Научная статья на тему 'ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ'

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ТРУД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОГОВОР / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

В данной статье раскрываются особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в ряде государств СНГ (Республиках Армении, Беларуси, Казахстане и др.) и актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере трудовой миграции в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудникова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT OF FOREIGN CITIZENS AND INDIVIDUALS WITHOUT CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES: CHARACTERISTICS, CURRENT ISSUES

This article describes peculiarities of employment of foreign citizens and individuals without citizenship in a number of CIS States (Republics of Armenia, Belarus, Kazakhstan and others) and current issues of legislation improvement in the sphere of labor migration in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-224-227

ББК 67 © Прудникова Т.А., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЯДА ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Татьяна Анатольевна Прудникова, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: prudi1@rambler.ru

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в ряде государств СНГ (Республиках Армении, Беларуси, Казахстане и др.) и актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере трудовой миграции в Российской Федерации.

Ключевые слова: иностранный гражданин, труд, деятельность, законодательство, регулирование, ответственность, договор, государство.

EMPLOYMENT OF FOREIGN CITIZENS AND INDIVIDUALS WITHOUT CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES: CHARACTERISTICS, CURRENT ISSUES

Tatyana A. Prudnikova, Professor of Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: prudi1@rambler.ru

Abstract. This article describes peculiarities of employment of foreign citizens and individuals without citizenship in a number of CIS States (Republics of Armenia, Belarus, Kazakhstan and others) and current issues of legislation improvement in the sphere of labor migration in the Russian Federation.

Keywords: foreign citizen, labor, activity, legislation, regulation, responsibility, contract, states.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т. А. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на примере Российской Федерации и ряда государств Содружества Независимых государств: особенности, актуальные вопросы. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):224-227.

Изучение юридической литературы показало, что трудовой договор (контракт) между трудящимся-мигрантом и работодателем в государствах Содружества Независимых Государств заключается в письменной форме соответствии с требованиями трудового законодательства государства трудоустройства и должен содержать исчерпывающие сведения о характере трудовых обязанностей, размере оплаты труда, рас-

порядке рабочего времени, а также, при наличии законодательно установленных требований, иную значимую информацию: о жилищно-бытовых условиях, порядке переезда трудящегося-мигранта и членов его семьи в государство трудоустройства и возвращения в государство выезда по завершении трудовой деятельности, социальном страховании и медицинском обслуживании, порядке повышения квалификации, об

условиях участия в коллективном обсуждении и принятии решений, связанных с вопросами осуществления трудящимися-мигрантами трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Кроме того, следует отметить, что в республиках Беларуси и Молдове в законодательстве предусматривается только понятие «трудящийся-иммигрант», в Азербайджане — «труженик-мигрант», что порождает правовую неопределенность.

Сведения о трудовых мигрантах на пространстве Содружества независимых государств формируются, как правило, на основании выданных разрешений на работу, а также данных, полученных от работодателей, привлекающих иностранных граждан и лиц без гражданства.

Разрешение на временное проживание (подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать на территории государства до получения вида на жительства) выдается в республиках Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Украине на срок до 1 года, России — до 3 лет, Молдове — в зависимости от обстоятельств обращения иностранного гражданина, как правило, на 5 лет.

В Кыргызской Республике порядок и условия осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства в период их пребывания на территории Кыргызской Республики с целью осуществления трудовой деятельности определяется Положением о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Кыргызской Республики, утверждённым Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 16 апреля 2019 года № 175 [2], в рамках которого предусмотрено исключение обязанности работодателей получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, что существенно упростило порядок привлечения трудовых мигрантов в Кыргызстан.

Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-^ «О миграции населения» [1] определяет трудовую миграцию как временное перемещение физических лиц из других государств в Республику Казахстан и из Республики Казахстан, а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности. Ст. 37 данного нормативного правового акта регулирует порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, справок иностранным работникам о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства и их привлечения в рамках внутрикорпоративного перевода.

Так, привлечение работодателем иностранной рабочей силы осуществляется на основании разрешения, выдаваемого местными исполнительными органами в пределах квоты, устанавливаемой уполномоченным органом по вопросам миграции населения. Порядок установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределения между областями, городами республиканского значения, столицей определяется Правительством Республики Казахстан.

Иностранные работники, переведенные в рамках внутрикорпоративного перевода, а также прибывшие для самостоятельного трудоустройства, осуществляют временную трудовую деятельность в соответствии с целями пребывания и обязаны выехать из страны после завершения срока, указанного в трудовом договоре, не превышающего трех лет.

Законом «О правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Таджикистан» от 2 января 2018 года №1471, статьей 7 [4] предусмотрено право иностранных граждан на трудовую деятельность. Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Таджикистан для временного проживания, могут заниматься определенной трудовой деятельностью при условии, что она соответствует целям их приезда в Республику Таджикистан, кроме того, они имеют равные с гражданами Республики Таджикистан права и обязанности в трудовых отношениях.

Трудовая деятельность иностранных граждан в Республике Таджикистан может осуществляться на основании разрешений, выдаваемых уполномоченными государственными органами, а правила выдачи разрешения на работу иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в Республике Таджикистан, и образец документа его контроля утверждаются Правительством Республики Таджикистан [4].

Следует отметить, что в Российской Федерации законодательное определение понятия «внешняя трудовая миграция» отсутствует, что негативно сказывается на регулировании общественных отношений, связанных с трудовой миграцией, а также на эффективности правовых норм.

В Концепции государственной миграционной политики дается определение «незаконной миграции», под которой понимаются перемещения в Россию с нарушением законодательства, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан и (или) осуществления ими трудовой деятельности, из

смысла которого следует, что осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в нарушении российского законодательства также является незаконной миграцией.

При совершенствовании законодательства в сфере трудовой миграции в Российской Федерации следует сделать акцент на таком направлении государственной миграционной политики, как предупреждение и противодействие нелегальной миграции, отнесенному Перечнем поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы (утв. Президентом РФ 06.03.2020 № Пр-469) к числу приоритетных [3].

В целях противодействия незаконной миграции в Российской Федерации необходимо обеспечить эффективный государственный контроль за соблюдением требований законодательства в сфере миграции, в том числе путем более широкого применения современных информационных технологий, расширение использования биометрических персональных данных иностранных граждан для идентификации их личности, оперативного принятия и исполнения ограничительных мер в отношении нарушителей законодательства в сфере миграции.

Анализ практики вынесения в отношении иностранных граждан решений о неразрешении въезда по основаниям, связанным с неоднократным совершением ими административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также в связи с нарушением сроков пребывания в Российской Федерации, свидетельствует о том, что данная мера в ряде случаев признается судами ограничением прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и несоразмерна характеру и последствиям совершенных иностранными гражданами деяний. В связи с эти в законодательстве на основе общепризнанных принципов и норм международного права и правоприменительной практики необходимо предусмотреть критерии, которые будут учитываться при решении вопроса о принятии решения о неразрешении въезда.

Следует отметить, что в отношении иностранных граждан, являющихся участниками Государственной программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом и желающих вернуться в Российскую Федерацию и членов их семей, применять в связи с нарушением сроков ими пребывания такую ограничительную меру как неразрешение въезда не совсем целесообразно и гуманно.

В заключении следует отметить, что практика применения законодательства в сфере миграции вы-

явила проблемные вопросы в сфере внешней трудовой миграции, требующие комплексного решения в целях, в том числе снижения административных барьеров, затрудняющих движение рабочей силы, при безусловном сохранении первоочередного права на трудоустройство граждан Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что Российская Федерация является участником ряда международных соглашений, касающихся временной трудовой деятельности иностранных граждан на территории России. Такие соглашения заключены с Французской Республикой, Республикой Корея, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой и Республикой Армения и др. Вместе с тем, максимальные преференции в части осуществления трудовой деятельности в нашей стране имеют граждане государств-участников Договора о Евразийском экономическом союзе.

Отсутствие надлежащего правового регулирования нетипичных форм трудоустройства иностранных граждан затрудняет осуществление федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства со стороны МВД России и проведение мониторинга ситуации на рынке труда.

Активное развитие цифровых технологий и связанное с этим изменение характеристик труда привели к распространению так называемых нетипичных форм трудоустройства иностранных граждан (например, дистанционный и заемный труд). Эта тенденция характерна как для зарубежных стран, так и для Российской Федерации, особенно в 2020 году, в период неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой короно-вирусной инфекцией Covid-2019.

Литература

1. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-^ «О миграции населения».

2. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 16 апреля 2019 года № 175.

3. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы».

4. Закон Республики Таджикистан от 2 января 2018 года №1471 «О правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в

Республике Таджикистан».

5. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты (учебное пособие). Под общей редакцией А.С. Прудникова. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, С.О. Харламов, П.О. Дутов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 215 с.

6. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / А.С. Прудников [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

References

1. Law of the Republic of Kazakhstan No. 477-IV "On Population Migration" dated July 22, 2011.

2. Resolution of the Government of the Kyrgyz Republic No. 175 of April 16, 2019.

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 622 of 31.10.2018 "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025".

4. Law of the Republic of Tajikistan No. 1471 of January 2, 2018 "On the legal status of foreign citizens and stateless persons in the Republic of Tajikistan".

5. The activities of the divisions of the internal affairs bodies on migration issues. Legal and organizational aspects (textbook). Under the general editorship of A.S. Prudnikov, A.S. Prudnikov, T.A. Prudnikova, S.O. Kharlamov, P.O. Dutov, etc. M.: UNITY-DANA: Law and Law, 2018. 215 p.

6. State and legal bases of population migration in the Russian Federation: a textbook for students studying in the specialty 021100 "Jurisprudence" / A.S. Prudnikov [et al.]. Moscow: UNITY-DANA, 2020.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ и МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

/ \

Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. А.С. Прудникова. 535 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебное пособие подготовлено с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению миграции и ее правового регулирования, обеспечивающих положительную динамику развития миграционных процессов. В частности, в нем нашли отражение такие понятия, как «миграция и миграционная система», «международные стандарты в области регулирования миграции населения», «порядок приобретения гражданства», «правовые основы предоставления статуса беженца и временного убежища».

Дается общая характеристика деятельности государственных органов, участвующих в реализации национальной миграционной политики.

Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.