Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО УРОВНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЯТОМ КЛАССЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Ю.Ю.

Переход обучающихся из начальной школы в основную многие исследователи традиционно относят к кризисным периодам в жизни школьника, связанным с необходимостью мобилизации его адаптационного потенциала и осуществления системы мероприятий по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Школьная практика подтверждает выводы ученых о том, что в этом возрасте обучающиеся переживают адаптационную ситуацию, близкую ктой, которая уже была в первом классе. В статье обсуждается вопрос управления администрацией образовательной организации процессом адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе. На наш взгляд, предложенный вариант организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса способствует реализации преемственности ступеней общего образования, снимая риски дезадаптации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE PROCESS OF ADAPTATION OF PRIMARY SCHOOL GRADUATES TO BASIC SCHOOL EDUCATION AS A CONDITION FOR IMPLEMENTING THE CONTINUITY OF EDUCATION LEVELS

Many researchers traditionally attribute the transition of students from elementary school to the main one to crisis periods in the life of a student associated with the need to mobilize his adaptive potential and implement a system of measures to ensure the successful adaptation of fifth-graders. School practice confirms the conclusions of scientists that at this age students experience an adaptive situation close to the one that was already in the first grade. The article discusses the issue of managing the administration of an educational organization in the process of adaptation of primary school graduates to study at a secondary school. In our opinion, the proposed variant of organizing the interaction of all subjects of the educational process contributes to the implementation of the continuity of the levels of general education, removing the risks of maladaptation of students.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ»

Управление процессом адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе как условие реализации преемственности уровней образования

Юлия Юрьевна Скрипова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии обучения и воспитания младших школьников

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Пермь, Россия

yla059@pspu.ru

0000-0003-2838-3376

Поступила в редакцию 19.03.2022 Принята 03.04.2022 Опубликована 15.05.2022

« 10.25726/х3907-1998-9382-5

Аннотация

Переход обучающихся из начальной школы в основную многие исследователи традиционно относят к кризисным периодам в жизни школьника, связанным с необходимостью мобилизации его адаптационного потенциала и осуществления системы мероприятий по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Школьная практика подтверждает выводы ученых о том, что в этом возрасте обучающиеся переживают адаптационную ситуацию, близкую к той, которая уже была в первом классе. В статье обсуждается вопрос управления администрацией образовательной организации процессом адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе. На наш взгляд, предложенный вариант организации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса способствует реализации преемственности ступеней общего образования, снимая риски дезадаптации обучающихся.

Ключевые слова

преемственность начального и основного уровней общего образования, адаптация выпускника начальной школы в пятом классе, управление процессом адаптации выпускников начальной школы.

Введение

Переход обучающихся из начальной школы в основную относится к кризисным периодам в жизни школьника, является сложной адаптационной ситуацией. Сложность адаптационной ситуации для выпускника начальной школы, перешедшего в пятый класс, предопределена, по мнению ряда исследователей, совпадением во времени "внешнего" и "внутреннего" кризисов (Литвиненко, 2009), (Цукерман, 2001). "Внешний" кризис связан с изменением образовательной среды, в которой находится обучающийся. "Внутренний" кризис обусловлен психологическими особенностями младших подростков.

Если администрация образовательной организации в полной мере понимает специфику разных видов адаптации выпускников начальной школы в пятом классе, знает, какие факторы способствуют успешному протеканию адаптационного процесса в начале учебного года в пятых классах, это, на наш взгляд, позволяет администрации образовательной организации выстроить полисубъектную систему деятельности по психологическому и педагогическому обеспечению адаптации обучающихся. С точки зрения менеджера представляется возможным организационно и содержательно обеспечить процесс адаптации выпускников начальной школы при переходе к следующему уровню образования с максимально эффективным использованием имеющихся ресурсов.

Результатом анализа современных исследований стал вывод об отсутствии единства мнений об условиях реализации преемственности уровней образования: на ком лежит ответственность (на

учителях начального общего образования или учителях основного общего образования), как должны быть построены программы, учебные пособия, какие формы и методы организации учебной деятельности обеспечат адаптацию пятиклассников и т.п.

Таким образом, вопрос о том, какими способами можно обеспечить успешную адаптацию обучающихся при переходе из начальной школы в основную является актуальной проблемой. Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс в начальной и основной школе, предметом исследования - управление процессом адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе как условие реализации преемственности уровней образования. Цель исследования -теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность проекта по управлению процессом адаптации выпускников начальной школы при переходе на следующую ступень образования. Экспериментальная работа была направлена на проверку гипотезы исследования: процесс адаптации выпускников начальной школы в пятом классе будет проходить более успешно, если администрация образовательной организации будет планировать и организовывать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в четвертом-пятом классах, учитывая особенности разных видов адаптации, включая в процесс управления переходом выпускников начальной школы в основную мероприятия, направленные на взаимодействие педагогов, психолога, родителей и обучающихся.

Материалы и методы исследования

Методологической основой исследования являются философский, социокультурный, социологический, психологический и педагогический подходы к рассмотрению явления преемственности, физиологическая, психологическая и социальная составляющие адаптации обучающегося, теоретические основы управления процессом адаптации выпускников начальной школы при переходе в основную школу. Методы исследования: теоретический анализ научных изданий, методической литературы и нормативных документов, обобщение, педагогический эксперимент, анкетирование, методы математической статистики.

Результаты и обсуждение

Анализ научных публикаций показывает существование разных подходов к изучению преемственности: философского, психологического, педагогического и др. Философский и психологический подходы достаточно подробно исследованы и обоснованы А. К. Мендыгалиевой (Мендыгалиева, 2014), (Мендыгалиева, 2015). В педагогической науке преемственность понимается в разных аспектах, включает разнообразные компоненты, определяется различными факторами. В. Н. Просвиркин понимает преемственность как "процесс ... поступательного развития человека на каждой ступени системы непрерывного образования, основанного на генетической связи этапов обучения и развития ребёнка, осуществляемого при опоре и учёте новообразований предшествующих этапов в последующих и построения системы условий, способствующих комфортному переходу детей и учащихся с одной ступени образовательного процесса на последующую, позволяющих всесторонне развивать личность ребёнка с учётом индивидуальных особенностей субъектов образовательной деятельности" (Просвиркин, 2008). По мнению В. Н. Просвиркина, "идеальной преемственности быть не может, а вот определить сходства и различия, создать педагогические, медико-физиологические и социально-психологические условия, найти пути и осуществить деятельность, направленную на снятие или снижение этих различий с учетом общности, и при этом сформировать, сохранить мотивацию и успешность в обучении - это реально" (Просвиркин, 2008). Об актуальности создания условий преемственности пишет С. В. Косикова, отмечая, что многие исследователи указывают на "фрагментарность образовательного процесса в школе, характеризующуюся тем, что данный процесс состоит из отдельных уровней обучения (дошкольная подготовка - начальная школа - средняя школа -вуз), связь между ними разорвана или носит случайный, неупорядоченный, чисто формальный характер. Учитывая дискретность существующей системы российского образования (деление на уровни), для обеспечения непрерывного развития личности на переходных этапах образования необходимо создание условий преемственности отдельных уровней" (Косикова, 2018).

В нашем исследовании была выявлена специфика преемственности начального и основного уровней общего образования. В определениях разных авторов можно заметить преобладание одного из пяти подходов к преемственности. "Преемственность в образовании между начальным и основным уровнями образования - это связь между ступенями развития и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при переходе от одной ступени обучения к другой" (Скафа и др., 2019). Преемственность как процесс развития уровней образования отражается в планировании содержания образования; оптимальном выборе и целесообразном сочетании методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания; соблюдении единства педагогических действий и требований; создании необходимых условий для непрерывного использования и развития усвоенных обучающимися знаний, умений и компетенций (Тарасова и др., 2017) Преемственность выступает и как способ организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, и как фактор, обеспечивающий процесс развития личности (Керженцева, 2007). Интерес представляет идея О. А. Мешковой, Е. С. Божко о вертикальном и горизонтальном аспектах преемственности, которая легла в основу разработки нашего проекта (Мешкова и др., 2017).

Таким образом, с одной стороны, преемственность уровней образования реализуется через содержание, формы и методы обучения, с другой стороны, для реализации преемственности учителям необходимо знать динамику развития личности.

Особенности обучающихся-младших подростков, оказывающие влияние на процесс обучения на этапе перехода с уровня начального на уровень основного общего образования, отражены в исследованиях Г. А. Цукерман (Цукерман, 2001), А. К. Мендыгалиевой (Мендыгалиева, 2012).

В научной литературе выделяют три вида адаптации: физиологическую, психологическую и личностную, которые тесно взаимосвязаны между собой. Недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, взаимодействия с одноклассниками, самочувствии и состоянии здоровья обучающегося.

Субъектам образовательного процесса (администрации, педагогам и родителям) важно понимать физиологические механизмы адаптации обучающихся пятого класса, исследование которых представлено в медицинских журналах. Т. А. Лезарева, С. А. Лытаев показывают, какой может быть "цена" адаптации (Лезарева и др., 2019). Эта же проблема описывается в исследовании Л. Ф. Трохимчук, О. И. Шквириной, Е. Р. Кристаленко, которые отмечают, что "одинаково хорошие результаты интеллектуальной деятельности могут быть достигнуты при ...разных энергетических затратах организма, т.е. за счёт неодинаковой "физиологической цены" адаптации, так как даже адекватная возможностям школьников образовательная среда оказывает существенное воздействие на психофизиологические функции, вызывая значительную мобилизацию ресурсов организма. При неадекватных учебных нагрузках, авторитарной педагогической тактике и дефиците времени на фоне нерациональной организации учебного процесса, формируется состояние психической напряжённости, которая может привести к снижению работоспособности и даже истощению функциональных резервов организма." (Трохимчук и др., 2012).

В психологии понятие "адаптация" является одним из ключевых. Психологическая адаптация охватывает личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную стороны детской психики.

Личностная, или социальная адаптация - это "процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности" (Кондакова, 2016).

Для нашего исследования актуально следующее определение понятия: "Под адаптацией пятиклассника . понимается многосторонний активный процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития, детерминированный объективными . и субъективными .. факторами и содействующий формированию адекватных требованиям образовательной среды способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие" (Литвиненко, 2009).

В исследовании Д. В. Шлыковой были выделены три группы обучающихся пятого класса с различной степенью адаптированности к школе. (Шлыкова, 2015). Администрация образовательной организации, учителя и психолог на основе выделенных исследователем показателей могут выявить обучающихся каждой группы и спланировать психологическое и педагогическое сопровождение детей.

С. А. Котова обозначила основные проблемные ситуации, с которыми сталкивается ученик пятого класса (Котова, 2012). Обсуждение таких ситуаций на школьных методических объединениях учителями начальной и основной школы будет содействовать созданию педагогических условий для успешной адаптации обучающихся, пришедших в пятый класс.

Успешность адаптации пятиклассников в новой образовательной среде определяется их готовностью к обучению в основной школе. Однако далеко не все выпускники начальной школы должным образом подготовлены к переходу на новую ступень. В связи с этим А. А. Шарамко выделяет составляющие такой готовности (Шарамко, 2015). Следовательно, администрация образовательной организации должна организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень готовности выпускников начальной школы к переходу в пятый класс.

Исследователи О. А. Воскрекасенко, Е. В. Леонова выделяют внешние и внутренние факторы, детерминирующие успешность адаптации обучающихся пятых классов (Воскрекасенко, 2020; Леонова, 2011). Учёт этих факторов открывает возможность для целенаправленной организации деятельности по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников.

С понятием "адаптация" связано понятие "адаптивность". В работах Н. Н. Куимовой, В. А. Кручинина, И. А. Иванова дается определение понятия «адаптивность», в младшем подростковом возрасте адаптивность находится в стадии формирования. Исследователи выделяют компоненты структуры адаптивности и качественные показатели проявления каждого из компонентов (Куимова и др., 2016). Информация, представленная этой группой ученых, может быть основой для организации администрацией образовательной организации педагогического сопровождения процесса адаптации при переходе выпускников начальной школы в основную школу.

Управление процессом адаптации путем организации взаимодействия администрации, учителей, психолога, родителей и обучающихся ведет к снижению напряжения функциональных систем организма, снятию тревожности детей, адекватной самооценке и повышению качества обученности. В ином случае происходит дезадаптация, т.е. отсутствие или снижение учебной мотивации, ухудшение успеваемости, конфликты с одноклассниками, учителями и, возможно, родителями, проблемы в здоровье и другие опасные для подростка последствия.

На основе теоретических положений, представленных выше, был разработан управленческий проект. В первую очередь были выявлены проблемы, возникшие в результате перехода выпускников начальной школы 2019-2020 учебного года в среднее звено. Были оценены внутренние сильные и слабые стороны, внешние возможности и угрозы образовательной организации (далее - Гимназии).

Внутренние сильные стороны образовательной организации:

- учителя начальной школы с большим педагогическим опытом;

- психологическая служба гимназии;

- обеспечение кабинетов современными техническими средствами;

- достаточный уровень знаний обучающихся четвёртых классов - 75 %, успеваемость -100% (2019-2020 учебный год);

- высокопрофессиональный педагогический состав: высшая категория - 58 %, первая категория - 19%; молодые специалисты - 26% высшее образование - 94%;

- наличие совета старшеклассников.

Внутренние слабые стороны образовательной организации:

- большой объём урочной и внеурочной деятельности;

- здание начальной и основной школы находятся на разных улицах;

- отсутствие единства в определении форм, методов и приёмов обучения в начальной и основной школе;

- уменьшение качества знаний пятиклассников (43%), снижение успеваемости (95%) (20192020 учебный год);

- выявлена тенденция к дезадаптации пятиклассников (высокий уровень тревожности у 64% пятиклассников).

Внешние возможности образовательной организации: организация взаимодействия с родителями, их участие в мероприятиях параллели выпускных классов, изменение отношения к основной школе в положительную сторону.

Внешние угрозы образовательной организации: низкая мотивация учителей к решению вопроса обеспечения преемственности уровней образования, нежелание делиться педагогическим опытом использования форм, методов и приёмов обучения в начальной школе, которые могут быть использованы в основной школе, нежелание родителей принимать участие в жизни Гимназии.

На основе анализа сильных и слабых сторон Гимназии были выделены основные проблемы:

- отсутствие единства методических подходов, обеспечивающих преемственность уровней образования;

- низкая мотивация учителей к совместной деятельности, направленной на обеспечение успешной адаптации обучающихся;

- повышенный уровень тревожности у большинства пятиклассников по результатам психологического исследования;

- территориальная;

- невысокий интерес родителей к деятельности Гимназии, низкая посещаемость родительских собраний.

В Гимназии существует традиционный адаптационный лагерь, который организуется в последнюю неделю летних каникул. Но его работа была признана неэффективной, так как лагерь не предусматривал работу с родителями, будущими педагогами-предметниками, психологом и не имел утверждённую программу мероприятий.

Анализ полученных данных показал, что существующая система мероприятий для реализации преемственности и обеспечения адаптации обучающихся недостаточно эффективна, и требуется принятие новых управленческих решений. Таким решением стала разработка управленческого проекта.

Целью управленческого проекта являлась организация взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленная на обеспечение адаптации обучающихся четвертых-пятых классов для реализации преемственности между начальным и основным уровнями образования. Реализация проекта включала системную деятельность администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, учителей-предметников, психологов и других специалистов. Вместе с этим осуществлялось целенаправленное включение в процесс адаптации родителей и учеников четвертых-пятых классов. Вся система целенаправленных действий обеспечивала реализацию преемственности и по горизонтали, и по вертикали.

С марта 2021 по ноябрь 2021 учебного года совместно с администрацией образовательной организации проект был реализован. Проведенные мероприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Планирование мероприятий по управлению процессом адаптации обучающихся (конец 2020-2021 учебного года - начало 2021-2022 учебного года) для реализации преемственности _начального и основного общего образования в образовательной организации_

Месяц Мероприятие Исполнители и участники

Март Составление графика проведения диагностических и общешкольных мероприятий. Администрация, учителя, психолог

Совместный «круглый стол» на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников». Учителя начальных классов, учителя-предметники, психолог

Апрель Посещение учителями-предметниками уроков учителей начальных классов, выявление Учителя начальных классов, учителя-предметники, психолог

педагогического стиля учителя, обмен опытом организации учебной деятельности обучающихся четвёртых классов (формы, методы и приёмы работы). Знакомство со стилем работы.

Проведение психологических диагностик уровня самооценки, притязаний и тревожности. Анализ результатов. Психолог

Психолого-педагогический семинар «Обеспечение успешной адаптации учащихся пятых классов в основной школе». Психолог, завуч основной школы, учителя начальных классов, учителя-предметники

Проведение учителями-предметниками уроков по истории, географии, русскому языку, математике в начальной школе. Учителя начальных классов, учителя-предметники, выпускники начальной школы

Май Проведение педагогического совета для определения состава классных руководителей будущих пятых классов. Администрация, учителя-предметники

Проведение общешкольного родительского собрания по основным вопросам обучения и воспитания будущих пятиклассников с участием а и среднего звена. Психолог, педагоги-предметники, учителя начальных классов, родители

Коррекционно-развивающая деятельность: психологическое занятие "Я могу", тренинг "Повышение уровня психологической комфортности в период адаптации", психологическая игра "Спрятанные проблемы". Психолог, обучающиеся

Посещение будущим классным руководителем уроков в начальной школе, знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся, установление контакта с детьми. Учителя-предметники, обучающиеся

Проведение родительского собрания с участием будущего классного руководителя. Учителя-предметники, учителя начальных классов, родители

Август Проведение тренинговых занятий по профилактике дезадаптации и формированию социальных навыков учащихся пятых класса "Новичок в средней школе". Психолог, учителя-предметники, будущие пятиклассники

Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему "Предподростковый возраст. Особенности. Рекомендации". Психолог, учителя-предметники, родители

Проведение учителями-предметниками занятий с целью повышения уровня мотивации к обучению. Учителя-предметники, будущие пятиклассники

Представление деятельности «Музыкального калейдоскопа» учителем музыки с ознакомительной целью деятельности кружка. Учитель музыки, будущие пятиклассники

Проведение советом старшеклассников квеста -знакомство с новым местом учебы. Старшеклассники, будущие пятиклассники

Знакомство с направлениями деятельности совета старшеклассников: медиа-центр, клуб «РКОчтение», спортивный клуб "Попади в 10-ку" Старшеклассники, будущие пятиклассники

Сентябрь -октябрь Организация общешкольного дня здоровья с целью оздоровления и сплочения обучающихся, учителей, родителей Администрация, учителя-предметники, обучающиеся, родители

Посещение уроков. Администрация, учителя-предметники, обучающиеся

Проведение классных часов в период адаптации с целью снижения тревожности у обучающихся. Учителя-предметники, обучающиеся

Отбор кандидатов для участия в совете старшеклассников. Старшеклассники, пятиклассники

Ноябрь Выявление детей "группы риска", разработка и реализация плана сопровождения обучающихся. Администрация, психолог

Проведение диагностик и их обсуждение. Администрация, психолог, учителя-предметники

Педагогический совет с классными руководителями по актуальным проблемам пятиклассников. Администрация, психолог, учителя-предметники

Психолого-педагогический совет: «Итоги и перспективы». Администрация, психолог, учителя-предметники, учителя начальных классов, представители родительской общественности

Эффективность проекта управления процессом адаптации обучающихся четвертых-пятых классов проверялась в ходе опытно-экспериментальной работы в двух образовательных организациях (далее - Гимназия, Школа). На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы с марта 2020-2021 по ноябрь 2021-2022 учебного года совместно с администрацией школы был реализован разработанный проект.

Далее представлены в сравнении результаты констатирующего и контрольного этапов. Для проверки эффективности мероприятий, запланированных в проекте, применялись методика Дембо-Рубинштейн (адаптация А. М. Прихожан) для определения уровня самооценки и притязаний обучающихся, шкала явной тревожности для детей (СМАЭ) (адаптация А. М. Прихожан), сравнение успеваемости обучающихся четвертых классов (годовые результаты) и обучающихся пятых классов (первая четверть). Далее в диаграммах представляются результаты сравнительного анализа по всем показателям в экспериментальной группе (Гимназия) и контрольной группе (Школа). Выборка составила 74 человека. На основе анализа результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах были построены диаграммы (рис.1), отражающие уровни притязаний обучающихся Гимназии и Школы.

Уровни притязаний обучающихся четвертых Уровни притязаний обучающихся пятых классов на констатирующем этапе классов на контрольном этапе

100% 100%

80% 80%

60% 47% 44»/0 46%51% 60%

40% Н ■ 40%

20% Н I 7% 5% 20%

0% ■ ■ — 0%

Завышенный Реалистичный Заниженный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровень уровень уровень

■ Гимназия ■ Школа

64%

32% 48°л ) 43%

■ ■

4% 9%

Завышенный Реалистичный Заниженный уровень уровень уровень

Гимназия ■ Школа

Рисунок 1. Доля обучающихся Гимназии и Школы, имеющих разный уровень притязаний на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

После проведённых мероприятий реалистичный уровень притязаний проявился у обучающихся экспериментальной группы в большей степени, чем у обучающихся контрольной.

На основе анализа результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах были построены диаграммы (рис.2), отражающие уровни самооценки обучающихся Гимназии и Школы.

Уровни самооценки обучающихся четвертых классов на констатирующем этапе

100%

80% 60% 40% 20% 0%

58%

46% ) 32% 39%

■ 10%15%

Завышенный Реалистичный Заниженный уровень уровень уровень

Гимназия ■ Школа

Уровни самооценки обучающихся пятых классов на контрольном этапе

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

48% 47% 45% 45%

7% 8%

Завышенный уровень

Реалистичный уровень

Гимназия ■ Школа

Заниженный уровень

Рисунок 2. Доля обучающихся Гимназии и Школы, имеющих разный уровень самооценки на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

После проведения формирующего эксперимента количество обучающихся экспериментальной группы с завышенным/заниженным уровнями самооценки снизилось, с реалистичным уровнем самооценки повысилось. В контрольной группе видна аналогичная тенденция, но в менее выраженном виде.

На основе анализа результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах были построены диаграммы (рис.3), отражающие уровни тревожности обучающихся Гимназии и Школы.

Уровни тревожности обучающихся четвертых классов на констатирующем этапе

100% 80% 60% 40% 20%

0%

37%

41%

44%

26%

0% 2%

28%

14%

5% 3%

Тревожность не Нормальный уровень Несколько Явно повышенный Очень высокая

свойственна повышенный уровень уровень тревожность

Гимназия ■ Школа

Уровни тревожности обучающихся пятых классов на контрольном этапе

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

51%

34% 30% 42%

12%

0% 0% ■ IZ о 8о0 2% ^^

Тревожность не Нормальный уровень Несколько Явно повышенный Очень высокая

свойственна повышенный уровень уровень тревожность

Гимназия ■ Школа

Рис. 3. Доля обучающихся Гимназии и Школы, имеющих разный уровень тревожности на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

В пятых классах уменьшилось количество обучающихся, которым не свойственна тревожность, что объясняется выводами психологов и физиологов. Количество обучающихся с нормальным уровнем тревожности в гимназии повысилось на 8%, в контрольной группе уменьшилось на 7%. В контрольной группе увеличилось количество тревожных учащихся на 7%, в экспериментальной на 1%, количество обучающихся с явно повышенным уровнем тревожности уменьшилось в обеих группах. В контрольной группе на 5% повысилось количество очень тревожных учащихся, в экспериментальной группе количество таких детей снизилось на 3%. Ученикам с повышенной тревожностью требуется дополнительная помощь психолога.

Уровни успеваемости обучающихся Уровни успеваемости обучающихся пятых

четвертых классов на констатирующем этапе классов на контрольном этапе

100% 100%

50%

97%, „„, 48% 53% 34%

/о18% 20% |

с/

60% ,,„ 41% 40%

40%

32% 28%

14%

щ ^^ ■ 1

с/

20%

0% в И в о%

■ Годовые итоги 4-х классов Гимназии , Четвертные итоги 5-х классов Гимназии

■ Годовые итоги 4-х классов Школы я Четвертные итоги 5-х классов Школы

Рис. 4. Доля обучающихся Гимназии и Школы, имеющих разную успеваемость на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы

Качество знаний в экспериментальной группе повысилось с 47% до 60%, в контрольной группе снизилось с 68% до 55%.

Сравним результаты обработки числовых данных методами математической статистики. Для определения экспериментальной и контрольной групп были использованы инструменты математической статистики: рассчитан средний балл и дисперсии по первой и второй группам Анализ результатов математической статистики позволил сделать вывод: средний балл во второй группе (Школа) выше, чем в первой на 0,11, как и медиана, показывающая количественную границу набранных баллов. Это позволяет сказать, что группы отличаются друг от друга по уровню образовательных результатов по окончанию четвёртого класса, но незначительно. Вычислив дисперсию для каждой из групп, можем сделать вывод о том, что результаты стабильнее во второй группе (Школа) (дисперсия результатов меньше).

п _ (1,79-1,73)2-75+(1,79—1,84)2-17б_0

^межгр. 75+176

Так как межгрупповая дисперсия близка к нулю, то можно сделать вывод, что результаты второй группы в малой степени отличаются от результатов первой группы. С точки зрения межгрупповой дисперсии рассмотренные группы в незначительной степени отличаются по заданному признаку.

Для проверки гипотезы о равенстве средних двух выборок целесообразно использовать критерий Крамера-Уэлча.

У176 ■ 75|1,84 — 1,73| 12,64

■у _ _' _' ' __' _ 1 Г| Г

тэмп _ I--- ~ л л т _ 1,06

0176 • 0,49 + 75 • 0,74 11,92

Сравним полученное значение с критическим значением Т0,05 = 1,96: 1,96>1,06, следовательно, характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0,05, то есть группы фактически равны по уровню успеваемости в конце учебного года. На основе выводов математической статистики первую группу (Гимназия) будем считать экспериментальной, вторую группу (Школа) -контрольной.

На контрольном этапе анализ результатов математической статистики позволил сделать вывод: средний балл в экспериментальной группе стал выше, чем в контрольной, медиана обеих групп стала иметь одинаковое значение

п и \/ гп "^176^75|1,69-1,92| 26,42 „ „„

Вычисление по критерию Крамера-Уэлча Тэмп = , = - =2,22 и сравнение

г г г г эмп -^176-0,50+75-0,72 11,92 г

полученного значения с критическим значением Т005=1,96: 2,22 > 1,96, следовательно, группы не равны. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.

Приведённые статистические данные позволяют сделать вывод о том, что в экспериментальной группе процесс адаптации протекает более успешно, чем в контрольной. Это свидетельствует об эффективности внедренного в учебно-воспитательный процесс гимназии проекта по управлению процессом адаптации.

Заключение

Наше исследование подтверждает выводы, представленные в научных публикациях. Вместе с этим в ходе эксперимента была проверена и доказана гипотеза исследования. Администрация образовательной организации спроектировала и организовала мероприятия, направленные на взаимодействие субъектов образовательной деятельности: педагогов, психолога, родителей, обучающихся, следствием чего процесс адаптации выпускников начальной школы в гимназии прошёл более успешно.

Список литературы

1. Воскрекасенко О.А. Адаптация пятиклассников: особенности, факторы, педагогическое обеспечение успешности // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 9. С. 80-84.

2. Керженцева А.В. Решение проблем преемственности начального и основного звена по системе Л.В. Занкова общеобразовательной школы // Вопросы преемственности дошкольного, начального и основного школьного образования. Нальчик: ИПК и ПРО КБГУ. 2007. С. 64-68.

3. Косикова С.В. Учебная самостоятельность школьника как ориентир преемственности начального и основного уровней общего образования: от постановки проблемы к ее решению // Вестник ПГГПУ. 2018. №2. С. 45-51.

4. Котова С.А. Вечная педагогическая проблема на пути к решению // Народное образование. 2012. № 4. С. 147-152.

5. Куимова Н.Н., Кручинин В.А., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. С. 29.

6. Лезарева Т.А., Лытаев С.А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебно-образовательного процесса // Педиатр. 2019. Т. 10. № 6. С. 67-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Леонова Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 79-83.

8. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития : автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Самара. 2009. 47 с.

9. Мендыгалиева А. К. Проблема преемственности образовательного процесса в начальной и основной школе // Вестник ТГПУ. 2012. №11. С. 182-184.

10. Мендыгалиева А.К. Теория и практика решения проблемы преемственности в начальной и основной школе // Научно-исследовательские публикации «Общество и цивилизация в ХХ1 веке: тенденции и перспективы развития». 2014. С. 106-110.

11. Мендыгалиева А.К., Мусс Г.Н. Предпосылки преемственности в образовании: начальная и основная школа // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2.С. 268-272.

12. Мешкова О.А., Божко Е.С. Особенности обучения элементам стохастики на основе принципа преемственности между начальной и средней школой // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. №1. С. 248-255.

13. Просвиркин В.Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. М., 2008. 39 с.

14. Скафа Е.И., Романяк А.Н., Бабенко Н.А. Методологические основы преемственности в обучении начальной и основной школы // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2019. №49. С. 28-35.

15. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. Преемственность педагогических технологий как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №3. С.27-35.

16. Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Кристаленко Е.Р. Физиологическая оценка адаптации пятиклассников к учебной деятельности по вегетативной составляющей вариабельности сердечного ритма // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2012. №1. С.146-154.

17. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.

18. Шарамко А.А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7 (10). С. 146-148.

19. Шлыкова Д.В. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. №4. С.111-121.

Managing the process of adaptation of primary school graduates to basic school education as a condition for implementing the continuity of education levels

Julia Yu. Skripova

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor of the Department of elementary education Pedagogy Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia yla059@pspu.ru

0000-0003-2838-3376

Received 19.03.2022 Accepted 03.04.2022 Published 15.05.2022

d 10.25726/x3907-1998-9382-s

Abstract

Many researchers traditionally attribute the transition of students from elementary school to the main one to crisis periods in the life of a student associated with the need to mobilize his adaptive potential and implement a system of measures to ensure the successful adaptation of fifth-graders. School practice confirms the conclusions of scientists that at this age students experience an adaptive situation close to the one that was already in the first grade. The article discusses the issue of managing the administration of an educational organization in the process of adaptation of primary school graduates to study at a secondary school. In our opinion, the proposed variant of organizing the interaction of all subjects of the educational process contributes to the implementation of the continuity of the levels of general education, removing the risks of maladaptation of students.

Keywords

continuity of primary and basic levels of general education, adaptation of a primary school graduate in the fifth grade, management of the process of adaptation of primary school graduates.

References

1. Voskrekasenko O.A. Adaptacija pjatiklassnikov: osobennosti, faktory, pedagogicheskoe obespechenie uspeshnosti // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2020. № 9. S. 80-84.

2. Kerzhenceva A.V. Reshenie problem preemstvennosti nachal'nogo i osnovnogo zvena po sisteme L.V. Zankova obshheobrazovatel'noj shkoly // Voprosy preemstvennosti doshkol'nogo, nachal'nogo i osnovnogo shkol'nogo obrazovanija. Nal'chik: IPK i PRO KBGU. 2007. S. 64-68.

3. Kosikova S.V. Uchebnaja samostojatel'nost' shkol'nika kak orientir preemstvennosti nachal'nogo i osnovnogo urovnej obshhego obrazovanija: ot postanovki problemy k ee resheniju // Vestnik PGGPU. 2018. №2. S. 45-51.

4. Kotova S.A. Vechnaja pedagogicheskaja problema na puti k resheniju // Narodnoe obrazovanie. 2012. № 4. S. 147-152.

5. Kuimova N.N., Kruchinin V.A., Ivanova I.A. Lichnostnyj potencial razvitija adaptivnosti mladshego podrostka pri perehode v osnovnuju shkolu // Vestnik Mininskogo universiteta. 2016. № 2. S. 29.

6. Lezareva T.A., Lytaev S.A. Ob jeffektivnosti mehanizmov psihofiziologicheskoj adaptacii v dinamike uchebno-obrazovatel'nogo processa // Pediatr. 2019. T. 10. № 6. S. 67-77.

7. Leonova E.V. Vneshnie i vnutrennie faktory adaptacii uchashhihsja k obucheniju v osnovnoj shkole // Nachal'naja shkola pljus Do i Posle. 2011. № 5. S. 79-83.

8. Litvinenko N.V. Adaptacija shkol'nikov k obrazovatel'noj srede v kriticheskie periody razvitija : avtoref. diss. ... d-ra psihol. nauk. Samara. 2009. 47 s.

9. Mendygalieva A.K. Problema preemstvennosti obrazovatel'nogo processa v nachal'noj i osnovnoj shkole // Vestnik TGPU. 2012. №11. S. 182-184.

10. Mendygalieva A.K. Teorija i praktika reshenija problemy preemstvennosti v nachal'noj i osnovnoj shkole // Nauchno-issledovatel'skie publikacii «Obshhestvo i civilizacija v HHI veke: tendencii i perspektivy razvitija». 2014. S. 106-110.

11. Mendygalieva A.K., Muss G.N. Predposylki preemstvennosti v obrazovanii: nachal'naja i osnovnaja shkola // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 6-2.S. 268-272.

12. Meshkova O.A., Bozhko E.S. Ocobennosti obuchenija jelementam stohastiki na osnove principa preemstvennosti mezhdu nachal'noj i srednej shkoloj // Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chehova. 2017. №1. S. 248-255.

13. Prosvirkin V.N. Tehnologija preemstvennosti v sisteme nepreryvnogo obrazovanija : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. M., 2008. 39 s.

14. Skafa E.I., Romanjak A.N., Babenko N.A. Metodologicheskie osnovy preemstvennosti v obuchenii nachal'noj i osnovnoj shkoly // Didaktika matematiki: problemy i issledovanija. 2019. №49. S. 28-35.

15. Tarasova N.V., Pastuhova I.P., Chigrina S.G. Preemstvennost' pedagogicheskih tehnologij kak uslovie realizacii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshhego obrazovanija // Pedagogicheskij IMIDZh. 2017. №3. S.27-35.

16. Trohimchuk L.F., Shkvirina O.I., Kristalenko E.R. Fiziologicheskaja ocenka adaptacii pjatiklassnikov k uchebnoj dejatel'nosti po vegetativnoj sostavljajushhej variabel'nosti serdechnogo ritma // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 4: Estestvenno-matematicheskie i tehnicheskie nauki. 2012. №1. S.146-154.

17. Cukerman G.A. Perehod iz nachal'noj shkoly v srednjuju kak psihologicheskaja problema // Voprosy psihologii. 2001. № 5. S. 19-34.

18. Sharamko A.A. Osobennosti adaptacii mladshih shkol'nikov v osnovnoj shkole // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. 2015. № 7 (10). S. 146-148.

19. Shlykova D.V. Problemy shkol'noj adaptacii detej // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2015. №4. S.111-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.