Научная статья на тему 'Цифровизация доступа к информации о медиации'

Цифровизация доступа к информации о медиации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
177
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ МЕДИАЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАЖДАН О МЕДИАЦИИ / DIGITALIZATION OF MEDIATION / AVAILABILITY OF INFORMATION / AWARENESS OF CITIZENS ABOUT MEDIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасумова Светлана Евгеньевна

В статье рассматривается процесс цифровизации медиации в части доступа граждан к информации о данной альтернативной процедуре разрешения споров. Анализируется проблема низкой информированности населения о медиации, причины и пути их преодоления, а также формы и способы участия государственных, муниципальных органов власти, некоммерческих организаций медиаторов в обеспечении доступности информации о медиации для граждан. Кроме того, поднимается вопрос об информационной открытости предоставления услуг в области медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITALIZATION OF THE ACCESS TO INFORMATION ABOUT MEDIATION

The article deals with the process of mediation digitalization in terms of citizens' access to information about this alternative dispute resolution procedure. In the article the author analyzes the problem of low awareness of the population about mediation, the reasons and ways to overcome it, as well as the forms and ways of participation of state and municipal authorities, non profit organizations of mediators in ensuring the availability of information about mediation for citizens. In addition, the issue of information transparency in the provision of mediation services is raised.

Текст научной работы на тему «Цифровизация доступа к информации о медиации»

УДК 34.06: 316.485: 004.9

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О МЕДИАЦИИ С.Е. Гасумова,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры социальной работы и конфликтологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Аннотация: в статье рассматривается процесс цифровизации медиации в части доступа граждан к информации о данной альтернативной процедуре разрешения споров. Анализируется проблема низкой информированности населения о медиации, причины и пути их преодоления, а также - формы и способы участия государственных, муниципальных органов власти, некоммерческих организаций медиаторов в обеспечении доступности информации о медиации для граждан. Кроме того, поднимается вопрос об информационной открытости предоставления услуг в области медиации.

Ключевые слова: цифровизация медиации, доступность информации, информированность граждан о медиации.

THE DIGITALIZATION OF THE ACCESS TO INFORMATION ABOUT MEDIATION

S.E. Gasumova,

Perm State University,

15, Bukireva st., Perm, Russia, 614990

Annotation: the article deals with the process of mediation digitalization in terms of citizens' access to information about this alternative dispute resolution procedure. In the article the author analyzes the problem of low awareness of the population about mediation, the reasons and ways to overcome it, as well as the forms and ways of participation of state and municipal authorities, non - profit organizations of mediators in ensuring the availability of information about mediation for citizens. In addition, the issue of information transparency in the provision of mediation services is raised.

Keywords: digitalization of mediation, availability of information, awareness of citizens about mediation.

В современных условиях информационные ресурсы государства или отдельного региона должны рассматриваться как стратегически важная социально-экономическая категория, сопоставимая по значимости с природными ресурсами. Социальные аспекты данной проблемы, по убеждению профессора К.К. Колина, заключаются в том, чтобы создать в обществе такие условия, которые стимулировали бы носителей живых знаний к их отчуждению и фиксации в формализованном виде, пригодном для широкого социального использования1. Поэтому целью государственной политики должно быть обеспечение достаточности, доступности и достоверности информационных ресурсов по любым вопросам организации жизнедеятельности для всех членов общества. К таким социально значимым информационным ресурсам относится, безусловно, и информация о довольно новом для российской практики альтернативном способе урегулирования споров с участием посредника - процедуре медиации.

Уровень информированности граждан о сущности и назначении процедуры медиации критически низок, что вполне объяснимо, учитывая, что такая процедура официально на законодательном уровне была введена в российскую практику лишь с 2011 г. Кроме того, так же низок уровень доверия к медиации со стороны граждан во многом оттого, на наш взгляд, что предлагается и реализуется она от имени физических лиц либо организаций, не представляющих органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Отсюда возникает проблема: кто и как должен информировать граждан о медиации в целях повышения правовой грамотности общественности в этих вопросах и пропаганды данной процедуры, преодоления недоверия к ней?

Очевидно, что государство должно предпринимать все возможные усилия, чтобы законодательно и организационно обеспечить гражданам доступ ко всей необходимой для жизнедеятельности информации, включая сведения о процедуре медиации. Для этого нужно:

1. с одной стороны, предусмотреть механизмы стимулирования формирования и размещения в свободном доступе компетентными субъектами (органами власти и местного самоуправления, различными организациями и учреждениями) полезных и важных информационных ресурсов во всех областях;

2. с другой стороны, четко очертить права человека по гарантированному доступу к любой информации, доступ к которой не ограничен за-

1 Колин К.К. Социальная информатика: учеб. пособие. М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2003. С. 102.

конодательством в силу того, что это могло бы нанести вред интересам и безопасности личности (например, персональные данные) или государства (например, государственная тайна).

Проанализируем законодательные гарантии по вопросам информирования граждан в России. Конституционные гарантии права на доступ к информации появились в нашей стране в 1993 г. Согласно ст. 24 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 29). То есть по идее, раз граждане Российской Федерации с 2011 г. имеют право пользоваться процедурой медиации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны каким-то образом информировать их об этом. Нужно отметить, что в Пермском крае все более эффективно подобную функцию в последние годы реализуют суды и органы ЗАГС.

Однако что касается размещения информации о медиации на официальных интернет-ресурсах органов государственной власти и органов местного самоуправления, то это на сегодняшний день сложный вопрос. Как известно, законодательно закреплен перечень конкретной информации, которую они должны выкладывать на своих сайтах. Первый такой перечень был утвержден в России еще в 2003 г. и касался только федеральных органов исполнительной власти1. Затем с 1 января 2010 г. подобный перечень, включающий 29 пунктов, был утвержден уже для всех органов власти и местного самоуправления с вступлением в силу Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»2 (ст. 13). Однако проблема в том, что медиация на сегодняшний день не является государственной услугой либо направлением деятельности какого-либо органа власти, она также не осуществляется по государственному заказу. Поэтому к вопросам ведения властных структур сфера применения медиации фактически не относится, а значит, информация о ней на их сайтах может появиться лишь в том случае, если руководство конкретного ведомства осознает необходимость развития этой процедуры. АНО «Медиация» (Пермь), к примеру, обращалось

1 Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования: утв. постановлением Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» от 12.02.2003 № 98 (утратило силу с 01.01.2010).

2 Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

на портал «Госуслуги» с просьбой разместить информацию о медиации и получило официальный отказ.

С 1996 г. в России финансово поддерживаются социально значимые телерадиопрограммы и издания в целях улучшения информационного обеспечения населения1. Соответственно, еще одно, чего следует сегодня ожидать или даже требовать, - это информирование о процедуре медиации через телевизионные и радиопрограммы, печатные и интернет-издания. В Пермском крае такой опыт есть.

С 2006 г. в России был гарантирован доступ к некоторой информации о деятельности некоммерческих организаций. Введена их обязанность размещать на сайте в сети Интернет годовой отчет о формировании, пополнении и использовании целевого капитала, о распределении дохода от целевого капитала не позднее 10 дней с даты его утверждения2. Это позволяет довести до общественности и органов власти сведения о деятельности различных автономных некоммерческих организаций, общественных объединений. Под эту норму законодательства подпадают сразу два типа организаций, имеющих отношение к предоставлению медиации: это, во-первых, сами организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, если они созданы в форме некоммерческих организаций, и во-вторых, саморегулируемые организации медиаторов, которые создаются в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств в соответствии с вступившим в силу с 1 января 2011 г. федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-Ф3 (последние создаются в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации).

Указанный федеральный закон ввел также требование к саморегулируемым организациям медиаторов осуществлять информационное обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов (ст. 19), но эта деятельность не обязана быть публичной.

Если бы медиация в России предоставлялась по государственному заказу, к примеру, как социальная услуга, то поставщики такой услуги сразу же могли бы подпасть под действие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих обязательное размещение определенной

1 Постановление Правительства РФ «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации» от 12.01.1996 № 11 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 188.

2 Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ. Ст. 12 // СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I) ст. 38

информации на интернет-сайте организации-поставщика. Например, ст. 13 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ регулирует информационную открытость поставщиков социальных услуг и обязывает их размещать на сайтах следующую информацию: 1) о дате государственной регистрации, учредителе, месте нахождения, филиалах, режиме, графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты; 2) о структуре и органах управления организации; 3) о форме обслуживания, видах услуг, порядке и условиях их предоставления, тарифах; 4) о численности получателей услуг по формам обслуживания и видам услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и в соответствии с договорами за счет средств физических и юридических лиц; 5) о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы); 6) о материально-техническом обеспечении предоставления услуг (наличие оборудованных помещений и проч.); 7) о количестве свободных мест для приема получателей услуг, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических и юридических лиц; 8) об объеме предоставляемых услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и в соответствии с договорами за счет средств физических и юридических лиц; 9) о наличии лицензий на осуществление деятельности; 10) о финансово-хозяйственной деятельности; 11) о правилах внутреннего распорядка для получателей услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре; 12) о наличии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль, и отчетов об исполнении указанных предписаний; 13) о проведении независимой оценки качества оказания услуг. Подобные предписания, если бы они распространились на сферу медиации, могли бы существенно расширить и упорядочить общедоступную информацию о субъектах проведения процедуры медиации, что позитивно сказалось бы на уровне информированности общественности и повышении популярности этой процедуры.

Сегодня нам представляется оптимальным выходом из сложившейся ситуации разработка и размещение на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления по согласованию с ними интерактивных сервисов «Нужна ли мне медиация?». Пользователи могли бы, ответив на несколько несложных вопросов, узнать, попадает ли та жизненная ситуация, в которой они находятся, в поле медиации и рекомендуется ли им эта процедура. В случае положительного вывода после ответов на вопросы могла бы предлагаться ссылка на ресурсы по подбору медиатора. Например, в Пермском крае такой онлайн-сервис «Мобильный медиатор»

на основе карты, содержащей информацию о географическом расположении медиаторов, в 2018 г. запустило АНО «Медиация». Если даже посетителю сайта органа власти не требуется в данный момент медиация, он в любом случае запомнит, что эта процедура рекомендуется государством или муниципалитетом, что существенно повысит уровень доверия к ней в будущем. Кроме того, многие граждане впервые увидят сам этот термин и вольно или невольно запомнят его.

Кроме того, целесообразно было бы закупить и использовать в органах ЗАГС, судах и органах государственной власти и местного самоуправления роботов-консультантов РштоЬо! Они выведены на российский рынок в 2013 г. пермской компанией ООО «МИП Интеллект»; в дальнейшем для их продвижения была создана компания «РготоЬоЬ», ставшая резидентом фонда «Сколково» и являющаяся крупнейшим производителем автономных сервисных роботов на территории России, Северной и Восточной Европы. По оценкам экспертов, благодаря компании «РштоЬоЬ» ни в одной другой стране мира нет такого большого количества сервисных андроидных роботов на службе у различных компаний. Они трудятся в НПФ Сбербанка, МФЦ, «Пермэнергосбыте»1, «Билайн», Музее современной истории России, «Московском метрополитене»2 и др. Передвигаясь автономно и избегая столкновений, такой робот знакомится и консультирует на заданные темы посетителей на 7 языках, транслирует промо-материалы на своём дисплее, отвечает на вопросы и запоминает каждого, с кем общался. При этом Promobot шутит и делает комплименты. Он автоматически подъезжает к зарядному устройству после 8 часов работы. Например, с 2015 г. в Якутске в МФЦ Promobot выступает в качестве администратора зала и рассказывает посетителям про услуги центра. У него можно проконсультироваться практически по любому вопросу, например «Какие документы нужны для загранпаспорта?» или «Где можно сделать копию?». По оценкам специалистов МФЦ, многие посетители теперь с вопросами обращаются к нему. Чтобы посетители привыкли к такой процедуре, потребовалось три месяца3. С таким же успехом Promobot мог бы консультировать граждан по вопросам процедуры медиации, заниматься ее промоутингом.

1 «Пермэнергосбыт» принял на работу робота-консультанта // Пермэнергосбыт [Электронный ресурс]. 2018. 24 окт. http://permenergosbyt.ru/populations/press/2018-10-24_per-

menergosbyt-prmyal-na-rabotu-robota-konsultanta?utm_soш'ce=https_properm_ru_&utm_me-

dium =banner&utm_campaign=robot.

2 Промобот продал роботов в пять новых стран // Promobot. 2018. 16 авг. [Электронный ресурс]. https://promo-bot.ru/blog/trk-perm-mfc-yakutiya/.

3 Сервисные роботы на службе торговых центров Перми и МФЦ Якутии // Promobot. 2015. 9 фев. [Электронный ресурс]. https://promo-bot.ru/blog/trk-perm-mfc-yakutiya/.

Совершенствование правовой базы процесса информатизации сферы медиации на основе принципа информационной открытости способствует повышению эффективности самого управленческого процесса в результате вовлечения в него общественности, возникновения обратной связи с населением, привлечения внимания к новой процедуре урегулирования конфликтов, и в конечном итоге - достижению социальной стабильности в обществе.

Библиографический список:

1. Колин К.К. Социальная информатика: учеб. пособие. М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2003. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.