УДК 001
Э01: 10.51522/2307-0382-2023-254-7-35-46
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ДРОБОТ
начальник отдела планирования и контроля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансово-экономической работы и государственных закупок административно-управленческого персонала ФКУ НИИИТ ФСИН России, подполковник внутренней службы И [email protected], https://orcid.org/0009-0008-6823-9639 Тверь
АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ АНТОНОВСКИЙ
главный научный сотрудник отделения планирования и контроля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отдела планирования и контроля научно-исследовательских и опытно конструкторских работ, финансово-экономической работы и государственных закупок административно-управленческого персонала ФКУ НИИИТ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент И [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3070-6886
Тверь
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА РЯБОВА
ведущий научный сотрудник отделения планирования и контроля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ отдела планирования и контроля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансово-экономической работы и государственных закупок административно-управленческого персонала ФКУ НИИИТ ФСИН России И [email protected], https://orcid.org/0009-0000-8619-3218
Тверь
Возможности совершенствования процессов организации научных исследований в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
Аннотация. В статье рассмотрены возможности совершенствования организации научных исследований в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Предложены следующие направления оптимизации данного процесса: нормативное закрепление механизма перспективного планирования научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности; института разработки программ (планов) развития научных и образовательных организаций ФСИН России; продолжение практики внедрения в деятельность научных и образовательных организаций ФСИН России научно-технических разработок; инициирование внесения соответствующих изменений в приказ ФСИН России от 02.09.2020 № 606; создание необходимых условий для направления на обучение специалистов научных и образовательных организаций ФСИН России; выработка и нормативное закрепление механизма проведения согласованной единой научно-технической политики в области цифровой трансформации; продолжение разработки механизма оценки результативности деятельности научных и образовательных организаций ФСИН России; создание единого портала научных изданий ведомства. Данные преобразования позволят повысить качество научного обеспечения не только научных и образовательных организаций, но и уголовно-исполнительной системы в целом, эффективно выстраивать единую научную и научно-техническую политику, осуществлять перспективное планирование работ в данной области, в том числе выделять и вести наиболее приоритетные разработки с учетом тенденций развития современных и перспективных технологий в рамках ведомства.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научный потенциал, научная организация, образовательная организация, результативность научной деятельности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, цифровая трансформация науки и образования
Для цитирования
Дробот А. Н., Антоновский А. В., Рябова Н. В. Возможности совершенствования процессов организации научных исследований в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 7. С. 35-46. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-254-7-35-46. 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
© Дробот А. Н., Антоновский А. В., Рябова Н. В., 2023_
ALEXANDER N. DROBOT
Head of the Department of Planning and Control of Research and Development Works, Financial and Economic Work and Public Procurement of the Administrative and Management Personnel of the Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», Lieutenant Colonel of the Internal Service H [email protected], https://orcid.org/0009-0008-6823-9639 Tver
ALEXANDER V. ANTONOVSKY
Chief Researcher of the Department of Planning and Control of Research and Development
Works of the Department of Planning and Control of Research and Development Works, Financial and Economic Work and Public Procurement of Administrative and Management Personnel of the Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», Candidate of Psychology, Associate Professor H [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3070-6886
Tver
NATALIA V. RYABOVA
Leading Researcher of the Department of Planning and Control of Research and Development Works of the Department of Planning and Control of Research and Development Works, Financial and Economic Work and Public Procurement of Administrative and Management Personnel of the Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia» H [email protected], https://orcid.org/0009-0000-8619-3218
Tver
Opportunities for improving the processes of organizing scientific research in the penal system of the Russian Federation
Abstract. In the article the author considers the possibilities of improving the organization of scientific research in the penal system of the Russian Federation. The following directions for optimizing this process are proposed: normative consolidation of the mechanism for long-term planning of scientific (research) and scientific and technical activities; Institute for the Development of Programs (Plans) for the Development of Scientific and Educational Organizations of the FPS of Russia; continuation of the practice of introducing scientific and technical developments into the activities of scientific and educational organizations of the FPS of Russia; initiating the introduction of appropriate changes to the order of the FPS of Russia dated September 2, 2020 No. 606; creating the necessary conditions for sending specialists from scientific and educational organizations of the FPS of Russia to training; development and regulatory consolidation of a mechanism for conducting an agreed unified scientific and technical policy in the field of digital transformation; continued development of a mechanism for evaluating the performance of scientific and educational organizations of the FPS of Russia; creation of a single portal of scientific publications of the department. These transformations will improve the quality of scientific support not only for scientific and educational organizations, but also for the penal system as a whole, effectively build a unified scientific and scientific and technical policy, carry out long-term planning of work in this area, including identifying and maintaining the most priority developments taking into account the development trends of modern and promising technologies within the department
Keywords: research activity, scientific potential, scientific organization, educational organization, effectiveness of scientific activity, research and development work, digital transformation of science and education
For citation
Drobot A. N., Antonovsky A. V., Ryabova N. V. Opportunities for improving the processes of organizing
scientific research in the penal system of the Russian Federation // Vedomosti of the Penal System. 2023.
№ 7. C. 35-46. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-254-7-35-46.
5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)
В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1138-р от 29.04.2021 (далее -Концепция) [1], одним из основных направлений совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является проведение цифровой трансформации и научно-техническое развитие ведомства, которое, в свою очередь, предполагает развитие научного потенциала УИС, способствующего получению научных и научно-технических результатов высокого качества, в том числе с использованием новых технологий, и их внедрение в практическую деятельность. Вопросы развития научного потенциала затрагиваются также в других программно-целевых документах государства, что подтверждает необходимость данных преобразований в уголовно-исполнительной системе [2, 3].
В настоящее время УИС представляет собой совокупность учреждений и органов, предназначенных для исполнения уголовных наказаний. К системе исполнения наказаний отнесены учреждения и органы УИС [4], федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - ФСИН России) [5] и иные организации и учреждения [6], к которым, в частности, относятся ведомственные научные и образовательные организации. В свою очередь, научные и образовательные организации ФСИН России формируют ведомственный научный потенциал - ведомственную науку, которая с момента становления службы вносит реальный и весьма
ощутимый вклад в развитие УИС, в том числе за счет применения новых форм и методов управления, применения современных информационных технологий при решении задач, возложенных на ведомство.
Научные и образовательные организации ФСИН России в ходе своей деятельности проводят целый комплекс работ, направленных на исследования по созданию различной научной и научно-технической продукции (далее - НиНТП), а также по внедрению законченных разработок в практическую деятельность ФСИН России и в учебный процесс ведомственных образовательных организаций. Учитывая специфику научных и образовательных организаций ФСИН России, а также то, что само создание научной продукции направлено на разработку концептуальных основ, эффективных форм и методов функционирования ФСИН России, участие в подготовке проектов нормативных актов, научной и учебной литературы, методических рекомендаций, аналитических материалов, предложений и других документов, а создание научно-технической продукции (далее - НТП) направлено на модификацию, подготовку и освоение производства новых видов изделий, средств информационных и коммуникационных технологий, то можно прийти к выводу, что данная деятельность должна находиться на контроле со стороны руководства ФСИН России и быть упорядочена, организована и соответствующим образом спланирована, ориентирована на решение практических задач УИС, другими словами, в превалирующем виде иметь прикладную направленность. В настоящий момент во ФСИН России отсутствует единый координирующий, штатный орган управления, который отвечал бы
за научное и научно-техническое обеспечение ведомства, например, такой, какой есть в Министерстве обороны Российской Федерации - Военно-научный комитет вооруженных сил Российской Федерации, Научно-технический комитет (развития вооружений), аналогичные структуры есть и в других ведомствах (МЧС России, Росгвардия, СК России). В подтверждение вышеизложенного отметим, что деятельность научных и образовательных организаций ФСИН России выделена в отдельное направление - научное обеспечение деятельности УИС.
Научное обеспечение деятельности УИС осуществляется посредством реализации научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности (далее - НиНТД), системно проводимой посредством выполнения целого комплекса исследований, в том числе и в форме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее -НИОКР) [7], в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами министерств и ведомств и иными.
К основным нормативным документам, регулирующим научное обеспечение деятельности УИС, можно отнести Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и приказы ФСИН России: от 02.09.2020 № 606 «О научном обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы» (далее - приказ ФСИН России № 606), от 15.02.2019 № 116 «Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», от 02.09.2020 № 605 «Об утверждении Положения о Координационно-методическом совете Федеральной службы исполнения наказаний».
При этом существуют еще и нормативные технические документы, регулирующие НиНТД. К ним можно отнести: общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, международные стандарты [8, 9], межгосударственные (государственные и национальные) стандарты [10], технические условия, инструкции, руководящие документы, методические указания [11, 12], своды правил, строительные нормы и правила, санитарные правила и нормативы, документы системы добровольной сертификации и другие [13]. Эти документы позволяют исполнителям научных исследований вести четко регламентированный исследовательский процесс и разрабатывать сопутствующую отчетную научно-техническую документацию. Более детальное информирование читателя о нормативном обеспечении научной деятельности ФСИН России изложено в справочнике, подготовленном ранее в ФКУ НИИИТ ФСИН России [10].
Основным нормативным документом, регулирующим ведомственное научное обеспечение, является приказ ФСИН России № 606, утвердивший Положение об организации научного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - Положение), которым определяются общие принципы данного направления деятельности УИС, состав и компетенции участников, основные требования к планированию НиНТД, порядку проведения и приемке результатов научных исследований, внедрению НиНТП.
Приказом ФСИН России № 606:
- закреплены приоритетные направления НиНТД научных и образовательных организаций ФСИН России, разграничения в полномочиях научных организаций в сфере планирования, учета результатов и координации НиНТД, функции научных организаций ФСИН России в рамках их координации НиНТД, а также по формированию аннотированных информационных бюллетеней, содержа-
щих результаты НиНТД, выпускаемых ФКУ НИИИТ ФСИН России и ФКУ НИИ ФСИН России;
- определены обязанности и полномочия заказчиков и исполнителей НиНТП (например, заказчики согласовывают рабочую программную документацию (технические задания, программы исследований, календарные планы, планы-проспекты рукописей; далее - РПД) организаций-исполнителей, могут входить в авторские коллективы по проводимым исследованиям), порядок взаимодействия участников НиНТД, а также сроки и порядок формирования заявок на проведение научных исследований, РПД и соответствующих планов (уточнены формы документации, образующейся в ходе проведения исследований), виды, порядок осуществления приемки результатов НиНТД и отчетность;
- регламентированы порядок внедрения НиНТП и предоставления отчетных документов, организации работы по выявлению, изучению, распространению и внедрению положительного и передового опыта в УИС, другие вопросы нормативного регулирования научного обеспечения деятельности УИС.
Процесс наладки механизмов осуществления НиНТД в ведомстве еще только проходит процедуру становления, и тема совершенствования организации научных исследований в пенитенциарной службе достаточно актуальна и неоднократно освещалась в ведомственных научных изданиях в публикациях целого ряда исследователей и практических работников УИС [7, 14]. Проблемные вопросы научного обеспечения деятельности УИС и перспективы развития этого института побудили коллектив авторов ФКУ НИИИТ ФСИН России предложить возможные решения по ее совершенствованию.
Совершенствование процессов организации научных исследований в УИС, на взгляд авторов, возможно за счет ка-
чественного нового подхода к вопросам организации научного обеспечения ведомства и внедрения в деятельность учреждений и органов УИС, задействованных в научном обеспечении ведомства по направлению НТД, следующих предложений:
1. Нормативное закрепление механизма перспективного планирования НиНТД (в том числе разработка и утверждение перечня перспективных тематик исследований, как НИОКР, так и диссертационных исследований). Это позволит скоординировать деятельность учреждений и органов УИС, выступающих в роли заказчиков исследований, на решении действительно значимых задач и более рационально проводить планирование научных исследований. Также это будет способствовать возможности наиболее эффективной концентрации научного потенциала научных и образовательных организаций ФСИН России на приоритетных направлениях работ с учетом реалий пенитенциарной системы [7], основных тенденций развития науки и техники и в соответствии с приоритетными направлениями Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [15].
Данное предложение обусловлено тем, что в настоящий момент в ведомстве зачастую решаются спонтанно спланированные задачи научного характера, в том числе и по автоматизации деятельности учреждений и органов УИС, что приводит к перераспределению трудовых ресурсов ведомственного научного потенциала с приоритетных работ, направленных на обеспечение деятельности всего ведомства. Так, например, поступающие заявки на разработку или развитие множества разрозненных информационных систем и программных средств, а также включение специалистов научно-технического профиля в состав различных рабочих групп не позволяют в полной мере выполнять приоритетные исследо-
вания и разработки, которые могли быть использованы при создании более значимых разработок, а также обеспечили бы унификацию общих для этих систем функций для нужд ведомства. Также имеют место случаи оформления заказчиками заявок на проведение научных исследований по схожей тематике. Отказ же в принятии к выполнению заявок заказчиков (например, структурных подразделений ФСИН России; учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России) в ряде случаев приводит к спорным ситуациям, когда перераспределение работ затрагивает интересы других заказчиков научных исследований и решение проблемы требует подчас вмешательства вышестоящих органов управления, вплоть до руководства ФСИН России, с разработкой соответствующей обосновывающей документации.
В настоящий момент в ведомстве отсутствует документ, включающий перечень перспективных тематик исследований для нужд УИС. Это подтверждается тем, что для каждого структурного подразделения - заказчика НиНТП интересна своя тематика научных исследований, без взаимосвязи с ведомственными масштабными задачами [14]. Приоритетные же направления исследований, сформулированные в приказе ФСИН России № 606, обозначают лишь общий вектор направлений исследований, тогда как необходим конкретный перечень.
2. Нормативное закрепление института разработки программ (планов) развития научных и образовательных организаций ФСИН России, направленных на совершенствование их НиНТД.
Это необходимо для нормативного закрепления в ФСИН России положений статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [16], с учетом взвешенного подхода к механизмам разработки программ или планов развития научных и образовательных
организаций ФСИН России и дальнейшей реализации со стороны ведомства.
В данные программные документы, на взгляд авторов, предлагается включить следующие типовые блоки: научная и научно-техническая деятельность, научная инфраструктура, кадровый потенциал, защита интеллектуальной собственности, публикационная активность и издательская деятельность, информирование научной общественности о результатах НиНТД с обязательной детализацией мероприятий и ожидаемыми результатами их выполнения.
При разработке программ (планов) развития необходимо учитывать как прогноз социально-экономического развития государства, так и основополагающие государственные документы и федеральные программы. В частности, при разработке программ (планов) развития необходимо опираться на правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется развитие и ведомства, и ведомственной науки: Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, Стратегию инновационного развития Российской Федерации, ежегодное послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период, перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и критических технологий Российской Федерации, Федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы», постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [17] и другие документы стратегического пла-
нирования, определенные в Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [18].
3) Дальнейшее внедрение в деятельность научных и образовательных организаций ФСИН России научно-технических разработок, направленных на совершенствование механизмов научного обеспечения деятельности ведомства, их агрегирование в единый информационный ресурс, позволяющий организовать на ведомственном уровне данное обеспечение, планирование и контроль НиНТД от момента поступления заявки на проведение научного исследования до момента приемки результатов НиНТД и последующего внедрения.
К таким разработкам можно отнести: программное средство «Учет результатов научно-исследовательской деятельности подразделений и сотрудников учреждения»;
программный продукт - «Фонд программного обеспечения уголовно-исполнительной системы»;
информационную систему учета результатов научной деятельности научных и образовательных организаций ФСИН России - ИС «НАУКА УИС».
Исследованиями по разработке подобных информационных продуктов занимались ряд федеральных органов исполнительной власти, а авторы ранее публиковали свое видение положения дел в УИС в статье «Перспективы автоматизации учета научной и научно-технической продукции, созданной в пенитенциарной службе страны» [19].
4) Осуществление текущего ведомственного контроля за выполнением мероприятий в рамках НиНТД научных и образовательных организаций ФСИН России (выполнение НИОКР в целом и по этапам их проведения) в информационной системе «Контроль исполнения документов, приказов» (далее -ИС КИД), разработанной специалиста-
ми ФКУ НИИИТ ФСИН России в целях обеспечения непрерывного, систематизированного учета исполнения приказов, распоряжений, указаний, протоколов и других документов, стоящих на контроле в учреждениях и органах УИС [20].
Это позволит научным и образовательным организациям ФСИН России снизить документооборот по разработке различных дополнительных графиков (планов) осуществления контрольных проверок выполнения научных исследований и этапов исследований.
Основанием внесения контрольных сроков и их отслеживание в ИС КИД будет являться рабочая программная документация. Распространение в ИС КИД контрольных функций на НиНТД научных и образовательных организаций ФСИН России позволит всем участникам процесса - от организационно-аналитических подразделений исполнителя исследований до заказчиков НиНТП, а также УПОАО ФСИН России, в режиме реального времени осуществлять контроль исполнения мероприятий.
5) Инициирование внесения соответствующих изменений в приказ ФСИН России № 606. Так, авторами предлагается:
- скорректировать положение об обязательном включении представителя заказчика в состав авторского коллектива в проводимые по заявкам заказчика НИОКР. Представитель заказчика, как правило, лишь обеспечивает сопровождение исследования: согласовывает материалы, направляемые в территориальные органы ФСИН России для сбора необходимой информации, консультирует исполнителей о целесообразности выезда в служебные командировки в рамках проведения научного исследования, а также оказывает иную практическую и организационно-методическую помощь. При включении же в состав авторского коллектива по проводимым исследованиям представитель заказчика в будущем приобретает право авторства
на созданный результат интеллектуальной деятельности (программа для ЭВМ, база данных, заключительный (промежуточный) отчет о НИОКР и другая сопутствующая отчетная научно-техническая документация). Это, на взгляд авторов, не совсем корректно с точки распределения авторских прав, так как представители заказчика практически не участвуют непосредственно в научно-исследовательском процессе.
- вернуть нормы по обязательной приемке результатов научных исследований только путем оформления соответствующего акта приемки. Положительный отзыв как одна из действующих в данный момент форм приемки результатов исследований носит абстрактный характер и не имеет установленной формы. Также необходимо регламентировать процесс передачи прав на интеллектуальную собственность, созданную организациями-исполнителями НИОКР (исходных кодов программного обеспечения, технической и эксплуатационной документации). К примеру, результаты НИОКР в иных федеральных органах исполнительной власти принимаются по актам приемки и комиссионно.
- предоставить организациям-исполнителям научных исследований возможность дополнять утвержденные формы программных и плановых документов необходимыми полями, с учетом актуальности и специфики проводимых исследований.
6) Обеспечить обучение специалистов научных и образовательных организаций ФСИН России в ведомственных и вневедомственных образовательных организациях высшего образования по направлениям, предполагающим развитие научного потенциала УИС (например, «управление интеллектуальной собственностью организации», «технические» программы повышения квалификации [21] и другим).
Так, к примеру, вопросами подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов
в области интеллектуальной собственности (далее - ИС) занимается специализированная образовательная организация -Российская государственная академия интеллектуальной собственности (юристов - специалистов в сфере ИС, патентных поверенных, патентоведов и других). Можно рассмотреть целесообразность и возможность реализации программ дополнительного профессионального образования технической направленности для сотрудников и работников УИС в образовательных организациях высшего образования вне ведомства.
7) Нормативно закрепить порядок отнесения НИОКР, выполняемых в рамках ежегодных планов НТД и НИД ведомства и научных и образовательных организаций ФСИН России, а также внеплановых исследований к категории работ гражданского либо военного назначения, специального и двойного назначения, так как до настоящего времени данный порядок не закреплен. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1705 «О едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» [22] Роспатенту поручено утвердить по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти критерии отнесения НИОКР к работам военного, специального и двойного назначения.
До настоящего времени данные критерии Роспатентом не разработаны, в связи с чем отнесение НИОКР, выполняемых научными и образовательным организациями ФСИН России, к категориям работ гражданского назначения либо военного, специального и двойного назначения носит неопределенный характер.
После нормативного закрепления проводимых НИОКР за указанными категориями, научные и образовательные организации ФСИН России будут иметь возможность организовать работу по государственному учету данных работ в едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, либо в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, что позволит снять ряд противоречий в порядке учета научных исследований, проводимых научными и образовательными организациями ведомства, а также определит соответствующий порядок работы в данном направлении.
8) Выработка и нормативное закрепление механизма проведения согласованной единой научно-технической политики в области цифровой трансформации, информатизации, инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, информационного, научно-технического, аналитического, нормативного, методического и экспертного сопровождения этой деятельности.
Реализация данного механизма в ФСИН России предполагает создание единого органа управления и координации НТД и экспериментальных разработок в этой области - ведомственного постоянно действующего совещательного органа - Научно-технического совета ФСИН России, который позволит создать замкнутый управленческий цикл в научно-технической сфере обеспечения деятельности ведомства, формировать единую научно-техническую политику в ФСИН России при реализации стратегии развития НТД в области цифровой трансформации, информационных технологий, инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения, федеральных целевых программ, документов
стратегического и программно-целевого планирования и механизмов ее реализации, а также совершенствовать механизмы организации научного обеспечения.
9) Продолжить работу по разработке механизма оценки результативности деятельности научных и образовательных организаций ФСИН России.
Сегодня, в условиях цифровой трансформации науки и образования, особое значение приобретают вопросы результативности деятельности научных и образовательных организаций [23]. В настоящий момент научными организациями ФСИН России подготовлен проект методики оценки результативности такой деятельности, которая в том числе позволяет определять перспективные направления развития научных исследований, выделять активные научные коллективы, оптимально распределять бюджетное финансирование, определять приоритетные центры развития научного знания по различным отраслям науки в Федеральной службе исполнения наказаний. Данный проект, на взгляд авторов, требует доработки, апробации и скоординированной работы по ее утверждению.
10) Дополнительно предлагаем рассмотреть вариант создания в ФСИН России единого портала научных изданий уголовно-исполнительной системы, иерархически построенного в домене второго уровня. Это позволит аккумулировать научные издания, не имеющие соответствующего грифа, в открытом сегменте информационно-коммуникационной сети «Интернет» и будет способствовать появлению единой точки входа ведомственному научному сообществу в открытые научные материалы ФСИН России.
Данные преобразования позволят повысить качество научного обеспечения не только научных и образовательных организаций ФСИН России, но и всего ведомства в целом, позволят эффективно выстраивать единую научную и науч-
но-техническую политику ФСИН России, осуществлять перспективное планирование работ в данной области, в том числе выделять и вести наиболее приоритетные разработки с учетом тенденций развития современных и перспективных технологий в рамках ведомства.
Предложенные направления совершенствования процессов организации научных исследований в УИС являются
взглядом авторов и предложены исходя из практического опыта в сфере научного обеспечения деятельности в разрезе его научно-технической составляющей как внутри ведомства, так и в иных федеральных органах исполнительной власти, в которых проводятся исследования в форме НИОКР, и предполагают последующие детальные проработки данных вопросов на практике.
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 24.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «КонсультатнтПлюс».
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II), ст. 5351.
3. О доктрине развития российской науки : указ Президента Рос. Федерации от 13.06.1996 № 884 // Российская газета. 1996. 20 июня.
4. Китрова Е. В., Кузьмин В. А., Буркова Е. А. Комментарий к Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (постатейный) / под ред. Н. С. Мановой. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993, № 33, ст. 1316.
6. Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему : пост. Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 // Собрание законодательства РФ, 07.02.2000, № 6, ст. 769.
7. Дробот А. Н., Корнилова Ю. А., Рябова Н. В. О некоторых аспектах проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в научных организациях уголовно-исполнительной системы / Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы : сб. материалов круглого стола (Тверь, 19 окт. 2018 г.). Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. С. 167-180.
8. Белых В. С., Гаврин Д. А., Голева Е. В., Кванина В. В., Митричев И. А., Малунова З. А., Панова А. С., Та-расенко О. А. Международные и национальные стандарты предпринимательской деятельности в условиях современной геополитики // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. № 1-2. С. 6- 19.
9. ОК 012-93 Классификатор ЕСКД. Введение. 1.79.100 (с изменениями) // официальное издание, М. : ИПК Издательство стандартов, 1988 г.
10. Нормативное обеспечение научной деятельности ФСИН России: справочник / А. Н. Дробот, Ю. А. Корнилова, Н. В. Рябова. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. 146 с.
11. Хлистун Ю. В., Егоров В. Ю., Захарова Ю. Б., Галочкин В. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (постатейный). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.03.2023).
12. Дробот А. Н. Место нормативно-технических документов в системе научного обеспечения деятельности пенитенциарной службы страны / А. Н. Дробот, Н. В. Рябова // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы: сб. материалов круглого стола (Тверь, 24 июня 2019 г.). Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2019.
С. 233-247.
13. Черных Н. В. Совершенствование правового регулирования труда научных работников в России и за рубежом // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 9. С. 50-58.
14. Дмитриев Д. К., Матвиенко С. В. К вопросу организации научных исследований в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 4. С. 30-37.
15. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 01.12.2016 № 642 / Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
16. О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ / СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4137.
17. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд : пост. Правительства Рос. Федерации от 16.11.2015 № 1236 / Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2015.
18. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Российская газета. 2014. 03 июля.
19. Дробот А. Н., Рябова Н. В. Перспективы автоматизации учета научной и научно-технической продукции, созданной в пенитенциарной службе страны / Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы : сб. материалов круглого стола (Тверь, 24 июня 2019 г.). Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2019. С. 60-66.
20. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019616477 «Контроль исполнения документов, приказов» (ИС КИД) : № 2019615615 : заявл. 17.05.2019 : опубл. 23.05.2019 ; заявитель Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИИТ ФСИН России). - EDN DYGPSV.
21. Дробот А. Н., Корнилова Ю.А., Швагер Н.Н. Инновационное технологическое развитие ФСИН России: к вопросу о необходимости создания в научных и образовательных учреждениях ведомства подразделений по управлению интеллектуальной собственностью // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний: сб. материалов IV круглого стола (Тверь, 21 апреля 2022 г.). Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России. 2022. С. 251-263.
22. О едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации : пост. Правительства Рос. Федерации от 07.10.2021 № 1705 / СЗ РФ. 2021. № 42, ст. 7118.
23. Дробот А. Н. Анализ подходов к оценке результативности научной деятельности научных и образовательных организаций / А. Н. Дробот, А. В. Антоновский, Н. В. Рябова // Прикладная психология и педагогика. 2023. Т. 8, № 2. С. 121-130.
1. The concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved decree of Government of Rus. Federation dated April 24, 2021 No. 1138-r. Access from LRS «ConsultatntPlus».
2. On the National Security Strategy of the Russian Federation : Decree of the President Rus. Federation dated July 2, 2021 No. 400 // OG RF. 2021. No. 27 (part II), art. 5351.
3. On the Doctrine of the Development of Russian Science : Decree of the President of Rus. Federation dated 13.06.1996 No. 884 // Rossiyskaya Gazeta. 1996. June 20.
4. Kitrova E. V., Kuzmin V. A., Burkova E. A. Commentary to the Law of the Russian Federation of July 21, 1993 No. 5473-1 «On institutions and bodies executing criminal penalties in the form of deprivation of liberty» (item-by-article) / under ed. N. S. Manova. Access from LRS «ConsultantPlus».
5. Law of the Russian Federation of July 21, 1993 No. 5473-1 «On institutions and bodies that execute criminal sentences in the form of deprivation of liberty» // Gazette of the SND and the Armed Forces of the Russian Federation. 08/19/1993, No. 33, art. 1316.
6. On approval of the list of types of enterprises, institutions and organizations included in the penal system : decree of the Government of the Russian Federation dated February 1, 2000 No. 89 // OG RF. 2000. No. 6, art. 769.
7. Drobot A. N., Kornilova Yu. A., Ryabova N. V. On some aspects of research and development work in scientific organizations of the penal system / Actual issues of informatization of the Federal Penitentiary Service at the present stage of development of the penal system : collection of materials of the round table (Tver, October 19, 2018). Tver : Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2018. P. 167-180.
8. Belykh V. S., Gavrin D. A., Goleva E. V., Kvanina V. V., Mitrichev I. A., Malunova Z. A., Panova A. S., Tarasenko O. A. International and national standards of business activity in the conditions of modern geopolitics // Business, Management and Law. 2016. No. 1-2. P. 6-19.
9. OK 012-93 ESKD classifier. Introduction. 1.79.100 (with changes) // official publication, M. : IPK Standards Publishing House, 1988.
10. Normative support of scientific activity of the Federal Penitentiary Service of Russia: a reference book / Drobot A. N., Kornilova Yu. A., Ryabova N. V. Tver : Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2018. 146 p.
11. Khlistun Yu. V., Egorov V. Yu., Zakharova Yu. B., Galochkin V. N. Commentary on the Federal Law of December 21, 1994 No. 69-FZ «On Fire Safety» (item-by-article). URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 03/11/2023).
12. Drobot A. N. The place of regulatory and technical documents in the system of scientific support for the activities of the country's penitentiary service / A. N. Drobot, N. V. Ryabova // Actual issues of informatization of the Federal Penitentiary Service at the present stage of development of the penal system: collection of materials of the round table (Tver, June 24, 2019). Tver : Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2019, P. 233-247.
13. Chernykh N. V. Improving the legal regulation of the work of scientific workers in Russia and abroad // Actual problems of Russian law. 2020. V. 15, No. 9. P. 50-58.
14. Dmitriev D. K., Matvienko S. V. On the issue of organizing scientific research in the penal system of the Russian Federation // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 4. P. 30-37.
15. On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation : Decree of the President of Ros. Federation dated December 1, 2016 No. 642 / Official. Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
16. On science and state scientific and technical policy : Federal Law of August 23, 1996 No. 127-FZ / OG RF, 1996, No. 35, art. 4137.
17. On the establishment of a ban on the admission of software originating from foreign countries for the purposes of procurement for state and municipal needs : decree of Government of Rus. Federation dated November 16, 2015 No. 1236 / Official. Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru, November 20, 2015.
18. On strategic planning in the Russian Federation : Federal Law of June 28, 2014 No. 172-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2014. July 03.
19. Drobot A. N., Ryabova N. V. Prospects for automating the accounting of scientific and scientific and technical products created in the penitentiary service of the country / Topical issues of informatization of the Federal Penitentiary Service at the present stage of development of the penal system : collection materials of the round table (Tver, June 24, 2019). Tver : Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia», 2019, P. 60-66.
20. Certificate of state registration of the computer program No. 2019616477 «Control of the execution of documents, orders» (IS KID) : No. 2019615615 : Applic. 05/17/2019 : publ. 05/23/2019 ; applicant Federal State Institution «Research Institute of Information Technologies of the Federal Penitentiary Service» (Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia»). - EDN DYGPSV.
21. Drobot A. N., Kornilova Yu. A., Shvager N. N. Innovative technological development of the FPS of Russia: on the need to create departments for managing intellectual property in scientific and educational institutions // Actual issues of informatization of the Federal Penitentiary Service: Coll. materials of the IV round table (Tver, April 21, 2022). Tver : Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia» of Russia. 2022, P. 251-263.
22. On a unified register of the results of research, development and technological work for military, special or dual purposes and the invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation and a separate provision of an act of the Government of the Russian Federation : decree of Government of Ros. Federation dated 07.10.2021 No. 1705 / OG RF. 2021. No. 42, art. 7118.
23. Drobot A. N. Analysis of approaches to assessing the effectiveness of scientific activities of scientific and educational organizations / A. N. Drobot, A. V. Antonovsky, N. V. Ryabova // Applied Psychology and Pedagogy. 2023, vol. 8, no. 2, P. 121-130.