Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ: ГИД ДЛЯ ТЕХ, КТО В СЕТИ'

ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ: ГИД ДЛЯ ТЕХ, КТО В СЕТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1429
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефремов Валерий Анатольевич

Социальные сети проникли во все сферы нашей жизни. С профессиональной точки зрения профиль в соцсетях может расширить сеть контактов педагога, вовлечь в важные дискуссии, расширить возможности обучения, предоставить платформу для учебных проектов. Каким должен быть профиль педагога: закрытым или открытым? Что можно публиковать на своей странице, а что нет? Как формируется цифровая репутация? Мы обсудили эти вопросы с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Валерием Анатольевичем Ефремовым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ: ГИД ДЛЯ ТЕХ, КТО В СЕТИ»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ, ОПЫТ ЭКСПЕРТА И ЕГО ЛИЧНОСТЬ - ВАЖНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕРВЬЮ СО ЗНАКОВЫМИ ПЕРСОНАМИ

ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ: ГИД ДЛЯ ТЕХ, КТО В СЕТИ

Социальные сети проникли во все сферы нашей жизни. С профессиональной точки зрения профиль в соцсетях может расширить сеть контактов педагога, вовлечь в важные дискуссии, расширить возможности обучения, предоставить платформу для учебных проектов.

Каким должен быть профиль педагога: закрытым или открытым? Что можно публиковать на своей странице, а что нет? Как формируется цифровая репутация?

Мы обсудили эти вопросы с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой русского языка РГПУим. А. И.Герцена Валерием Анатольевичем Ефремовым.

- Валерий Анатольевич, что вас удивило при изучении темы цифровой репутации?

- Удивляет многое, и прежде всего статистика. По данным на январь 2021 года (более новой информации пока не нашел), в России живет 146 млн людей. При этом количество мобильных гаджетов или гаджетов, которые позволяют выйти в интернет, - примерно 228 млн устройств. Это 157% населения страны!

Давайте посмотрим, сколько в России уникальных пользователей социальных сетей (ведь цифровая репутация во многом создается именно в них). Эта цифра достиг-

Интересно, что в среднем на каждого активного пользователя интернета приходится 7,3 аккаунта

ла 199 млн. Получается, что у некоторых людей есть несколько профайлов и они считываются машинами как оригинальные.

Честно говоря, я не думал, что масштабы настолько велики. Интересно, что в среднем на каждого активного пользователя интернета приходится 7,3 аккаунта. Понятно, что часть аккаунтов мы используем в качестве рабочих, деловых, часть - как сугубо личные. Но все же более 7 аккаунтов на одного человека, кажется, многовато.

Другой вопрос - насколько аккаунты пользователя отличаются друг от друга. Западные специалисты, например, настоя-

тельно рекомендуют: если вы создали несколько аккаунтов в разных соцсетях, то осознайте, почему они разные и как должны отличаться друг от друга. Наверное, у каждого есть знакомые и друзья, профайлы которых практически одинаковы в разных соцсетях, то есть одну и ту же информацию человек выкладывает «ВКонтакте», «Инста-граме» или «Фейсбуке». Зачем это нужно и нужно ли?

Ведь так или иначе, но каждый пользователь в интернете формирует свое лицо.

- От чего зависит поведение человека в Сети?

- Прежде всего, существует такое явление, как разрыв поколений (generation gap), - то, что мы привыкли называть проблемой отцов и детей. Иными словами, поведение в интернете людей в возрасте 40 лет и старше серьезно отличается от того, как ведут себя подростки 20 лет и младше.

Если для ныне взрослых людей когда-то было целым событием придумать адрес электронной почты или контент для акка-унта «ВКонтакте», то современные подростки уже родились при интернете - они почти сразу начинают в нем жить.

Особенно ярко этот разрыв поколений я наблюдаю в письменной коммуникации со студентами. К примеру, как-то накануне 1 сентября я получил письмо по электронной почте от старосты одной из групп филологического факультета. Прочитав его, я понял, что свою дисциплину на первом курсе придется начать с правил эпистолярного этикета.

Что же такого было в письме? Начать с того, что это письмо было без обращения. Ни имени, ни отчества, ни даже слов «товарищ» или «господин Ефремов». А правила речевого этикета предполагают, что разговор, в том числе и письменный, необходимо начинать с приветствия и обращения к адресату.

И вот получается, что я ничего не знаю об этой барышне, еще ни разу ее не видел, занятий у нас не было, но у меня уже сфор-

Современные подростки уже родились при интернете - они почти сразу начинают в нем жить

мировался некий образ. И я уже понимаю, что нужно будет ей что-то объяснить и немного подправить ее «цифровое лицо».

Нельзя забывать, что в случае первого контакта действует важный психологический момент, о котором писал американский психолог Эдвард Ли Торндайк. В 1920-е годы он описал такое когнитивное искажение, как гало-эффект (если вы находите кого-то физически привлекательным, то это приводит к искаженному благоприятному восприятию других качеств - например, человеку приписывается доброта, заботливость и т.п.; но также верно и обратное, - прим. ред.). Эдвард Ли Торндайк утверждал, что наша психика устроена своеобразно: в попытках узнать человека лучше и больше, мы можем делать выводы о нем, основываясь на неких деталях, которые могут ни о чем и не свидетельствовать.

Классический пример-это суды присяжных, которые по статистике чаще оправдывают симпатичных людей. Почему? Потому что симпатичные люди нам больше нравятся, мы хотим им доверять, они кажутся более умными, особенно если у них красивая, грамотная речь. Где-то внутри мы понимаем, что это вообще не связанные между собой качества, но гало-эффект создает определенный ореол - и мы «достраиваем» образ.

Об этом эффекте следует помнить, когда речь идет и о цифровой репутации.

- Что такое цифровая репутация и из чего она складывается?

- Цифровая репутация - это имидж человека, который формируется из информации о нем в интернете. Причем на одном из сайтов, связанных с маркетингом, написано примерно так: все, что ты лайкаешь, постишь, комментируешь, ре-постишь, твиттишь; все, что ты пишешь или о чем болтаешь, - всё создает твою цифровую репутацию. И мы должны четко осознавать, что это правда: интернет помнит все.

Итак, все, что мы делаем в интернете, так или иначе формирует нашу цифровую репутацию.

Если говорить о структуре, то специалисты выделяют три слоя цифровой репутации.

Первый слой - это цифровой след, отпечаток: все, что мы сами сознательно делаем в Сети. Публикации фотографий и текстов, репосты, лайки воспринимаются как наши поступки, как проявления нашей личности. Так, например, в юридических делах постановка лайка под экстремистским текстом может интерпретиро-

после смерти владельца, кто будет и будет ли вести аккаунт, надо ли передавать права наследования детям (внукам) или следует просто заморозить страницу? Здесь пока много вопросов без ответов.

- Какие подводные камни ждут активных пользователей соцсетей?

- Каждый раз, когда мы заводим профайл и начинаем с ним работать, мы допускаем людей до чего-то внутреннего и личного. Так вот эта разница между личным и публичным сейчас максимально стерта, потому что зачастую мы не слишком рефлексируем над тем, что о

ваться как проявление Все, ЧТО МЫ делаем В интернете, так себе рассказываем. Зато экстремистской дея- или иначе формирует нашу цифровую потом удивляемся, что тельности. Ведь мы де- пот/таимт кто-то про меня знает

такое, что я не хотел бы. Конечно, есть неприятные последствия откровенности и открытости. Например,

репутацию

лаем это сознательно:

если я лайкнул - значит, разделяю точку зрения того или иного человека.

Второй слой - это цифровое облако. Оно собирается из тех фактов, которые вы уже контролируете в меньшей степени. Например, вас отметили в какой-то публикации либо вы оказались на чьей-то фотографии, сами того не зная. И у вас могут не спросить разрешения на публикацию фото или видео, на котором вы присутствуете. И хорошо, что в большинстве социальных сетей вам автоматически присылают отметку о появлении вас в чужом цифровом пространстве, но это если на фото вы изображены более-менее чет-

ко, в анфас. Но если вы на фото - в три четверти, да еще и нечетко, то программа может и не сработать. И тогда получится, что где-то висит фото с вами (возможно, с перекошенным лицом), а вы даже об этом и не знаете, но это - тоже часть вашего цифрового облака.

Наконец, третий слой - цифровое наследие. Это то, что остается в интернете от человека, когда он уходит из жизни. Это серьезная философская и антропологическая проблема, с которой мы будем все чаще сталкиваться стечением времени. Что такое «цифровая смерть», что будет с профайлом

Каждый раз, когда мы заводим профайл и начинаем с ним работать, мы допускаем людей до чего-то внутреннего и личного

специалисты по безопасности не рекомендуют публиковать посты о планах уехать в отпуск, на дачу или «на неделю к внукам» (особенно людям, которые живут одни). Это элементарно: злоумышленники могут воспользоваться тем, что человека нет дома, -ведь он сам об этом рассказал в Сети.

Ну а если вы известная персона (даже пусть и в узком, профессиональном кругу), то о вас могут появляться заметки и статьи в средствах массовой информации, а также отзывы сотрудников, коллег, клиентов - в блогах и на страницах социальных сетей.

При этом серьезной проблемой становится ситуация, при которой еще до персонального знакомства с нами о нас уже судят по нашим профайлам.

Я неоднократно читал о сомнительных решениях работодателей, когда людям отказывали в рабочем месте со словами: «Мы посмотрели ваши социальные сети, и нам кажется, что вы нам не подходите». Или можно вспомнить недавний случай со студентом СПбГУ, которого отказались взять в фольклорный ансамбль, потому что руководительница коллектива увидела в

его профайле фото и видео, которые она посчитала «непристойными». Более того, именно эти подсмотренные ею фото и стали формальной и единственной причиной отказа.

Вообще, то, что раньше делалось приватно, дома, на кухне, теперь становится проблемой публичного пространства. Могу смело рекомендовать книгу Джона Ронсона «Итак, вас публично опозорили», которая и посвящена ситуации публичного опозоривания (shaming) в цифровой среде. Из-за неосторожной публикации в интернете совершенно чужие люди могут начать публично осуждать и забрасывать негативными отзывами абсолютно незнакомого им человека.

Еще один важный для нынешней эпохи вопрос - о чем и как можно шутить в интернете. На одном из занятий по лингвистической экспертизе мы обсуждал и со студентами, что сейчас практически невозможно рассказывать анекдоты, в которых упоминаются немец, русский и американец (классические сюжеты второй половины XX века), ведь тебя могут обвинить в расизме или национализме. Культура шутки и практики юмора меняются на наших глазах.

Так что, перед тем как нажать «Enter», неплохо бы подумать, точно ли вы хотите отправить написанное в Сеть. Помните русскую поговорку «Утро вечера мудре-

Перед тем как нажать «Enter», неплохо бы подумать, точно ли вы хотите отправить написанное в Сеть

нее»? Большинство психологов не рекомендует встревать в холивары и разного рода интернет-баталии в вечернее время. С утра ситуация, скорее всего, будет выглядеть иначе, и мы сможем отреагировать по-другому. Да или вообще забыть о том, что встретилось в интернете накануне!

С другой стороны, многие мои западные коллеги (в частности, в Германии), профессора и доценты вообще не имеют профайлов в соцсетях, поскольку считают, что в этом нет нужды. А уж если они и позиционируют себя в соцсетях, то соблюдая определенные правила - например, делясь исключительно элементами своей профессиональной биографии (конференции, лекции, книги и т. д.)

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих правилах.

Здесь хочется обратить внимание на исследование, которое провел американский писатель Эрик Куалман, автор таких книг, как «Со-циалномики», «Цифрового лидерства» и «Что происходит в Вегасе - попадает на уоиШЬе» (также известен как ключевой спикер международных конференций и форумов, - прим. ред.). Его пока крайне мало переводят на русский, но что-то найти точно можно.

Основываясь на его исследованиях, остановлюсь на двенадцати правилах или закономерностях, которые важно учитывать, когда вы заходите в Сеть.

1111

Мы не всегда мыслим здраво

Просматривая посты своих хороших стоит. Дело в том, что потом мы можем

знакомых, я иногда понимаю, что че- пожалеть о публикации и удалить ее, но

ловек записал те или иные мысли в ка- интернет-то, как мы уже знаем, помнит

ком-то, мягко говоря, измененном со- все. стоянии сознания. Так делать все же не

22

«Живите так, как если бы мама наблюдала за вами»

Мне очень нравится китайская пословица «Если хочешь, чтобы не узнали, - не делай!» У нас есть вроде бы похожая пословица: «Сколько веревочке не виться - кончик все равно

найдется». Но наша пословица - о том, что уже сделано. А вот китайцы как бы идут на шаг вперед и предлагают не делать то, за что потом будет неловко или стыдно.

Уберите лишнее

Мы живем в ситуации компрессированной информации, находимся в потоке бесконечных новостей, постов и

так далее. Поэтому чем успешнее мы хотим быть, тем лаконичнее мы должны быть.

4

Не откровенничайте в интернете

Необходимо четко понимать, что любой пост в Сети - это высказывание в присутствии других людей. Появилось даже такое понятие, как «гэтсбинг» (вспомним героя знаменитого романа Фицджеральда). Например, человек публикует пост о планах пойти на концерт, рассчитывая на реакцию только одного своего друга, которому это может быть интересно. На следующий день,

придя на концерт, он может встретиться не только с тем одним, конкретным другом, но и с другим друзьями и друзьями друзей -всеми, кто увидел сообщение и решил тоже прийти. И это к вопросу об использовании правильных тактик общения, корректных настроек постов, о различии между частной перепиской («в личку») и публичным пространством страницы.

5 Мы настоящие и наша цифровая репутация -практически одно и то же

У каждого интернет-пользователя есть знакомые, которых он никогда не видел вживую. И в этом смысле я люблю сам процесс «развиртуализации», особенно с коллегами. Получается, ты уже знаешь о людях многое, но вы вообще никогда до этого не разговаривали и не встречались. И когда я вижу коллег на конференции -мне приятно, что тот образ, который я

воспринял через соцсети, совпадает с реальным. Правда, бывает и обратная ситуация, когда человек в интернете один, а в реальной жизни - другой. Но еще раз подчеркну, что для современной психологии и современных специалистов в области поведения в соцсетях мы настоящие и наше «цифровое лицо» - это тесно переплетенные явления.

6 Формулируйте свое «цифровое кредо», или «цифровое лицо»

Если вы ведете профайлы в разных открытыми, для широкой аудитории, а

соцсетях, то решите: вот здесь вы такой, в другой, например, только для друзей,

а вот здесь - такой. Другими словами, устанавливая дополнительные фильтры

в одной соцсети вы размещаете посты приватности.

7 Ваша конфиденциальность -

это исключительно ваша забота

Сегодня нелепо выглядят люди, кото- человек не созрел как личность, то он по-

рые начинают скандал из-за того, что ка- лагает, что во всем виноваты окружающие,

кую-то информацию о них «опубличили», В том, как человек ведет себя в соцсетях,

притом что позднее выясняется, что сами ясно видна его психология - в интернете

же «жертвы» накануне выложили соответ- всё как под увеличительным стеклом. И

ствующие фотографии или сделали соот- только от нас самих зависит то, какими нас

ветствующую запись. Известно, что если видят.

О «Не нойте в интернете»

Понятно, что иногда человеку нужно об- конечно же, проявят сочувствие. Причем у

ратиться игЫ е1 огЫ, к городу и миру. Напри- нас теперь даже есть специальные иконки,

мер,хочется рассказать о тяжелом событии, чтобы сделать это «в один клик». Однако

чтобы не оставаться одному в своих пере- если у человека на странице только такие

живаниях. И люди (друзья, подписчики), «жалобные» посты, то он вряд ли вызывает

желание следить за своими новостями. Я мы получаем много неприятных новостей

знаю, что публикации таких пользователей едва ли не каждый день, - нам не хочется

их знакомые подчас просто убирают из лен- видеть сплошное нытье еще и в собствен-

ты новостей. Наш мир и без того трагичен, ной новостной ленте.

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поделитесь чем-то хорошим

Хорошо, если вы что-то репостите, или вас репостят. Это значит, что мы передаем друг другу что-то интересное, важное, нужное. Здесь особенно ценится все позитивное, связанное с юмором и добром, что-

Как-то под моим постом коллега прилюдно написал, что я совершил пунктуационную ошибку (да, так тоже бывает с докторами филологических наук, когда они спешат срочно поделиться с человечеством важной ново-

то созидательное. В этом смысле мне, как и огромному количеству обыкновенных пользователей, всегда нравятся разного рода картинки, добрые и веселые, которые поднимают настроение.

Хвалите публично, критикуйте с глазу на глаз

стью и плохо вычитывают текст). Я извинился, поблагодарил коллегу и исправил ошибку. Однако зачем это было делать прилюдно? На мой взгляд, корректнее в такой ситуации указать на ошибку именно в личном сообщении.

Нужно быть честным

(собственно, это вообще основа коммуникации)

Если выложили в Сеть непроверенный ливать или твердить «я не виноват»? Мы факт, а потом вскрылась правда - хоро- все ошибаемся, и в ошибке нет ничего шим тоном будет извиниться. Зачем уви- страшного.

Откажитесь от многозадачности

В том числе хорошо бы четко осозна- цифровой репутации и вообще отношения

вать, что в принципе невозможно peno- к делам. Об этом сейчас много говорят пси-

стить все новости, о которых узнаете. Это хологи в связи с выгоранием и уменьшени-

действительно важное правило создания ем психологических ресурсов.

- Сколько постов в день целесообразно публиковать или репостить на своей странице?

- Думаю, что, если вы не сверхизвестный инфлюэнсер, то одного-двух вполне достаточно. Есть люди, которые размещают три-четыре поста в день. Иногда это приводит к возникновению ощущения, что человек страдает нарциссизмом, особенно если публикует исключительно свои фото.

- Как вы относитесь к инициативе Госдумы РФ обсудить с учителями цифровую гигиену в соцсетях?

- Я всеми руками за идеи цифровой грамотности, включающей в себя цифровую гигиену.

Базовые принципы поведения в Сети, в интернет-коммуникации, в выстраивании собственного цифрового имиджа и цифровой репутации важно и нужно обсуждать на любом уровне - от классной аудитории до зала заседания Государственной думы. Уверен, что этот вопрос связан с деятельностью любого современного профессионала - от врача до ИТ-специалиста.

Идея обсудить проблему цифровой гигиены с учителями - отличная и крайне актуальная! Главное, чтобы это было настоящее обсуждение, реальная дискуссия, а не навязывание своей точки зрения одной из сторон.

К сожалению, средний возраст депутатов Госдумы (в 2021 году - 53 года) заставляет задуматься над тем, насколько хорошо сами члены профильных комитетов разбираются в проблемах виртуальной реальности. Однако убежден, что решительность и свойственная учителям способность убеждать помогут изменить сложившуюся странную ситуацию с цифровой жизнью современного учителя.

Я всеми руками за идеи цифровой грамотности, включающей в себя цифровую гигиену

В нашей стране учитель рассматривается не просто как специалист с педагогическим образованием, но также как пример для подрастающего поколения - как морально-этический пример

- Учителей увольняют из школы за откровенные видео, фото, блоги в соцсетях. Допустимо ли педагогу выкладывать в интернете видео в банном халате, обсуждать спиртное и отношения с мужчинами, танцевать в нижнем белье или выставлять фото в купальнике?

- Уверен, огромное количество россиян и часть учителей средней школы (особенно старшего поколения) моментально дадут отрицательный ответ -нет, все это недопустимо для педагога. Однако мир устроен сложнее.

С одной стороны, я глубоко убежден, что каждый волен самостоятельно выбирать свой цифровой имидж и свою цифровую репутацию. Никто никому не имеет права навязывать ограничения или устанавливать запреты (конечно, если цифровое поведение не нарушает нормы закона). Фотографии в купальнике, видеозапись танца живота и видеоролик с бутылкой вина на праздничном столе не нарушают никакие морально-нравствен-ные и уж тем более юридические нормы (кроме, может быть, субъективно эстетических). И в таком случае педагог - такой же гражданин Российской Федерации, как и любой другой.

С другой стороны, мы понимаем, что в нашей стране учитель рассматривается не просто как специалист с педагогическим образованием, но также как пример для подрастающего поколения - как морально-этический пример. Однако в этом утверждении есть странное допущение: учитель должен быть безупречным на работе, в классе, на глазах у родителей и учеников, однако надо быть совсем наивным, чтобы полагать, что этот же человек не курит дома, не выпивает шампанского на Новый год, не ругается

на улице с хамами, не ищет себе партнера на сайтах знакомств. Иными словами, общество отчасти навязывает педагогу лицемерное поведение: на работе он сама безупречность, а вне работы может делать все, что хочет.

И тут возникает важный момент: а кто этот человек в интернете? Ясно, что в педагогическом и родительском чате он учитель и не имеет права

если мы говорим об учителе как о живом человеке, который любит купаться и загорать на море, ходить в ночные клубы, отдыхать в бане, встречаться с друзьями на пивных вечеринках, посещать провокационные спектакли, то для демонстрации этой части жизни нужно использовать другой аккаунт (лучше - в другой соцсети). При этом, разумеется, не нужно давать допуск к личному аккаунту ученикам и их

позволять себе те воль- Цифровая репутация педагога требует родителям, а возможно ности, которые может большего Внимания И аккуратности, даже и членам педагоги-

чем цифровая репутация представителей многих других профессий

допустить в личнои переписке. Но тогда в каком статусе выступает учитель в соцсетях? Ответ на это вопрос напрямую связан с проблемой цифровой репутации.

Если школьный учитель на своей странице в соцсети выступает как педагог, дружит с учениками и их родителями, решает школьные вопросы, высылает забытые домашние задания и отвечает на вопросы о расписании уроков, то в таком аккаунте не следует публиковать того, что не имеет отношения к школьной жизни или может бросить тень на личность педагога. Однако

ческого коллектива.

Как и многих, меня неприятно поразил танец живота хабаровской учительницы на линейке 1 сентября. Однако если бы я увидел его на ее личной странице, то обязательно поставил бы лайк. Замечательно же, что учитель имеет такое красивое, полезное для здоровья и душевного развития хобби. Вот только ни к чему знать об этом всем школьникам и их родителям.

Резюмируя, скажу, что цифровая репутация педагога требует большего внимания и аккуратности, чем цифровая репутация представителей многих других профессий.

АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕМАТИКЕ

УЧИТЕЛЬ И

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА

Татьяна Иванова, А Санкт-Петербург

кандидат филологических наук, St. Petersburg

доцент кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена, президент Ассоциации преподавателей английского языка Санкт-Петербурга «SPELTA».

Глобальные вызовы XXI века затрагивают всю систему образования, однако самый сложный и неоднозначный фактор изменения состоит в том, что далеко не все можно оценить прямо сейчас - процесс запущен, но его ход и результаты будут видны не сразу.

Из исторических примеров приведу процесс изменения системы школьного преподавания в Англии, начиная с середины XVI и до конца XVIII столетия. Сам процесс начался с осознания необходимости преподавания на родном английском языке и ухода от латыни как языка обучения, но продолжался более 200 лет.

Конечно, одним из главных вопросов в любой системе обучения является вопрос цели преподавания, напрямую связанный с мотивацией учащихся, интересами будущих работодателей и родителей. Несомненно, изменения в мире в XXI веке влияют на цель, вносят определенные изменения, например, в наше представление о когнитивно-коммуни-кативном подходе, в приоритеты тех или иных аспектов преподавания, в структуру урока, в удельный вес заданий. Вопрос цели, как и вопрос мотивации, затрагивает

не только область методики, но философии и психологии, если хотите, образовательной политики. А значит, это отдельная большая и серьезная тема, о которой стоит поговорить в другой раз.

Сегодня сосредоточимся на трех практических аспектах, которые составляют основу любой методики с самого начала ее существования: что, кому и как мы преподаем. И добавим сюда конечно, фактор преподавательской личности. Каждый из этих параметров проходит сейчас определенные изменения, серьезно влияющие на обучение.

ЧТО?

Первый фактор - это наш предмет, который изменился и меняется самым серьезным образом.

Расскажу о своих ощущениях в отношении английского языка, хотя похожие

Английский язык в современном

мире, и это одно из следствий мирового исторического процесса, крайне неоднороден

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.