Цифровая экономика: возможности применения успешного опыта Республики Корея в России
Барсегян Манан Давитовна
аспирант кафедры мировой экономики, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, [email protected]
В условиях цифровизации мировой экономики новые технологии и развитие цифровой экономики становится одним из важнейших пунктов повестки дня всех стран мира. Развитие цифровой экономики создает возможности для создания инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг на международных рынках. На данный момент многие страны реализуют национальные программы по цифровизации. В рамках этих программы предполагается создание и внедрение цифровых технологий, товаров и услуг в различных сферах, в том числе, в государственных учреждениях, научных и инновационных институтах, а также устранение барьеров на пути эффективной цифровиза-ции, например, разрыва в цифровых навыках с помощью модернизации системы образования. Ключевым аспектом цифровой экономики является устойчивая и безопасная ИКТ-инфра-структура, которая обеспечит условия для инновационной деятельности и дальнейшего научно-технического развития. В то же время несмотря на принятую национальную программу развития цифровой экономики, в России наблюдается невысокий уровень инновационной активности. Вследствие этого возникает необходимость рассмотрения практики зарубежных стран (в первую очередь, Республики Корея) для разработки рекомендаций применения положительного опыта развития основных элементов цифровой экономики в России. Ключевые слова: цифровая экономика, международное научно-техническое сотрудничество, ИКТ-инфраструктура, информационное общество, кибербезопасность, инновационная кооперация
о
CSI
0
CSI
Ni
01
п
S H О ш m х
<
m о х
X
Цифровизация мировой экономики приводит к тому, что сегодня одним из основных конкурентных факторов являются новые цифровые технологии. Многие страны реализуют национальные программы развития цифровой экономики (далее - ЦЭ), в том числе, и Россия.
Большой интерес представляют собой страны, которые на данный момент эффективно реализуют программы цифровых национальных экономик.
Рассмотрим опыт развития ЦЭ лидера в сфере развития ИКТ-сферы Республики Кореи.
С целью исследования степени цифровизации и конкурентоспособности экономики страны следует в первую очередь проанализировать социально-экономический уровень ее развития. По данным рейтинга Индекса человеческого развития ООН (далее - ИЧР ООН), Республика Корея занимает 22^ позицию 0,903 [13].
Правительство Республики Корея с 1980-х гг. начало реализовывать следующие программы, в основе которых было развитие ИКТ-сектора в качестве стратегического инструмента национального развития: «Корейская информационная инфраструктура» (Korea Information Infrastructure Initiative, 1995-2005), «Основной план содействия информатизации» (National Framework Plan for Informatization Promotion, 1996-2000), «Кибер Корея 21» (Cyber Korea 21, 1999), «e-Korea (2002-2006) и Генеральный план «Вездесущая Корея» (u-Korea Master Plan, 2004). Корея, как и многие другие страны, особенно, развитые, которые реализуют программы развития ЦЭ, в первую очередь, преследуют цель создания условий для возможности прогнозирования будущих инноваций и соответствующей адаптации среднесрочных и долгосрочных стратегических ответных мер. Вследствие этого, корейское правительство в 2016 г. приняло «Генеральный план развития интеллектуального информационного общества» (Mid- to Long-Term Master Plan in Preparation for the Intelligent Information Society, Managing the Fourth Industrial Revolution) и учредила Руководящий комитет по созданию интеллектуального информационного общества (Joint Steering Committee for the Intelligent Information Society), членами которого являются правительственные учреждения и специалисты из частного сектора. В данной программе описывается то, какие действия будет принимать страна в связи с развитием Четвертой промышленной революции, которая характеризуется распространением больших данных, мобильных услуг, Интернета вещей и облачных вычислений. В опубликованном документе авторы приводят следующее определение интеллектуального информационного общества - «это общество, в котором новая стоимость создается и прогресс достигается за счет применения интеллектуальных информационных технологий, опирающихся на генерацию, сбор и анализ больших объемов данных с помощью передовых ИКТ, в каждой сфере экономики, общества и жизни человека» [5]. Особенностью данных программ является наличие связи и взаимодействия между государством, частным сектором и исследовательскими институтами.
В стране наблюдается высокий уровень научно-исследовательской и инновационной деятельности. Среди организаций, выполняющих НИОКР, следует выделить существенную роль предпринимательского сектора - 78,2% всех затрат на НИОКР приходится на бизнес, при это страна занимает место в мире по доле общих затрат на НИОКР - 4,3%. Кроме того, корейские компании представлены в различных рейтингах инновационных компаний (Таблица 1).
Таблица 1
Рейтинги Forbes и BCG самых инновационных компаний мира: позиции корейских и российских компаний (капитализа-
Место Компания Сфера Капитализация (млрд.долл.)
Forbes: The World's Most Innovative Companies 2018 (всего - 100 компаний)
Ко оейские компании
9 Naver поисковая система 15,2
14 Celltrion биофармацевтика 22,7
18 Amorepacific косметическая 18,7
27 LG Household & Health Care потребительские товары 27
Российские компании
100 Норильский никель горно-металлургическая 35,9
BCG: The Most Innovative Companies 2018
Ко оейские компании
5 Samsung электронная промышленность
18 LG Electronics потребительская электроника
Источник: построено автором по
Forbes: The World's Most Innovative Companies 2018. - URL: https://www.forbes.eom/innovative-companies/list/#tab:rank; BCG: The Most Innovative Companies 2019. - URL: https://www.beg.com/publieations/eolleetions/most-innovative-eompanies-2019-artifieial-intelligenee-platforms-eeosystems.aspx
Доля Кореи в мировом объеме поданных заявок и выданных патентов составляет 6% и 8% [16].
Корея является лидером в сфере ИКТ и входит в группу стран с высокой долей населения (более 95%), которая использует Интернет [15; 18].
Корея стала первой страной, которая создала национальную сеть «5G»: корейские компании SK Telecom и KT Corporation предоставили своим клиентам доступ к сетям 5G. Несмотря на то, что американская компания Verizon Communications настаивает на том, что именно ее клиенты первыми получили доступ к 5G, Корея стала первой страной, которая начала распространять эти сети на национально уровне.
Цифровая безопасность безусловно является одним из важнейших факторов дальнейшего успешного внедрения новых цифровых технологий. Следует отметить, что Корея в целом демонстрирует низкие показатели нарушений цифровой безопасности. Так, по данным ОЭСР, среди стран-членов (по которым имеются данные) именно у Кореи наблюдается самая низкая доля предприятий (4%), которые сталкиваются со случаями нарушения безопасности [7,9]. Это обусловлено тем, что компании активно осуществляют меры по обеспечению безопасности, и правительство, в свою очередь, поощряет информированность компаний о рисках цифровой безопасности. Это осуществляется путем предоставления налоговых льгот тем компаниям, которые ин-
вестируют в цифровые продукты безопасности. Несмотря на то, что в 2018 г. страна заняла 152е место в рейтинге «Глобального индекса кибербезопасности» Международного союза электросвязи (Global Cybersecurity Index, International Telecommunication Union), опустившись на 2 позиции по сравнению с 2017 г., значение индекса увеличилось (с 0,782 до 0,873), что говорит об эффективности применяемых мер по обеспечению цифровой безопасности [6;7] 14-15. Однако в то же время в Корее наблюдается неблагоприятная ситуация с защитой конфиденциальности индивидуумов: по данным ОЭСР, в 2015 г. эта доля составила 7% - самый высокий среди членов организации [8,11].
Корейское агентство по Интернету и безопасности (Korea Internet & Security Agency) стремится к созданию сетевого фонда для Интернет-пользователей и Интернет-компаний с помощью повышения конкурентоспособности Интернет-услуг и надежности информации и знаний из Интернета. Агентство поддерживает стартапы для коммерциализации бизнес-моделей и укрепления конкурентных преимуществ в области технологий безопасности с использованием программ, целью которых является развитие стартапов в сфере Интернета вещей, цифровой безопасности и индустрии финансовых технологий. И на данный момент уже создан единый сервис для поддержки таких стартапов для усиления позиций как на национальном, так и на мировом рынке.
Правительство Кореи считает, что нужно поддерживать частный сектор именно с помощью развития необходимой инфраструктуры и экосистем для создания новых цифровых технологий, повышения уровня качества человеческого капитала, а также исправления провалов рынка и обеспечения защиты наиболее слабых членов общества. Корейское правительство всячески стимулирует организации, в первую очередь, стартапы: создает специальные фонды поддержки молодых предпринимателей (стартап-визы), налоговые льготы и льготные кредиты. Начиная с 1999 г. правительство утвердило специальные программы поддержки и развития инновационных способностей МСП и стартапов, в рамках которых организации, которые демонстрировали потенциал в инновационном развитии, обозначались «Inno-Biz» и могли получить технологическую страховку, льготный налоговый режим, а также часть общего бюджета для финансирования НИОКР. Так, например, в 2003 г. на реализацию таких программ было потрачено около 600 млн. долл., в 2009 г. - более 1,5 млрд. долл. и т.д.
Стремительное распространение Интернета, создание в рамках реализации программы Cyber Korea 21 сети широкополосного доступа к сети, охватившая почти всю страну, значительные инвестиции в НИОКР со стороны государства и частного сектора, существенный вклад ИКТ-сектора в экономику страны и высокие темпы роста этой сферы привели к формированию эффективной ИКТ-инфраструктуры, которая стала основой развития ЦЭ [19].
На основе проведенного анализа опыта развития ЦЭ Республики Кореи попытаемся сформулировать рекомендации по формированию концепции и стратегии построения ЦЭ в России. В первую очередь, рассмотрим текущую ситуацию в сфере цифровизации российской национальной экономики.
В 2017 г. Россия приняла программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Цели, которые были поставлены в данном проекте, были следующие: 1) «увеличение внутренних затрат на развитие ЦЭ в три
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О M
о
о
CS
0
CS
01
о ш m
X
<
m О X X
раза (по доле в ВВП) по сравнению с 2017 г.»; 2) «создание устойчивой и безопасной ИКТ-инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств»; 3) «использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями» [1]. Данная программа рассчитана на период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2024 г., и ожидается, что по итогам 2019 г., 2021 г. будет обучено следующее число специалистов по компетенциям ЦЭ: 30 тыс., 105 тыс. человек соответственно.
Правительство планирует к 2024 г. обучить 270 тыс. человек по компетенциям ЦЭ и 1000 тыс. человек компетенциям ЦЭ в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов. Кроме того, к концу 2024 г. около 10 млн. человек пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности. и не менее 120 тыс. выпускников будут обучаться на ИТ-специальностях.
Кроме того, со стороны высших заведений также ожидается полномасштабное внедрение элементов модели «Цифровой экономики» не только в формате создания центров и лабораторий, но также программ обучения, что приведет к тому, что 100% государственных вузов будут также участвовать в развитии ЦЭ (к концу
2023 г.). В результате правительство ожидает, что повысится уровень цифровой грамотности по всей стране, а доля граждан, обладающих цифровыми навыками к
2024 г. достигнет не менее 40% [1].
Неблагоприятной тенденцией сейчас является основная роль больших компаний в развитии инновационной деятельности на фоне практически полного отсутствия возможностей участия малого бизнеса в разработке цифровых технологий. Фонд «Сколково» и Фонд развития ЦЭ при поддержке Торгово-промышленной палаты запустили «Магазин цифровых решений» - каталог российских разработок по сервисам ЦЭ, в которых сможет участвовать малый бизнес.
В случае России решающую роль играют кадры - человеческий фактор: высокие разрыв цифровых навыков среди различных регионов, низкая степень распространения технологий в целом по стране и отсутствие осведомленности населения о том, что из себя представляет Четвертая промышленная революция и цифровизация; какие программы реализуются и насколько они успешны; недостаточное количество центров и институтов, обучающих использованию современных цифровых технологий. Это связано с неэффективностью развития ЦЭ в различных сферах экономики и различных регионах страны. Ожидается, что лишь к 2021 г. будет осуществлено подключение органов государственной власти и органов местного самоуправления и обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных услуг и сервисов в цифровом виде.
Несмотря на то, что, Россия занимает высокую позицию в рейтинге ИЧР ООН 20018 г. (0,816 - 49^ место среди 189) и, согласно данным рейтинга Глобальной конкурентоспособности 2019 г. ВЭФ (WEF Global Competitiveness Report 2019) Россия демонстрирует хорошие показатели в области высшего образования [15] развитие общего фактора образования на данный момент является неэффективным, т.к. качество данного института не соответствует современному уровню раз-
вития экономики [12]. Это обусловлено, в первую очередь, низкими затратами на образование - 3,8% [15; 18]. В отличие от своих экономических партнеров, в том числе, Кореи, России пока не удалось увеличить расходы на образование (Таблица 2).
Таблица 2
ОЭСР: Расходы на образовательные учреждения, 2016 (в % от ВВП)
Страна Государственные расходы на образование (в % от ВВП)
Доля расходов Доля расходов (без учета расходов на НИОКР)
ОЭСР (среднее значение) 5,0 4,5
Республика Корея 5,4 5,0
ЕС23(среднее значение) 4,5 4,1
Россия 3,1 3,0
Источник: OECD Education at a Glance 2019. - URL:
https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-
2019_f8d7880d-en#page288
Россия уступает также в сфере научно-технического развития высших заведений (Таблица 3); немногие российские вузы попадают в списки лучших университетов мира. Так, лишь одно российское высшее учебное заведение - Московский государственный университет -входит в топ-100 рейтинга лучших университетов 2019 г. по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds и занимает 90^ место (в рейтинге 2020 г. - 84— место), в то время как в данном списке присутствуют 31 американских, 33 европейских, 6 китайских, 5 корейских и 5 японских университетов.
Таблица 3
Показатели Рейтинга лучших университетов мира QS для университета-лидера, лидеров среди корейских и российских
университетов, 2019-2020 гг.
Университет Качество научно-исследовательской деятельности (позиция/значение показателя) Карьерный потенциал (позиция/значение показателя)
2019 2020 2019 2020
Массачусетский Технологический Институт (лидер рейтинга) 3 (100) 5 (100) 4 (100) 4 (100)
Сеульский национальный университет (лидер среди корейских вузов) 30 (96,2) 30 (96,9) 41 (92,7) 45 (91,1)
МГУ им. М.В. Ломоносова (лидер среди российских вузов) 79 (71,3) 77 (73,6) 83 (78,2) 60 (84,9)
Источник: построено автором по QS World University Ratings 2019-2020. - URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2019
Несмотря на то, что наблюдается тенденция увеличения использования электронных ресурсов различными образовательными учреждениями, на данный момент лишь некоторые университеты активно внедряют их в свою деятельность. Так, Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова на протяжении многих лет имеет свою онлайн-платформу «on.econ.msu.ru», доступ к которой имеют студенты, преподаватели и другие сотрудники факультета. Это дает возможность как предоставлять лекции и другие материалы студентам и получать их самостоятельные работы, так и в онлайн-
режиме оценивать их, что позволяет сокращать временные издержки.
На данный момент в стране наблюдается низкий уровень инновационной активности в стране. Россия занимает долю в 1% и 3% в мировом объеме поданных заявок и выданных патентов соответственно [16]. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция снижения доли высокотехнологичной продукции в общем объеме российского промышленного экспорта (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 - Доля высокотехнологичного экспорта в общем объеме промышленного экспорта (в %), 2007-2018 гг. Источник: построено по The World Bank Open Data. - URL: https://data.worldbank.org/lndlcator/TX.VAL.TECH. CD?view=chart
Россия демонстрирует также невысокие показатели экспорта ИКТ-товаров по сравнению с другими странами, которые успешно развивают ЦЭ (см. Рисунок 2).
Рисунок 4 - Россия и Республика Корея: доля поступлений за использование ИС от мирового объема платежей (в %), 2007-2017 гг.
Источник: построено автором по The World Bank Open Data. -URL:
https://data. worldbank. org/indicator/BX. GSR.ROYL. CD?view=chart
Рисунок 5 - Россия и Республика Корея: доля платеш за использование ИС от мирового объема платежей (в %), 2007-2017 гг.
Источник: построено автором по The World Bank Open Data. -URL:
https://data. worldbank. org/indicator/BM. GSR. ROYL. CD?view=chart
Рисунок 2 - Доля экспорта ИКТ-продуктов в общем объеме товарного экспорта (в %), 2007-2017 гг. Источник: построено автором по The World Bank Open Data. -URL:https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.ICTG.ZS.UN?end=2 018&start=2014& view=chart
Кроме того, в России наблюдается высокая доля импорта ИКТ-товаров (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 - Доля импорта ИКТ-продуктов в общем объем товарного импорта (в %), 2007-2017 гг.
Источник: построено автором по The World Bank Open Data. -URL:https//data. worldbank. org/mdicator/TM. VAL.ICTG.ZS. UN?end=2 018&start=2014& view=chart
На данный момент, Россия входит в группу стран, которые в большей степени импортируют новые технологии (см. Рисунок 4, 5).
Данная ситуация отражает дефицит кадров и недостаточный уровень подготовки специалистов, в том числе, в сфере оценки интеллектуальной собственности; отсутствие эффективной информационной инфраструктуры и нормативного регулирования цифровой среды; высокие финансовые и временные затраты на получение защиты интеллектуальной собственности, а также низкая правовая грамотность.
На фоне сокращения количества организаций, занимающихся НИОКР, что было вызвано общей неблагоприятной экономической ситуацией в последние годы, в 2018 г. было отгружено среди прочих инновационных товаров и услуг на 8,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Среди организаций, выполняющих НИОКР, следует выделить существенную роль предпринимательского сектора, доля которого составила в 2018 г. 33% на фоне доли государственного сектора в 38% [3].
Одна из основных проблем, препятствующих развитию ЦЭ, является разрыв в цифровых навыках среди различных субъектов Российской Федерации. Так, по данным индекса «Цифровая экономика 2018» уровень внедрения цифровизации по 100-балльной шкале очень сильно различается в зависимости от субъекта: минимальное значение индекса составило 33,74 (Республика Тыва), максимальное - 77,03 (Москва). При этом по сравнению с предыдущим годом наблюдается позитивный сдвиг: в 2017 г. интервал показателей был шире и составлял 25,19 (Чукотский автономный округ) - 70,01 (Москва), что значит снижение разрыва в уровнях цифрового развития между субъектами [2].
Несмотря на принятую в 2000 г. Стратегию национальной безопасности и концепцию национальной безопасности Российской Федерации, а также принятую в 2013 г. Концепцию внешней политики Российской Федерации и ежегодный аудит, который проводят государственные органы проводят ежегодно, информационная безопасность остается одним из основных препятствий на пути развития цифровой экономики.
Несмотря на то, что Россия входит в группу стран (всего - 40 стран) с «очень высоким» значением индекса развития электронного правительства и занимает в общем рейтинге 32— место [11], наблюдается низкий уровень вовлеченности граждан в пользование услугами электронного правительства в целом по всей стране, а также значительное отставание от Республики Корея (Таблица 4).
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м о
Таблица 4
Позиция Республики Корея и России в различных рейтингах
о
CS
0
CS
01
о ш m
X
<
m О X X
Рейтинг Позиции стран Топ-10 стран рейтинга
Всемирная организация интеллектуальной собственности, INSEAD: Глобальный индекс инноваций, 2019 11 Корея . Россия 46 Швейцария, Швеция, США, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Дания, Сингапур, Германия, Израиль
Институт менеджмента: Рейтинг глобальной цифровой конкурентоспособности стран (the IMD Digital Competitiveness Ranking), 2018 14 Корея . Россия 40 США, Сингапур, Швеция, Дания, Швейцария, Норвегия, Финляндия, Канада, Нидерланды, Великобритания
Европейская комиссия: Международный индекс цифровой экономики и общества (International Digital Economy and Society Index, I-DESI), 2018 1. Корея 14 Россия Корея, Топ-4 страны ЕС, Норвегия, Исландия, Швейцария, Япония, Австралия, Канада, США, Новая Зеландия
Департамент по экономическим и социальным вопросами ООН (UN DESA, the United Nations Department of Economic and Social Affairs): Рейтинг развития электронного правительства (E-Government Survey), 2018 3. Корея 32 Россия Дания, Австралия, Корея, Великобритания, Швеция, Финляндия, Сингапур, Новая Зеландия, Франция, Япония
Компания Huawei: Глобальный индекс сетевого взаимодействия Huawei (Global Connectivity Index, GCI), 2018 11 Корея . Россия 36 США, Сингапур, Швеция, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Япония
Всемирный экономический форум (World Economic Forum, WEF): Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index), 2016 13 Корея . Россия 41 Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, США, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург, Япония
Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU): Индекс развития ИКТ (ICT Development Index), 2016-2017 Рейтинг 2017
2. Корея 45 Россия Исландия, Корея, Швейцария, Дания, Великобритания, Гонконг, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Япония
Источник: построено [4;6;8;10;12;14;17]
автором
по
В то же время правительство России планировало лишь к 2020 г. разработать план мер экономической поддержки компаний, при этом только тех, продукция которых имеет статус ИКТ российского происхождения. Среди таких мер следует выделить, в первую очередь, налоговые льготы. С момента реализации программы цифровой экономики правительство предусматривало налоговые льготы для ИТ компаний, однако не все компании могут ими воспользоваться, в то время как в Корее правительство всячески стимулирует организации, в первую очередь, стартапы.
Сравнительный анализ процесса построения ЦЭ в Республике Корея и России привел нас к нескольким выводам. Во-первых, ключевым фактором успешного развития цифровой экономики Республики Корея является наличие развитой ИКТ-сферы. Как нам представляется, это обусловлено факторами, к которым мы относим: наличие доступа к Интернету, высокий уровень цифровой грамотности, значительными объемами инвестиций государственных учреждений и частного сектора в НИОКР, образование, ИКТ-сектор. Во-вторых, в случае России для эффективного развития ЦЭ необходимо стремительное развитие ИКТ-сферы. Государству в ка-
честве ведущего актора осуществления программ развития ЦЭ следует реализовывать мероприятия по поощрению использования электронными ресурсами, и услугами электронного правительства. Использование электронных ресурсов должно быть внедрено в систему образование на всех уровнях образования. Это позволит приобрести соответствующие навыки, а также, в том числе, увеличит долю людей, активно использующих Интернет. В результате это позволит России более быстрыми темпами формировать развитую ИКТ-сферу. Еще одним ключевым аспектом является применение такого важного принципа Кореи в сфере реализации программ развития ЦЭ - взаимодействие государства, предпринимательского сектора, научно-исследовательских институтов и других заинтересованных сторон. Именно на основе эффективной кооперации различных институтов должна формироваться программа, в первую очередь, развития ИКТ-инфраструктуры, которая будет ориентироваться на поддержку стартапов, деятельность которых либо направлена на создание ИКТ и распространение, либо на использование ИКТ в своей работе. Это позволит минимизировать разрыв цифровых навыков, временные и финансовые затраты внедрения новых цифровых технологий по всей стране.
Литература
1. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Национальный проект «Цифровая экономика». [Электронный ресурс] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 28.10.2019)
2. Московская школа управления СКОЛКОВО, Центр Финансовых инноваций и безналичной экономики: Индекс «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за 1-ое полугодие 20l8 года. [Электронный ресурс] URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/ Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Resume_ 2019-04_ru.pdf ; https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/ Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Applicatio n01_2019-04_ru.pdf (дата обращения: 28.10.2019)
3. Федеральная Служба Государственной статистики РФ. [Электронный ресурс] URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/s tatistics/science_and_innovations/ (дата доступа: 28.10.2019)
4. European Commission: International Digital Economy and Society Index 2018. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-
market/en/news/international-digital-economy-and-society-index-2018 ; https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/how-digital-europe-compared-other-major-world-economies (дата обращения: 28.10.2019)
5. Government of the Republic of Korea, Ministry of Science, ICT and Future Planning, Interdepartmental Exercise: Mid- to Long-Term Master Plan in Preparation for the Intelligent Information Society: Managing the Fourth Industrial Revolution. 2017. - URL: https://english.msit.go.kr/english/msipContents/contentsVie w.do?cateId=msse56&artId=1352869 (дата обращения: 28.10.2019)].
6. Huawei: Global Connectivity Index 2018. URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/gci2018rus/materia ls/gci2018.pdf (дата обращения: 28.10.2019)
7. ITU: Global Cybersecurity Index 2017, 2018 - URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/d-str-gci.01-2017-pdf-e.pdf; https://www. itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Documents/draft-18-00706_Global-Cybersecurity-Index-EV5_print_2.pdf (дата обращения: 28.10.2019)
8. ITUdata: ICT Development Index 2017. URL: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html (дата обращения: 28.10.2019)
9. OECD: Digital Economy Outlook 2017. Spotlight on Korea. - URL: https://www.oecd.org/korea/digital-economy-outlook-2017-korea.pdf (дата обращения: 28.10.2019), p.10
10. The IMD World Digital Competitiveness Ranking 2018 Results. URL: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2018/ (дата обращения: 28.10.2019)
11. The Washington Innovation Economy. New Economic Strategy for Prosperity. Washington Economic Development Commission, February 2009. - URL: https://intranet.shoreline.edu/operationscommittee/Operatio ns2010-2011/0pCom%20Retreat%20(August%2024-25,%202010)/WEDCStrategicReportv.2.1.pdf (дата обращения: 6.10.2019) - р. 3-6
12. UN DESA, the United Nations Department of Economic and Social Affairs: E-Government Survey 2018. -URL:
https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/ Documents/un/2018-Survey/E-
Government%20Survey%202018_FINAL%20for%20web.p df (дата обращения: 28.10.2019)
13. United Nations Development Programme: Human Development Reports, 2018 Statistical Update. - URL: http://hdr.undp.org/en/2018-update (дата обращения: 28.10.2019)
14. WEF: Global Information Technology Report 2016. URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/ (дата обращения: 28.10.2019)
15. WEF: The Global Competitiveness Report 2018, The Global Competitiveness Report 2019. -URL:http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalComp etitivenessReport2019.pdf ; http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/ (дата обращения: 28.10.2019)
16. WIPO IP Statistics Data Center. - URL: https://www3.wipo.int/ipstats/index.htm (дата обращения: 28.10.2019)
17. WIPO, INSEAD: Global Innovation Index 2019 Report. URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report (дата обращения: 28.10.2019)
18. World Bank Open Data. - URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения: 28.10.2019)
19. Young-Dik Kim, Korea ICT Industry Promotion Policy & Actions. National IT Industry Promotion Agency, 22.08.2015. - URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/AsiaPacific/Documents/Events/2015/Aug-DE-Thailand/S1_Young-Sik_Kim.pdf (дата обращения: 28.10.2019)
Digital Economy: Possibilities of Application of the Successful
Experience of the Republic of Korea in Russia Barsegyan M.D.
Moscow State University after Lomonosov M.V.
Under conditions of world economy digitalization, new technologies and the development of the digital economy are becoming one of the most important agenda items for all countries of the world. The development of the digital economy creates opportunities for developing innovative technologies and increasing the competitiveness of national goods and services in international markets.
Currently, many countries are implementing national digitalization programs. These programs include the creation and implementation of digital technologies, goods and services in various fields, including public entities, research and innovation institutions, as well as the elimination of barriers to effective digitalization, for example, the digital skills gap through the education system modernization. The key aspect of digital economy is a sustainable and secure ICT infrastructure that will provide conditions for innovation and further scientific and technological development.
However, despite the adopted national program for the development of the digital economy, Russia has a low level of innovation activity. As a result, there is a need to consider the practice of foreign countries (primarily the Republic of Korea) to develop recommendations for applying the positive experience of the development of the main elements of the digital economy in Russia.
Keywords: digital economy, international scientific and technical cooperation, ICT infrastructure, information society, cybersecurity, innovative cooperation
References
1. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. National project "Digital Economy". [Electronic resource] URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (date of access: 10/28/2019)
2. Moscow School of Management SKOLKOVO, Center for Financial Innovation and Cashless Economy: Index "Digital Russia" by constituent entities of the Russian Federation for the 1st half of 2018. [Electronic resource] URL: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Re search_Reports/SK0LK0V0_Digital_Russia_Resume_2019-04_ru.pdf;
https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Re search_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Application01_2 019-04_ru.pdf (date accessed: 10/28/2019)
3. Federal Service of State Statistics of the Russian Federation.
[Electronic resource] URL:
http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/stati stics/science_and_innovations/ (access date: 28.10.2019)
4. European Commission: International Digital Economy and Society Index 2018. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/international-digital-economy-and-society-index-2018; https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/how-digital-europe-compared-other-major-world-economies (date accessed: 28.10.2019)
5. Government of the Republic of Korea, Ministry of Science, ICT
and Future Planning, Interdepartmental Exercise: Mid- to Long-Term Master Plan in Preparation for the Intelligent Information Society: Managing the Fourth Industrial Revolution. 2017. -URL:
https://english.msit.go.kr/english/msipContents/contentsView.d o?cateId=msse56&artId=1352869 (date accessed: 28.10.2019)].
6. Huawei: Global Connectivity Index 2018. URL: https://www.huawei.com/minisite/russia/gci2018rus/materials/g ci2018.pdf (date accessed: 28.10.2019)
7. ITU: Global Cybersecurity Index 2017, 2018 - URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/d-str-gci.01-2017-pdf-e.pdf; https://www.itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Documents/draft-18-00706_Global-Cybersecurity-Index-EV5_print_2.pdf (date accessed: 28.10.2019)
8. ITUdata: ICT Development Index 2017. URL: https://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html (date accessed: 28.10.2019)
X X О го А С.
X
го m
о
to о to о
9. OECD: Digital Economy Outlook 2017. Spotlight on Korea. - URL:
https://www.oecd.org/korea/digital-economy-outlook-2017-korea.pdf (date accessed: 28.10.2019), p.10
10. The IMD World Digital Competitiveness Ranking 2018 Results. URL: https://www.imd.org/wcc/world-competitiveness-center-rankings/world-digital-competitiveness-rankings-2018/ (date accessed: 28.10.2019)
11. The Washington Innovation Economy. New Economic Strategy for Prosperity. Washington Economic Development Commission, February 2009. - URL: https://intranet.shoreline.edu/operationscommittee/Operations 2010-2011/OpCom%20Retreat%20(August%2024-25,%202010 )/WEDCStrategicReportv.2.1.pdf (date access: 6.10.2019) - p. 3-6
12. UN DESA, the United Nations Department of Economic and Social Affairs: E-Government Survey 2018. - URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Doc uments/un/2018-Survey/E- Government% 20Survey% 202018_FINAL% 20for% 20web.pdf (date accessed: 28.10.2019)
13. United Nations Development Program: Human Development Reports, 2018 Statistical Update. - URL: http://hdr.undp.org/en/2018-update (date accessed: 28.10.2019)
14. WEF: Global Information Technology Report 2016. URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/networked-readiness-index/ (date accessed: 28.10.2019)
15. WEF: The Global Competitiveness Report 2018, The Global Competitiveness Report 2019. - URL: http: //www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessR eport2019.pdf; http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2018/competitiveness-rankings/ (date accessed: 28.10.2019)
16. WIPO IP Statistics Data Center. - URL: https://www3.wipo.int/ipstats/index.htm (date accessed: 28.10.2019)
17. WIPO, INSEAD: Global Innovation Index 2019 Report. URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report (date accessed: 28.10.2019)
18. World Bank Open Data. - URL: https://data.worldbank.org/ (date accessed: 28.10.2019)
19. Young-Dik Kim, Korea ICT Industry Promotion Policy & Actions. National IT Industry Promotion Agency, 22.08.2015. - URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional-Presence/AsiaPacific/Documents/Events/2015/Aug-DE-Thailand/S1_Young-Sik_Kim.pdf (date accessed: 28.10.2019)
o
CS
o
CS
O HI
m
X
<
m
o
X X