Научная статья на тему 'Основы цифровизации экономики и внешней торговли юар'

Основы цифровизации экономики и внешней торговли юар Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
843
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИТКОИН / BITCOIN / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / DIGITAL PLATFORM / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC OF SOUTH AFRICA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостина Ульяна Яковлевна

ЮАР страна с громадным потенциалом интенсивного развития, благодаря стреми-тельному росту информационно-коммуникационных технологий и интернета. Цифрови-зация экономики охватывает все сферы экономических, социальных и политических от-ношений, о чем свидетельствует рост международных индексов страны. Первым шагомявилось создание регуляторной базы для развития и использования высоких технологий вэлектронной коммерции. Однако еще остаются нерешенные вопросы, касающиеся, в томчисле, налогообложения. На сегодняшний день в ЮАР создаются цифровые платформы наопределенных рынках. Можно предположить, что следующим этапом будет их взаимосвя-занное объединение на основе обмена данными и создание цифровых платформ новогопоколения, охватывающих огромное количество разных рынков. Россия с мощным потен-циалом в сфере высоких технологий имеет возможность осуществить технологическуюпривязку южноафриканского бизнеса к нашим технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of digitization of South Africa’s economy and foreign trade

South Africa is a country with a huge potential for intensive development due to the rapid development of information and communication technologies and the Internet. The digitization of the economy covers all spheres of the economic, social and political relations reflected in the growth of the country’s international indices. The first step was the creation of a regulatory framework for the development and use of high technology in e-commerce. However, there are still unresolved issues including taxation. Nowadays, South Africa has created digital platforms in certain markets. We can assume that the next stage will be their interconnected association based on the exchange of data and the creation of digital platforms of new generation covering a huge number of different markets. Russia with a powerful potential in the sphere of high technologies has the opportunity to implement the technological linkage of the South African business to our technologies.

Текст научной работы на тему «Основы цифровизации экономики и внешней торговли юар»

Основы цифровизации экономики и внешней торговли ЮАР

УДК 338.2 : 004 (68) ББК 65.39 (6 Южн) С-773

Ульяна Яковлевна СТАРОСТИНА,

Кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра мировой и национальной экономики - Доцент, тел.: 8(499) 147-51-65

Аннотация

ЮАР - страна с громадным потенциалом интенсивного развития, благодаря стремительному росту информационно-коммуникационных технологий и интернета. Цифрови-зация экономики охватывает все сферы экономических, социальных и политических отношений, о чем свидетельствует рост международных индексов страны. Первым шагом явилось создание регуляторной базы для развития и использования высоких технологий в электронной коммерции. Однако еще остаются нерешенные вопросы, касающиеся, в том числе, налогообложения. На сегодняшний день в ЮАР создаются цифровые платформы на определенных рынках. Можно предположить, что следующим этапом будет их взаимосвязанное объединение на основе обмена данными и создание цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков. Россия с мощным потенциалом в сфере высоких технологий имеет возможность осуществить технологическую привязку южноафриканского бизнеса к нашим технологиям.

Ключевые слова: биткоин, инновации, информационно-коммуникационные технологии, цифровая экономика, цифровая платформа, электронная коммерция, электронная торговля, Южно-Африканская Республика.

Fundamentals of digitization of South Africa's economy and foreign trade

Ul'yana YAkovlevna STAROSTINA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of world and National Economy - Associate Professor,

phone: 8(499) 147-51-65

South Africa is a country with a huge potential for intensive development due to the rapid development of information and communication technologies and the Internet. The digitization of the economy covers all spheres of the economic, social and political relations reflected in the growth of the country's international indices. The first step was the creation of a regulatory framework for the development and use of high technology in e-commerce. However, there are still unresolved issues including taxation. Nowadays, South Africa has created digital platforms in

7 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник I I

Abstract

certain markets. We can assume that the next stage will be their interconnected association based on the exchange of data and the creation of digital platforms of new generation covering a huge number of different markets. Russia with a powerful potential in the sphere of high technologies has the opportunity to implement the technological linkage of the South African business to our technologies.

Keywords: bitcoin, digital economy, e-commerce, information and communication technologies, innovation, digital platform, the Republic of South Africa.

Страны, заинтересованные в развитии информационно-коммуникационных технологий и интернета, создают платформы масштабной цифровизации их экономик, которая оказывает влияние все сферы экономических, социальных и политических отношений. На сегодняшний день многие страны вовлечены в данный процесс (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Основные цифровые экономики мира

Источник: Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира http://www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cyfrovizaciya-trend.html

^ 86

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Как видно из рисунка 1, доля цифровой экономики в ВВП развитых стран c 2010 по 2016 год выросла с 4,3% до 5,5%, в развивающихся странах - с 3,6% до 4,9%. Мировым лидером является Великобритания - 12,4%, а на африканском континенте можно выделить ЮАР, успешно демонстрирующую развитие цифровой экономики. По определению Boston consulting group, за последние 6 лет, доля циф-ровизации в ВВП ЮАР увеличилась с 1,9% в 2010 году до 2,5% в 2016 году.1 ВВП по ППС за 10 лет вырос на 44,9%, благодаря реформированию и модернизации экономики с использованием IT-технологий.2

Анализ международных индексов также показал положительные изменения:

□ по глобальному индексу конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), страна заняла 2-е место среди стран африканского континента в 2016 году, который составил 4,47 из 7 баллов, а по субиндексам «инновации» и «уровню технологического развития», соответственно, 3,8 и 4,7 баллов, что говорит о росте производительности и эффективности развития экономики;

□ по глобальному инновационному индексу ЮАР улучшила показатели на 6 позиций и переместилась с 60 места (из 141 экономики) в 2015 году на 54 (из 128 стран) в 2016 году.3 Всемирный экономический форум определил инновации, как основной фактор развития экономики ЮАР.

□ по индексу готовности к сетевому обществу (NRI) ЮАР в 2016 году заняла 65 позицию из 139 стран, поднявшись на 10 позиций по сравнению с 2015 годом, когда страна занимала 75 позицию из 143 стран.4

Таким образом, показатели международных индексов свидетельствуют о позитивных сдвигах в развитии инноваций в стране и повышении конкурентоспособности экономики.

После отмены апартеида (1994 год) южноафриканским правительством были предприняты меры, связанные с либерализацией и реструктуризацией экономики. Изначально, необходимо было создать регуляторную базу для функционирования конкурентного рынка с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий.

Принятый в 1996 году «Закон о Sentech»5 (The Sentech Act) положил начало обеспечению всеобщего доступа к телекоммуникациям. Компания Sentech отвечала за предоставление услуг распространения радиовещательных сигналов для лицензированных телевизионных и радиовещательных компаний.

Являясь членом ВТО, ЮАР в 1997 году приняла на себя международные обязательства по развитию информационной инфраструктуры, подписав Соглашение о телекоммуникациях (The Agreement on Basic Telecommunications), которое стимулировало развитие рыночной конкурентной среды функционирования компаний в стране. Следующим шагом стало принятие в 1998 году Закона о конкуренции («The Competition Act»), запрещающего антиконкурентные практики, в том числе: сговор и картели.

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

87 Q

Закон The State Information Technology Agency Act (1998 г.) обязал Агентство по информационным технологиям, отвечающее за предоставление IT-услуг правительству, консолидировать и координировать IT-ресурсы для достижения экономии затрат за счет эффекта масштаба и улучшения функциональной совместимости систем. В настоящее время Агентство нацелено на поиск инновационных способов реорганизации правительственных бизнес-процессов для повышения эффективности функционирования. Инвестиционные расходы на развитие ИКТ составили 81,9% от общих расходов Агентства в 2016 году!6

В 2000 году был создан независимый орган связи (The Independent Communications Authority of South Africa (ICASA), в обязанности которого входило контролирование соблюдения лицензий, разработка правил и защита интересов потребителей, а также реагирование на конкретные жалобы и случаи антиконкурентного поведения.

Для регулирования информационных сообщений был принят Закон о регулировании связи и информации (The Regulation of Interception of Communications and Provision of Communication-related Information Act, 2002 год), который обязал поставщиков услуг электронных коммуникаций сотрудничать с правоохранительными органами власти.

Необходимо отметить, что до 2000 года в ЮАР не существовало ни одного нормативного документа, регулирующего электронную коммерцию и электронную торговлю. В 2000 году правительство опубликовало Green Paper 2000, в котором подчеркивалась важность электронной коммерции и электронной торговли в контексте глобализации. В документе были обозначены проблемы, требующие решения, в частности: вопросы налогообложения, таможенных пошлин, прав интеллектуальной собственности, защита данных, защита прав потребителей, аутентификация, юрисдикция, соблюдение электронных контрактов и сообщений и т. д.7 Также обосновывалась необходимость создания законодательной базы для совершения электронных транзакций, с точки зрения их конфиденциальности и безопасности, установления правил, регулирующих электронную коммерцию для населения, расширения информационной инфраструктуры.

Документ Green Paper 2000 не привел к выработке унифицированной стратегии, однако положил начало обсуждению проблем электронной торговли. Через 2 года, в 2002 году, был принят Закон об электронных коммуникациях и транзакциях (ECTA) (The Electronic Communications and Transactions Act (The ECT Act)), целью которого являлось упрощение и регулирование электронных сообщений, содействие всеобщему доступу и использованию электронных транзакций малым и средним бизнесом.

Закон об электронных коммуникациях 2005 года (Electronic Communications Act, («The ECA»)) охватил более широкий круг вопросов, в том числе лицензирование, доступ к коммуникациям, рынки и конкуренцию, универсальное

^ 88

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

обслуживание. Он отличался своей проконкурентностью от предыдущего Закона, который в сущности был протекционистским и стремился защитить действующего провайдера фиксированной связи Telkom SA Ltd от конкуренции. Также было создано Агентство по всеобщему обслуживанию и доступу (The Universal Service and Access Agency), обеспечивающее единый доступ к услугам электронной связи и радиовещанию.

В 2008 году был запущен проект HIPSSA8, который охватывал страны Сообщества развития Юга Африки (Southern African Development Community (SADC)).9 Инициаторами данного проекта выступили, объединившись, Международный союз электросвязи (The International Telecommunication Union (ITU)) и Европейская комиссия (the European Commission (EC)). Они подписали Соглашение «Поддержка политики гармонизации на рынке ИКТ в странах SADC, Карибского бассейна и Тихого океана» (ACP). Предполагалось, что реализация глобального проекта ITU-EC-ACP будет включать три отдельных подпроекта, рассматривающих конкретные потребности каждого региона:10

1) страны Африки к югу от Сахары (проект HIPSSA);

2) Карибский бассейн (проект HIPCAR);

3)Тихоокеанский регион островные страны (проект ICB4PAC)

Проект «Поддержка политики гармонизации в области ИКТ в странах Африки к югу от Сахары» (Harmonization of ICT Policies in Sub-Saharan Africa (HIPSSA) Model Law) включал 5 частей: часть 1 рассматривала правовые вопросы, часть 2 - электронные транзакции, часть 3 - электронную коммерцию, часть 4 - защиту онлайн-потребителей и часть 5 - онлайн услуги. Предложенный проект для стран SADC являлся инструментом, который государства могли использовать для создания более безопасной правовой среды для электронных транзакций и электронной торговли. Он был направлен на усиление региональной интеграции африканских стран, как важного фактора развития конкурентных рынков. Основной задачей являлось согласование стратегии стран в развитии ИКТ, а также нормативной базы, для чего были созданы рабочие группы представителей стран. Данный проект финансируется Европейским фондом развития (EDF) и со-финансируется Международным союзом электросвязи для оказания помощи в области развития ИКТ африканским странам.

В 2014 году Департамент связи был упразднен и создан Департамент телекоммуникаций и почтовых услуг, цель которого - создание благоприятных условий для развития коммуникаций, как источника экономического роста страны.

ЮАР стала одной из первых африканских стран, которая инициировала развитие фиксированной широкополосной связи и обозначила Программу поддержки инициатив в области электронной коммерции. В 2013 году была разработана стратегия «South Africa Connect», направленная на обеспечение открытого

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

89 Q

доступа широкополосной связи, которая базировалась на 4 позициях: цифровая готовность, цифровое будущее, цифровые возможности и цифровое развитие. Данная стратегия предусматривала, что средняя скорость для пользователя в 5 Мбит / сек будет доступна для половины населения к 2016 году с универсальной средней скоростью загрузки 100 Мбит / сек к 2030 году. Заявленные цели были практически достигнуты, и в 2016 году ЮАР уже заняла 86 место из 138 стран по числу подписчиков и доступу к фиксированному широкополосному Интернету, а по полосе пропускания интернета11 (кЬ / s / пользователь) - 21 позицию.12

Количество пользователей интернета в стране неуклонно растет, и если в 2014 году они составляли 49% от всего населения страны, то в 2016 году - уже 51,9% (28,6 млн человек). Такой результат является достижением для ЮАР (см. рисунок 2).

Рисунок 2

Динамика развития интернета в ЮАР, 2013-2016 гг.

Источник: составлено по данным Intemetlive stats. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.internetlivestats.com/internet-users/south-africa/

Прогнозируется, что к 2021 году интернет-пользователей составит 60% населения страны,13 а по прогнозам PwC их количество превысит 70% населения страны к 2020 году (см. рисунок 3).14

^ 90

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

Рисунок 3

Проникновение мобильного Интернета в ЮАР к2020 г.

.....

- подключение смартфонов; - проникновение мобильного интернета;

- планшетные устройства.

Источник: Entertainment and media outlook: 2016 - 2020 •South Africa - Nigeria - Kenya, PwC, Ovum [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pwc.co.za/en/assets/pdf/enm/ entertainment-and-media-outlook-2016-2020.pdf

Телекоммуникационный рынок ЮАР сформирован основными четырьмя операторами. Лидирует компания Vodacom, которой принадлежит 45% рынка, а компания MTN Group с долей рынка 37% была признана африканцами самым уважаемым брендом.15 С целью развития ИКТ правительством ЮАР был принят Закон, позволяющий инвесторам списывать 100% налога при инвестировании в компании на ранней стадии, связанных с развитием инноваций. Такая политика привела к созданию фонда венчурного капитала Grovest, который инвестирует в стартапы, используя списание налогов в качестве стимула для своих инвесторов. Также крупными фондами, инвестирующими в высокотехнологичные компании на ранней стадии, являются: Invenfin, AngelHub Ventures, 4Di Capital, Team Africa Ventures, Silver Tree Capital и Knife Capital.

Стартапы нацелены на выпуск инновационной продукции в инкубаторах, таких как JoziHub и Seed Engine (в Йоханнесбурге) и Bandwidth Barn (в Кейптауне). Построен крупный инновационный кластер в Претории, в котором представлены все виды инновационной деятельности, включающие высокие технологии. В

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

91 ^

Стелленбоше создается некое подобие Силиконовой долины, а Йоханнесбург переживает свое собственное возрождение и также вступает в техническое пространство инноваций.

В Национальной комплексной политике, которая разрабатывалась на базе Национального свода инициатив в области ИКТ 2016-2017 годов, было выделено пять приоритетных направлений финансирования программ внедрения ИКТ: государственные структуры, международная торговля, НИОКР, предпринимательство и инфраструктура.

Большое внимание уделяется внедрению Национальной стратегии развития информационных технологий в сфере государственного управления на период до 2025 года, предусматривающую реализацию создания «электронного правительства» и доступ к широкополосному интернету, в первую очередь, школам, медицинским клиникам и другим государственным учреждениям.16 Это связано с наличием большого количества проблем в данных областях. Так, например, в 2016 году по показателю «доступ интернета в школы» страна заняла достаточно низкую

111 позицию из 138 стран.17

ЮАР со странами НЕПАД участвовала в проекте Connect School Connect Community, целью которого было создание «электронных школ» (e-Schools) в Африке. Планировалось к концу 2013 года подключить все африканские начальные и средние школы к Интернету, однако заявленные цели не были достигнуты, что связано с недостаточно развитой коммуникационной инфраструктурой отдаленных провинций. Информатизацию государственных услуг в сфере образования и здравоохранения поддержал Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union (ITU)), который выступил в поддержку Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД)18 по вопросам, касающихся создания информационного общества в африканских странах.

Расходы государства на программное обеспечение в 2016 году составили 0,4% от ВВП, а по показателю «приобретение правительством передовых технологичных продуктов» ЮАР находится на 99 позиции из 138 стран.19 Правительство также развивает онлайн-присутствие, используя Интернет, когда информация в форме статей и официальных документов предоставляется для общественного контроля. В 2016 году по показателю «предоставление правительством онлайн услуг населению» страна заняла 83 место из 138 экономик.20 Южноафриканская налоговая служба (SARS) имеет интерактивный сайт, который позволяет гражданам оплачивать налоги онлайн.

По исследованиям Всемирного экономического форума ЮАР заняла низкую

112 позицию из 141 экономики по показателю «наличие ученых и инженеров».21 Развитие рынка ИКТ, включающего проникновение интернета, увеличение использования мобильных устройств и других инновационных технологий откроет перспективы для расширения предоставления образовательных услуг, а также бу-

^ 92

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

дет способствовать повышению квалификации работников.

Южноафриканское правительство активно вовлекает коренное население в управление экономикой: была запущена программа Всеобъемлющего расширения участия чёрного населения в экономике - Broad-Based Black Economic Empowerment - B-BBEE, которая призвана способствовать увеличению числа представителей «черного населения» среди собственников, менеджеров и квалифицированных работников. Так, было отмечено, что 30% владения ИКТ в стране должно принадлежать коренным африканцам, включая все южноафриканские веб-сайты, размещенные на локальных, или международных рынках. Кроме того, южноафриканские IT-компании должны отчислять 5% от их чистой прибыли на инициативы в области развития IT-предприятий, принадлежащих черному населению, и 1% от чистой прибыли на развитие ИКТ в сфере образования и здравоохранения.

Одной из крупнейших компаний на африканском рынке ИКТ является Naspers, которая в 1990-х годах занималась кабельным телевидением, а в начале 2000-х, выкупив 46,5% акций Tencent Holdings Limited, вышла на рынок интернет-бизнеса. В дальнейшем Naspers сфокусировалась на электронной коммерции, скупая активы по всему миру. Сейчас Naspers владеет такими компаниями, как Allegro, Avito.ru, PayU, Markafoni (modnaKasta), Olx, Similarweb и многими другими. На сегодняшний день 18% людей в мире используют ее продукцию. Компания получает 80% дохода за пределами ЮАР, причем 73% дохода приходится на интернет-сегмент, что составляет 36% консолидированной выручки.22 Особое внимание в компании уделяется электронной торговле, электронной коммерции и средствам массовой информации.

Можно выделить ряд факторов, тормозящих развитие цифровизации экономики ЮАР.

1. Высокий уровень безработицы в стране (на июнь 2017 года она составила 27,7%, из которого на молодежную безработицу пришлось 55,9%).

2. Дифференциация доходов населения (зарплата высококвалифицированного специалиста составляет 20100 рэнд в месяц, а низкоквалифицированного - 3650 рэнд, что в 5,5 раз ниже).23

3. С точки зрения потребителя, ограничением использования широкополосного интернета является его стоимость, которая составляет 30,60 долларов США в месяц, и это достаточно дорогая услуга для большинства южноафриканцев.24

4. Ограничения широкополосной инфраструктуры и ограниченность полосы проникновения интернета являются серьезным препятствием для расширения деятельности электронного правительства (особенно это касается услуг, предоставляемых гражданам);

5. Низкий уровень кибербезопасности. ЮАР по глобальному индексу кибербезопасности заняла 58 позицию из 165 экономик (для справки: Россия

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

93 Q

- 10).25 На южноафриканском рынке пока нет сильной конкуренции между 1Т-компаниями. Российская компания «Лаборатория Касперского» является лидером по системам информационной безопасности в ЮАР.

6. Большая часть южноафриканского населения имеет низкий образовательный и квалификационный уровень, результатом чего является неумение эксплуатировать и управлять инфраструктурой ИКТ.

7. Крупные телекоммуникационные компании являются ключевыми игроками на южноафриканском рынке ИКТ, вытесняя малый и средний бизнес, потому что стоимость нового высокотехнологичного оборудования выходит за рамки возможностей МСП. По исследованиям мониторинга глобального предпринимательства в ЮАР предпринимательские намерения сократилась в 2016 году, по сравнению с 2013 годом (с 15,4% до 10,1%), и почти в два раза, по сравнению с 2010 годом.26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮАР - страна с огромными потребностями в развитии ИКТ. В 2016 году доля импорта телекоммуникаций, компьютеров и информационных услуг в общей торговле страны составила 0,9%, а доля экспорта ИКТ - 0,5% от общего объема торговли. Россия имеет уникальный шанс экспортировать свои инновационные технологии на рынок ЮАР. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий позволит ЮАР осуществить качественный скачок в развитии всех секторов экономики, что приведет как к росту ВВП, так и уровню жизни южноафриканского населения.

Развитие цифровой информации и рост сетевого взаимодействия повлияли на социальные, политические и экономические сферы, изменив способ ведения бизнеса, что создало множество новых возможностей для ЮАР. Однако для развития малого и среднего предпринимательства в области ИКТ необходима поддержка со стороны государства, выделение субсидий на покупку высокотехнологичного оборудования, повышение уровня образования и квалификации южноафриканцев. В свою очередь, МСП способствует созданию рабочих мест, тем самым поднимая уровень жизни населения. Развитие электронной платформы в сфере торговли будет способствовать оптимизации финансовых расходов и экономии времени покупателей и поставщиков различной продукции.

В ЮАР получили развитие новые интересные проекты по цифровизации.

Так, например, нахождение в ЮАР крупной биткоин-биржи, причем биткоин рассматривается как средство платежа и сохранения денег. Южноафриканские инвесторы заинтересованы в активах биткоинов, диверсифицируя свои портфели. ЮАР считается одной из самых развитых африканских стран по применению биткоинов, потому что именно здесь впервые появилась возможность оплачивать коммунальные счета с помощью цифровой валюты.

В ЮАР любой предприниматель, который принимает к оплате кредитные карты или банковские платежи через PayFast, может также принимать платежи в бит-

^ 94

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

коинах. Некоторые из ведущих интернет-магазинов в Южной Африке, в том числе Takealot.com, принимают криптовалюты.27

Южноафриканская биржа Ice Cubed и нигерийская компания VoguePay заключили Соглашение о сотрудничестве по торговле биткоинами за нигерийские найры и южноафриканские рэнды.28 Развиваются национальные перспективные блокчейн-стартапы. Например, Custos Tech обеспечивает конфиденциальность цифрового мультимедиа и помогает пользователям с распределением контента.

Таким образом, на сегодняшний день в ЮАР создаются цифровые платформы на определенных рынках. Можно предположить, что следующим этапом будет их взаимосвязанное объединение на основе обмена данными и создание цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков. Стремительное развитие технологий позволит ЮАР развиваться очень быстро, а не поэтапно, как в Европе или в США. Страна имеет громадный потенциал интенсивного развития, а у российского бизнеса имеется уникальный шанс осуществить технологическую привязку южноафриканского бизнеса к российским технологиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Рудых Е.С. Институт развития интернета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.runet-id.com/2016/itogi2016/presentations/14dec.itogi2016-l-12-30-13-30--rydih. pdf

2 Рейтинг стран мира по ВВП [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php

3 Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_ACR_2017.pdf

4 Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www3.weforum.org/docs/GITR2016/GITR_2016_full%20report_final.pdf

5 The KINGS of Africa's Digital Economy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://link.springer.com/chapter/10.1057/978-1-137-57878-5_3/fulltext.html

6 Department of Telecommunications and Postal Services (DTPS) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ellipsis.co.za/wp-content/uploads/2015/03/Vote-32-Tele-communications-and-Postal-Services-2015.pdf

7 A Green Paper on Electronic Commerce for South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity/system/files/Review_Report_e-commerce_cybercrime%20and%20cybersecurity_final_0.pdf

8 Electronic Transactions and Electronic Commerce: Southern African Development Community (SADC) Model Law [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itu.int/ en/ITU-D/Projects/ITU-EC-ACP/HIPSSA/Documents/FINAL%20D0CUMENTS/ FINAL%20 DOCS%20ENGLISH/sadc_model_law_e-transactions.pdf

9 SADC (создан в 1992 году), с 2012 года является зоной свободной торговли, и 12 стран из 15 членов осуществляют беспошлинную торговлю.

10 Electronic Transactions and Electronic Commerce: Southern African Development Community (SADC) Model Law [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itu.int/

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

95 Q

en/ITU-D/Projects/ITU-EC-ACP/HIPSSA/Documents/FINAL%20DOCUMENTS/ FINAL%20 D0CS%20ENGLISH/sadc_model_law_e-transactions.pdf

11 Полоса пропускания интернета представляет собой ширину канала передачи общего объема трафика, который может быть передан по данной линии в заданный промежуток времени.

12 Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www3.weforum.org/docs/WEF_ACR_2017.pdf

13 Trade Barriers in South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. globaltrade.net/f/business/text/South-Africa/Trade-Policy-Trade-Barriers--in-South-Africa.html

14 Entertainment and media outlook: 2016 - 2020 • South Africa - Nigeria - Kenya, PwC, Ovum South Africa - Nigeria - Kenya, PwC, Ovum [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pwc.co.za/en/assets/pdf/enm/entertainment-and-media-outlook-2016-2020.pdf

15 E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahea [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity /system/ files/ Review_Report_e-commerce_cybercrime°/o20and°/o20cybersecurity _final_0.pdf

16 E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahead. Review Report. Republic of South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity/system/files/Review_Report_e-commerce_cybercrime%20 and%20cybersecurity _final_0.pdf

17 Всемирный экономический форум. The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lainformacion.com /2016/09/28/ the

_global_competitiveness_report_20162017.pdf?hash=87bbaef715842b097f972f6d2e85314d febd4b8a

18 International Telecommunication Union ITU's (May 2015-April 2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/africa/osaa/pdf/unsystemfolder/ 2016/itu. рdf

19 Всемирный экономический форум. The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.lainformacion.com/2016/09/28/the_global_competitiveness_report_2016-2017. pdf?hash=87bbaef715842b097f972f6d2e85314dfebd4b8a

20 Всемирный экономический форум. The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.lainformacion.com/2016/09/28/the_global_competitiveness_report_2016-2017 pdf?hash=87bbaef715842b097f972f6d2e85314dfebd4b8a

21 Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_ACR_2017.pdf

22 Naspers [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naspers-reports.com/ 2017/ pdf/iar-2017-hires.pdf

23 E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahead E-commerce, the Road Ahead [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.tradingeconomics. com/south-africa/indicators

24 The Global Information Technology Report 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/GITR_2016_full%20report_final.pdf

25 Global Cybersecurity Index 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Documents/GCI-17Report.pdf

^ 96

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

26 SOUTH AFRICA REPORT 2016/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gemconsortium.org/country-profile/108

27 Десятки тысяч магазинов принимают биткоин в Южной Африке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bits.media/news/desyatki-tysyach-

magazinov-prinimayut-bitkoin-v-yuzhnoy-afrike/

28 Биржа из ЮАР и нигерийская компания заключили панафриканский биткоин-со-юз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coinfox.ru/novosti/1390-bitcoin-ex-change-in-south-africa-will-increase-confidence-in-nigerian-products-entrepreneurs-believe-2

БИБЛИОГРАФИЯ:

Биржа из ЮАР и нигерийская компания заключили панафриканский биткоин-союз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coinfox.ru/novosti/1390-bitcoin-exchange-in-south-africa-will-increase-confidence-in-nigerian-products-entrepreneurs-believe-2 (Birzha iz YUAR i nigerijskaya kompaniya zaklyuchili panafrikanskij bitkoin-soyuz [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa)

Всемирный экономический форум. The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lainformacion.com /2016/09/28/ the_global_ competitiveness_report_20162017.pdf?hash=87bbaef715842b097f972f6d2e85314dfebd4b8a (Vsemirnyj ehkonomicheskij forum)

Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3. weforum.org/docs/WEF_ACR_2017.pdf (Vsemirnyj ehkonomicheskij forum [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa)

Всемирный экономический форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3. weforum.org/docs/GITR2016/GITR_2016_full%20report_final.pdf (Vsemirnyj ehkonomicheskij forum [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa)

Десятки тысяч магазинов принимают биткоин в Южной Африке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bits.media/news/desyatki-tysyach-magazinov-prinimayut-bitkoin-v-yuzhnoy-afrike/ (Desyatki tysyach magazinov prinimayut bitkoin v YUzhnoj Afrike [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa)

Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира http:// www.up-pro.ru/library/strategy/tendencii/cyfrovizaciya-trend. html (Cifrovizaciya: istoriya, perspektivy, cifrovye ehkonomiki Rossii i mira)

Рейтинг стран мира по ВВП [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svspb.net/dan-mark/vvp-stran.php (Rejting stran mira po VVP [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa)

Рудых Е.С. Институт развития интернета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// files.runet-id.com/2016/itogi2016/presentations/ 14dec. Itogi2016- 1-12-30-13-30 ry dih . pdf (Rudyh E.S. Institut razvitiya interneta [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa)

A Green Paper on Electronic Commerce for South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity/system/files/Review_Report_e-com-merce_cybercrime%20and%20cybersecurity_final_0.pdf

Department of Telecommunications and Postal Services (DTPS) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ellipsis.co.za/wp-content/uploads/2015/03/Vote-32-Telecommunica-tions-and-Postal-Services-2015.pdf

E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahea [Электрон-

7 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

97 Q

ный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity /system/ files/ Review_Report_e-commerce_cybercrime°/o20and°/o20cybersecurity _final_0.pdf

Electronic Transactions and Electronic Commerce: Southern African Development Community (SADC) Model Law [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itu.int/en/ ITU-D / Projects/ITU-EC-ACP/HIPSSA/Documents/FINAL%20DOCUMENTS/ FINAL%20 D0CS%20ENGLISH/sadc_model_law_e-transactions.pdf

Entertainment and media outlook: 2016 - 2020 •South Africa - Nigeria - Kenya, PwC, Ovum [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pwc.co.za/en/ assets/pdf/enm/entertain-ment-and-media-outlook-2016-2020.pdf

Global Cybersecurity Index 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itu. int/en/ITU-D/Cybersecurity/Documents/GCI-17Report.pdf

Internetlive stats. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.internetlivestats. com/internet-users/south-africa/

International Telecommunication Union ITU's (May 2015-April 2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/en/africa/osaa/pdf/unsystemfolder/ 2016/itu. Рdf

Naspers [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naspers-reports.com/ 2017/ pdf/iar-2017-hires.pdf

The Global Information Technology Report 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/GITR_2016_full%20report_final.pdf

The KINGS of Africa's Digital Economy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// link.springer.com/chapter/10.1057/978-1-137-57878-5_3/fulltext.html

Trade Barriers in South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.global-trade.net/f/business/text/South-Africa/Trade-Policy-Trade-Barriers--in-South-Africa.html

SOUTH AFRICA REPORT 2016/2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gemconsortium.org/country-profile/108

^ 98

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.