Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УИС / ФСИН РОССИИ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОТЧЕТНОСТЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соболева О.В.

Цель исследования: заключается в анализе сложившегося ведомственного статистического учета Федеральной службы исполнения наказаний и формировании подходов к его развитию в условиях современных преобразований, связанных с использованием цифровых технологий.Материалы и методы: рассмотрены особенности организации информационного ресурса и ведомственного статистического учета Федеральной службы исполнения наказаний, выявлены их недостатки, препятствующие интеграции ведомственной статистики с другими информационными ресурсами ведомства, выделены основные направления цифровой трансформации ведомственного статистического учета, предложены технологические решения для реализации основных процессов, сформулированы ориентиры цифровой трансформации ведомственной статистики. В работе автор применил методы теоретического исследования систем управления в форме анализа и синтеза, моделирования, эмпирического исследования в форме сравнения и наблюдения.Результаты. Переход государственных органов к цифровой среде должен предусматривать не только автоматизацию процессов, но и внедрение процессного подхода к управлению. Сквозная автоматизация рабочих процессов в Федеральной службе исполнения наказаний обеспечивается внедрением единой информационной системы. В объединении информационных ресурсов стержневая задача принадлежит статистике, на ее основе будет формироваться витрина данных - поставщик открытых упорядоченных данных в ведомстве и для межведомственного обмена. Необходимым направлением развития сложившейся практики сбора, обработки и анализа информации становится использование различных ее источников для целей статистики на принципах их методологической и технологической совместимости. Спрос на статистическую информацию будет выступать основанием для производства статистических продуктов.Заключение. В материале обозначены контуры современной модели ведомственного статистического учета, способного подстраиваться под требования потребителей. В основе учета заложено первичное недостающее звено, создающее предпосылки достоверной статистики. Данный учет ориентирован на решение задач управления, создание условий для того, чтобы все заинтересованные пользователи имели возможность ориентироваться в цифровом пространстве, понимать логику работы с данными, использовать их в своей повседневной практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соболева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DEPARTMENTAL STATISTICAL ACCOUNTING OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

The purpose of the study is to analyze the existing departmental statistical accounting of the Federal Penitentiary Service and to form approaches to its development in the context of modern transformations associated with the use of digital technologies.Materials and methods: the peculiarities of the organization of the information resource and departmental statistical accounting of the Federal Penitentiary Service are analyzed, their shortcomings that prevent the integration of departmental statistics with other information resources of the department are identified, the main directions of digital transformation of departmental statistical accounting are highlighted, technological solutions for the implementation of the main processes are proposed, guidelines for the digital transformation of departmental statistics are formulated. In this paper, the author applied methods of theoretical study of control systems in the form of analysis and synthesis, modeling, empirical research - in the form of comparison and observation. Results. The transition of state bodies to the digital environment should include not only the automation of processes, but also the introduction of a process approach to management. End-to-end automation of work processes in the Federal Penitentiary Service is ensured by the introduction of a unified information system. The core task of the integration of information resources belongs to statistics, a data mart that is a supplier of open ordered data in the department and for interdepartmental exchange, will be formed on its basis. A necessary direction for the development of the established practice of collecting, processing and analyzing information is the use of its various sources for statistical purposes on the principles of their methodological and technological compatibility. The demand for statistical information will be the basis for the production of statistical products.Conclusion. The material outlines the contours of a modern model of departmental statistical accounting, capable of adapting to the requirements of consumers. Accounting is based on the primary missing link, which creates the prerequisites for reliable statistics. This type of accounting is designed for solving management problems, creation of favorable conditions for all interested users to navigate in the digital space, to understand the logic of working with data and to use them in their daily practical activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 311.3/.4:004 О.В. Соболева

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2022-6-28-39

Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний, Тверь, Россия

Развитие ведомственного статистического учета федеральной службы исполнения наказаний в условиях цифровой трансформации

Цель исследования: заключается в анализе сложившегося ведомственного статистического учета Федеральной службы исполнения наказаний и формировании подходов к его развитию в условиях современных преобразований, связанных с использованием цифровых технологий.

Материалы и методы: рассмотрены особенности организации информационного ресурса и ведомственного статистического учета Федеральной службы исполнения наказаний, выявлены их недостатки, препятствующие интеграции ведомственной статистики с другими информационными ресурсами ведомства, выделены основные направления цифровой трансформации ведомственного статистического учета, предложены технологические решения для реализации основных процессов, сформулированы ориентиры цифровой трансформации ведомственной статистики. В работе автор применил методы теоретического исследования систем управления в форме анализа и синтеза, моделирования, эмпирического исследования - в форме сравнения и наблюдения.

Результаты. Переход государственных органов к цифровой среде должен предусматривать не только автоматизацию процессов, но и внедрение процессного подхода к управлению. Сквозная автоматизация рабочих процессов в Федеральной службе исполнения наказаний обеспечивается внедрением единой информационной системы. В объединении информационных

ресурсов стержневая задача принадлежит статистике, на ее основе будет формироваться витрина данных — поставщик открытых упорядоченных данных в ведомстве и для межведомственного обмена. Необходимым направлением развития сложившейся практики сбора, обработки и анализа информации становится использование различных ее источников для целей статистики на принципах их методологической и технологической совместимости. Спрос на статистическую информацию будет выступать основанием для производства статистических продуктов.

Заключение. В материале обозначены контуры современной модели ведомственного статистического учета, способного подстраиваться под требования потребителей. В основе учета заложено первичное недостающее звено, создающее предпосылки достоверной статистики. Данный учет ориентирован на решение задач управления, создание условий для того, чтобы все заинтересованные пользователи имели возможность ориентироваться в цифровом пространстве, понимать логику работы с данными, использовать их в своей повседневной практической деятельности.

Ключевые слова: ведомственная статистика, цифровая трансформация УИС, ФСИН России, статистический учет, информационная система, отчетность, статистический показатель.

Olga V. Soboleva

Research Institute of Information Technologies of the Federal Penitentiary Service of Russia, Tver, Russia

Development of Departmental Statistical Accounting of the Federal Penitentiary Service in the Conditions of Digital Transformation

The purpose of the study is to analyze the existing departmental statistical accounting of the Federal Penitentiary Service and to form approaches to its development in the context of modern transformations associated with the use of digital technologies. Materials and methods: the peculiarities of the organization of the information resource and departmental statistical accounting of the Federal Penitentiary Service are analyzed, their shortcomings that prevent the integration of departmental statistics with other information resources of the department are identified, the main directions of digital transformation of departmental statistical accounting are highlighted, technological solutions for the implementation of the main processes are proposed, guidelines for the digital transformation of departmental statistics are formulated. In this paper, the author applied methods of theoretical study of control systems in the form of analysis and synthesis, modeling, empirical research - in the form of comparison and observation. Results. The transition of state bodies to the digital environment should include not only the automation of processes, but also the introduction of a process approach to management. End-to-end automation of work processes in the Federal Penitentiary Service is ensured by the introduction of a unified information system. The core task of the

integration of information resources belongs to statistics, a data mart that is a supplier of open ordered data in the department and for interdepartmental exchange, will be formed on its basis. A necessary direction for the development of the established practice of collecting, processing and analyzing information is the use of its various sources for statistical purposes on the principles of their methodological and technological compatibility. The demand for statistical information will be the basis for the production of statistical products. Conclusion. The material outlines the contours of a modern model of departmental statistical accounting, capable of adapting to the requirements of consumers. Accounting is based on the primary missing link, which creates the prerequisites for reliable statistics. This type of accounting is designedfor solving management problems, creation offavorable conditions for all interested users to navigate in the digital space, to understand the logic of working with data and to use them in their daily practical activities.

Keywords: departmental statistics, digital transformation of the penal system, Federal Penitentiary Service of Russia, statistical accounting, information system, reporting, statistical index.

Введение

Мероприятия по цифровой трансформации в сфере госуправления предполагают решить целый ряд масштабных задач. Создание автоматизированной системы сбора и анализа отчётности по всем социально-экономическим показателям, цифровизация источников таких данных и запуск процесса их непрерывной обработки позволят органам власти получать информацию о состоянии отраслей экономики и социальной сферы в режиме реального времени. Это повысит качество и оперативность принимаемых решений [1].

Участниками реализации стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления в качестве соисполнителей являются федеральные органы исполнительной власти [2]. Федеральные ведомства не только опубликовали свои программы цифровой трансформации [3], но и приступили к их реализации. Проблема цифровой трансформации государственного сектора является не просто актуальной, а можно сказать наболевшей. Однако формализация данного процесса внутри ведомств пока остается открытым вопросом.

В последние годы в России затрачивались значительные средства на создание цифровых систем, которые не способны взаимодействовать между собой. Поэтому одной из ключевых задач участников цифровой трансформации станет ревизия этих систем, а также выбор стратегии работы с ними для каждого ведомства. Переход к цифре во всех госорганах должен предусматривать не только автоматизацию процессов и перевод ведомств на электронный документооборот, но и внедрение процессного подхода к управлению [4].

Процессный подход, как одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века, пришла на смену функциональному подходу. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов, для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами и воздействовать таким образом на результат. [5]. Главное понятие, которое использует процессный подход — это понятие процесса. Существуют различные определения, но наиболее часто используется определение стандарта ИСО 9001 [6]. «Процесс — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы».

Основное отличие процессного подхода в управлении от функционального заключается в том, что деятельность в рамках процесса производит продукт, требования к которому определены потребителем, а при функциональном управлении подразделение в своей деятельности ориентируется только на реализацию сформулированной для него функции без ориентации на потребителя. Данный подход в сфере управления применим для различных отраслей и видов деятельности.

1. Цифровая трансформация Федеральной службы исполнения наказаний

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) на период до 2030 года [7] предусмотрена цифровая трансформация ведомства. Проведение цифровой трансформации УИС и масштабная интеграция цифровых решений во все сферы деятельности ее учреждений и органов предусматривают создание и внедрение в деятель-

ность Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России), ее территориальных органов и учреждений единой информационной системы, обеспечивающей сквозную автоматизацию рабочих процессов, формирование баз данных по вопросам деятельности Службы. Объединение информационных ресурсов ведомства возможно только на принципах их методологической и технологической совместимости. Возможность формирования единого информационного пространства в нынешних условиях осложняется бессистемным внедрением в течение длительного времени многочисленных обособленных информационных систем, рассогласованность которых может являться существенным препятствием на пути к комплексной автоматизации процессов на различных уровнях их реализации. Схема процессного подхода в управлении, ориентированного не на потенциальные возможности источника информации, а на ее конечного потребителя, и призванного обеспечить процессы необходимыми ресурсами, осуществить их менеджмент, определить и реализовать возможности для улучшения, представлена на рис. 1.

Ведомственная программа цифровой трансформации ФСИН России [8] определяет стратегию развития ведомства по внедрению цифровых технологий до 2024 года. Одна из основных задач программы — обеспечение полной прозрачности ключевых рабочих процессов в исправительных учреждениях ФСИН России с предоставлением контроля деятельности исправительного учреждения в режиме онлайн со стороны территориальных органов управления и центрального аппарата ФСИН России. В условиях цифровой трансформации круг задач ведомства усложняется, прини-

Рис. 1. Процессный подход в информационно-аналитическом обеспечении деятельности ФСИН России Fig. 1. The process approach in the information and analytical support for the activities of the Federal Penitentiary Service of Russia

мать обоснованные управленческие решения в современной быстро меняющейся среде становится все труднее. Гибкость и необходимость работать и принимать решения в условиях постоянных изменений зачастую требуют использования опережающей логики и информационной подпитки, предлагающей не только нужную информацию, но и возможные варианты с потенциальными результатами. Постепенно контроль вытесняется системой контроллинга, предполагающего наряду с контролем еще управление и регулирование, и представляющего собой комплекс действий, направленных на сопровождение всех процессов необходимым информационно-аналитиче-

ским обеспечением для принятия правильных управленческих решений, от которых зависит дальнейшее развитие ведомства. Данная концепция управления синтезирует в себе управленческий учет, планирование, контроль и аналитическую работу, основу которых составляет ведомственная статистика.

2. Ведомственный статистический учет

2.1. Особенности организации

Статистический учет в ведомстве представляет собой деятельность, направленную на проведение в соответствии с утвержденной методологией статистических наблюдений и

обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемую в целях формирования официальной статистической информации. Основными участниками статистического учета в ФСИН России являются респонденты, предоставляющие статистическую отчетность, — отчитывающиеся подразделения УИС и пользователи статистической информации — структурные подразделения ФСИН России. Фактически статистическая деятельность в ведомстве сводится к адресному представлению информации по формам ведомственной статистической отчетности на регулярной основе с определенной периодичностью. Полной информацией о статистической деятельности в ведомстве не располагают ни те, ни другие, так как каждый участник статистического учета действует в своем сегменте ведомственной статистики. Связующим звеном между участниками статистического учета является федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» (далее — ФКУ НИ-ИИТ ФСИН России), благодаря которому поддерживается

Рис. 2. Организация полного цикла статистических работ в ведомстве Fig. 2. Organization of a full cycle of statistical work in the department

баланс между респондентами и пользователями статистической информации. Схема организации статистических работ представлена на рис. 2.

Средством сбора, обработки и анализа статистической информации в ведомстве является собственная разработка ФКУ НИИИТ ФСИН России - автоматизированная информационная система электронной обработки статистической информации «Статистика УИС» (далее — АИС «Статистика УИС»), функционирующая на трех уровнях управления: федеральный, территориальный и уровень учреждений УИС.

Система позволяет решить приоритетные информационные задачи ведомства:

— организация информационного ресурса УИС;

— формирование единой системы статистических учетов;

— обеспечение руководства и центрального аппарата ФСИН России статистической информацией о результатах деятельности ведомства;

— поддержание в актуальном состоянии центральной базы данных ФСИН России.

АИС «Статистика УИС» объединяет свыше 30 тысяч пользователей, более 1 тысячи хозяйствующих субъектов — отчитывающихся подразделений УИС, 290 тысяч первичных показателей форм отчетности и 300 отчетных форм. Она является мощным и гибким инструментом, остающимся востребованным на протяжении длительного времени. Простое и универсальное средство для обработки статистической информации позволяет подстроиться под изменяющийся статистический учет и обладает возможностями дальнейшего развития.

По нашему мнению, в настоящее время потенциал ведомственной статистики в полной мере не раскрыт. Чего же не хватает статистике, чтобы она была удобной как на уровне респондентов, так и на уровне пользователей статистической информации? Пред-

лагается рассматривать данную проблему с двух сторон и расширить горизонты ведомственной статистики в следующих направлениях.

2.2. Статистика - вход

Статистический учет — это часть хозяйственного учета. Для формирования статистического учета используются экономические показатели оперативного, бухгалтерского, аналитического и других видов учета. Сбор и обработка статистической информации в ФСИН России в настоящее время осуществляется по линиям различных служб. Все основные направления деятельности ФСИН России вовлечены в систему статистического учета. И многообразие форм ведомственной статистической отчетности подтверждает данное утверждение. Также в системе функционирует порядка 70 различных информационных систем и программных средств, ак-

Рис. 3. Сопоставление источников и направлений сбора статистической информации Fig. 3. Comparison of sources and directions for collecting statistical information

Сведение к минимуму нагрузки статистической на респондентов, повышение качества собираемых данных

Г А Igr .iV V ^ V г \ Создание системы первичных статистических учетов по основным направлениям деятельности ФСИН России, в настоящее время не вовлеченных ^ в автоматизацию рабочих процессов ^

( Л 1 С N

№ Адаптация и интеграция действующих первичных статистических учетов и статистики V

' н V 1 ^ J Г Переход к работе системы сбора, обработки и представления статистики, способной интегрировать сведения из различных источников V У

Комплексный анализ информационных ресурсов ФСИН России сможет определить направления цифровой трансформации ведомственной статистики

Рис. 4. Ориентиры статистики Fig. 4. Statistical benchmarks

кумулирующих сведения об отдельных сторонах работы УИС. Данный перечень не является исчерпывающим, ФКУ НИИИТ ФСИН России активно участвует в разработке новых программных продуктов в интересах УИС [9]. Это и есть первичное статистическое звено, в котором кроется качество собираемых данных. Хранящиеся в них сведения могут стать одним из источников получения статистически важной информации, схема представлена на рис. 3.

На практике получается, что два взаимосвязанных уровня учета проживают «самостоятельную жизнь», а связующим звеном между ними выступает респондент со своим восприятием и пониманием данного процесса, что, несомненно, отражается на качестве данных. Переход от ручного способа заполнения респондентами электронных форм статистической отчетности к автоматизированному формированию первичных статистических данных на основе данных первичного и аналитического учетов способен обеспечить высокий аналитический потенциал данных. Таким образом, можно решить сразу две проблемы: повышение качества данных, снижение нагрузки статистической на респондентов.

Кроме того, следует отметить, что в настоящее время не все направления хозяйственного учета ведомства автоматизированы, не везде предложена замена ручных, традиционных и устаревших способов ведения учетов. Это должно стать первостепенной задачей цифровой трансформации ведомственной статистики, начать которую предлагается с инвентаризации действующих форм отчетности и информационных систем с целью выявления статистических показателей, необходимых для организации работы статистической системы УИС, определения наиболее подхо-

дящих источников и способов получения информации и последующего упразднения форм отчетности. Данные подходы представлены на рис. 4.

Функционирующая в настоящее время АИС «Статистика УИС» предназначена исключительно для сбора и обработки данных по формам статистической отчетности ФСИН России. Наиболее перспективной представляется система сбора статистики, способная интегрировать сведения из различных источников:

— из форм ведомственной статистической отчетности — традиционный и привычный нашему пониманию вариант — это настоящее и прошлое статистики. Тем не менее, он должен сохраняться, так как сложился и упорядочился на протяжении достаточно длительного периода становления и развития ведомственной статистики и учитывает ее специфику и особенности, является мобильным и способен быстро подстраиваться под изменения статистического учета в ведомстве;

— загрузка данных из административного информационного ресурса. Чем хорош

второй вариант? Он реализуем без участия респондента или при его минимальном участии — это будущее статистики. На первых порах видится выгрузка готовых данных из первичных учетов для передачи программных файлов в статистику, в перспективе должен быть разработан механизм автоматизированной выгрузки и подгрузки данных. В настоящее время в информационной системе «Персонифицированного учета и кадрового делопроизводства в учреждениях и органах УИС РФ» уже реализована возможность выгрузки стандартных отчетов по некоторым разделам формы статистической отчетности ФСИН-7 «Кадровое обеспечение уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», утвержденной приказом ФСИН России от 19.11.2019 № 1058 [10], для переноса респондентами информации из одной системы в другую.

Максимально возможное использование административных и иных альтернативных источников в перспективе будет способствовать замещению многих традиционных форм

статистической отчетности анализом больших данных. Для этого требуются, как минимум, следующие шаги:

— статистическое наблюдение в традиционном виде в такой системе сохранится лишь в тех областях, где отсутствуют иные источники данных, не создающие дополнительной нагрузки на респондентов; в то же время аналитические работы будут опираться на всю совокупность последних;

— последовательное внедрение принципа однократного ввода и многократного использования данных на основе единой методологии позволит существенно сократить нагрузку на респондентов и повысить качество статистической информации.

Еще один немаловажный вопрос, определяющий дальнейшие перспективы развития статистики, — глубина детализация информации. При разработке системы статистики преследовалась цель сбора данных с территориального уровня, их агрегирования, подготовки сводного отчета и передачи его на федеральный уровень. В настоящее время интерес представляют кроме всего прочего и данные уровня учреждений УИС. Порядка 20 % форм ведомственной статистической отчетности реализовано в разрезе учреждений территориальных органов ФСИН России и обособленных подразделений учреждений. Обработка такой информации в АИС «Статистика УИС» сопряжена с определенными трудностями. Потоки статистической информации в АИС «Статистика УИС» организованы таким образом, что на федеральный уровень статистическая информация передается в агрегированном виде. В перспективе это условие будет ограничивать возможность ее вторичной обработки, расчета аналитических и прогнозных показателей, необходимых органам управления.

2.3. Аналитика - выход

Для формирования выходных аналитических, итоговых и оперативных отчетов на основе АИС «Статистика УИС» служит компонент «Стат. Аналитик». В связи со значительным объемом первичных показателей форм ведомственной статистической отчетности (147 500 действующих показателей) широкого применения в структурных подразделениях ФСИН России у пользователей статистической информации он не получил. Существующая система не предполагает возможности их упорядочивания и визуализации, поэтому дополнительно нужны новые технические решения в виде разработки аналитической системы статистических показателей, интегрированной с АИС «Статистика УИС», а также дающей возможность непосредственного заполнения отдельных показателей результативности деятельности ведомства. Система должна обеспечивать свободный доступ к официальной статистической информации и призвана объединить статистические ресурсы ведомства.

Используя опыт Росстата, предлагается производить систематизацию статистических показателей с учетом методологических основ, предусматривающих формирование основания показателя и его призначной части, что в свою очередь позволит не только сократить количество статистических показателей, без ущерба информационному ресурсу, но и закрепить однозначное толкование единожды введенного показателя, для дальнейшего его применения в других формах ведомственной статистической отчетности. С целью соблюдения единой методологии ведомственного статистического учета статистические показатели закрепляются за заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России, которые разрабатывают их описание.

Данная методика апробирована на некоторых разделах формы статистической отчетности ФСИН-1 «Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы», утвержденной приказом ФСИН России от 01.08.2014 № 398 [11]. Выбор формы не случаен, она является комплексной и затрагивает основные направления деятельности ведомства. При анализе показательного состава формы были выявлены общие, характерные для всей совокупности статистической информации, признаки, которые можно классифицировать. Классификация призначного состава показателей выявила еще одну закономерность: часть признаков может быть стандартизирована общероссийскими классификаторами и справочниками технико-экономической и социальной информации (единицы измерения, пол, возраст, уровень образования, отраслевая принадлежность, статьи УК РФ и т.д.), а часть — ведомственными справочниками (вид учреждения, категория учреждения, вид режима и т.д.). В целях единообразного толкования технико-экономической и социальной информации библиографическая информация об общероссийских классификаторах поддерживается в актуальном состоянии и является общедоступной. Ведомственные справочники также должны подлежать унификации.

Оставшиеся после выделения призначных частей основания показателей и составляют суть категории статистического показателя, отражают сущность и общие отличительные свойства социально-экономического явления без указания места, времени и его числового значения. Фактически статистический показатель не тождественен первичному показателю формы ведомственного статистического наблюдения, он представляет собой набор данных с определенными разноо-

Рис. 5. Вызовы аналитики Fig. 5. Analytics challenges

бразными группами признаков. Признаки показателя — это совокупность характеристик, присущих основанию показателя. Призначная часть показателя нейтральна к сущности изучаемых явлений, поэтому одни и те же признаки могут применяться для характеристики различных оснований показателей. Ключевым элементом системы станет статистический показатель, ему будет придан официальный статус. Систематизированный перечень однозначно идентифицируемых статистических показателей, не содержащий их количественных значений, будет составлять электронный каталог статистических показателей.

Закрепление официального статуса статистического показателя будет реализовано через процедуру паспортизации. Паспорт статистического показателя, содержащий комплексную характеристику показателя (метаданные), будет включать следующее описание: наименование, методика расчета, комментарии, принадлежность структурному подразделению ФСИН России, принадлежность направлению деятельности ФСИН России, источники и способ формирования показателя, его характеристики (периодичность сбора и временной ряд показателя, единицы измерения, период действия, признаки, закрепленные классификаторами и справочниками).

На основании проведенного исследования сделан вывод о возможности применения данного метода к ведомственной статистике ФСИН России. Для построения единой системы формирования показателей (витрины данных) целесообразно проанализировать всю ведомственную статистическую отчетность, что позволит сократить количество действующих показателей без ущерба информативности, решить задачу унификации построения показателей, однозначно-

го определения показателя в реестре показателей, устранения дублирования идентичных по наименованию и периодичности разработки показателей. Данные подходы представлены на рис. 5.

Система может являться ресурсом, объединяющим все направления деятельности ФСИН России, внутриведомственным инструментом статистического учета результатов работы служб ФСИН России и основным поставщиком открытых в ведомстве данных для потребителей статистической информации, в том числе и на государственном уровне, что представляет особую актуальность в связи с цифровой трансформацией ведомства.

2.4. Межведомственное

информационное

взаимодействие

Федеральная служба исполнения наказаний занимает активную позицию в вопросах

межведомственного информационного взаимодействия. С течением времени круг субъектов информационного обмена только расширяется. Возможность его организации усложняется разнообразными подходами к организации учета и отчетности в ведомствах, и по каждому направлению требует индивидуальных правовых, технических и технологических решений.

В 2020 году Федеральная служба исполнения наказаний включена в Федеральный план статистических работ и в Перечень субъектов официального статистического учета [12]. Федеральным органам исполнительной власти — субъектам официального статистического учета поручено обеспечить выполнение работ по формированию официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ. Наше ведомство представлено определенным набором стати-

стических показателей, который со временем будет только увеличиваться. Поэтому при планировании организации ведомственной статистики необходимо учитывать современные тренды для последующей гармонизации статистических систем.

Цифровая трансформация Федеральной службы государственной статистики (Росстата) предполагает опытную эксплуатацию основных компонентов Цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных [13, 14]. В качестве основной цели запуска ресурса указывается обеспечение основным участникам статистического учета — госорганам, респондентам и пользователям данных, возможности «взаимодействовать в единой цифровой среде». По мнению руководителя Росста-та, цифровая платформа должна стать единым окном сбора, обработки и распространения данных для всех пользователей и сборщиков статистики. «В стране более 60 субъектов официального статистического учета, то есть кроме Росстата еще 60 ведомств собирает показатели, ведут ведомственную

статистику — в разных видах, форматах, по разной методологии. При этом данные многократно дублируются, но одновременно противоречат друг другу», — указал он.

Руководитель Росстата отметил, что цифровая платформа должна стать существенной частью Национальной системы управления данными [15] и вывести на новый уровень качества работы с данными. Основная цель такой системы обеспечить эффективное использование госданных для осуществления государственных и муниципальных функций, предоставления государ-ственных и муниципальных услуг, удовлетворения информационных потребностей физических и юридических лиц.

Роль органов статистики (не только Росстата, но и субъектов статистического учета) должна заключаться в донесении, продвижении этой информации, объяснении, зачем эта информация нужна. Пользователи статистики должны знать, как работают такие новые цифровые инструменты как большие данные, и понимать, как их использовать. Иначе мы получим эту информацию, но она

не будет использоваться при принятии решений или пользователи будут использовать ее некорректно [16].

2.5. Цифровая трансформация

Формирование и развитие единого информационного пространства Федеральной службы исполнения наказаний решает задачи по информационно-аналитическому обеспечению как внутри ведомства, так и за его пределами. Последовательное внедрение принципа однократного ввода и многократного использования данных на основе единой методологии позволит существенно сократить нагрузку на респондентов и повысить качество статистической информации, в том числе и за счет устранения проблемы дублирования и избыточности статистической информации. Объединение информационных ресурсов возможно различными способами. На наш взгляд, наиболее предпочтительной является консолидация информационных систем, обеспечивающих автоматизацию различных направлений

Рис. 6. Модель цифровой трансформации ведомственного статистического учета Fig. 6. The model of digital transformation of departmental statistical accounting

Рис. 7. Приоритеты цифровой трансформации ведомственной статистики Fig. 7. Priorities of digital transformation of departmental statistical

accounting

деятельности учреждений и органов УИС, с АИС «Статистика УИС». Несомненно, это потребует адаптации существующих информационных систем в соответствии с требованиями к форматам обмена и передачи данных, а также дополнительной разработки поддерживающих систем. В свою очередь АИС «Статистика УИС» выступит источником информации для аналитической системы статистических показателей (витрины данных), которая будет исполнять роль поставщика официальных данных как внутри ведомства, так и за его пределами. Ведомственный статистический учет, таким образом, получает фундамент в виде опоры на первичные учеты и современные информационные технологии. Концептуальная модель, представленная на рис. 6, требует структурной и функциональной трансформации, активной интеграции статистической и административной информации, данных из альтернативных источников, привлечения для этих целей новейших цифровых технологий и выстраивания эффективных цифровых коммуникаций.

Новые технологические решения помогут расширить возможности работы с данными, выявлять наиболее популярные показатели, отслеживать обновляемость ресурса, востребованность конкретных показателей. Последнее обстоятельство является особенно актуальным, потому что важно понимать, как используется уже собираемая информация,

востребована ли она, в каком направлении необходимо расширить диапазон собираемых данных, а в каком упразднить сбор. Таким образом, формируется обратная связь с потребителями статистической информации.

Кроме того, для широкого круга пользователей будут предлагаться готовые расчетные показатели, которые характеризуют результаты работы ведомства по различным направлениям деятельности. Инструменты интеллектуального анализа данных будут помогать выявлять закономерности и тенденции, визуализировать такие закономерности в виде диаграмм и интерактивных средств просмотра, анализировать корреляции и формировать прогнозы для данных. Основные характеристики перспективной статистики, которая успешна и эффективна в современных условиях формирования цифровой среды, представлены на рис. 7.

Таким образом, спрос на информацию будет выступать началом при определении состава и содержания продуктов и услуг, предлагаемых статистикой; он будет влиять на все стороны ее деятельности, включая планирование и стандартизацию наблюдений, разработку выходной информации и инструментария ее использования, распространение результатов. Следование этим стандартам и требованиям в совокупности должно способствовать производству «умной» статистической информации, полезной (востре-

бованной, понятной) для всех категорий пользователей [17].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В начале 2021 года ключевые ведомства получили поручение от президента РФ разработать стратегии цифровой трансформации основных отраслей экономики и социальной сферы. В большинстве случаев государство выступает инициатором изменений, но вовремя «отходит» в сторону, давая возможность рыночным механизмам произвести отбор эффективных решений. В России пока предпринимаются попытки «организовать» цифровую трансформацию исключительно «в периметре» государственного сектора с использованием ограниченного инструментария и утративших актуальность подходов [18].

Инструментом цифровой трансформации госуправления является Национальная система управления данными — набор решений, представляющих единый правовой, методологический, управленческий и технологический механизм работы с госданными. Это все, что связано с процессами управления, с получением данных, доступом к этим данным, их хранением. Управление данными — основной механизм обеспечения эффективности. В 2021—2025 годах эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации госорганов, активный перевод всех госуслуг в электронный вид, рост спроса на руководителей цифровой трансформации [19, 20].

Издание «Коммерсант» сообщает, что пока Федеральная служба исполнения наказаний не сможет реализовать проект цифровизации находящихся под ее контролем мест лишения свободы. Со слов источников издания, проект заморожен на неопределенный срок. Представители Минциф-ры объяснили это «высокими

рисками проектов». Другие госведомства также могут столкнуться если не с остановкой, то с замедлением собственной цифровой трансформации и сокращением ее объемов [21].

Несмотря на возникающие препятствия и сложности, работы по цифровизации ведомства идут полным ходом, создаются предпосылки, формируется общая стратегия, прорабатываются различные подходы и варианты решений. Внимание всех структур

Федеральной службы исполнения наказаний приковано к теоретической и практической составляющей данного важного вопроса. ФКУ НИИИТ ФСИН России, с его 50-летней историей существования, является единственной организацией в ведомстве по развитию информационных технологий, которой, кроме того, доступен целостный взгляд на всю систему сбора и обработки статистической информации в УИС. Руководство ведомства

возлагает серьезные надежды на институт и отводит ему решающую роль.

Как будет развиваться цифровая трансформация Федеральной службы исполнения наказаний в перспективе, определяют цели и задачи, стоящие перед ведомством. Совершенно очевидно, что цифровизация, прозрачность и охват процессов, гибкость и мобильность разработок, интеллектуальность учетов и отчетности останутся в тренде.

Литература

1. Михаил Мишустин утвердил мероприятия по цифровой трансформации в сфере госуправления [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/dep_news/43640/. (Дата обращения: 11.02.2022).

2. Распоряжение Правительства РФ от 22.10.2021 № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 11.02.2022).

3. Программы цифровой трансформации опубликовали 25 федеральных ведомств [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://d-russia. ru/programmy-cifrovoj-transformacii-opuЫikovaИ-25-federalnyh-vedomstv.html. (Дата обращения: 11.02.2022).

4. Правительство начнет цифровую трансформацию с себя [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/ аПс^/2020/02/03/ 822162-tsifrovuyu-transformat siyu. (Дата обращения: 11.02.2022).

5. Процессный подход [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.kpms.ru/General_ info/Process_approach.htm. (Дата обращения: 11.02.2022).

6. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования (утвержден приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1391-ст) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 11.02.2022).

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 11.02.2022).

8. Приказ ФСИН России от 04.02.2022 № 64 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2022 год и на плано-

вый период 2023 и 2024 годов» (Документ опубликован не был).

9. Научно-технические результаты на официальном сайте федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://niiit.fsin.gov.ru/ science/results/. (Дата обращения: 11.02.2022).

10. Приказ ФСИН России от 19.11.2019 № 1058 «Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН-7 «Кадровое обеспечение уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», инструкции по ее представлению и заполнению, признании утратившими силу приказов ФСИН России» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: АБД «Нормативные акты УИС». (Дата обращения: 12.02.2022).

11. Приказ ФСИН России от 01.08.2014 № 398 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН-1 «Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий уголовно-исполнительной системы» и инструкции по ее заполнению и представлению» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: АБД «Нормативные акты УИС». (Дата обращения: 12.02.2022).

12. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р (ред. от 28.01.2022) «Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 11.02.2022).

13. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2019 № 3074-р «Концепция создания цифровой аналитической платформы» (вместе с «Концепцией создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных») [Электрон. ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 02.02.2022).

14. Постановление Правительства РФ от 22.06.2021 № 956 «О государственной инфор-

мационной системе «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 02.02.2022).

15. Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2019 № 1189-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования национальной системы управления данными и плана мероприятий («дорожную карту») по созданию национальной системы управления данными на 2019-2021 годы» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 02.02.2022).

16. Росстат встал на путь цифровой трансформации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://digital.ac.gov.ru/news/895/. (Дата обращения: 11.02.2022).

17. Перспективная модель государственной статистики в цифровую эпоху // Доклад к XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (10-13 апреля 2018, Москва). Науч. ред. Л.М. Гохберг; Национальный исследователь-

References

1. Mikhail Mishustin approved measures for digital transformation in the field of public administration [Internet]. Available from: http://government. ru/dep_news/43640/. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

2. Decree of the Government of the Russian Federation of October 22, 2021 No. 2998-r "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of public administration [Internet]. Available from: ATP "Consultant-Plus". (cited 11.02.2022). (In Russ.)

3. Digital transformation programs published by 25 federal departments [Internet]. Available from: https://d-russia.ru/programmy-cifrovoj-transfor-macii-opublikovali-25-federalnyh-vedomstv.html. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

4. The government will start digital transformation from itself [Internet]. Available from: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/02/03/ 822162-tsifrovuyu-transformatsiyu. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

5. Protsessnyy podkhod = Process approach [Internet]. Available from: https://www.kpms. ru/General_info/Process_approach.htm. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

6. GOST R ISO 9001-2015. National standard of the Russian Federation. Quality management systems. Requirements (approved by order of Rosstandart dated September 28, 2015 No. 1391-st) [Internet]. Available from: SPS «Konsul'tant-Plyus». (cited 11.02.2022). (In Russ.)

7. Decree of the Government of the Russian Federation of April 29, 2021 No. 1138-r "On the Concept for the Development of the Penitentiary

ский университет «Высшая школа экономики». М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 35 с.

18. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/465484100. html. (Дата обращения: 11.02.2022).

19. Цифровая трансформация в России: итоги 2020 года и перспективы развития [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/ page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801. (Дата обращения: 11.02.2022).

20. В России подвели первые итоги цифровой трансформации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://riabir.ru/lenta/novosti/v-rossii-podveli-pervye-itogi-czifrovoj-transformaczii.html. (Дата обращения: 11.02.2022).

21. Российские тюрьмы остались «аналоговыми». Остановлена цифровизация ФСИН ценой десятки миллиардов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2022-04-01_rossijskie_tyurmy_ostalis. (Дата обращения: 03.04.2022).

System of the Russian Federation for the Period until 2030" [Internet]. Available from: SPS «Kon-sul'tant-Plyus». (cited 11.02.2022). (In Russ.)

8. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated February 4, 2022 No. 64 "On Approval of the Departmental Digital Transformation Program of the Federal Penitentiary Service for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" (The document was not published). (In Russ.)

9. Scientific and technical results on the official website of the federal state institution "Research Institute of Information Technologies of the Federal Penitentiary Service" [Internet]. Available from: https://niiit.fsin.gov.ru/science/results/. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

10. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated November 19, 2019 No. 1058 "On approval of the statistical reporting form of the Federal Penitentiary Service-7 "Personnel support of the penitentiary system of the Russian Federation", instructions for submitting and filling it out, invalidating the orders of the Federal Penitentiary Service of Russia". (cited 12.02.2022). (In Russ.)

11. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated August 1, 2014 No. 398 (as amended on December 24, 2021) "On approval of the statistical reporting form of the Federal Penitentiary Service-1 "Results of the activities of institutions, bodies and enterprises of the penitentiary system" and instructions for filling out and submitting it" [Internet]. Available from: ADB "Regulatory acts of the UIS". (cited 12.02.2022). (In Russ.)

12. Decree of the Government of the Russian Federation of May 6, 2008 No. 671-r (as amended on

January 28, 2022) "On Approval of the Federal Statistical Work Plan" (together with the "Federal Statistical Work Plan") [Internet]. Available from: ATP "Consultant-Plus". (cited 11.02.2022). (In Russ.)

13. Decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 2019 No. 3074-r "The concept of creating a digital analytical platform" (together with the "Concept of creating a digital analytical platform for providing statistical data") [Internet]. Available from: ATP "Consultant-Plus". (cited 02.02.2022). (In Russ.)

14. Decree of the Government of the Russian Federation of June 22, 2021 No. 956 "On the state information system "Digital analytical platform for the provision of statistical data" [Internet]. Available from: ATP "Consultant-Plus". (cited 02.02.2022). (In Russ.)

15. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.06.2019 No. 1189-r "On Approval of the Concept for the Creation and Operation of the National Data Management System and the Action Plan ("Roadmap") for the Creation of the National Data Management System for 2019-2021" [Internet]. Available from: SPS «Konsul'tant-Ply-us». (data obrashcheniya: 02.02.2022). (In Russ.)

16. Rosstat vstal na put' tsifrovoy transformatsii = Rosstat embarked on the path of digital transformation [Internet]. Available from: https://digital. ac.gov.ru/news/895/. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

17. A promising model of state statistics in the digital age. Doklad k XIX Aprel'skoy mezhdunarod-noy nauchnoy konferentsii po problemam razviti-ya ekonomiki i obshchestva (10-13 aprelya 2018, Moskva). Nauch. red. L.M. Gokhberg; Natsion-

Сведения об авторе

Ольга Владимировна Соболева

К.э.н, начальник центра информационного обеспечения федерального казенного учреждения Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний, Тверь, Россия

Эл. почта: SobolevaOV69@yandex.ru

al'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» = Report to the XIX April International Scientific Conference on the Development of the Economy and Society (April 10-13, 2018, Moscow). Scientific ed. L.M. Gohberg; National Research University Higher School of Economics. M.: Publishing House of the Higher School of Economics; 2018. 35 p. (In Russ.)

18. Tsifrovaya transformatsiya otrasley: startovyye usloviya i prioritety = Digital transformation of industries: starting conditions and priorities [Internet]. Available from: https://iq.hse.ru/news/465484100. html. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

19. Tsifrovaya transformatsiya v Rossii: itogi 2020 goda i perspektivy razvitiya = Digital transformation in Russia: results of 2020 and development prospects [Internet]. Available from: https://ac.gov. ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-ito-gi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

20. V Rossii podveli pervyye itogi tsifrovoy trans-formatsii = The first results of digital transformation were summed up in Russia [Internet]. Available from: https://riabir.ru/lenta/novosti/v-rossii-podve-li-pervye-itogi-czifrovoj-transformaczii.html. (cited 11.02.2022). (In Russ.)

21. Rossiyskiye tyur'my ostalis' «analogovymi». Ostanovlena tsifrovizatsiya FSIN tsenoy desyatki milliardov = Russian prisons have remained "analogue". The digitalization of the Federal Penitentiary Service at the cost of tens of billions has been stopped [Internet]. Available from: https://www. cnews.ru/news/top/2022-04-01_rossijskie_tyurmy_ ostalis. (cited 03.04.2022). (In Russ.)

Information about the author

Olga V. Soboleva

Cand. Sci. (Economics), Head of the Center for Information Support of the Federal Governmental Institution

Research Institute of Information Technologies of the Federal Penitentiary Service of Russia, Tver, Russia

E-mail: SobolevaOV69@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.