СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ в помощь педагогам
Екатерина Викторовна Якушина,
старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, координатор проекта «Цифровое образование», кандидат педагогических наук
Сегодня практически все пользователи Интернета зарегистрированы хотя бы в одном социальном сообществе. Одна из успешно реализуемых задач социальных сетей — объединение пользователей по общим интересам, другая задача — наполнение сети разнообразной информацией. Сети постоянно развиваются, и если старшеклассники быстро осваивают новые полезные функции и приложения, то педагоги отстают от своих «продвинутых» учеников. Между тем учителям социальные сети предоставляют множество возможностей — обсудить актуальные проблемы образования, новые стандарты, представить в сети собственные методические разработки, творческие работы учащихся, обменяться опытом.
• веб-сайт • системы поиска • социальные плагины • блоги • каталог сообществ • педагогические сетевые сообщества
Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединённых общими интересами.
Началось всё в 1995 году с возникновения американского портала Classmates.com, русским аналогом которого стал проект «Одноклассники». Таким образом, началом бума социальных сетей стало самое начало XXI века: тогда были запущены такие известные
социальные сети, как LinkedIn, MySpace и Facebook, сегодня эти сервисы привлекают миллионы пользователей.
Несмотря на все видимые достоинства, у социальных сетей есть и недостатки: представляется не всегда корректной информация, реклама, взрослые и дети получают приглашение посетить группу или сайт, содержание которых не соответствует детскому возрасту. У некоторых подростков возникает зависимость от Интернета, который заменяет им человеческое общение. Но зависимость легко устраняется здоровым образом жизни, в реальном мире, умением избирательно оценивать ту или иную информацию, а не поглощать всё подряд, грамотно
интерпретировать информацию и предоставлять свою.
Социальные сети — инструмент, который спо собен разнообразить и облегчить жизнь педагога в информационном обществе. Остановимся на различных видах социальных сетей.
«Facebook»— социальная сеть, основанная в 2004 году. Первоначально веб-сайт был назван thefacebook.com (позже изменён на современный вариант facebook) и открыт только для студентов Гарвардского университета, затем доступ был расширен для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес с доменом Начиная с сен-
тября 2006 года сайт был открыт для всех пользователей в возрасте от 13 лет, имеющих электронную почту. Аудитория Facebook составляет более 600 миллионов пользователей.
В России Facebook (русскоязычная версия работает с 20 июня 2008 года) пока третья по численности пользователей социальная сеть. Более половины её пользователей относятся к возрастной категории от 25 до 44 лет. Facebook — ресурс, который очень быстро привлёк к себе внимание так называемой «взрослой» и успешной целевой аудитории, стал площадкой для бизнеса многих крупных корпораций. Используя технологии Facebook, стало возможно точечно, интерактивно управлять связями и позитивно влиять на своих потребителей, клиентов, журналистов, партнёров, конкурентов.
Тематическое сообщество на Facebook посвящено наиболее актуальным темам, которые вызывают повышенный интерес в обществе. Продвижение через сообщество позволяет информировать потребителей о своих услугах и предложениях, используя формат «потребитель — потребителю», создавать общественное мнение и управлять им, привлекать внимание к новинкам различных сфер услуг, к культурно-досуговой и социально-культурной деятельности. В сообщество постепенно добавляется всё больше людей, заинтересо-
ванных в получении информации по той или иной теме. Для того чтобы попасть в эту социальную сеть, как и во многие другие, необходимо зарегистрироваться. Регистрация обязательна и очень проста.
Щёлкнув ссылку Зарегистрироваться на РаееЬоок, пользователь должен заполнить анкету. После заполнения первой анкеты на электронный адрес пользователя придёт подтверждение о регистрации. Теперь пользователь может зайти в сеть и настроить свой профайл.
При заполнении профайла в социальных сетях предлагают множество вопросов, обязательных или необязательных для заполнения: пользователь сам должен решить, какую информацию о себе он намерен предоставить в открытый доступ.
Также пользователю самому решать, насколько корректна будет эта информация. Никто, кроме самого участника сети, не несёт ответственность за использование его персональных данных. Конечно, в социальных сетях не просят предъявить паспорт или другие документы, но, тем не менее, кажущаяся анонимность обманчива: пользователей, которые регистрируются с неблаговидными намерениями, можно вычислить, к примеру по № адресу компьютера. Корректная информация позволяет проще найти друзей и знакомых, а также быть узнанным среди коллег или одноклассников.
Facebook предлагает пользователю заполнить несколько позиций, среди которых общая информация, фотография профиля, близкие люди, образование и работа, философия, искусство и развлечения, спорт, увлечения и интересы, контактная информация. Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной на профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части: он может перейти на страницу настройки
http://www.facebook.com/
конфиденциальности, чтобы установить, кто видит ту или иную информацию в его профиле.
Facebook предлагает поиск друзей по контакт-листам, имеющимся у каждого пользователя сети — адресные книги аккаунтов электронной почты и служб мгновенных сообщений. Система автоматически проверяет списки контактов и отправляет запрос тем людям, которые уже зарегистрированы в сети, также есть возможность добавлять друзей, просматривая списки с возможными знакомыми. Пользователи могут взаимодействовать между собой с помощью множества функций — «стена», на которой друзья пользователя могут оставлять сообщения, «виртуальное подмигивание», создавать фотоальбомы, давать ссылки на ресурсы, писать сообщения, приглашать на мероприятия и многое другое. Интерфейс пользователя настолько прост и дружелюбен, что разобраться в работе с сервисом не составит труда даже для начинающего пользователя.
Для работников школ в сети можно найти уже созданные сообщества, используя простую систему поиска. Сообщества можно также создавать самим, зарегистрировавшись в социальной сети и предложив свои материалы коллегам.
На любой сайт очень просто устанавливаются социальные плагины http://developers.face-book.com/docs/plugins/, которые предлагает сеть Facebook. Практически каждое электронное СМИ, а теперь и некоторые школы используют эту функцию.
http://www.my.mail.ru
«Ваши друзья, однокурсники и одноклассники всегда рядом с Вами!»
Мой мир@Mail.Ru — русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице поль-
зователя действия на основных порталах Mail.Ru. Он объединяет блогосервис, социальную сеть с удобным поиском людей по самым разным критериям, сайт знакомств и хостинг файлов. В сети «Мой мир» зарегистрировано свыше 40 млн страниц пользователей (профилей, или профайлов), более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте в статусе «онлайн».
Педагогу «Мой мир» поможет найти коллег, установить с ними связь, представить свою школу, размещать информацию.
Социальная сеть Мой мир@mail.ru начала свою работу 17 мая 2007 г. Этот проект соединил в одном месте информацию о пользователе и весь его контент, созданный на других порталах Mail.ru.
Первоначально на странице отражались последние записи блога, фотоальбомы, видеоальбомы, действия пользователя на проекте Ответы@mail.ru и гостевая книга. 11 декабря 2007 г. была открыта WAP-версия: это уменьшенная версия оригинального сайта с минимальным функционалом, таким как просмотр списка друзей, отправка сообщений, просмотр новых действий друзей. К этому моменту на Мой мир@mail.ru существует пять миллионов «миров».
К 3 марта 2008 г. число поклонников сети достигло 10 миллионов, а уже к 24 октября зарегистрировался 25-миллионный пользователь. Проект первым из всех социальных сетей Рунета достиг такого показателя. Однако если учесть тот факт, что профиль в проекте «Мой мир» создаётся автоматически вместе с созданием нового почтового ящика, то можно считать, что эта цифра преувеличена: у большинства пользователей Mail.ru по несколько почтовых ящиков.
Регистрация на сайте «Мой мир» очень проста. Надо завести бесплатную почту от Mail.ru: профиль на «Моем Мире» создаётся автоматически вместе с созданием
нового почтового ящика на mail.ru. Но если у вас уже есть почта на Mail.ru, это значительно упрощает процесс присоединения к социальной сети: при вводе логина и пароля почтового ящика портал пригласит вас создать «свой мир».
Если вы согласитесь принять его предложение, вам следует заполнить небольшую анкету, обязательные пункты которой — имя и фамилия. Также в анкете можно указать возраст, пол, место проживания, учёбы, работы. Анкета довольно подробная, но любой из её блоков можно скрыть, поменять порядок размещения информационных блоков.
К анкете можно добавить ваши фотографии. Пользователи сети смогут поставить им свою оценку (как в «Одноклассниках»).
Участие в социальной сети бесплатно, но в «Моем мире» есть и платные услуги, к примеру, среди них есть возможность добавить к любой фотографии 1^^эффекты.
Для того, чтобы добавить друзей, необходимо щёлкнуть ссылку Добавить друзей в подразделе Друзья. Вы получите возможность разослать приглашения для пользователей. Поиск внутри сети осуществляется по самым разным критериям — регионами проживания, семейному положению, религиозным и политическим взглядам и даже внешним данным. Есть возможность найти одноклассников и однокурсников, воспользовавшись поиском по учебным заведениям, можно найти коллег, используя поиск по организациям или по роду деятельности.
В сети можно вести собственный блог, читать и комментировать записи в других блогах. Настройки позволяют дать своему блогу уникальное название и определить уровни доступа к записям в нём. Можно воспользоваться функцией создания собственного оформления блога. Есть выбор готовых шаблонов оформления. К добавленным в блог записям можно ставить метки, которые редактируются в специальном разделе. Если вам понравилась запись в чьём-то блоге, её легко занести в Избранное, на вашей персональной странице.
Как и «Живой Журнал», сеть «Мой мир» содержит огромный каталог сообществ: вы можете присоединиться к уже имеющемуся сообществу, или создать своё. Создать сообщество очень просто, достаточно щёлкнуть на соответствующую ссылку и заполнить несложную анкету. При заполнении анкеты внимательно читайте подсказки, расположенные под блоками для заполнения. Загрузите фото или рисунок, который будет логотипом вашего сообщества. Пригласите в созданное сообщество тех, кому интересна тема вашего сообщества (для этого нужно воспользоваться предложенной формой поиска).
Работа в сообществе очень интересна и увлекательна. Вы можете создавать темы для обсуждения, проводить опросы, добавлять записи в гостевую книгу музыку и фото сообщества. Сеть предоставляет своим пользователям Видеохостинг, на котором можно бесплатно разместить свои видеозаписи. Осуществляется поиск по названию видео и ключевым словам.
Очень удобная функция — бесплатный Файлообменник с размером аккаунта десять гигабайт и возможностью загрузки файлов размером до одного гигабайта. Он поможет вам переслать коллегам или партнёрам «тяжёлые» файлы: большие объекты не проходят по электронной почте, и их передача другим способом может стать настоящей проблемой.
Педагогические сетевые сообщества
Помимо популярных сетей для широкого круга пользователей существуют специальные педагогические сетевые сообщества. Принцип работы в них достаточно универсален, интерфейс прост и разобраться легко. Практически везде есть системы помощи. Познакомим читателей с некоторыми из них.
Открытый класс http://www.openelass.ru/
Открытый класс — сетевое педагогическое сообщество, предназначенное для продуктивной работы учителей. Регионы, сообщества, люди, блоги, форумы. Представлены сообщества по всем учебным предметам, по внедрению информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
В рамках сообщества работает сетевой электронный журнал «Интернет и образование» http://www.openclass.ru/io (зеркало электронного журнала «Вопросы интернет-образования» http://vio.uchim.info/, площадки для обмена опытом и размещения публикаций учителей, работающий в сети с 2001 года).
Интергуру. Интернет -----
государство учителей http://www.intergu.ru/
Интернет — государство учителей — открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой.
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий. В сети размещены разнообразные материалы и ресурсы об использовании ИКТ в учебном процессе. Педагогам также предоставляется возможность оперативного общения со своими коллегами.
Педагогический интернет-клуб http://club-edu.tambov.ru/ main/welcome/
Основная цель Педагогического интернет-клуба — формирование сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счёт широкого использования средств Интернета.
Основные задачи Педагогического интернет-клуба:
• формирование сетевого педагогического сообщества работников школ и других учреждений образования;
• внедрение новых форм методической работы с педагогами за счёт широкого использования средств Интернета;
• методическая поддержка для повышения своей квалификации с использованием Интернета;
• распространение педагогических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта
в области традиционной педагогики;
• обобщение опыта использования Интернета для профессионального развития педагогов;
• привлечение внимания педагогической общественности и работников управления образованием в регионах к использованию потенциала Интернета для решения задач профессионального развития педагогов.
* * *
Мы показали лишь самую малую часть столь притягательных сетевых сервисов Интернета. Используя поисковую систему Яндекс, можно найти великое множество сетевых сообществ для педагогов и выбрать из них интересные и полезные для руководителей и учителей вашей школы. НО