Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / цифровые платформы / сервис / услуги / цифровые пользователи / digitalization / digital platforms / service / services / digital users

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.М. Морозов, М.А. Морозов

Глобальное распространение цифровых технологий приводит к кардинальным изменениям в мировой и национальных экономиках. Особую роль в изменении организации экономической деятельности играют цифровые платформы и базирующиеся на них цифровые экосистемы, которые формируют принципиально новые технологии взаимодействия всех участников экономического рынка. Учитывая возрастающую роль сервисной экономики, в статье проведен анализ ее развития и трансформации в условиях цифровизации и развития цифровых экосистем. Показано, что применение цифровых технологий повлияло как на саму сущность и форму оказания сервисных услуг, так и на технологию организацию бизнеса в сфере сервиса. В исследовании выявлены основные тенденции развития сервисной экономики, обусловленные созданием цифровых экосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ECOSYSTEMS AS A TOOL FOR TRANSFORMING THE SERVICE ECONOMY

The global spread of digital technologies is leading to dramatic changes in the global and national economies. Digital platforms and digital ecosystems based on them play a special role in changing the organization of economic activity, which form fundamentally new technologies for the interaction of all participants in the economic market. Taking into account the increasing role of the service economy, the article analyzes its development and transformation in the context of digitalization and the development of digital ecosystems. It is shown that the use of digital technologies has influenced both the very essence and form of service provision and the technology of organizing a business in the service sector. The study identifies the main trends in the development of the service economy due to the creation of digital ecosystems.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. - URL: https://gufo.me/dict/bse/Труд (дата обращения 07.04.2021).

2. Психология человека от рождения до смерти. Словарь. - URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-kmge-psihologija-cheloveka-ot-rozhdenija-do-smerti.hlml (дата обращения 07.04.2021).

3. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции, методы. - URL: https://vocabulary.ru/slovari/prikladnye-aspekty-sovremennoi-psihologii-terminy-zakony-koncepcii-metody.html (дата обращения 18.04.2021).

4. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Издатель ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана». Эл № ФС 77. - URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-proforientacii-i-psihologicheskoi-podderzhke.html (дата обращения 10.04.2021).

5. Социологический энциклопедический словарь. - URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=6556 (дата обращения 07.04.2021).

6. Толковый словарь русского языка Ефремовой. - URL: https://www.efremova.info (дата обращения 11.04.2021)

7. Елисеева Н.В., Буряк В.Д. Сложности управления персоналом в муниципальных спортивных учреждениях в период пандемии //Вестник ИМСИТ. 2020. № 2 (82). С. 56-58.

8. Гершанок А. А. Основы организации труда. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/gershanok-osnovy-organizacii-truda.pdf (дата обращения 12.04.2021).

9. 9 Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 608 с.

10. Как, чем и главное, зачем измерять эффективность работы агентов?. - URL: https://advecslanskoe13.livejournal.com/ 90824.html (дата обращения 17.04.2021).

References:

1. The Great Soviet Encyclopedia. - URL: https://gufo.me/dict/bse/Labor (accessed 07.04.2021)/

2. Human psychology from birth to death. Dictionary. - URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-kmge-psihologija-cheloveka-ot-rozhdenija-do-smerti.html (accessed 07.04.2021).

3. Konyukhov N. I. Applied aspects of modern psychology: terms, concepts, methods. - URL: https://vocabulary.ru/slovari /prikladnye-aspekty-sovremennoi-psihologii-terminy-zakony-koncepcii-metody.html (accessed 18.04.2021).

4. Dictionary of career guidance and psychological support. Publisher of the Bauman Moscow State Technical University. E-mail no. FS 77. - URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-po-proforientacii-i-psihologicheskoi-podderzhke.html (updated on 10.04.2021).

5. Sociological encyclopedic dictionary. - URL: https://www.isras.ru/publ.htmT?id=6556 (accessed 07.04.2021).

6. Explanatory dictionary of the Russian language by Efremova. - URL: https://www.efremova.info (accessed 11.04.2021).

7. Eliseeva N. V., Buryak V. D. Difficulties of personnel management in municipal sports institutions during the pandemic //Bulletin of IMSIT. 2020. No. 2 (82). pp. 56-58.

8. Gershanok A. A. Fundamentals of labor organization. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/gershanok-osnovy-organizacii-truda.pdf (accessed 12.04.2021).

9. 9 Savitskaya G. V. Complex analysis of the economic activity of the enterprise: textbook / G. V. Savitskaya. - 7th ed., reprint. and additional. - M.: INFRA-M, 2020 - 608 p.

10. How, what and most importantly, why measure the effectiveness of agents work?. - URL: https://advecslanskoe13 .livejournal.com/ 90824.html (accessed 17.04.2021).

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11361

М.М. Морозов - к.э.н., доцент, доцент кафедры туризма и культурного наследия Российского нового университета,

M.M. Morozov - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism and Cultural Heritage of the Russian New University;

М.А. Морозов - д.э.н., профессор, академик РАЕН, профессор кафедры ндустрии гостеприимства, туризма и спорта Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова,

M.A. Morozov - Doctor of Economics, Professor, academician of RANS, Professor of the Hospitality Industry, Tourism and Sports Department of the Plekhanov Russian University of Economics.

ЦИФРОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕРВИСНОЙ ЭКОНОМИКИ DIGITAL ECOSYSTEMS AS A TOOL FOR TRANSFORMING THE SERVICE ECONOMY

Аннотация. Глобальное распространение цифровых технологий приводит к кардинальным изменениям в мировой и национальных экономиках. Особую роль в изменении организации экономической деятельности играют цифровые платформы и базирующиеся на них цифровые экосистемы, которые формируют принципиально новые технологии взаимодействия всех участников экономического рынка. Учитывая возрастающую роль сервисной экономики, в статье проведен анализ ее развития и трансформации в условиях цифровизации и развития цифровых экосистем. Показано, что применение цифровых технологий повлияло как на саму сущность и форму оказания сервисных услуг, так и на технологию организацию бизнеса в сфере сервиса. В исследовании выявлены основные тенденции развития сервисной экономики, обусловленные созданием цифровых экосистем.

Abstract. The global spread of digital technologies is leading to dramatic changes in the global and national economies. Digital platforms and digital ecosystems based on them play a special role in changing the organization of economic activity, which form fundamentally new technologies for the interaction of all participants in the economic market. Taking into account the increasing role of the service economy, the article analyzes its development and trans-

formation in the context of digitalization and the development of digital ecosystems. It is shown that the use of digital technologies has influenced both the very essence and form of service provision and the technology of organizing a business in the service sector. The study identifies the main trends in the development of the service economy due to the creation of digital ecosystems.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые платформы, сервис, услуги, цифровые пользователи.

Keywords: digitalization, digital platforms, service, services, digital users.

Сервисная экономика является одним из важных источников формирования мирового ВВП и занимает существенную долю в ВВП развитых стран. Уровень развития сферы услуг влияет на качество жизни населения. Во многих странах объем и состав предоставляемых сервисных услуг постоянно увеличивается и расширяется. Глобальная цифровизация кардинальным образом повлияла на бизнес-процессы предприятий сервиса, во многих случаях кардинально их изменила [9]. Изменения в сфере услуг также связаны со сменой поколений и появлением так называемых цифровых потребителей [6]. Решающее значение на организацию деятельности сервисных предприятий оказывают цифровые платформы и цифровые экосистемы, что обусловило актуальность изучения проблемы трансформации сервисной экономики в условиях развития цифровых экосистем.

Цель исследования

Целью исследования является изучение процессов трансформации сервисной экономики в условиях глобальной цифровизации и широкого проникновения цифровых экосистем в сферу услуг.

Среди исследований цифровых платформ и экосистем следует отметить работы российских и зарубежных ученых Рязановой А.А [10], Смирнова Е.Н [11], Hein A., Schreieck M., Riasanow T. [12], Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. [14], Song P., Xue L, Rai A., Zhang C. [15] и др.

Вопросы трансформации сферы услуг в условиях цифровизации освещены в работах Головцовой И.Г. [1]. Горбашко Е.А., Ватолкиной Н.Ш [2] и др.

В целом степень изученности вопросов трансформации сервисной экономики остается недостаточной, практически отсутствуют системные исследования влияния цифровых экосистем на сферу услуг.

Материалы и методы

В работе применялись методы системного анализа и синтеза информации, статистические методы обработки и анализа данных, характеризующих развитие сервисной экономики. Сервисная экономика объединяет большое количество разнообразных видов услуг, который в соответствии со стандартами и рекомендациями различных международных организаций, в том числе Статистического отдела ООН, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, включает следующие группы услуг:

1) деловые услуги,

2) услуги связи, в том числе почтовые, телекоммуникационные, аудиовизуальные услуги,

3) строительные и связанные с ними инженерные услуги,

4) услуги по распространению,

5) услуги в области образования,

6) услуги в области охраны окружающей среды,

7) финансовые услуги (страхование, банковские услуги, услуги на рынке ценных бумаг),

8) услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,

9) услуги в области туризма и путешествий,

10) услуги в сфере досуга, культуры и спорта,

11)- транспортные услуги,

12) прочие услуги, не включенные в другие группировки.

Сфера услуг активно развивается во многих странах, в том числе и в России. На рисунке 1 показана динамика объема платных услуг населению нашей страны.

Введение

10239713

10000000

9211441

S636277

8050808

8000000

6000000

4000000

20000Ш

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 1 - Объем платных услуг населению, млн. руб. (Источник: построено авторами по данным Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/23457)

Как видно из графика, объем платных услуг населению постоянно растет. На рисунке 2 приведены данные Росстата, показывающие факторы, ограничивающие деятельность организаций в сфере услуг, в 2020 -2021 годах.

Неопределенность экономической

54

ситуации 54

Недостаточный спрос на данный вид

услуг 57

Недостаток финансовых средств

50

Высокий уровень налогообложения

41

Недостаток квалифицированного

■ 21

персонала 17

Высокая арендная плата ■Ш 19

18

Недобросовестная конкуренция со

13

стороны других организаций 20

Высокий % коммерческого кредита

16

16

Коррупция органов властн ■ 3 3 П квартал 2021 И квартал 2020

Рисунок 2 - Факторы, ограничивающие деятельность организаций в сфере услуг (Источник: данные Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/23457) (удельный вес респондентов, ответивших на этот вопрос, к общему числу респондентов, в%)

Существующая на данный момент неопределенность экономической ситуации связана с пандемией COVID-19, которая негативно сказалась на мировой экономике, включая сферу услуг, в частности, международный туризм и услуги гостеприимства. Для многих регионов России развитие туристских услуг является важным инструментом восстановления и развития региональной экономики [3]. В условиях ограничений, связанных с пандемией, особое внимание уделяется развитию внутреннего туризма. Как показывает практика развития сферы туристских услуг, сформировать устойчивое потребление можно при условии формирования туристских потребностей, начиная с детского возраста [5, 13].

Недостаток квалифицированного персонала главным образом связан с внедрением цифровизации в сферу услуг, которая предполагает наличие цифровых компетенций у работников сферы сервиса [8]. В сфере услуг применяются такие цифровые технологии, как Интернет вещей, искусственный интеллект, технологии больших данных, блокчейн и др. В условиях цифровой сервисной экономики изменяется состав факторов, определяющих конкурентоспособность, а основными активами становится информация и персонал, обладающий цифровыми компетенциями [7]. Отличительной особенностью сервисной экономики является то, что цифровыми компетенциями должны обладать не только сотрудники сервисных предприятий, предоставляющие услуги, но и клиенты - получатели этих услуг.

В рамках цифровизации сервисной экономики изменяются ключевые бизнес-процессы обслуживания клиентов:

- с помощью цифровых Интернет-технологий клиент находит необходимую ему услугу и ее поставщика,

- формирует и отправляет запрос на получение услуги,

- оплачивает услугу и получает ее.

Ключевые факторами трансформации сервисной экономики являются следующие:

- цифровизация основных организационно-экономических и технологических бизнес-процессов в сфере сервиса,

- смена поколений, способствовавшая появлению нового типа цифровых потребителей,

- формирование экономик нового типа, включая совместную экономику (sharing economy), экономику по требованию (on-demand economy), экономику впечатлений (experience economy) и др.,

- применение цифровых платформ как инновационных технологий взаимодействия производителей (поставщиков) услуг и их потребителей, которые позволили минимизировать участие посредников в сфере обслуживания клиентов и тем самым снизили косвенные затраты и себестоимость услуг,

- возможность онлайн доступа к услугам сервиса,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- максимальная персонификация предоставляемых сервисных услуг.

Цифровая платформа позволяет потребителям и поставщикам обеспечивать коммуникацию и вести экономическую деятельность в рамках единого информационного пространства в режиме онлайн [4].

Примером применения технологии по требованию (on-demand economy) в сфере сервисной экономики являются компании Uber, JustEat, PayPal и другие, которые принципиально изменили технологию взаимодей-

ствия между поставщиками и потребителями услуг. Экономика по требованию (запросу) широко используется в сфере оказания транспортных услуг, туризма, доставки еды, здравоохранении, страховании и других сферах. Рынок сервисных приложений, реализующих так называемые услуги по запросу, постоянно растет. Это объясняется преимуществами, которые получают клиенты при использовании этих новых технологий, в частности, удобство заказа услуг, доступность услуг практически в любое время, пунктуальность выполнения услуги, простой и доступный режим оплаты, высокий уровень информационно-коммуникационного обеспечения услуги. Поставщики услуг по запросу создают полную инфраструктуру на основе цикла потребления. Используя цифровые платформы по запросу, потребители могут искать услугу в Интернете, бронировать или планировать услугу, отслеживать и отправлять сообщения, а затем оплачивать и получать эту услугу. В 2019 году 22% населения США было вовлечено в экономику по требованию и вложило в нее 56 миллионов долларов.

Экономика совместного использования послужила базовой концепцией в системе бронирования мест размещения Airbnb, в которой предоставляются услуги различных средств размещения практически без участия посредников.

Применение цифровых платформенных решений в сфере услуг кардинальным образом изменило многие бизнес-процессы, повысило уровень технологичности сервисной экономики. Цифровые платформы служат посредником при взаимодействии клиентов и поставщиков услуг. Они кардинально меняют поведение конечных пользователей, которые предъявляют особые требования к информационно-коммуникационной составляющей обслуживания. Интернет изменил поведение потребителей, теперь удобство является важнейшим фактором, влияющим на решение о покупке.

Большое влияние на трансформацию сервисной экономики оказывают цифровые экосистемы, которые предоставляют многообразные продукты, услуги, информацию для удовлетворения конечных потребностей клиентов.

В научной литературе имеются различные трактовки понятия цифровой экосистемы. На наш взгляд, наиболее полным и исчерпывающим является определение цифровой экосистемы как взаимосвязанной и взаимозависимой группы экономических субъектов, совместно использующих цифровые платформы для получения взаимовыгодных целей. В рамках цифровых экосистем за счет эффекта комплементарности (взаимодополняемости) происходит формирование уникального сервисного продукта, обладающего повышенной потребительной стоимостью для клиента. Отличительной особенностью экосистем является то, что они позволяют получать потребителю единую точку доступа ко всех продуктам и сервисным услугам в рамках этой экосистемы, что является несомненным привлекательным преимуществом для потребителя.

С помощью цифровых платформ, на которых базируются цифровые экосистемы, создается единое информационное пространство, объединяющее всех участников экосистемы, включая производителей и потребителей продуктов и услуг, при этом обеспечивается минимизация транзакционных расходов за счет исключения посредников из всех бизнес-процессов. В цифровых экосистемах действуют способы создания дополнительной ценности, которые основаны на объединении имеющихся преимуществ разрозненных продуктов и услуг в рамках нового комплексного продукта (услуги), который в максимальной степени удовлетворяет потребности потребителя. Реализация принципа win-win обеспечивает всем участникам получение выгоды.

Различат цифровые платформы нескольких типов:

- прикладные, обеспечивающие цифровизацию определенных рынков: Alibaba, Uber, Facebook, Airbnb и др.,

- инструментальные, которые являются технологической основой прикладных платформ: Amazon Web Services, Java, Android OS, iOS, Bitrix и др.,

- инфраструктурные, к которым относятся различные IT-сервисы: General Electric Predix, ESRI ArcGIS, ЕСИА, «CoBrain-Аналитика» и др.

Цифровые экосистемы наиболее развиты в США и Китае, на эти страны приходится 75% патентов по технологиям блокчейн, 50 % рынка интернета вещей, 75% рынка облачных вычислений [4]. Цифровыми экосистемами являются Alibaba, Alphabet (Google), Amazon, Apple, Microsoft, Tencent.

На российском рынке развиваются цифровые экосистемы Сбер, Яндекс, Тинькофф, Mail.ru Group, МТС и другие.

Удобство использования цифровых экосистем для потребителей подтверждается тем, что в 2019 году доля электронной коммерции в общем обороте розничной торговли составляла в Китае - 28%, в США - 15%, в России - 6 % [4]. Цифровые экосистемы стремятся максимально удовлетворить разнообразные потребности клиентов и удержать их, вовлекая в свой оборот все новые товары и услуги. Основной объем продаж в цифровых экосистемах - это продажа разнообразных услуг, например, в экосистеме Сбера предлагается более 100 различных сервисов. В таблице на примере двух российских экосистем Сбер и Яндекс показан состав основных услуг.

Таблица - Услуги в цифровых экосистемах

№ п/п Группы услуг Цифровые экосистемы

Сбер Яндекс

1 2 3 4

1 Деловые услуги СберБизнес Яндекс.Услуги Яндекс.Бизнес

2 Услуги связи СберМобайл, СберЛогистика Яндекс.Почта

Продолжение таблицы

1 2 3 4

3 Строительные и связанные с ними инженерные услуги - -

4 Услуги по распространению Заказ и покупка различных товаров (СберМаркет, Delivery Club, СьерФуд, СберАвто и др. Яндекс.Маркет Яндекс.Лавка, Яндекс.Еда Авто.ру

5 Услуги в области образования СберКласс Деловая среда Академия Яндекса Яндекс.Лицей Школа анализа данных Яндекс. Учитель Яндекс. Учебник

6 Услуги в области охраны окружающей среды - -

7 Финансовые услуги СберУслуги, ЮМопеу, SberPay, СберСтрахование Yandex Pay Инвестиции

8 Услуги в области здравоохранения и социального обеспечения СберЗдоровье, СберАптека Яндекс .Здоровье Социальная программа Яндекса «Помощь рядом»

9 Услуги в области туризма и путешествий - Яндекс .Путешествия

10 Услуги в сфере досуга, культуры и спорта Okko, СберЗвук, РамблерКасса и др. КиноПоиск Яндекс.Видео Яндекс. Музыка Яндекс.Афиша Яндекс.Игры

11 Транспортные услуги СитиМобил, 2ГИС, YouDrive Яндекс.Такси Яндекс Go Яндекс.Авто

12 Прочие услуги, не включенные в другие группировки Работа.ру Яндекс.Работа Яндекс.Браузер Яндекс. Недвижимость Яндекс-Новости Яндекс.Поиск Яндекс.Карты

Представленные в таблице данные позволяют сделать вывод о том, что 10 из 12 групп услуг, кроме группы услуг «Строительные и связанные с ними инженерные услуги» и «Услуги в области охраны окружающей среды», доступны в цифровых экосистемах Сбер и Яндекс. В первом полугодии 2021 года выручка Сбера от нефинансовых сервисов выросла в три раза по сравнению с первым полугодием 2020-го и составила 74,7 млрд руб.

Результаты

В условиях глобальной цифровизации и создания цифровых экосистем сфера услуг оказалась одной из самых трансформируемых как с точки зрения технологических, так и организационно-коммуникационных бизнес-процессов. Практически все группы услуг задействованы в цифровых экосистемах и их перечень постоянно расширяется. Клиентоцентричная бизнес-модель, которая реализуется в цифровых экосистемах, направлена на максимальное удовлетворение потребностей клиентов в режиме «одного окна». Другими словами, через одну точку доступа потребители имею возможность получить практически все разнообразие услуг, которое необходимо для обеспечения комфортной жизни.

Входящие в экосистему сервисные предприятия также получают ряд преимуществ за счет создания дополнительной совместной ценности услуг, в частности, расширяют свою клиентскую базу, увеличивают объемы продаж и прибыли, обеспечивают потребителям удобные цифровые коммуникации, получают новые конкурентные преимущества по сравнению с конкурентами, не входящими в экосистемы. В первом полугодии 2021 года выручка Сбера от нефинансовых сервисов выросла в три раза по сравнению с первым полугодием 2020-го и составила 74,7 млрд руб., количество заказов в электронной торговле выросло в 6,8 раза, телемедицинских консультаций в 2,1 раза, поездок в транспортных сервисах - в 1,4 раза (Сколько зарабатывает и тратит экосистема «Сбера» [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/finances/29/07/2021/610263199a79477ad513d7e9).

Заключение

Развитие сервисной экономики неразрывно связано с созданием и функционированием цифровых экосистем, в которые входят предприятия сервиса. Цифровые системы выступают в качестве прогрессивной формы организации сервисного бизнеса, т.к. в них в полной мере реализована клиентоцентричная модель, максимально удовлетворяющая потребности пользователя. Предприятия сервиса, входящие в цифровые экосистемы, получают явные конкурентные преимущества, связанные с расширением клиентской базы, возможностью пользования различными сервисами и удобными цифровыми коммуникациями при работе с потребителями.

При этом вхождение в цифровые экосистемы предполагает наличие цифровых компетенций у работников сервисных предприятий. Таким образом, трансформация сервисной экономики и ее дальнейшее развитие непосредственно связано с созданием и функционированием цифровых экосистем.

Источники:

1. Головцова И.Г., Сучкова М.Ю. Цифровая трансформация сферы услуг в новых условиях// Технико-технологические проблемы сервиса, 2020, №4 (54), С.81-86.

2. Горбашко Е.А., Ватолкина Н.Ш. Тенденции развития сферы услуг в условиях цифровой трансформации экономики// Технико-технологические проблемы сервиса, 2019, №3 (49), С.55-51.

3. Инновационно-технологическая трансформация промышленности в регионах России как инструмент достижения стратегических целей на пути становления цифровой экономики. Монография. М., Научный консультант. - 2019. - 364 с.

4. Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы» [Электронный ресурс] https://www.economy.gov.ru/material/ file/cb29a7d08290120645a 871be41599850Zkoncepciya_21052021.pdf.

5. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма. Состояние, проблемы, перспективы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2004. №4. С. 36-41.

6. Морозов М.А., Морозов М.М. Цифровые коммуникации как инструмент формирования единого информационного пространства в туризме// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2019. №2. С. 69-72.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С. Ключевые факторы конкурентоспособности в условиях цифровой экономики. В сборнике: Теория и практика развития предпринимательства: современные концепции, цифровые технологии и эффективная система. Материалы VI Международного научного конгресса. Под научной редакцией А.В. Шарковой, О.Н. Васильевой, Б. Оторовой. 2018. С. 380-383.

8. Морозов М.М. Информационное обеспечение процесса управления в туризме// Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2018. №1. С. 142-146.

9. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые технологии, эффективная система. Монография. (2-е издание). М. Дашков и К, 2020. - 605 с.

10. Рязанова А.А Цифровые платформы: интегративный потенциал, основные понятия и свойства// Вестник современных цифровых технологий. 2020. № 4. С. 26-36.

11. Смирнов Е.Н Глобальные цифровые платформы как фактор трансформации мировых рынков // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 13-24.

12. Hein, A., Schreieck, M., Riasanow, T. et al. Digital platform ecosystems. Electron Markets. 2020. №30, pp. 87-98. https://doi.org/10.1007/s12525-019-00377-4.

13. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Т. 7.№1(13). С. 105-111.

14. Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm. MIS Quarterly 2017, №41(1), pp. 255-266.

15. Song P., Xue L., Rai A., Zhang C. The ecosystem of software platform: A study of asymmetric cross-side network effects and platform governance. MIS Quarterly, 2018. №42(1), pp. 121-142.

References:

1. Golovtsova I.G., Suchkova M.Yu. Digital transformation of the service sector in new conditions // Technical and technological problems of service, 2020, № 4 54), pp. 81 -86.

2. Gorbashko E.A., Vatolkina N.Sh. Trends in the development of the service sector in the context of the digital transformation of the economy// Technical and technological problems of service, 2019, №3 (49), pp.55-51.

3. Innovative and technological transformation of industry in the regions of Russia as a tool for achieving strategic goals on the way to the formation of the digital economy. Monograph. M., Scientific consultant. - 2019.- 364 p.

4. The concept of general regulation of the activities of groups of companies developing various digital services based on one "ecosystem" [Electronic resource] https://www.economy.gov.ru/material/file/cb29a7d08290120645a87 1be41599850 /koncepciya_21052021.pdf.

5. Morozov M. Analysis of the Russian children's tourism market. State, problems, prospects // Tourism: practice, problems, prospects. 2004. № 4. pp. 36-41.

6. Morozov M.A., Morozov M.M. Digital communications as a tool for the formation of a single information space in tourism // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2019. №2. pp .69-72.

7. Morozov M.A., Morozova N.S. Key factors of competitiveness in the digital economy. In the collection: Theory and practice of entrepreneurship development: modern concepts, digital technologies and an effective system. Materials of the VI International Scientific Congress. Under the scientific editorship of A.V. Sharkova, O. N. Vasilieva, B. Otorova. 2018. pp.380-383.

8. Morozov M.M. Information support of the management process in tourism // Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2018. №1. pp.142-146.

9. Development of entrepreneurship: concepts, digital technologies, effective system. Monograph. (2nd edition). M. Dashkov and K, 2020. - 605 p.

10. Ryazanova AA Digital platforms: integrative potential, basic concepts and properties // Bulletin of modern digital technologies. 2020. № 4. pp.26-36.

11. Smirnov E.N. Global digital platforms as a factor in the transformation of world markets // Issues of innovative economics. - 2020. - Volume 10. - No. 1. - pp.13-24.

12. Hein, A., Schreieck, M., Riasanow, T. et al. Digital platform ecosystems. Electron Markets. 2020. №30, pp. 87-98. https://doi.org/10.1007/s12525-019-00377-4.

13. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. 7.№1(13). pp.105-111.

14. Parker G., Van Alstyne M., Jiang X. Platform ecosystems: How developers invert the firm. MIS Quarterly 2017, №41(1), pp. 255-266.

15. Song P., Xue L., Rai A., Zhang C. The ecosystem of software platform: A study of asymmetric cross-side network effects and platform governance. MIS Quarterly, 2018. №42(1), pp. 121-142.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11362

Н.В. Петрухина - к.э.н., доцент кафедры «Производственный менеджмент», Брянский государственный технический университет, natalia_petr@mail.ru,

N.V.Petrukhina - PhD, associate Professor of the Department of "Production Management", Bryansk State Technical University.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ FORMATION OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE IN THE REGION IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация. В статье представлены результаты научных исследований по актуальным проблемам формирования инновационной инфраструктуры в условиях цифровой трансформации. Одной из рассматриваемых проблем обозначена значительная дифференциация регионов по интегральному рейтингу социально-экономического развития субъектов ЦФО. Она связана с конкурентными преимуществами регионов, на территории которых сосредоточены взаимодействующие между собой субъекты инновационного развития, которые обеспечивают результативность и эффективность процессов освоения новых знаний, создания и спроса на товары, работы, услуги, а также позволяет принимать полезные для региона управленческие решения, основанные на нормах права. Отрицательным последствием неравномерного развития регионов РФ является сконцентрированность исследователей в отдельных регионах, что обуславливает невысокую результативность и эффективность работы научных и образовательных организаций и не способствует практическому применению полученных результатов исследований и разработок. Для устранения диспропорций в условиях происходящих трансформационных изменений социально-экономического развития регионов предложено формирование инновационной инфраструктуры как важного связующего элемента взаимодействующих между собой субъектов. По результатам их деятельности формируются потоки, которые создают инновационную инфраструктуру: информационно -консультационную, правовую, кадровую, сбытовую, финансовую и материально -техническую. Заключение содержит предложение о создании важного элемента информационно-консультационной инфраструктуры-платформы, а также предложены инструменты организационно-экономического воздействия по повышению уровня развития инновационной системы в условиях происходящей цифровой трансформации.

Abstract. The article presents the results of scientific research on the current problems of the formation of innovative infrastructure in the conditions of digital transformation. One of the problems under consideration is the significant differentiation of regions according to the integrated rating of socio -economic development of the subjects of the Central Federal District. It is connected with the competitive advantages of the regions, on the territory of which the subjects of innovative development interacting with each other are concentrated, which ensure the effectiveness and efficiency of the processes of mastering new knowledge, creating and demand for goods, works, services, and also allows making management decisions based on the norms of law that are useful for the region. A negative consequence of the uneven development of the regions of the Russian Federation is the concentration of researchers in certain regions, which causes low productivity and efficiency of scientific and educational organizations and does not contribute to the practical application of the obtained research and development results. In order to eliminate the imbalances in the conditions of the ongoing transformational changes in the socio -economic development of the regions, the formation of an innovative infrastructure as an important connecting element of interacting subjects is proposed. Based on the results of their activities, flows are formed that create an innovative infrastructure: information and consulting, legal, personnel, sales, financial and logistical. The conclusion contains a proposal to create an important element of the information and consulting infrastructure-a platform, and also suggests tools for organizational and economic impact to improve the level of development of the innovation system in the context of the ongoing digital transformation.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, научно -технологическое развитие, тройная спираль, цифровая трансформация, информационно-консультационная платформа.

Keywords: innovative infrastructure, scientific and technological development, triple helix, digital transformation, information and consulting platform.

Введение. 15.01.2020г. В.В. Путин обращаясь к Федеральному собранию с ежегодным посланием сообщил о том, что необходимо обеспечить условия для повышения доходов граждан, что является главной задачей правительства РФ, а также призвал увеличить вложения в инфраструктуру, создание и обновление рабочих мест, а также в развитие отдельных сфер деятельности бизнес -сообщества..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.