Научная статья на тему 'Прикладные аспекты медиации (на примере работы с несовершеннолетними)'

Прикладные аспекты медиации (на примере работы с несовершеннолетними) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
782
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / МЕДИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / МЕДИАЦИЯ КАК СТРУКТУРА / ФУНКЦИЯ И ПРОЦЕСС / MEDIATION / MEDIATION AS A SOCIAL INSTITUTION / MEDIATION AS A STRUCTURE / A FUNCTION AND A PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верейкина О. В., Давыдова Д. И.

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты медиации и её применение в случаях разрешения противоречий, связанных с современной ситуацией развития детства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED ASPECTS OF MEDIATION (ON THE EXAMPLE OF THE WORK WITH MINORS)

The article discusses some theoretical and practical aspects of mediation and its application to resolve conflicts related to the present situation of children in Russia.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты медиации (на примере работы с несовершеннолетними)»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 181-186

181

УДК 304.444

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ)

© 2015 г. О.В. Верейкина1, Д.И. Давыдова2

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Оренбург 2Аппарат Уполномоченного по правам ребёнка по Оренбургской области, Оренбург

[email protected]

Поступтла в редакцтю 10.10.2015

Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты медиации и её применение в случаях разрешения противоречий, связанных с современной ситуацией развития детства в России.

Ключевые слова: медиация, медиация как социальный институт, медиация как структура, функция и процесс.

Современная ситуация развития детства в России характеризуется трансформацией роли социальных институтов семьи и образования, социокультурной и информационной среды, снижением уровня социального контроля. Традиционная (нуклеарная) детоцентрированная семья обеспечивала не только заботу, уход, безопасность и контроль, но и регулярность связей родителей с детьми, транслировала семейные ценности, способствуя приобретению опыта семейности и взаимодействия с внешним окружающим миром. Семья и школа формировали социальные образцы одобряемого и порицаемого поведения, обеспечивали социальный контроль и сами были взаимно подконтрольны. Сегодня формирование детей и особенно подростков происходит в условиях размытости границ семьи и её функций. Большая часть потребностей, ранее удовлетворявшихся в рамках семьи, сегодня могут быть удовлетворены различными социальными институтами. Взросление происходит в изменившихся условиях, дети и родители имеют существенно различающийся опыт, что приводит к непониманию и неприятию поведения и жизнедеятельности друг друга и, как следствие, к более раннему процессу сегрегации. Приоритетной задачей родителей становится материальное обеспечение, что находит отражение в их карьерных устремлениях, сокращается совместное семейное времяпровождение, нарушаются традиции, снижается уровень контроля за поведением и занятиями подростка. Несовершеннолетние из пассивных объектов социализации превращаются в акторов -активных субъектов освоения окружающего мира, выступающих в качестве источника социального действия, далеко не всегда социально и нормативно одобряемого. При этом, по мнению

К.Н. Поливановой, взросление в условиях неопределенных правил, прозрачных границ представляет собой гораздо более трудную задачу, с которой подростки не всегда в состоянии справиться адекватно [1].

Изменение авторитета и воздействия школы на процессы взросления детерминировано расширением доступа к информации. Школа из единственного достоверного источника информации и транслятора соответствующих знаний, умений и навыков превратилась во второстепенный. Соответственно изменился и её статус, и отношение к ней как со стороны обучающихся, так и со стороны родителей - потребителей образовательных услуг. Образование по своей природе достаточно ригидно, а современные запросы обучающихся крайне разнообразны, вследствие этого могут возникать противоречия, приводящие к ряду негативных явлений: утрате доверия к учителям и образовательной организации в целом, падению дисциплины учащихся как в стенах школы, так и вне её, усилению негативных настроений детей (растерянность, скептицизм, индифферентность, цинизм, отчуждённость, уход в молодёжные субкультуры, девиации и др.) и, соответственно, повышению со стороны педагогов и родителей мер репрессивного воздействия на несовершеннолетних [2].

Учитывая сложность сложившейся ситуации развития детства и в целях предупреждения случаев психологического и физического насилия в отношении несовершеннолетних в рамках семьи и образовательной среды необходимо повысить уровень социального контроля за обеспечением безопасности и психологической комфортности их развития, формированием доброжелательных отношений в классных кол-

лективах, организацией бесконфликтного позитивного общения участников образовательного процесса. Приоритет интересов развивающейся личности, её прав и свобод актуализирует поиск новых форм решения объективных и субъективных проблем подростков как в семье, так и в школе, одной из которых может стать медиация.

Медиация, как социальное явление, известно ещё со времён древних цивилизаций (Финикия, Вавилон, Древняя Греция), её возникновение было обусловлено развитием торговых отношений и возникновением коммерческих споров и конфликтов. Научное обоснование этот феномен (изначально как способ разрешения трудовых конфликтов) получил в США в 60-70-е годы XX века, а затем стал успешно использоваться и в других сферах жизнедеятельности. В Европе частные медиативные техники распространились в начале 90-х годов XX века благодаря работе Христофа Бесемера и продолжают развиваться в соответствии с её социокультурными особенностями [3].

Сегодня медиативные техники используются на всех уровнях социального взаимодействия: мегауровень - урегулирование международных конфликтов, мезоуровень - урегулирование противоречий между различными социальными группами; микроуровень - урегулирование противоречий между отдельными представителями различных социальных институтов.

Для российской социальной практики меди-ация1 - относительно новое явление. Несмотря на то что медиация широко применялась в России в XIX веке при разрешении коммерческих споров, в Советской России её развитие было прервано в связи с формированием административно-командной системы [4].

Разработка, принятие и реализация Закона о медиации2 актуализировали научные разработки в данной сфере и стимулировали развитие разносторонних подходов к феномену медиации.

В рамках институционального подхода (основоположник Т. Веблен) медиация понимается как особый вид нормативно регулируемого социального взаимодействия посредника (медиатора) с конфликтующими сторонами на добровольной основе с целью конструктивного разрешения противоречивой (конфликтной) ситуации или спорного вопроса, нахождения взаимоприемлемого решения, удовлетворяющего все стороны и открывающего новые возможности для их дальнейшего сосуществования. Результатом такого взаимодействия становится медиативное соглашение. Медиация как социальный институт - установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения в регулировании социальных отношений. Институ-

ционализация подразумевает выработку формальных и неформальных норм и правил, предписывающих представителям социального института выполнение определённых общественных функций, посредством чего обеспечивается удовлетворение потребностей и интересов как отдельных индивидов, групп, так и общества в целом. К основным функциям медиатора (как представителя института медиации) относят: коммуникативную (налаживание безбарьерного процесса передачи информации), аналитическую (анализ предмета переговоров), организационную (собственно организация переговорного процесса), обучающую (обучение участников процесса грамотному ведению переговоров), контролирующую (контроль реалистичности высказываемых идей и выполнимости принимаемых соглашений), креативную (генерация идей) и др. В реальной практике все перечисленные функции воплощаются в исполнение соответствующей социальной роли медиатора -лидера, исследователя проблем, специалиста по организации общения между участниками переговоров, процессуального наблюдателя, трене-ра-психотехника и др. [5]. Социальная роль подразумевает наличие определённых знаний, умений, навыков и прав, необходимых для исполнения предписанных функций, в настоящее время в отечественной практике происходит активное становление медиации как социального института. Разработаны Кодекс этики медиатора и профессиональный Стандарт специалиста в области медиации с функциональной картой профессиональной деятельности3.

По данным Верховного суда РФ, в 27 субъектах РФ созданы организации (центры, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и т. п.), осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. В двух регионах - Нижегородской области и Республике Марий Эл созданы постоянно действующие органы по внесудебному урегулированию споров с участием посредника (медиатора) (коллегии посредников (медиаторов) при торгово-промышленных палатах). Кроме того, организации, обеспечивающие проведение процедур медиации, созданы еще в 25 регионах: Свердловская область (пять организаций), Пермский край (наряду с Ассоциацией медиаторов на территории Прикамья созданы муниципальные службы примирения), Иркутская область (три организации), а также Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Алтайский край, Белгородская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Краснодарский край,

Красноярский край, Липецкая область, г. Москва, Московская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Саратовская область, Ульяновская область.

Одним из направлений применения медиативных техник является работа с несовершеннолетними. На всероссийском уровне уделяется огромное внимание данной деятельности, так как примирительные процедуры являются значительным подспорьем в профилактической работе с несовершеннолетними. Распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб примирения (медиации) в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность4. Данный правовой акт является элементом ювенальной юстиции - дружественного к детям правосудия, развитие которого провозглашено в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы5.

Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментом для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, предполагают активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством процедуры примирения (медиации).

В образовательных организациях Оренбургской области получили развитие институт уполномоченных по правам участников образовательного процесса и школьные службы примирения (медиации). В настоящее время в 40 муниципальных образованиях Оренбургской области и в 507 образовательных организациях действуют уполномоченные по правам детей и школьные службы примирения (медиации), организовано 413 служб медиации. Данными службами рассмотрено 435 и разрешено 432 конфликтных ситуации в отношениях сторон «ребёнок - ребёнок», «ребёнок - учитель», «ребёнок - родитель», достижением которых явился результат примирения. Важнейшими направлениями деятельности служб примирения являются также правовое просвещение и воспитание обучающихся и родителей, консультирование по юридическим и иным вопросам.

Для разрешения конфликтных ситуаций медиаторами реализуются следующие формы работы: проведение индивидуальных, правовых, примирительных бесед; конкурсы рисунков, сочинений, плакатов, буклетов; участие в межведомственных

рейдах; проведение профилактических акций; рассмотрение жалоб и обращений, консультирование по правовым и иным вопросам; правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей); социальная и психологическая диагностика; сбор информации о семьях, находящихся в социально опасном положении; тематические и праздничные мероприятия; выполнение программ примирения; проведение лекториев с учащимися; практикумы, тематические классные часы, конференции; проведение тренинговых занятий; консультирование педагогов, учащихся, родителей (законных представителей) по правовым, межличностным вопросам, заседания школьных служб примирения, анкетирование, форумы, родительские собрания, конференции; проблемные семинары.

В то же время, по мнению С.В. Денисенко, медиация как социальный институт вырастает из объективной потребности во вспомогательной для правосудия системе, которая позволила бы разгрузить судебную систему и обеспечить ее эффективное функционирование, однако образование и развитие социального института предусматривает наличие особой культурной среды - системы ценностей, этических норм, образцов деятельности, к этому необходимо добавить наличие материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов. Эти аспекты медиации пока что не получили должного воплощения в России [6].

С позиции системного подхода (основоположники А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи) медиация представляет собой систему взаимосвязанных элементов (людей, структур, задач, техник), объединённых достижением определённых целей, в данном случае речь идёт о системе урегулирования конфликтов на основе сотрудничества. Рассматриваемая система возникает на основе гражданских правоотношений и включает в себя разрешение споров, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, возникающих из семейных и трудовых правоотношений, а также споров из иных правоотношений (если это предусмотрено действующим законодательством). Системный подход предусматривает изучение и практическое использование следующих аспектов: структурного, функционального, целевого, ресурсного, интеграционного, коммуникационного, генетического, комплексного.

Структурный аспект заключается в выявлении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы, что позволяет получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы. Основ-

ной структурно-функциональной единицей медиации является триада, структура медиации -равносторонний треугольник, в основании которого находятся конфликтующие стороны, опосредованные медиатором. Взаимодействие при этом строится на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения, равноправия сторон, нейтральности и беспристрастности медиатора, прозрачности процедуры. Медиация как функция представляет собой целенаправленное информационное взаимодействие медиатора с конфликтующими сторонами, а также управление контактом между ними (воздействие на процесс), осуществляемое с целью согласования позиций и получения взаимоприемлемого результата (медиативного соглашения). Основной функцией, для выполнения которой создана система медиации, является примирение сторон на основе нахождения общего конструктивного решения проблемы. В зависимости от конкретных задач, которые стоят перед медиатором, и используемых им техник, выделяют медиацию, ориентированную на решение проблемы, трансформативную, нарративную, восстановительную, оценочную, экоси-стемную или семейно-ориентированную, а также медиацию, основанную на понимании.

Медиация как процесс - совокупность действий участников, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукт на «выходе». Основой процесса медиации является организация диалога между сторонами, который даёт возможность «услышать» и понять друг друга, способствует формированию пространства взаимопонимания и изменению отношений. Ресурсы медиации - это имеющиеся или необходимые средства, возможности и ценности участников процесса, обеспечивающие достижение поставленной цели и устойчивое состояние системы. Условно ресурсы медиации можно разделить на две группы - организационные и личностно-профессиональные. К организационным относятся материальные, информационные, финансовые, технологические, временные и другие виды ресурсов, наличие которых обусловливает качество и комфортность проведения процедуры медиации. Вторая составляющая -профессионализм медиатора - базируется на знании процесса и гибком использовании основных правил его ведения, а также на комплексном применении необходимых техник проведения переговоров (на уровнях содержания спора и работы с эмоциями). К ресурсам личностно-профессионального роста можно отнести индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики, образование и

уровень развития медиационных компетенций (способностей медиатора выполнять задачи в соответствии с разработанными стандартами поведения).

Преобразование ресурсов в продукт осуществляется посредством социальных техник (технологий). На наш взгляд, технология медиации является частным направлением более общей технологии - социального посредничества. Посредничество - многоуровневое, многофункциональное социальное явление. Применительно к социальной практике оно имеет несколько интерпретаций и рассматривается как «содействие соглашению, сделке между сторонами» или как «приём специалиста, увязывающего предложения с возможностями», как «вмешательства в какое-либо дело с целью изменения хода его развития» и, в то же время, как «содействие в виде помощи, поддержки в какой-либо деятельности». Диапазон посредничества в социально-педагогической деятельности довольно широк: от предписывающих функций деятельности клиента и медиатора, определяемых их правами, обязанностями и скрепленными нормативно-правовыми актами или нормативно-распорядительными документами, до неформального взаимодействия [7].

Как и любая социальная система, посредничество технологично. Оно реализуется посредством деятельностных, средовых и субъектных технологий. К потенциалу посредничества относятся методики, техники, частные технологии и приемы, способствующие эффективному разрешению проблем несовершеннолетних. Они -своего рода организующие механизмы решения частных и общих задач посреднической деятельности. К наиболее значимым из них могут быть отнесены: а) методики, техники, технологии сбора и обработки информации о возможностях несовершеннолетнего и его микроокружения и иных ресурсах различной этиологии; б) методики, техники социальной интервенции (вмешательства) - методики предоставления услуг по защите прав несовершеннолетних, техники разрешения межличностных проблем, методики профилактики девиантностей личности, приемы установления контакта подростка с образовательными учреждениями, техники жизнеустройства т. д.; в) методики, техники социального сопровождения выхода несовершеннолетнего из трудной жизненной ситуации.

Практическая реализация медиативной технологии предполагает прохождение следующих этапов.

I. Инициирование процесса медиации начинается с поступления информации о случае, определения критериев для работы со случаем и

подбора медиатора, получения согласия заинтересованных сторон о принятии дела к медиации, определения времени, условий и порядка прохождения процедуры.

II. Собственно осуществление процесса медиации подразделяется на три фазы: 1) выявления проблем; 2) обсуждения интересов; 3) поиска взаимоприемлемых решений.

Во время фазы выявления проблем медиатор работает поочерёдно с каждой стороной; каждой стороне даётся возможность представить своё видение сложившейся ситуации; каждой стороне даётся возможность высказаться о проблеме и своём отношении к ней; для ясного понимания ситуации медиатор уточняет основные позиции сторон.

На фазе обсуждения интересов медиатор при помощи опросов помогает сторонам осознать собственные интересы, издержки и перспективы развития ситуации; медиатор представляет сторонам версию (точку зрения) визави, разъясняя интересы и цели; медиатор побуждает каждую сторону признать другие позиции; медиатор организует встречу сторон с тем, чтобы стимулировать более полное раскрытие интересов противоположных сторон и их признание; если стороны приходят к осознанию интересов друг друга, происходит переход к следующей стадии (в некоторых случаях процесс медиации может закончиться на этой стадии, если выясняется, что интересы сторон не противоречат друг другу).

На фазе поиска взаимоприемлемых решений медиатор предлагает и помогает сторонам выработать как можно больше решений, реализация которых позволила бы удовлетворить заявленные интересы; затем происходит обсуждение и выбор решения обеими сторонами, решение редактируется до тех пор, пока не будет принято двумя сторонами; медиатор помогает сторонам разработать соглашение, устанавливающее условия дальнейшего взаимодействия.

III. Завершение процесса медиации - фиксируются достигнутые результаты и договоренности - стороны заключают медиативное соглашение; рефлексируют по поводу полученного опыта. Заканчивается медиация аналитической беседой.

По данным специалистов-практиков, медиативные техники работы с несовершеннолетними сегодня востребованы и приносят позитивные результаты, однако ими отмечается ряд проблем, влияющих на эффективность рассматриваемого процесса. Основной проблемой является отсутствие в штатном расписании общеобразовательных организаций ставок педагогов-психологов, социальных работников. А также недостаточность нормативно-правовой документации, методической литературы; осведом-

ленности родителей по поведению в конфликтной ситуации; мотивации родителей к участию в службе школьной медиации; правовой грамотности с необходимостью привлечения к работе людей с юридическим образованием; отсутствие системы поддержки служб примирения, координатора по созданию школьных служб примирения (ШСП); специальной подготовки членов школьной службы примирения (курсы, занятия и т.д.); обучения школьников методам урегулирования конфликтных ситуаций, официального удостоверения о занимаемой должности, что создает проблемы при посещении семей.

Предложения для повышения эффективности работы школьных служб примирения (медиации) высказали большинство специалистов: готовить медиаторов для проведения примирительных программ; повышать правовую культуру обучающихся и их родителей; своевременно реагировать и предупреждать возникновение конфликтных ситуаций; обучать специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов) методике медиации и стратегии проведения разрешения конфликтов; изучать и обобщать опыт по распространению служб примирения в других регионах; ввести ставки уполномоченных по правам детей и службы медиации за счет федеральных средств; развивать клубные виды работы для детей, проводить слеты ШСП, взаимодействовать с другими регионами по обмену опытом, участвовать в совместных мероприятиях; организовывать обучающие семинары и тренинги для уполномоченных по правам ребенка.

Рассмотренные в статье положения призваны привлечь внимание профессионалов к развитию отечественной модели медиации в России и сделать её применение в решении проблем несовершеннолетних более эффективным.

Примечания

1. В данном случае термин «медиация» (от лат. medius - средний; mediare - посредничать) трактуется широко как социальное посредничество в различных социетальных системах.

2. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3.

3. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 1041н (не вступил в силу).

4. Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ: Распоряжение Прави-

тельства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761.

Список литературы

1. Поливанова К.Н. Взросление сегодня: социальные изменения современного детства. URL: http://www.gosbook.ru/node/21848 (дата обращения 25.03.2015).

2. Верейкина О.В. Социально-педагогическое посредничество как средство развития духовности подростка // Традиция. Духовность. Правопорядок: Материалы IV Всероссийской научной конференции, 22-23 мая 2009, Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России. С. 108-110.

3. Бесемер Х. Медиация: посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н. В. Маловой. Калуга: Духовное познание, 2004. 176 с.

4. Лисицын В.В. Медиация - универсальный способ урегулирования коммерческих споров в России: Научный очерк: история и современность. М.: МАКС Пресс, 2009. 134 с.

5. Мокшанцев В.И. Психология переговоров: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 352 с.

6. Денисенко С. В. Медиация как социальное явление и правовой институт (теоретико-правовой аспект) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. URL: http://www.journal-nio.com (дата обращения 27.03.2015).

7. Верейкина О.В. Феномен посредничества в социально-педагогической деятельности // Социальная педагогика: традиции и инновации: Материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов с международным участием, 18-21 марта 2009, Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т / Под ред. М.А. Гала-гузовой. Ч. 1. С. 54-60.

APPLIED ASPECTS OF MEDIATION (ON THE EXAMPLE OF THE WORK WITH MINORS)

O.V. Vereykina, D.I. Davydova

The article discusses some theoretical and practical aspects of mediation and its application to resolve conflicts related to the present situation of children in Russia.

Keywords: mediation, mediation as a social institution, mediation as a structure, a function and a process.

References

1. Polivanova K.N. Vzroslenie segodnya: social'nye izmeneniya sovremennogo detstva. URL: http://www.gosbook.ru/node/21848 (data obrashcheniya 25.03.2015).

2. Verejkina O.V. Social'no-pedagogicheskoe posrednichestvo kak sredstvo razvitiya duhovnosti po-drostka // Tradiciya. Duhovnost'. Pravoporyadok: Mate-rialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii, 22-23 maya 2009, Tyumen': Tyumenskij yuridicheskij institut MVD Rossii. S. 108-110.

3. Besemer H. Mediaciya: posrednichestvo v kon-fliktah / Perevod s nem. N.V. Malovoj. Kaluga: Duhov-noe poznanie, 2004. 176 s.

4. Lisicyn V.V. Mediaciya - universal'nyj sposob uregulirovaniya kommercheskih sporov v Rossii:

Nauchnyj ocherk: istoriya i sovremennost'. M.: MAKS Press, 2009. 134 s.

5. Mokshancev V.I. Psihologiya peregovorov: Ucheb. posobie. M.: INFRA-M; Novosibirsk: Sibirskoe soglashenie, 2002. 352 s.

6. Denisenko S.V. Mediaciya kak social'noe yavlenie i pravovoj institut (teoretiko-pravovoj aspekt) // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; predprini-matel'stvo; pravo i upravlenie. URL: http://www.journal-nio.com (data obrashcheniya 27.03.2015).

7. Verejkina O.V. Fenomen posrednichestva v social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti // Social'naya pedagogika: tradicii i innovacii: Materialy Vserossijskogo kongressa social'nyh pedagogov s mezhdunarodnym uchastiem, 18-21 marta 2009, Ekaterinburg: Ural'skij gos. ped. un-t / Pod red. M.A. Galaguzovoj. Ch. 1. S. 54-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.