Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ И УСЛОВИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ И УСЛОВИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов В.В., Мартынова И.С., Казак И.Б.

В научной статье рассмотрены актуальные вопросы формирования цифровых компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также условия цифровой трансформации, при которых наиболее естественно происходит переход. Цифровая трансформация является одним из важнейших компонентов общей стратегии реформирования ФСИН Формирование цифровых компетенций сотрудников УИС обусловлено необходимостью решения вопросов по развитию цифровой грамотности в сфере цифровой трансформации. Отмечается значимость и актуальность обучения работников УИС в части овладения цифровыми навыками, что необходимо для решения служебных задач в условиях цифровой трансформации. Также рассматриваются критерии условий проведения цифровой трансформации. Особое внимание уделяется вовлеченности руководителей и персонала в процесс трансформации органов и учреждений. Рассматриваются возникающие при этом вопросы. Через призму критериев условий проведения цифровой трансформации предлагаются варианты трансформации производственного сектора УИС. Резюмируется необходимость подготовки и переподготовки работников УИС в части получения ими необходимых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартынов В.В., Мартынова И.С., Казак И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF EMPLOYEES AND CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN PENAL SYSTEM

The scientific article deals with topical issues of the formation of digital competencies of employees of the penitentiary system, as well as the conditions of digital transformation, under which the transition occurs most naturally. Digital transformation is one of the most important components of the overall strategy of reforming the Federal Penitentiary Service. The formation of digital competencies of the employees of the Penitentiary Service is conditioned by the need to address issues related to the development of digital literacy in the field of digital transformation. The importance and relevance of training of employees of the UIS in terms of mastering digital skills, which is necessary to solve official tasks in the conditions of digital transformation, is noted. Criteria of conditions for digital transformation are also considered. Special attention is paid to the involvement of managers and staff in the process of transformation of bodies and institutions. The issues arising in this case are considered. Through the prism of criteria for the conditions of digital transformation, options for the transformation of the production sector of the UIS are proposed. The necessity of training and retraining of the employees of the UIS in terms of obtaining the necessary skills is summarized.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ И УСЛОВИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_112 УДК 343.829

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ И УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Development of digital competencies of employees and conditions of digital transformation of the Russian penal system МАРТЫНОВ Владимир Викторович,

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета, Владимирский юридический институт ФСИН России. 600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, Большая Нижегородская ул., 67е. E-mail: sherhov007@mail.ru;

МАРТЫНОВА Ирина Сергеевна,

преподаватель кафедры педагогики

Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. 300026, Россия, Тульская обл., г. Тула, пр. Ленина, 125. E-mail: sherhov007@mail.ru;

КАЗАК Игорь Брониславович,

доцент института подготовки государственных и муниципальных служащих по кафедре организации оперативно-розыскной деятельности Академия ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;

Martynov Vladimir Viktorovich,

Senior Lecturer of the Department of Penal Enforcement Law of the Faculty of Law of the VUI of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: sherhov007@mail.ru;

Martynova Irina Sergeevna,

Teacher of the Department of Pedagogy of the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy. 125 Lenin Ave., Tula, Tula region, 300026, Russia. E-mail: sherhov007@mail.ru;

Kazak Igor Bronislavovich,

Associate Professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees in the Department of organization of operational investigative activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: sherhov007@mail.ru

Краткая аннотация. В научной статье рассмотрены актуальные вопросы формирования цифровых компетенций сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также условия цифровой трансформации, при которых наиболее естественно происходит переход. Цифровая трансформация является одним из важнейших компонентов общей стратегии реформирования ФСИН Формирование цифровых компетенций сотрудников УИС обусловлено необходимостью решения вопросов по развитию цифровой грамотности в сфере цифровой трансформации. Отмечается значимость и актуальность обучения работников УИС в части овладения цифровыми навыками, что необходимо для решения служебных задач в условиях цифровой трансформации. Также рассматриваются критерии условий проведения цифровой трансформации. Особое внимание уделяется вовлеченности руководителей и персонала в процесс трансформации органов и учреждений. Рассматриваются возникающие при этом вопросы. Через призму критериев условий проведения цифровой трансформации предлагаются варианты трансформации производственного сектора УИС. Резюмируется необходимость подготовки и переподготовки работников УИС в части получения ими необходимых навыков.

Abstract. The scientific article deals with topical issues of the formation of digital competencies of employees of the penitentiary system, as well as the conditions of digital transformation, under which the transition occurs most naturally. Digital transformation is one of the most important components of the overall strategy of reforming the Federal Penitentiary Service. The formation of digital competencies of the employees of the Penitentiary Service is conditioned by the need to address issues related to the development of digital literacy in the field of digital transformation. The importance and relevance of training of employees of the UIS in terms of mastering digital skills, which is necessary to solve official tasks in the conditions of digital transformation, is noted. Criteria of conditions for digital transformation are also considered. Special attention is paid to the involvement of managers and staff in the process of transformation of bodies and institutions. The issues arising in this case are considered. Through the prism of criteria for the conditions of digital transformation, options for the transformation of the production sector of the UIS are proposed. The necessity of training and retraining of the employees of the UIS in terms of obtaining the necessary skills is summarized.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, цифровая трансформация, цифровые технологии, информационные технологии, инновации, цифровизация, автоматизация, цифровые компетенции.

Keywords: penal enforcement system, digital transformation, digital technologies, information technologies, innovations, digitalization, automation, digital competencies.

Для цитирования: Мартынов В.В., Мартынова И.С., Казак И.Б. Развитие цифровых компетенций сотрудников и условия цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы России // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 112-114. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_112.

For citation: Martynov V.V., Martynova I.S., Kazak I.B. Development of digital competencies of employees and conditions of digital transformation of the Russian penal system //Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 112-114. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_112.

Статья поступила в редакцию: 04.07.2023

Цифровая трансформация является одним из важнейших компонентов общей стратегии реформирования ФСИН [1]. Утверждать, что цифровая трансформация является единственным фактором успеха реформирования системы, также не совсем корректно, но тем не менее, она во многом определяет результат [2, с. 47]. Цифровая трансформация экономической сферы обязывает создавать качественные изменения в профессиональной подготовке личного состава, организацию цифровых компетенций сотрудников, начиная с обучения в высшем учебном заведении ведомственной направленности. Согласно национальному проекту «Цифровая экономика Российской Федерации» существенные денеж-

Уголовно-правовые науки

ные средства распределяются на развитие кибербезопасности, цифровой инфраструктуры и технологий, обучение работников для цифровой экономической индустрии Российской Федерации [3].

Цифровая компетентность - регулярное приобретение новых компетенций (мотивация, знания, умения), возможность сотрудника определять и реализовывать коммуникационные и информационные технологии во всех сферах своей профессиональной деятельности.

Формирование цифровых компетенций сотрудников ФСИН России соответствует решению вопросов в области цифровой трансформации ФСИН в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, в XIV главе которой указано создание методологической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целях выполнения мероприятий по цифровой трансформации [4]. Развитие цифровых компетенций сотрудников УИС весьма затруднительно без понимания вновь созданный цифровых компетенций в области инструментов цифровой трансформации. Разнопланоплановость служебной деятельности сотрудников УИС требует качественного выполнения поставленных задач. Необходимо обратить внимание на обучение сотрудников УИС в части цифровых технологий, в целом - на формировании цифровых компетенций для выполнения служебной деятельности в условиях цифровой трансформации.

При реализации программ цифровой трансформации ФСИН особое внимание необходимо обратить на недопустимость ошибок предыдущих периодов, не отходя от стратегии в реализации программы. Не решена задача введения цифровизации и информатизации в бытовую жизнь осужденных, как и определения положения подозреваемых, обвиняемых и осужденных как пользователей сети интернет [5, с. 337].

Успешность проведения цифровой трансформации во многом зависит от условий её проведения. Для каждой отрасли критерии оценки таких условий могут значительно отличаться, в зависимости от отраслевой специфики организаций, органов и учреждений. Тем не менее возможно выделить несколько критериев оценки и анализа условий цифровой трансформации:

1) Критерий вовлеченности, включает в себя три составляющие:

а) критерий вовлеченности руководства. Для того, чтобы цифровая трансформация принесла значимые результаты, в ней должен быть заинтересован руководитель учреждения, а управление цифровой трансформацией должно осуществлять соответствующее должностное лицо. Во ФСИН: Управление цифровой трансформацией [6].

б) критерий вовлеченности персонала. Как правило любые изменения в организации сопровождаются организационным сопротивлением. Причин этому есть несколько: субъективно личные страхи, связанные с возможным сокращением или интересы, обусловленные нежеланием каких-либо изменений; недопонимание со стороны персонала и, то, какие изменения, с какой целью и для чего будут происходить, часть такого недопонимания сопровождается некорректной подачей информации; различные взгляды на изменения, так как далеко не все сотрудники склонны к гибкости и работе в условиях неопределенности, тогда как другие - напротив. Отсюда возникает разновекторность взглядов и нежелание меняться и сотрудничать, чтобы решить подобные проблемы и повысить вовлеченность персонала. Целесообразно использовать различные методы управления: информирование персонала о переменах в учреждении, об их цели, приоритетах и перспективах, возможностях карьерного роста; организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки; вовлечение сотрудников в процессы изменений.

в) критерий вовлеченности других государственных учреждений и органов. Повышение вовлеченности данных юридических лиц способствует более быстрой и успешной цифровой трансформации УИС, так как позволяет расширить цифровую культуру и оперативно отрабатывать новые возникающие задачи, основанные на использовании цифровых технологий.

2) организационно-экономические условия цифровой трансформации - полная перестройка работы моделей учреждений и организаций УИС для которых необходимо выстраивание соответствующего организационного экономического механизма и новой организационной структуры. Организационно-экономический механизм включает в себя следующие подсистемы, отвечающие целям и задачам цифровой трансформации: подсистема управление НИОКР и проектированием; управление производством; управление человеческими ресурсами; управление маркетингом, управление хранением; мониторинг.

Следующая составляющая организационно-экономического критерия - новая организационная структура, которая включает новые должности, отвечающие целям и задачам цифровой трансформации, а также центра компетенций, нацеленных на получение новых знаний, их трансформацию.

3) Методический критерий условий цифровой трансформации, включает в себя две составляющие: подкритерий первого уровня -национальные нормативно-правовые документы и ГОСТы. Подкритерий второго уровня - локальные нормативно-правовые акты организации, в том числе, инструмент оценки цифровой зрелости, инструмент определения и ранжирования приоритетных направлений, инструмент оценки ресурсного обеспечения, инструмент анализа рисков, инструмент оценки эффективности и эффектов внедрения цифровых технологий.

Переход к новым моделям работы предполагает ревизию и актуализацию практически всех локальных нормативно-правовых актов и разработку ряда новых, в том числе с целью стандартизации всех происходящих процессов. Такие документы включают в себя: положение об электронном документообороте, положение о персональных данных, положение о подразделениях, положение об аттестации персонала, инструкции по технике безопасности, технологические карты и др.

4) Технический критерий. Для оценки текущего технического уровня, в части производственного цикла центра трудовой адаптации осужденных, могут быть использованы различные показатели: коэффициент износа основных средств, коэффициент обновления основных средств, удельный вес высокотехнологичного оборудования, коэффициент фондовооруженности, коэффициент автоматизации труда, коэффициент использования производственных мощностей.

Высокий уровень технического развития организации способствует более успешной цифровой трансформации. Сегодня набирает популярность новая форма аутсорсинга, применяемая организациями для оптимизации процессов, которая называется субконтрактинг (субконтрактация) - когда одна организация размещает у другой организации (субконтракторе), заказ на разработку или изготовление некоторой продукции или на выполнение технологических процессов, в соответствии с требованиями заказчика, что позволяет компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства. Использование субконтрактации даёт возможность контрактору, даже при условии низкого технического уровня избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать свои усилия на более важных задачах: технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда продукции, в части касающейся центра трудовой адаптации осужденных (далее - ЦТАО). В качестве субконтрактора могут выступать малые и средние организации, для которых использование такого механизма аналогично выгодно, так как позволяет достичь высокого уровня загрузки оборудования.

5) Технологический критерий - один из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности ЦТАО, влияющий на объём качества и себестоимости производимой продукции, на формирование парка оборудования, комплектование кадров, применения новых материалов. В ходе технологического развития учреждения или органа УИС, в части касающейся производства продукции подразделениями, решаются две основные задачи: повышение качества выпускаемой продукции, чему во многом способствует рост наукоёмкости; оптимизация использования применяемых при её выпуске ресурсов. Для оценки технологического критерия могут использоваться следующие показатели: коэффициент наукоёмкости, уровень технологичности, коэффициент энергоёмкости производства; удельный вес работ, выполняемых по прогрессивной технологии.

6) Компетентностный критерий. В условиях цифровой трансформации развитие цифровых компетенций является одним из важнейших. Существует три вида компетенций: базовые цифровые компетенции - навыки, знания и способность работников использовать цифровые технологии для решения повседневных задач на уровне пользователя персонального компьютера; универсальные общетехнические компетенции - навыки, знания и способность работников использовать цифровые технологии для решения повседневных задач на уровне администратора персонального компьютера; профессиональные цифровые компетенции - навыки, знания и способности работников использовать цифровые технологии для решения профессиональных задач.

Для оценки цифровых компетенций организация может использовать два основных подхода:

привлечение независимой комиссии, которая проведёт аудит и оценку цифровых компетенций с учетом особенностей организации;

разработка внутренними силами управления человеческими ресурсами порядка и положения по оценке цифровых компетенций. Для этого может быть использован метод анкетирования, метод тестирования, метод устного опроса.

7) Финансовый критерий. Финансовые ресурсы - необходимый критерий цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы. Разработка и внедрение цифровых технологий в процессы - достаточно дорогостоящие проекты. Именно поэтому учреждение, которое решается на реализацию цифровой трансформации должно, во-первых, провести анализ своей финансово-хозяйственной деятельности и удостовериться, что она является достаточно финансово устойчивым. Требуется оценить финансовые ресурсы, необходимые для реализации цифровой трансформации в целом и по приоритетным направлениям, которые могут быть формализованы в виде отдельных инициатив, программ, проектов. Подобная оценка необходима как в краткосрочной перспективе, так и по этапам стратегии цифровой трансформации.

Для оценки и анализа критериев условий цифровой трансформации могут быть использованы различные методы: метод анкетирования, экспертный метод, метод многокритериальной оценки, метод анализа иерархии Саати, расчёт интегрального индекса.

Цифровая трансформация УИС как органа исполнительной власти, не должна сводиться единолично к увеличению применяемых технических устройств. Базой изменений должно стать создание инновационных моделей организации деятельности сотрудников УИС. Цифровые технологии должны создавать алгоритмы принятия решений, а не становитьсся самоцелью изменений. Чтобы достичь цели цифровой трансформации системы, нужно организовать подготовку и переподготовку работников УИС для получения необходимых компетенций. Только качественное улучшение условий труда работников УИС может качественно увеличить эффективность деятельности ФСИН России.

Библиогра фия:

1. Ведомственная программа цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 30.12.2020 №984 . Приказ Министерства Юстиции Федеральной службы исполнения наказаний // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 03.07.2023).

2. Martynov, V.V. Inno/ationsbericht "Industrie 4.0" / V.V. Martynov, I.S. Martynova // Проблемы научной мысли. - 2021. - Vol.11. - No 1. - P. 46-49. - EDN ZQYPME.

3. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.07.2023).

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 03.07.2023).

5. Мартынов, В. В. Базовые принципы цифровой трансформации государственных органов / В. В. Мартынов, И. С. Мартынова // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27-28 октября 2022 г. / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Т. 5. Ч. 1. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. - С. 338-340. - EDN YSUMKN.

6. Официальный сайт Федеральная службы исполнения наказаний // Управление цифровой трансформацией [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://fsin.gov.ru/structure/UCT/ (дата обращения 03.07.2023).

References:

1. Departmental program of digital transformation of the Federal Penitentiary Service for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023 dated 12/30/2020 No. 984. Order of the Ministry of Justice of the Federal Penitentiary Service // SPS "Consultant plus" (accessed 03.07.2023).

2. Martynov, V.V. Innovationsbericht "Industrie 4.0" / V.V. Martynov, I.S. Martynova // Problems of scientific thought. - 2021. - Vol. 11. - No 1. - P. 46-49. - EDN ZQYPME.

3. Passport of the national project "National Program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 dated 04.06.2019) [Electronic resource]. URL access mode: http://www.consultant.ru / (accessed 03.07.2023).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.04.2021 No. 1138-r "On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource]. URL access mode: http://www.consultant.ru / (accessed 03.07.2023).

5. Martynov, V. V. Basic principles of digital transformation of state bodies / V. V. Martynov, I. S. Martynova // Donetsk Readings 2022: Education, Science, Innovation, Culture and Modern Challenges : Proceedings of the VII International Scientific Conference dedicated to the 85th Anniversary of Donetsk National University, Donetsk, October 2728, 2022 / Under the general editorship of S.V. Bespalova. Volume 5. Part 1. - Donetsk: Donetsk National University, 2022. - pp. 338-340. - EDN YSUMKN.

6. Official website of the Federal Penitentiary Service //Digital Transformation Management [Electronic resource]. URLaccess mode: https://lsin.ga/.ru/stiuchjre/UCT /(accessed 03.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.