Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СУБЪЕКТ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СУБЪЕКТ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновационный потенциал / инновационная деятельность / цифровая трансформация / цифровое предприятие / цифровая экономика / innovation potential / innovation activity / digital transformation / digital enterprise / digital economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р М. Мугутдинов

В статье раскрывается роль процессов цифровой трансформации как важнейшего условия обеспечения конкурентных преимуществ и наращивания темпов экономического роста за счет задействования всей совокупности элементов ресурсного потенциала, учета требований внешней среды и необходимости проведения активных цифровых преобразований, результатом которых выступает производство инновационной продукции (работ, услуг). Обосновано, что концепция системы цифровой трансформации экономики России включает в себя интеграцию производственной и распределительной детерминанты, взаимодействие которых определяет инициативы цифровых преобразований. Рассмотрено цифровое предприятие как базовый элемент системы цифровой трансформации экономики, который обладает соответствующим потенциалом, проявляет определенный уровень инновационной активности и в результате цифровых преобразований становится способным разрабатывать (использовать) сквозные цифровые технологии, цифровые сервисы и платформы. Таким образом можно констатировать, что цифровое предприятие представляет собой ни что иное, как инновационную форму бизнес-деятельности в условиях цифровой экономики, что схематично представлено на авторском механизме трансформации предприятий. Для разработки направлений стратегического развития цифровых предприятий необходима систематизация основных барьеров для цифровых изменений, результатом которых является обоснование качественных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р М. Мугутдинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ENTERPRISE AS AN INNOVATIVE BUSINESS ENTITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

The article reveals the role of digital transformation processes as the most important condition for ensuring competitive advantages and increasing the pace of economic growth by using the entire set of elements of resource potential, taking into account the requirements of the external environment and the need for active digital transformations, the result of which is the production of innovative products (works, services). It is proved that the concept of the digital transformation system of the Russian economy includes the integration of production and distribution determinants, the interaction of which determines the initiatives of digital transformation. The digital enterprise is considered as a basic element of the system of digital transformation of the economy, which has the appropriate potential, shows a certain level of innovation activity and as a result of digital transformations becomes able to develop (use) end-to-end digital technologies, digital services and platforms. Thus, it can be stated that a digital enterprise is nothing more than an innovative form of business activity in the digital economy, which is schematically represented on the author's mechanism of transformation of enterprises. To develop directions for the strategic development of digital enterprises, it is necessary to systematize the main barriers to digital change, the result of which is the justification of qualitative transformations.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СУБЪЕКТ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ»

5. Miroshnichenko, M.A. Management of the digital infrastructure of archival activities using modern information and communication technologies / M.A. Miroshnichenko, K.A. Kuznetsova, A.M. Lebedev. - Text: electronic // Bulletin of the Academy of Knowledge. - Krasnodar: OOO "Academy of Knowledge", 2020. - No. 2 (37). - S. 184-188. - URL: https://www.elibrary .ru/item.asp?id=42770112 (date of access: 11/21/2021 ).

6. Perelygina, K. V. Tools for promoting cloud services in the Internet environment / K. V. Perelygina. - Text: electronic // Young scientist. - Kazan: "Young scientist", 2018. - No. 22 (208). - S. 438-440. - URL: https://moluch.ru/archive/208/50989/ (date of access: 11/28/2021).

7. Rating of electronic document management systems // market.cnews [website]. - 2021. - URL: https://market.cnews.ru /research/sed_2021/table (date of access: 10.12.2021).

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-267-271

Р.М. Мугутдинов - соискатель Высшей инженерно-экономической школы ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого», г. Санкт-Петербург, [email protected],

R.M. Mugutdinov - Candidate of the Higher School of Engineering and Economics of the St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great, St. Petersburg.

ЦИФРОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СУБЪЕКТ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ DIGITAL ENTERPRISE AS AN INNOVATIVE BUSINESS ENTITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL

TRANSFORMATION OF THE ECONOMY

Аннотация. В статье раскрывается роль процессов цифровой трансформации как важнейшего условия обеспечения конкурентных преимуществ и наращивания темпов экономического роста за счет задействования всей совокупности элементов ресурсного потенциала, учета требований внешней среды и необходимости проведения активных цифровых преобразований, результатом которых выступает производство инновационной продукции (работ, услуг). Обосновано, что концепция системы цифровой трансформации экономики России включает в себя интеграцию производственной и распределительной детерминанты, взаимодействие которых определяет инициативы цифровых преобразований. Рассмотрено цифровое предприятие как базовый элемент системы цифровой трансформации экономики, который обладает соответствующим потенциалом, проявляет определенный уровень инновационной активности и в результате цифровых преобразований становится способным разрабатывать (использовать) сквозные цифровые технологии, цифровые сервисы и платформы. Таким образом можно констатировать, что цифровое предприятие представляет собой ни что иное, как инновационную форму бизнес-деятельности в условиях цифровой экономики, что схематично представлено на авторском механизме трансформации предприятий. Для разработки направлений стратегического развития цифровых предприятий необходима систематизация основных барьеров для цифровых изменений, результатом которых является обоснование качественных преобразований.

Abstract. The article reveals the role of digital transformation processes as the most important condition for ensuring competitive advantages and increasing the pace of economic growth by using the entire set of elements of resource potential, taking into account the requirements of the external environment and the need for active digital transformations, the result of which is the production of innovative products (works, services). It is proved that the concept of the digital transformation system of the Russian economy includes the integration of production and distribution determinants, the interaction of which determines the initiatives of digital transformation. The digital enterprise is considered as a basic element of the system of digital transformation of the economy, which has the appropriate potential, shows a certain level of innovation activity and as a result of digital transformations becomes able to develop (use) end-to-end digital technologies, digital services and platforms. Thus, it can be stated that a digital enterprise is nothing more than an innovative form of business activity in the digital economy, which is schematically represented on the author's mechanism of transformation of enterprises. To develop directions for the strategic development of digital enterprises, it is necessary to systematize the main barriers to digital change, the result of which is the justification of qualitative transformations.

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационная деятельность, цифровая трансформация, цифровое предприятие, цифровая экономика.

Keywords: innovation potential, innovation activity, digital transformation, digital enterprise, digital economy.

Введение

Развитие экономики в России за последние годы осуществляется в условиях цифровых преобразований, которые предполагают использование сквозных цифровых технологий при аналитической обработке больших объемов данных, внедрение современных цифровых платформ и сервисов для повышения качества предоставления услуг и продвижения продукции. Данные тенденции в ближайшее время будут расти в геометрической прогрессии, так как роль цифровой экономики определена в качестве отдельного стратегического приоритета развития страны и ее эффекты очевидны [4].

Цифровая трансформация является тем трендом, на котором осуществляется построение экономики нового типа, так как вызывает необходимость постоянных стратегических изменений в системе «производство -

распределение-обмен-потребление» за счет применения современных цифровых платформ и сервисов, способных анализировать большие массивы исходных данных, максимально вовлекающих в данный процесс всю совокупность компонентов инновационного потенциала бизнес-структур для ускорения процесса цифровых преобразований и получения на выходе конкурентоспособной продукции (работы, услуги).

Активное появление цифровых предприятий, как особых инновационных форм предпринимательской деятельности, вызвано новым этапом развития мирового промышленного сектора экономики, который ознаменовался, как «Индустрия 4.0» и использованием современных информационных технологий для кардинального повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий путем реализации комплекса инноваций по управлению производством и ресурсами, созданию и включению в профильные среды новейших информационных и управленческих стандартов и моделей принятия решений [6].

Роль цифровых предприятий как инициаторов процесса цифровой трансформации и инновационных преобразований экономики. Цифровая экономика пронизывает все структурные компоненты хозяйственных систем различного уровня управления, поэтому данному аспекту уделено внимание в нормативно--правовых документах стратегического развития отдельных отраслей, территорий, бизнес-субъектов, так как способствует созданию инновационных условий ведения бизнеса и совершенствованию инструментов проводимой конкурентной политики для обеспечения устойчивых темпов роста. Именно возможности цифровой экономики приводят к появлению новых идей, технологий, методического инструментария управления бизнес-процессами, что приводит к созданию конкурентных преимуществ, и, следовательно, достижению целей и задач выстроенной стратегии развития [7].

Использование сквозных цифровых технологий (СЦТ) влечет за собой социальный, маркетинговый, финансовый, производственный эффект, а сам процесс цифровой трансформации в условиях инновационной экономики можно представить в виде интеграции двух системных компонент: производственной и распределительной, каждая из которых имеет свои специфические особенности формирования и позволяет сделать вывод о дуалистичном характере концептуальной модели цифровой трансформации в России из-за многомерности данного процесса (рисунок 1).

Цифровая трансформация Цифровая трансформация

производственной распределительной

компоненты компоненты

г-"- ^ = 57,399 + 13,51 « 1пГ

У3 = 23,89 + 5,04«Г-0,2597 * Т2

|— У2 = 60,79 + 3,13 * Т - У5 = 11,711 + 2,75 » Т + 0,1119 » Т2

-► Ц = 0,516 » I

У! - доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети интернет, в общем числе организаций. У2 - число пользователей сети интернет на 100 человек населения. У3 - доля организаций, имевших веб-сайт в сети интернет, в общем числе организаций. У4 - доля продаж через сеть интернет в общем объеме оборота розничной торговли.

У5 - доля населения, использовавшего сеть интернет для заказа товаров и (или услуг), в общей численности населения.

Рисунок 1 - Концептуальная авторская модель цифровой трансформации экономики России

При этом целеполагание цифровой трансформации значимо дифференцировано для каждой из компонент - для производственной компоненты целеполагание цифровой трансформации носит исключительно экономический характер, в то время как для распределительной компоненты целеполагание множится, и центрируется не только в рамках экономического эффекта, но и в рамках маркетингового эффекта.

Одним из важнейших звеньев системы цифровой экономики отдельных территориальных систем являются бизнес-субъекты, функционирование которых имеет определенные особенности, которые подлежат детальному анализу ввиду особой важности как инициаторов цифровых преобразований и разработчиков реальных бизнес-кейсов для активизации инновационных воздействий на социально-экономическую систему.

О цифровых предприятиях впервые упоминается в 1996 году, когда была опубликована известная книга Николаса Негропонте, в которой автор впервые предпринял попытку выделить признаки таковых субъектов бизнеса. Однако, имеющиеся теоретические разработки по современной трактовке данного понятия позволили выявить некоторые противоречия. Рассмотрим некоторые из общеизвестных определений, которые встречаются в литературе. В. И. Ананьин, К. В. Зимин, Р. Д. Гимранов [и др.] под цифровой организацией предлагают понимать бизнес-субъект, у которой «наиболее изменчивым комплементарным активом являются активы компьютерного капитала [1]».

Например, Брусакова, И. А. к цифровым предприятиям относит «предприятие, использующее для повышения эффективности своей деятельности новые цифровые инфокоммуникационные когнитивные технологии на всех уровнях управления - операционном, стратегическом, тактическом [2]».

Заслуживает внимание определение цифрового предприятия, которое предложено Плотниковым В. А. и Пироговой О. Е.. По мнению авторов, под таковым бизнес-субъектом следует понимать предприятие, которое использует информационные технологии для наращивания конкурентных преимуществ при производстве, оптимизации бизнес-процессах, маркетинговой деятельности, а также при продвижении продукции [5].

Довольно обобщенное определение, на наш взгляд, представлено в интервью генерального директора СберТеха Алисы Мельниковой. По ее мнению «цифровое предприятие - это организация, способная быстро адаптироваться к быстро меняющимся окружающим условиям, в том числе на основе проактивного прогноза развития ситуации в будущем [3].

Резюмируя представленные выше подходы к пониманию сущности понятия, нами представлено индивидуально-авторское определение. По нашему мнению, цифровое предприятие - это предприятие, прошедшее процесс полной трансформации бизнеса на основе использования цифровых технологий, основными группами активов, обеспечивающих конкурентоспособность которого, являются организационно-управленческий, информационный и человеческий капитал. Приведенное определение системно консолидирует формулированную ранее совокупность свойств процесса цифровизации предприятия.

Таким образом, на наш взгляд, в условиях цифровой экономики и происходящих стратегических изменений, следует говорить о возникновении инновационных субъектов бизнеса- цифровых предприятиях, деятельность которых связана с использованием цифровых платформ и технологий и построении на их основе эффективных механизмов взаимодействия стейкхолдеров для обеспечения конкурентных преимуществ.

Говоря о цифровой трансформации на уровне отдельных предприятий, на наш взгляд, данный процесс может быть представлен в виде многоуровневой структуры, представляющей постепенный качественный переход из группы традиционных предприятий в группу цифровых бизнес-субъектов на основе использования сквозных цифровых технологий (СЦТ) (рисунок 2).

Рисунок 2 - Авторский механизм трансформации предприятий в группу предприятий, наделенных цифровыми признаками

Как видим, важнейшую роль в представленном авторском механизме трансформации предприятий отводится предпринимательским инициативам, которые являются базисом проведения цифровых преобразований, затрагивающих системные компоненты «бизнес процессы - методы управления - организационную структуру - компетенции», которые в результате предоставляют на выходе новые инновационные продукты, которые решающим образом определяют конкурентоспособность цифрового предприятия.

Проведенный эмпирический анализ особенностей процессов цифровизации экономики, на основе трудов современных исследователей [8, 9, 10, 11, 12], позволил нам выделить сдерживающие факторы, которым необходимо уделить первостепенное влияние, при разработке соответствующего инструментария управления конкурентоспособностью цифровых предприятий в целях обоснования перечня стратегических изменений и активизации использования имеющегося инновационного потенциала.

Среди самого главного барьера следует отметить низкий доступ домашних хозяйств к широкополосному и мобильному интернету, вследствие несовершенства развития цифровой инфраструктуры, низкой готовности граждан воспринимать новые веяния цифровой жизни и прочих факторов.

При этом, анализ респондентов по данному вопросу позволил нам получить следующие причины препятствующих доступу домашнего хозяйства к сети интернет и их количественную оценку (рисунок 3 и рисунок 4).

2019

В8Ж!

■ Высокие затраты на подключение к сети Интернет

■ Доступ в сеть Интернет есть в другом месте (на работе, у

■ Другие причины

Отсутствие необходимости (нежелание пользоваться, нет интереса)

■ Отсутствие

в центрах общественного доступа и др.)

подключения к сети Интернет

Рисунок 3 - Распределение факторов, препятствующих доступу домашнего хозяйства к сети интернет

I

Рисунок 4 - Динамика количественных значений факторов, препятствующих доступу домашнего хозяйства к сети интернет

Из представленной на рисунках информации, можно говорить о том, что на протяжении анализируемых лет одним из важнейших факторов, препятствующим доступу домашнего хозяйства к сети интернет, является условное отсутствие необходимости. Однако, при этом именно удельный вес данного фактора за год сократился наибольшим образом, что в свою очередь является эффектом именно цифровых преобразований экономики и свидетельствует об использовании цифровых новшеств в повседневной жизни.

Помимо указанных барьеров, следует указать вопросы уязвимости информационной безопасности, неготовность руководства предприятий к процессам стратегических цифровых преобразований, отсутствие соответствующих навыков работы в цифровых условиях экономики, проблемы изношенности производственного потенциала, дефицит финансовых ресурсов и ряд других.

Заключение. Подводя итог представленному материалу, можно сделать вывод о том, что развитие мировой хозяйственной системы на основе такого явления, как «Индустрия 4.0» вызвала качественные динамические процессы в экономике всех стран. Цифровизация становится базисом развития отдельных отраслей и бизнес-субъектов, приоритетом при разработке стратегических национальных программ, а достижение целевых показателей цифровой трансформации сопряжено с достижением высокого уровня и качества жизни населения. Это определило основу концепции происходящих цифровых изменений в России, а функционирование цифровых предприятий является объективным условием обеспечсения конкурентоспособности социально -экономических систем всех уровней управления, так как повышают эффективность инновационных процессов за счет получения множественных эффектов. Применение новых методов адаптации к требованиям факторов внешней среды способствует активным цифровым преобразованиям за счет создания цифровых сервисов, платформ и активного использования сквозных цифровых технологий (искусственного интеллекта, интернета вещей, промышленного интернета, и т.д.), позволяет обобщить и систематизировать большие объемы информации, провести их аналитическую обработку для принятия соответствующих решений в области управления инновационным потенциалом и повышения инновационной активности. В результате выстроенного системного процесса цифровой трансформации происходит процесс наращивания (создания) конкурентных преимуществ и переход предприятия с традиционными формами производства в группу цифровых предприятий, обладающих соответствующим набором качественных характеристик и способных осуществлять деятельности в условиях цифровой экосреды.

Источники:

1. Ананьин, В.И. Реальное время управления предприятием в условиях цифровизации / В. И. Ананьин, К. В. Зимин, Р. Д. Гимранов [и др.] // Бизнес-информатика. 2019. Т. 13, № 1. С. 7-17.

2. Брусакова, И. А. Проблемы внедрения технологических инноваций на цифровом предприятии / И. А. Брусакова // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. - 2018. - Т. 2. - С. 359-360.

3. Интервью TAdviser с генеральным директором СберТеха Алисой Мельниковой / [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интервью_TAdviser_с_генеральн^Iм_директором_СберТеха_Алисой_Мельников ой (дата обращения: 08.11.2021).

4. Кулагина Н.А., Чепикова Е.М., Логачева Н.А. Цифровая экономика: сущность и базовые элементы развития // Управленческий учет. 2021. № 4-2. С. 262-266.

5. Плотников В. А., Пирогова О. Е. Устойчивое развитие цифровых предприятий на основе баланса интересов стейкхолдеров // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10, № 2. С. 94-105.

6. Родионов, Д. Г. Системный анализ конкурентоспособности цифрового предприятия в рамках информационной среды / Д. Г. Родионов, Е. А. Конников, Р. М. Мугутдинов // Экономические науки. - 2020. - № 193. - С. 394-401. - DOI 10.14451/1.193.394.

7. Родионов, Д. Г. Исследование механизмов взаимодействия субъектов цифровых экономических систем / Д. Г. Родионов, Е. А. Конников, Д. А. Сергеев // Экономические науки. - 2020. - № 191. - С. 25-31. - DOI 10.14451/1.191.25.

8. Сергеева И.Г., Чеботарь А.В., Харламов А.В. Оценка применения информационных технологий и систем в инновационной деятельности организации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 62-66.

9. Управление инновационной деятельностью экономических систем: теория и практика/ Полянин А.В., Кулакова Л.И., Авдеева И.Л., Парахина Л.В., Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Цысов А.С., Азарова Н.А., Головина Т.А., Сахарова С.М., Долгова С.А., Голикова Ю.Б., Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А., Кулагина Н.А., Родионов Д.Г., Чмаро А.С., Лаврикова Н.И., Масюк Н.Н., Бушуева М.А. и др.Орел, 2021.

10. Azarenko N., Kazakov O., Kulagina N., Rodionov D. The model of human capital development with innovative characteristics in digital economyB сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Сер. "International Scientific Conference "Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure and Service" 2020. С. 012032.

11. Kudryavtseva T., Skhvediani A., Kulagina N., Lysenko A., Berawi M.A. // International Journal of Technology. 2020. Т. 11. № 4. С. 667-676.

12. Kulagina N.A., Mikheenko O.V., Rodionov D.G. Technologies for the development of methods for evaluating an innovative system// International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 3. С. 5083-5091.

References:

1. Ananyin, V.I. Real time enterprise management in the context of digitalization / V. I. Ananyin, K. V. Zimin, R. D. Gimranov [et al.] // Business Informatics. 2019. V. 13, No. 1. S. 7-17.

2. Brusakova, I. A. Problems of implementing technological innovations in a digital enterprise / I. A. Brusakova // International Conference on Soft Computing and Measurements. - 2018. - T. 2. - S. 359-360.

3. TAdviser interview with SberTech CEO Alisa Melnikova / [Electronic resource]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Article: Interview_of TAdviser_with_general_director_of SberTech_Alisa_ Melnikova (date of access: 11/08/2021).

4. Kulagina N.A., Chepikova E.M., Logacheva N.A. Digital Economy: Essence and Basic Elements of Development // Management Accounting. 2021. No. 4-2. pp. 262-266.

5. Plotnikov V. A., Pirogova O. E. Sustainable development of digital enterprises based on the balance of interests of stakeholders // Bulletin of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. 2020. Vol. 10, No. 2. pp. 94-105.

6. Rodionov, D. G., Konnikov E. A., Mugutdinov R. M. System analysis of the competitiveness of a digital enterprise within the framework of the information environment // Economic Sciences. - 2020. - No. 193. - P. 394-401. - DOI 10.14451/1.193.394.

7. Rodionov, D. G., Konnikov, E. A., Sergeev, D. A. Study of the mechanisms of interaction between subjects of digital economic systems // Economic Sciences. - 2020. - No. 191. - P. 25-31. - DOI 10.14451/1.191.25.

8. Sergeeva I.G., Chebotar A.V., Kharlamov A.V. Evaluation of the use of information technologies and systems in the innovative activity of an organization. Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. 2020. No. 1 (121). pp. 62-66.

9. Management of innovative activity of economic systems: theory and practice / Polyanin A.V., Kulakova L.I., Avdeeva I.L., Pa-rakhina L.V., Adamenko A.A., Khorolskaya T.E., Tsysov A. S., Azarova N.A., Golovina T.A., Sakharova S.M., Dolgova S.A., Golikova Yu.B., Kyshtymova E.A., Lytneva N.A., Kulagina N.A. ., Rodionov D.G., Chmaro A.S., Lavrikova N.I., Masyuk N.N., Bushueva M.A. et al. Orel, 2021.

10. Azarenko N., Kazakov O., Kulagina N., Rodionov D. The model of human capital development with innovative characteristics in digital economy In the collection: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Ser. "International Scientific Conference "Digital Transformation on Manufacturing, Infrastructure and Service" 2020. S. 012032.

11. Kudryavtseva T., Skhvediani A., Kulagina N., Lysenko A., Berawi M.A. // International Journal of Technology. 2020. V. 11. No. 4. S. 667-676.

12. Kulagina N.A., Mikheenko O.V., Rodionov D.G. Technologies for the development of methods for evaluating an innovative system// International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. V. 8. No. 3. S. 5083-5091.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.