Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОЭФФИЦИЕНТ ДЕТЕРМИНАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мугутдинов Р.М.

Одним из важнейших стратегических направлений развития Российской Федерации является цифровая трансформация экономики страны, что подразумевает успешную инновационную деятельность во всех отраслях экономики. Согласно статистическим данным, приведенным в статье, видна тенденция к увеличению удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации. В работе представлен механизм формирования экономического взаимодействия участников в цифровой экосистеме, подробно выделены составляющие этого механизма. Сделаны выводы, что индикаторами эффективности цифровой трансформации в условиях повышения инновационной активности структур выступают экономические показатели, при этом технологической базой реализации цифровой трансформации выступает широкополосный интернет, как одно из важнейших условий активного взаимодействия участников инновационного процесса. Автором описана многомерность процесса цифровой трансформации экономики с учетом наличия имеющегося инновационного потенциала, обоснована необходимость наращивания инновационных процессов и разработки оперативных механизмов стратегических воздействий на субъекты инновационной деятельности. Это является основанием для корректировки стратегических показателей развития в соответствии с государственными и региональными программами стимулирования инновационной деятельности с учетом тенденций в цифровой экосреде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AS A CONDITION FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC ECONOMY

One of the most important strategic directions for the development of the Russian Federation is the digital transformation of the country's economy, which implies successful innovative activities in all sectors of the economy. According to the statistics presented in the article, there is a tendency towards an increase in the proportion of organizations that carry out technological innovations. The paper presents a mechanism for the formation of economic interaction between participants in the digital ecosystem, and highlights the components of this mechanism in detail. It is concluded that indicators of the effectiveness of digital transformation in the context of increasing the innovative activity of structures are economic indicators, while the technological base for the implementation of digital transformation is broadband Internet, as one of the most important conditions for the active interaction of participants in the innovation process. The author describes the multidimensionality of the process of digital transformation of the economy, taking into account the availability of existing innovative potential, substantiates the need to build up innovative processes and develop operational mechanisms for strategic impacts on the subjects of innovation. This is the basis for adjusting strategic development indicators in accordance with state and regional programs to stimulate innovation, taking into account trends in the digital environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ»

Источники:

1. Анализ финансовой отчетности: учебник / Ю. И. Сигидов, Н. Ю. Мороз, Е. А Оксанич, Г. Н. Ясменко. - Краснодар: КубГАУ, 2020. - 358 с.

2. Бухгалтерский учет и анализ. Практикум: Учеб. пособие/Под ред. Ю. И. Сигидова, Е. А Оксанич. -М.: ИНФРА-М, 2014. -156 с.

3. Васильева Н. К, Олейник А Н. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : Часть 2. Финансовый анализ : практикум / Н. К. Васильева, А Н. Олейник. - Краснодар : КубГАУ, 2019. - 95 c.

4. Васильева Н.К. Оценка финансового состояния сельскохозяйственных организаций / Васильева Н.К., Васильев В.П., Калинина Е.А // Естественно-гуманитарные исследования. 2018. № 22 (4). С. 37-45.

5. Яцишина К. С. И др. Анализ и основные направления повышения деловой активности санаторно-курортных организаций Краснодарского края / К. С. Яцишина, А Н. Олейник. В. В. Шоль. - Курск, «Университетская книга», 2017.- 167 с.

References:

1. Analysis of financial statements: textbook / Yu. I. Sigidov, N. Yu. Moroz, E. A Oksana, G. N. Yasmenko. -Krasnodar: KubGAU, 2020. - 358 p.

2. Accounting and analysis. Workshop: Study guide/Edited by Yu. I. Sigidova, E. A. Oksana. -M.: IN-FRA-M, 2014. -156 p.

3. Vasilyeva N. K., Oleinik A N. Complex analysis of economic activity : Part 2. Financial analysis : practicum / N. K. Vasilyeva, A N. Oleinik. - Krasnodar : KubGAU, 2019. - 95 p.

4. Vasilyeva N.K. Assessment of the financial condition of agricultural organizations / Vasilyeva N.K., Vasiliev V.P., Kalinina E.A // Natural-humanitarian studies. 2018. No. 22 (4). pp. 37-45.

5. Yatsishina K. S. Et al. Analysis and main directions of increasing the business activity of sanatorium-resort organizations of the Krasnodar Territory / K. S. Yatsishina, A N. Oleinik. V. V. Shol.-Kursk, "University Book", 2017.- 167 p.

DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-215-225

Р.М. Мугутдинов - соискатель Высшей инженерно-экономической школы, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого», г. Санкт-Петербург, mugutdinov.rashid@inbox.ru,

R.M. Mugutdinov - Candidate of theHigher School of Engineering and Economics of the St Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St Petersburg.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ DIGITAL TRANSFORMATION AS A CONDITION FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT

OF THE DOMESTIC ECONOMY

Аннотация. Одним из важнейших стратегических направлений развития Российской Федерации является цифровая трансформация экономики страны, что подразумевает успешную инновационную деятельность во всех отраслях экономики. Согласно статистическим данным, приведенным в статье, видна тенденция к увеличению удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации. В работе представлен механизм формирования экономического взаимодействия участников в цифровой экосистеме, подробно выделены составляющие этого механизма. Сделаны выводы, что индикаторами эффективности цифровой трансформации в условиях повышения инновационной активности структур выступают экономические показатели, при этом технологической базой реализации цифровой трансформации выступает широкополосный интернет, как одно из важнейших условий активного взаимодействия участников инновационного процесса. Автором описана многомерность процесса цифровой трансформации экономики с учетом наличия имеющегося инновационного потенциала, обоснована необходимость наращивания инновационных процессов и разработки оперативных механизмов стратегических воздействий на субъекты инновационной деятельно-

сти. Это является основанием для корректировки стратегических показателей развития в соответствии с государственными и региональными программами стимулирования инновационной деятельности с учетом тенденций в цифровой экосреде.

Abstract. One of the most important strategic directions for the development of the Russian Federation is the digital transformation of the country's economy, which implies successful innovative activities in all sectors of the economy. According to the statistics presented in the article, there is a tendency towards an increase in the proportion of organizations that carry out technological innovations. The paper presents a mechanism for the formation of economic interaction between participants in the digital ecosystem, and highlights the components of this mechanism in detail. It is concluded that indicators of the effectiveness of digital transformation in the context of increasing the innovative activity of structures are economic indicators, while the technological base for the implementation of digital transformation is broadband Internet, as one of the most important conditions for the active interaction of participants in the innovation process. The author describes the multidimensionality of the process of digital transformation of the economy, taking into account the availability of existing innovative potential, substantiates the need to build up innovative processes and develop operational mechanisms for strategic impacts on the subjects of innovation. This is the basis for adjusting strategic development indicators in accordance with state and regional programs to stimulate innovation, taking into account trends in the digital environment.

Ключевые слова: цифровая трансформация, инновационное развитие, коэффициент детерминации, государственная стратегия цифровизации.

Keywords: Digital transformation, innovative development, coefficient of determination, state digi-talization strategy.

Ускорение технологического развития России относится к важнейшим стратегическим приоритетам страны, что закреплено в соответствующих документах и программах [1], достижение целевых показателей в которых предусматривает комплексную модернизацию инновационной среды [2], повышение эффективности инновационных систем и различные аспекты стимулирования инновационной деятельности [3].

Стратегическое развитие социально-экономических систем на всех уровнях управления предполагает наращивание инновационной активности, формирование инновационного потенциала, снижение жизненного цикла инноваций, а также обеспечение эффективности комплекса мероприятий инновационно-инвестиционной направленности. Именно обладание соответствующими инновационными параметрами предоставляет возможности устойчивого развития, выбора политики реализации основных бизнес-целей и гарантирует конкурентные преимущества на рынке.

По данным международного рейтинга стран по уровню инновационного развития в 2020 году Россия находилась на 47 месте среди 131 государств (в 2013 году на 67 позиции), а в первую пятерку стран по глобальному индексу инновационного развития (ГИИР) вошли Швеция, США, Англия, Голландия, Дания [4].

Рассматривая тенденции на международном рынке инновационного развития, следует отметить, что у России довольно уверенные позиции по группе факторов, определяющих состояние человеческого потенциала и науки (30 место), а также весьма убедительные в плане уровня развития бизнеса, но одним из сдерживающих факторов инновационного развития следует отметить несовершенство деятельности институтов, по которому страна находится на 71 месте по данным за 2020 год (рис.1) [5].

Также, сравнивая в динамике позиции России по основным показателям инновационной деятельности, определяющими конкурентоспособность стран, можно констатировать ухудшение позиции страны по результативности инноваций [4].

Таким образом, мониторинг ситуации на международной арене позволяет выявлять сильные и слабые стороны отдельных государств, определять факторы, сдерживающие инновационное развитие, а также разрабатывать направления активизации инновационной деятельности, что является немаловажным условием обеспечения конкурентоспособности за счет поиска внутристрановых резервов [6].

место в ГИИР

человеческий капитал и

наука

80 70 60

уровень развития бизнеса

47 ГИИ 2020

50

Результаты креативнойбО деятельности

55

Развитие технологий и экономики знаний

Уровень развития рынка

Рисунок 1 - Позиции России по условиям инновационного развития на международной арене за 2020 год (разработано автором по данным ГИИР [4])

Рассматривая основные показатели, позволяющие сделать вывод об уровне инновационного развития России за последние годы, следует отметить, что удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации увеличился с 7,9 % в 2010 году до 21,6 % по данным 2019 года.

Исходя из Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, значение показателя должно было достигнуто в районе 40 %, таким образом следует сказать о том, что фактическое значение показателя практически в 2 раза ниже запланированного, что является сдерживающим условием для инновационной активности на макроуровне [7,8]. Следует сказать также о том, что данный целевой показатель был выделен и в майском указе Президента от 2018 года, как принципиальный в достижении поставленных целей и обеспечении национальных приоритетов развития страны.

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 2009 г. составляла 4,9 %. Планируемый рост данного показателя за 11 лет предполагался более чем в 5 раз до 25-35 процентов к 2020 году. По данным службы Федеральной статистики, лучший результат по этому показателю был достигнут в 2013 году и составлял 9,15 %.

Еще один показатель, динамику которого мы проиллюстрируем - это коэффициент изобретательской активности в России. В Стратегии было заложено, что к 2020 году число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек составит почти три процента. По факту произошло лишь снижение до 1,59% в 2019 году.

Критическая ситуация прослеживается и по другим важнейшим показателям инновационного развития страны (доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме, совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства нет положительной динамики), что позволяет сделать вывод о снижении инновационной активности, объемах финансирования инновационных разработок, низкой мотивации научных организаций и отдельных ученых в плане ведения ими инновационной деятельности и т.д. [9,10]

Проведенный эмпирический анализ позволяет сделать вывод о том, что сбалансированное экономическое развитие страны не может происходить обособленно от контекстов инновационного развития, так как внедрение инноваций влечет за собой ряд положительных эффектов и оказывает непосредственное влияние на важнейшие тренды социально-экономического развития (таблица 1).

218 Международный журнал

Таблица 1 - Основные эффекты от инновационной деятельности организациями, % [11]

Основные эффекты инноваций по оценке организацией Значение

Улучшение качества товаров, работ, услуг 40,4

Расширение ассортимента товаров, работ, услуг 37,5

Расширение рынков сбыта 25,1

Рост производственных мощностей 22,6

Улучшение условий и охраны труда 14,6

Снижение загрязнения окружающей среды 10,6

Сокращение затрат на заработную плату 5,1

Актуальность указанной проблематики обостряется в условиях внедрения процессов цифровой трансформации, которые пронизывают всю совокупность отраслей и сфер экономики, способствуют поиску новых эффективных форм и методов коммуникаций в рамках взаимодействия «бизнес-субъекты-органы государственной и муниципальной власти- научное сообщество- другие участники цифровой экосистемы» для развития инновационной деятельности, коммерциализации разработок инновационной продукции (услуг) цифрового назначения, а также наращивания инновационного потенциала для обеспечения устойчивости социально-экономических систем [12].

В наиболее общем виде под цифровой экономикой может пониматься многомерная система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий [13, 14].

Указанный тезис позволяет сделать вывод о том, что сущность цифровой трансформации экономики определяется технологической и инструментальной трансформацией, вне контекста концептуальной трансформации экономики. Цифровые преобразования подразумевает качественное изменение цифровой инфраструктуры, создание новых сквозных цифровых технологий, развитие цифрового государственного управления, создание новых средств и методов обеспечения информационной безопасности, подготовку кадров, способных выполнять новые исследования и разработки, а также осуществлять все виды работ в цифровой экосреде [15].

В июне 2021 года на уровне Правительственной комиссии была сформирована, и одобренная стратегия цифровой трансформации отечественной экономики, которая включает в себя комплекс дифференцированных действий ряду важнейших направлений: здравоохранение, образование, государственное управление, строительство, городское и жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, энергетика, наука, сельское хозяйство, финансовые услуги, промышленность, экология и социальная сфера [16].

В условиях необходимости разработки направлений повышения инновационной активности указанных отраслей и сфер экономики страны в рамках цифровых преобразований, приводящим к качественно-новым условиям и факторам повышения важнейших критериев социально-экономического развития страны и обеспечения стратегических параметров развития на мировом рынке, по нашему мнению логичным является детальное представление указанного процесса для последующих стратегических изменений в целях обеспечения эффективности инновационной деятельности [17].

Основные элементы процесса цифровой трансформации экономики как многокомпонентной системы с учетом влияния на инновационную активность хозяйственных систем представлены наглядно на рисунке 2.

Представленный механизм является исключительно упрощенным, однако он демонстрирует системно-циклический характер ключевых процессов, формирующих экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов в условиях необходимых преобразований для повышения инновационной активности.

Последовательное рассмотрение и динамических анализ цифровой трансформации каждого из этапов данного механизма позволит детализировать динамику и специфику циф-

ровой трансформации отечественной экономики в целом для обоснования мероприятий инновационной направленности.

1 2 3 4 5

Рисунок 2 - Механизм формирования экономического взаимодействия участников в цифровой экосистеме для повышения инновационной активности структур

(разработано автором)

Также, необходимо отметить, что представленный механизм намеренно лишен промежуточных связей, подчеркивающих системный характер экономического взаимодействия, с целью выделения ключевых субпроцессов, подверженных цифровой трансформации в рамках мероприятий повышения эффективности инновационной деятельности и достижения их основных целевых параметров.

Рассмотрим в первую очередь цифровую трансформацию процесса генерации трудовых ресурсов, так как именно персонал, обладающий соответствующими навыками работы в цифровом обществе является гарантом инновационной активности ввиду возможности производства продукции с новыми цифровыми свойствами.

Процесс приобретения совокупности цифровых навыков, в первую очередь, концентрирован существующей социально-экономической и культурной парадигмой в рамках специализированных образовательных организаций различного уровня, которые является неотъемлемым элементом инновационной системы [18]. При этом, как показывают выполненные нами прогнозы, к 2027 году численность населения, использующих сеть Интернет для получения образования, растет в геометрической прогрессии (рисунок 3).

При этом, цифровая трансформация процесса генерации трудовых ресурсов в первую очередь базируется на цифровизации образовательной среды и процесса предоставления образовательных услуг с учетом доступности сети Интернет Прогноз изменения доли населения, использовавшего сеть интернет для получения государственных и муниципальных услуг в сфере образования представлен на рисунке 3.

Фактическая динамика данного показателя может быть описана следующей авторегрессионной моделью:

Уп = 1,75 + 0,845 * Уп-1 - 0,836 * Уп-2 (1)

Коэффициент детерминации данной авторегрессионной модели составляет 0,93, что указывает на крайне высокую значимость трендовой компоненты в изменении исследуемого показателя. Средний процент ошибки составляет 1,4 %, что подтверждает сделанный ранее вывод о качестве модели. В соответствии с полученной моделью, можно заключить, что базовый ежегодный прирост рассматриваемого показателя составляет 1,75 %, а на рисунке 1.1.2 представлен прогноз изменения данного показателя до 2027 года.

^^^^ Фактическая доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в сфере образования ^^^^Теоретическая доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в сфере образования • • Прогнозируемая доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Рисунок 3 - Прогноз изменения доли населения, использовавшего сеть интернет для получения государственных и муниципальных услуг в сфере образования, до 2027 года

Причинами подобной интенсивной динамики цифровой трансформации процесса административного сопровождения процесса обучения могут выступать как государственная стратегия цифровизации, в частности ультимативное развитие портала «Госуслуги», так и динамичное повышение доступности интернет-услуг в России, что формирует условия для повышения инновационной активности хозяйственных структур различного уровня.

Подтверждением сформированного тезиса является динамика прироста числа пользователей сети интернет на 100 человек населения. Отражением данной динамики является регрессионное уравнение 2.

У = 60,79 + 3,13 * Т (2)

Коэффициент детерминации данного уравнения составляет 0,99, а процент стандартной ошибки всего 0,1%. Таким образом, можно заключить, что прирост числа пользователей сети интернет на 100 человек населения в России является крайне устойчивым. На рисунке 4 представлен прогноз изменения числа пользователей сети Интернет на 100 человек населения в России до 2025 года.

98 93 88 83 78 73 68 63

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

-Фактическое число пользователей сети Интернет на 100 человек населения

-Теоретическое число пользователей сети Интернет на 100 человек населения

----Прогнозное число пользователей сети Интернет на 100 человек населения

Рисунок 4 - Прогноз изменения числа пользователей сети интернет на 100 человек населения в России до 2025 года

В соответствии с полученными результатами можно заключить, что в случае сохранения установившейся динамики, к 2025 году все население России будет являться пользователями сети интернет, при среднегодовом приросте данного показателя порядка 4 %.

Далее необходимо рассмотреть процесс генерации основных и оборотных производственных фондов, что также способствует формированию инновационного потенциала хозяйственных систем и условием роста их инновационной активности. Данный субпроцесс сущностно идентичен процессу три - «Генерация благ».

В основе цифровой трансформации данного процесса лежит интеграция цифровых технологий в процесс производства, которая на данный момент представлена следующими направлениями:

1. Создание и развитие систем сквозной интеграция данных о производимом инновационном продукте. Данное направление концептуально не концентрировано на именно цифровых технологиях, однако именно цифровые технологии позволяют обеспечить эффективность функционирования данных систем, в первую очередь за счет обеспечения их автономности, скорости и относительно низкой стоимости в сравнении с нецифровыми аналогами. Основным примером подобных систем выступает семейство ERP (Enterprise Resource Planning) систем, обеспечивающих непрерывный информационный поток, описывающий состояние ресурсов предприятия в контексте выполнения мероприятий в рамках инновационной деятельности. Данные системы позволяют в режиме реального времени контролировать состояние инновационного продукта на всех этапах его производства, там самым значительно повышая адаптивность предприятия и снижая параметры жизненного цикла инноваций.

2. Создание и развитие систем обеспечения кибербезопасности предприятия в целях снижения угроз для инновационного развития субъектов. Как отмечалось ранее, описанные выше системы подразумевают автоматизированной сбор, хранение, обработку и анализ многомерной информации, неизменно представляющей коммерческую тайну, что влечет за собой совершенствование системы информационного обеспечения инновационной деятельности. При этом современные системны кибербезопасности подразумевают наличие как аналогового контроля (наличие протоколов доступа и развитий системы распределения ответственности), так и распределённого цифрового контроля в целях защиты информации об инновационных видах продукции (работ, услуг), состоянии инновационного потенциала, а также его развитии с учетом цифровых преобразований.

3. Создание и развитие цифровых двойников для повышения эффективности инновационной деятельности, как как позволяют моделировать совокупность как продуктов, так и бизнес-процессов в цифровой среде, что в свою очередь позволяет прогнозировать как экономические результаты, так и риски на разных уровнях создания инновационной продукции. Также надо отметить, что цифровые двойники позволяют значительно снизить себестоимость производства инновационной продукции за счет исключения необходимости тотального контроля производственных процессов при географически распределенном производстве.

4. Автоматизация ручного труда в рамках основных технологических процессов, а также автоматизация документооборота. Современные роботизированные системы, основанные на принципах машинного обучения, позволяют предприятия в полной мере отказаться от паттернового ручного труда и паттернового документооборота, что в значительной мере снижает производственные риски в инновационной среде, а также позволяет эффективно масштабировать существующие производственные процессы.

5. Формирование гибкой корпоративной среды, подразумевающей дистанционное взаимодействие географически распределенных подразделений и работников, что является одним из условий осуществления инновационной деятельности.

Как можно заключить в соответствии с данными направлениями, целеполагание цифровой трансформации процесса генерации благ концентрировано в векторах снижения производственной себестоимости, снижения рисков как производственного, так и рыночного характера, и комплексного повышения предиктивных свойств производственного процесса в

рамках инновационной деятельности предприятия. Таким образом, индикаторами эффективности цифровой трансформации в условиях повышения инновационной активности структур выступают именно экономические показатели. При этом технологической базой реализации цифровой трансформации, в соответствии с описанными ранее направлениями, выступает широкополосный интернет, как одно из важнейших условий активного взаимодействия участников инновационного процесса.

Как можно видеть на графике динамика изменения доли организаций, использующих широкополосный доступ к сети интернет, в общем числе организаций обладает логарифмической зависимостью от времени. Математическая интерпретация данной функциональной зависимости представлена уравнением 3.

Y = 57,399 + 13,51 * ln Г

(3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент детерминации данного уравнения составляет 0,93, что указывает на крайне высокий уровень описания дисперсии доли организаций, использующих широкополосный доступ к сети интернет, в общем числе организаций, трендовой компонентой.

Таким образом к 2033 году данный показатель достигнет 100%, что в свою очередь, сформирует исчерпывающий базис цифровой трансформации экономики. Во многом подобная динамика определяется как переходом значительной доли услуг, оказываемых государством, в цифровой пространство, так и законодательной спецификой, в частности в соответствии с пунктом 2 статьи № 861 «Наличные и безналичные расчеты» Гражданского Кодекса Российской Федерации «Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке» [19].

Безусловно, организация безналичного расчета возможна и с применением аналоговых технологий, однако использование сети интернет и универсальных автоматизированных решений, на данный момент предлагаемых всеми банковскими организациями, значительно повышает скорость и снижет себестоимость данного процесса. Также в соответствии со статьей 16.1 «Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)» закона «О защите прав потребителей» предприятие обязано обеспечить потребителю возможность оплаты товаров, работ или услуг безналичным способом [20]. При этом технологии обеспечения безналичных расчетов на потребительских (B2C) рынках неизменно предполагают использование сети интернет.

Далее необходимо рассмотреть субпроцессы под номерами два и четыре механизма формирования экономического взаимодействия в рамках инновационной системы, которые могут условно обозначены как «Распределение благ». Данный субпроцессы являются естественным продолжением процесса генерации блага, и сущностно представляют собой процесс реализации. Цифровая трансформация процесса распределения благ также неизменно базируется на технологиях сети интернет, однако направления данной трансформации предполагают уникальное целеполагание в виду инновационных целей и задач развития. Данный процесс также является двунаправленным, и, следовательно, предполагающих медиирование как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

В соответствии с проведенным анализом можно сделать вывод, что процесс цифровой трансформации отечественной экономики в условиях поиска резервов повышения инновационной активности может быть дифференцирован на две взаимомедиирующие компоненты -производственную компоненту и распределительную компоненты. При этом целеполагание цифровой трансформации значимо дифференцировано для каждой из компонент - для производственной компоненты целеполагание цифровой трансформации носит исключительно экономический характер, в то время как для распределительной компоненты целеполагание множится, и центрируется не только в рамках экономического эффекта, но и в рамках маркетингового эффекта (рисунок 5).

Цифровая трансформация производственной компоненты

Цифровая трансформация распределительной компоненты

Fj = 57,399 + 13,51* In Т

L

Y2 = 60,79 + 3,13 * Т

Y3 = 23,89 + 5,04 # Г — 0,2597 * Т2 -1

I- Ys = 11,711 + 2,75 *Т + 0,1119 *Т2

Y4 = 0,516 * е°'25б*т

V! - доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети интернет, в общем числе организаций.

Yг - число пользователей сети интернет на 100 человек населения.

У3 - доля организаций, имевших веб-сайт в сети интернет, в общем числе организаций.

• доля продаж через сеть интернет в общем объеме оборота розничной торговли. У5 - доля населения, использовавшего сеть интернет для заказа товаров и (или услуг), в общей численности населения.

Рисунок 5 - Концептуальная модель цифровой трансформации экономики России в условиях обеспечения эффективности инновационной деятельности

Как можно видеть, концептуальная модель обладает дуалистичным характером, что указывает на многомерность процесса цифровой трансформации экономики с учетом наличия имеющегося инновационного потенциала, необходимостью наращивания инновационных процессов и разработки оперативных механизмов стратегических воздействий на субъекты инновационной деятельности.

Производные данного процесса также обладают свойством многомерности, поэтому необходимо оперативно проводить оценку текущего состояния и осуществлять прогноз тенденций развития для выявления соответствующих дестабилизирующих условий инновационной деятельности в условиях цифровых преобразований для наращивания инновационной активности и обеспечения конкурентоспособности бизнес-субъектов, территорий и страны в целом. Это является основанием для корректировки стратегических показателей развития в соответствии с государственными и региональными программами стимулирования инновационной деятельности с учетом тенденций в цифровой экосреде.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Electronic resource]. URL: https ://bas e. garant. ru/71937200/.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/9282/.

3. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [Electronic resource]. URL: https ://lunn. ru/media/upr_NIR/NID/strategiya_ntr_rf_ot_01dek2016.pdf.

4. Глобальный инновационный индекс (ГИИ) 2020 года [Electronic resource]. URL: https ://www. wipo. int/global_innovation_index/ ru/2020/.

5. Гохберг Л.М. Глобальный инновационный индекс - 2020 / Л.М. Гохберг, М.А Гершман, В.А. Рудь, Е.А Стрельцова // Наука. Технологии. Инновации Институт статистических исследования и экономики знаний ВШЭ. 02.09.2020. [Electronic resource]. URL: https ://issek.hse.ru/ mirror/ pubs/share/396184358.pdf.

6. Подборнова, Е.С. Мельников, М.А Бердников В. А. Global Innovation Index (GII) 2020: место России в мире инноваций // Вестник Самарского университета. // Экономика и управление. 2021. Vol. 12, № 1. P. С. 37-42.

7. Харламов А.В., Сибгатуллин АЭ. Институциональные изменения, обеспечивающие инновационную направленность развития хозяйственной системы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). P. 21 -26.

8. Харламова Т.Л., Макарова С.Н. Развитие инновационного механизма управления рынком инфокоммуникационных услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного

экономического университета. 2020. № 4 (124). P. 80-85.

9. Заборовская О.В. «Зелёная» экономика региона и устойчивое развитие // Новеллы права, экономики и управления 2020. 2021. P. 534-538.

10.Ершова А В. et al. Системный анализ привлекательности банков для представителей ВИП-сегмента потребителей в рамках цифровой информационной среды // Экономические науки. 2021. № 194. P. 60-73.

11.Индикаторы инновационной деятельности: 2020: статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ. 2020. 337 p.

12.Никифорова В.Д., Сергеева И.Г., Харламов АВ. Использование потенциала финансового рынка для инновационного развития российской экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 6 (102).

13.Заборовская О.В. Формирование и развитие человеческого капитала в регионе. Изд-во С-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.

14.Родионов Д.Г., Мугутдинов Р.М., Конников Е.А Автоматизированный алгоритм системного анализа конкурентоспособности цифрового предприятия в рамках информационной среды // Экономические науки. 2021. № 200. P. 98-108.

15.Родионов Д.Г., Баранова И.В., Насрутдинов М.Н. Идентификация ключевых медиаторов развития социального потенциала региона // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. P. 69.

16.Заборовская О.В. Инновационные подходы к развитию профессионального образования как основа сокращения социальных рисков Industry 4.0 // Профессиональное образование в современном мире: традиции и инновации. 2019. P. 69-76.

17.Родионов Д.Г., Кичигин О.Э., Селентьева Т.Н. Особенности оценки конкурентоспособности инновационного регионального кластера: институциональный подход // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Vol. 12, № 1. P. 43-58.

18.Демиденко Д.С., Родионов Д.Г., Малевская-Малевич Е.Д. "Цифровой" подход к определению стратегии инновационного производства на предприятии // Фундаментальные исследования. 2018. № 9. P. 53-57.

19."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). ГК РФ Статья 8 61. Наличные и безналичные расчеты. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9027/ea61b87b9245d83bed1e7ce1dd318018ab76d2a9/.

20.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей". Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/287ba 272fb77db736b183 54d3eec00164e7fd104/. References:

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On National goals and Strategic objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024 [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/71937200/.

2. The Strategy of innovative development of the Russian Federation, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated December 8, 2011 No. 2227-r [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/9282/.

3. The Strategy of scientific and Technological development of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 642 of December 1, 2016 [Electronic resource]. URL: https://lunn.ru/media/upr_NIR/NID/strategiya_ntr_rf_ot_01dek2016.pdf.

4. Global Innovation Index (GII) 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.wipo.int/ glob-al_innovation_index/ru/2020/.

5. Gokhberg L.M. Global Innovation Index - 2020 / L.M. Gokhberg, M.A Gershman, V.A Rud, E.A. Streltsova // Nauka. Technologies. Innovation Institute of Statistical Research and Economics of Knowledge HSE. 02.09.2020. [Electronic resource]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/ 396184358.pdf.

6. Podbornova, E.S. Melnikov, M.A Berdnikov, V.A Global Innovation Index (GII) 2020: Russia's place in the world of innovation // Bulletin of Samara University. // Economics and Management. 2021. Vol. 12, No. 1. P. S. 37-42.

7. Kharlamov A.V., Sibgatullin AE. Institutional changes ensuring the innovative orientation of the development of the economic system // Izvestiya of the St. Petersburg State University of Economics. 2021. No. 4 (130). P. 21-26.

8. Kharlamova T.L., Makarova S.N. Development of an innovative mechanism for managing the info-communication services market // Izvestiya St. Petersburg State University of Economics. 2020. N° 4 (124). P. 80-85.

9. Zaborovskaya O.V. "Green" economy of the region and sustainable development // Novellas of law, economics and management 2020. 2021. P. 534-538.

10.Ershova A.V. et al. Systematic analysis of the attractiveness of banks for representatives of the VIP segment of consumers within the digital information environment // Economic sciences. 2021. No. 194. P. 60-73.

11.Indicators of innovation activity: 2020 : statistical collection / L. M. Gokhberg, K. A Ditkovsky, E. I. Evnevich et al.; National research. Higher School of Economics Univ., Moscow: HSE. 2020. 337 p.

12.Nikiforova V.D., Sergeeva I.G., Kharlamov A.V. Using the potential of the financial market for innovative development of the Russian economy // Izvestia of the St. Petersburg State University of Economics. 2016. № 6 (102).

13.Zaborovskaya O.V. Formation and development of human capital in the region. Publishing House of St. Petersburg State University of Economics and Finance, 2005.

14.Rodionov D.G., Mugutdinov R.M., Konnikov E.A Automated algorithm for system analysis of the competitiveness of a digital enterprise within the information environment // Economic sciences. 2021. № 200. P. 98-108.

15.Rodionov D.G., Baranova I.V., Nasrutdinov M.N. Identification of key mediators of the development of the social potential of the region // Russian Economic Online Journal. 2019. No. 3. P. 69.

16.Zaborovskaya O.V. Innovative approaches to the development of vocational education as a basis for reducing social risks Industry 4.0 // Vocational education in the modern world: traditions and innovations. 2019. P. 69-76.

17.Rodionov D.G., Kichigin O.E., Selentyeva T.N. Features of assessing the competitiveness of an innovative regional cluster: an institutional approach // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2019. Vol. 12, No. 1. P. 43-58.

18.Demidenko D.S., Rodionov D.G., Malevskaya-Malevich E.D. "Digital" approach to determining the strategy of innovative production at the enterprise // Fundamental research. 2018. № 9. P. 53-57.

19."The Civil Code of the Russian Federation (Part Two)" from 26.01.1996 N 14-FZ (ed. from 01.07.2021, with amendments. from 08.07.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022). The Civil Code of the Russian Federation Article 861. Cash and non-cash payments. [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ ea61b87b9245d83bed1e7ce1dd318018ab76d2a9/.

20.The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 N 2300-1 (ed. of 11.06.2021) "On consumer rights protection". Article 16.1. Forms and procedure of payment for the sale of goods (performance of works, provision of services). [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 305/287ba 272fb77db736b18354d3eec00164e7fd104/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.