KUTEPOVA Lyubov Ivanovna and others Karelian Scientific Journal. 2021. Т. 10. № 3(36)
CREATING AND USING INTELLIGENCE MAPS..._ISSN print: 2311-0104; ISSN anime: 2712-9772
УДК 371 3 I/'Л (Tu® I O2021 Контент доступен по липеюииС.С^-ЫС 4.0
J - ' 1 • - |(сс) vly vS? I This is an open access article under the
, , . _ , .________l open access aiticle undei the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/knz4-2021-1003-0004 k^»-iWi«https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 362702 SPIN: 6051-4279, ResearcherlD: T-9419-2018 ScopusID: 57190970167 ORCID: 0000-0002-3175-4978
КУТЕПОВА Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 362695 SPIN: 2601-5962 ResearcherlD: L-8344-2017 ORCID: 0000-0002-5397-6168 ScopusID: 57190970102
КУТЕПОВ Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания и спорта» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail:[email protected]) AuthorID: 1077588 SPIN: 6549-9515 ORCID: 0000-0001-5367-4293
ЖИДКОВ Алексей Андреевич, магистрант
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) ORCID: 0000-0003-1616-925Х
КАРПОВА Мария Александровна, преподаватель Российский университет кооперации, Поволжский кооперативный институт (филиал) (413100, Россия, Саратовская область, Энгельс, ул. Красноармейская, 24, e-mail: [email protected]) Аннотация. Основной задачей образовательных организаций является подготовка специалиста, обладающего профессиональными компетенциями. Выпускник должен научиться осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. Для повышения восприятия, усвоения необходимого материала необходимо использовать интеллект-карты. Цель статьи заключается в описании влияния создания и использования интеллект-карт при изучении гуманитарных дисциплин на формирование профессиональных компетенций обучающихся. В статье описаны рекомендации, позволяющие сделать процесс составления интеллект-карт эффективным. Использование различных цветов, представление информации в горизонтальном виде, использование печатного почерка позволит грамотно и эффективно создать интеллект-карту. Был описан процесс использования интеллект-карт в образовательном процессе на примере проведения мозгового штурма. Интеллект-карты в групповой деятельности позволяют обучающимся свободно выражать свои мысли, творчески представить свои идеи, усваивать научные понятия. В результате создания и использования интеллект-карт на гуманитарных дисциплинах у будущих педагогов повышаются навыки систематизации научных знаний, развивается логическое и критическое мышление. В результате использования интеллект-карт студенты повышают профессиональные компетенции.
Ключевые слова: интеллект-карты, системный подход, творческое мышление, компетенции, мозговой штурм, синтез, обобщение, гуманитарные дисциплины.
CREATING AND USING INTELLIGENCE MAPS IN THE STUDY OF HUMANITIES
© The Author(s) 2021
KUTEPOVA Lyubov Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of
"Physical education and sports" Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:[email protected]) KUTEPOV Maxim Mikhailovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of
"Physical education and sports" Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev str., 9, e-mail:[email protected]) ZHIDkoV Aleksey Andreevich, undergraduate Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) KARPOVA Maria Alexandrovna, teacher Russian University of Cooperation, Volga Cooperative Institute (branch) (413100, Russia, Engels, Krasnoarmeyskaya st., 24, e-mail: [email protected]) Abstract. The main task of educational organizations is to train a specialist with professional competencies. The graduate must learn how to search, critically analyze and synthesize information, and apply a systematic approach to solving the tasks set. To increase the perception, assimilation of the necessary material, it is necessary to use intelligence cards. The purpose of the article is to describe the impact of the creation and use of intelligence maps in the study of humanities on the formation of professional competencies of students. The article describes the recommendations that allow you to make the process of making intelligence maps effective. The use of different colors, the presentation of information in a horizontal form, the use of printed handwriting will allow you to competently and effectively create an intelligence map. The process of using intelligence cards in the educational process was described using the example of brainstorming. Intelligence cards in group activities will allow students to freely express their thoughts, creatively present their ideas, and learn scientific 18 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772
КУТЕПОВА Любовь Ивановна и другие СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ...
concepts. As a result of the creation and use of intelligence maps in the humanities, future teachers systematize scientific knowledge, develop logical and critical thinking. As a result of using the intelligence cards, students improve their professional competencies.
Keywords: intelligence-maps, system approach, creative thinking, competencies, brainstorming, synthesis, generalization, humanities.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время система образования претерпевает значительные изменения, связанные с постоянно изменяющимися условиями обучения. Основной задачей образовательных организаций является подготовка специалиста, обладающего профессиональными компетенциями [1]. В соответствии с основной профессиональной образовательной программой высшего образования по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) выпускник должен научиться осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. В процессе обучения педагоги используют инновационные технологии, направленные на повышение восприятия, усвоение необходимого материала. Одной из таких технологий является создание и применение интеллект-карт [2].
Интеллект-карты позволяют графически представить учебную информацию, художественно обозначить изучаемую тему. Создание и использование интеллект-карт развивает логическое мышление, когнитивную визуализацию обучающихся. Представление ассоциативных моделей увеличивает эффективность запоминания информации, что в значительной степени улучшает результаты обучения.
Интеллект-карты помогают развить умение анализировать, сравнивать, синтезировать, повышают креативные и творческие способности [3]. Будущий педагог в результате составления интеллект-карт выделяет характерные особенности объекта, проводит сравнительный анализ, устанавливает взаимосвязи, в результате чего формулирует субъективное мнение. Использование интеллект-карт возможно как индивидуально, так и в процессе коллективной работы. Эффективность использования интеллект-карт на занятиях наблюдается при организации групповой деятельности обучающихся, обычно на заключительных этапах занятия. Совместная деятельность студентов позволяет визуально представить изучаемый материал, обобщить информацию, глубже понять тему.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В основу интеллект-карт были положены исследования известного психолога в сфере интеллекта и мышления Т.Бьюзера. Эффективность их использования в учебном процессе он связывал с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Т.Бьюзер исключил из конспектов всё лишнее и предложил представлять текст в простых схемах. По его мнению, интеллект-карты позволяют выделить главные категории и опорные моменты, обеспечивают понятную структуру текста, представляют собой минимальное количество текста, понятные в усвоении фразы [4].
Казанцева Н.В. утверждает, что интеллект-карты выражаются в кратком схематичном определении содержания проблемы и путей ее решения. Интеллект-карты позволяют обеспечить мыслительный процесс для решения поставленной задачи [5].
Обосновывается актуальность исследования. Интеллект-карты активно используются в образовательном процессе. При подготовке бакалавров по специальности 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) в обязательную часть программы входят дисципли-
ны, обеспечивающие формирование профессиональных компетенций. Обязательную часть программы составляют гуманитарные дисциплины. Объем информации на таких дисциплинах особенно велик, поэтому необходимо визуализировать информацию, компактно представлять учебный материал. Использование интеллект-карт на занятиях истории, философии, безопасности жизнедеятельности, иностранном языке позволяет сформировать способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в описании влияния создания и использования интеллект-карт при изучении гуманитарных дисциплина на формирование профессиональных компетенций обучающихся.
Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные рекомендации по созданию интеллект-карт для их дальнейшего эффективного использования;
- описать процесс использования интеллект-карт в образовательном процессе на примере проведения мозгового штурма;
- раскрыть основные преимущества создания и использования интеллект-карт для будущих педагогов.
Используемые методы, методики и технологии. В статье проанализированы особенности использования интеллект-карт в образовательном процессе, проведена систематизация и дедукция полученных данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Создание интеллект-карт - творческий процесс, у каждого обучающегося появляется собственный стиль ведения записей. Существует ряд рекомендаций, позволяющих сделать процесс составления интеллект-карт эффективным.
Одна линия - одно слово. Каждая линия, исходящая от основного понятия рекомендуется оставлять только одно слово [6]. Это позволит акцентировать внимание на запоминании материала. Одно слово будет отправной точки для составления ассоциативного ряда. Не стоит путать карту со схемой. Интеллект-карта не должна быть построена по правила традиционных схем. Особенность интеллект-карт состоит в расположении слов именно на ответвлениях, а не в графических фигурах [7]. Важно, чтобы ветви интеллект-карт были живыми, а не представляли собой строгую схему. Использование печатного шрифта. Записи печатными буквами выглядят аккуратнее. Разборчивое написание информации влияет на ее восприятие. Горизонтальное представление интеллект-карт. Интересная особенность состоит в расположении листа именно горизонтально. Использование различных цветов и размеров надписей. При создании интеллект-карт можно выделять наиболее важные моменты определенным цветом, использовать различный шрифт букв для того, чтобы сделать их заметными. Оптимальный формат интеллект-карт. В конечном варианте интеллект-карты не должно быть пустых мест. Ветви должны сжато представлять информацию.
Интеллект-карты на дисциплинах гуманитарного цикла позволяют достичь высоких образовательных результатов за счет построения связей между теоретическими понятиями и практическим применением знаний. С использованием интеллект-карт в образовательном
KUTEPOVA Lyubov Ivanovna and others CREATING AND USING INTELLIGENCE MAPS..
Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 3(36)
ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772
процессе активизируется познавательная активность обучающихся. Выделяют шесть основных категорий использования интеллект-карт на гуманитарных дисциплинах: обучение, запоминание, презентация, планирование, мозговой штурм и принятие решений [8].
Интеллект-карты позволяют формировать у студентов коммуникативные способности, навыки межличностного общения. Интеллект-карты эффективно использовать при групповой деятельности, например, при проведении мозгового штурма на занятии их гуманитарного цикла.
Студентам необходимо выбрать общее направление интеллект-карты. Им предстоит выделить центральный образ, обозначающий замысел занятия [9]. Важно определить цели, принципы, критерии основных понятий. Необходимо определить проблему, которую студентам придется решать в процессе занятия.
В первую очередь обучающимся нужно предложить все возможные идеи и выписать их отдельно. Здесь важно организовать индивидуальную мозговую атаку, чтобы каждый студент имел возможность выразить собственную точку зрения. Каждый должен обдумать проблему, записать все мысли и идеи в виде интеллект-карты. Традиционный вариант представляет собой запись сначала всех пришедших на ум идей, а потом переписывание в чистовом варианте.
После того, как каждый студент определил свои пути решения и выписал свои мысли в индивидуальную интеллект-карту, обучающимся необходимо объединиться в группу [10]. Каждый студент принесет собственные наработки и на большом чистом листе начнут создавать общую интеллект-карту. На данном этапе важно выписать все возможные идеи, ни одну не оставив без внимания. Критика здесь не нужна, креативные идеи лучше выписывать отдельно. На этом же этапе можно определить основные цвета, шрифты, символы, используемые в интеллект-карте [11]. В результате должна получиться общая карта, объединившая мысли всех участников образовательного процесса. Вновь появившиеся идеи также необходимо дописывать. Например, студентам было предложено подготовить идеи использования различных технологий в спорте, экономике педагогике, технологии строительства. Результат представлен на рисунке 1.
ПрОМмОГО оЬумемия
ТЕХНОЛОГИИ
üipywwm»
ИаЛСДОМГМьСсИ*
Строительны* технологии
Каршмм- дожхтро*ми*
Зимронни 6»ви 1РтГМфО»М
В экономике Элмчмнный ш
Элкфонный фрлнчаймм
Рисунок 1 - Общая интеллект-карта студентов
Небольшой промежуток времени на занятии можно посвятить другому вопросу, чтобы студенты расслабились. После паузы обычно появляются новые мысли, которые пригодятся для организации дальнейшей деятельности [12]. Здесь же можно повторить процесс создания сначала индивидуальной интеллект-карты, а затем общей. Далее важно представить окончательный вариант.
Проанализировав получившуюся общую интеллект-карту, студенты обобщают информацию, систематизируют ее и принимают совместное решение для дальнейшей работы [13]. При организации мозгового штурма использование интеллект-карт особенно эффективно, поскольку ни одна идея не останется не замеченной, все мысли будут записаны, что спровоцирует на генерацию новых идей.
Интеллект-карты помогут принять взвешенное решение, поскольку у студентов есть возможность рассмо-
треть все пути решения в одном месте. Обучающиеся могут дописывать доводы «за» и «против» определенных вариантов. Построение ассоциативного ряда позволит включать в рассмотрение проблемы важные факторы, упущенные при традиционном анализе. Разнообразие цветов, шрифтов активизирует интуицию [14]. Интеллект-карты в групповой деятельности позволят студентам свободно выразить свои мысли, творчески представить свои идеи, усвоить научные понятия.
Для того чтобы помочь студентам на дисциплинах гуманитарного цикла составить интеллект-карту можно провести беседу со следующими вопросами. Что нового студент узнал после прочтения учебного материала. Какими знаниями студент руководствовался при составлении интеллект-карты. Какие ключевые слова необходимо отразить в конечном результате. Можно ли на основе составленной интеллект-карты пересказать параграф.
В результате создания и использования интеллект-карт на гуманитарных дисциплинах у будущих педагогов происходит систематизация научных знаний, развивается логическое и критическое мышление. Студенты развивают творческие способности, коммуникативные компетенции. Увеличивается познавательных интерес к научно-исследовательской деятельности.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье были рассмотрены основные рекомендации по созданию интеллект-карт для их дальнейшего эффективного использования; описан процесс использование интеллект-карт в образовательном процессе на примере проведения мозгового штурма; раскрыты основные преимущества создания и использования интеллект-карт для будущих педагогов.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Реализация интеллект-карт способствует повышению восприятия, усвоению учебного материала. Активизация познавательной деятельности студентов приводит к успешному освоению дисциплин гуманитарного цикла. В результате использования интеллект-карт студенты повышают профессиональные компетенции, умеют осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применяют системный подход для решения поставленных задач.
Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Следует изучать разнообразные варианты использования интеллект-карт в образовательном процессе. Необходимо совершенствовать правила создания интеллект-карт для их эффективного применения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гавриллова А.С., Таран В.Н. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности //Наука и перспективы. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/intellektualnye-karty-mentalnye-karty-primenenie-intellekt-kart-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.03.2021).
2. Terentieva, T., & Korneyko, O. (2018). Investigation of the returns to scale of fishing enterprises of the primorsky territory. Amazonia Investiga, 7(14), 84-90. Retrieved from https://amazoniainvestiga.info/index.php/ amazonia/article/view/473
3. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
4. Voronkova, V., Nikitenko, V., Teslenko, T., & Bilohur, V. (2020). Impact of the worldwide trends on the development of the digital economy. Amazonia Investiga, 9(32), 81-90. https://doi.org/10.34069/AI/2020.32.08.9
5. Светоносова Л.Г. Метод интеллект-карт в обучении будущих педагогов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metod-intellekt-kart-v-obuchenii-buduschih-pedagogov (дата обращения: 15.03.2021).
6. Мищенко Л.И., Мамкин А.Ю., Михайлюков Е.П. Интеллект-карты как инновационное средство формирования правовой культуры обучающихся в СПО // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellekt-karty-kak-innovatsionnoe-sredstvo-formirovaniya-pravovoy-kultury-obuchayuschihsya-v-spo (дата обращения: 15.03.2021).
7. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
8. Vaganova, O., Ilyashenko, L., Smirnova, Z., Bystrova, N., & Kaznacheeva, S. (2019). Students' creative abilities development in higher
20
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)
ISSNprint: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772
educational institution. Amazonia Investiga, 8(22), 701-710. Retrieved from https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/822
9. Костюкевич Е.Ф. Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-intellekt-kart-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 15.03.2021).
10. Самофалова М.В., Суркова Н.В. Использование ментальных карт в процессе обучения //Гуманитарные и социальные науки. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mentalnyh-kart-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 15.03.2021).
11. Хиневич В.И., Паневчик В.В., Самойлов М.В. Использование интеллект-карт для активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Высшее техническое образование. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-intellekt-kart-dlya-aktivizatsii-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 15.03.2021).
12. Ахмедова Э. М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе //МНКО. 2020. №2 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-ispolzovaniya-tehnologii-intellekt-kart-mind-map-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 15.03.2021).
13. Перепелица С.А. Интеллект-карта - один из методов формирования компетенций // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ intellekt-karta-odin-iz-metodov-formirovaniya-kompetentsiy (дата обращения: 15.03.2021).
14. Иванова О.В. Интерактивные интеллект-карты как средство обобщения учебной информации // Школьные технологии. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-intellekt-karty-kak-sredstvo-obobscheniya-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 15.03.2021).
Статья поступила в редакцию 12.04.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021
КУТЕПОВА Любовь Ивановна и другие СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ...