УДК 34 NIION: 2003-0059-5/21 -047
ББК 67 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-246
DOI 10.24412/2073-0454-2021 -5-227-229 © Прудников А.С., 2021
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Анатолий Семенович Прудников, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается ряд механизмов управления миграционными процессами, позволяющих усовершенствовать сферу внешней трудовой миграции.
Ключевые слова: иностранный гражданин, труд, деятельность, регулирование, законодательство, патент, разрешение, реестр, работодатель.
ON SOME ASPECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF EXTERNAL LABOR MIGRATION
Anatoliy S. Prudnikov, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. A number of mechanisms for managing migration processes that allow improving the sphere of external labor migration are considered.
Keywords: foreign citizen, labor, activity, regulation, legislation, patent, permit, register, employer.
Для цитирования: Прудников А.С. О некоторых аспектах административно-правового регулирования внешней трудовой миграции. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(5):227—229.
Российская Федерация — один из центров миграционного притяжения, в том числе и для трудовых мигрантов. В 2020 г., по данным ГУВМ МВД России1, трудовым мигрантам, прибывшим на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, выдано свыше 1 млн патентов, аннулировано свыше 5 тыс.
В Российской Федерации иностранным гражданам предоставлена возможность неоднократного обращения с заявлением о переоформлении патента без выезда из Российской Федерации, притом количество выданных патентов сократилось на 28 тыс.2.
В связи с прекращением трансграничных поездок граждан подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России временно не осуществлялся прием документов, оформление и выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации. В 2020 г. был временно ограничен въезд в Российскую Федерацию
иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением отдельных категорий, порядок въезда которых строго регламентирован, в том числе узкого круга специалистов, участвующих в проведении наладки и техническом обслуживании оборудования иностранного производства, а также иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов.
В условиях эпидемиологической обстановке в мире, связанной с эпидемиологической ситуацией (COVID-2019), в сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также документы, подтверждающие отсутствие заболевания, представляемых иностранными гражданами, желающими оформить
1 Государственная информационная система миграционного и регистрационного учета // URL://http://www.mvd.ru
2 Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
разрешение на работу или патент, с 27 июня 2020 г. внесены изменения, где в перечень указанных заболеваний включен COVID-20193 [6].
Территориальные органы МВД России были вынуждены продлевать разрешенный срок временного пребывания до 90 дней на основания произвольного заявления иностранного гражданина; прием заявлений о выдаче патента на работу осуществлялся без привлечения к административной ответственности и необходимости выезда за пределы Российской Федерации.
Одним из важных вопросов в сфере трудовой миграции является отсутствие четкой законодательной регламентации в понятийном аппарате, так, согласно ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ «иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность»4. Вместе с тем, на территории Российской Федерации трудовую деятельность осуществляют также постоянно и временно проживающие иностранные граждане. Таким образом, на уровне понятийного аппарата создается коллизия с отдельными положениями ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ.
В федеральном законодательстве зачастую применяются схожие понятия, идентичные по своему содержанию — например, «приглашающая сторона» и «принимающая сторона», «закрытие въезда» и «неразрешение въезда».
С учетом сложившейся системы международных договоров о безвизовых поездках следует предусмотреть два режима въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию с четкой регламентацией условий въезда для каждого из режимов. Для визового порядка въезда целесообразно сохранить институт приглашений, позволяющий определить лицо (приглашающую сторону), принимающее на себя обязательства относительно въезжающего иностранного гражданина. Приглашение должно выдаваться в форме электронного документа на основании заявления, поданного в электронной форме.
Следует отметить, что для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в нашей стране следует установить необходимость медицинского осмотра въезжающих граждан на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности.
Кроме того, для улучшения контрольно-надзорной деятельности, способствующей уменьшению незаконного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, необходимо перейти к автоматической передаче данных о пересечении иностранными гражданами Государственной границы Российской Федерации.
Также с целью повышения уровня использования биометрических персональных данных для обнаружения лиц, находящихся в розыске, причастных к деятельности террористических организаций, а также въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, в том числе сменивших свои установочные данные либо использующих поддельные документы, удостоверяющие личность, при въезде на территорию Российской Федерации предлагается осуществлять сбор биометрических данных иностранных граждан (бесконтактное сканирование отпечатков пальцев с одновременной проверкой по информационным учетам МВД России и ФСБ России в режиме реального времени на предмет наличия ограничений, препятствующих въезду на территорию Российской Федерации).
В рамках реформирования порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности предлагается на основании существующего банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности введение Реестра работодателей (юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей), привлекающих иностранную рабочую силу, а разрешительные документы выдавать в электронном виде, с одновременным ведением Реестра иностранных трудовых мигрантов.
Следует отметить, что Реестр работодателей должен содержать, в том числе, общие сведения о работодателе (ИНН, вид деятельности, адрес местонахождения), сведения о привлечении иностранной рабочей силы (количество привлекаемых иностранных работников, персональные данные привлекаемых работников, их должности, адрес объекта, на котором иностранные работники осуществляют трудовую деятельность), сведения о соблюдении работодателем законодательства Российской Федерации,
3 Государственная информационная система миграционного и регистрационного учета // URL://http://www.mvd.ru
4 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. (ред. от 24 апреля 2020 г.) № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
228
Вестник Московского университета МВД России
№ 5 / 2021
о фактах его привлечения к ответственности, а также сведения о запрете работодателю привлекать иностранных граждан и т.д.
Реестр иностранных трудовых мигрантов должен содержать, в том числе, сведения о персональных данных иностранного гражданина, дате начала и окончания трудовой деятельности, информацию о его личных документах, данных о работодателях, привлекавших и привлекающих его, месте осуществления трудовой деятельности, сведения о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографировании, постановке на учет в налоговых органах, приглашении на въезд, визе, уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа и т.д.
Выписка из реестра трудовых мигрантов может иметь сведения о наличии записи в реестре, сведения об иностранном гражданине, а также сведения о трудовой деятельности иностранного гражданина (в том числе сведения об электронном патенте, а также уплате налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа).
Кроме того, следует отказаться от выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников. При таком подходе результатом предоставления государственных услуг будут являться не бумажные документы, а записи в электронных реестрах, электронные разрешительные документы (электронные патенты) [1].
В заключение следует назвать основные проблемные вопросы в сфере внешней трудовой миграции: неэффективность действующей системы квотирования; достижение количественного прироста высококвалифицированных специалистов исключительно за счет трудовых мигрантов из стран «третьего мира»; необходимость урегулирования вопроса «самозанятых» иностранных граждан; отсутствие должного правового регулирования нетипичных форм трудоустройства иностранных граждан.
Для решения обозначенных проблем необходимо:
♦ ввести Реестр иностранных трудовых мигрантов;
♦ ввести Реестр работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу;
♦ иностранные граждане должны осуществлять трудовую деятельность независимо от порядка въезда на основании электронного патента и уплаты ими авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, следует отметить, что с нормализацией санитарно-эпидемиологической обстановки и последующим восстановлением международного сообщения, прогнозируются постепенное увеличение числа иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в РФ для осуществления трудовой деятельности. При этом дальнейшее развитие ситуации в сфере внешней трудовой миграции будет определяться возможностями и темпами выхода из карантинных мероприятий, а также мерами по возврату экономики к устойчивому развитию.
Литература
1. Прудников А.С. и др. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.
2. Прудников А.С., Прудникова Т.А., Харламов С.О. и др. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.С. Прудникова. и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018.
References
1. Prudnikov A.S. i dr. Gosudarstvenno-pravovyye osnovy migratsii naseleniya v Rossiyskoy Federatsii: Ucheb. posobiye. M.: YuNITI-DANA, 2020.
2. Prudnikov A.S., Prudnikova T.A., Kharlamov S.O. i dr. Deyatel'nost' podrazdeleniy organov vnutrennikh del po voprosam migratsii. Pravovye i organizatsionnye as-pekty: Ucheb. posobiye / Pod obshch. red. A.S. Prudnikova. i dr. M.: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2018.