Научная статья на тему 'Социальные сети как способ профессионального роста педагога'

Социальные сети как способ профессионального роста педагога Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / СИСТЕМЫ ПОИСКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЛАГИНЫ / БЛОГИ / КАТАЛОГ СООБЩЕСТВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / WEBSITE / SEARCH SYSTEMS / SOCIAL PLUGINS / BLOGS / DIRECTORY OF COMMUNITIES / EDUCATIONAL ONLINE COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якушина Екатерина Викторовна

Сегодня практически все пользователи Интернета зарегистрированы хотя бы в одном социальном сообществе. Одна из успешно реализуемых задач социальных сетей объединение пользователей по общим интересам, другая задача наполнение сети разнообразной информацией. Сети постоянно развиваются и если старшеклассники быстро осваивают новые полезные функции и приложения, то педагоги отстают от своих «продвинутых» учеников. Между тем учителям социальные сети предоставляют множество возможностей обсудить актуальные проблемы образования, новые стандарты, представить в сети собственные методические разработки, творческие работы учащихся, обменяться опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks as a way of teacher's professional development

Today, practically, nearly all Internet users are registrated at least in one social community. One of the goals of successful social networking the union of members by common interests, the different task is filling the net by different information. Networks are constantly developing and if older students quickly master the new and useful functions and applications, the teachers are backward from their «advanced» students. Meanwhile, social networks provide many opportunities for teachers to discuss actual problems of education, new standards, to present within a network their own methodology, creative works of students, to shange their experience.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как способ профессионального роста педагога»

ф

Социальные сети как способ профессионального роста педагога

Екатерина Викторовна Якушина,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, координатор проекта «Цифровое образование», кандидат педагогических наук

• веб-сайт • системы поиска ■ ческие сетевые сообщества ■

социальные плагины • блоги, каталог сообществ • педагоги-

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, содержание которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединённых общими интересами.

Началось всё в 1995 году с возникновения американского портала Classmates.com, русским аналогом которого стал проект «Одноклассники». Таким образом, началом бума социальных сетей стало самое начало XXI века: тогда были запущены такие известные социальные сети, как LinkedIn, MySpace и Facebook, сегодня эти сервисы привлекают миллионы пользователей.

Несмотря на все видимые достоинства, у социальных сетей есть и недостатки: представляется не всегда корректной информация, реклама, взрослые и дети получают приглашение посетить группу или сайт, содержание которых не соответствует детскому возрасту. У некоторых подростков возникает зависимость от Интернета, который заменяет им человеческое общение. Но зависимость легко устраняется здоровым образом жизни, в реальном мире, умением избирательно оценивать ту или иную информацию, а не поглощать всё подряд, грамотно интерпретировать информацию и предоставлять свою.

Социальные сети — инструмент, который способен разнообразить и облегчить жизнь

педагога в информационном обществе. Остановимся на различных видах социальных сетей.

Facebook

http://www.facebook.com/

«Facebook» — социальная сеть, основанная в 2004 году. Первоначально веб-сайт был назван thefacebook.com (позже изменён на современный вариант facebook) и открыт только для студентов Гарвардского университета, затем доступ был расширен для других университетов Бостона, а позже и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес с доменом.edu. Начиная с сентября 2006 года, сайт был открыт для всех пользователей в возрасте от 13 лет, имеющих электронную почту. Аудитория Facebook составляет более 600 миллионов пользователей.

В России Facebook (русскоязычная версия работает с 20 июня 2008 года) пока третья по численности пользователей социальная сеть. Более половины её пользователей относятся к возрастной категории от 25 до 44 лет. Facebook — ресурс, который очень быстро привлёк к себе внимание так называемой «взрослой» и успешной целевой аудитории, стал площадкой для бизнеса многих крупных корпораций. Используя технологии Facebook, стало возможно точечно, интерактивно управлять связями и позитивно влиять на своих потребителей, клиентов, журналистов, партнёров, конкурентов.

142

ЯКУШИНА Е.В. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

$

Тематическое сообщество на Facebook посвящено наиболее актуальным темам, которые вызывают повышенный интерес в обществе. Продвижение через сообщество позволяет информировать потребителей о своих услугах и предложениях, используя формат «потребитель — потребителю», создавать общественное мнение и управлять им, привлекать внимание к новинкам различных сфер услуг, к культурно-досуговой и социально-культурной деятельности. В сообщество постепенно добавляется всё больше людей, заинтересованных в получении информации по той или иной теме. Для того чтобы попасть в эту социальную сеть, как и во многие другие, необходимо зарегистрироваться. Регистрация обязательна и очень проста.

Щёлкнув ссылку Зарегистрироваться на Facebook, пользователь должен заполнить анкету. После заполнения первой анкеты на электронный адрес пользователя придёт подтверждение о регистрации. Теперь пользователь может зайти в сеть и настроить свой профайл. При заполнении профайла в социальных сетях предлагают множество вопросов, обязательных или не обязательных для заполнения: пользователь сам должен решить, какую информацию о себе он намерен предоставить в открытый доступ.

Также пользователю самому решать, насколько корректна будет эта информация. Никто, кроме самого участника сети, не несёт ответственность за использование его персональных данных. Конечно, в социальных сетях не просят предъявить паспорт или другие документы, но, тем не менее, кажущаяся анонимность обманчива: пользователей, которые регистрируются с неблаговидными намерениями, можно вычислить, к примеру, по ^ адресу компьютера. Корректная информация позволяет проще найти друзей и знакомых, а также быть узнанным среди коллег или одноклассников.

Facebook предлагает пользователю заполнить несколько позиций, среди которых общая информация, фотография профиля, близкие люди, образование и работа, философия, искусство и развлечения, спорт, увлечения и интересы, контактная информация. Пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опублико-

ванной на профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части: он может перейти на страницу настройки конфиденциальности, чтобы установить, кто видит ту или иную информацию в его профиле.

Facebook предлагает поиск друзей по контакт-листам, имеющимся у каждого пользователя сети — адресные книги аккаунтов электронной почты и служб мгновенных сообщений. Система автоматически проверяет списки контактов и отправляет запрос тем людям, которые уже зарегистрированы в сети, также есть возможность добавлять друзей, просматривая списки с возможными знакомыми. Пользователи могут взаимодействовать между собой с помощью множества функций — «стена», на которой друзья пользователя могут оставлять сообщения, «виртуальное подмигивание», создавать фотоальбомы, давать ссылки на ресурсы, писать сообщения, приглашать на мероприятия и многое другое. Интерфейс пользователя настолько прост и дружелюбен, что разобраться в работе с сервисом не составит труда даже для начинающего пользователя.

Для работников школ в сети можно найти уже созданные сообщества, используя простую систему поиска. Сообщества можно также создавать самим, зарегистрировавшись в социальной сети и предложив свои материалы коллегам.

На любой сайт очень просто устанавливаются социальные плагины http://developers. facebook.com/docs/plugins/, которые предлагает сеть Facebook. Практически каждое электронное СМИ, а теперь и некоторые школы используют эту функцию.

Мой [email protected]

http://www.my.mail.ru

«<Ваши друзья, однокурсники и одноклассники всегда рядом с Вами!»

Мой мир@Mail.Ru — русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.Ru. Он объединяет блогосервис, социальную сеть с удобным поиском людей по самым разным критериям, сайт знакомств и хостинг файлов. В сети «Мой мир»

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2011

143

ShT_6_11.!ndd 143

08.12.2011 13:34:41

ф

зарегистрировано свыше 40 млн страниц пользователей (профилей, или профайлов), более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте в статусе «онлайн».

Педагогу «Мой мир» поможет найти коллег, установить с ними связь, представить свою школу, размещать информацию.

Социальная сеть Мой мир@mail.ru начала свою работу 17 мая 2007 г. Этот проект соединил в одном месте информацию о пользователе и весь его контент, созданный на других порталах Mail.ru.

Первоначально на странице отражались последние записи блога, фотоальбомы, видеоальбомы, действия пользователя на проекте Ответы@mail.ru и гостевая книга. 11 декабря 2007 г. была открыта WAP-версия: это уменьшенная версия оригинального сайта с минимальным функционалом, таким как просмотр списка друзей, отправка сообщений, просмотр новых действий друзей. К этому моменту на Мой мир@mail.ru существует пять миллионов «миров».

К 3 марта 2008 г. число поклонников сети достигло 10 миллионов, а уже к 24 октября зарегистрировался 25-миллионный пользователь. Проект первым из всех социальных сетей Рунета достиг такого показателя. Однако если учесть тот факт, что профиль в проекте «Мой мир» создаётся автоматически вместе с созданием нового почтового ящика, то можно считать, что эта цифра преувеличена: у большинства пользователей Mail.ru по несколько почтовых ящиков.

Регистрация на сайте «Мой мир» очень проста. Надо завести бесплатную почту от Mail.ru: профиль на «Моем Мире» создаётся автоматически вместе с созданием нового почтового ящика на mail.ru. Но если у вас уже есть почта на Mail.ru, это значительно упрощает процесс присоединения к социальной сети: при вводе логина и пароля почтового ящика портал пригласит вас создать «свой мир».

Если вы согласитесь принять его предложение, вам следует заполнить небольшую анкету, обязательные пункты которой — имя и фамилия. Также в анкете можно указать возраст, пол, место проживания, учёбы, работы. Анкета довольно подробная, но лю-

бой из её блоков можно скрыть, поменять порядок размещения информационных блоков.

К анкете можно добавить ваши фотографии. Пользователи сети смогут поставить им свою оценку (как в «Одноклассниках»).

Участие в социальной сети бесплатно, но в «Моем мире» есть и платные услуги, к примеру, возможность добавить к любой фотографии flash-эффекты.

Для того, чтобы добавить друзей, необходимо щёлкнуть ссылку Добавить друзей в подразделе Друзья. Вы получите возможность разослать приглашения для пользователей. Поиск внутри сети осуществляется по самым разным критериям — регионам проживания, семейному положению, религиозным и политическим взглядам и даже внешним данным. Есть возможность найти одноклассников и однокурсников, воспользовавшись поиском по учебным заведениям, можно найти коллег, используя поиск по организациям или по роду деятельности.

В сети можно вести собственный блог, читать и комментировать записи в других бло-гах. Настройки позволяют дать своему блогу уникальное название и определить уровни доступа к записям в нём. Можно воспользоваться функцией создания собственного оформления блога. Есть выбор готовых шаблонов оформления. К добавленным в блог записям можно ставить метки, которые редактируются в специальном разделе. Если вам понравилась запись в чьём-то бло-ге, её легко занести в Избранное, на вашей персональной странице.

Как и «Живой Журнал», сеть «Мой мир» содержит огромный каталог сообществ: вы можете присоединиться к уже имеющемуся сообществу, или создать своё. Создать сообщество очень просто, достаточно щёлкнуть на соответствующую ссылку и заполнить несложную анкету. При заполнении анкеты внимательно читайте подсказки, расположенные под блоками для заполнения. Загрузите фото или рисунок, который будет логотипом вашего сообщества. Пригласите в созданное сообщество тех, кому интересна тема вашего сообщества (для этого нужно воспользоваться предложенной формой поиска).

144

ЯКУШИНА Е.В. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

$

Работа в сообществе очень интересна и увлекательна. Вы можете создавать темы для обсуждения, проводить опросы, добавлять записи в гостевую книгу, музыку и фото сообщества. Сеть предоставляет своим пользователям Видеохостинг, на котором можно бесплатно разместить свои видеозаписи. Осуществляется поиск по названию видео и ключевым словам.

Очень удобная функция — бесплатный Фай-лообменник с размером аккаунта десять гигабайт и возможностью загрузки файлов размером до одного гигабайта. Он поможет вам переслать коллегам или партнёрам «тяжёлые» файлы: большие объекты не проходят по электронной почте, и их передача другим способом может стать настоящей проблемой.

Педагогические сетевые сообщества

Помимо популярных сетей для широкого круга пользователей существуют специальные педагогические сетевые сообщества. Принцип работы в них достаточно универсален, интерфейс прост. Практически везде есть системы помощи. Познакомим читателей с некоторыми из них.

Открытый класс. Адрес сайта: http://www. openclass.ru/

Открытый класс — сетевое педагогическое сообщество, предназначенное для продуктивной работы учителей. Регионы, сообщества, люди, блоги, форумы. Представлены сообщества по всем учебным предметам, по внедрению информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.

В рамках сообщества работает сетевой электронный журнал «Интернет и образование» http://www.openclass.ru/io (зеркало электронного журнала «Вопросы интернет-образования» http://vio.uchim.info/, площадки для обмена опытом и размещения публикаций учителей, работающий в сети с 2001 года).

Интергуру. Интернет — государство учителей. Адрес сайта: http://www.intergu.ru/

Интернет — государство учителей — открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой.

Сеть творческих учителей. Адрес сайта: http://www.it-n.ru/

Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью информационных и коммуникационных технологий. В сети размещены разнообразные материалы и ресурсы об использовании ИКТ в учебном процессе. Педагогам также предоставляется возможность оперативного общения со своими коллегами.

Педагогический интернет-клуб. Адрес сайта: http://club-edu.tambov.ru/main/ welcome/

Основная цель Педагогического интернет-клуба — формирование сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счёт широкого использования средств Интернета.

Основные задачи Педагогического интернет-клуба:

• формирование сетевого педагогического сообщества работников школ и других учреждений образования;

• внедрение новых форм методической работы с педагогами за счёт широкого использования средств Интернета;

• методическая поддержка для повышения своей квалификации с использованием Интернета;

• распространение педагогических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики;

• обобщение опыта использования Интернета для профессионального развития педагогов;

• привлечение внимания педагогической общественности и работников управления образованием в регионах к использованию потенциала Интернета для решения задач профессионального развития педагогов.

Мы показали лишь самую малую часть столь притягательных сетевых сервисов Интернета. Используя поисковую систему Яндекс, можно найти великое множество сетевых сообществ для педагогов и выбрать из них интересное и полезное для руководителей и учителей вашей школы. □

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2011

145

ShT_6_11.indd 145

08.12.2011 13:34:41

*

*

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.