Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ?'

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / учитель цифровой эпохи / мотивация к обучению / проблемы дистанционного обучения / метод проектов / digitalization / teacher of the digital age / motivation to learn / problems of distance learning / project method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виландеберк Анна Арнольдовна, Полумордвинова Анастасия Алексеевна

В статье анализируется понятие «цифровизация» и его модификация в эпоху пандемии. В исследовании продемонстрированы результаты опроса школьников 2020–2021 годов «Идеальный учитель цифровой эпохи. Чего не хватает дистанту?». Рассмотрено, какими качествами и навыками должен обладать учитель цифровой эпохи. Авторы анализируют, какие прогнозы ученых, исследовавших цифровизацию до локдауна, подтвердились во время перехода образовательных учреждений на дистанционное обучение, а какие так и остались предположениями. Отмечены выявленные пандемией проблемы и предложены возможные пути их решения. Одной из ключевых проблем современного образования становится отсутствие мотивации школьников к обучению. Для ее решения авторы предлагают использовать сетевой проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виландеберк Анна Арнольдовна, Полумордвинова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER OF LITERATURE OF THE DIGITAL AGE. WHAT IS MISSING FROM DISTANCE LEARNING?

The article analyzes the concept of the term «digitalization» and its modifications in the era of the pandemic. The study demonstrates the results of a survey of schoolchildren in 20202021, «The ideal teacher of the digital age. What is missing from the distance?»). It is considered what qualities, skills, etc. theoretically a teacher of the digital age should have. The authors analyze which predictions of scientists who studied digitalization before lockdown were confirmed during the transition of educational institutions to distance learning, and which remained assumptions that have not been implemented. The problems identified by the pandemic are noted and possible solutions are proposed. One of the highlighted key problems of modern education is the lack of motivation of schoolchildren to study. To solve it, the authors suggest using a network project.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ?»

В РУБРИКЕ ПУБЛИКУЮТСЯ СТАТЬИ АСПИРАНТОВ, СОИСКАТЕЛЕЙ, СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

УДК 372.882

9

Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

Виландеберк Анна Арнольдовна,

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой образовательных технологий в филологии филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена magistr52@mail.ru

Полумордвинова Анастасия Алексеевна,

аспирант кафедры образовательных технологий в филологии филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена polumordvinovaanastasia@gmail.com

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ: ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ?

Аннотация: В статье анализируется понятие «цифровизация» и его модификация в эпоху пандемии. В исследовании продемонстрированы результаты опроса школьников 2020-2021 годов «Идеальный учитель цифровой эпохи. Чего не хватает дистанту?». Рассмо- Дата поступления: 22.06.2022 трено, какими качествами и навыками должен Прошла рецензирование: 27.06.2022 обладать учитель цифровой эпохи. Авторы Дата публикации: 30.06.2022 анализируют, какие прогнозы ученых, иссле- Для цитирования: Виландеберк А.А., довавших цифровизацию до локдауна, под- Полумордвинова А.А. Учитель литера-твердились во время перехода образователь- туры цифровой эпохи: чего не хватает ных учреждений на дистанционное обучение, дистанционному обучению? // Науч-а какие так и остались предположениями. но-практический журнал «Magister» Отмечены выявленные пандемией проблемы - 2022. - №2 - с.71-78. - [Электронный и предложены возможные пути их решения. ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/ Одной из ключевых проблем современного (01.07.2022). образования становится отсутствие мотива-

ции школьников к обучению. Для ее решения авторы предлагают использовать сетевой проект.

Ключевые слова: цифровизация, учитель цифровой эпохи, мотивация к обучению, проблемы дистанционного обучения, метод проектов.

Vilandeberk Anna Arnoldovna,

Candidate of Philology, Associate Professor,

Head of the Department of Educational Technologies in

Philology of the Faculty of Philology of Herzen State Pedagogical University of Russia

Saint-Petersburg, Russia

magistr52@mail.ru

Polumordvinova Anastasia Alekseevna,

Postgraduate student of the Department of Educational Technologies in Philology of the Faculty of Philology of Herzen State Pedagogical University of Russia St. Petersburg, Russia polumordvinovaanastasia@gmail.com

THE TEACHER OF LITERATURE OF THE DIGITAL AGE. WHAT IS MISSING FROM DISTANCE LEARNING?

Abstract: The article analyzes the concept of the term «digitalization» and its modifications in the era of the pandemic. The study demonstrates the results of a survey of schoolchildren in 20202021, «The ideal teacher of the digital age. What is missing from the distance?»). It is considered what qualities, skills, etc. theoretically a teacher of the digital age should have. The authors analyze which predictions of scientists who studied digitalization before lockdown were confirmed during the transition of educational institutions to distance learning, and which remained assumptions that have not been implemented. The problems identified by the pandemic are noted and possible solutions are proposed. One of the highlighted key problems of modern education is the lack of motivation of schoolchildren to study. To solve it, the authors suggest using a network project.

Keywords: digitalization, teacher of the digital age, motivation to learn, problems of distance learning, project method.

Received: 22 June 2022 Reviewed: 27 June 2022 Date of publication: 30 June 2022 For citation: Vilandeberk A.A., Polumordvinova A.A. The teacher of literature of the digital age. What is missing from distance learning? // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №2. - p.71-78 - [Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/ (07/01/2022).

Стремительный процесс цифровизации образования ставит вопросы перед профессиональной общественностью. Один из самых главных вопросов - как меняется учитель в условиях цифровой образовательной среды.

За последние годы о влиянии цифро-визации на систему образования написано множество статей (например, сборник статей под редакцией Ядровской Е.Р. [1],

статьи Гордеевой Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажо-ян А.С. [2], Тарасовой Н.В., Пастуховой И.П., Чигриной С.Г. [3], Терелянского П.В., Кузнецова Н.В., Екимовой К.В., Лукьянова С.А. [4], Стариченко Б.Е. [5]). Масштабный переход в цифровое пространство продемонстрировал в первую очередь необходимость выработать единые принципы преобразования очных занятий в дистанционные, организации цифровой самостоятельной

работы, разработки единой для всех школ и предметов платформы с понятным интерфейсом. Однако несмотря на явные достоинства описываемого формата обучения, следует признать, что выявленные за последние годы проблемы по-прежнему требуют незамедлительного решения. Ведь окончание пандемии вряд ли приведет к «свертыванию» процессов цифровизации и возвращению к «традиционным» методам обучения. Дело в том, что остаются проблемы «традиционного» обучения школьников, находящихся в отдаленных регионах или на домашнем обучении. К тому же невозможно игнорировать когнитивные и психофизиологические особенности современных учеников, их уровень медийно-информационной грамотности и, следовательно, их запросы относительно результатов обучения.

Достичь равенства возможностей при получении основного общего образования можно только решая вопросы технологического и, что особенно важно, методического характера. При отсутствии базовых технических навыков и цифровых устройств учитель не сможет должным образом подготовить своих учеников, поскольку сам зачастую не хочет разбираться с новыми способами обучения или не имеет такой возможности, что приводит к непониманию изменений в процессе обучения и методическому провалу. С другой стороны, очевидно, что разработка единой полифункциональной образовательной платформы и ее наполнение качественными ресурсами позволит обеспечить единство не только требований к образовательному процессу, но и подходов к его реализации.

«Обучение в эпоху пандемии» доказало, что необходимо научиться заинтересовывать детей через барьер экрана. Поэтому стоит обратить особое внимание на вопро-

Окончание пандемии вряд ли приведет к «свертыванию» процессов цифровизации

Как показала практика перехода

жизни в преимущественно цифровой формат, не все умеют в нем существовать

сы повышения мотивации школьников в условиях цифровизации образования: недопустимо использовать на уроке исключительно классические виды деятельности и заставлять обучающихся слушать монотонные лекции в Zoom (в лучшем случае), где можно «спрятаться за иконкой аккаун-та» (цитата из опроса учащихся 2020-2021 учебного года «Идеальный учитель цифровой эпохи. Чего не хватает дис-танту?»). Ученики прямо указывают на отсутствие мотивации к обучению из-за однообразия занятий и нежелания учителя работать со средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также совершенствовать навыки медийно-информаци-онной грамотности (МИГ).

Как показала практика перехода жизни в преимущественно цифровой формат, не все умеют в нем существовать и, более того, не все к нему готовы. На уровне теоретических рассуждений мы мыслили глобально, писали о том, что цифровиза-ция проникла во все сферы нашей жизни и человек уже не мыслит себя без компьютера. Но реальность оказалась менее позитивной. Ошибочно считать, что «цифровиза-цию приносит в университет каждый студент в своем гаджете <...>, она не требует программы внедрения <...>» [6, с. 21]. Без четкой, единой программы мы получили (и продолжаем получать) настоящий хаос в общем образовательном срезе страны. Ученики Санкт-Петербургских школ жалуются, что даже при желании учителя не могут преодолеть трудности и обучить их на нужном уровне. Поэтому, кроме технического оснащения, важными показателями хорошо подготовленной школы XXI века является умение учителей творчески подходить к решению профессиональных задач с учетом особенностей, требований и запросов «цифрового поколения».

В проведенном нами опросе ученики во многих ответах указывали, что у них отсутствовала мотивация к обучению. Для повышения мотивации учителям следовало проводить уроки в таком формате, чтобы минимум 70-80% учащихся были вовлечены в рабочий процесс. Также в ответах школьники признавали: «Мы умеем пользоваться Интернетом, но не знаем, как отличить достоверную информацию от ложной». Поэтому мы обязаны учесть, что школьников важно учить пользоваться электронно-библиотечной системой (ЭБС) и другими базами данных, программами и приложениями, а также образовательными и справочными ресурсами. Однообразные занятия без интерактивных заданий развивают желание молча просидеть весь урок и никак не вовлекают в изучение программного материала. «Мотивации нет. Мы хотим учиться даже дистанционно. Покажите, как это можно делать интересно», - вот запросы современных школьников.

Использование цифровых образовательных ресурсов - еще одна проблема нашего времени. Предполагалось, что «цифровые ресурсы <...> позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения» [7, с. 108]. Однако в действительности все оказалось не совсем так: учащиеся получали огромное количество заданий для самостоятельного изучения, а учителя не применяли разнообразие форм и методов на своих уроках.

Безусловно, мы не отрицаем положительные результаты, показанные образованием в пандемию, но просим учесть в работе учителя важные моменты. Например, из-за однообразия дистанционных занятий ученики могут потерять интерес к предмету. Возможно, нам следует остановиться и посмотреть на учеников? А что можно сделать, чтобы развивались все? Нельзя держать в фокусе только одаренных детей, развитые учреждения и успешные проекты (к сожалению, в большинстве

части подрастающего поколения

случаев фокус именно на успешных). Если мы забудем об остальных, то рискуем потерять важные ступени развития большой части подрастающего поколения. Они уже мало читают и выдают слабые (на наш взгляд) показатели на специализированных олимпиадах (это доказывает недавно прошедшая олимпиада по филологии «Литература. Читатель. Время» для отбора талантливых детей в программу ГБУ ДО центра «Интеллект»).

Принято считать, что дети различного возраста быстро адаптируются к цифровой среде, но это не так. Детям до сих пор сложно жить в цифровом режиме без должной помощи.

Нельзя держать в фокусе только Ниже мы приводим

цитаты из отзывов вы-

одаренныхдетеи, если мы забудем пускников 2020-2021

об остальных, то рискуем потерять учебного года, ставших

важные ступени развития большой студентами I курса филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. В частности, их слова показывают, что многие учителя не пользовались возможностями цифровой эпохи, и от этого мотивация школьников к обучению снижалась:

• «Учитель цифровой эпохи должен быть открыт различным формам выполнения заданий и не ругать за нестандартно выполненные работы. Сейчас сложнее заинтересовать и замотивировать учеников. Я бы использовала различные интересные онлайн-платформы, нетрадиционные (творческие) интернет-задания, чтобы у обучающихся появилось желание изучать предмет».

• «Учитель цифровой эпохи умеет преподносить информацию интересным способом. Современному поколению интереснее получать информацию с возможностью использовать современные технологии. Школам не хватает платформ для дистанционного обучения».

• «Учителя не желают вникать в вопросы цифровой грамотности. Чтобы за-мотивировать учеников, нужно идти в ногу со временем, материал должен захваты-

вать внимание ученика любыми формальными и неформальными способами».

• «Учителям моей школы не хватало осведомленности о работе и функционировании информационного общества. Синдром Фамусова, короче говоря».

• «Некоторые учителя плохо пользуются современными технологиями. У них отсутствует мотивация к повышению информационных компетенций».

• «Идеальный учитель цифровой эпохи для меня - тот, кто может грамотно использовать цифровые технологии в процессе очного образования. Кроме этого, он должен уметь находить баланс между физическими материалами и компьютерными технологиями. Учитель должен уметь за-мотивировать, посоревноваться с самим собой: «Смогу ли я?», «А что я могу узнать?», «А как это работает?».

• «В эпоху цифровизации перед учителем стоит важная задача - заниматься активным самосовершенствованием в сфере информационных технологий. Учитель должен уметь проводить занятия более наглядно и увлекательно. Важно пользоваться различными платформами для проверки знаний, чтобы поднять уровень контроля за самостоятельной работой учеников».

• «Очень важно уметь придумать что-то новое и внести это в систему, которая уже успела стать шаблонной».

• «Учитель может придумывать разные игры в Сети, чтобы заинтересовать учеников и сделать процесс обучения более приятным. Он должен быть открыт инновациям, не бояться цифровых программ и компьютеров. Кроме того, для учителя в такое время важно находить подход к ученикам - учитывая, что их опыт в цифровой среде часто превосходит учительский».

Из всех проблем, выделенных в ответах участников опроса, мы видим одну ключевую - отсутствие мотивации: с введением дистанционного обучения учителя перестали создавать интересные и запоминающиеся уроки, занятия проводились

формально (под формализацией имеется в виду стандартное донесение информации, отсутствие ее творческой методической обработки). На наш взгляд, необходимо включать в образовательный процесс «нетрадиционные интернет-задания». Например, от такого школьного предмета как литература многие учащиеся точно ждут творчества и креатива, возможности проявить себя и заинтересоваться предметной областью. Попробуем предложить творческий выход из «образовательной ямы», которую заметили выпускники.

Предложим решение некоторых проблем на примере внеклассной работы по литературе. Внеклассной работой иногда сложнее заинтересовать, поскольку в восприятии школьников она не является обязательной. Однако если мы сформируем мотивацию к чтению на внеклассных занятиях, то придумать, как это сделать на обязательных уроках, будет легче. Когда ученик сам захочет получать знания, нам не понадобится заставлять его выполнять задания (конечно, с учетом особенностей детей и понимания невозможности достичь 100%-ной заинтересованности). Нужно выбрать такие методы, которые способствуют повышению мотивации школьников к обучению. Для этого следует не только придать значимость роли учеников в предлагаемой деятельности, но и ориентироваться на их предпочтения. В данном случае наиболее продуктивно использование проектных технологий. Например, мы разработали проект «ОдноКлассики» и по результатам его апробации можем предложить следующий алгоритм для учителя.

Алгоритм на основе проекта «ОдноКлассики»

Задача: изучение творчества писателей второго периода русского реализма в 10-м классе. Как преподнести материал таким образом, чтобы ученики обратили внимание на биографии писателей и особенности их текстов (жанров, стиля письма и др.), но при этом не забыли про исторический период, научную литературу и не запутались

в информации? Мы можем попробовать донести объемный материал до учеников «играючи». Главное условие - мы говорим о дополнительных уроках, способствующих повышению эрудиции читателя-школьника, поэтому нужно отодвинуть на второй план обязательное выполнение заданий и ориентироваться на желание каждого ученика.

Например, мы спрашиваем школьников, делали ли они когда-нибудь сайты. Учитываем, что у нас есть ученики с разными техническими возможностями, поэтому у всех будет доступная роль: например, если нет компьютера, то можно оставлять комментарии на сайте в удобное время с другого носителя. Узнаем, на каких платформах ребятам удобнее работать (например, 70% учеников пользуются конструктором сайтов Tilda) и кто какие гаджеты использует. Выясним, кто умеет пользоваться ЭБС.

Так мы собрали базовую информацию: имеющиеся технические возможности, базовые технические знания учащихся, предпочтения школьников.

Затем мы проводим установочное занятие, где рассказываем, как пользоваться научной литературой и где ее можно быстро найти для получения достоверной информации. Берем, например, e-library и Киберленинку и учим детей искать литературоведческие и культурологические исследования об авторах нужного периода.

Важно: фактических занятий-встреч не должно быть много. Работу учеников можно контролировать дистанционно, а выставлять оценки - по ходу наполняемости сайта контентом. Теоретически, если ученики будут заниматься тем ресурсом, который сами захотели заполнять, то им будет интересно искать литературоведческую информацию и творчески ее оформлять, чтобы создать качественный продукт. Кроме того, можно дать им установку на от-

крытость сайта и его доступность в Интернете.

Подобный вид деятельности дает нам шанс вовлечь учеников в образовательный процесс и показать, что учитель о них не забывает, дистанционно проверяет их практически каждый день, а мнение, творческий подход и видение ученика имеют большое значение для школы. Ведь мы знаем, что многим ученикам важно чувствовать, что они делают важное дело.

Выбрав платформу и показав, как пользоваться системами для поиска достоверной научной информации, мы даем детям рекомендации по изучению текстов, высылаем файл с заранее отобранной литературой. При этом мы ставим условие: в комментариях учеников на сайте или на курируемой ими странице обязательно должны быть ссылки и цитаты из дополнительно найденных источников, органично вписанные в формат проекта (допустим, ребята постараются войти в роль писателя и будут строить свои предложения похожим на тексты автора способом, подражать его речи, что позволит им параллельно изучать особенности речевого стиля выбранного поэта или прозаика).

Важно придерживать детскую энергию и показывать, что мы остаемся в рамках учебного процесса, но пресекать творческие порывы жесткими границами не стоит. Дело в том, что мотивация пропадет сразу, как только задание вновь станет для ребят формальным.

На наш взгляд, ключевым фактором, из-за которого пропадает мотивация, является незаинтересованность учителя индивидуальным (иногда наивным, не совсем профессиональным, но своим) результатом ребенка. Однако только обращая внимание на индивидуальные достижения учащихся можно увидеть их рост. В процессе работы на сайте будут заметны старания и вклад каждого участника процесса. При этом они

На наш взгляд, ключевым фактором, из-за которого пропадает мотивация, является незаинтересованность учителя индивидуальным результатом ребенка

не должны гнаться за условностью: такой проект делается не «для галочки» или отчета учителя на очередной конференции. Ребенок должен почувствовать, что в центре - его взгляд, что учителю интересны сами ученики.

Конечно, при этом важно следить за компетентностью учеников в вопросах, освещаемых на сайте. Для этого нам будет нужна система оценок (баллов), о которой можно поговорить с учениками на очных или заочных встречах. Так, можно ставить оценки и давать возможность их исправить, посоветовав, как ученики могут дополнить или уточнить ту или иную информацию. Огромная потеря мотивации происходит, когда после нескольких неудач и замечаний с негативной коннотацией ученик теряет желание показать что-то учителю - из-за страха ошибиться. Мы же говорим детям, что ошибка не повлечт за собой «публичную казнь» и порицание на уроке, что нужно воспринимать ошибку с юмором и поправлять, если требуется.

Для того чтобы распределить роли, участники проекта должны понять, в чем будет заключаться их задача. Например, можно предложить учащимся создать бло-ги авторов и сделать на сайте несколько страниц. Такой формат поможет интересно преподнести материал о специфике творчества, времени и личности выбранного писателя. Далее мы распределяем роли: писатели выбранного периода русской литературы, современники авторов и люди XXI века. Каждая страница сайта будет иметь своего модератора, которым становится один из учеников. Также мы распределим роли современников авторов, которые будут общаться с писателями в комментариях на страницах их блогов (подробное описание модели проекта см. [8]).

Подобные занятия можно проводить в любом классе, меняя период русской литературы и роли, чтобы в игровой форме

В результате проектной деятельности мы получаем готовый сайт, который школа может вести и наполнять на регулярной основе

популяризировать чтение среди школьников.

После того как пройдет установленное время описанного общения участников, мы даем финальное задание «писателям» для подведения итогов. Например, с помощью Вап^сат записать видеоконференцию писателей в костюмах и гриме, порассуждать о восприятии их текстов современниками и представителями XXI века, об особенностях их эпохи и преломлении образов во времени.

Следует помнить, что созданный учениками сайт фактически становится интерпретацией изученного материала, то есть решает задачу тщательного анализа эпохи, текстов и биографий выбранных авторов со стороны школьников. Такая деятельность может не только наладить коммуникацию между учениками, повысить их эрудицию и привить им культуру общения в Сети, но также способствовать дистанционному сотрудничеству между школами, привлеченными к реализации подобных проектов. Создание корпуса таких ресурсов по каждому периоду истории русской литературы облегчит задачу цифрового обучения и реализацию самообразования граждан России [8].

В результате проектной деятельности мы получаем готовый сайт, который школа может вести и наполнять на регулярной основе [8]. Платформы для создания сайтов могут варьироваться в зависимости от предпочтений и возможностей конкретных школ, учителей и учеников.

В заключении приведем цитату великого педагога XVII века Яна Амоса Коменско-го: «Правильно обучать юношество <...> -значит раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки знания, подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, цветы, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастает целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами» [9].

Если школа позволяет существующим проблемам процветать - значит, мы свернули с верного пути и нам действительно стоит остановиться, посмотреть на время, на ребенка и наши возможности.

Список литературы:

1. Открытая методика: учитель-словесник в эпоху цифровизации образования: сб. научных и научно-методических ст. по итогам IV Всероссийской научно-практической конф., Санкт-Петербург, 2019. - 212 с.

2. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Циф-ровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 4-1 (74). - С. 112-115.

3. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Чигрина С.Г. Некоторые аспекты методического сопровождения учителей в условиях цифровизации общего образования // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 5(53). - С. 481-494.

4. Терелянский П.В., Кузнецов Н.В., Екимова К.В., Лукьянов С.А. Трансформация образования в цифровую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - Т. 22, № 6. - С. 36-43.

5. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы // Педагогическое образование в России. - 2020. - №4. - С. 16-26.

6. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №8. - С. 19-24.

7. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. - 2018. - №8. - С. 107-113.

8. Полумордвинова А. А. Образовательный проект «Символисты вблизи» как вариант адаптации школьной программы к условиям дистанционного обучения // Наука в мегаполисе. Science in a Megapolis: электронный научный журнал для обучающихся города Москвы. 12.04.21. [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/sDYjk (дата обращения: 22.05.2022).

9. Сироткин Д. Цитаты Коменского [Электронный ресурс] // Буридо: сайт. - URL: https://clck.ru/ sDZ2z (дата обращения 25.06.2022).

List of sources:

1. Open methodology: a verbal teacher in the era of digitalization of education: collection of scientific and methodological articles based on the results of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, 2019. - 212 p.

2. Gordeeva E.V., Muradyan Sh.G., Zhazhoyan A.S. Digitalization in education // Economics and Business: theory and practice. - 2021. - № 4-1 (74). -pp. 112-115.

3. Tarasova N.V., Pastukhova I.P., Chigrina S.G. Some aspects of methodological support of teachers in the conditions of digitalization of general education // Prospects of science and education. - 2021. - № 5(53). - pp. 481-494.

4. Terelyansky P.V., Kuznetsov N.V., Ekimova K.V., Lukyanov S.A. Transformation of education in the digital age // University management: Practice and Analysis. - 2018. - Vol. 22, No. 6. - pp. 36-43.

5. Starichenko B.E. Digitalization of education: realities and problems // Pedagogical education in Russia. - 2020. - No.4. - pp. 16-26.

6. Gnatyshina E.V., Salamatov A.A. Digitalization and formation of digital culture: social and educational aspects // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2017. - No. 8. - pp. 19-24.

7. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management // Pedagogical education in Russia. -2018. - No. 8. - pp. 107-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Polumordvinova A. A. Educational project «Symbolists near» as a variant of adaptation of the school curriculum to the conditions of distance learning // Science in megapolis. Science in a Megapolis: an electronic scientific journal for students of the city of Moscow. 12.04.21. [Electronic resource]. - URL: https://clck.ru/sDYjk (accessed: 22.05.2022).

9. Sirotkin D. Komensky's quotes [Electronic resource] // Burido: website. - URL: https://clck.ru/ sDZ2z (accessed 25.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.