Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

В данной статье представляется модель проектной деятельности подготовки педагогов профессионального обучения. Даётся определение проектной деятельности и моделированию проектной деятельности. Выделяется структура модели проектной деятельности через структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. В основе наполнения содержания проектной деятельности подготовки педагогов профессионального обучения лежат принципы проблемности обучения, модульности обучения, интеграции обучения, а также, дифференциации обучения. Проектная деятельность является комплексным творческим видом деятельности, направленным на создание того или иного конкретного теоретического прототипа предполагаемого или возможного объекта, обладающего определённой новизной и личной или общественной значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Корнусова Валерия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROJECT ACTIVITY OF A TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

This article presents a model of project activities for the training of teachers of vocational training. The definition of project activity and modeling of project activity is given. The structure of the model of project activity is distinguished through structural components: target, content, procedural, productive. At the heart of filling the content of the project activity of training teachers of vocational training are the principles of problematic training, modularity of training, integration of training, as well as differentiation of training. Project activity is a complex creative activity aimed at creating one or another specific theoretical prototype of an alleged or possible object that has a certain novelty and personal or social significance.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

3. Быстрова, Н.В. Технология формирования проектного обучения в высшем образовательном учреждении / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. -С. 43-46.

4. Быстрова, Н.В. Интерактивные формы обучения в современном вузе / Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, О.А. Зиновьев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 2 (52). - С. 146-151.

5. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. - 2018. - № 1. - С. 97-103.

6. Коняева, Е.А. Исследование проблемы применения педагогических технологий / Е.А. Коняева, Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 113-116.

7. Коняева, Е.А. Исследование готовности преподавателей вуза к работе в дистанционной форме / Е.А. Коняева, Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 181-184.

8. Маркова, С.М. Информационные технологии в профессиональном образовании / С.М. Маркова, О.А. Зиновьев, М.Н. Уракова // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". - 2021. - С. 123-125.

9. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / С.А. Зиновьева, Н.В. Быстрова, А.Н. Гриценко, М.Н. Уракова. - Школа будущего. - 2020. - № 5. - С. 204-213.

10. Уракова, Е.А. Сущность проектного подхода в профессиональном образовании / Е.А. Уракова, Н.В. Быстрова, П.А. Грашина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 276-278.

11. Цыплакова, С.А. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, Е.Е. Пулькина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35). - С. 56-60.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Корнусова Валерия Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье представляется модель проектной деятельности подготовки педагогов профессионального обучения. Даётся определение проектной деятельности и моделированию проектной деятельности. Выделяется структура модели проектной деятельности через структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. В основе наполнения содержания проектной деятельности подготовки педагогов профессионального обучения лежат принципы проблемности обучения, модульности обучения, интеграции обучения, а также, дифференциации обучения. Проектная деятельность является комплексным творческим видом деятельности, направленным на создание того или иного конкретного теоретического прототипа предполагаемого или возможного объекта, обладающего определённой новизной и личной или общественной значимостью.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, профессиональное образование, проектная деятельность, модель, структурные компоненты модели проектной деятельности.

Annotation. This article presents a model of project activities for the training of teachers of vocational training. The definition of project activity and modeling of project activity is given. The structure of the model of project activity is distinguished through structural components: target, content, procedural, productive. At the heart of filling the content of the project activity of training teachers of vocational training are the principles of problematic training, modularity of training, integration of training, as well as differentiation of training. Project activity is a complex creative activity aimed at creating one or another specific theoretical prototype of an alleged or possible object that has a certain novelty and personal or social significance.

Key words: professional training teacher, vocational education, project activity, model, structural components of the project activity model.

Введение. В современных условиях непрерывного развития системы образования необъемлемым атрибутом профессиональной деятельности педагога является проектная деятельность. Применение проектной деятельности предполагает под собой реализацию идей многоуровневости и непрерывности, гуманизацию, интеграцию, индивидуализацию образования, что является одним из перспективных направлений развития профессионально-педагогического образования. Проектная деятельность педагога профессионального обучения направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов различных профилей подготовки [1].

В связи с этим, актуализация содержания процесса подготовки педагогов профессионального обучения является актуальной проблемой современного образования.

Для возможности проектирования своей профессионально-педагогической деятельности каждый педагог профессионального обучения должен быть теоретически и практически подготовлен для этого.

Изложение основного материала статьи. Проектная деятельность в системе профессионального образования и область её применения реализуется с помощью овладение педагогами профессионального обучения проективной компетентности. Требования, которые предъявляются к подготовке будущих педагогов профессионального обучения зависят от уровня освоения ими проективной компетентности. Исходя из этого, благодаря формированию проективной компетентности в условиях непрерывного обучения на протяжении всей профессиональной и педагогической деятельности обеспечивается процесс актуализации подготовки будущего педагога профессионального обучения [3].

Таким образом, через определение интегративной основы обучения и дидактических условий эффективного функционирования модели проектной деятельности определяется актуальность её разработки.

Под моделированием проектной деятельности педагога понимается метод формирования содержания обучения посредством выявления комплекса заданий и упражнений, которые полностью отражают проектную деятельность педагога профессионального обучения. Моделирование проектной деятельности осуществляется на нескольких этапах: от целевого до результативного, то есть осуществления самоконтроля и анализа результатов по своим основным профессиональным функциям. В образовательном процессе моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения подразумевает под собой определение ряда профессиональных задач, а так же разработку на их основе учебно-педагогических задач, определение их места в содержании обучения, выбор для реализации структурных элементов модели целесообразных форм, методов и средств.

Проектная деятельность является комплексным творческим видом деятельности, направленным на создание того или иного конкретного теоретического прототипа предполагаемого или возможного объекта, обладающего определённой новизной и личной или общественной значимостью.

На содержание учебной, познавательной, учебной и профессиональной деятельностей обучающихся, проектирование содержания самого процесса обучения, процесса взаимодействия педагога и обучающегося с применением информационно-педагогических средств обучения направлена проектная деятельность педагога профессионального обучения, основанная на системе как теоретического, так и практического обучения учебного процесса.

Проектная деятельность будущего педагога профессионального обучения выступает независимой системой её функционирования с внешней средой, к которой для примера можно отнести различные образовательные учреждения, социокультурные институты, рынок труда, а также, всевозможные производства и т.д. Процесс формирования личности будущего педагога профессионального обучения понимается под целью проектной его деятельности [5]. К построению личности педагога профессионального обучения относят организацию профессиональной компетентности специалиста, формирование и развитие его творческих способностей личности в процессе реализации профессиональной и педагогической деятельностей и расширение его будущего профессионального поля деятельности.

Структура модели проектной деятельности подготовки будущих педагогов профессионального обучения включает в себя ряд компонентов. К ним относят: целевой, содержательный, мотивационный, процессуальный, управленческий, личностно-деятельностный, информационный, материально-технический и результативный компоненты [2].

Каждый из указанных выше компонентов имеет свою составляющую, которая будет подробнее раскрыто. Под общей целью модели проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения понимается применение непосредственно самой проектной деятельности в их профессиональной и педагогической деятельностях. Профессионально-педагогическая деятельность педагога профессионального обучения должна быть основана на учебной, профессиональной, научной, исследовательской, образовательной, проектировочной, организационной, и технологической деятельностях [4].

В процессе разработки целевого компонента модели проектной деятельности педагога профессионального обучения необходимо придерживаться ряду требований:

- ориентирование различных видов профессиональной деятельности с применением проективного образования будущего педагога профессионального обучения на учебный процесс;

- переведение совместных дидактических целей в цели учения обучающегося;

- реализация проектной деятельности в учебном процессе;

- постановка целей обучения, обеспечивающих мониторинг качества собственных достижений;

- осуществление диагностики целей обучения.

На мотивацию познавательной деятельности будущего педагога оказывает достаточное влияние определение актуальности целевого компонента, именно поэтому целевой компонент модели проектной деятельности педагога профессионального обучения можно связать с мотивационным.

В содержательном компоненте модели проектной деятельности находится концепция интеграции содержания обучения. В её основе лежит взаимосвязь общенаучного, междисциплинарного, внутридисциплинарного уровней генерирования содержания обучения.

В основе наполнения содержания проектной деятельности подготовки педагогов профессионального обучения лежат принципы проблемности обучения, модульности обучения, интеграции обучения, а также, дифференциации обучения [7].

Для дальнейшей реализации вышеописанных принципов обучения выделяются различные требования, к ним относят:

- представление каждого указанного принципа обучения под отдельным модулем;

- поиск учебного материала, отвечающего деятельностному подходу к обучению;

- проектирование проблемных модулей;

- описание индивидуального содержания каждого модуля в частности;

- структурирование учебного материала в контексте проблемных ситуаций;

- ориентация содержания технологии обучения на всевозможные уровни и виды профессиональной подготовки и т.д.

Третий компонент модели проектной деятельности - процессуальный, в основе которого лежат принципы системности

и информатизации обучения, направлен на реализацию своих составных принципов обучения через:

- применение и взаимосвязь информационной и образовательной технологий обучения;

- наличие общекультурной и профессиональной компетентности в личности обучающихся;

- освещение среды учебного заведения и профессионального поля будущее деятельности;

- наполнение всех сторон учебного процесса;

- выбор технологий обучения, направленных на поисковую деятельность и т.д.

В основе результативного компонента модели проектной деятельности находится выявление эффективности функционирования указанной модели.

Провести мониторинг эффективности модели проектной деятельности возможно через:

- накопление знаний обучающихся в их профессиональной области;

- систематизация и структурирование накопленных знаний;

- овладение всевозможными видами профессиональной деятельности и т.д.

Под системой оценки эффективности каждого компонента модели проектной деятельности понимается определение их взаимосвязи и функций.

Выявление актуальностей целей модели проектной деятельности, их соответствия структурным целевым показателям теоретического и практического материала, уровню сформированности общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций определяется эффективность целей обучения [6].

Логичность и грамотность выбранных методов обучения акутальным целям и содержанию теоретического и практического материала определяется эффективность метода обучения определяется.

Эффективность содержания обучения определяется выявлением структурности, целостности, научности представленной информации и т.д.

Эффективность средств обучения определяется логичность взаимосвязи целям, содержанию, методам обучения, их универсальному использованию и точность применения.

Можно выделить ряд функций для эффективной реализации модели проектной деятельности педагога профессионального обучения:

- коммуникативная функция. Необходима для организации субъектно-субъектных отношений образовательного процесса;

- прогностическая функция. Необходима для определения направлений непрерывного развития деятельности педагогов профессионального обучения;

- научно-техническая функция. Необходима для определения вариантов расширения будущего поля профессиональной деятельности педагогов;

- социальная функция. Необходима для определения сформированности профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения;

- мотивационная функция. Необходима для определения сформированности мотивации применения различных образовательных технологий.

Выводы. Таким образом, перспективным направлением профессиональной педагогики является моделирование проектной деятельности. Основная задача моделирования проектной деятельность заключается в создании педагогической модели, которая позволяет решить определенные педагогические задачи. Мониторинг эффективности функционирования модели проектной деятельности направлен на выявление направленности профессиональной и педагогической деятельностей с актуализацией организационных форм обучения, методов, средств, а также, разработанных учебно-методических и научных материалов, примирительных в процессе подготовки будущего педагога профессионального обучения, выявление взаимосвязи информационных и образовательных технологий, определяющих уровень профессиональной подготовки обучающихся и сформированных компетенций специалистов.

Литература:

1. Афиногенов, О.С. Педагогическое проектирование и его особенности / О.С. Афиногенов // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 2. - № 1. - С. 4-15.

2. Ахмедова, А.А. Характеристика процесса педагогического проектирования / А.А. Ахмедова // Инновационная наука. - 2021. - № 5. - С. 152-154.

3. Беликова, Л.Ф. Педагогическое проектирование в профессиональном обучении / Л.Ф. Беликова, Н.Е. Эрганова. -Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. - 87 с. - ISBN 978-58050-0578-8.

4. Маркова, С.М. Исследование проектной деятельности в профессиональном образовании / С.М. Маркова, С.А. Зиновьева; Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - 170 с. - ISBN 978-5-85219-755-9.

5. Уракова, Е.А. Методическая деятельность педагога профессионального обучения / Е.А. Уракова, П.А. Грашина, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-2. - С. 261-264.

6. Цыплакова, С.А. Моделирование проектной деятельности в системе профессионального образования / С.А. Цыплакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 274-277.

7. Цыплакова, С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: Автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.08 / Цыплакова Светлана Анатольевна; Санкт-Петербург, 2015. - 26 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Пономаренко Елена Борисовна

Российский университет дружбы народов (г. Москва);

кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна

Московский городской педагогический университет (г. Москва)

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Одним из направлений развития системы гуманитарного образования является применение инновационных способов обучения, соответствующих уровню познавательной и творческой активности современных студентов. Одним из способов организации образовательного процесса по предметам гуманитарного цикла является использование интеллект-карт. Интеллект-карта представляет собой визуальное представление учебного материала, в которой отражены основные элементы изучаемого вопроса и взаимосвязи между ними. В статье описана структура интеллект-карты на примере электронного сервиса MindMeister. Проведен опрос студентов о результатах образовательной деятельности после использования интеллект-карт. Проанализированы формы обучения, на которых интеллект-карты могут быть результативно использованы. Благодаря использованию логических иерархий студенты систематизируют материал и концентрируют внимание на важной информации. Ассоциации, которые выстраивают обучающиеся в процессе построения интеллект-карт, позволяют прочно закрепить учебный материал, по-новому посмотреть на поставленную проблему, увидеть нестандартное решение.

Ключевые слова: мозговой штурм, интеллект-карта, творческое мышление, проектная деятельность, иерархия, высшее образование.

Annоtation. One of the directions of the development of the humanities education system is the use of innovative teaching methods corresponding to the level of cognitive and creative activity of modern students. One of the ways to organize the educational process in the subjects of the humanities cycle is the use of intelligence cards. The intelligence map is a visual representation of the educational material, which reflects the main elements of the studied issue and the relationship between them. The article describes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.