Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ВЫЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

К ВОПРОСУ ВЫЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫЯВЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / МОНИТОРИНГ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / РИСК СОВЕРШЕНИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ЗАКОННОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕНДЕРОВ / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич, Гапонов Артем Юрьевич

В статье на основе данных диссертационного исследования анализируются организационные проблемы выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Проведенный мониторинг рабочего времени представителей различных служб и подразделений УИС показал целесообразность постоянного, всестороннего и системного контроля за деятельностью персонала для снижения риска совершения коррупционных правонарушений. Одна из проблем выявления коррупционных правонарушений заключается в локальном сокрытии преступления самими сотрудниками учреждении и органов. Важной составляющей выявления коррупционных правонарушений является определение достоверности информации о правонарушении. В процессе исследования установлено, что одним из основных направлений выявления коррупционных правонарушений является законность расходования бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования при подготовке к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд учреждений ФСИН России. В процессе исследования также выявлено, что особому риску совершения коррупционных правонарушений подвержена процедура проведения тендеров по закупке товаров и проведения услуг. В современных условиях противодействие коррупции осуществляется ФСИН России на различных уровнях, с использованием современного антикоррупционного законодательства, современных средств, форм и методов борьбы с этим опасным криминальным явлением, представляющим угрозу общественной безопасности государства. Важное место при этом отводится организационным и правовым аспектам выявления коррупционных правонарушений, предупреждения и пресечения коррупционной активности. Подготовки и внедрению в практическую деятельность современных методических рекомендаций, обучающих программ и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковалев Олег Геннадьевич, Гапонов Артем Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IDENTIFYING CORRUPTION OFFENSES IN THE INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

The article analyzes the organizational problems of detection and prevention of corruption offenses in the institutions of the penitentiary system on the basis of the data of the dissertation research. The monitoring of the working hours of representatives of various services and divisions of the criminal justice system showed the expediency of constant, comprehensive and systematic control over the activities of personnel to reduce the risk of committing corruption offenses. One of the problems of detecting corruption offenses is the local concealment of the crime by the employees of the institution and bodies themselves. An important component of the detection of corruption offenses is to determine the reliability of information about the offense. In the course of the study, it was established that one of the main directions for detecting corruption offenses is the legality of spending budget funds and extra-budgetary sources of funding in preparation for placing orders for the supply of goods, performance of works and provision of services for the needs of the Federal Penitentiary Service of Russia. In the course of the study, it was also revealed that the procedure for conducting tenders for the purchase of goods and services is particularly at risk of committing corruption offenses. In modern conditions, anti-corruption is carried out by the Federal Penitentiary Service of Russia at various levels, using modern anti-corruption legislation, modern means, forms and methods of combating this dangerous criminal phenomenon that poses a threat to the public security of the state. An important place is given to the organizational and legal aspects of identifying corruption offenses, preventing and suppressing corruption activity. Preparation and implementation in practice of modern methodological recommendations, training programs and technologies.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ВЫЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Economic Development of the Russian Federation. Federal Agency for Tourism: official website. - Moscow. - URL:

https://www.russiatourism.ru/upload/iblock/b6a/Concept. pdf (accessed 09.05.2020)

2. Ministry of Transport of the Russian Federation: official website. -Moscow. - URL: https://www.mintrans.ru/ (accessed 15.05.2020). - Text: electronic.

3. Official website of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation http://www.russiatourism.ru/ (accessed: 25.12.2020). - Text: electronic.

4. Professional portal about tourism and tourism business http://www.trn-news.ru/ (accessed: 19.12.2020). - Text: electronic.

5. Professional travel portal http://www.tourdom.ru/ (accessed: 19.12.2019)

6. Federal State Statistics Service official website http://www.gks.ru/(accessed 19.12.2019). - Text: electronic.

7. News portal "Cruisinform" — http://cruiseinform.ru/news/rechnye_kruizy/28020219/(accessed: 22.12.2020). -Text: electronic.

К ВОПРОСУ ВЫЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ON THE ISSUE OF IDENTIFYING CORRUPTION OFFENSES IN THE INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

УДК 343.8

Ковалев О. Г., доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков.

Гапонов А. Ю., аспирант, Псковский государственный университет г. Псков.

Коуа1еу О. С., okovalev66@gmail.com Саропоу Л.У., salamon112@bk.ru

Аннотация

В статье на основе данных диссертационного исследования анализируются организационные проблемы выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Проведенный мониторинг рабочего времени представителей различных служб и подразделений УИС показал целесообразность постоянного, всестороннего и системного контроля за деятельностью персонала для снижения риска совершения коррупционных правонарушений. Одна из проблем выявления коррупционных правонарушений заключается в локальном сокрытии преступления самими сотрудниками учреждении и органов. Важной составляющей выявления коррупционных правонарушений является определение достоверности информации о правонарушении. В процессе исследования установлено, что одним из основных направлений выявления коррупционных правонарушений является законность расходования бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования при подготовке к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд учреждений ФСИН России. В процессе исследования также выявлено, что особому риску совершения коррупционных правонарушений подвержена процедура проведения тендеров по закупке товаров и проведения услуг. В современных условиях противодействие коррупции осуществляется ФСИН России на различных уровнях, с использованием современного антикоррупционного законодательства, современных средств, форм и методов борьбы с этим опасным криминальным явлением, представляющим угрозу общественной безопасности государства. Важное место при этом отводится организационным

и правовым аспектам выявления коррупционных правонарушений, предупреждения и пресечения коррупционной активности. Подготовки и внедрению в практическую деятельность современных методических рекомендаций, обучающих программ и технологий.

Annotation

The article analyzes the organizational problems of detection and prevention of corruption offenses in the institutions of the penitentiary system on the basis of the data of the dissertation research. The monitoring of the working hours of representatives of various services and divisions of the criminal justice system showed the expediency of constant, comprehensive and systematic control over the activities of personnel to reduce the risk of committing corruption offenses. One of the problems of detecting corruption offenses is the local concealment of the crime by the employees of the institution and bodies themselves. An important component of the detection of corruption offenses is to determine the reliability of information about the offense. In the course of the study, it was established that one of the main directions for detecting corruption offenses is the legality of spending budget funds and extra-budgetary sources of funding in preparation for placing orders for the supply of goods, performance of works and provision of services for the needs of the Federal Penitentiary Service of Russia. In the course of the study, it was also revealed that the procedure for conducting tenders for the purchase of goods and services is particularly at risk of committing corruption offenses. In modern conditions, anticorruption is carried out by the Federal Penitentiary Service of Russia at various levels, using modern anti-corruption legislation, modern means, forms and methods of combating this dangerous criminal phenomenon that poses a threat to the public security of the state. An important place is given to the organizational and legal aspects of identifying corruption offenses, preventing and suppressing corruption activity. Preparation and implementation in practice of modern methodological recommendations, training programs and technologies.

Ключевые слова: выявление, предупреждение, коррупционные правонарушения, учреждения уголовно-исполнительной системы, мониторинг

рабочего времени, риск совершения, коррупционные правонарушения, достоверность информации, законность расходования бюджетных средств, внебюджетные источники финансирования, процедура проведения тендеров, современные методические рекомендации, обучающие программы и технологии.

Keywords: detection, prevention, corruption offenses, institutions of the penal system, monitoring of working hours, risk of commission, corruption offenses, reliability of information, legality of spending budget funds, extra-budgetary sources of funding, tender procedure, modern methodological recommendations, training programs and technologies.

Проблема выявления и предупреждения коррупционных правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы является актуальной и приоритетной для различных отраслей права и практической деятельности. В рамках осуществляемого диссертационного исследования мы изучили организационные и правовые аспекты, основные направления выявления коррупционных правонарушений, а также некоторые факторы, детерминирующие коррупционное поведение сотрудников УИС.

В настоящее время уголовно-исполнительная система (УИС) в национальном рейтинге штатной численности занимает третье место с 296 тысячами сотрудников, уступая МВД и Росгвардии России. В состав УИС входят более 950 федеральных казенных учреждений. По состоянию на первое января 2021 года в исправительных колониях (ИК) отбывали наказания 378 тысяч человек, 104 тысячи содержались под стражей в следственных изоляторах. При этом на протяжении последних 25 лет отмечается устойчивая тенденция снижения количества лиц, находящихся в учреждениях УИС, количество которых превышает общую численность сотрудников более чем в 1,6 раза.

Данное положение, а также существующий некомплект сотрудников можно рассматривать как одну из возможных причин коррупционного поведения персонала.

Проведенный мониторинг рабочего времени представителей различных служб и подразделений показал, что в тех случаях, когда за деятельностью персонала осуществляется действенный контроль со стороны руководителей, коррупционный риск совершения правонарушений значительно снижается.

Вместе с тем, из за невозможности организации по объективным причинам такого контроля за поведением и локализацией передвижения сотрудников во вне рабочего времени, возможности осуществления внеслужебных связей со спецконтингентом, их родственниками и знакомыми, риски совершения коррупционных правонарушений возрастают. Так, сотрудники, остающиеся в учреждении сверхурочно имеют возможность завуалировать свое коррупционное поведение под создание видимости добросовестного исполнения своих должностных обязанностей. Поэтому на наш взгляд, при выявлении коррупционных правонарушений необходимо обращать внимание на соотношение учета рабочего времени персонала.

В деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, как и в других силовых структурах и правоохранительных органах действует принцип единоначалия. Административным и управленческим ресурсом в каждом подразделении наделен начальствующий состав возглавляемый начальником учреждения. При этом старший начальствующий состав состоит из 4-х уровней вертикального подчинения (заместитель начальника отдела, начальник отдела, заместитель начальника учреждения, начальник учреждения). Часто сотрудники, относящиеся к младшему и среднему начальствующему составу не обладают полной информацией о возможных коррупционных правонарушениях, происходящих на территории учреждения. Такие факты известны лишь близкому окружению коррупционера или лицам, занимающим равнозначный служебный статус.

Так в 2019 году был задержан начальник исправительной колонии УФСИН России по Костромской области за получение взятки за смягчение условий содержания одному из лиц отбывающему наказания и помощь в условно-досрочном освобождении. Также руководитель колонии наладил торговлю запрещенными к передаче продуктами, средствами сотовой связи и

комплектующем к ним. За эти действия он получил денежные средства в размере 587 тысяч и дорогие гаджеты. Уголовное дело возбуждено по статье 290 УК РФ.

Однако даже при информировании сотрудников младшего и среднего состава о совершенных или готовящихся коррупционных правонарушений вышестоящим руководством, подобные факты могут утаиваться с использованием должностного авторитета руководителя и служебной зависимости подчиненного. Таким образом мы выделяем еще одну проблему выявления коррупционных правонарушений в локальном сокрытии преступления самими сотрудниками учреждении и органов УИС.

Данные проведенного нами теоретико-эмпирического исследования показали, выявление коррупционных преступлений сотрудниками отделов собственной безопасности и оперативных подразделений территориальных управлений ФСИН России чаще всего осуществляется по информации заключенных под стражу и осужденных, содержащихся в учреждении. Вместе с тем, информация, содержащая признаки коррупционного правонарушения может быть искажена в целях личной неприязни, мести сотрудникам, честно выполняющим функциональные обязанности. В этой связи мы выделяем такую важную составляющую выявления коррупционных правонарушений как определение достоверности информации о правонарушении.

В процессе исследования установлено, что одним из основных направлений выявления коррупционных правонарушений осуществляемых сотрудниками отделов собственной безопасности является законность расходования бюджетных средств и средств из внебюджетных источников финансирования при подготовке к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд учреждений ФСИН России.

Оценить законность и освоения выделяемых бюджетных средств и их распределения для соответствующих нужд сотрудниками тылового обеспечения учреждений УИС осложняется, тем, что предусмотренные в бюджетных статьях средства могут быть выделены на объекты требующие их выделения (починку, ремонт, закупку комплектующих и т.д.), но вместо

реального их освоения, происходит фиктивное, путем устранения проблем силами учреждения или раннего сокрытия предметов (деталей, частей) путем накопления для дальнейшей реализации.

В процессе исследования также выявлено, что особому риску совершения коррупционных правонарушений подвержена процедура проведения тендеров по закупке товаров и проведения услуг. Так, по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по статье 178 УК РФ в отношении начальника исправительной колонии УФСИН России по Волгоградской области о картельном сговоре при расходовании более 140 млн рублей. Вопреки требованиям законодательства исправительным учреждением для выполнения строительных работ привлечена организация, проигравшая аукцион, которая фактически приступила к выполнению работ на объекте задолго до объявления конкурсных процедур на строительство детского сада.

Таким образом, в современных условиях противодействие коррупции осуществляется ФСИН России на различных уровнях, с использованием современного антикоррупционного законодательства, современных средств, форм и методов борьбы с этим опасным криминальным явлением, представляющим угрозу общественной безопасности государства. Важное место при этом отводится организационным и правовым аспектам выявления коррупционных правонарушений, предупреждения и пресечения коррупционной активности. Подготовки и внедрению в практическую деятельность современных методических рекомендаций, обучающих программ и технологий. [1]

Литература

1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273^3//consultant.ru [сайт]. - URL.: http://www. consultant.ru/documer (дата обращения 14.04.2021); "План противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний на 2021-2023 годы"

(утв. ФСИН России 30.12.2020)//legalacts.ru [сайт]. - URL.: http://www.

legalacts.ru (дата обращения 13.04.2021)

Literature

1. Federal Law" On Combating Corruption " of 25.12.2008 No. 273 -FZ/ / consultant. ru [website]. - URL.: http://www. consultant.ru/documer (accessed 14.04.2021); "Anti-corruption Plan of the Federal Penitentiary Service for 20212023" (approved by the Federal Penitentiary Service of Russia on

30.12.2020)//legalacts.ru [site]. - URL.: http://www. legalacts.ru (accessed

13.04.2021)

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ON THE EFFECTIVENESS OF DIGITALIZATION IN HEALTHCARE

УДК 338.22.01 DOI 10.24411/2713-1424-2021-10008 Шапиро С. Р., студент, Самарский государственный экономический университет, г. Самара Коновалова М. Е., профессор, доктор экономических наук, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Shapiro S.R., s.shapiro7@yandex.ru Konovalova M.E., mkonoval@mail.ru

Аннотация

Растущая цифровизация общественной жизни изменяет требования к современному здравоохранению и в то же время дает возможности для более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.