Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

370
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МОТИВАЦИЯ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейнелова Кымбат Токтарбековна, Галиева Светлана Юрьевна

Психолого-педагогические исследования и опыт образовательной практики многих лет показывает выполнение указанной задачи, именно, в среднем звене осложняется тем, что становление личности ребенка в переходные периоды развития встречает противоречия между факторами внутреннего роста и требованиями социокультурной и образовательной среды. Особенно эти противоречия проявляются при переходе учащихся из начальной школы в среднюю школу. Дети подросткового возраста начинают переосмысливать, переоценивать накопленный опыт, который они получили в начальных классах и на основе этого опыта вырабатывать новую позицию по отношению к миру среднего звена. Они будут открывать свой внутренний мир, возможности и, конечно, свое место в мире других. Учащимся приходится приспосабливаться к условиям и ситуациям, созданным учителями среднего звена, к темпу и нагрузке работы, самоорганизации. Данный период начинается в пятом классе с признаками настороженности, неуверенности, страха и закомплексованности. Если адаптация в данном периоде завершится благополучно, то стабилизируется тревога и напряжение детей, если нет, то, перейдет в дезадаптацию, которая в свою очередь разрушит стабильную систему отношений. В таких условиях необходимо обеспечить адаптивность новых условий педагогического процесса к особенностям развития отношения учащихся пятых классов. Данная статья посвящена проблеме адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. В ней обоснована актуальность исследования заявленной проблемы, представлен диагностический комплекс, направленный на изучение психологической адаптации пятиклассников к новым условиям обучения, приведены результаты эмпирического исследования основных компонентов адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зейнелова Кымбат Токтарбековна, Галиева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF FIFTH GRADE STUDENTS TO THE CONDITIONS OF LEARNING IN THE MIDDLE EDUCATION SCHOOL

Psychological and pedagogical research and the experience of educational practice for many years shows the fulfillment of this task, namely, at the middle level, it is complicated by the fact that the formation of the child's personality in transitional periods of development encounters contradictions between the factors of internal growth and the requirements of the sociocultural and educational environment. These contradictions are especially evident in the transition of students from elementary school to secondary school. Adolescents begin to rethink, re-evaluate the accumulated experience that they received in the primary grades and, on the basis of this experience, develop a new position in relation to the world of middle management. They will discover their inner world, opportunities and, of course, their place in the world of others. Students have to adapt to the conditions and situations created by middle-level teachers, to the pace and workload of work, self-organization. This period begins in the fifth grade with signs of alertness, uncertainty, fear and complexes. If the adaptation in this period ends successfully, then the anxiety and tension of the children will stabilize, if not, then it will turn into maladaptation, which in turn will destroy a stable system of relationships. In such conditions, it is necessary to ensure the adaptability of the new conditions of the pedagogical process to the peculiarities of the development of the attitude of fifth grade students. This article is devoted to the problem of adaptation of fifth graders to new learning conditions. It substantiates the relevance of the study of the stated problem, presents a diagnostic complex aimed at studying the psychological adaptation of fifth graders to new learning conditions, and presents the results of an empirical study of the main components of fifth graders' adaptation to new learning conditions.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 39-52. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 14. P. 39-52.

Научная статья УДК 373

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -14-39-52

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кымбат Токтарбековна Зейнелова1, Светлана Юрьевна Галиева2

1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, Астана, Республика Казахстан, kymbat-16.72@mail.ru Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, mrsgalieva@yandex.ru

Аннотация. Психолого-педагогические исследования и опыт образовательной практики многих лет показывает выполнение указанной задачи, именно, в среднем звене осложняется тем, что становление личности ребенка в переходные периоды развития встречает противоречия между факторами внутреннего роста и требованиями социокультурной и образовательной среды. Особенно эти противоречия проявляются при переходе учащихся из начальной школы в среднюю школу. Дети подросткового возраста начинают переосмысливать, переоценивать накопленный опыт, который они получили в начальных классах и на основе этого опыта вырабатывать новую позицию по отношению к миру среднего звена. Они будут открывать свой внутренний мир, возможности и, конечно, свое место в мире других. Учащимся приходится приспосабливаться к условиям и ситуациям, созданным учителями среднего звена, к темпу и нагрузке работы, самоорганизации. Данный период начинается в пятом классе с признаками настороженности, неуверенности, страха и закомплексованности. Если адаптация в данном периоде завершится благополучно, то стабилизируется тревога и напряжение детей, если нет, то, перейдет в дезадаптацию, которая в свою очередь разрушит стабильную систему отношений. В таких условиях необходимо обеспечить адаптивность новых условий педагогического процесса к особенностям развития отношения учащихся пятых классов. Данная статья посвящена проблеме адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. В ней обоснована актуальность исследования заявленной проблемы, представлен диагностический комплекс, направленный на изучение психологической адаптации пятиклассников к новым условиям обучения, приведены результаты эмпирического исследования основных компонентов адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Ключевые слова: социализация, адаптация, дезадаптация, педагогическая поддержка, мотивация, условия обучения.

Для цитирования: Зейнелова К.Т., Галиева С.Ю. Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 14. С. 39-52. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-39-52

© Зейнелова К.Т., Галиева С.Ю., 2023

Original article

ADAPTATION OF FIFTH GRADE STUDENTS TO THE CONDITIONS OF LEARNING IN THE MIDDLE EDUCATION SCHOOL

1 2 Kymbat T. Zeynelova , Svetlana Yu. Galieva

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, Astana, Republic of Kazakhstan,

kymbat-16.72@mail.ru

2

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia mrsgalieva@yandex.ru

Abstract. Psychological and pedagogical research and the experience of educational practice for many years shows the fulfillment of this task, namely, at the middle level, it is complicated by the fact that the formation of the child's personality in transitional periods of development encounters contradictions between the factors of internal growth and the requirements of the sociocultural and educational environment. These contradictions are especially evident in the transition of students from elementary school to secondary school. Adolescents begin to rethink, re-evaluate the accumulated experience that they received in the primary grades and, on the basis of this experience, develop a new position in relation to the world of middle management. They will discover their inner world, opportunities and, of course, their place in the world of others. Students have to adapt to the conditions and situations created by middle-level teachers, to the pace and workload of work, self-organization. This period begins in the fifth grade with signs of alertness, uncertainty, fear and complexes. If the adaptation in this period ends successfully, then the anxiety and tension of the children will stabilize, if not, then it will turn into maladaptation, which in turn will destroy a stable system of relationships. In such conditions, it is necessary to ensure the adaptability of the new conditions of the pedagogical process to the peculiarities of the development of the attitude of fifth grade students. This article is devoted to the problem of adaptation of fifth graders to new learning conditions. It substantiates the relevance of the study of the stated problem, presents a diagnostic complex aimed at studying the psychological adaptation of fifth graders to new learning conditions, and presents the results of an empirical study of the main components of fifth graders' adaptation to new learning conditions.

Keywords: socialization, adaptation, maladaptation, pedagogical support, motivation, learning conditions.

For citation: Zeynelova K.T., Galieva S.Yu. Adaptation of fifth grade students to the conditions of learning in the middle education school. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;14:39-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-14-39-52

Введение

Переход обучающихся пятых классов из начального звена в основную многие исследователи традиционно относят к кризисным периодам в жизни школьника, связанным с необходимостью мобилизации его адаптационного потенциала и осуществления системы мероприятий по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Школьная практика подтверждает выводы ученых о том, что в этом возрасте обучающиеся переживают адаптационную ситуацию, близкую к той, которая уже была в первом классе [Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития 2009: 47; Батракова 2017; Воскрекасенко 2020; Волкова 2021; Вихман, Скорынин 2021; Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе. 2011: 79; Литвиненко 2009: 11; Леонова 2011: 10;].

В социализации младших школьников важную роль играет именно начальная школа. Ребенок начинает знакомиться с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются социально значимой оценкой. Исторически доказана необходимость оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложной адаптации вхождения в мир взрослых [Нарыкова 2021: 13; см., например, Косикова 2018; Куимова, Кручинин и др. эл. р.; Крымова 2011; Раку эл. р.; Солонин, Лебедева 2016; Толкачева 2020; Шлыкова 2015; Ширяев 2016]. Поэтому одним из важнейших направлений работы педагога должно стать формирование социальной компетентности не только младших школьников, но и учащихся пятых классов, которая позволит выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Основная часть

На основании вышесказанного в целях изучения актуального развития пятиклассников, выявления имеющихся трудностей, которые могут помешать успешной адаптации детей, а также выявления школьной тревожности, самооценки и удовлетворенности взаимоотношениями в группе были выбраны следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, опросник Ч.Д. Спилбергера для изучения уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности, методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние классы М.И. Лукьяновой и Н.В. Калининой - для изучения мотивационной составляющей деятельности учащихся, экспертная оценка классных руководителей о поведении учащихся, их социометрическом статусе в классе.

В исследовании приняли участие 125 человек, из них 80 учащихся школы-гимназии № 32 г. Астаны в возрасте от 10 до 11 лет, 5 человек - классные руководители, 39 человек - родители.

Основным показателем психологической адаптации считается школьная тревожность.

Данные о количестве испытуемых с разными уровнями «Общий показатель школьной тревожности» представлены на табл. 1.

Таблица 1. Общий показатель школьной тревожности

№ Классы Кол-во учащихся Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

1 5 а 15 0 % 2-7,7 % 24-92,3 %

2 5 б 17 1-3,5 % 7-24,1 % 21-72,4 %

3 5 в 12 1-3,6 % 11-39,3 % 16-57,1 %

4 5 г 22 1-3,5 % 16-55,2 % 11-37,9 %

5 5 д 14 0 % 14-51,9 % 13-48,1 %

По результатам методики у большинства учащихся низкая личностная тревожность, тревожность может повыситься по мере сложных заданий, нужно постоянно контролировать, развивать любознательность, общительность. Низкий уровень наблюдается у 45 учащихся, это 56,25 %. Низкий уровень тревоги также не доказывает, что у учащихся благополучная психологическая адаптация. Либо эти дети безразличны, либо такой низкий уровень можно будет объяснить недостаточной достоверностью собственной оценки испытуемых. Также такой низкий уровень может быть обусловлен желанием учащихся 5-х классов казаться в

собственных глазах более самостоятельными и независимыми от школьной системы, чем есть на самом деле. Что касается среднего уровня, высокий показатель наблюдается в 5 «Б», 5 «В», 5 «Г», 5 «Д» классах в общей совокупности у 32 детей, это 40 %. Такой уровень тревожности имеет позитивное влияние на деятельность учащихся, обеспечивая в свою очередь адекватный уровень нервного напряжения и тревоги, который необходим для решения проблем, стоящих перед учащимися. Показатели повышенной тревожности в 5 «Б», «В», «Г» классах наблюдаются у троих учащихся, это 3,75 %, то есть три ученика 5-х классов переживают и волнуются при выполнении сложных заданий, дети находятся в постоянном избыточном напряжении. Они могут отличаться повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Если своевременно не предпринять меры, то это может привести к соматическим и эмоциональным расстройствам. В нашем исследовании мы обратили внимание также на процентное распределение учащихся по повышенному и высокому уровням тревожности по всем факторам, так как это дает нам представление о тех проблемах школьной тревожности, которые значимы для большего количества пятиклассников (рис. 1, 2).

I 5А ■5Б ■5В ■5Г "5Д

Рис. 1. Уровень тревожности

Процентное распределение учащихся по всем факторам тревожности

45% 40%

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

37% 40%

35% 32%

1Ул 14% 16%

Ж

¿Г

Ж

Ж

.4?

Рис. 2. Процентное распределение по всем факторам тревожности Тест школьной тревожности Филлипса который нам позволил диагностировать учащихся по восьми факторам школьной тревожности в процентном распределении выглядит следующим образом: 1) «переживание социального стресса» - 37 %, это 30 человек из них для 30 % характерен повышенный уровень, для 7 % - высокий; 2) «фрустрация

потребности в достижении успеха» - 19 %, это 15 человек, для 17 % повышенный уровень, для 2 % - высокий; 3) «страх самовыражения» - 35 %, это 28 человек, из них 18 % имеют повышенный уровень тревожности, 17% имеют высокий уровень тревожности; 4) «страх ситуации проверки знаний» - 17 %, это 13 человек, для 10 % повышенный уровень, для 7 % высокий уровень; 5) «страх не соответствовать ожиданиям окружающих»- 32 %, это 25 человек, у 19 % повышенный уровень, у 13 % высокий уровень тревожности; 6) «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» - 14 %, это 11 человек, у 14 % выявлен повышенный уровень тревожности; 7) «проблемы и страхи в отношениях с учителями» -40 %, это 32 человек. По данному фактору у 27 % повышенный уровень, у 13 % наблюдается высокий уровень; 8) «общая тревожность в школе» - 16 %, это 12 человек. По данному фактору у 10 % повышенный уровень, у 6 % наблюдается высокий уровень.

Из всех факторов «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» и «Общая тревожность в школе», «Страх ситуации проверки знаний» выявлено меньше всего учащихся. Из этого следует, что при адаптации учащихся 5-х классов главными факторами, влияющими на эмоциональную сферу детей, является внешняя оценка окружающими результатов, поступков, личностных качеств, которые даются со стороны и учителей, и одноклассников. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению основана на опроснике Ч.Д. Спилберга и направлена на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Методика проводилась фронтально - с группой учащихся, после раздачи бланков школьникам предложили прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог ответил на все задаваемые ими вопросы. Во время исследования учащиеся работали самостоятельно.

Распределение по уровню учебной мотивации на констатирующем этапе предложен на табл. 2

Таблица 2. Учебная мотивация

Уровень мотивации Количество учащихся Процентное соотношение к общему числу испытуемых

I уровень 29 36,25 %

II уровень 27 33,75 %

III уровень 15 18,75 %

IV уровень 4 5 %

V уровень 5 6,25 %

Всего 80 100 %

В результате исследования были получены следующие данные: у 29 учащихся, это 36,25 % детей I уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему; у 27 учащихся, это 33,75 % детей II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу; Ш уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией было определено у 15 учащихся, это 18,75 % от количества испытуемых; IV уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению были выявлены у 4 учащихся, это 6,25 %; V уровень - резко отрицательное отношение к учению у 5 учащихся, это 6, 25 % (рис. 3).

уровень у уровень

Рис. 3. Процентное соотношение учебной мотивации

Таким образом, у большинства учащихся преобладает I уровень, то есть продуктивная мотивация, положительное отношение к школе, соответствие социальным нормативам. А данные, полученные по III, IV, V уровням, наглядно иллюстрируют необходимость работы по повышению мотивации учения с выявленным количеством учащихся.

Учебная мотивация у различных возрастных групп проявляется по-разному. Наши испытуемые относятся к среднему школьному возрасту, то есть подростковый возраст, дети 10-13 лет. Данный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ученика: увеличивается количество предметов, занятия ведут разные учителя, требования к учебной деятельности тоже разнообразны, усложняется материал, ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

Нам необходимо было с помощью данной методики описать актуальный уровень, который соответствует учебной мотивации учащихся, а также посмотреть ведущие мотивы испытуемых для дальнейшей работы. Учащимся предлагалось ответить на 4 вопроса анкеты М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой, выбирая из предлагаемых три наиболее соответствующие им. По результатам исследования было установлено 5 основных уровней мотивации учения, по которым распределились учащиеся испытуемых классов - 80 человек (таб. 3).

Таблица 3. Уровни учебной мотивации

Уровень учебной мотивации 5-е классы

Ьочень высокий уровень мотивации учения 26 учеников - 32,5 %

II - высокий уровень мотивации учения 28 учеников - 35 %

III — нормальный уровень мотивации учения 19 учеников - 23,5 %

IV — сниженный уровень мотивации учения 7 учеников - 8,75 %

V — низкий уровень мотивации учения 0

В процессе исследования были определены преобладающие мотивы учебы у обучающихся 5-х классов (таб. 4).

Таблица 4. Мотивы учебы у обучающихся

Условное обозначение мотивов 5-е классы

Учебный мотив 67 учеников - 83,75 %

Социальный мотив 43 ученика - 53,75 %

Позиционный мотив 71 учеников - 88,75 %

Оценочный мотив 18 учеников - 22,5 %

Игровой мотив 10 учеников - 12,5 %

Внешний мотив 5 ученика - 6,25 %

Из результатов исследования следует, что учащиеся 5 классов предпочитают позиционный, учебный, оценочный и социальный мотив учения. Одним из важнейших условий в успешной адаптации учащихся 5-х классов является положительное отношение родителей к своему ребенку.

В целях определения учебной и внеучебной деятельности пятиклассников, классными руководителями, учителями-предметниками была осуществлена диагностика учеников через посещения уроков, наблюдение за учащимися во время перемены, беседы с учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, проверка рабочих тетрадей, электронных дневников, беседы с социальными педагогами, с менеджером по профилактике правонарушений. Также для наблюдателей было очень важно определить интеллектуальные, психологические и поведенческие компоненты путем наблюдения. Психологический компонент состоит из уважения к другим и к закону, ответственности, рефлексивности и готовности к преобразованию. Поведенческий компонент характеризуется действиями по защите своих прав и выполнению своих гражданских обязанностей [Вихман 2021: 5; Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов 2021: 84].

Результаты наблюдений оценивались по двум положительным и отрицательным ответам: «да», «нет», то есть по некоторым параметрам имеется данный факт или нет. В ходе обработки результатов проведенной диагностики были составлены как индивидуальные данные по наблюдениям по адаптации учащихся пятых классов, так и обобщенные сведения (табл. 5).

В результате обработки индивидуальных данных 5 «А» класса сделан вывод, что у двоих учащихся было замечено нежелание учиться, равнодушие к учебе, это составляет 13 %, трое детей не посещают секции или кружки, но здесь могут быть и объективные причины. В 5 «Б» классе такая же ситуация, равнодушие и нежелание учиться составляет 11 %, пять человек не посещают кружки.

В 5 «В» классе равнодушие и нежелание учиться составляет 33 %, у двоих низкая успеваемость, у одного затруднения в освоении учебных программ, также 5 учащихся не посещают кружки дополнительного образования. В 5 «Г» классе равнодушие и нежелание учиться составляет 9 %, это 2 ребенка, у одного низкая успеваемость и затруднения в освоении учебных программ, у одного ребенка возникли конфликтные взаимоотношения с учителями, наблюдается грубость, бестактность со стороны этого же ученика. 7 человек не посещают кружки, двое участвовали в драках, хотя по мнению классного руководителя дети из благополучных семей. В 5 «Д» классе равнодушие и нежелание учиться составляет 21 %, это 3 ребенка из 14 испытуемых, у одного низкая успеваемость и затруднения в освоении учебных программ, 4 человека не посещают кружки.

В результате проведенного исследования нами был сделан вывод, что у большей части учащихся 5-х классов учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками, с учителями на хорошем уровне, то есть положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно, учебный материал воспринимают легко, глубоко и полно овладевают программным материалом, решают усложненные задачи, прилежны, внимательно слушают указания и объяснения учителя. А 1 % учащихся выявленных по параметрам изоляция и противопоставление себя коллективу, также конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями еще раз подтверждает о небходимости проведения комплекса мер по тем критериям, которые оказались на более низком уровне.

Таблица 5. Результаты наблюдения по адаптации 5-х классов

Классы

Параметры 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «Г» 5 «Д»

15 чел. 17 чел. 12 чел. 22 чел. 14 чел.

Учебная равнодушие 2 2 4 2 3

деятельность нежелание учиться 2 2 4 2 3

низкая успеваемость 0 0 2 1 1

затруднение в освоении учебных 0 0 1 1 1

программ

систематическая неуспеваемость

по одному или нескольким 0 0 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предметам

Взаимоотношения Положение в классе: изоляция 0 0 0 1 0

со сверстниками противопоставление себя 0 0 0 1 0

коллективу

положение вожака микрогруппы, 0 0 0 0 0

состоящей из трудных учащихся

С учителями конфликтный характер

взаимоотношений с одним или 0 0 0 1 0

несколькими учителями

грубость 0 0 0 1 0

бестактность 0 0 0 1 0

ложь 0 0 0 1 0

Проведение не занимается в кружках и 3 5 5 7 4

свободного секциях

времени проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице) 0 0 0 0 0

Поведение прогулы 0 0 0 0 0

и поступки нарушения требований школьной 0 0 0 0 0

дисциплины

нецензурная брань 0 0 0 0 0

жаргонная речь 0 0 0 0 0

порча школьного имущества 0 0 0 0 0

срыв уроков 0 0 0 0 0

драки 0 0 0 2 0

Анализ теоретического материала показал, что адаптация - это процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям учебно-воспитательного процесса, это также долгий многоаспектный процесс для некоторых учащихся 5-х классов, решающую роль в успешности которого играют процессы тренировки. Также на основе приведенных выше данных эмпирического исследования и для определения содержания психолого-педагогической деятельности по адаптации учащихся пятых классов возникла необходимость в разработке программы «Пятиклассник», целью которой является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности и оказание педагогической поддержки учащимся 5-х классов в адаптационный период (таб. 6).

Таблица 6. Программа «Пятиклассник»

№ Содержание деятельности Сроки проведения Предпологаемый результат

Подготовительная работа

1 Проведение Методического совета "Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период» Сентябрь 2022 г. Определение плана работы по адаптации учащихся 5-х классов и оказание педагогической поддержки пятиклассникам в период адаптации

Диагностико-аналитическая работа

2 Выявление уровня школьной тревожности, уровня адаптации пятиклассников с помощью анкетирования. Октябрь 2022 г. Определение общего уровня и характера тревожности

3 Тест школьной тревожности Филлипса Октябрь 2022 г. Определение общего уровня и характера тревожности связанной со школой у учащихся

4 Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. (Опросник Ч.Д. Спилбергера) Октябрь 2022 г. изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности

5 Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние классы М.И.Лукьяновой и Н.В.Калининой Октябрь 2022 г. Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся

6 Наблюдение за учащимися 5-х классов на уроке и во время перемены классными руководителями и учителями-предметниками В течение года Определение учебной и внеучебной деятельности пятиклассников

7 «Семейное интервью» (с родителями детей из «группы риска») Ноябрь 2022 г. Определение проблемы и пути их решения

8 Социально-педагогический мониторинг семьи детей из «группы риска» Ноябрь 2022 г. Получить необходимую информацию для прогностической деятельности в каждой конкретной ситуации

Методическая работа

9 Проведение коучингов для учителей, работающих с 5-ми классами по темам: Возрастные особенности учащихся 5-х классов. Как решить проблемы адаптации? Октябрь -ноябрь 2022 г. Улучшение навыков учителей по оказанию педагогической поддержки адаптации детей

10 Взаймодействие и организация работы с психологом, социальным-педагогом, администрацией школы В течение года Обеспечение эффективного процесса адаптации

11 Проведение психолого-педагогического консилиума, с целью обсуждения результатов диагностики, определение детей со склонностью к дезадаптации Ноябрь 2022 г. Профилактика школьной дезадаптации учащихся 5-х классов

12 «Педагогическая адвокатура» В течение года Координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, постановка себя вместо ребенка

13 Планирование совместных мероприятий с детьми из «группы риска» Декабрь -март Стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы

№ Содержание деятельности Сроки проведения Предпологаемый результат

Информационно-консультативная работа с родителями

14 Определение мнения родителей с Сентябрь Определение мнения родителей об

помощью проведения анкетирования 2022 г., адаптации детей

«Зона ближайшего развития» февраль 2023 г.

15 Родительский лекторий: Сентябрь Формирование у родителей

Знакомство родителей с новыми 2022 г. представления о проблемах адаптации

учителями учащихся 5-х классов, с

новыми требованиями.

«Возрастные особенности Октябрь

пятиклассников». 2022 г.

«Создание в семье оптимальных условий Декабрь

для развития ребенка» 2022 г.

16 Проведение индивидуальных и групповых В течение Оказание помощи родителям в

консультации родителей учащихся 5-х года адаптационный период учащихся 5-

классов х классов

17 Составление чек-листов для родителей по В течение Формирование у родителей

темам: Возрастные особенности года представления о проблемах адаптации

пятиклассников. Трудности адаптации

пятиклассников в школе

18 Создание инста-листа с работами Сентябрь Оказание педагогической поддержки

детей:видео, презентации, рассказы, 2022 г. одаренным детям

участие в различных мероприятих

Коррекционно-развивающая работа с пятиклассниками

19 Индивидуальная работа с учащимися, В течение Оценка адаптационного периода,

испытывающими затруднения в года решение и профилактика

обучении.

20 «Ты-высказывание» Декабрь Совместная оценка проблемы с точки

«Я -высказыв ание» 2022 г. зрения значимости ее для ребенка

21 «Семь шагов» В течение года Совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

22 Игра «Наша гимназия» Сентябрь 2022 г. Профилактика дезадаптации

23 «Что такое 5-ый класс?» Сентябрь 2022 г. Снижение уровня тревожности

24 «Мы и наше настроение» Октябрь 2022 г. Развитие навыков контроля и регуляции настроения

25 «Познай себя» Ноябрь 2022 г. Развитие навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру

26 «Все мы одна команда» Декабрь 2022 г. Развитие навыков группого общения и взаймодействия

Рефлексивная деятельность

27 Контрольная диагностика учебных Февраль Сравнительный анализ результатов

затруднений, мотивации, эмоционального 2023 г. диагностики и выявление изменений в

отношения к школе, тревожности адаптации учащихся 5-х классов

учащихся 5-х классов

28 Педагогический совет, посвященный Апрель Подведение итогов, состаление плана-

подведению итогов проделанной работы 2023 г. коррекции по дальнейшей работе

по адаптации учащихся 5-х классов.

Данная программа предполагает работу по следующим направлениям: работа с учащимися; работа с родителями; работа с учителями-предметниками; работа с классными руководителями. Задачи: формирование у учащихся пятых классов устойчивой учебной мотивация; формирование у учащихся пятых классов устойчивой самооценки, снижения уровня школьной тревожности; создание классного коллектива, выработка системы единых обоснованных требований; развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом; создание оптимально социально-психологических условий личностного и интеллектуального развития обучающихся 5-х классов которые будут выражаться в следующих параметрах.

Ожидаемый результат: положительная динамика итоговых социометрических показателей ученического коллектива; эмоциональное благополучие каждого ребенка в классе; уменьшение количества учащихся пятых классов с высоким уровнем тревожности; овладение навыками уверенного поведения; овладение коммуникативными навыками в общении с педагогами и одноклассниками; инициативное и активное участие детей в школьных мероприятиях, во внеурочной деятельности школы, города; достижение необходимого уровня психологической компетентности учителей, родителей по проблемам адаптации.

Ценность программы заключается в построении воспитательно-образовательного процесса как системы; своевременном внесении корректировок и исправлении выявленных недоточетов; создании успешного взаймодействия всех субъектов образовательного процесса. Продолжительность программы - 1 год. Таким образом, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства. В школе должна быть создана целая система психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников.

Заключение

Педагогическая поддержка процесса адаптации учащихся 5-х классов - одна их ведущих задач учителя. Эффективными условиями использования педагогической поддержки в процессе адаптации учащихся 5-х классов в основной общеобразовательной школе являются: выявление психологических особенностей учащихся 5-х классов, которые требуют педагогической поддержки; обеспечение взаимной адаптации к условиям учебно-воспитательного процесса в среднем звене всех педагогов, учащихся и родителей. Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов изучаемой и исследуемой проблемы, так как каждый пятиклассник, сталкиваясь с проблемами при адаптации нуждается в индивидуальной поддержке и помощи всех субъектов образовательного процесса.

Список литературы

1. Батракова Ю.В. Особенности адаптации учащихся при переходе из младшего в среднее звено. Автореферат бакалаврской работы. Саратов: Изд-во «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2017. 11 с.

2. Воскрекасенко О.А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 80-84.

3. Волкова Л.В. Кичностные результаты: взгляд через призму средового подхода в воспитании // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. ПГГПУ, Пермь, 2021. № 5. С. 13-15.

4. Вихман А.А., Скорынин А.А. Факторная структура цифровой социализации подростка и ее связь с критическим мышлением и эмоциональным интеллектом // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, ПГГПУ, Пермь, 2022. № 11. С. 53-63.

5. Вихман А.А. Определение и структура гражданской позиции школьника: анализ дельфийского опроса экспертов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. Пермь: ПГГПУ, 2021. № 8. С. 82-84.

6. Косикова С.В. Учебная самостоятельность школьника как ориентир преемственности начального и основного уровней общего образования: от постановки проблемы к ее решению // Вестник ПГГПУ. 2018. № 2. С. 45-51.

7. Куимова Н.Н., Кручинин В.А., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. [Электронный ресурс]. URL: file:///D:/_User_/Downloads/lichnostnyy-potentsial-razvitiya-adaptivnosti-mladshego-podrostka-pri-perehode-v-osnovnuyu-shkolu.pdf (дата обращения: 12.02.2023).

8. Крымова А.Д. Педагогическая поддержка как условие адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета (психолого-педагогические науки). Махачкала, 2011. № 1. С. 25-29.

9. Леонова Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 5. С. 79-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Самара. 2009. 47 с.

11. Мендыгалиева А.К., Мусс Г.Н. Предпосылки преемственности в образовании: начальная и основная школа // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2. С. 268-272.

12. Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. ПГГПУ, Пермь. 2021. № 8. С. 62-64.

13. Раку. Ж. Социально-психологическая адаптация младшего подростка к школе - Studia Universitatis Moldaviae (Seria §tiin^eale ..., 2022 - ibn.idsi.md.)

14. Раку. Ж. Специфика методологии изучения адаптации школьников в современном образовательном пространстве. Молдавский Государственный университет // Психология. https://doi.Org/10.52387/1811-5470.2022.2.10.

15. Солонин Н.Э., Лебедева Е. П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 281-284.

16. Толкачева В.Д. Исследование адаптации пятиклассников в условиях нового коллектива. Екатеринбург, 2020 г.

17. Шлыкова Д.В. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 4. С. 111-121.

18. Ширяев Е.А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся // Научные ведомости Самарского нацинального исследовательского университета им. академика С.П. Королева. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 14(235). Вып. 30. С. 158-173.

References

1. Batrakova Yu.V. Osobennosti adaptatsii uchashchikhsya pri perekhode iz mladshego v srednee zveno [Features of adaptation of students in the transition from junior to middle level]. Abstract of bachelor's work. Saratov, 2017. (In Russ.).

2. Voskrekasenko O.A. Adaptatsiya pyatiklassnikov: osobennosti, faktory, pedagogicheskoe obespechenie uspeshnosti [Adaptation of fifth-graders: features, factors, pedagogical support for success]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2020, no. 9, pp. 80-84. (In Russ.).

3. Volkova L.V. Lichnostnye rezul'taty: vzglyad cherez prizmu sredovogo podkhoda v vospitanii [Personal results: a look through the prism of the environmental approach in education]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya. PGGPU, Perm', 2021, no. 5, pp. 13-15. (In Russ.).

4. Vikhman A.A., Skorynin A.A.. Faktornaya struktura tsifrovoi sotsializatsii podrostka i ee svyaz' s kriticheskim myshleniem i emotsional'nym intellektom [Factor structure of adolescent digital socialization and its relationship with critical thinking and emotional intelligence]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya. PGGPU, Perm', 2022, no. 11, pp. 53-63. (In Russ.).

5. Vikhman A.A. Opredelenie i struktura grazhdanskoi pozitsii shkol'nika: analiz del'fiiskogo oprosa ekspertov [Definition and structure of a student's civic position: analysis of a Delphi survey of experts]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya. 2021, no. 8, pp. 82-84. (In Russ.).

6. Kosikova S.V. Uchebnaya samostoyatel'nost' shkol'nika kak orientir preemstvennosti nachal'nogo i osnovnogo urovnei obshchego obrazovaniya: ot postanovki problemy k ee resheniyu [Academic Independence of a Schoolchild as a Guideline for the Continuity of the Primary and Basic Levels of General Education: from Problem Statement to its Solution]. VestnikPGGPU. 2018, no. 2, pp. 45-51. (In Russ.).

7. Kuimova N.N., Kruchinin V.A., Ivanova I.A. Lichnostnyi potentsial razvitiya adaptivnosti mladshego podrostka pri perekhode v osnovnuyu shkolu [Personal potential for the development of adaptability of a younger teenager during the transition to the main school]. VestnikMininskogo universiteta. 2016, no. 2, URL: file:///D:/_User_/Downloads/lichnostnyy-potentsial-razvitiya-adaptivnosti-mladshego-podrostka-pri-perehode-v-osnovnuyu-shkolu.pdf (accessed: 12.02.2023). (In Russ.).

8. Krymova A.D. Pedagogicheskaya podderzhka kak uslovie adaptatsii uchashchikhsya pyatykh klassov v osnovnoi obshcheobrazovatel'noi shkole [Pedagogical support as a condition for the adaptation of fifth-grade students in the main general education school]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (psikhologo-pedagogicheskie nauki). Makhachkala, 2011, no. 1, pp. 25-29. (In Russ.).

9. Leonova E.V. Vneshnie i vnutrennie faktory adaptatsii uchashchikhsya k obucheniyu v osnovnoi shkole [External and internal factors of adaptation of students to study in the main school]. Nachal'naya shkolaplyus do iposle. 2011, no. 5, pp. 79-83. (In Russ.).

10. Litvinenko N.V. Adaptatsiya shkol'nikov k obrazovatel'noi srede v kriticheskie periody razvitiya [Adaptation of schoolchildren to the educational environment in critical periods of development]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Samara, 2009, 47 p. (In Russ.).

11. Mendygalieva A.K., Muss G.N. Predposylki preemstvennosti v obrazovanii: nachal'naya i osnovnaya shkola [Prerequisites for continuity in education: primary and secondary school]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2015, no. 6-2, pp. 268-272. (In Russ.).

12. Narykova G.V. Vospitanie i sotsializatsiya mladshikh shkol'nikov v usloviyakh realizatsii FGOS [Education and socialization of younger schoolchildren in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard].Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya. 2021, no.8, pp. 62-64. (In Russ.).

13. Raku. Zh.«Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya mladshego podrostka k shkole»- Studia Universitatis Moldaviae (Seria §tiin^eale ..., 2022 - ibn.idsi.md.) [Socio-psychological adaptation of a younger teenager to school - Studia Universitatis Moldaviae (Seria §tiin^eale ..., 2022 - ibn.idsi.md.)]. (In Russ.).

14. Raku. Zh. Spetsifika metodologii izucheniya adaptatsii shkol'nikov v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve [The specifics of the methodology for studying the adaptation of schoolchildren in the modern educational space]. Moldavskii Gosudarstvennyi universitet. Zhurnal «Psikhologiya». https://doi.org/10.52387/1811-5470.2022.2.10. (In Russ.).

15. Solonin N. E., Lebedeva E. P. Psikhologicheskie prichiny trevozhnosti v podrostkovom vozraste [Psychological causes of anxiety in adolescence]. Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik. 2016, no. 6, pp. 281284. (In Russ.).

16. Tolkacheva V.D. Issledovanie adaptatsii pyatiklassnikov v usloviyakh novogo kollektiva [Study of the adaptation of fifth-graders in the conditions of a new team]. Ekaterinburg, 2020 g. (In Russ.).

17. Shlykova D.V. Problemy shkol'noi adaptatsii detei // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015, no. 4, pp. 111-121. (In Russ.).

18. Shiryaev E.A. K voprosu o kriteriyakh i pokazatelyakh uspeshnosti obucheniya uchashchikhsya [On the issue of criteria and indicators of student learning success]. Nauchnye vedomosti Samarskogo nats-go issled. un-ta im. akademika S.P. Koroleva. Ser. Gumanitarnye nauki. 2016, no. 14(235) iss. 30, pp. 158173. (In Russ.).

Информация об авторах К. Т. Зейнелова — магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; С.Ю. Галиева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors K. T. Zeynelova - Master Student, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

S. Yu. Galieva - Ph. D. (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2023; принята к публикации 20.04.2023.

The article was submitted 29.02.2023; approved after reviewing 20.03.2023; accepted for publication 20.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.