Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫМ ДРОБЯМ'

МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫМ ДРОБЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное обучение / методика электронного обучения / обучение обыкновенным дробям / методы преподавания / электронный урок математики. / e-learning / e-learning methodology / teaching ordinary fractions / teaching methods about / electronic math lesson.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Ирина Владимировна, Плахотнюк Наталия Сергеевна

В связи с проведением на Донбассе специальной военной операции школы Донецкой Народной Республики длительное время находятся на дистанционном обучении. Перед большинством учителей возникли вопросы, связанные с выбором онлайнплатформы, с построением электронных уроков. В сложившейся ситуации важными становятся вопросы о том, как удержать внимание школьника на расстоянии, как отследить, достаточно ли усвоен новый учебный материал и т.п., как при изучении математики в целом, так и в частности при изучении одного из важнейших разделов математики «Обыкновенные дроби». Возможность получать знания, улучшать навыки, не покидая собственный дом – это формат электронного обучения. Было выявлено противоречие между необходимостью организации электронного обучения и отсутствием комплекса необходимых средств, отвечающих требованиям и запросам современной школы, а также недостаточной разработанностью педагогических условий его эффективного использования в основной школе. Поиск путей разрешения указанного противоречия позволил сформулировать проблему необходимости разработки специального методического обеспечения для электронного обучения обыкновенным дробям в 5 классе, которой посвящена данная статья. В качестве решения сформулированной проблемы в статье описана методика электронного обучения обыкновенным дробям в 5 классе. Представлено авторское методическое обеспечение для электронного обучения обыкновенным дробям пятиклассников. Учитывая возрастные особенности учащихся, предлагаемые электронные средства созданы в занимательной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Ирина Владимировна, Плахотнюк Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ELECTRONIC LEARNING OF ORDINARY FRACTION

In connection with the conduct of a special military operation in the Donbass, the schools of the Donetsk People's Republic have been on distance learning for a long time. Most teachers faced questions related to the choice of an online platform, with the construction of electronic lessons. In the current situation, questions about how to keep the student's attention at a distance, how to track whether new educational material has been mastered sufficiently, etc., become important. both in the study of mathematics in general, and in particular in the study of one of the most important sections of mathematics «Ordinary fractions ». The ability to gain knowledge, improve skills without leaving your own home is a format of e-learning. A contradiction was revealed between the need to organize e-learning and the lack of a set of necessary tools that meet the requirements and demands of the modern school, as well as the insufficient development of the pedagogical conditions for its effective use in primary school. The search for ways to resolve this contradiction made it possible to formulate the problem of the need to develop special methodological support for e-learning ordinary fractions in the 5th grade, which this article is devoted to. As a solution to the formulated problem, the article describes the method of e-learning for ordinary fractions in the 5th grade. The author's methodological support for e-learning ordinary fractions of fifth-graders is described. Given the age characteristics of students, the proposed electronic tools are created in an entertaining way.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫМ ДРОБЯМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ НАУКА - УЧИТЕЛЮ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

УДК 373.51

DOI: 10.24412/2079-9152-2022-56-67-80

МЕТОДИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫМ ДРОБЯМ

Гончарова Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: i.goncharova@donnu.ru Плахотнюк Наталия Сергеевна,

магистрант, e-mail: plahotnyuk.n@yandex.ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, РФ

Аннотация. В связи с проведением на Донбассе специальной военной операции школы Донецкой Народной Республики длительное время находятся на дистанционном обучении. Перед большинством учителей возникли вопросы, связанные с выбором онлайн-платформы, с построением электронных уроков. В сложившейся ситуации важными становятся вопросы о том, как удержать внимание школьника на расстоянии, как отследить, достаточно ли усвоен новый учебный материал и т.п., как при изучении математики в целом, так и в частности при изучении одного из важнейших разделов математики «Обыкновенные дроби». Возможность получать знания, улучшать навыки, не покидая собственный дом - это формат электронного обучения.

Было выявлено противоречие между необходимостью организации электронного обучения и отсутствием комплекса необходимых средств, отвечающих требованиям и запросам современной школы, а также недостаточной разработанностью педагогических условий его эффективного использования в основной школе. Поиск путей разрешения указанного противоречия позволил сформулировать проблему необходимости разработки специального методического обеспечения для электронного обучения обыкновенным дробям в 5 классе, которой посвящена данная статья.

В качестве решения сформулированной проблемы в статье описана методика электронного обучения обыкновенным дробям в 5 классе. Представлено авторское методическое обеспечение для электронного обучения обыкновенным дробям пятиклассников. Учитывая возрастные особенности учащихся, предлагаемые электронные средства созданы в занимательной форме.

Для цитирования: Гончарова И.В. Методика электронного обучения обыкновенным дробям / И.В. Гончарова, Н.С. Плахотнюк // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2022. - Вып. 56. - С. 67-80. DOI: 10.24412/2079-9152-2022-56-67-80

%■.....£

Постановка проблемы. Особую значимость с 2020 года приобрела проблема обеспечения и совершенствования качества образования. В связи с пандемией CO VID-19, а также с объявлением о начале специальной военной операции на Донбассе школы Донецкой Народной Республики (ДНР) массово перешли на дистанционное обучение. Перед большинством учителей возникла проблема, отмечает Е.И. Скафа, связанная с развитием их методической компетентности в направлении выбора онлайн-платформы и с построением онлайн-уроков [20]. В сложившейся ситуации важными стали вопросы о том, как удержать внимание школьника на расстоянии, как отследить, достаточно ли усвоен новый учебный материал и т. п.

Актуальным направлением развития образования стал переход из классического образовательного пространства (здание, книга, учитель) в виртуальное, создаваемое аппаратными и программными средствами вычислительной техники, а также создание на этой основе системы электронного обучения «Electronic Learning (e-learning)», основу которого составляют специальные компьютерные технологии, обеспечивающие обучение по индивидуальным оптимальным программам с управлением процессом обучения [21].

Сегодня, благодаря развитию сети Интернет и коммуникационных технологий, обеспечивающих ее, уровень электронного образования достиг невероятных высот. Электронные образовательные технологии позволяют обучающимся получать доступ к любым учебным материалам, подкрепляющим полученную с помощью онлайн-курсов теорию, передать выполненное задание, общаться с учителем и получить обоснованную оценку в рекордно короткие сроки.

Таким образом, на данный момент состояние электронного обучения нахо-

дится в развитии и приобретает всё большую популярность. Всё больше людей используют новый способ обучения, создаются новые онлайн курсы. Сегодня, в век инноваций мир современных компьютерных технологий приходит на помощь учителю. Самое важное в данный период желание и умение применять инновации в практической деятельности, дать возможность испытать на себе различные технологии электронного обучения и идти в ногу со временем.

Значительная роль в образовании, развитии, подготовке школьников к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей. При изучении обыкновенных дробей у обучающихся формируются представления о числах и границах вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам, и то особенное, что свойственно только дробным числам. Это способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, внимания, формированию логического мышления, умения находить причинно-следственные связи, способствует коррекции познавательной деятельности в целом. Изучение дробей служит развитию речи, обогащению словарного запаса школьника. Незнание дробей может затруднить ориентацию выпускников в повседневной жизни, задержать в будущем овладение профессией.

Поэтому для развития математических представлений об обыкновенных дробях у учащихся необходимо использовать вариативные средства наглядности, которые позволили бы на доступном уровне продемонстрировать алгоритм действий с дробями и при этом сохранить активность познавательной деятельности обучающихся.

Анализ актуальных исследований. Существующий на сегодня целый ряд

научных направлений позволяет подойти к раскрытию сущности такого явления, как электронное обучение.

С внедрением в основное образование современных технологий появилась необходимость иной формы представления знаний, пересмотра методов, форм и средств обучения.

Многие авторы предлагают применять электронное обучение в качестве новой формы изучения материала: Г.Д. Гаджиев [2], Р.Р. Мухаметшин [7; 8], Н.Ю. Оган-нисян [10], А.И. Саблинский [16] и др.

Несомненно, возникают отдельные вопросы, касающиеся методов, способов и средств для реализации электронного обучения отдельных школьных предметов, в том числе и математики.

Электронное обучение связано с информационными технологиями, в первую очередь, компьютерными и коммуникационными.

Рассмотрим существующие на сегодня компьютерные технологии по обучению обыкновенным дробям.

Онлайн-тренажеры представляют собой программу, предназначенную для выработки у обучающихся устойчивых навыков действий и обеспечивающую выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Они обладают характерными особенностями: обеспечивают генерацию или предоставляют последовательность готовых заданий, предусматривают средства для выполнения этих заданий - чаще всего специальный программный модуль, предоставляют обучающемуся консультацию или образец решения задания по его требованию, проводят анализ выполнения заданий и выдачу рекомендаций по достижению лучших результатов [25].

Например, тренажер Ма1ешайка.С1иЬ [24] прост в использовании, имеет яркое цветовое оформление, что, безусловно, привлекает внимание детей младшего подросткового возраста. Имеется возможность проверки выполненного задания. Работа тренажера основана на гене-

рации примеров с различными видами дробей. Решение примеров способствует развитию скорости и качества устного счёта. Однако тренажер не дает возможности для обратной связи с учителем и требует ввода готового ответа без промежуточных вычислений, что достаточно сложно для учащихся 5 класса.

Одним из популярных в настоящее время является сервис Ьеагш^ЛррБ [22]. Он не только имеет богатую библиотеку уже готовых упражнений по различным предметам, но и дает возможность создавать собственные задания, используя готовые шаблоны. Так, по теме «Обыкновенные дроби» есть возможность найти различные виды упражнений для отработки действий с дробями.

Онлайн тренажер на портале Mathsimple [23] «Дроби. Сложение, Вычитание, Умножение и Деление» представляет собой набор тренажеров для отработки арифметических действий с обыкновенными и десятичными дробями. Однако он тоже требует конкретного ответа без промежуточных действий, которые необходимо выполнить и не представляется возможности набора ответа с помощью клавиатуры, а только на клавиатуре в интерфейсе самого тренажера, требует авторизации, что может запутать учащихся.

Образовательные веб-сайты - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навига-ционно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся. Например, Образавр [9], ЯКласс [27].

Сайт Образавр [9] содержит интерактивные уроки и тренажеры по теме; имеет красочный интерфейс, что также привлекает внимание. При выборе курса у пользователя имеется возможность отследить на каком этапе он находится.

(69)

Весь курс ученика сопровождает герой -Образавр, что привлекает внимание ученика. Курс состоит из двух разделов «теория» и «практика». Теоретический материал представлен в интерактивной форме, красочный и яркий. Пройдя эту часть, необходимо перейти к практике. Заданий не много, обычно пять. Если ученик ответил неправильно, то высвечивается кнопка «подсказка», которая наводит на правильный ответ, а не дает его сразу. Но сайт не дает возможности обратной связи и больше подходит для самообразования. А учащимся 5 класса полностью самостоятельное изучение дается весьма сложно.

ЯКласс - сайт для школьников и учителей [27]. Уникальная особенность заданий сайта «ЯКласс» заключается в том, что каждое задание или тест имеет множество вариантов с разными условиями (50 и более вариантов каждого задания). Ответы на такие задания невозможно списать ни в Интернете, ни у соседа по парте. Для учащихся на портале «ЯКласс» существует соревновательный элемент. Он положительно сказывается на успеваемости учеников. Дети сами начинают просить задания и набирать баллы на сайте. Результаты выполнения заданий можно отслеживать в разделе «Топы». На платформе представлен теоретический материал, который предлагается изучить ученику, а далее необходимо выполнить тестовые задания.

Зарегистрировавшись, учитель может выбрать предмет и класс, а также ввести информацию о школе. Сервис предоставляет возможность связать свой профиль с учетной записью электронного журнала. После регистрации представители сервиса связываются для подтверждения информации со школой, в которой работает учитель. После подтверждения информации учителю автоматически становятся доступны результаты учеников: в личном кабинете можно следить за их прогрессом. Сервис предоставляет расширенную аналитику по каждой теме и каждому учени-

ку, включая: тип задания, уровень сложности, количество попыток, время выполнения и т. д. После подтверждения акка-унта сервис предоставляет возможность формирования для каждого ученика набора обучающих материалов и заданий (в том числе персонального). Ключевое отличие сервиса от похожих решений -ограниченность функционала и ряд обучающих материалов и заданий на платформе, как для учителя, так и для ученика. Платная версия для ученика дает правильный ответ в случае ошибки и неограниченный доступ к решению любого задания. Платная версия для учителя дает доступ к методическим рекомендациям, правильным ответам и решениям всех заданий, просмотр результатов учеников и доступ к проверочным работам, вариативность предоставляемых заданий. Сервис доступен в веб-версии, пользователю не требуется установка дополнительного ПО. Сервис также предоставляет доступ к материалам портала «Интернет-урок» и 1-С по платной подписке. У сервиса отсутствуют мобильные приложения. Нет инструментов для удаленного проведения видеоуроков. Отсутствует персональная роль для администрации школы.

Существуют сайты, на которых у школьников есть возможность пройти тесты по теме «Обыкновенные дроби». Например, сайт Online Test Pad [11] не только содержит готовые тесты, но и позволяет их конструировать самостоятельно.

Кроме специально разработанных платформ существует множество авторских сайтов учителей математики и разработок по теме «Обыкновенные дроби», которые можно использовать учителям для организации электронного обучения. Например, сайт учителя математики Н.К. Абрамовой [17], на котором представлены различные мультимедийные материалы.

Как видим, в настоящее время существует большое количество электронных курсов для учащихся, созданных специальными организациями, общеобразова-

тельными школами, либо частными лицами. Любой учитель-предметник может создать узкоспециализированный курс для учащихся своего класса. Однако рассмотренные нами компьютерные технологии, которые возможно применять при электронном обучении обыкновенным дробям, имеют ряд недостатков. В одних программах требуется авторизация, в других изложен сухой текст теории, который будет малоинтересен для учеников младшего подросткового возраста либо сложен для восприятия, а тестирование не предусматривает обратной связи, потому учителю трудно определить, на сколько хорошо учениками был понят материал.

Цель статьи - описание авторской методики электронного обучения обыкновенным дробям в 5 классе средствами информационно-коммуникативных технологий.

Изложение основного материала.

По определению ЮНЕСКО, электронное обучение (e-learning) - это обучение с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [28]. В более широком смысле, электронное обучение - это обучение с помощью любых достижений современных мультимедийных и коммуникационных технологий [22].

В систему электронного обучения входят самые разные формы организации учебного процесса. Это могут быть как стандартные очные уроки с учителем, на которых применяются Интернет и цифровые технологии, так и занятия, полностью организованные внутри цифровой среды (специальных приложений, платформ и сервисов).

Сегодня мы повсеместно видим реализацию принципов электронного обучения. Вводя в учебный процесс те или иные современные мультимедийные и коммуникационные средства, мы вправе говорить об использовании электронного обучения, даже если речь идет о применении планшета для просмотра обучаю-

щего ролика или передачи домашнего задания по электронной почте [26].

Математическое образование в основной школе формируется на основе примерной программы основного общего образования по математике для базового уровня (для 5-9 классов образовательных организаций) [14] с учетом учебно-методического комплекса Н.Я. Вилекина «Математика 5» [6].

На изучение темы выделено 48 часов. Цель изучения обыкновенных дробей -сформировать у учащихся понятие дроби, умения сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби; решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби [14].

Выделим некоторые методические требования к содержанию учебного материала по теме «Обыкновенные дроби».

Во-первых, содержание обучения должно соответствовать требованиям к результатам освоения темы указанным в примерной рабочей программе 2022-2023 учебного года [14].

Во-вторых, подбирая содержание учебного материала, необходимо следовать постоянно меняющимся запросам общества, т. е. использовать в обучении современные информационные технологии обучения. Для реализации этого требования мы разработали авторские мультимедийные средства обучения, о которых пойдет речь ниже.

В-третьих, содержание обучения должно быть внешне привлекательным, любопытным, захватывающим, чтобы у обучающихся не исчезало желание «посещать» уроки. Для этого при разработке мультимедийных средств обучения нами были использованы забавные и всеми любимые мультяшные персонажи миньоны.

Учитывая возраст обучающихся 5 класса, считаем, что традиционные методы обучения нужно дополнить интерактивными методами, в частности дидактическими играми. В случае электронного

обучения можно говорить о мультимедийных дидактических играх, которые построены в компьютерной среде и преследуют дидактическую цель.

Учитывая необходимость разработки методики электронного обучения для учебных заведений ДНР, которые уже длительное время вынуждены работать дистанционно, рассмотрим подходящие формы взаимодействия учителя и учащихся.

Процесс электронного обучения можно осуществлять в онлайн и офлайн режимах, как синхронно, так и асинхронно.

Синхронное обучение - это занятия в реальном времени, когда взаимодействие класса и учителя проходит лицом к лицу. Все одновременно находятся в одном месте, участвуют в дискуссии и отрабатывают навыки.

Асинхронное обучение - это самостоятельное изучение учебных материалов, когда обучающийся занимается в удобное ему время и не контактирует с учителем напрямую (онлайн-курсы, обучающие блоги, видеозаписи лекций, тесты, чат-боты и т.д.) [5].

Например, асинхронное обучение обыкновенным дробям можно реализовать с помощью разработанных нами электронных интерактивных уроков с помощью сетевого образовательного ресурса iSpring Suite [13], которые на сегодняшний день приобретают большую популярность.

Электронный урок - это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом при использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий и разнообразных электронных средств обучения [1].

Дидактические аспекты интерактивного электронного урока основываются на общих нормах учебного процесса. В качестве ориентира при определении объема учебного материала следует учитывать методические рекомендации по

формированию учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы основного общего образования ДНР. Примерный общий объем нагрузки на пятиклассника при дистанционном обучении в течение дня - не более 4 часов 30 минут. Следует учитывать, что рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взгляда непосредственно на экране устройства отображения информации не должна превышать 20 минут [15].

Особенностью проектирования электронного урока является детальное продумывание деятельности ученика. Важнейшими задачами в электронном обучении являются тщательное планирование организации учебного процесса, определение четких задач и целей обучения, предоставление необходимых учебных материалов для учащегося, а также обеспечение взаимосвязи между учеником и учителем. Особенно важным выступает предоставление интерактивного взаимодействия ученика и учителя, потому что именно от этого зависит эффективность данного вида обучения. Ученик должен получать информацию о своём прогрессе или наоборот, а в случае неуспеваемости должен получать необходимые рекомендации для успешного усвоения материала, т.е. коррекция результатов обучения является обязательном этапом обучения [19].

В электронном образовании важнейшую роль играет мотивация, которая должна способствовать развитию интереса ученика к образовательному процессу. На наш взгляд, применение нестандартных электронных интерактивных уроков в условиях электронного обучения позволит добиться более глубокого понимания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную среду [3].

В качестве важной формы обучения для осуществления учебного взаимодей-

(72>

ствия могут быть использованы классические социальные сети типа Вконтакте и Telegram.

Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из важных компонентов методической системы.

Значимую роль в решении главной проблемы электронного обучения - организации самостоятельной когнитивной деятельности учащихся играют электронные средства учебного назначения. Данные средства служат структурными компонентами системы дидактического обеспечения электронного обучения, каждый элемент которой есть не просто носителем соответствующей информации, а выполняет специфические функции и дидактические задачи [4].

Традиционные средства обучения на уроках математики в 5 классах при изучении обыкновенных дробей мы дополняем авторскими средствами, такими как:

- мультимедийные презентации к урокам;

- подборка Интернет-ресурсов к урокам темы;

- мультимедийное электронное пособие по теме, созданное в программе Microsoft Power Point;

- интерактивный плакат;

- карточки с печатной основой для проверки теоретического материала по теме «Обыкновенные дроби»;

- электронные интерактивные уроки для пятиклассников, созданные с помощью сетевого образовательного ресурса iSprin Suite.

Все эти средства созданы в занимательной форме. По авторскому замыслу персонажами этих мультимедийных средств являются забавные герои мультфильма «Миньоны».

Мультимедийные технологии - одно из наиболее бурно развивающихся направлений информационных технологий, используемых в учебном процессе. В мультимедийных программах использу-

ется определенный способ передачи информации.

Особое внимание привлекает интерактивность мультимедийных программ. Как отмечает Е.И. Скафа, при диалоговом режиме работы пользователя с источником, он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию, скорость и последовательность ее передачи [18]. Одной из таких мультимедийных программ является Microsoft Power Point, которую удобно использовать в образовательных целях. Разработанные нами мультимедийные дидактические средства обучения математике направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся [12]. Там же описаны мультимедийные презентации к урокам по теме «Обыкновенные дроби» и интерактивный плакат.

Практически ко всем урокам темы «Обыкновенные дроби» нами были подобраны и систематизированы такие Интернет-ресурсы, как: видеоуроки, мультфильмы, онлайн-тренажеры и пр. Для примера в табл. 1 приведен фрагмент календарного планирования с Интернет-ресурсами к урокам темы «Обыкновенные дроби». На наш взгляд, Интернет-ресурсы помогут ученикам углубить и закрепить знания по конкретно интересующему их вопросу темы. Работу с ними можно предлагать в качестве домашнего задания. Учитель может разослать ученикам (или их родителям) по электронной почте нужные ссылки.

Мультимедийное электронное пособие по теме «Обыкновенные дроби», созданное в программе Microsoft Power Point содержит:

- мотивацию изучения темы:

•S исторические факты (рис. 1); •S занимательные материалы (рис. 2); S прикладные задачи (рис. 3);

- опорные конспекты по теории (рис. 4);

- обучающие тесты «Leaning with Minions».

Таблица 1 - Фрагмент календарного планирования с Интернет-ресурсами к урокам темы «Обыкновенные дроби»_

№ уро ка Тема урока Интернет-ресурсы Пояснение

20. Смешанное число http://kid-mama.ru/perevedi- 8те8Ьалпое-сЫ81о-у- nepravi1nuyu-drob-trenazhyor/ Тренажёр «Переведи смешанное число в неправильную дробь»

http://kid-mama.ru/perevedi- nepravi1nuyu-drob-v-smeshannoe- chis1o-trenazhyor/ Тренажёр «Переведи неправильную дробь в смешанное число»

https://www.youtube.com/watch? v=aoy-8LyR59w Видеоурок «Смешанное число»

21. Смешанное число https://1earningapps.org/649572 Игра «Переведи неправильную дробь в смешанное число»

22. Смешанное число https://1earningapps.org/6455101 Онлайн-тренажер «Преобразование неправильной дроби в смешанное число»

23. Сложение и вычитание смешанных чисел https://www.youtube.com/watch? v=FZgrnffJUq8 Математический лайфхак «Сложение и вычитание дробей методом Бабочки»

https://www.youtube.com/watch? v=496Y1h1b4K4 Видеоурок «Сложение и вычитание смешанных чисел»

33. Основные задачи на дроби. Нахождение дроби от числа https://1earningapps.org/9072380 Онлайн-игра «Нахождение дроби от числа»

34. Основные задачи на дроби. Нахождение дроби от числа https://1earningapps.org/20165499 Игра «Заполни пропуски»

35. Основные задачи на дроби. Нахождение дроби от числа https://1earningapps.org/4424991 Онлайн-тренажер «Задачи на дроби»

Рисунок 1 - Пример слайда с историческими фактами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 - Пример слайда с занимательными сведениями

Без и® ©©©¡ШпиевУ

В спорте

Состоялся 1/2 финапа чемпионата мира между Россией и Бразилией.

В строительстве

1ри приготовлении рвстворовдля кладкистен нужно ^ взять 2/3песка и 1/3 цемента

В кулинарии

ш

Для приготовления бисквита необходимо 3 яйца растереть с 1 Уз стаканом сахара, всыпать 1%стакана муки, перемешать и поставить в духовку на часа.

В биологии - --

-I Если живая природа - это целое, его части - царства, С^О^1 а и* 5: растений

животных., грибов., вирусов и бактерий. ^ Каждое царство - это 1/5 часть живой

природы. . |

Рисунок 3 - Пример слайда с прикладными задачами

Любая неправильная дробь больше правильной дроби, так как неправильная дробь больше или равна 1, а правильная — меныш

\

Из дауд дробей с одинаковыми з нам е н ате л я м и бол ьш е та, у которой больше числитель, и меньше та, у которой меньше числитель. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше тагу которой меньше знаменатель, и меньше та, у когторай больше знаменатель.

у

<3sJ

£ ©ее®

I I

3 4

3 4

Рисунок 4 - Пример опорного конспекта

Для примера электронного интерактивного урока, созданного с помощью сетевого образовательного ресурса iSprin Suite, опишем разработанный электронный интерактивный урок-игру по изучению нового материала по теме «Сравнение дробей».

Учитывая возрастные особенности учащихся младшего подросткового возраста, главными героями электронного урока-игры являются мультипликационные персонажи из анимационной картины «Гадкий я»: миньоны, агент Люси Уайлд, Грю Фелониус, Агнес и др. Кроме того, при разработке урока использовались обучающие игры и игровые моменты, видеофрагменты, которые, на наш взгляд, способствуют лучшему усвоению и закреплению материала. Электронный урок построен в форме диалога агента Люси Уайлд и миньонов с учеником. В разработанном уроке прослеживается определенная сюжетная линия, которая предполагает участие ученика в «расследовании исчезновения миньонов», проходя определенный этап урока, перед ним открывается мозаика, и ученик к концу узнает кто

же «виновен» в их пропаже. Таким образом, данный прием позволяет сохранить интерес учащегося на протяжении всего урока, активизирует мотивацию изучения нового материала и познавательную деятельность.

Электронный урок также как и традиционный имеет определенную структуру в зависимости от преследуемой дидактической цели. Рассмотрим некоторые его этапы.

Организационный момент. На данном этапе мы предлагаем видео, где агент Люси знакомит ученика со своими помощниками-миньонами.

Сообщение темы, целей и задач урока. Ученик узнает об исчезновении некоторых миньонов и агент Люси вместе с другими миньонами начинают «расследование» (интерактивный электронный урок), вовлекая ученика в «дело». Ведь только выполнив все поставленные задачи ученику откроется «тайна» исчезновения миньонов. На рис. 5 продемонстрирован фрагмент ознакомления ученика с целями урока, на рис. 6 - фрагмент формирования мотивации к изучению данного урока.

Рисунок 5 - Фрагмент ЭУ: ознакомление с целями урока

Пусть тебя вдохновляетто, что прежде великиеумы Древнего Египта и Вавилона гордились умением работать с дробями. Как говорится в пословице «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

а

Рисунок 6 - Фрагмент ЭУ: прием мотивации изучения урока

Для проверки домашнего задания с помощью подпрограммы i Spring Quiz Maker мы создали тест (верно/неверно, задания на одиночный или множественный выбор, ввод строки или числа, установление соответствия или упорядочения элементов, заполнение пропусков в тексте, использование банка слов и активной области). Его преимуществом является обратная связь, благодаря чему учитель сможет увидеть уровень усвоения предыдущего материала учениками.

Ознакомление с новым материалом происходит в форме диалога с учеником

и выполнения им несложных заданий. Формирование понятий происходит через использование игровых ситуаций. Выведенные совместно правила ученику предлагают записать в тетрадь. Таким образом, будет возможность ознакомиться еще раз с изученным материалом и вспомнить о чем говорили на уроке (рис. 7).

Подведение итогов урока проходит в виде теста, благодаря обратной связи учитель узнает насколько поставленные цели в начале урока достигнуты каждым учеником.

Запишем это правило у себя в тетради)

Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями и знаменателями:

1) Из двух дробей с одинаковыми числителями та дробь больше (меньше), знаменатель, которой меньше (больше).

2) Из двух дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше (меньше), числитель, которой больше (меньше).

Например, 2 3 2 2

Рисунок 7 - Фрагмент ЭУ: ознакомление с новым материалом

Таким образом, даже при отсутствии очного взаимодействия между учителем и учеником, электронное обучение может быть интересным, запоминающимся, эффективным, при этом сохраняя своё важнейшее преимущество, а именно доступность. Многое, на наш взгляд, зависит от самого учителя, его возможности, желания и готовности передавать знания и опыт обучающихся с использованием инновационных технологий.

Все разработанные дидактические средства обучения теме «Обыкновенные дроби» для пятиклассников удобны и просты в использовании. Они могут быть использованы учителем при проведении уроков, родителями совместно с обучающимися при дистанционном обучении, при организации самостоятельной работы в процессе освоения темы.

Выводы. Внедрение в учебный процесс школы системы электронного обучения требует переосмысления традиционной системы обучения, ее содержания, методов и форм организации, оставляя при этом неизменными цели обучения.

При проведении уроков математики с использованием предлагаемого дидактического обеспечения соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает мышление у обучаемых.

Учеников привлекает новизна проведения уроков с описанными электронными интерактивными средствами обучения. Уроки математики, проводимые по описанной методике электронного обучения обыкновенным дробям, позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации, сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы, экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности.

1. Вохметта Е.Ф. Электронный урок как форма организации образовательного процесса / Е.Ф. Вохметта // Инфоурок [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https : //infourok.ru/elektronniy-urok-kak - for ma-organ izacii-obrazovatelnogo-processa-1870628. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 20.10.2022.

2. Гаджиев Г.Д. Как повысить эффективность практических занятий в период дистанционного обучения? / Г.Д. Гаджиев // Инновационные методы обучения и воспитания: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 127-131.

3. Гончарова И.В. Формирование приемов учебной мотивации к дистанционному обучению математике с помощью электронного интерактивного урока / И.В. Гончарова, Л.И. Черская // Дидактика математики : проблемы и исследования : Междунар. сб. науч. работ. - 2022. - Вып. 55. - С. 90-100. DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-90-100

4. Девтерова З.Р. Организационные формы дистанционного обучения и специфика их применения в информационно-образовательной среде / З.Р. Девтерова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 12. - С. 79-87.

5. Какие бывают формы онлайн-обуче-ния [Электронный ресурс]. - Режим доступа : hhttps://gb.ru/blog/elektronnoe-obuchenie/. -Заглавие с экрана. - Дата обращения 18.09.2022.

6. Математика. 5 класс: учебник: в 2 частях /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесно-ков [и др.]. - 2-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2022. - 368 с.

7. Мухаметшин Р.Р. Методы и формы электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий: оценки и предпочтения студентов вузов культуры / Р.Р. Мухаметшин // Научные и технические библиотеки. - 2022. -№4. - С. 137-153.

8. Мухаметшин Р.Р. Электронное, цифровое, дистанционное, смешанное обучение -терминологический анализ /Р.Р. Мухаметшин // Библиотековедение. - 2022. - Т. 71, № 1. -С. 103-111.

9. Образовательная онлайн-платформа «Образавр» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://obrazavr.ru. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 15.05.2022.

10. Оганнисян НЮ. Особенности дистанционного и электронного обучения и прогнозы их применения в процессе школьного

образования / Н.Ю. Оганнисян //Молодой ученый. - 2021. - № 49 (391). - С. 403-407.

11. Онлайн тесты, опросы, кроссворды Online Test Pad [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://onlinetestpad.com. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 19.05.2022.

12. Плахотнюк Н.С. Активизация познавательной деятельности пятиклассников на уроках математики с помощью мультимедийных средств обучения /Н.С. Плахотнюк // На перекрестках наук : материалы Всероссийского конкурса студенческих научных работ (15 апреля - 28 мая 2022 г.). - Елец : Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. - С. 249-259.

13. Плахотнюк Н.С. О создании электронного интерактивного урока по математике для пятиклассников с помощью iSpring Suite /Н.С. Плахотнюк //Эвристика и дидактика математики: материалы XI Междунар. науч.-метод. дистанц. конф. для молодых ученых, аспирантов и студентов. -Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. - С. 135-138.

14. Примерная программа по учебному предмету «Алгебра». 7-9 классы / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. -5-е изд. перераб., дополн. - ГОУ ДПО «ДонРИДПО». - Донецк: Истоки, 2020. -55 с.

15. Реализация основных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения новых редакций государственных образовательных стандартов : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cdoippo.blogspot. com/p/blog-page_24.html. - Заглавие с экрана. -Дата обращения 26.08.2022.

16. Саблинский А.И. Технологии, методы и средства электронного обучения / А.И. Саблинский // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №2 (34). - С. 28-32.

17. Сайт учителя математики Н.К. Абрамовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://differencial.narod.ru /author.html. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 25.09.2022.

18. Скафа Е.И. Организация проектно-эвристической деятельности будущих учителей математики по созданию мультимедийных средств обучения / Е.И.Скафа // Информатика и образование. - 2021. - № 5. -С. 59-64.

19. Скафа Е.И. Коррекция учебных достижений обучающихся: работа над ошибками в 5-6 классах / Е.И. Скафа, Ю.В. Аб-раменкова, В.А. Чебаненко // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сб. науч. работ. - 2021. - № 53. - С. 7686. DOI:10.24412/2079-9152-2021-53-76-86.

20. Скафа Е.И. Как изменяется методическая компетентность учителя математики в цифровую эпоху? / Е.И. Скафа // Человеческий капитал. - 2021. - Том 2, №12 (156).

- С. 71-78. DOI: 10.25629/HC.2021.12.44

21. Слепцова М.В. Педагогическая концепция организации электронного обучения в ВУЗе : автореф. дис. ... доктора. пед. наук: 13.00.08 / Слепцова Марина Викторовна. -Москва, 2021. - 48 с.

22. Страницы сервиса LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://learningapps.org/. - Заглавие с экрана. -Дата обращения 15.04.2022.

23. Тренажер десятичные, правильные и неправильные дроби для любого класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://mathsimple.ru/drob. - Заглавие с экрана.

- Дата обращения 22.09.2022.

24. Тренажеры по математике для любого класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://matematika.club. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 22.09.2022.

25. Шагульскова В.А. Использование интерактивных онлайн-тренажеров при обучении студентов колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа : httpsy/урок.рф/ library/ispolzovanie_interaktivnih_onlajntrenazhe rov_pri_214014.html. - Заглавие с экрана. -Дата обращения 10.09.2022.

26. Электронное обучение: сможет ли заменить традиционное [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://gb.ru/blog/ elektronnoe-obuchenie/. - Заглавие с экрана. -Дата обращения 18.05.2022.

27. ЯКласс. Цифровой образовательный ресурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.yaklass.ru. - Заглавие с экрана. -Дата обращения 19.05.2022.

28. Unesco. TVETipedia Glossary. E-learning [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://unevoc.unesco.org/home/ TVETipedia+Glossary/show=term/term=E-learning#start. - Заглавие с экрана. - Дата обращения 26.09.2022.

METHODS OF ELECTRONIC LEARNING OF ORDINARY FRACTION

Goncharova Irina,

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Plahotniuk Natalia,

Master Student, Donetsk National University, Donetsk, Russia

Abstract. In connection with the conduct of a special military operation in the Donbass, the schools of the Donetsk People's Republic have been on distance learning for a long time. Most teachers faced questions related to the choice of an online platform, with the construction of electronic lessons. In the current situation, questions about how to keep the student's attention at a distance, how to track whether new educational material has been mastered sufficiently, etc., become important. both in the study of mathematics in general, and in particular in the study of one of the most important sections of mathematics «Ordinary fractions». The ability to gain knowledge, improve skills without leaving your own home is a format of e-learning.

A contradiction was revealed between the need to organize e-learning and the lack of a set of necessary tools that meet the requirements and demands of the modern school, as well as the insufficient development of the pedagogical conditions for its effective use in primary school. The search for ways to resolve this contradiction made it possible to formulate the problem of the need to develop special methodological support for e-learning ordinary fractions in the 5th grade, which this article is devoted to.

As a solution to the formulated problem, the article describes the method of e-learning for ordinary fractions in the 5th grade. The author's methodological support for e-learning ordinary fractions of fifth-graders is described. Given the age characteristics of students, the proposed electronic tools are created in an entertaining way.

Keywords: e-learning, e-learning methodology, teaching ordinary fractions, teaching methods about, electronic math lesson.

For citation: Goncharova I., Plahotniuk N. (2022). Methods of electronic learning of ordinary fraction. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 56, pp. 67-80. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2022-56-67-80

Статья представлена профессором Е.И. Скафой.

Поступила в редакцию 05.11.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.