Научная статья на тему 'Медиация и ее развитие в Алтайском крае'

Медиация и ее развитие в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
546
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ МЕДИАЦИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ / MEDIATION / INTERMEDIARY SERVICES / DEVELOPMENT OF MEDIATION IN THE ALTAI REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минкина Н. И.

Рассматривается вопрос о соотношении медиации с посредничеством. Сделан вывод о том, что медиация это особый вид посредничества. Анализируется развитие медиации в Алтайском крае (от формирования корпуса профессиональных медиаторов до тенденций практической реализации медиации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AND ITS DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION

The article examines the relationship between mediation and intermediary services. The author concludes that mediation is a special type of intermediary services. An analysis is presented of the development of mediation in the Altai region, covering the range of issues from the formation of a body of professional mediators to trends in the practical implementation of mediation.

Текст научной работы на тему «Медиация и ее развитие в Алтайском крае»

282

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 282-287

УДК 34

МЕДИАЦИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ © 2015 г. Н.И. Минкина

Алтайская академия экономики и права, Барнаул [email protected]

Поступила в редакцию 05.06.2015

Рассматривается вопрос о соотношении медиации с посредничеством. Сделан вывод о том, что медиация - это особый вид посредничества. Анализируется развитие медиации в Алтайском крае (от формирования корпуса профессиональных медиаторов до тенденций практической реализации медиации).

Ключевые слова: медиация, посредничество, развитие медиации в Алтайском крае.

За последнее десятилетие в России одной из актуальных парадигм юридической науки стало внедрение и распространение медиации. Для этого был принят Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» [1] (далее -ФЗ о процедуре медиации), и им с 1 января 2011 г. была легализована медиация.

Сегодня в научных кругах ведутся оживлённые дискуссии о понимании этого явления. Представляется, что медиация как один из видов примирительных процедур - это прежде всего процессуальный институт. Однако на его смешанную правовую природу могут указывать множественные гражданско-правовые аспекты договоров и соглашений, сопровождающих процедуру медиации. Данного подхода придерживается ряд учёных: О.А. Поротикова [2, с. 204-207], Е.А. Степанова [3, с. 95-97] и др. Обобщая взгляды исследователей, можно отметить, что медиация - это сложное и многоаспектное явление, междисциплинарный правовой институт, нуждающийся в самостоятельном и комплексном исследовании.

При этом немаловажным является определение медиации в соотношении со смежными категориями. Так, некая путаница существует в разграничении понятий медиации и посредничества. Нередко в литературе можно встретить мнения, согласно которым данные понятия равнозначны, с чем не представляется возможным согласиться. В то же время термин «медиация» употребляется в иностранной литературе в значении посредничества и с таковым же переводом.

В современной отечественной науке существует уже множество определений понятия «медиация», которые раскрываются через по-

средничество и воспринимаются в большей степени как идентичные понятия. Более того, и законодатель, давая легальное определение процедуре медиации, раскрывает его с использованием термина «посредник» (ст. 2 ФЗ о процедуре медиации). Отмеченные обстоятельства вводят в заблуждение, как все-таки следует соотносить медиацию с посредничеством. И эта проблема усиливается, поскольку разработчики анализируемого закона, которым введена медиация, неоднократно давали интервью и поясняли, что в понятие «медиатор» вкладывается некое иное глубокое понимание. К примеру, Ц.А. Шамликашвили разъясняла, что посредник в отличие от медиатора при урегулировании конфликта предлагает свои собственные варианты компромиссного решения и указывает на правовые аспекты ситуации [4], что медиатор не вправе делать (ч. 6 ст. 15 ФЗ о процедуре медиации).

Следовательно, по своей сути медиация -это особый вид посредничества, реализуемый в рамках определенных пределов и ограничений, предусмотренных анализируемым ФЗ о процедуре медиации. Поэтому законодатель, раскрывая процедуру медиации, делает акцент на деятельности медиатора, хотя и выполняющего роль посредника, но обладающего особым правовым статусом с установленными в законе запретами и полномочиями.

Наиболее наглядно, да и однозначно, подтверждение данной позиции прослеживается по трудовому законодательству РФ. Так, ст. 403 Трудового кодекса РФ [5] предусматривает в качестве одного из этапов рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Несмотря на некоторые схожие моменты содержания и цели процедур медиации и посредничества в трудовом праве, данные инсти-

туты имеют серьезные отличия. В числе последних следует рассматривать: 1) законодательство, которым регламентируется процедура медиации (отдельный выше указанный закон) и посредничество в трудовом споре (Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права); 2) сфера применения (медиация применима только к индивидуальным трудовым спорам, в то время как посредничество, наоборот, только к коллективным трудовым спорам); 3) порядок, сопровождаемый определенным документооборотом, и сроки проведения анализируемых процедур медиации и посредничества; 4) объем и пределы полномочий медиатора и посредника и др.

Указанные проблемы понимания медиации среди прочих проблем сказываются и на ее развитии в РФ. При этом становление и развитие медиации в разных регионах страны происходит по-разному [6, с. 62]. В настоящее время можно выделить явных лидеров в сфере практического применения медиации: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Это связано с тем, что они имеют свою историю развития данного института. Ещё до принятия закона, предусматривающего медиацию, и вступления его в силу у них был немалый опыт по её внедрению. Следовательно, были заложены первоначальные основы взаимодействия как минимум судей и медиаторов, развивающиеся с каждым днем, в отличие от неподготовленных субъектов РФ. К числу последних можно отнести Алтайский край.

Между тем развитие медиации в Алтайском крае имеет свою историю и ряд собственных характеристик, в известной степени отличающих его от других регионов страны. Так, до принятия ФЗ о процедуре медиации в центре данного субъекта действовала некая организация «ПАМА (Первое Алтайское медиаторское агентство)». Как утверждал руководитель и учредитель данной организации С. Калиничен-ко, в компетенцию «ПАМА» входила организация процедуры медиации по любому спору, возникшему из гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных отношений [7]. Однако в 2011 г. организация прекратила своё существование.

Алтайская академия экономики и права (далее - ААЭП) к концу января 2011 г., т.е. до утверждения программы подготовки медиаторов, набрала первую инициативную группу для обучения. Сразу после издания 14.02.2011 г. приказа Минобрнауки России и по апрель 2011 г. велась подготовка медиаторов. Это был первый выпуск 12 профессиональных медиаторов в крае, из них: все с юридическим образованием и большая часть - преподаватели ААЭП, осталь-

ные - адвокаты, юрисконсульты и юристы, занимающиеся представительством в судах. Как видно, в нашем регионе откликнулись на внедрение нового института исключительно юристы, двое из них - имеющие также психологическое образование. Самый инициативный (С.С. Беззубенко) создал некоммерческое партнерство «Сибирский центр медиации и права».

На сегодняшний день ААЭП сделано 4 выпуска медиаторов, подготовлено 35 профессиональных медиаторов, большая часть из которых составляют корпус практикующих медиаторов в нашем регионе, 5 из них - подготовлено по заказу для г. Кемерово, поскольку у них ни один вуз такую подготовку в 2013 г. не вел. В апреле 2015 г. запланирован новый набор группы для обучения медиаторов. Один выпуск также сделал в 2012 г. Западно-Сибирский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции. Сегодня набирают группы по обучению по программе «Медиация. Базовый курс» и в Алтайском государственном университете. Корпус профессиональных медиаторов можно считать относительно сформированным, но его востребованность пока невысокая, что приводит к медленному развитию института в регионе. Причем большая часть населения первые три года жизни по новому ФЗ о процедуре медиации совершенно не имели представления о медиации, ее сути и пользе.

Любопытны по этому вопросу результаты исследования, проведенного в октябре 2012 г. студентами ААЭП. Результаты опроса 104 респондентов через социальные сети показали, что многие опрашиваемые граждане разных возрастных категорий ассоциировали новое явление медиации с медитацией либо связывали медиатора с пластинкой, предназначенной для игры на струнных щипковых музыкальных инструментах.

Примечательна и реакция на новое явление в юридическом сообществе - весьма неоднозначная: резкая критика или скептические замечания по вопросу, приживется ли она у нас. При этом устойчивые пессимисты до сих пор в нее не верят. В специальной литературе и юридических сообществах нередкими были высказывания о бесполезности новой правовой конструкции, к сожалению, зачастую сопровождаемые недопониманием ее сути [8, с. 10]. Представляется, что это общие тенденции начального пути развития медиации в отечественном государстве.

Общую заинтересованность к новации гражданского общества проявило и адвокатское, и нотариальное сообщество. Хотя не отрицается неоднозначное отношение к институту медиации и пониманию роли медиатора в среде адвокатов [9]. В меньшей степени медиация обсуждаема

среди нотариусов края, возможно, это связано с тем, что нотариат и медиация, по мнению специалистов, и так по природе своей являются «неразрывно связанными друг с другом категориями научного и практического характера, поскольку деятельности нотариуса присущи все признаки медиации» [10, с. 13]. Таким образом, какой-то отдельной практической реализации медиации у нотариусов и адвокатов края, помимо ранее используемых отдельных медиативных технологий, пока не прослеживается.

В то же время оптимистично настроенные специалисты из числа первого выпуска в крае профессиональных медиаторов увидели в ней перспективу и проявили свою готовность к освоению нового направления деятельности. В 20112012 гг. в Алтайском крае на первоначальной стадии стали ее применять на безвозмездной основе (как возможность для людей ознакомиться с медиацией). Причем проходило это в формате так называемой «экспресс-медиации» (1-1.5 часа в перерывах между судебными заседаниями). По мнению профессиональных медиаторов, если медиация может дать эффект, за указанный промежуток времени уже можно это понять и даже в большинстве случаев стороны могут договориться о компромиссных условиях.

С 2011 г. до мая 2013 г. медиация в Алтайском крае развивалась достаточно медленно. Когда 17 мая 2013 г. в Алтайском краевом суде состоялось совещание-семинар «О проблемах внедрения процедуры медиации при рассмотрении гражданских дел судами», дополнительно в отчетности судов была временно введена отдельная строка о количестве и результатах рассмотрения дел с участием медиатора. Соответственно это активизировало инициативу судей в крае. Так, согласно данным Алтайского краевого суда, по состоянию на сентябрь 2013 г. из 28 случаев применения процедуры медиации при рассмотрении гражданских дел альтернативное урегулирование споров было инициировано судом по 17 делам (61%), сторонами спора только после разъяснения судьей существа этого института, порядка и условий его проведения -по 11 делам (39%) [11].

Следует отметить, что наибольшую активность в применении медиации в нашем крае продемонстрировал Сибирский центр медиации и права. И если в начале своей деятельности были единичные случаи осуществления медиации, то за 2013 г. заключено около 100 медиативных соглашений, 3 из них - в трудовых отношениях, но исключительно по встречным требованиям работодателя и работника. Немаловажную роль в интеграции медиации в практику региона сыграл обозначенный семинар в

Алтайском краевом суде, после которого судьи активнее стали проявлять инициативу, предлагая сторонам в процессе обращаться к медиатору. А суды были ориентированы на размещение для населения наиболее полной информации о медиации с указанием контактов соответствующих центров как на сайтах судов, так и на стендах, внешних информационных досках. Кроме того, рекомендовалось выделение отдельного помещения - комнаты примирения. С распространением медиации сегодня уже судьи, даже некогда скептически настроенные, начинают видеть результаты после процедуры медиации. Отмечается некоторое «потепление». Судьи чаще стали отмечать преимущества судебной медиации, применённой в перерывах между заседаниями: минимизацию эмоций, нередко даже - снятие негативной «окраски» спора между истцом и ответчиком; готовность к соглашению о примирении сторон, которое из медиативного ложится в основу по сути в мировое - по гражданскому делу.

Примечательно, что в 2014 г. профессиональными медиаторами Сибирского центра медиации и права проведено уже 429 процедур медиации. Среди них: 114 - в семейных спорах, 55 - в экономических, 31 - в корпоративных, 14 -в трудовых, 215 — в прочих имущественных спорах [12]. В результате проведения процедур медиации сторонами было заключено 311 медиативных (в конечном итоге - мировых) соглашений, направленных на урегулирование спора. Наглядна эффективность медиации в судах. Иными словами, в 72.5% случаев обращение конфликтующих сторон к медиатору оканчивалось заключением соглашения на компромиссных условиях. Кроме того, в прошлом году этим же центром было дано 726 консультаций по вопросам применения медиации в различных видах споров.

Итак, как видно, в большей степени речь идет о судебной медиации и ее реализации в судах общей юрисдикции. Внесудебная медиация, к сожалению, пока почти не востребована. Так же как в арбитражной практике пока существуют единичные случаи применения медиации. Последнее не случайно, и сами судьи в Арбитражном суде Алтайского края пока не видят эффективности в процедуре медиации, да и помимо прочего озабочены процессуальными и теперь уже экономическими изменениями, происходящими в стране.

Следует отметить, что толчком к более частому применению медиации, на мой взгляд, стала поддержка государственными органами субъекта РФ создания Центра примирительных процедур в Сибирском центре медиации и права.

В апреле 2014 г. центру выделен грант губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

Отдельного внимания также заслуживает вопрос о развитии школьной медиации. По данным Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, на начало 2012 г. на базе общеобразовательных учреждений страны действовало около 500 служб примирения [13]. К сожалению, в Алтайском крае они начали создаваться в единичных случаях, и в настоящее время ситуация несколько улучшилась. Так, в октябре 2011 г. на базе школы № 120 в г. Барнауле была создана первая школьная служба примирения с целью создания психологического комфорта учащимся, оказавшимся в конфликтной ситуации, а также предупреждения правонарушений. По идее при поддержке социального педагога и психолога обучающиеся должны научиться самостоятельно урегулировать конфликты [14]. Аналогичные службы примирения позже были созданы в г. Бийске, г. Рубцовске Алтайского края и в школе № 98 г. Барнаула. На базе последней в январе 2012 г. прошёл круглый стол по теме: «Общение без конфликтов». Медиаторы, выбранные из числа школьников, провели со своими сверстниками ряд примирительных процедур [15]. Между тем нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что учащиеся не обучены для этого вида деятельности сертифицированными тренерами-медиаторами [16, с. 213].

Наряду с указанным, в конце 2014 г. в анализируемом регионе запущен пилотный проект «Школьные службы примирения». Его участниками стали 15 общеобразовательных школ 10 районов и городов края. В феврале - марте 2015 г. на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования прошли курсы повышения квалификации для кураторов школьных служб примирения, где принимали участие заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители и учителя-предметники Алтайского края. Программа была ориентирована на освоение практических навыков координации работы школьных медиаторов из числа педагогической, родительской и ученической среды. Был предложен восстановительный подход в рамках работы школьных служб примирения. Он имеет отличительную особенность в том, что право на получение опыта мирного разрешения конфликта находится у самих участников конфликта, а не у педагога, психолога или родителя [17]. Таким образом, и школьная медиация начала свое раз-

витие в крае.

Что касается образования, то нужно справедливо отметить, что сегодня уже все вузы в крае поработали над содержанием рабочих программ по основным дисциплинам на включение института медиации при подготовке юристов (как бакалавров, так и магистров по специальности «Юриспруденция»). На выбор студентам предлагаются факультативные дисциплины, связанные с глубоким изучением как медиации, так и соответствующих учебных дисциплин. Например, в ААЭП при подготовке юристов по профилю обучения «Правовая работа в экономике» включена на выбор для обучающихся учебная дисциплина «Альтернативное разрешение споров». А по программе обучения в ААЭП в магистратуре по профилю «Реализация конституционного законодательства в социально-экономической сфере» базовые знания и представления о медиации обучающиеся получают в рамках дисциплины «Медиация в мире: правовые основы становления и развития».

Как видно, тернистый путь развития медиации в крае, так же как и по всей стране, начат, несмотря на высказываемые в литературе предположения о том, что попытка внедрения модели медиации «сверху-вниз» является неудачной. Между тем, конечно, в отношение нашего региона рано еще говорить о специализации профессиональных медиаторов и становлении специальной медиации (по отдельным видам и категориям правовых споров, которые могут быть урегулированы медиатором). Вместе с тем практика Алтайского края показывает, что сегодня одной пропаганды в СМИ данного альтернативного способа урегулирования споров уже явно недостаточно.

Думается, на современном этапе развития медиации значимую роль может сыграть настроенность людей на более активное её применение для урегулирования конфликтов, а также не исключается введение обязательных примирительных процедур на законодательном уровне по отдельным категориям споров согласно Посланию Президента России Федеральному собранию, данному ещё в декабре 2012 г. Тем более что профессиональная среда медиаторов в Алтайском крае уже давно выразила свою готовность к реализации обязательного досудебного применения процедуры медиации по отдельным категориям гражданских дел [18, с. 65-66]. К примеру, для развития трудовой медиации, как уже неоднократно в юридической литературе высказывалось и обосновывалось [19, с. 104-106], это кажется вполне приемлемым вариантом.

Список литературы

1. Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4162.

2. Поротикова О.А. Правовая природа соглашений при процедуре медиации / Современные проблемы юридической науки и правового образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 7-8 окт. 2010 г. / Под ред. И. А. Минникеса, Ю.В. Винниченко. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 204-207.

3. Степанова Е.А. Медиативное соглашение в системе договоров трудового права // Цивилист. 2012. № 4. С. 95-97.

4. В Москве состоялась конференция по судебной медиации. Режим доступа: http://www.simpli-tapravo.ru/legal_aid/news/446/ (дата обращения 28.03.2015).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред. от 31.12.2014 г.). Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 28.03.2015).

6. Минкина Н.И. Медиация в России: правовые основы становления и развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. Т. 1 (№ 32). С. 62-64.

7. В Барнауле открылось «Первое алтайское меди-аторское агентство». URL: http://altapress.ru/story/ 51376 (дата обращения 17.03.2015).

8. Минкина Н. Медиация: первые итоги // Российская правовая газета ЭЖ-ЮРИСТ. 2014. № 36. С. 10.

9. Уладить споры можно без суда (Интервью с Президентом палаты адвокатов Алтайского края Л.Г. Шпицем) // Алтайская правда. 30 марта 2015 г. URL: http://www.ap22.ru/paper/paper_4245.html (дата обращения 30.03.2015).

10. Ярков В.В., Медведев И.Г. Нотариат и медиация // Нотариальный вестник. 2008. № 9. С. 13-21.

11. Выход есть всегда - интервью заместителя председателя Алтайского краевого суда О.А. Лобовой //

References

Алтайская правда. № 196-198. 5 июля 2013 г. URL: http://kraevoy.alt.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep &op=4&did=11 (дата обращения 29.09.2013, 30.03.2015).

12. Итоги работы Службы примирения в 2014 году. Режим доступа: http://sporgid.ru/ (дата обращения 15.03.2015).

13. Новости. URL: http://www.educaltai.ru/news/ other/20674/ (дата обращения 30.03.2015).

14. В Барнауле появится первая школьная служба примирения. URL: http://www.alt.kp.ru/online/news/ 1006877/ (дата обращения 30.03.2015).

15. Общение без конфликтов: Школьная служба примирения проведет сегодня «круглый стол». URL: http://www.alt.kp.ru/online/news/1006877/ (дата обращения 30.03.2015).

16. Соловьева С.В., Ершова Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3 (2). С. 212-217.

17. В Алтайском крае завершились курсы повышения квалификации для кураторов школьных служб примирения. URL: http://www.educaltai.ru/news/other/ 20674/ (дата обращения 30.03.2015).

18. Беззубенко С.С. Практика участия медиаторов Алтайского края в урегулировании споров в рамках гражданского судопроизводства // Гражданское общество и правовое государство: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 2 / Под ред. Л.В. Тена, Т.Ф. Кряклиной. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2013. С. 64-66.

19. Минкина Н.И. К вопросу о введении обязательной примирительной процедуры в разрешении индивидуальных трудовых споров в РФ // Современные концепции научных исследований: Материалы VII Международной научно-практической конференции (30-31 октября 2014 г.). Евразийский союз ученых. Москва. 2014. № 7 (15). С. 104-106.

/ Pod red. I.A. Minnikesa, Yu.V. Vinnichenko. Irkutsk: Izd-vo BGUEhP, 2010. S. 204-207.

MEDIATION AND ITS DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION

N.I. Minkina

The article examines the relationship between mediation and intermediary services. The author concludes that mediation is a special type of intermediary services. An analysis is presented of the development of mediation in the Altai region, covering the range of issues from the formation of a body of professional mediators to trends in the practical implementation of mediation.

Keywords: mediation, intermediary services, development of mediation in the Altai region.

1. Federal'nyj zakon № 193-FZ ot 27 iyulya 2010 g. «Ob al'ternativnoj procedure uregulirovaniya sporov s uchastiem posrednika (procedure mediacii)» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2010. № 31. St. 4162.

2. Porotikova O.A. Pravovaya priroda soglashenij pri procedure mediacii / Sovremennye problemy yuridicheskoj nauki i pravovogo obrazovaniya: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 7-8 okt. 2010 g.

3. Stepanova E.A. Mediativnoe soglashenie v sisteme dogovorov trudovogo prava // Civilist. 2012. № 4. S. 95-97.

4. V Moskve sostoyalas' konferenciya po sudebnoj mediacii. Rezhim dostupa: http://www.simpli-tapravo.ru/legal_aid/news/446/ (data obrashcheniya 28.03.2015).

5. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii № 197-FZ ot 30.12.2001 g. (v red. ot 31.12.2014 g.). Rezhim

dostupa: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 28.03.2015).

6. Minkina N.I. Mediaciya v Rossii: pravovye osno-vy stanovleniya i razvitiya // Vestnik Altajskoj akademii ehkonomiki i prava. 2013. T. 1 (№ 32). S. 62-64.

7. V Barnaule otkrylos' «Pervoe altajskoe media-torskoe agentstvo». URL: http://altapress.ru/story/ 51376 (data obrashcheniya 17.03.2015).

8. Minkina N. Mediaciya: pervye itogi // Rossijskaya pravovaya gazeta EhZh-YuRIST. 2014. № 36. S. 10.

9. Uladit' spory mozhno bez suda (Interv'yu s Pre-zidentom palaty advokatov Altajskogo kraya L.G. Shpicem) // Altajskaya pravda. 30 marta 2015 g. URL: http://www.ap22.ru/paper/paper_4245.html (data obrashcheniya 30.03.2015).

10. Yarkov V.V., Medvedev I.G. Notariat i mediaciya // Notarial'nyj vestnik. 2008. № 9. S. 13-21.

11. Vyhod est' vsegda - interv'yu zamestitelya predse-datelya Altajskogo kraevogo suda O.A. Lobovoj // Altajskaya pravda. № 196-198. 5 iyulya 2013 g. URL: http://

kraevoy.alt.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op =4&did=11 (data obrashcheniya 29.09.2013, 30.03.2015).

12. Itogi raboty Sluzhby primireniya v 2014 godu. Rezhim dostupa: http://sporgid.ru/ (data obrashcheniya 15.03.2015).

13. Novosti. URL: http://www.educaltai.ru/news/ other/20674/ (data obrashcheniya 30.03.2015).

14. V Barnaule poyavitsya pervaya shkol'naya slu-zhba primireniya. URL: http://www.alt.kp.ru/on-

line/news/1 006877/ (data obrashcheniya 30.03.2015).

15. Obshchenie bez konfliktov: Shkol'naya sluzhba primireniya provedet segodnya «kruglyj stol». URL: http://www.alt.kp.ru/online/news/1006877/ (data obrashcheniya 30.03.2015).

16. Solov'eva S.V., Ershova E.V. Shkol'naya sluzhba mediacii kak institut vosstanovitel'nogo pravosudiya // Vestnik Nizhegorodskogo un-ta im. N.I. Lobachevskogo. 2014. № 3 (2). S. 212-217.

17. V Altajskom krae zavershilis' kursy povysheniya kvalifikacii dlya kuratorov shkol'nyh sluzhb primireniya. URL: http://www.educaltai.ru/news/other/ 20674/ (data obrashcheniya 30.03.2015).

18. Bezzubenko S.S. Praktika uchastiya mediatorov Altajskogo kraya v uregulirovanii sporov v ramkah gra-zhdanskogo sudoproizvodstva // Grazhdanskoe ob-shchestvo i pravovoe gosudarstvo: Materialy Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 t. T. 2 / Pod red. L.V. Tena, T.F. Kryaklinoj. Barnaul: Izd-vo AAEHP, 2013. S. 64-66.

19. Minkina N.I. K voprosu o vvedenii obyazatel'noj primiritel'noj procedury v razreshenii individual'nyh trudovyh sporov v RF // Sovremennye koncepcii nauch-nyh issledovanij: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (30-31 oktyabrya 2014 g.). Evrazijskij soyuz uchenyh. Moskva. 2014. № 7 (15). S. 104-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.