Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДЯЩИЙСЯ МИГРАНТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

Раскрываются основные проблемы и перспективы реализации миграционной политики России на основе цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ENVIRONMENT AS AN ELEMENT OF ACCOUNTING AND REGULATION OF MIGRATION PROCESSES IN THE FIELD OF EXTERNAL LABOR MIGRATION

The main problems and prospects of the implementation of Russia’s migration policy based on digital technologies are revealed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ЭЛЕМЕНТ УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-133-136 NIION: 2015-0066-2/22-287 MOSURED: 77/27-011-2022-02-486

Цифровая среда как элемент учета и регулирования миграционных процессов в сфере внешней трудовой миграции

Анатолий Семенович Прудников

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Раскрываются основные проблемы и перспективы реализации миграционной политики России на основе цифровых технологий.

Ключевые слова: Конституция, законодательство, трудящийся мигрант, информационные технологии, миграционная политика, иностранный гражданин

Для цитирования: Прудников А. С. Цифровая среда как элемент учета и регулирования миграционных процессов в сфере внешней трудовой миграции // Вестник экономической безопасности. 2022. N° 2. С. 133-136. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-133-136.

Original article

Digital environment as an element of accounting and regulation

of migration processes in the field ofexternal labor migration

Anatoly S. Prudnikov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The main problems and prospects of the implementation of Russia's migration policy based on digital technologies are revealed.

Keywords: Constitution, legislation, labor migrant, information technology, migration policy, foreign citizen For citation: Prudnikov A. S. Digital environment as an element of accounting and regulation of migration processes in the field of external labor migration. Bulletin of economic security. 2022;(2):133-6. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-2-133-136.

Изучение практики и юридической литературы показало, что внешняя трудовая миграция играет значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии любой страны. Но нельзя забывать и тот факт, что, несмотря на то, что внешняя трудовая миграция в целом является элементом, приносящим пользу экономике страны, она также создает различные социальные проблемы (торговля людьми, отсутствие условий для адаптации и интеграции мигрантов, формирование этнических анклавов и др.).

Условно потоки внешней трудовой миграции в Российской Федерации можно разбить на три группы:

а) трудящиеся мигранты, приезжающие в Российскую Федерацию и трудоустраиваемые с помощью и при посредничестве соотечественников. Это

© Прудников А. С., 2022

потенциально наиболее проблемная группа, члены которой склонны к уходу в теневой рынок труда и переходу в неурегулированный статус;

б) трудящиеся мигранты, готовые пройти в государстве выезда через механизм организационного набора и являющиеся потенциально основными участниками процессов организационного набора, кадровым ресурсом для малого и среднего бизнеса;

в) трудящиеся мигранты на внутреннем рынке труда. Такие работники склонны быстрее менять работодателей и, порой, в самый неудобный для работодателя период.

В этой связи регулирование миграционных процессов Российской Федерации относится к одной из приоритетных задач, отраженных в концептуальных основах государственной миграционной политики.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

По данным Международной организации труда, около трети трудящихся мигрантов в мире выпадает из-под контроля государства. Поэтому минимизация и предупреждение негативных последствий внешней трудовой миграции настоятельно требует постоянного всестороннего исследования этого явления, подкрепленного информацией о его характеристиках и динамике.

Изучение практики показало, что несовершенство действующей системы управления миграционными процессами в Российской Федерации проявляется в наличии числа незаконных мигрантов. Ежегодно в Российской Федерации до 2 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения [1].

Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из причин усиления негативного отношения к трудящимся мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Следует учитывать, что наличие в России условий для незаконной миграции названо одной из стратегических угроз ее национальной безопасности в сфере экономики [2].

Как отмечено рядом авторов, «если в самое ближайшее время в России не будут найдены и задействованы административно-правовые средства, способные нейтрализовать все то негативное, что влечет за собой приток неквалифицированной иностранной рабочей силы или отток квалифицированных россиян в поисках работы за рубеж, внешняя трудовая миграция начнет реально угрожать национальной безопасности Российской Федерации».

В связи со сложившейся обстановкой Президентом Российской Федерации еще в марте 2020 года был подписан Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы (от 6 марта 2020 г. № Пр-469) [3], исходя из которого миграционные режимы, в особенности институт гражданства, должны быть реформированы в перспективе.

Обращено внимание на повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет более широкого внедрения современных информационных технологий в процедуры предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля.

Изучение практики показало, что Министерство внутренних дел Российской Федерации оказывает в настоящее время 18 государственных услуг в сфере миграции. При этом в основной своей массе данные услуги оказываются путем личного обращения иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции.

В этой связи в рамках поручения Правительства Российской Федерации МВД России совместно с Минцифры России и другими заинтересованными ведомствами завершается работа по созданию национального сегмента мобильного приложения национального компонента Российской Федерации цифровой платформы миграционных процессов и трудовых ресурсов.

Посредством данного мобильного приложения предполагается предоставление возможности иностранному гражданину подавать различные заявления, необходимые для получения разрешительных документов на трудовую деятельность, проверить наличие ограничений на въезд в Россию, предварительно записаться в территориальный орган МВД России на подачу документов и уплатить предусмотренную законом государственную пошлину.

Вместе с тем миграционные процессы затрагивают не только сферу государственных услуг. Это и регулярный мониторинг, проводимый органами внутренних дел в целях составления прогноза миграционной ситуации, принятие решений о запрете привлекать иностранную рабочую силу, решений о выдворении и депортации «неблагонадежных» иностранных граждан, проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.

При этом еще в марте 2018 года Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил, что «Циф-ровизация всей системы государственного управления, повышение ее прозрачности - это и мощный фактор противодействия коррупции».

Таким образом, главой государства отмечена необходимость цифровизировать не только систему предоставления государственных услуг, но и систему государственного управления в целом.

Но если в части перехода к электронному формату в отношении государственных услуг уже проводится работа, то все остальные процессы остаются неохваченными.

В этой связи совершенствование механизмов государственного управления в данной сфере, с учетом интересов как граждан нашей страны, так и иностранцев, а также представителей различных государственных структур и ведомств, является как нельзя актуальным в нынешнее время.

Следует отметить, что функционирующие ныне в МВД России отдельные информационные системы (центральная база данных уголовных и административных дел, банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, дактилоскопическая база данных, государственная информационная система миграционного учета, прикладное программное обеспечение «Территория» и

JURISPRUDENCE

другие) основаны на вводе данных вручную, что не может исключать такой человеческий фактор как допущение ошибок и неточностей [4, с. 37].

В этой связи совершенствование механизмов государственного управления в данной сфере, с учетом интересов как граждан нашей страны, так и иностранцев, а также представителей различных государственных структур и ведомств, является как нельзя актуальным в нынешнее время.

Внешняя среда и происходящие в ней политические, экономические и культурно-исторические процессы вынуждают государство реформировать административную систему.

За последнее время в России проведено совершенствование административной и бюджетных сфер. Но на сегодняшний день актуальным является комплексное преобразование всех составляющих системы государственного управления, в частности в системе МВД России, создание наиболее эффективных методов управленческой деятельности [5, с. 88].

Одним из федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика» является цифровое государственное управление. Данный проект направлен на окончательный переход на электронное взаимодействие граждан с государством.

Вместе с тем необходимо учитывать, что цифровое государственное управление должно включать в себя не только указанное выше взаимодействие, но и затрагивать управленческие процессы внутри государственного органа.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации необходимо создать комплексную цифровую платформу, на базе которой будут решаться вопросы, касающиеся не только предоставления государственных услуг в сфере миграции, но и должны содержаться сведения о въезде на территорию нашей страны иностранных граждан и выезде, постановке их на миграционный учет, получении разрешительных документов, дающих право на проживание и работу, а также необходимо интегрировать сведения о финансовых операциях и банковских счетах иностранных граждан.

Указанные сведения в своей совокупности могут быть использованы при выработке различных управленческих решений, таких как принятие решений о запрете на привлечение иностранной рабочей силы в одном из регионов, о закрытии въезда и депортации иностранных граждан, о нежелательности пребывания (проживания). Данные решения должны приниматься достаточно оперативно и своевременно с целью сохранения стабильной миграционной обстановки в стране, в связи с чем автоматический анализ данных, на основании которых принимаются такие решения, будет способствовать быстроте и эф-

фективности реагирования на малейшие изменения на данном направлении деятельности.

Кроме того, возможно осуществлять регулярный мониторинг миграционной ситуации путем анализа данных не только ведомственных учетов, но и сведений о финансовых операциях, расходах по кредитным картам, социальных сетей, мобильных устройств. Искусственный интеллект, заложенный в основу данной информационной платформы, сможет обрабатывать огромное количество показателей и позволит выбирать оптимальные решения для тех или иных задач [6, с. 48].

Обобщенные сведения и данные обо всей «жизнедеятельности» иностранных граждан на территории Российской Федерации помогут оперативно и качественно правоохранительным органам своевременно идентифицировать их личность и выявлять лиц, скрывающих свои подлинные установочные данные, осуществлять задержание таких лиц и применение к ним необходимых мер и, как следствие, сократит уровень нелегальной миграции в России, а значит и уровень совершаемых преступлений, в том числе террористической направленности.

Помимо этого, с помощью цифровых технологий смогут трансформироваться как отдельные процедуры управленческого цикла, так и их стадии (принятие должностными лицами решений на бумаге, заполнение различного рода документации), исчезнут некоторые виды государственных услуг в сфере миграции (например, выдача уведомлений, миграционных карт).

Создание комплексной цифровой платформы будет способствовать сокращению расходов денежных средств из федерального бюджета, оптимизации процессов и повышения качества предоставления государственных услуг, совершенствованию контроля за миграционной ситуацией как в целом по стране, так и в ее отдельных регионах.

В заключении следует отметить, что цифровиза-ция системы государственного управления в системе МВД России путем создания единой комплексной платформы миграционных процессов существенно повысит эффективность и качество управления данной сферой деятельности.

Список источников

1. Сайт ГУВМ МВД России Ы^://хп--Ыagjhrfhd.xn--Ыab2a0a.xn--Ыaew.xn--p1ai/

2. Малышев Е. А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции : теория и практика : монография. М. : Юстицинформ, 2017. 240 с.

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622.

4. Прудников А. С. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты : учебное пособие / Прудников А. С., Прудникова Т. А., Харламов С. О. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 215 с.

5. Прудников А. С. Правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Прудникова Т. А., Дутов П. О. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 191 с.

6. Прудников А. С. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации : учебное пособие / Прудников А. С., Харламов С. О., Прудникова Т. А. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 535 с.

References

1. Website of the GUVM of the Ministry of Internal Affairs of Russia https://xn--b1agjhrfhd.xn--b1ab2a0a. xn--b1aew.xn--p1ai/

2. Malyshev E. A. Public administration in the field of external labor migration : theory and practice : monograph. M. : Justicinform, 2017. 240 p.

3. The concept of the State migration policy of the Russian Federation for 2019-2025, approved by Decree of the President of the Russian Federation № 622 dated October 31, 2018.

4. Prudnikov A. S. Activities of internal affairs units on migration issues. Legal and organizational aspects : textbook / Prudnikov A. S., Prudnikova T. A., Kharlamov S. O. M. : UNITY-DANA, 2018. 215 p.

5. Prudnikov A. S. Legal regulation of external labor migration in the Russian Federation : textbook /

Prudnikov A. S., Prudnikova T. A., Dutov P. O. M. : UNITY-DANA, 2018. 191 p.

6. Prudnikov A. S. State-legal foundations of population migration in the Russian Federation : textbook / Prudnikov A. S., Kharlamov S. O., Prudnikova T. A. M. : UNITY-DANA, 2021. 535 p.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г. // www.szrf.ru.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.2021 г.) // www.szrf.ru.

3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 24.02.2021 г.) // www.szrf.ru

Bibliographic list

1. The Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020.

2. Federal Law № 115-FZ of July 25, 2002 «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» (as amended. from 01.07.2021) // www. szrf. ru.

3. Federal Law № 109-FZ of July 18, 2006 «On Migration Registration of Foreign Citizens and stateless persons in the Russian Federation» (as amended on 02/24/2021) // www.szrf.ru.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

А. С. Прудников - профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Information about the author

A. S. Prudnikov - Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.