Научная статья на тему 'В сетевых сервисах формируются коммуникативные универсальные учебные действия'

В сетевых сервисах формируются коммуникативные универсальные учебные действия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕТИ / ВЕБ-РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / «ОБЛАЧНЫЕ» СЕРВИСЫ / ДИСК GOOGLE / «CLOUD» SERVICES / MEDIA EDUCATIONAL SKILLS / WEB ACTIVITIES / WEB RESOURCES / SOCIAL NETWORKING / GOOGLE DRIVE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Якушина Екатерина Викторовна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий с помощью сетевых сервисов. Открытые общественные веб-сервисы. Популярные социальные системы. Специальные детские социальные сети. «Облачные» технологии и основная концепция работы с ними. Информационно-поисковая система Google.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В сетевых сервисах формируются коммуникативные универсальные учебные действия»

/Информационные технологии в образовании

В СЕТЕВЫХ СЕРВИСАХ формируются коммуникативные универсальные учебные действия

Екатерина Викторовна Якушина,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

Автор уже затрагивал тему сетевых технологий для образования1. С тех пор поступило множество вопросов, связанные с особенностями использования этих служб детьми. Не секрет, что большинство подростков буквально «живут» в Интернете, и это касается не только больших городов, но и отдалённых посёлков необъятной России. Как оградить наших детей от негативного влияния, показать, что Сеть — это очень мощный инструмент воздействия, что полезного можно извлечь из работы в Сети? На эти вопросы сейчас очень сложно ответить, но автор старается найти выход из сложившийся ситуации.

• медиаобразовательные умения • деятельность в Сети • веб-ресурсы

• социальные сети • «облачные» сервисы • Диск Google

К

оммуникативные универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают умения учащихся общаться, продуктивно работать как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Умения получать

информацию, осмысливать и критически её оценивать, правильно интерпретировать,

1 Якушина Е.В. Службы мгновенных сообщений в помощь педагогу // Народное образование. 2011. № 6. С. 195—203; Якушина Е.В. Социальные сети в помощь педагогам // Народное образование. 2011. № 8. С. 212-216.

преобразовывать полученные сведения и практически их применять, становятся ключевыми медиаобразовательными умениями, без которых не обойтись в современном быстро развивающемся информационном мире.

Деятельность в Сети

Коммуникативные УУД тесно связаны с окружающей социальной средой. Их основные задачи в этом направлении: приобретение учащимися нового социального опыта, включение в социальные отношения, освоение социальных ролей, формирование навыков поведения в социуме. В исследованиях выделяются основные структурные элементы содержания, тождественного социальному опыту:

• Опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме её результатов. Знания об обществе, природе и технике, способах деятельности и мышлении формируют в сознании школьника картину мира, вырабатывая методологический подход к познавательной, исследовательской и практической деятельности.

• Опыт осуществления известных способов деятельности: проявляется в форме умений действовать по образцу. В содержание опыта включается система общих интеллектуальных

и практических навыков и умений, которая становится основой конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающего поколения к сохранению культуры народа.

• Опыт творческой деятельности: требует самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, выработки новых способов деятельности на основе уже известных, умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие способностей к дальнейшему развитию культуры.

• Опыт эмоционально-ценностных отношений. Нормы отношения к окружающему миру,

к самому себе и другим людям предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убеждённость в их истинности, положительное отношение к ним, которое проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера.

Итак, если мы внимательно вчитаемся в эти четыре элемента, то обратим внимание на то, что ключевое слово тут — «деятельность». Но деятельность бывает самостоятельной, стихийной, а также направленной, образовательной и контролируемой. Почему бы преподавателям не показать положительные моменты «облачных» сервисов, не «привлечь» их на свою сторону и заинтересовать детей, к примеру, сетевыми проектами, в основе которых совместная и созидательная деятельность в Сети? И прежде всего, научить детей думать, оценивать, творить.

Сетевые сервисы

Перечислим сервисы, на которые мы хотели бы обратить внимание, отметим плюсы и минусы и особенности воздействия на детей и подростков, а также перечислим основные виды созидательной и образовательной деятельности, которые можно предложить учителям для совместной работы с детьми.

Наибольшее распространение получил комплексный подход к организации, реализации и поддержке веб-ресурсов — Web 2.0 (Веб 2.0). Это термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям путешествовать по Сети, совместно работать, размещать в Сети текстовую и мультимедийную информацию.

Методика проектирования этих систем направлена на увеличение числа пользователей: чем больше людей начитает пользоваться подобными системами, тем полнее становятся их информационная наполняемость.

Таким образом, термин Web 2.0 обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые самими пользователями. К ним можно отнести открытые общественные сервисы, свободные энциклопедии, социальные сети и службы, позволяющие пользователям организовать совместную деятельность.

Открытые общественные веб-сервисы предоставляют пользователям услуги поиска информации, новостей, файлового хранилища, хранилища аудио- и видеофайлов, т.е. средств как для персональных действий участников, так и для коммуникации между собой с помощью электронной почты, служб коротких сообщений, форумов и блогов. Среди самых популярных на сегодняшний день в нашей стране отметим Яндекс, Рамблер, Mail.ru, а также международную систему Google.

Электронные свободно пополняемые энциклопедии отличаются тем, что каждый пользователь имеет возможность создавать записи или редактировать уже имеющиеся. Самые популярные — международный проект Википедия: (http://ru.wikipedia.org); общероссийский образовательный проект Летопи-си.ру (http://letopisi.ru), созданные по технологии МедиаВики, который оформлен в виде электронного журнала с различными статьями, которые также можно дополнять и редактировать.

Социальные сети

Социальные сети представляют собой программный сервис, площадку для взаимодействия людей в одной группе или в нескольких группах. Социальная сеть может образовываться любым онлайновым сообществом, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме, стали авторами и читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов.

К примеру «Записки классной мамы» (http://klassmama.blogspot.ru/) — блог учителя русского языка и литературы средней школы № 14 города Апатиты Мурманской области А.Е. Плужниковой, по сути уже является социальной сетью, созданной педагогом и объединяющей множество людей.

Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент для поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы,

а также обмена опытом. При помощи инструментов социальной сети каждый её пользователь может создать свой виртуальный портрет (профайл). В нём предоставляются данные о человеке, опыт работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, коллег, людей, общение с которыми интересно пользователю по научной тематике, исследованиям, хобби, работе или учёбе (к примеру, по совместным проектам).

В качестве популярных социальных сетей назовём Мой Круг (http://moikrug.ru), Вконтакте (http://vkontakte.ru), Одноклассники (http://odnoklassniki.ru), Мир тесен (http://mirtesen.ru), Facebook (http://www.facebook.com), Профессионалы (http://professionali.ru).

Специальные детские социальные сети:

• Класснет (http://www.classnet.ru) — социальная сеть для российских школьников, которая объединяет учащихся разных школ из разных городов, позволяет находить друзей по интересам.

• Webkinz (http://www.webkinz.com/ ru_ru/) — глобальная социальная сеть для детей Webkinz; предлагает возможности социальной адаптации к взрослой жизни. Имеет русскую версию.

• Бибигоша (http://www.bibigosha.ru) — детский портал ВГТРК (Всероссийской государственной теле- и радиокомпании) и Microsoft. Портал создан в рамках стратегического партнёрства компаний при активном участии российского разработчика TVX Games.

• Смешарики

(http://www.smeshariki.ru) — социальная сеть, созданная по мотивам одноимённого анимационного сериала.

• Твиди (http://tvidi.ru) — детская социальная сеть от РБК (чат, игры, онлайн игры).

«Облачные» сервисы

Социальные сервисы, позволяющие организовать совместную работу с различными типами документов, так называемые «облачные сервисы», ориентированы, прежде всего, на рядового пользователя, не обладающего какими-либо специализированными навыками, и предоставляют ему возможность пользоваться качественным лицензионным программным обеспечением бесплатно, используя при этом вычислительные возможности сервера.

Основная концепция «облачных» технологий заключается в том, что информация хранится и обрабатывается средствами веб-сервера, а результат предоставляется пользователю посредством веб-браузера. При помощи элементов управления веб-страницей «облачного» сервиса пользователь может вводить и редактировать данные, а также сохранять конечный результат на своём компьютере.

С помощью «облачных» сервисов создают и редактируют текстовые документы по аналогии с Microsoft Word); создают и работают с математическими таблицами, делают вычисления по аналогии с Microsoft Excel); создают и демонстрируют презентации (по аналогии с Microsoft Power Point); простые (векторные) изображения; редактируют графические файлы (фотографии); используют дисковое пространство провайдера для хранения данных; работают с электронной почтой, с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами.

Наиболее популярные представители «облачных» сервисов: Google Drive от поисковой системы Google; Office Web Apps от корпорации Microsoft; iCloud от корпорации Apple; Dropbox от одноимённой компании; Amazon Cloud Drive от компании Amazon; Pixlr от компании Autodesk.

Эти приложения нам интересны как мощные средства взаимодействия удалённых участников в рамках работы над одним проектом для формирования коммуникативных УУД.

Сегодня совсем не обязательно собирать участников одного проекта, в том числе и образовательного, в одном помещении и обеспечивать

их компьютерной техникой, специальным программным обеспечением и доступом к сети. Сегодня компьютеры есть практически в каждом доме и каждой школе, не исключая удалённые сельские школы. В этих условиях особенно важно правильно организовать работу виртуального сообщества, наладить оперативное и удобное взаимодействие между участниками проекта, обмен информацией, распределение задач, отслеживание выполнения работ, формирование конечного результата.

Диск Google

Для выполнения этих задач в Сети сейчас существует довольно много приложений. Остановимся на услугах, предоставляемых информационно-поисковой системой Google, в частности на популярном сервисе Google Drive (Диск Google) https://drive.google.com/

Приложение Диск Google — это бесплатный пакет офисных программ, расположенный в сети Интернет. Он предназначен для использования на персональном компьютере и позволяет хранить файлы на сервере (5 Гб дискового пространства), синхронизировать файлы между компьютером и сетевым хранилищем, создавать документы Google и пользоваться другими функциями. Также можно использовать мобильное приложение Диск Google. Использование этого приложения позволяет продолжить работу с нужным документом с любого компьютера, имеющего удалённый доступ, а также обеспечивает совместную работу с одним документом для нескольких пользователей одновременно.

Создание аккаунта в Google

Для того чтобы получить доступ ко всем услугам, предоставляемым Google, следует получить аккаунт — зарегистрироваться на главной веб-странице поисковой системы (http://www.google.ru).

После окончания регистрации необходимо войти на сайт Google с помощью кнопки Войти в верхней части веб-страницы. Для знакомства с сервисами, которые предоставляет Google, необходимо:

• выбрать вкладку Ещё.

• щёлкнить функцию Все сервисы — весь спектр услуг, предоставляемых Google.

Все сервисы (почта, календарь, новости, фотографии, блоги, интерактивные карты и др.) объединены единым интерфейсом и доступны через ссылки как с главной страницы, так и с любой страницы всех дочерних служб.

Для входа в приложение Диск Google необходимо выбрать раздел Для дома и офиса и щёлкнуть по ссылке Документы.

Возможно, после того как откроется заглавная страница Диск Google, весь интерфейс будет на английском языке. Выбрать русский язык очень просто: открыть выпадающий список функций, щёлкнув на маленькую стрелочку возле пиктограммы настройки (колёсика) и в выпадающем меню выбрать функцию Settings (Настройки);

• в выпадающем списке Language (Язык) выбрать Русский;

• щёлкнуть Save (Сохранить).

Для того чтобы создать документ, необходимо щёлкнуть кнопку Создать и выбрать Документ.

Интерфейс Диск Google

Интерфейс (меню, панели инструментов Диск Google) интуитивно понятен, он построен по аналогии со многими распространёнными текстовыми редакторами, в которых умеют работать даже начинающие пользователи, поэтому нет смысла знакомить подробно со всеми инструментами: все кнопки на панели инструментов практически идентичны кнопкам в привычном нам MS Office и OpenOffice.

Онлайн-офис Диск Google имеет также встроенные функции проверки орфографии

и автоматического перевода документа. Проверка орфографии активирована по умолчанию и способ работы с ней аналогичен работе с данной функцией в MS Office. Для запуска функции автоматического перевода документа необходимо сделать следующее:

1) выбрать команду меню Инструменты — Перевести документ;

2) в диалоговом окне Перевод документа следует ввести название переведённого документа, а также выбрать направление перевода.

Естественно, качество перевода, впрочем как и у всех автоматических переводчиков, невысокое, он направлен на общее понимание текста, поэтому для более качественного перевода необходимо либо учить язык, либо обратиться к профессионалу. Что касается сохранения файла, то в данном случае любая информация автоматически сохраняется в виде мгновенной копии. Всегда можно вернуть редактируемый документ к одному из первоначальных состояний с помощью привычной нам кнопки меню, а также посмотреть историю своих действий, выбрав команду меню Файл — Просмотреть историю изменений. Для того чтобы импортировать документ на свой жёсткий диск, необходимо выбрать команду Файл — Скачать как, и выбрать необходимый формат.

Точно также можно работать с табличными документами и презентацией, интерфейс этих приложений очень схож с интерфейсом привычных нам программ.

С помощью табличного редактора Диск Google можно создавать и редактировать таблицы, предоставлять к ним совместный доступ. Это очень полезно, особенно при различного рода экспертизах оценки конкурсных материалов, над которым обычно работает экспертная комиссия, часто состоящая из преподавателей и учащихся, а иногда и родителей.

Вот список некоторых возможностей этого сервиса:

• импорт и преобразование данных в форматах XLS, CSV, TXT и ODS;

• экспорт файлов в форматах XLS, CSV, TXT, ODS, PDF и HTML;

• форматирование и изменение формул для вычисления результатов и представления данных в нужном виде;

• совместная работа и общение в чате с другими пользователями, редактирующими таблицу;

• создание диаграмм и гаджетов;

• встраивание таблиц и отдельных листов в блог или на веб-сайт.

Любой образовательный проект, конкурс или конференция не обходятся без чёткого и краткого иллюстративного материала, сопровождающего доклад — презентации. Также презентации можно использовать в качестве материала к занятию, лекции. Для их подготовки существует специальный продукт Google. Вот некоторые из его возможностей:

• общий доступ к презентациям и их редактирование совместно с друзьями и коллегами;

• импорт и преобразование презентаций в форматах PPT и PPS;

• загрузка презентаций в виде файлов в форматах PDF, PPT и TXT;

• вставка изображений и видео, форматирование слайдов;

• публикация и встраивание презентаций

в веб-сайты для предоставления доступа к ним большому количеству пользователей.

В качестве полезного обучающего ролика по этой теме, приведём «Создание школьного проекта в Google Диск» (http://www.youtube.com/ watch?v=r-TZpA1cpts). Этот ролик выложен на бесплатном видео-сервисе Youtube.

Совместная работа в Диск Google

Одно из преимуществ Диск Google — возможность совместно работать над документом нескольких пользователей, при этом доступ к файлу может осуществляться с любого компьютера, имеющего выход в Интернет. Пользователь Диск Google в зависимости от своей роли может быть либо владельцем документа, либо участником совместной работы. Владелец файла также имеет возможность предоставлять отдельным пользователям право просматривать

документ (с включёнными или отключёнными функциями комментирования). В верхней строке указываются пользователи, имеющие доступ к документу, ниже обозначен владелец документа. Внизу окна есть строка для добавления других пользователей, которым будет предоставлено права просмотра или совместной работы над документом.

Настройки совместного доступа

Для предоставления общего или избирательного доступа к редактируемому файлу необходимо:

• щёлкнуть кнопку Настройка доступа

в правом верхнем углу веб-интерфейса программы;

• в открывшемся диалоговом окне Настройки совместного доступа настроить права доступа к редактируемому документу, выбрав один из предложенных вариантов:

> Общедоступно в Интернете —

любой, нашедший ваш документ через поисковую систему.

> Пользователи, у которых есть ссылка — просмотреть документ, файл или папку смогут только пользователи, которые знают их точный URL-адрес.

> Всем, кому дано разрешение — просмотреть документ смогут вошедшие в службу пользователи (имеющие акка-унт Google) и получившие разрешение.

• Щёлкните кнопку Сохранить.

Параметры доступности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предусмотрено несколько уровней доступа к вашим файлам, папкам и документам Google.

Все создаваемые, синхронизируемые и загружаемые на Google Диск элементы изначально имеют уровень доступа Личный, то есть предоставленный только автору: он является его владельцем.

Соавторы могут иметь один из трёх уровней доступа:

• Читатель (только просмотр).

• Комментатор (можно читать и оставлять комментарии к документам и презентациям Google).

• Редактор (все возможности, кроме удаления файла).

Кому бы ни был предоставлен доступ к информации, автор всегда будет полностью контролировать процесс работы с его информацией, будет видеть, кто и как может использовать его документы, файлы и папки.

Для того чтобы добавить пользователей, надо ввести имена электронной почты, поставить галочку в окошке Оповестить по электронной почте и добавить сообщение, в котором описаны основные задачи, которые предстоит выполнить данным людям.

Работа с документом

Как работают с документом? Практически все когда-то сталкивались с тем, что для того, чтобы отредактировать один документ вместе с другим пользователем, надо отправить его по электронной почте, дождаться ответного письма и так много-много раз, пока документ не будет доведен до совершенства. Благодаря функции совместного доступа в Google Диск работа с удалёнными редакторами документа осуществляется одновременно. Сделанные изменения будут мгновенно отображаться на мониторе другого участника.

Совместная работа над текстами — очень полезное упражнение для формирования как коммуникационных умений, так и медиаобра-зовательных умений вообще — возможность отстаивать свою позицию и принимать чужую, критиковать, оценивать правильность. грамотность предоставления текста, интерпретировать информацию и представлять собственную, грамотно указывать ссылки, соблюдать правила цитирования и многое другое.

В качестве одного из ярких примеров законченной совместной работы над документами в Google можно привести документ, созданный педагогами из разных регионов России — «Методические рекомендации по информационной безопасности в сетевой проектной деятельности». Файл в настоящее время открыт для чтения и комментирования, очень советуем познакомиться с ним:

https://docs.google.com/document/d/1ScTj

ryDJ3xe9io2ZXo-ZadasJPKen5v8K38v-

U-_R7g/edit

Как все уважающие себя приложения, Диск Google имеет справочное руководство на русском языке — http://support. google.com/ drive/?hl=ru При необходимости можно получить консультацию по работе приложения на форуме поддержки — https://productforums.google.com/ forum/#!forum/docs-ru

Итак:

Онлайн-офис Диск Google обеспечивает учащимся работу с текстами докладов и рефератов в любое удобное время и в любом удобном месте. Педагогам, редакторам сетевых образовательных изданий, руководителям и участникам образовательных проектов предоставляются широкие возможности удобного и оперативного сетевого взаимодействия при работе с различными документами. Но это далеко не всё. К примеру, есть решение Googl Apps, с помощью которого можно организовать дистанционное обучение.

Таким образом, сегодня существует множество ценных сетевых инструментов, которые можно использовать для образования, создания и ведения образовательных проектов, формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения, а также для приобретения учащимися социального опыта и навыков поведения в социуме. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.