от знания до оценки); наполнение содержания дисциплины полезными мини-задачами («гаджетами»), решающими вспомогательные задачи курса.
4. Элементы динамики на уровне целеполагания: переход от идеальной цели к конкретной, от конкретной к идеальной; демонстрировать цель как элемент над-системы (демонстрировать включенность цели в социотехнический комплекс - проблемную ситуацию), абстрагирование цели -обобщение конкретного значения объекта до функции, конкретизация -уточнение в заданных контекстах, условиях; многофункциональность цели, бицели, поли-цели на уровне курса и/или курсов других дисциплин (взаимозачеты, частичные решения других курсов, включение задач в комплексы и т.п.).
5. Элементы динамики контроля результата: интерпретировать ответ студента в разных значениях: если ты имел ввиду, что... , то ... (идеальное), а если ты имел ввиду, что ..., то. (реальное); вариация корректной интерпретации: правильно ли я понял(а), что. (парафраз ответа студента). В таком случае это предполагает:. Вариант коррекции должен изменить представление студента о статичной форме предлагаемого им решения; анализ продуктов деятельности по критериям творческой деятельности (эффективность выбора способа, идеальность достижения результата, использование готовых ресурсов, нарушение/обеспечение прав и свобод, наличие субъективной новизны решения, оригинальность подхода к проблеме и т.п.); комплексная оценка работ студентов, сочетающая оценку типового
решения, нетипового решения, перспектив доработки этого решения до следующего уровня, примеры развития, аналоги, варианты повышения идеальности и т.п.
Таким образом, введение элементов ТРИЗ как способа организации инновационной деятельности студентов вуза при освоении учебных дисциплин требует изменения форм реализации лекционных и практических занятий, структуры организации информации, отношения к выбору инновационных решений, наполнение нетиповыми решениями содержание дисциплины, оценки эффективности, новизны, идеальности полученных решений в ходе освоения содержания.
Библиографический список
1. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании: монография/ В.И. Долгова. - М.: КДУ, 2009. - 228 с.
2. Лихолетов В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: Спец. 13.00.08 / Лихолетов Валерий Владимирович; [Челяб. гос. пед. унт]. - Екатеринбург: 2002. - 45 с.: ил.
3. Проблемы становления и перспективы развития ТРИЗ: аналит. обзоры по материалам Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ/ сост. В.Г. Березина, Л.А. Кожевникова, Выпуск 1. - Челябинск, ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. -202 с.
4. Фёдорова Е.А. Развитие творческой активности студентов с помощью технологий ТРИЗ - педагогики / Е.А. Фёдорова // Информатика и образование. -2009. - №2.-С.110-111.
5. Хоменко Н.Н. О преимуществах нелинейного обучения и технологиях ОТСМ// ОТСМ-ТРИЗ, 2013. - Режим доступа: http://otsm-triz.com/content/nl_ru
6. Юндин Р.Н. Психологические особенности представлений студентов
об инновационной деятельности вуза : диссертация ... кандидата
психологических наук : 19.00.01- Сочи, 2011.- 215с.
7. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. 157 с.
Bibliography
1. Dolgov VI Willingness to innovate in education: monograph / VI Dolgov. -Moscow: KDU 2009. - 228 p.
2. Likholetov VV Theory and technology intensifying creativity in vocational education: Author. dis. on soisk. exercises. step. Dr. ped. Sciences: Spec. 13.00.08 / Likholetov Valery; [Chelyabinsk. Reg. ped. Univ]. - Ekaterinburg: 2002. - 45 p.: Il.
3. Problems of formation and development prospects TRIZ analyte. surveys based on the Fund TRIZ materials CHOUNB / comp. VG Berezina, LA Kozhevnikov, Issue 1. - Chelyabinsk, LLC "Publisher REKPOL", 2008. - 202.
4. Fedorova EA Development of creative activity of students through technology TRIZ - Pedagogy / EA Fedorov / / Science and education. - 2009. - № 2.-P.110-111.
5. N. Khomenko On the advantages of non-linear learning and technology OTSM / / OTSM-TRIZ, 2013. - Mode of access: http://otsm-triz.com/content/nl_ru
6. Yongding RN Psychological features representations of students about innovation of high school: the dissertation ... The candidate of psychological sciences: 19.00.01 Sochi 2011. - 215c.
7. Yagolkovsky SR Psychology of creativity and innovation. Moscow: Publishing House of the HSE, 2007. 157 p.