Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ РИСКОВ И УПРАВЛЕНИИ ИМИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ РИСКОВ И УПРАВЛЕНИИ ИМИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность судоходства / тренажёрный комплекс / система управления безопасностью / управление судном / процедура / радиолокационная станция / safety of navigation / training complex / safety management system / ship management / procedure / radar station

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Касьянов

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности судоходства и возможности обучения курсантов морских учебных заведений безопасности мореплавания. В целях решения данной проблемы рекомендуется процесс обучения разделить на теоретические и практические занятия. При проведении теоретических занятий необходимо научить курсантов выявлять риски безопасного судоходства. Практические занятия следует проводить с использованием морских тренажёрных комплексов, на практических занятиях опасные для безопасности судовождения ситуации интегрируются в учебную задачу, которую и необходимо решить курсантам безопасно для своего судна и других судов. Как один из вариантов в использовании на практических занятиях приведён пример программного обеспечения морского тренажёрного комплекса «NTPRO – 5000». Тренажёрный комплекс «NTPRO – 5000» имеет необходимые свидетельства, допускающие его использование для подготовки судоводителей. Приведены примеры задач, рекомендованных для отработки на практических занятиях с использованием морских тренажёрных комплексов. Даны рекомендации активизации учебного процесса для решения проблемных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Н. Касьянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF USING TRAINING COMPLEXES FOR TRAINING CADETS OF MARINE EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN IDENTIFYING RISKS AND MANAGING THEM WHILE ENSURING THE SAFETY OF MARITIME NAVIGATION

The article deals with a problem of ensuring safety of navigation and a possibility of teaching cadets of maritime educational institutions the safety of navigation. In order to solve this problem, it is recommended to divide the learning process into theoretical and practical classes. When conducting theoretical classes, it is necessary to teach cadets to identify risks of safe navigation. Practical classes are recommended to be conducted using marine training complexes, in practical classes, situations dangerous to the safety of navigation are integrated into the training task, which cadets need to solve safely for their vessel and other vessels. As one of the options for the use in practical classes, an example of the software of the marine simulator complex “NTPRO – 5000” is given. This training complex has the necessary certificates allowing its use for the training of boat masters. Examples of tasks recommended for practicing in practical classes using marine training complexes are given. Recommendations are given to activate the educational process to solve problematic issues.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ РИСКОВ И УПРАВЛЕНИИ ИМИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА»

Таблица 2

Уровень творческих способностей учащихся по результатам итогового теста Э.П. Торренса «Завершение картинок» в сопоставлении с начальным этапом ОЭР (%)

Начальный этап ОЭР (%) Завершающий этап ОЭР (%)

Пассивный уровень (А) 21,4% 7,2%

Эвристический уровень (Б) 64,3% 71,4%

Креативный уровень (С) 14,3% 21,4%

Сравнительно-сопоставительный анализ результатов обследования демонстрирует положительную динамику в повышении уровня творчества участников ОЭР: на пассивном уровне остались творческие способности только одного обучающегося. Итоги анкетирования по Дж. Кинчеру также выявили рост количества кружковцев, уверенно определяющих себя как творческую личность (от 57,4% на начальном этапе ОЭР до 74,1% - на завершающем), что указывает на плодотворность избранных для эксперимента системного, личносто ориентированного и деятельностно-творческого подходов в организации творческой деятельности школьников, а также эффективность апробированного комплекса методических приёмов стимулирования творческих способностей, интереса к литературной деятельности обучающихся сельской школы в условиях региональной системы ДО с применением новых цифровых инструментов и перспективность формирования целостной системы методических средств активизации творчества кружковцев во взаимосвязи с их самостоятельной работой на уроках литературы.

Итоги проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Региональная система дополнительного образования по литературе нуждается в обновлении контента и методов обучения, разработке и внедрении современных методических средств разностороннего развития школьников с применением инновационных цифровых инструментов.

2. Совершенствование «системы организации и управления дополнительного образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития региональных систем дополнительного образования детей с учётом задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей соответствующих отраслей экономики» [7, с. 7], зависит в числе прочего и от уровня цифровизации региональной системы дополнительного образования, её готовности к повышению уровня медиакомпетентности педагога ДО и обучающихся.

3. Организация творческой деятельности школьников по литературе в рамках ДО значительно расширяет горизонт их возможностей создавать новое, активно взаимодействовать с окружающим миром, обогащать свою эмоциональную сферу, осваивать разные профессиональные компетенции, для чего «предполагает применение соответствующих подходов, разработку инструментария, обеспечение необходимых педагогических условий» [8, с. 520].

4. Результативность решения задачи стимулирования творческого потенциала обучающихся в условиях регионального дополнительного литературного образования обеспечивается целенаправленным сочетанием традиционных методических приёмов обучения и цифровых новаций, повышающих интерес школьников к чтению и литературному творчеству В связи с этим перспективным для работы такого объединения, как кружок, представляется создание на следующем этапе его работы креолизированных текстов с применением цифровых навыков, полученных кружковцами в ходе ОЭР

Библиографический список

1. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г N 629. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432492

2. Галицких Е.О., Терентьева Н.П. «Явление» текстов «новой природы» в литературном образовании и способы их прочтения. Язык. Текст. Медиа. Материалы международного научного конгресса. Киров, 2021: 113-119.

3. Сосновская И.В. Литературное образование и цифра: диалог или спор? Векторы развития филологии в контексте модернизации современного филологического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2022: 81-88.

4. Богатырева Ю.И., Привалов А.Н., Ситникова Л.Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32072

5. Браташ В.С. Визуальные заметки (скетчноутинг) как инструмент трансформации учебного текста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

6. Сайт МБОУ «Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Попова с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия). Available at: https://nbestschool.obr.sakha.gov.ru/

7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г № 678-р). Available at: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf

8. Галактионова Т. Г Литературное творчество как цель и средство. Принципы работы с филологически одаренными школьниками. Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 2022: 518-521.

References

1. Ob utverzhdeniiporyadka organizaciiiosuschestvleniya obrazovatel'nojdeyatel'nostipo dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nymprogrammam. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 27 iyulya 2022 g. N 629. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432492

2. Galickih E.O., Terent'eva N.P. «Yavlenie» tekstov «novoj prirody» v literaturnom obrazovanii i sposoby ih prochteniya. Yazyk. Tekst. Media. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa. Kirov, 2021: 113-119.

3. Sosnovskaya I.V. Literaturnoe obrazovanie i cifra: dialog ili spor? Vektory razvitiya fílologii v kontekste modernizacii sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Irkutsk, 2022: 81-88.

4. Bogatyreva Yu.I., Privalov A.N., Sitnikova L.D. Klassifikaciya cifrovyh instrumentov obucheniya dlya proektirovaniya i realizacii obrazovatel'nogo processa. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 2022; № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32072

5. Bratash V.S. Vizual'nye zametki (sketchnouting) kak instrument transformadi uchebnogo teksta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

6. Sajt MBOU «Nizhne-Bestyahskaya srednyaya obscheobrazovatel'naya shkola im. M.E. Popova s uglublennym izucheniem otdel'nyh predmetov» municipal'nogo rajona «Megino-Kangalasskij ulus» Respubliki Saha (Yakutiya). Available at: https://nbestschool.obr.sakha.gov.ru/

7. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2030 goda (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2022 g. № 678-r). Available at: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf

8. Galaktionova T.G. Literaturnoe tvorchestvo kak cel' i sredstvo. Principy raboty s filologicheski odarennymi shkol'nikami. Perspektivy razvitiya issledovanij v sfere nauk ob obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2022: 518-521.

Статья поступила в редакцию 03.09.23

УДК 656.61.08

Kasyanov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Caspian Institute of Sia and River Transport named after gen.-adm. F.M. Apraksin,

Branch of Volga State University of Water Transport (Astrakhan, Russia), E-mail: onkasjanov@mail.ru

METHODS OF USING TRAINING COMPLEXES FOR TRAINING CADETS OF MARINE EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN IDENTIFYING RISKS AND MANAGING THEM WHILE ENSURING THE SAFETY OF MARITIME NAVIGATION. The article deals with a problem of ensuring safety of navigation and a possibility of teaching cadets of maritime educational institutions the safety of navigation. In order to solve this problem, it is recommended to divide the learning process into theoretical and practical classes. When conducting theoretical classes, it is necessary to teach cadets to identify risks of safe navigation. Practical classes are recommended to be conducted using marine training complexes, in practical classes, situations dangerous to the safety of navigation are integrated into the training task, which cadets need to solve safely for their vessel and other vessels. As one of the options for the use in practical classes, an example of the software of the marine simulator complex "NTPRO - 5o0o" is given. This training complex has the necessary certificates allowing its use for the training of boat masters. Examples of tasks recommended for practicing in practical classes using marine training complexes are given. Recommendations are given to activate the educational process to solve problematic issues.

Key words: safety of navigation, training complex, safety management system, ship management, procedure, radar station

О.Н. Касьянов канд. пед. наук, доц., Каспийский институт морского и речного транспорта имени ген.-адм. Ф.М. Апраксина - филиал ФГБОУ ВО

«ВГУВТ», г. Астрахань, E-mail: onkasjanov@mail.ru

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЁРНЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ РИСКОВ И УПРАВЛЕНИИ ИМИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА

В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности судоходства и возможности обучения курсантов морских учебных заведений безопасности мореплавания. В целях решения данной проблемы рекомендуется процесс обучения разделить на теоретические и практические занятия. При проведении теоретических занятий необходимо научить курсантов выявлять риски безопасного судоходства. Практические занятия следует проводить с использованием морских тренажёрных комплексов, на практических занятиях опасные для безопасности судовождения ситуации интегрируются в учебную задачу, которую и необходимо решить курсантам безопасно для своего судна и других судов. Как один из вариантов в использовании на практических занятиях приведён пример программного обеспечения морского тренажёрного комплекса «NTPRO - 5000». Тренажёрный комплекс «NTPRO - 5000» имеет необходимые свидетельства, допускающие его использование для подготовки судоводителей. Приведены примеры задач, рекомендованных для отработки на практических занятиях с использованием морских тренажёрных комплексов. Даны рекомендации активизации учебного процесса для решения проблемных вопросов.

Ключевые слова: безопасность судоходства, тренажёрный комплекс, система управления безопасностью, управление судном, процедура, радиолокационная станция

Актуальность темы заключается в непрекращающейся аварийности на морском транспорте во всех странах и необходимости лучшей подготовки морских специалистов.

Международная морская организация с 50-х годов ХХ века ведёт работу по выработке требований безопасной работы в море, на морских судах, унификации требований безопасности и внедрению системы безопасности на флотах всех государств. Так, были приняты действующие в настоящее время Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года, Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная протоколами 1978 года и 1988 гг с поправками и кодексами, Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененная протоколом 1978 года к ней с поправками, Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Конвенция о поиске и спасании на море 1979 года и др. законодательные акты.

Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть вопрос методики обучения морских специалистов с использованием в системе подготовки морских тренажёрных комплексов.

Основные задачи статьи - обозначить проблему повышения компетенции специалистов флота, а также рассмотреть возможности повышения и оптимизации процесса обучения с использованием морских тренажёрных комплексов.

Научная новизна заключается в изучении потенциала системы эффективного обучения для формирования профессиональных навыков специалистов морского флота.

Теоретическая значимость состоит в разработке учебных заданий с использованием морских тренажёрных комплексов.

Практическая значимость данной статьи заключается в том, что предложенные рекомендации могут быть использованы как педагогами морских учебных заведений в обучении специалистов морского флота, так и других учебных заведений для подготовки специалистов посредством специальных тренажёрных комплексов и систем.

В последние тридцать лет международное морское законодательство в сфере безопасности мореплавания охватило все сферы морской деятельности, причём законотворческая деятельность с целью управления безопасностью в морской сфере деятельности продолжается.

Международная морская организация одним из наиболее эффективных способов повышения безопасности на море рассматривает процедуры оценки рисков и управления ими в морском судоходстве. Вместе с тем уровень аварийных ситуаций в море не снижается и, как показывает статистика, более 70% аварий и происшествий возникают из-за «человеческого фактора». В большей степени аварийные ситуации происходят вследствие недостаточной компетенции специалистов экипажа и ненадлежащего понимания опасности и последствий, которые могут произойти вследствие невнимания, привыкания к опасности при нахождении в море.

Таким образом, знание рисков, связанных с судоходством и управление ими, снижают вероятность аварийности.

Проблему теоретических оценок рисков и управления ими в морском судоходстве необходимо привязывать к вопросу обеспечения безопасности судовождения с первых дней обучения в морском учебном заведении. Необходимо разработать для каждого специального предмета элементы риска, которые могут привести к аварийным ситуациям, методы оценки данных рисков и управления ими применимо к специфике морского судовождения. Каждый специальный предмет должен иметь в процессе обучения возможные элементы риска экстре-

мальной ситуации, проблему, связанную с безопасностью по изучаемому предмету.

Алгоритм системы управления безопасностью (СУБ) должен включать:

- анализ опасных явлений и составление алгоритма моделирования ситуации;

- выявление опасных процессов в общей картине развития ситуации, составление схемы последовательных действий, базирующейся на знании причинно-следственных связей, и принятие правильного решения безопасного расхождения с судами;

- наблюдение за окружающей обстановкой и её мониторинг с целью принятия решений по уменьшению влияния опасных процессов на общую систему безопасности судна;

- процесс управления безопасностью плавания, включая локализацию опасных ситуаций, влияющих на безопасность плавания, прогнозирование развития событий, в том числе негативных,

- мероприятия восстановления СУБ после влияния негативных факторов на СУБ.

Управление судном - деятельность, выполняемая вахтенным помощником капитана в море в период навигационной вахты. Это многофункциональный процесс, который требует необходимости осуществления многообразных действий, сгруппированных в логически законченные процедуры.

Для внедрения процедур безопасного судовождения резолюция Международной морской организации А.741 (18) от 04.11.1993 г вводит в действие Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), предписывающий судоходным компаниям разработать комплекс действий - процедур, обеспечивающих безопасность судна, груза, экипажа и т. п., закреплённых в комплекте руководящих документов. «Процедура (по МКУБ) - это документально оформленный письменный документ, который описывает специфическую работу и определяет ответственность и ожидаемый результат» [1].

При несении ходовой навигационной вахты вахтенный помощник капитана выполняет «следующие процедуры:

- приему/сдачу вахты;

- процедуру наблюдения;

- процедуру ведения счисления;

- процедуру определения места судна;

- процедуру расхождения со встречным судном и т. п.» [2].

Одной из процедур, выполняемых при несении вахты вахтенным помощником капитана, является наблюдение. Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС - 72), так определяют требования к наблюдению: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения» [3].

Одним из технических средств, обеспечивающих наблюдение, является радиолокационная станция (РЛС). Радиолокационные станции обеспечивают вахтенного помощника информацией о местоположении судна и объектах, как визуально видимых, так и скрытых от визуального наблюдения вследствие нахождения на большей дальности визуальной видимости или же вследствие ограниченной видимости, состояния погодных условий, а также в ночное время.

Проблемы риска столкновения судов при использовании ими радиолокационной станции для наблюдения за окружающей обстановкой также существуют, и их необходимо разобрать со слушателями в процессе обучения.

В соответствии с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, морские суда должны оснащаться РЛС. Радиолокационной станцией оснащаются суда:

«- валовой вместимостью 300 и более, и пассажирские суда, независимо от размера, дополнительно должны иметь второй радиолокатор в полосе частот 9 ГГц или другое средство определения и отображения дистанции и пеленга радиолокационных ответчиков для поиска и спасания, а также других плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков для оказания помощи в судовождении и предупреждении столкновения;

- все суда валовой вместимостью 3000 и более должны иметь: 1. Радиолокатор в полосе частот 3 ГГц, второй радиолокатор в полосе частот 9 ГГц или другое средство определения и отображения дистанции и пеленга других плавсредств, препятствий, буев, береговой черты и навигационных знаков для оказания помощи в судовождении и предупреждении столкновения средствами, которые функционально не зависят от средств;

- все суда валовой вместимостью 10 000 и более должны, дополнительно, иметь: 1. Средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП) или иное средство, чтобы автоматически осуществлять прокладку дистанции и пеленга по меньшей мере 20 целей, соединенное с устройством для измерения и индикации скорости и пройденного расстояния относительно воды, для определения опасности столкновения и имитации маневра по расхождению» [4].

В соответствии с положениями Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 года, «установленное на судне исправное радиолокационное оборудование должно использоваться надлежащим образом, включая наблюдение на шкалах дальнего обзора с целью получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения, а также радиолокационную прокладку или равноценное систематическое наблюдение за обнаруженными объектами» [3].

Таким образом, поскольку РЛС является обязательным техническим средством на судне, актуальность изучения его использования в целях безопасности мореплавания актуально.

При обучении курсантов морского учебного заведения работе с РЛС рекомендуется теоретические занятия насыщать видеоинформацией по изучаемой теме (учебные фильмы, видеоролики, фотослайды), а также показом учебного оборудования, имитирующего радиолокационную станцию. При планировании последовательности подачи учебного материала необходимо выполнять следующую последовательность:

- проведение теоретических занятий, направленных на получение знаний по теории радиолокации;

- проведение практических занятий на рабочем практическом оборудовании, воспроизводящем работу РЛС в судовых условиях, для наглядности воспроизведения и отображения рабочих характеристик РЛС;

- проведение теоретических занятий, направленных на получение знаний по включению и настройке РЛС перед эксплуатацией;

- проведение практических занятий на рабочем практическом оборудовании, воспроизводящем включение и настройку РЛС для дальнейшего обслуживания;

- проведение теоретических занятий по изучению (повторению) правил расхождения судов в море;

- проведение практических занятий безопасного расхождения с судами в море на маневренном планшете;

- проведение практических занятий на рабочем практическом оборудовании, воспроизводящем действие оператора РЛС для безопасного расхождения с судами в море;

- проведение практических занятий на рабочем практическом оборудовании, воспроизводящем действие вахтенного помощника при использовании РЛС, и осуществление расчётов на маневренном планшете для безопасного расхождения с судами в море.

Возможные риски для безопасного судовождения, оценки рисков и управления ими необходимо рассматривать в соответствии с темой теоретического или практического занятия. На теоретическом занятии следует акцентировать внимание курсантов на вопросах обеспечения безопасности судовождения, а на практических занятиях моделировать на морском тренажёре экстремальную ситуацию с обязательным анализом возникшей опасности и путей её решения, а также того, правильно опасность была нейтрализована или нет

Непременным условием усвоения курсантами учебного материала является не просто подача изучаемого материала слушателям, но и вовлечение курсантов в мыслительный процесс, и рассуждение, т. е. принцип «обратной связи» между преподавателем и курсантом. Это будет выражаться в постановке проблемных вопросов курсантам по теме занятия, обсуждении и разборе правильного ответа, выявлении курсантов, столкнувшихся с изучаемым вопросом в период практики, и т. п. В итоге рекомендуется в конце темы подводить итог.

В период практических занятий преподавателю рекомендуется объяснить изучаемый материал курсантам, затем показать порядок выполнения практического вопроса, затем курсанты должны выполнить практические действия самостоятельно, после чего преподаватель подводит итог, и при необходимости курсанты повторно выполняют действия с учётом указанных недостатков. Сложности, проблемные вопросы, которые могут быть предложены для реализации в процессе практического занятия в целях повышения качества усвоения материала, могут быть реализованы на морском тренажёре в виде ограниченной видимости, плохих погодных условий (сильный ветер, штормовые условия, большое количество судов в районе плавания, требующая повышенного внимания ограниченная для маневрирования судна акватория и др.).

Практические действия курсантов по освоению радиолокационной станции рассмотрим на примере использования навигационного тренажёра Navi Trainer Professional 5000 (NTPRO - 5000), производителем которого является ЗАО «Транзас морские технологии». Данная организация имеет свидетельство Министерства транспорта России об одобрении типа аппаратуры. Следовательно, тренажер может использоваться в навигационных тренажерных центрах для подготовки судоводителей. Программы «Радиолокационное наблюдение и прокладка», «Использование средств автоматической радиолокационной прокладки», «Радиолокационное наблюдение и прокладка и использование средств автоматической радиолокационной прокладки» рекомендуется использовать в процессе обучения закрепления практических навыков курсантов [5].

«Тренажер NTPRO - 5000 является программно-аппаратным комплексом, состоящим из специализированного и реального оборудования полнофункциональных навигационных мостиков, работающих под управлением инструкторской станции на базе стандартных персональных компьютеров, объединенных в локальную компьютерную сеть.

Таблица 1

Условия задач для расчета безопасного расхождения с судами

Мостик К н V н Т суд A B C

П Д П Д П Д

12.00 86,5 11,1 111,1 10,7 68,5 10,7

№ 1 90,0 11,2 12.03 86,2 10,2 112,2 9,5 68,8 9,9

12.06 85,7 9,1 113,0 8,4 69,1 8,9

12.00 161,4 10,4 182,8 11,8 202,0 9,2

№ 2 180,0 10,3 12.03 160,5 9,3 183,1 10,8 201,5 8,2

12.06 159,3 8,1 183,4 9,8 200,9 7,2

12.00 162,9 11,5 130,4 11,9 87,3 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 3 150,0 12,2 12.03 162,8 103 130,4 10,7 87,4 7,5

12.06 162,6 9,1 130,4 9,5 87,5 7,0

12.00 73,4 11,4 44,2 10,8 88,8 9,6

№ 4 60,0 12,8 12.03 73,4 10,3 44,1 9,7 89,1 8,6

12.06 73,4 9,3 43,9 8,5 89,3 7,6

12.00 87,0 11,2 106,8 10,0 59,4 8,8

№ 5 90,0 12,2 12.03 86,6 10,0 107,2 8,7 59,6 7,8

12.06 86,1 8,8 107,5 7,6 60,0 6,8

12.00 131,0 12,7 105,0 10,4 88,5 8,8

№ 6 100,0 11,6 12.03 130,4 11,8 105,0 9,2 88,7 7,4

12.06 130,7 10,9 105,0 8,0 89,0 6,9

Тренажер может быть легко настроен на любую возможную конфигурацию рабочих мест в составе учебных мостиков для требующегося типа тренажерной подготовки.

На учебном мостике предусмотрено использование консолей и панелей с реальными органами управления судном, больших экранов и проекторов для визуализации, информационного табло.

Программное обеспечение включает в себя следующие программные модули, позволяющие произвести математические модели судов и объектов; модель ветрового и волнового волнения, действия по постановке на якорь, швартовы.

С главного инструкторского компьютера возможно усложнять ситуацию, управлять процессами на судах, вносить коррективы в ход выполнения задачи и др.» [6].

Оценка освоения использования тренажёра является итогом комплекса занятий, и для этого курсантам предлагается решение ряда задач для безопасного расхождения с судами, составленных преподавателем. В процессе решения практической задачи преподаватель может усложнить ситуацию, пример условия задач представлен в табл. 1.

Библиографический список

Задание: определить условия встречи со встречными судами (Дкр; Тф; Кц; V ). Произвести расчёт безопасного расхождения со встречными судами на Дза -2,0 мили. Рассчитать Т, t, Д .

' в р' "отх

Процедура оценки складывается из способности курсанта продемонстрировать свою компетенцию в использовании РЛС, определении опасного судна и решении задач безопасного расхождения со встречными судами.

Таким образом, применяемая методика обучения курсантов даёт хороший результат усвоения учебного материала. Использование морского тренажёра, отображающего управление судном, выполнение маневров, визуально адаптированных к району плавания, и др. возможности имитации действий вахтенного помощника на судне вызывают интерес обучающихся. Работа курсантов в паре на одном рабочем месте-мостике, «подтягивает» менее подготовленного курсанта, а работа в аудитории группы слушателей, распределённых на несколько мостиков, стимулирует у них чувство соперничества и решения поставленных задач лучше других. Таким образом, практика использования морских тренажёров в процессе обучения видится как непременное условие качественного усвоения учебного материала.

Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ). Москва: Моркнига, 2008.

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ - 78) с поправками (консолидированный текст) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Sea farers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text). Санкт-Петербург: АО «ЦНИИМФ», 2016. Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками (МППСС - 72). Санкт-Петербург: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974года (текст, изменённый Протоколом 1988 года к ней, с поправками) = International Convention for the Safety of Life at Sea, 1974 (text modified by the Protocol of 1988 relating thereto Including amendments). Санкт-Петербург: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010. Руководство навигационного тренажера "Navi-Trainer Professional 5000" (NTPRO - 5000). Navi-Trainer Professional 5000. Версия: 5.40. Дата выпуска: ноябрь 2019. Навигационный мостик Transas MIP LTD. Web: www.transas.ru

Касьянов О.Н. Методика подготовки курсантов судоводительской специальности в использовании радиолокационной станции для безопасного судовождения в экстремальных ситуациях с помощью навигационного тренажёра NAVI TRAINER PROFESSIONAL 5000 (NTPRO - 5000). Астрахань, 2023.

References

1. Mezhdunarodnyj kodeks po upravleniyu bezopasnost'yu (MKUB). Moskva: Morkniga, 2008.

2. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke i diplomirovanii moryakov i nesenii vahty 1978 goda (PDNV - 78) s popravkami (konsolidirovannyj tekst) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Sea farers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text). Sankt-Peterburg: AO «CNIIMF», 2016.

3. Mezhdunarodnyepravila preduprezhdeniya stolknovenij sudov v more 1972 goda s popravkami (MPPSS- 72). Sankt-Peterburg: ZAO «CNIIMF», 2010.

4. Mezhdunarodnaya konvenciya po ohrane chelovecheskoj zhizni na more 1974goda (tekst, izmenennyj Protokolom 1988 goda k nej, s popravkami) = International Convention for the Safety of Life at Sea, 1974 (text modified by the Protocol of 1988 relating thereto Including amendments). Sankt-Peterburg: ZAO «CNIIMF», 2010.

5. Rukovodstvo navigacionnogo trenazhera "Navi-Trainer Professional 5000" (NTPRO - 5000). Navi-Trainer Professional 5000. Versiya: 5.40. Data vypuska: noyabr' 2019. Navigacionnyj mostik Transas MIP LTD. Web: www.transas.ru

6. Kas'yanov O.N. Metodika podgotovki kursantov sudovoditel'skoj special'nosti v ispol'zovanii radiolokacionnoj stancii dlya bezopasnogo sudovozhdeniya v 'ekstremal'nyh situaciyah s pomosch'yu navigacionnogo trenazhera NAVI TRAINER PROFESSIONAL 5000 (NTPRO - 5000). Astrahan', 2023.

Статья поступила в редакцию 16.08.23

УДК 378

Kirichek K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Mathematics, Computer Science and Digital Educational Technologies,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: kirichekka@mail.ru

TRAINING FUTURE TEACHERS TO USE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES AND SERVICES IN ORGANIZATION AND SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN. The article studies a problem of forming digital competence among future teachers, namely its organizational form, expressed in the form of readiness to use digital educational resources and services for the organization and support of educational activities of schoolchildren. Ways of digital educational resources and services for the organization and support of educational activities of schoolchildren are identified and systematized. A didactic model of training undergraduate students for the organization and support of educational activities of schoolchildren using digital educational resources and services has been developed, which includes the purpose of training, tasks and content of training, as well as principles, methods, means and organizational forms of training. A feature of the developed model is the multidisciplinary (interdisciplinary) study of digital educational resources and services for the organization and support of educational activities of schoolchildren using active and interactive learning technologies.

Key words: digital teacher competence, digital educational resources, digital tools and services, digital educational environment, training model

К.А. Киричек, канд. пед. наук, доц., зав. каф. математики, информатики и цифровых образовательных технологий Ставропольского

государственного педагогического института, г. Ставрополь, E-mail: kirichekka@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования у будущих учителей цифровой компетентности, а именно - её организационного вида, выражающегося в виде готовности к применению цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации и сопровождения учебной деятельности школьников. Выделены и систематизированы возможности цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации и сопровождения учебной деятельности школьников. Разработана дидактическая модель подготовки студентов бакалавриата к организации и сопровождению учебной деятельности школьников с использованием цифровых образовательных ресурсов и сервисов, включающая в себя цель обучения, задачи и содержание подготовки, а также принципы, методы, средства и организационные формы обучения. Особенностью разработанной модели является полидисциплинарное (междисциплинарное) изучение цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации и сопровождения учебной деятельности школьников с использованием активных и интерактивных технологий обучения.

Ключевые слова: цифровая компетентность учителя, цифровые образовательные ресурсы, цифровые инструменты и сервисы, цифровая образовательная среда, модель подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.