DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_194 УДК 343.829
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Digital transformation of the Penal system of the Russian Federation
МАРТЫНОВ Владимир Викторович,
преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета, ВЮИ ФСИН России.
600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: [email protected];
МАРТЫНОВА Ирина Сергеевна,
преподаватель кафедры педагогики
Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Россия, Тульская обл., г. Тула, пр. Ленина, 125. E-mail: [email protected];
КАЗАК Игорь Брониславович,
доцент института подготовки государственных и муниципальных служащих по кафедре организации оперативно-розыскной деятельности, Академия ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: [email protected];
Martynov Vladimir Viktorovich,
Lecturer of the Department of Penal Enforcement Law of the Faculty of Law of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: [email protected];
Martynova Irina Sergeevna,
Teacher of the Department of Pedagogy of the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy. 125 Lenin Ave., Tula, Tula region, 300026, Russia. E-mail: [email protected];
Kazak Igor Bronislavovich,
Associate Professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees in the Department of organization of operational investigative activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации и, в частности, учреждений уголовно-исполнительной системы. Также в статье освещается понятие цифровой трансформации, необходимость повышения грамотности сотрудников УИС в области цифровизации, внедрение новых форм работы персонала. В ходе исследования изучены и проанализированы норма-тивные правовые акты федерального и ведомственного уровня, освещающие данный вопрос. Также в статье анализируются мероприятия, призванные реализовать федеральную и ведомственную программы цифровой трансформации ФСИН России на 2021-2023 года. Анализируется опыт Федеральной службы исполнения наказаний в реализации нормативно-правовых государственных и ведомственных актов. Проанализирован опыт ФСИН по решению задач с применением цифровых технологий, выделены моменты, сдерживающие этот процесс.
Abstract. The article deals with the issues of digital transformation and, in particular, the institutions of the penal system. The article also highlights the concept of digital transformation, the need to improve the literacy of the employees of the UIS in the field of digitalization, the introduction of new forms of staff work. In the course of the study, regulatory legal acts of the federal and departmental levels covering this issue were studied and analyzed. The article also analyzes the measures designed to implement the federal and departmental programs of digital transformation of the Federal Penitentiary Service of Russia for 2021-2023. The experience of the Federal Penitentiary Service in the implementation of regulatory state and departmental acts is analyzed. The experience of the Federal Penitentiary Service in solving problems with the use of digital technologies is analyzed, the points that restrain this process are highlighted.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, цифровая трансформация, цифровые технологии, информационные технологии, инновации, цифровизация, автоматизация, цифровая платформа.
Keywords: penal enforcement system, digital transformation, digital technologies, information technologies, innovations, digitalization, automation, digital platform.
Для цитирования: Мартынов В.В., Мартынова И.С., Казак И.Б. Цифровая трансформация уголовно-исполнительной системы Российской Федерации//Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 194-197. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_194.
For citation: Martynov V.V., Martynova I.S., Kazak I.B. Digital transformation of the penal system of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 194-197. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_194.
Статья поступила в редакцию: 25.04.2023
Сегодня базовыми функциями процессов цифровой трансформации становятся следующие составляющие:
1. Развитие и внедрение информационных технологий, таких как высокоскоростной интернет, центры обработки данных, машинное обучение в различные сферы деятельности. Данные цифровые технологии, используемые для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде, повышают производительность и качество процессов. Следствиями таких изменений являются: снижение затрат, оптимизация режимов службы работников, сотрудников и оборудования и пр.
2. Результаты 4-й промышленной революции и появление новейших технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность,
Интернет вещей, квантовые вычисления, аддитивные технологии, которые принципиально меняют сами процессы работы[1].
3. Социальные трансформации, связанные с появлением новых форм общения, индивидуализация сервисов, распространение новых технологий, и, как следствие - появление нового поколения людей. Новый мир характеризуется изменением поведенческих паттернов. Дети с малых лет начинают пользоваться компьютерами, смартфонами, и не представляют свою жизнь без игр, социальных сетей, маркет плейсов, и иных сервисов. Отметим, что процессы цифровой трансформации затрагивают не только бизнес, но и социальные институты - здравоохранение, образование, органы законодательной и исполнительной власти, в том числе ФСИН.
Возможность резкой потери доли рынка, изменение структуры потребления у нового поколения и рост его численности, возрастающий спрос на цифровые продукты и услуги, появление новых бизнес-моделей - эти и другие факторы сделали цифровую трансформацию задачей №1 на повестке дня компаний, образовательных учреждений, органов власти, и медицинских учреждений. Понимание решающей важности этой задачи подтверждают цифры: мировые затраты на цифровую трансформацию устойчиво растут.
Примеры цифровой трансформации можно увидеть в разных сферах деятельности. Цифровая трансформация в цепочках поставок, на производстве обеспечивает централизованный анализ всех этапов - от приобретения сырья до конечных покупателей - и повышает устойчивость и оперативность корректировки планов производств, закупок, снижает затраты на хранение запасов. За последнее десятилетие цифровые технологии способствовали значительным изменениям рабочей среды. Виртуальная реальность, чат-боты и мобильные устройства позволяют индивидуализировать процесс адаптации нового сотрудника, предложив ему необходимую помощь и поддержку. Блокчейн обеспечивает конфиденциальность и точность информации. Машинное обучение помогает избавиться от предвзятости и гарантировать индивидуальный подход к оценке деятельности сотрудников. Внедрение цифровых технологий в различные сферы деятельности прошло через несколько этапов. При автоматизации процессов главная цель - снижение трудоёмкости выполнения существующих бизнес-процессов за счет внедрения информационных систем и технологий. При информатизации к этой задаче добавляется комплексный подход для повышения эффективности управления компанией за счет внедрения технологий поддержки принятия решений. В процессе цифровизации автоматизация бизнес-процессов и сбор данных становятся основой для принятия решений на основе данных, за счет чего информационные системы могут прогнозировать и формулировать нужные решения. Отличие цифровой трансформации от выше перечисленных терминов в кардинальной перестройке организации - бизнес-процессов, сотрудников, культуры, экосистемы, в разработке новых «цифровых» продуктов/моделей, получении принципиально новых бизнес - возможностей. Цифровая трансформация - не просто внедрение инновационных решений из сфер робототехники, интернета вещей, облачных вычислений и обработки больших массивов данных, которые способствуют оптимизации штата и могут привести к трансформации бизнес-процессов и бизнес - моделей. Таким образом, цифровая трансформация - это качественные изменения в процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес - моделях) в результате внедрения цифровых технологий, приводящие к значительным социально-экономическим эффектам. Это комплексная трансформация организации, которая позволит ей быстро адаптироваться к новым условиям.
Цифровая трансформация является ключевым компонентом общей трансформации. Она не является единственным фактором успеха, но во многом определяет исход любого проекта трансформации. В современной реальности инновации необходимы всем органам власти не только для ускорения темпов развития, укрепления лидерства и отрыва от конкурентов, но и для своевременной защиты от ущерба. Эти и другие факторы сделали цифровую трансформацию задачей номер один на повестке дня органов власти, в том числе исполнительной - структуре ФСИН.
Цифровая трансформация интегрирует все уровни и функциональные направления современной организации. Современное общество стремится к цифровой трансформации, так как она предлагает инструменты для быстрой разработки продуктов и услуг, а также возможности прогнозной аналитики для подготовки к будущим кризисам, рыночным изменениям и новым перспективам.
Государству необходимо определиться как будет выглядеть работа по взращиванию инновационного бизнеса на всех этапах жизненного цикла. Требуется понять, каким образом возможно выстроить систему государственного управления, в котором издержки государственного аппарата будут минимизированы и должностные лица в государственных структурах будут выполнять свои функциональные обязанности более эффективно, не уделяя время текущим процессам, которые, в большинстве случаев, превращаются в рутинную работу, а занимаясь аналитической деятельностью, которая помогает принимать ответственные решения по изменению ситуации.
Время доступных цифровых платформ и больших данных, приводит к тому, что многие поведенческие моменты становятся частично прогнозируемы. В то же время присутствует риск, связанный с этическими проблемами. Сколько государство может знать об осужденных, сотрудниках и иных гражданах? Какое поведение этично предсказывать, а какое - нет? Какое поведение можно стимулировать, а какое - нет? И стоит ли это делать? Сейчас проблема состоит в том, что сотрудников, владеющих соответствующим набором компетенций просто нет. В связи с утверждением соответствующей национальной программы довольно остро встает проблема подготовки кадров. Цифровая трансформация требует профессионализма в производстве и предоставлении цифровых продуктов и сервисов. Но она также и требует грамотного регулирования новых растущих рынков, выстраивания объективного контроля, сбалансированного предоставления государственных услуг, нового комплексного подхода в управлении безопасностью, рисками и т. п.
С 2010-х годов в УИС активно используется система электронного документооборота, создаются базы данных сотрудников и осужденных, что является первым этапом информатизации УИС.
Следственные изоляторы и исправительные учреждения так же, как и все государственные структуры участвуют в информационной повестке общества и участвуют в той или иной степени в цифровой трансформации, однако учреждения пенитенциарной системы Российской Федерации - достаточно специфические организации. Кроме базовой задачи исполнения уголовных наказаний, учреждениях УИС - хозяйствую-
щие субъекты, соответственно, активное внедрение цифровых решений также может увеличить конкурентоспособность на рынке товаров и услуг, определит возможность для внедрения новых услуг и выпуска новой продукции.
Важность цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы указана в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р. Согласно этому документу цифровая трансформация уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) подразумевает: внедрение единой информационной системы, подразумевающей полную автоматизацию процессов работы, разработку структур информации по разным вопросам деятельности различных служб.
Правовое регулирование цифровой трансформации УИС регулируется следующими нормативно-правовыми актами: приказ ФСИН России от 4 февраля 2022 г. № 64 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2022 годы на плановый период 2023 и 2024 годов», приказ Минюста России от 31.03.2021 № 51 «Об утверждении отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2020 год и плана работы Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год», приказ ФСИН России от 30.12.2020 № 984 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Цели Программы: а) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством; б) снижение издержек государственного управления; в) создание условий для повышения собираемости доходов и сокращения теневой экономики за счет цифровой трансформации; г) повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств; д) обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Смысловое содержание данных документов в части касающейся исследуемой темы отражается в решении поставленных задач: 1) повышение объема финансирования процесса создания федеральной государственной информационной системы «Правовая помощь»; 2) рост степени контроля безопасности в ИУ; 3) работа информационных систем ведомства без сбоев и неполадок; 4) обеспечение доступа к сети «Интернет» и услугам связи; 5) взаимодействие территориальных органов управления, учреждений и центрального аппарата. Цифровая трансформация УИС подразумевает последовательный переход, направленный на принципиальное изменение управления и деятельностью ФСИН по выполнению государственных услуг путем анализа цифровых данных и использования в деятельности информационных и цифровых решений.
Рассматриваемая тема является на сегодняшний день актуальной и острой. Проведение цифровой трансформации УИС и внедрение цифровых технологий во все сферы деятельности ее учреждений и органов является одним из направлений развития УИС на период до 2030 года в соответствии с Концепцией.
При реализации программ цифровизации и цифровой трансформации ФСИН особое внимание необходимо обратить на недопустимость ошибок предыдущих периодов, не отходя от стратегии в реализации программы. Не решена задача введения цифровизации и информатизации в бытовую жизнь осужденных, как и определения положения подозреваемых, обвиняемых и осужденных как пользователей сети интернет[2].
Цифровая трансформация является одним из ключевых компонентов общей стратегии реформирования ФСИН. Утверждать, что цифровая трансформация является единственным фактором успеха реформирования системы, не совсем верно, но тем не менее, во многом определяет его итог.
Для реализации национальных проектов, президиум правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством вице-премьера 25.12.2020 года утвердил план цифровой трансформации ФСИН России. Это следующий этап развития - цифровая трансформация ФСИН России. В документе определен перечень мероприятий для достижения указанных в программе целей. Вместе с государственной корпорацией «Ростех» будет проведена глобальная цифровизация 380 исправительных учреждений различного вида за период с 2021 по 2023 год. В проекте имплементировать электронные 1Т-системы «Цифровая платформа среды трудовой адаптации ФСИН России», «Единая информационная система ФСИН России», «Система распознавания лиц, поведенческого анализа и пост-анализа собранных данных в рамках цифрового профиля осужденного для корректировки программы ресоциализации, построенной на базе искусственного интеллекта». Нейросеть даст возможность распознавать лица осужденных и должностных лиц, и в то же время определять нехарактерное для данных лиц поведение, такое как физическое воздействие на человека (пытки, драки), ускоренное движение (побег)[5].
На проведение цифровой трансформации, в части запуска системы видеонаблюдения с распознаванием лиц и ряда новых цифровых сервисов, было выделено 22,5 млрд. рублей. В 15 учреждениях ФСИН на пилотные проекты по запуску программно-аппаратных комплексов для создаваемых государственных информационных систем было выделено порядка 750 миллионов рублей.
Еще одним фактором использования современных технологий представляется возможность программирования сознания преступника с целью заложения в его сознание необходимых морально-деловых качеств, не прибегая при этом к изоляции от общества. Однако подобная генерация, как показывают исследования, пока невозможна. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что современные технологии позволяют расширить спектр мер, направленных на совершенствование системы контроля за исполнением наказания. Однако само по себе техническое развитие еще не дает оснований для того, чтобы безусловно, не задумываясь о последствиях, применять различные меры для усиления указанного контроля.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что во ФСИН России вопрос цифровой трансформации взят на контроль на высшем уровне. Это подтверждается Указом Президента РФ о создании Управления цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний, основными задачами которого являются: формирование и проведение единой технической политики в области цифровой тран-
сформации и информатизации; подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере цифровой трансформации и информатизации; подготовка предложений по внесению изменений в ведомственную программу цифровой трансформации ФСИН России и обеспечение реализации проектов цифровой трансформации; обеспечение поэтапного перехода на отечественное программное обеспечение, оборудование и единую среду разработки; организация технологической независимости информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, разработанных и произведенных в иностранных государствах; организация оптимизации процессов деятельности ФСИН России для реализации задач цифровой трансформации; формирование и проведение единой политики по обеспечению информационной безопасности сведений, не составляющих государственную тайну, информационных систем и информационной инфраструктуры в учреждениях и органах УИС; организация обеспечения учреждений и органов УИС программным обеспечением.
В структуру Управления входят следующие отделы: управления проектами цифровой трансформации; отдел цифрового развития информационных технологий; отдел организации защиты информации, не составляющей государственную тайну; группа информационно-аналитического обеспечения и контроля.
Еще одним фактором использования современных технологий представляется возможность программирования сознания преступника с целью заложения в его сознание необходимых морально-деловых качеств, не прибегая при этом к изоляции от общества. Однако подобная генерация, как показывают исследования, пока невозможна. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что современные технологии позволяют расширить спектр мер, направленных на совершенствование системы контроля за исполнением наказания. Однако само по себе техническое развитие еще не дает оснований для того, чтобы беспрекословно, не задумываясь о последствиях, применять любые меры для усиления такого контроля.
ФСИН России, предстоит решать задачи федерального масштаба при реализации программы «цифровая трансформация», связанные с различным уровнем внедрения актуальных IT-технологий в учреждениях, которые находятся в различных регионах страны.
Библиогра фия:
1. Martynov, V. V. Innovation sbericht "Industrie 4.0" / V. V. Martynov, I. S. Martynova // Проблемы научной мысли. - 2021. - Vol. 11. - No 1. - P. 46-49. - EDN
ZQYPME.
2. Черепанова, Т. С. К вопросу о цифровой трансформации ФСИН России / Т. С. Черепанова // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалыХХ! Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 20-21 октября 2021 года. - Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. - С. 69-70. - EDNDTNDNE.
3. Ковалев, С. Д. Цифровая трансформация новый этап в развитии ФСИН России / С. Д. Ковалев // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. - 2022. - № 1(11). - С. 114-120. - EDN NICJCN.
4. TADVISER : электронная версия журнала. 2022. Цифровизация российских тюрем URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Проект: Государствен-ная_информационная система_ФСИН (дата обращения: 20.04.2023).
5. Указ Президента РФ от 11.04.2022 № 201 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.04.2023).
6. Указ Президента РФ от 03.10.2016 № 519 (ред. от 04.11.2020) «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 20.04.2023).
7. Кириллова, Т. В. Технологии искусственного интеллекта в деятельности уголовно-исполнительной системы / Т. В. Кириллова, М. И. Кузнецов // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 23 октября 2020 года / Под общей редакцией И. Г. Чистобородова, А. Л. Ситковского, В. О. Лапина. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. - С. 372-378. - EDN MDDSVM.
References:
1. Martynov, V. V. Innovation sbericht "Industrie 4.0" / V. V. Martynov, I. S. Martynova // Problems of scientific thought. - 2021. - Vol. 11. - No 1. - P. 46-49. - EDN
ZQYPME.
2. Cherepanova, T. S. On the issue of digital transformation of the Federal Penitentiary Service of Russia / T. S. Cherepanova // Penal enforcement system today: interaction of science and practice : Materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, Novokuznetsk, October 20-21, 2021. Novokuznetsk: Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, 2021. - pp. 69-70. - EDNDTNDNE.
3. Kovalev, S. D. Digital transformation is a new stage in the development of the Federal Penitentiary Service of Russia / S. D. Kovalev // Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Training of Employees of the Federal Penitentiary Service of Russia. - 2022. - № 1(11). - Pp. 114-120. - EDN NICJCN.
4. TADVISER : electronic version of the magazine. 2022. Digitalization of Russian prisons URL: https://www.tadviser.ru/index.php / Project: State Information SYS-TEM_FSIN (date of application: 20.04.2023).
5. Decree of the President of the Russian Federation dated 11.04.2022 No. 201 "On Amendments to certain Acts of the President of the Russian Federation" // SPS "Consultant plus" (date of application: 20.04.2023).
6. Decree of the President of the Russian Federation dated 03.10.2016 No. 519 (ed. dated 04.11.2020) "On some issues of the Federal Penitentiary Service" // SPS "Consultant plus" (date of appeal: 04/20/2023).
7. Kirillova, T. V. Artificial intelligence technologies in the activity of the penal enforcement system / T. V. Kirillova, M. I. Kuznetsov // Strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: State, trends, prospects : Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, October 23, 2020 / Under the general editorship of I. G. Chistoborodov, A. L. Sitkovsky, V. O. Lapin. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. - pp. 372-378. - EDN MDDSVM.