Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с общественными организациями в сфере внешней трудовой миграции'

Организационно-правовые основы взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с общественными организациями в сфере внешней трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая миграция / взаимодействие / общественные организации / деятельность / правовое регулирование / иностранный гражданин / labor migration / interaction / public organizations / activity / legal regulation / foreign citizen

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Прудникова

Раскрыта организация взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с организациями и учреждениями по реализации законодательства по вопросам внешней трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF INTERACTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF EXTERNAL LABOR MIGRATION

This article describes the organization of interaction of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation with organizations and institutions for the implementation of legislation on external labor migration.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с общественными организациями в сфере внешней трудовой миграции»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10104

ББК 67 © Т.А. Прудникова, 2019

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Татьяна Анатольевна Прудникова, доцент кафедры административного права, доктор юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Раскрыта организация взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с организациями и учреждениями по реализации законодательства по вопросам внешней трудовой миграции.

Ключевые слова: трудовая миграция, взаимодействие, общественные организации, деятельность, правовое регулирование, иностранный гражданин.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF INTERACTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF EXTERNAL LABOR MIGRATION

Tat'yana A. Prudnikova, associate professor of administrative law, doctor of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. This article describes the organization of interaction of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation with organizations and institutions for the implementation of legislation on external labor migration.

Keywords: labor migration, interaction, public organizations, activity, legal regulation, foreign citizen.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудникова Т.А. Организационно-правовые основы взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации с общественными организациями в сфере внешней трудовой миграции. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):207—210.

Взаимодействие Министерства внутренних дел Российской Федерации с общественными организациями в сфере внешней трудовой миграции осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне взаимодействие осуществляется с Общественной палатой Российской Федерации; Российским профессиональным союзом моряков; Всероссийским союзом страховщиков, иными организациями.

Общественная палата Российской Федерации1 осуществляет свою деятельность на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов.

Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»2 установлено, что Общественная палата Рос-

сийской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав

1 Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. (ред. от 5 декабря 2017 г.) № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Там же.

общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

При Общественной палате Российской Федерации создана Комиссия по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом в которой регулярно принимают участие представители ГУВМ МВД России по вопросам, относящихся к компетенции ведомства.

Российский профессиональный союз моряков3 осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным на Внеочередном съезде Российского профессионального союза моряков от 22 сентября 1996 г.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве» Министерство внутренних дел Российской Федерации, как правопреемник функций Федеральной миграционной службы, осуществляет обеспечение соблюдения требований Конвенции 2006 г. о труде в морсом судоходстве4, предусмотренных правилами 1.4. «Подбор и трудоустройство» (в части подбора и трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства).

В этой связи в целях выполнения требований Конвенции, предусмотренных правилами 1.4. «Подбор и трудоустройство» (в части подбора и трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства), постановлением Правительства от 30 декабря 2017 г. № 17145 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» имплементированы положения Конвенции в правовое поле Российской Федерации.

Согласно требованиям Конвенции, консультации с организациями судовладельцев и моряков

должны проводиться в случаях, когда в государстве-члене нет представительных организаций судовладельцев или моряков.

В соответствии с подп. «а» и «б» п. 3 ст. 2 Устава Всероссийского союза страховщиков6, принятого 15 марта 1994 г., задачами союза являются, в том числе, осуществление разработки материалов и документов в сфере страхования, а также способствование формированию инфраструктуры страхового рынка.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»7, при осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.

Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

В этой связи при непосредственном взаимодействии МВД России совместно с Всероссийским союзом страховщиков был проработан вопрос о создании на федеральном уровне «Сервиса проверки подлинности полиса добровольного медицинского страхования трудовых мигрантов».

С 1 ноября 2017 г. на сайте Всероссийского союза страховщиков начал функционировать раздел с одноименным названием.

3 Устав Российского профессионального союза моряков (утв. на Внеочередном съезде Российского профессионального союза моряков) 22 сентября 1996 г. (ред. от 18 июня 2003 г.).

4 Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве (заключена в г. Женеве 23 февраля 2006 г.).

5 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271».

6 Устав Всероссийского союза страховщиков, утвержден Всероссийским собранием страховых организаций и учреждений 15 марта 1994 г.

7 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (ред. от 19 июля 2018 г.) № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Следует отметить взаимодействие МВД России с Ассоциацией европейского бизнеса, в состав которой входят предприятия и предприниматели из стран Европейского Союза и государств-членов Европейской ассоциации свободной торговли.

Представители ГУВМ МВД России ежегодно принимают активное участие в конференциях Ассоциацией европейского бизнеса по вопросам связанным с реализацией и соблюдением действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»8 определено, что уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.

По данным на конец 2018 г.9 уполномоченные организации функционируют в 57 субъектах Российской Федерации, из которых в 36 — ФГУП «ПВС» МВД России, в 21 — иные организации.

Согласно статистической отчетности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России в течение 2018 г. через уполномоченные организации в Российской Федерации оформлено свыше 800 тыс. патентов.

Институт уполномоченных организаций является эффективным инструментом повышения качества оказания государственной услуги по оформлению и выдаче патентов.

Целесообразно продолжать на постоянной основе осуществление контроля за деятельностью уполномоченных организаций в целях повышения эффективности их функционирования для освобождения сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России от рутинной и неквалифицированной административной работы.

Подразделения по вопросам миграции МВД России на региональном уровне осуществляет взаимодействие с медицинскими организациями.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 132 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином действует договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность.

Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории данного субъекта Российской Федерации документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Вместе с этим, следует отметить, что на региональном уровне начата реализация мер по формированию электронных регистров медицинского обследования иностранных граждан, позволяющих осуществлять проверку подлинности представляемых иностранными гражданами медицинских документов (Красноярский край, Костромская, Ростовская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).

Указанные медицинские документы и сертификат выдаются медицинскими организациями, находящи-

8 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (ред. от 19 июля 2018 г.) № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

9 Официальный ресурс МВД Российской Федерации // URL://-http ://www.mvd.ru

мися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В соответствии с п. 8 ст. 151 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, при обращении за получением патента, может подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации документом о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации.

Требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, и форма указанного документа утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить перечень образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, а также порядок и форму проведения указанного экзамена.

Вместе с тем, следует отметить, что иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:

♦ сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;

♦ документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 г.;

♦ документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 г.

В заключении следует отметить, что руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне в целях предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, укрепления взаимопонимания между народностями, проживающими на территории Российской Федерации, проводятся регулярно встречи с представителями национально-культурных объединений (диаспор), в рамках которых обсуждаются вопросы неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере миграции, здравоохранения, культуры, правовой грамотности, социальных и культурно-образовательных программ.

Литература

1. Административно-правовой статус органов исполнительной власти (на примере миграционных служб): Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012.

2. Прудникова Т.А., Редкоус В.М., Акимова С.А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы): Моногр. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2015.

3. Прудников А.С. Правовое регулирование внешней трудовой миграции в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2018.

4. Прудников А.С. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции: Правовые и организационные аспекты. М.: Юнити-Дана, 2018.

References

1. Administrativno-pravovoy status organov ispolni-tel'noy vlasti (na primere migratsionnykh sluzhb): Ucheb. posobie. M.: Yuniti-Dana: Zakon i pravo, 2012.

2. Prudnikova T.A., Redkous V.M., Akimova S.A. Administrativno-pravovoye regulirovaniye migratsionnykh protsessov (sovremennost' i perspektivy): Monogr. M.: Yuniti-Dana: Zakon i pravo, 2015.

3. PrudnikovA.S. Pravovoye regulirovaniye vnesh-ney trudovoy migratsii v Rossiyskoy Federatsii: Ucheb. posobie. M.: Yuniti-Dana, 2018.

4. Prudnikov A.S. Deyatel'nost' podrazdeleniy organov vnutrennikh del po voprosam migratsii: Pravovye i organizatsionnyye aspekty. M.: Yuniti-Dana, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.