Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УИС / КОРРУПЦИОННОЕ ЗАРАЖЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ УИС / ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич, Гапонов Артем Юрьевич

В статье рассматриваются правовые, организационные и социально-психологические проблемы противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС. По результатам проведенного комплексного исследования темы предложены определения «коррупционная зараженность» и «индекс эффективности противодействия коррупции». Систематизированы последствия влияния коррупционных правонарушений на инкубационном, коррупционной активности и коррекционном этапах, дестабилизирующие рациональную деятельность учреждений и органов ФСИН. Указано на необходимость проведения целенаправленной системной антикоррупционной политики в учреждениях и органах УИС, формирование устойчивого антикоррупционного поведения и антикоррупционной идеологии, разработки, модернизации и внедрения в практическую деятельность учебных и обучающих программ, использовании возможностей цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич, Гапонов Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DETERMINING THE ANTI-CORRUPTION EFFICIENCY INDEX BY OPERATIONAL UNITS OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

The article deals with the legal, organizational and socio-psychological problems of combating corruption in institutions and bodies of the criminal justice system. Based on the results of a comprehensive study of the topic, the proposed definitions of "corruption infection" and "anti-corruption efficiency index" are described. The consequences of the influence of corruption offenses at the incubation, corruption activity and correctional stages, destabilizing the rational activities of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service, are systematized. It is pointed out the need for a purposeful systemic anti-corruption policy in the institutions and bodies of the criminal justice system, the formation of sustainable anti-corruption behavior and anti-corruption ideology, the development, modernization and implementation of educational and training programs in practice, the use of digital transformation opportunities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ON THE ISSUE OF DETERMINING THE ANTI-CORRUPTION EFFICIENCY INDEX BY OPERATIONAL UNITS OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM

УДК 343. 9

Ковалев Олег Геннадьевич, доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России г.Псков, Россия, okovalev66@gmail.com.

Гапонов Артем Юрьевич, аспирант Псковского государственного университета г. Псков, Россия, salamon! 12@bk.ru

Kovalev O. G., Okovalev66@gmail .com

Gaponov A.Y., salamon! 12@bk.ru

Аннотация

В статье рассматриваются правовые, организационные и социально-психологические проблемы противодействия коррупции в учреждениях и органах УИС. По результатам проведенного комплексного исследования темы предложены определения «коррупционная зараженность» и «индекс эффективности противодействия коррупции». Систематизированы последствия влияния коррупционных правонарушений на инкубационном, коррупционной активности и коррекционном этапах, дестабилизирующие рациональную деятельность учреждений и органов ФСИН. Указано на необходимость проведения целенаправленной системной антикоррупционной политики в

учреждениях и органах УИС, формирование устойчивого антикоррупционного поведения и антикоррупционной идеологии, разработки, модернизации и внедрения в практическую деятельность учебных и обучающих программ, использовании возможностей цифровой трансформации.

Annotation

The article deals with the legal, organizational and socio-psychological problems of combating corruption in institutions and bodies of the criminal justice system. Based on the results of a comprehensive study of the topic, the proposed definitions of "corruption infection" and "anti-corruption efficiency index" are described. The consequences of the influence of corruption offenses at the incubation, corruption activity and correctional stages, destabilizing the rational activities of institutions and bodies of the Federal Penitentiary Service, are systematized. It is pointed out the need for a purposeful systemic anti-corruption policy in the institutions and bodies of the criminal justice system, the formation of sustainable anti-corruption behavior and anticorruption ideology, the development, modernization and implementation of educational and training programs in practice, the use of digital transformation opportunities.

Ключевые слова: противодействие коррупции, оперативные подразделения УИС, коррупционное заражение, учреждения и органы УИС, индекс эффективности, антикоррупционная идеология, модернизация, обучающие программы, цифровая трансформация.

Keywords: anti-corruption, operational units of the Criminal justice System, corruption infection, institutions and bodies of the criminal justice system, efficiency index, anti-corruption ideology, modernization, training programs, digital transformation.

Проблема эффективности противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе (УИС) на современном этапе ее реформирования

является актуальной и одной из важнейших в деятельности служб и подразделений УИС. [1]

Работа на данном направлении строится во исполнение действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актов. [2]

Проводимое нами исследование выявило устойчивую и планомерную тенденцию их модернизации, развития и совершенствования, использования современных правовых и организационных форм и методов, методик и технологий. [3]

На протяжении последних трех лет отмечается значительное усиление противодействия коррупции в УИС, и особенно оперативных подразделений, службы собственной безопасности, сотрудники которых предупреждают, выявляют и пресекают факты совершения персоналом УИС и спецконтингентом, их окружением коррупционных правонарушений.

В процессе проводимого нами на протяжении двух лет в учреждениях и органах УИС трех субъектов федерации комплексного исследования правовых, организационных и социально-психологических проблем противодействия коррупции, в используемый понятийный аппарат введено такое понятие как "коррупционная зараженность" сотрудников. Мы определили его содержание, степени и влияние на поведение сотрудников в коррупционных ситуациях.

Предложили диагностический инструментарий, который может быть использован практическими психологами при обследовании кандидатов на службу в УИС, перемещении и назначении сотрудников на вышестоящие должности. Также разработали классификацию сотрудников по критерию их коррупционной зараженности.

В ходе исследования выявлена взаимосвязь психологической

характеристики «коррупционная зараженность» с рациональной

профессиональной деятельностью сотрудников, под которой понимается

контролируемый, планово-систематизированный служебный процесс,

осуществляемый работниками отделов и служб в отношении спецконтингента учреждения в контексте современного правового регулирования.

Установлено, что сотрудники, имеющие высокую степень коррупционной зараженности, осуществляют профессиональную деятельность иррационально.

В настоящее время в ведении УИС находятся более 2,5 тыс. различных организаций и учреждений (образовательных, исправительных, воспитательных, следственных изоляторов, тюрем, уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и медико-санитарных частей). [4]

Штатная численность сотрудников, в них работающих, составляет 296 тыс. человек. [5]

В прошлом году следственными органами было возбуждено 99 уголовных дел в отношении 56 сотрудников ФСИН России. Большинство из них за пронос запрещенных предметов на режимную территорию, и получение денежного вознаграждения, а также создание привилегированных условий содержания для арестованных и осужденных. [6]

Анализ приведенных статистических данных показывает, что лишь очень незначительная часть сотрудников УИС (0,05 % от их общего числа) были привлечены к уголовной ответственности за коррупционные правонарушения.

Необходимо отметить, что указанные показатели обусловлены, в первую очередь весьма эффективной профилактической деятельностью, осуществляемой оперативными подразделениями и службой собственной безопасности УИС. Вместе с тем, также важно учитывать здесь фактор латентности рассматриваемых правонарушений.

Поскольку деятельность сотрудников оперативных подразделений полимотивированна и многогранна, требует постоянной системной оценки, в качестве важнейшего научно-методического инструментария, определяющего ее качество, нами предложен индекс эффективности противодействия коррупции, рассчитываемый по формуле:

у + г

— *Т = В

Где:

X - количество привлеченных к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности работников УИС за совершенные коррупционные преступления.

У - количество сообщений лиц (спецконтингента и сотрудников) о латентных коррупционных правонарушениях.

Ъ - количество единиц изученной информации о лицах, причастных к коррупционным правонарушениям, полученной ответственными за данное направление службами.

Т - длительность рассматриваемого периода по времени, где в качестве единицы измерения используется месяц.

В - коэффициент эффективности проводимых мероприятий по бальной системе.

Представляется целесообразным систематизировать последствия влияния коррупционных правонарушений на инкубационном, коррупционной активности и коррекционном этапах, дестабилизирующие рациональную деятельность учреждений и органов УИС.

На инкубационном этапе происходит зарождение коррупционного правонарушения. Руководство позволяет сотрудникам совершать на их взгляд мелкие, незначительные коррупционные проступки, не принимая мер реагирования, мотивирует подобную позицию не достаточной укомплектованностью личного состава, либо распространенностью коррупционных связей в коллективе. При этом снижается служебная дисциплина, качество исполнения должностных обязанностей, возможны деструктивные последствия нарушения установленного режима содержания заключенных под стражу и осужденных.

Инкубационный этап сменяется коррупционной активностью, которая синтезирует положительную персонификацию коррупционного правонарушения с коррупционными установками, укрывательством, ставшими известными криминальными фактами. Данный этап сопровождается ухудшением оперативной обстановки. Распространены случаи получения заключенными под стражу и осужденными за материальное вознаграждение доступа к запрещенным вещам, предметам и продуктам питания, спиртным напиткам, наркотикам, средствам мобильной связи.

Служебный авторитет сотрудника УИС обесценивается и деградирует. Зарождается и процветает атмосфера вседозволенности и безнаказанности, осуществляется негативное психологическое воздействие на других сотрудников с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Имеют место организованные попытки распространения подобной ситуации на другие учреждения территориального органа УИС, с целью дезорганизации режимных объектов.

Коррекционный этап начинается с разрушения локализации и общедоступностью информации о коррупционных правонарушениях. Принимаются решения о проверке достоверности ставших известными коррупционных фактов.

Также здесь устраняются последствия этапа коррупционной активности. Увольняются сотрудники, обладающие высокой степенью коррупционной зараженности, производится их планомерная ротация.

Органы следствия и прокуратуры, совместно с сотрудниками оперативных подразделений и службы собственной безопасности осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по установлению субъектов, условий и обстоятельств коррупционного правонарушения. [7]

Также на рассматриваемом этапе минимизируется коррупционный фон других учреждений территориального органа УИС. В следствие проводимой

работы профессиональная деятельность сотрудников приобретает рациональный характер.

Проанализированная периодизация показывает, что одной из причин иррациональной реализации профессиональной деятельности сотрудников УИС является наличие коррупционных отношений в служебных коллективах. В данной связи целесообразно разработать методические рекомендации по предотвращению, выявлению и купированию коррупционного поведения и поступков сотрудников с учетом вышеперечисленных этапов.

Таким образом, проведение целенаправленной, системной антикоррупционной политики в учреждениях и органах УИС, формирование устойчивого антикоррупционного поведения и антикоррупционной идеологии возможно лишь на основе комплексного научного изучения, разработки, модернизации и внедрения в практическую деятельность учебных и обучающих программ, использовании возможностей цифровой трансформации. [8]

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» //consultant.ru [сайт]. - URL.:http://www. consultant.ru/documer (дата обращения 18.11.2021)

2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273 -ФЗ//сошиИап!ги [сайт]. - URL.: http://www. consultant.ru/documer (дата обращения 25.10.2021); Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» //consultant.ru [сайт]. - URL.: http://www. consultant.ru/documer (дата обращения 14.11.2021); План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021-2024 годы//docviewer.yandex.ru (дата обращения 14.11.2021)

3. Вилкова А.В., Ковалев О.Г., Гапонов А.Ю. Совершенствование

нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией в уголовно-исполнительной системе//Перспективы науки № 7, 2021. С.161-163

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы РФ [сайт].URL.:_https://www.//fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratka ya%20har-ka%20UIS/

5. Указ Президента РФ от 27 ноября 2015 г. N 577 "Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы" (с изменениями и дополнениями) [сайт]. - URL.: https://www.//base.garant.ru/71260450/

6. Против сотрудников ФСИН возбудили почти 100 уголовных дел в 2020 году [сайт]. - URL.: https://www.//ria.ru/20201128/fsin-1586762321.html

7. Настольная книга прокурора (под общ. ред. С.Г. Кехлерова и О.С. Капинус). - М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Издательство Юрайт, 2020. С. 185

9. Ковалев О.Г. Современные проблемы комплексного противодействия коррупции//Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 4, 2020. С. 9-11

Literature

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 04/29/2021 No.1138-r "On the concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030" //consultant.ru [website]. -URL.:http://www. consultant.ru/documer (accessed 18.11.2021)

2. Federal Law "On Combating Corruption" dated 25.12.2008 No. 273-FZ//consultant.ru [website]. - URL.: http://www . consultant.ru/documer (accessed 10/25/2021); Decree of the President of the Russian Federation dated 08/16/2021 No. 478 "On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024" //consultant.ru [website]. - URL.: http://www . consultant.ru/documer (accessed 14.11.2021); Anti-corruption plan of the Federal Penitentiary Service for 2021-

2024//docviewer.yandex.ru (accessed 14.11.2021)

3. Vilkova A.V., Kovalev O.G., Gaponov A.Yu. Improvement of regulatory legal regulation of prevention and fight against corruption in the penal system//Prospects of Science No. 7, 2021. pp.161-163

4. Brief description of the penal enforcement system of the Russian

5. Federation[website].URL.: https://www.//fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 577 dated November 27, 2015 "On establishing the staffing of employees of the penal enforcement system" (with amendments and additions) [website]. - URL.: https://www.//base.garant.ru/71260450 /

7. Almost 100 criminal cases were initiated against FSIN employees in 2020 [website]. - URL.: https://www.//ria.ru/20201128/fsin-1586762321.html

8. The prosecutor's desk book (under the general editorship of S.G. Kehlerov and O.S. Kapinus). - M.: Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Yurayt Publishing House, 2020. p. 185

9. Kovalev O.G. Modern problems of complex anti-corruption//Penal enforcement system: Law, Economics, Management No. 4, 2020. pp. 9-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.