Научная статья на тему 'Цифровая культура сотрудников ФСИН России: возможности формирования'

Цифровая культура сотрудников ФСИН России: возможности формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровая культура / цифровая компетентность / цифровые технологии / профессиональное образование / digital transformation / digital culture / digital competence / digital technologies / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрий Георгиевич Зыбин, Денис Юрьевич Чураков, Александр Викторович Антоновский

В статье рассмотрены возможности формирования цифровой культуры сотрудников ФСИН России в условиях цифровой трансформации. Цифровизация образовательной деятельности, повсеместное использование информационных (цифровых) технологий в образовании, использование электронного обучения меняет и трансформирует взаимодействие субъектов учебного процесса. Формирование цифровой культуры, цифровой грамотности, цифровой компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы сегодня невозможно без усвоения новых компетенций в области инструментов цифровой трансформации, обеспечивающих оперативность, своевременность, успешность решения профессиональных задач. В статье предложены подходы в обучении сотрудников ФСИН России основам применения цифровых технологий и цифровых сервисов в контексте цифровой трансформации. Разноплановость служебной деятельности сотрудников ФСИН России требует постоянного повышения качества ее профессиональной подготовки и повышения уровня цифровой компетентности и культуры в условиях цифровой трансформации общественных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитрий Георгиевич Зыбин, Денис Юрьевич Чураков, Александр Викторович Антоновский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital culture of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia: opportunities for formation

The article considers the possibilities of forming a digital culture of employees of the FPS of Russia in the context of digital transformation. The digitalization of educational activities, the widespread use of information (digital) technologies in education, the use of e-learning change and transform the interaction of the subjects of the educational process. The formation of a digital culture, digital literacy, digital competence of employees of the penitentiary system today is impossible without the assimilation of new digital competencies in the field of digital transformation tools that ensure efficiency, timeliness, and success in solving professional problems. Approaches are proposed for training employees of the FPS of Russia on the basics of using digital technologies and digital services in the context of digital transformation. The diversity of the official activities of the employees of the FPS of Russia requires a constant improvement in the quality of its professional training and an increase in the level of digital competence and digital culture in the context of the digital transformation of social processes.

Текст научной работы на тему «Цифровая культура сотрудников ФСИН России: возможности формирования»

УДК 37

Э01: 10.51522/2307-0382-2023-253-6-37-46

ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ЗЫБИН

начальник ФКУ НИИИТ ФСИН России, доктор технических

наук, доцент, полковник внутренней службы И zybindg@ipt.fsin.uis, https://orcid.org/0009-0007-8749-4101

Тверь

ДЕНИС ЮРЬЕВИЧ ЧУРАКОВ

первый заместитель начальника ФКУ НИИИТ ФСИН России, полковник внутренней службы И churakof_dy@fsin.gov.ru, https://orcid.org/0000-0001-7996-0394

Тверь

АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ АНТОНОВСКИЙ

главный научный сотрудник отделения планирования и контроля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отдела планирования и контроля научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, финансово-экономической работы и государственных закупок административно-управленческого персонала ФКУ НИИИТ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент И antonovskyav@ipt.fsin.uis, https://orcid.org/0000-0002-3070-6886

Тверь

Цифровая культура сотрудников ФСИН России: возможности формирования

Аннотация. В статье рассмотрены возможности формирования цифровой культуры сотрудников ФСИН России в условиях цифровой трансформации. Цифровизация образовательной деятельности, повсеместное использование информационных (цифровых) технологий в образовании, использование электронного обучения меняет и трансформирует взаимодействие субъектов учебного процесса. Формирование цифровой культуры, цифровой грамотности, цифровой компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы сегодня невозможно без усвоения новых компетенций в области инструментов цифровой трансформации, обеспечивающих оперативность, своевременность, успешность решения профессиональных задач. В статье предложены подходы в обучении сотрудников ФСИН России основам применения цифровых технологий и цифровых сервисов в контексте цифровой трансформации. Разноплановость служебной деятельности сотрудников ФСИН России требует постоянного повышения качества ее профессиональной подготовки и повышения уровня цифровой компетентности и культуры в условиях цифровой трансформации общественных процессов.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая культура, цифровая компетентность, цифровые технологии, профессиональное образование

Для цитирования

Зыбин Д. Г., Чураков Д. Ю., Антоновский А. В. Цифровая культура сотрудников ФСИН России: возможности формирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 6. С. 37-46. https://www.doi.

org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-37-46.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

© Зыбин Д. Г., Чураков Д. Ю., Антоновский А. В., 2023_

DMITRY G. ZYBIN

Head of Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», Doctor of technical sciences, Associate Professor, Colonel of the Internal Servicee zybindg@ipt.fsin.uis, https://orcid.org/0009-0007-8749-4101

Tver

DENIS YU. CHURAKOV

First deputy chief of Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», Colonel of the Internal Service churakof_dy@fsin.gov.ru, https://orcid.org/0000-0001-7996-0394

Tver

ALEXANDER V. ANTONOVSKY

Chief Researcher of the Department of Planning and Control of Research and Development

Works of the Department of Planning and Control of Research and Development Works, Financial and Economic Work and Public Procurement of Administrative and Management Personnel of Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», Candidate of Psychology, Associate Professor antonovskyav@ipt.fsin.uis, https://orcid.org/0000-0002-3070-6886

Tver

Digital culture of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia: opportunities for formation

Abstract. The article considers the possibilities of forming a digital culture of employees of the FPS of Russia in the context of digital transformation. The digitalization of educational activities, the widespread use of information (digital) technologies in education, the use of e-learning change and transform the interaction of the subjects of the educational process. The formation of a digital culture, digital literacy, digital competence of employees of the penitentiary system today is impossible without the assimilation of new digital competencies in the field of digital transformation tools that ensure efficiency, timeliness, and success in solving professional problems. Approaches are proposed for training employees of the FPS of Russia on the basics of using digital technologies and digital services in the context of digital transformation. The diversity of the official activities of the employees of the FPS of Russia requires a constant improvement in the quality of its professional training and an increase in the level of digital competence and digital culture in the context of the digital transformation of social processes.

Keywords: digital transformation, digital culture, digital competence, digital technologies, professional education

For citation

Zybin D. G., Churakov D. Yu., Antonovskiy A. V. Digital culture of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia: opportunities for formation // Vedomosti of the Penal System. 2023. No. 6. P. 37-46. https://www.doi. org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-37-46.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Современные изменения, связанные с цифровой трансформацией различных сторон общественной жизни, напрямую затрагивают как сферу профессионального образования специалистов на различных его уровнях, так и сферу профессионального труда. Традиционно выделяются два основных направления развития общественных средств труда, общества и человека в нем. Первое - это направление технологического плана, напрямую связанное с научно-техническим прогрессом и развитием собственно средств трудовой деятельности.

Второе направление - уже более современное, организационного плана, основанное на исследовании непосредственно человека как личности и как субъекта профессиональной деятельности, анализе профессионально важных качеств, учете качества профессиональной подготовки, раскрытии человека как профессионала в труде [1]. Именно в рамках второго направления приоритетное значение приобретает успешность и качество выполнения профессиональной (служебной) деятельности, результативность труда, соответствующая квалификация для выполнения определенного функционала, наличие профильного образования, знаний, умений, навыков, компетенций [2].

Профессиональная деятельность в жизни человека играет важную роль, позволяя ему как субъекту труда раскрыть свой потенциал, достичь определенного уровня самореализации и профессионализма, формировать достаточный уровень качества жизни в целом [3]. Успешность профессиональной деятельности работника в организации является од-

ним из критериев экспертного оценивания и принятия возможных решений о повышении, материальном стимулировании, карьерном росте и так далее, тогда как для самого работника успешность - это рефлексивное понимание того, насколько хорошо он выполняет трудовую деятельность, что может выступить толчком к профессиональному развитию, необходимости повышать свой профессиональный уровень, получить дополнительное профессиональное образование [4].

Цифровая трансформация различных сторон общественной жизни сегодня подразумевает не только переформатирование технической стороны жизни и экономические цифровые изменения, но и качественное изменение культуры выполнения профессиональной деятельности в различных сферах [5]. Соответственно, к работникам, специалистам предъявляются уже дополнительные требования, прописанные не только в разработанных и утвержденных профессиональных стандартах, но и заложенные в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования различных направлений и специальностей подготовки, среди которых, например, владение информационными технологиями и программными средствами, умение применять цифровые инструменты в рамках учебной деятельности, сформированный уровень цифровой грамотности и цифровой компетентности и другие [6]. Владение информационно-коммуникационными (цифровыми) технологиями сегодня в полной мере обеспечивает эффективность и успешность освоения как учебной, так и профессиональной деятельности.

Образование как исторически сложившийся институт культуры современного общества традиционно обеспечивает воспроизводство и развитие этого самого общества путем организации трансляции сложившегося социального опыта поколений в виде знаний, умений, навыков, ценностей и другого. Образование, будучи ресурсом социального и технологического плана, постоянно подвергается трансформации с учетом социально-экономических, гло-бализационных изменений в обществе, научно-технологических прорывов. В настоящее время возрастает роль профессионального образования в контексте повышения качества подготовки специалистов, формирования цифровых компетенций для успешной социализации в сложившемся информационном обществе, готовности к непрерывному профессиональному образованию, профессиональной мобильности [7].

Цифровизация образовательной деятельности, повсеместное использование сегодня информационных (цифровых) технологий в образовании, использование электронного обучения меняет, трансформирует, собственно, и взаимодействие субъектов учебного взаимодействия. Как показывает образовательная практика, для реализации современных форм учебного взаимодействия востребованы не существовавшие ранее компетенции организации совместной учебной деятельности обучающего и обучающихся с использованием цифровых средств [8]. Кроме того, динамичные темпы цифровой трансформации науки и образования, как правило, опережают темпы субъектов образовательной деятельности по освоению и своевременному применению в учебной и профессиональной деятельности цифровых технологий. В этом плане, конечно, актуален и значим вопрос необходимости рас-

ширения возможностей обучающихся, специалистов по взаимодействию с объектами цифрового мира, формирования в целом, цифровой культуры и цифровой компетентности в ходе получения образования. Это в полной мере относится к образовательным организациям высшего образования ФСИН России в контексте формирования конкурентно-способных бакалавров и специалистов в условиях сложившейся цифровой экономики и рынков труда.

Формирование цифровой культуры, цифровой грамотности, цифровой компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы сегодня невозможно без усвоения новых цифровых компетенций в области инструментов цифровой трансформации, обеспечивающих оперативность, своевременность, успешность решения профессиональных задач, разноплановый анализ возникающих служебных ситуаций, требующих решения и контроля [9]. Данные аспекты нашли отражение и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, абзац 5 раздела XIV которой предполагает создание методологической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целях выполнения мероприятий по цифровой трансформации [10].

Стремительные темпы цифровой трансформации Российской Федерации влекут за собой необходимость изменения подходов к подготовке кадров в плане обязательного формирования цифровой культуры сотрудника как во время его подготовки в образовательных учреждениях высшего образования, так и в процессе освоения дополнительных профессиональных программ [11, 12, 13].

Можно предложить разделить возможности обучения в образовательной практике сотрудников ФСИН России основам применения цифровых технологий и цифровых сервисов в контексте цифровой трансформации на два подхода.

Первый подход состоит в формировании цифровой культуры и цифровых компетенций в процессе обучения в образовательной организации при получении высшего образования. Такая ситуация предполагает возможность реализации двух вариантов. Один из них состоит в выделении в рабочем учебном плане специального блока дисциплин, направленных на формирование цифровой культуры, второй - во включении модулей по тематике цифровизации в другие дисциплины.

Представляется более целесообразным второй вариант. Его преимуществом является возможность интегрировать работу с цифровыми ресурсами как в учебную деятельность, так и сформировать навыки использования цифровых технологий (формирования циф-

ровых компетенций) при выполнении отрабатываемых на занятиях семинарского типа обучающих задач в рамках будущей профессиональной (служебной) деятельности. Такой подход позволит подчеркнуть, что цифровые технологии являются не предметом изучения, а средствами для решения задач будущей профессиональной (служебной) деятельности, что соответствует содержанию цифровой культуры.

В таблице 1 представлена поэтапная структура процесса внедрения в образовательный процесс высшего образования и реализации обучения основам применения цифровых технологий.

Второй подход состоит в формировании цифровой культуры в процессе освоения дополнительных профессиональных программ обучающимися, ранее не имевшими в достаточной степени сформированных цифровых компетенций.

Для формирования цифровой культуры целесообразна разработка дополнительных профессиональных программ, содержание которых обособлено

Таблица 1

Структура этапов обучения основам применения цифровых технологий в рамках профессионального образования

Этап моделирования Реализуемые мероприятия

Анализ предметной области - выявление задач профессиональной деятельности, решение которых станет более эффективным при использовании цифровых технологий

Формулирование задач обучения - определение необходимого компетентностного уровня обучающегося, которого необходимо достичь по результатам обучения

Формулирование содержания формируемых цифровых компетенций - определение знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного применения цифровых технологий; - формулирование индикаторов сформированности компетенций

Определение дисциплин (модулей), в рамках которых будут формироваться компетенции - разработка содержания дисциплин; - разработка учебных модулей; - разработка содержания специфических дисциплин по направлению цифровизации

Реализация образовательной программы - обучение дисциплинам в соответствии с рабочим учебным планом

и сконцентрировано на развитии у обучающихся конкретных цифровых компетенций. Формулировка таких компетенций напрямую зависит от состояния цифровизации экономики, а также от профессиональных обязанностей отдельных категорий обучающихся.

Считаем целесообразным разработку дополнительных профессиональных программ двух видов. Первый вид программ призван сформулировать у обучающихся представление о цифровизации экономики и социальной сферы Российской Федерации, раскрыть содержание сквозных технологий и цифровых сервисов, доступных для решения профессиональных задач. Целесообразно включать в него разделы, касающиеся цифровой этики и цифровой гигиены.

Второй вид дополнительных профессиональных программ может быть основан на требованиях заказчика профессионального обучения (структурного подразделения ФСИН России) и наполнен содержанием, касающимся цифровых технологий и сервисов, которые непо-

средственно применяются сотрудниками заданной должностной категории.

Наиболее важным и ответственным шагом здесь является формулирование заказчиком обучения квалификационных требований, которые обеспечивают успешное решение сотрудниками задач профессиональной деятельности. Процесс формулирования квалификационных требований как цели обучения не может быть реализован образовательной организацией изолированно от профильного структурного подразделения ФСИН России.

Целесообразно организовывать обучение последовательно по программам первого и второго вида.

В таблице 2 представлена поэтапная структура процесса внедрения в образовательный процесс и реализации обучения основам применения цифровых технологий в рамках программ дополнительного профессионального образования (программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации).

Таблица 2

Структура этапов обучения сотрудников ФСИН России основам применения цифровых технологий в рамках программ дополнительного профессионального образования

Этап моделирования Реализуемые мероприятия

Формализация квалификационных требований заказчика обучения - выявление задач профессиональной деятельности, состава цифровых технологий, поддерживающих их решение

Формулирование задач обучения - определение необходимого компетентностного уровня обучающегося, которого необходимо достичь по результатам обучения

Формулирование содержания формируемых цифровых компетенций - определение знаний, умений, навыков, необходимых для эффективного применения цифровых технологий; - формулирование индикаторов сформированности компетенций

Определение дисциплин (модулей), в рамках которых будут формироваться компетенции - разработка содержания дисциплин; - разработка учебных модулей; - разработка содержания специфических дисциплин по направлению цифровизации;

Реализация образовательной программы - обучение дисциплинам в соответствии с дополнительной профессиональной программой

Важно подчеркнуть, что достижение специалистом достаточно высокого уровня цифровой культуры, а в дальнейшем и определенного уровня профессионализма, способствующего успешной служебной деятельности, происходит в течение определенного времени и требует не только наличия качественного профессионального образования, но и отработку решений профессиональных задач как в процессе профессиональной подготовки, так и дальнейшей трудовой деятельности. С. А. Дружилов вводит понятие «индивидуальный ресурс профессионального развития человека» (ИРПР) [14]. Ключевым в данном понятии является термин «ресурс». Понятие ИРПР предполагает, что у человека имеются как реальные профессиональные возможности, способности, индивидуально-личностные характеристики и готовность к освоению цифровой культуры, цифровой грамотности и цифровой компетентности, так и ресурсные, пока несформированные или нереализованные профессиональные свойства. Наличие у человека ИРПР будет способствовать возможности профессионального роста и развития в рамках информационного общества.

В рамках Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования предполагается формирование и развитие цифровой культуры и цифровых компетенций как у обучающихся, так и у научно-педагогических работников [15]. Недостаточный уровень таких компетенций является одним из факторов, сдерживающих развитие цифровой трансформации научно-исследовательской и образовательной деятельности. Цифровая трансформация образования непосредственно связана с качеством профессиональной подготовки как педагогов, так и обучающихся на различных уровнях образования

и определяется расширением способов работы с информацией и технологиями по ее усвоению. До 2030 года все работники научных и образовательных организаций должны пройти дополнительное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации по формированию и развитию цифровых компетенций и по работе в командах цифровой трансформации [16].

Учитывая, что в рамках процессов цифровой трансформации по различным направлениям деятельности планируется обучение профильных специалистов и специально организованных команд, в образовательной практике и при выполнении профессиональной (служебной) деятельности ключевое значение приобретает организованное межпрофессиональное взаимодействие между участниками с акцентом на формирование достаточного уровня профессионально важных качеств, профессиональной цифровой компетентности сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы.

Специально организованные команды, или проектные команды, будут представлять собой группы сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением какого-либо проекта. Проектная команда цифровой трансформации во ФСИН России возьмет за основу ролевую модель, в которой будут предусмотрены несколько основных ролей участников, обеспечивающих руководство качественными и полными данными для принятия организационно-управленческих решений. Подразумевается наличие у каждого из них своей квалификации, компетенции, зоны ответственности, например: руководитель по работе с данными, аналитик, инженер, разработчик, юрист и другие. К основным функциям данной команды

можно отнести: создание и реализацию стратегии цифровой трансформации организации, создание и развитие цифровой архитектуры, управление данными, создание и развитие цифровых продуктов, управление изменениями обеспечение безопасности информации и так далее. Например, в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации данные функции могут выполняться как внутри цифровой проектной команды (одна-две роли в составе команды), так и одним из специально выделенных или созданных для этого подразделений. Координирующая роль в этом процессе будет принадлежать управлению цифровой трансформации, которое может при необходимости делегировать команде часть полномочий.

Можно с уверенностью утверждать, что предложенные подходы к обучению сотрудников ФСИН России осно-

вам применения цифровых технологий и цифровых сервисов в контексте цифровой трансформации могут быть реализованы как в рамках высшего образования, так и в рамках программ дополнительного профессионального образования. Разноплановость служебной деятельности сотрудников ФСИН России требует постоянного повышения качества ее профессиональной подготовки и, соответственно, повышения уровня цифровой компетентности и цифровой культуры в целом в условиях цифровой трансформации общественных процессов.

1. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности : монография. М. : Изд-во Институт психологии РАН, 2004. 424 с.

2. Батова М. М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - наука - производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Том 9. № 4. С. 1573-1584.

3. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М. : Смысл, 2009. 319 с.

4. Антоновский А. В. К вопросу о профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения, 2022) : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 15 апр. 2022 г.). СПб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2022. С. 13-19.

5. Ильина И. Ю. Цифровизация как фактор трансформации профессиональных компетенций персонала // Экономика образования. 2023. № 1. С. 101-108.

6. Гаркуша В. Н. Цифровое мышление и цифровая культура в современном университете // Информация-коммуникация-общество. 2022. Том 1. С. 48-52.

7. Гревцева Г. Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Образование. Педагогические науки. 2022. Том 14. № 1. С. 40-49.

8. Вахнина В. В. Формирование цифровых компетенций руководителей органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки // Преступление. Наказание. Исправление : сб. тезисов выступлений и докладов участников V Междунар. пенитенц. форума, приуроченного к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий (Рязань, 17-19 нояб. 2021 г.). Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 141-144.

9. Долгов В. Я. Цифровая культура и ее сущность // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний : сб. материалов IV Круглого стола, посвященного 100-летию со дня рожде-

ния В. С. Харичева. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2022. С. 35-42.

10. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 24.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

11. Зыбин Д. Г., Бокадаров С. А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки инженерно-технических кадров в Воронежском институте ФСИН России // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всерос. науч.-практ. конференции (Самара, 30-31 мая 2019 г.). Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. С. 80-82.

12. Ундозерова А. Н. Информационная культура курсанта в условиях цифровой трансформации общества // Понятийный аппарат педагогики и психологии. Благовещенск : Благовещенский гос. пед. ун-т, 2023. № 13. С. 259-269.

13. Царькова Е. Г., Воротникова Т. Ю. Применение информационных технологий для повышения эффективности процесса обучения // Подготовка кадров для уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: проблемы, перспективы, инновации : сб. материалов науч.-метод. конф. (Рязань, 20-22 ноября 2019 г.). Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 135-141.

14. Дружилов С. А. Информационное общество: социально-гигиенические аспекты трансформации института занятости и трудовой сферы // Гигиена и санитария. 2020. Том 99. № 7. С. 662-668.

15. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Минобрнауки России). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 11.01.2023).

16. Антоновский А. В., Зыбин Д. Г., Чураков Д. Ю. Цифровая трансформация научно-исследовательской деятельности : монография. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2022. 150 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Karpov A .V. Psychology of reflexive mechanisms of activity: monograph. M. : Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2004. 424 p.

2. Batova M. M. Formation of digital competencies in the system «education - science - production» // Issues of innovative economics. 2019. Volume 9. No. 4. P. 1573-1584.

3. Zarakovsky G. M. The quality of life of the population of Russia: psychological components. M. : Smysl, 2009. 319 p.

4. Antonovsky A. V. On the issue of professional competence of employees of the penitentiary system // Actual problems of the psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasilevsky Readings, 2022): materials of the Intern. scientific-practical. conf. (St. Petersburg, April 15, 2022). SPb. : St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. P. 13-19.

5. Ilyina I. Yu. Digitalization as a factor in the transformation of personnel professional competencies. Economics of Education. 2023. No. 1. P. 101-108.

6. Garkusha V. N. Digital thinking and digital culture in a modern university // Information-communication-society. 2022. Volume 1, P. 48-52.

7. Grevtseva G. Ya. Digital socialization of personality in the educational environment // Bulletin of the South Ural State University. Series : Education. Pedagogical Sciences. 2022. Volume 14. No. 1. P. 40-49.

8. Vakhnina V. V Formation of digital competencies of the heads of internal affairs bodies in the process of professional training // Crime. Punishment. Correction: collection of abstracts of speeches and reports of participants of the V Intern. penitentiary forum timed to coincide with the Year of Science and Technology in the Russian Federation in 2021 (Ryazan, November 17-19, 2021). Ryazan: Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service, 2021, P. 141-144.

9. Dolgov V. Ya. Digital culture and its essence // Topical issues of informatization of the Federal Penitentiary Service: collection of materials of the IV Round table dedicated to the 100th anniversary of the birth of V. S. Kharichev. Tver: Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2022, P. 35-42.

10. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: approved decree of Government of Rus. Federation dated April 24, 2021 No. 1138-r. Access from LRS «ConsultantPlus».

11. Zybin D. G., Bokadarov S. A. Topical issues of professional training of engineering and technical personnel at the Voronezh Institute of the FPS of Russia // Penitentiary security: national traditions and foreign experience: materials of all-Russian scientific-practical conference (Samara, May 30-31, 2019). Samara: Samara Law Institute of the FPS of Russia, 2019. P. 80-82.

12. Undozerova A. N. Information culture of a cadet in the conditions of digital transformation of society // Conceptual apparatus of pedagogy and psychology. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk state ped. un-ty, 2023. No. 13, P. 259-269.

13. Tsarkova E. G., Vorotnikova T. Yu. Application of information technologies to improve the efficiency ofthe learning process // Training of personnel for the penal system of the Russian Federation: problems, perspectives, innovations: collection of materials of scientific method. conf. (Ryazan, November 20-22, 2019). Ryazan : Academy of Law and Administration of the FPS, 2019, P. 135-141.

14. Druzhilov S. A. Information society: social and hygienic aspects of the transformation of the institution of employment and labor sphere // Hygiene and Sanitation. 2020. Volume 99. No. 7. P. 662-668.

15. Strategy for the Digital Transformation of the Branch of Science and Higher Education (approved by the Ministry of Education and Science of Russia). Access from LRS «ConsultantPlus» (accessed 01/11/2023).

16. Antonovsky A. V., Zybin D. G., Churakov D. Yu. Digital transformation of research activities: monograph. Tver : Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2022. 150 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.