Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1682
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОНЦЕПЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карабанов Ростислав Михайлович, Балакин Александр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с цифровизацией пенитенциарной системы России. Анализируются перспективы цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы. За основу взяты основные нормативные правовые акты, отражающие направления применения современных цифровых технологий в деятельности, как учреждений исполнения наказаний, так и всей Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в целом. Предполагается, что внедрение цифровых технологий, безопасных и современных программно-аппаратных средств, а также информационно-коммуникационных технологий позволит обеспечить эффективность деятельности, прозрачность контроля уголовно-исполнительной системы. Рассмотрены отдельные прикладные и проблемные вопросы внедрения цифровых инновационных технологий, предлагается направление повышения профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы для обеспечения реализации программы цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карабанов Ростислав Михайлович, Балакин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

The article discusses issues related to the digitalization of the Penitentiary system of Russia. The prospects for digital transformation of the penitentiary system are analyzed. The basis of the main regulatory legal acts, reflecting the use of modern digital technologies in activities, both agencies for the execution of sentences and the entire federal execution service of the Russian Federation as a whole. It is assumed that the introduction of digital technologies, safe and modern software and hardware, as well as information and communication technologies, will ensure the effectiveness of activities, transparency of the control of the penitentiary system. Separate applied and problematic issues of the introduction of digital innovative technologies are considered, the direction of improving the professional training of employees of the penitentiary system to ensure the implementation of the digitalization program is proposed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Научная статья Original article УДК 343.829

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM

lStiS

Карабанов Ростислав Михайлович, кандидат технических наук профессор, профессор кафедры специальной техники и информационных технологий, ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России» (600000 Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67е), тел. 8(4922) 45-4493, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2798-8461, [email protected] Балакин Александр Владимирович, курсант очного обучения юридического факультета, ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России» (600000 Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67е), тел. 8(4922) 45-44-93, [email protected]

Rostislav M. Karabanov, candidate of technology, full professor, professor of the Department of Special Technology and Information Technologies, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (67e Bolshaya Nizhegorodskaya st., Vladimir, 600000 Russia), tel. 8(4922) 45-44-93, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2798-8461, [email protected]

Alexander V. Balakin, full-time law student, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (67e Bolshaya Nizhegorodskaya st., Vladimir, 600000 Russia), tel. 8(4922) 45-44-93, [email protected]

1746

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с цифровизацией пенитенциарной системы России. Анализируются перспективы цифровой трансформации уголовно-исполнительной системы. За основу взяты основные нормативные правовые акты, отражающие направления применения современных цифровых технологий в деятельности, как учреждений исполнения наказаний, так и всей Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в целом. Предполагается, что внедрение цифровых технологий, безопасных и современных программно-аппаратных средств, а также информационно-коммуникационных технологий позволит обеспечить эффективность деятельности, прозрачность контроля уголовно-исполнительной системы. Рассмотрены отдельные прикладные и проблемные вопросы внедрения цифровых инновационных технологий, предлагается направление повышения профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы для обеспечения реализации программы цифровизации.

Abstract. The article discusses issues related to the digitalization of the Penitentiary system of Russia. The prospects for digital transformation of the penitentiary system are analyzed. The basis of the main regulatory legal acts, reflecting the use of modern digital technologies in activities, both agencies for the execution of sentences and the entire federal execution service of the Russian Federation as a whole. It is assumed that the introduction of digital technologies, safe and modern software and hardware, as well as information and communication technologies, will ensure the effectiveness of activities, transparency of the control of the penitentiary system. Separate applied and problematic issues of the introduction of digital innovative technologies are considered, the direction of improving the professional training of employees of the penitentiary system to ensure the implementation of the digitalization program is proposed.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, концепция, цифровизация, трансформация, информационная система, эффективность, видеонаблюдение, контроль, финансирование.

1747

Keywords: Criminal executive system, concept, digitalization, transformation, information system, efficiency, video surveillance, control, financing.

Современное общество развивается очень стремительно. За последние десятилетия оно претерпевает фундаментальные изменения, выражающиеся в цифровизации практически каждой из областей общественной жизни. Экономика, социальная и даже духовая сфера на сегодняшний день достаточно быстро прогрессируют благодаря применению цифровых технологий. В связи с этим упрощаются различные механизмы некоторых видов деятельности, сокращается потребность в масштабном использовании человеческих ресурсов для достижения определенных целей, продуктивность труда увеличивается.

Безусловно, указанные процессы цифровизации не могли обойти стороной и систему исполнения наказаний в нашей стране. Так, 30 декабря 2020 года был принят приказ Минюста № 984 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [1]. Целями данной программы являются:

- повышение уровня удовлетворенности цифровыми услугами, оказываемыми государством;

- плотное взаимодействие коммерции с государственными структурами и снижение в связи с этим издержек;

- повышение общего уровня качественного обеспечения населения услугами, оказываемыми государством, включая цифровые;

- гарантированность как надежности, так и безопасности не только информационной среды, так и в целом инфраструктуры информационно-технологического направления;

- программно-информационная независимость от всех видов оборудования, обеспечивающего цифровые технологии и прикладных компьютерных программ иностранного производства.

1748

В соответствии с программой предполагается:

- эффективно использовать электронные средства мониторинга, что позволит снизить влияние человеческого фактора на уровень безопасности в учреждениях исполнения наказаний уголовно-исполнительной системы (далее: УИС);

- обеспечить полную прозрачность деятельности учреждений исполнения наказаний, а также онлайн-контроль территориальными органами управления и центральным аппаратом ФСИН России за деятельностью учреждений исполнения наказаний;

- обеспечить бесперебойное функционирование применяемых в УИС цифровых систем ведомственной деятельности и информационно-телекоммуникационной средств, а также государственных информационных систем;

- обеспечить УИС «Интернет-ресурсами», услугами связи и др.

В 2022 году в соответствии с планом намеченных в программе мероприятий осуществляется деятельность, обеспечивающая формирование во ФСИН России единой информационной системы (далее: ЕИС). В свою очередь, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) определяет цифровизацию, как одно из главных направлений развития УИС [2].

Концепция также предусматривает отдельную XIV главу, в которой отражена цифровая трансформация УИС. Так, цифровая трансформация УИС предусматривает:

- на основе создаваемой ЕИС ФСИН России автоматизировать рабочие процессы, создание баз данных, требующихся в деятельности УИС;

- использовать искусственный интеллект для автоматического или автоматизированного принятия решений, разработать и развить систему сбора, а также обработки баз данных;

1749

- в структуре ФСИН разработать и применить единое информационное пространстве, имеющее надежную защиту и эффективную управляемость;

- обеспечить повышение уровня компетенций сотрудников УИС в сфере цифровой трансформации;

- наиболее полно реализовать форму видео-конференц-связи для обеспечения судебных заседаний, свиданий осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с родственниками, встреч с различными категориями лиц, осуществляющих контроль за деятельностью УИС, обеспечивающих судебное производство;

- дополнение актуальными электронными базами нормативных правовых актов деятельность учреждений УИС;

- реализацию в деятельности УИС системы электронных очередей.

Закономерным представляется то, что цифровизация, как сфера высоких

технологий, станет проводником и подспорьем УИС в вопросах контроля за исполнением наказаний в учреждениях исполнения наказаний, где сегодня содержится большое количество граждан (в настоящее время в структуру Федеральной службы исполнения наказаний входит: 663 исправительные колонии, где отбывает наказание в виде лишения свободы 361306 человек) [3].

Внедрение систем видеонаблюдения также играет положительную роль, так как оно позволяет выявить и предотвратить многочисленные нарушения как со стороны осужденных, так и со стороны сотрудников. В ближайшей перспективе в системе исполнения наказаний планируется внедрение программ, наделенных искусственным интеллектом [4-6]. Данный вопрос в настоящее время приобретает все большую актуальность. В частности, сейчас все чаще наблюдается применения такого наказания, как принудительные работы. При исполнении упомянутого вида наказания контроль за передвижением осужденных не может быть реализован надлежащим образом, так как осужденные «разбросаны» по разным частям района или города. Предполагается, что рассматриваемая программа будет основным помощником для контроля и фиксации нарушений в режиме реального

1750

времени. Использование данной программы позволило бы в необходимой мере не только идентифицировать личность осужденного, но и установить место, время и, по возможности, характер нарушения, с последующим принятии решения о наказании и направлении соответствующего документа для исполнения уполномоченному лицу.

Учитывая все положительные моменты, связанные с цифровизацией УИС, необходимо также отметить некоторые отрицательные черты данного реформационного процесса. Так, самым проблемным остается вопрос о размерах финансирования цифровизации, которые представлены весьма внушительными суммами. К примеру, еще 25 ноября 2020 года Минцифры в связи с желанием сократить финансирование заблокировало проект по цифровизации ФСИН, по которому Служба запрашивала на реформы 25 млрд рублей и только спустя некоторое время данный проект был одобрен [7]. Также, существует проблема и профессиональной подготовленности сотрудников различных подразделений и служб УИС к инновационным технологиям. В настоящее время часть сотрудников УИС не обладают достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного внедрения цифровизации. Поэтому в УИС необходимо сосредоточить внимание на более высокопрофессиональной подготовке и принять меры по повышению квалификации сотрудников УИС в области информационных технологий.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сказать, что цифровая трансформация УИС - это не далекое будущее, а непосредственно настоящее, и цифровые изменения в области исполнения наказаний наступают уже сегодня. Руководство страны и Федеральной службы исполнения наказаний РФ уделяют данному аспекту особое влияние, что подтверждается положениями Концепции развития УИС до 2030 года. В связи с этим предполагаем, что намеченный курс по внедрению цифровизации в уголовно-исполнительную систему будет своевременным, принесет свои положительные плоды и полностью оправдает себя.

1751

Литература

1. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : приказ ФСИН России от 30.12.2020 № 984. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393083/202c5c89c9d63 82d79e072edba7c617a2a4353c9/ (дата обращения: 15.03.2022).

2. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 апр. 2021 г. № 1138-р // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 5.03.2022).

3. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. URL: https://fsin.gov.ru/structure/ inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 15.03.2022).

4. Карабанов Р.М., Александрова Е.Е. Обеспечение безопасности в пенитенциарных учреждениях на основе средств видеоаналитики // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2022.

5. Серебренникова А. В. Цифровизация исполнения наказания: состояние и перспективы / А. В. Серебренникова // Человек: преступление и наказание. - 2021. - Т. 29. - № 1. - С. 40-45.

6. Кочкина О. В. Использование искусственного интеллекта в кадровой работе Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел Российской Федерации // Сборник научных статей по итогам Недели российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Рязань : Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, 2020. - С. 338-340.

1752

7. Минцифры заблокировало проект цифровизации ФСИН. URL: https://www.rbc.ru/society/25/11/2020/5fbe09af9a79477f41a2da2f (дата обращения: 15.03.2022).

References

1. On approval of the departmental program of digital transformation of the Federal Penitentiary Service for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023: Order of the Russian Federal Summary of Russia dated 30.12.2020 No. 984.

2. On the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of Ros. Federation of 29 Apr. 2021 No. 1138-r // Official Internet portal of legal information. [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 15.03.2022).

3. Brief description of the Criminal Executive System of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/ iao/statistika/

1. Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (date of access: 15.03.2022).

4. Karabanov R.M., Aleksandrova Ye.Ye. Ensuring security in penitentiary institutions based on video analytics funds // Scientific and educational journal for students and teachers "Studnet" №2 / 2022.

5. Serebrennikova A.V. Digitalization of punishment: state and prospects / A. V. Serebrennikova // Man: Crime and Punishment. - 2021. - T. 29. - No. 1. - р. 40-45.

6. Kochkin O.V. The use of artificial intelligence in the personnel work of the Federal Service for the Performance of Penalties and the Ministry of the Interior of the Russian Federation // A collection of scientific articles at the end of the Russian science in the Ryazan branch of Moscow University of Russia named after V. Kikotya. Ryazan: Ryazan branch of Moscow University of Moscow State University named after V. Ya. Kikotya, 2020. - р. 338-340.

1753

7. The Ministry of Media blocked the FSIN digitalization project. [Electronic resource]. URL:

https://ww.rbc.ru/society/25A 1/2020/5fbe09af9a79477f41a2da2f (date of access: 15.03.2022).

© Карабанов Р.М., Балакин А.В., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.

Для цитирования: Карабанов Р.М., Балакин А.В. Цифровая трансформация уголовно-исполнительной системы // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.

1754

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.