Научная статья на тему 'Работа классного руководителя с соцсетями'

Работа классного руководителя с соцсетями Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
645
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ГРУППА КЛАССА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якушина Екатерина Викторовна

Статья адресована классным руководителям, педагогам-организаторам. В ней рассматривается использование различных сетевых средств для коммуникации с учениками и их родителями. Как использовать соцсети: как создать и вести группу в социальных сетях, отслеживать активность детей и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of the class teacher with social networks

The article is addressed to class teachers, teachers-organizers. It examines the use of various online technologies for communication with students and their parents. How to use social media: how to create and lead the group in social networks, to monitor the activity of children and parents.

Текст научной работы на тему «Работа классного руководителя с соцсетями»

Работа классного руководителя с соцсетями

Екатерина Викторовна Якушина,

кандидат педагогических наук, проректор Академии инновационного образования и развития, wm45yandex.ru

• сетевые технологии • совместная деятельность в сети • социальная сеть для классного руководителя • группа класса в социальной сети

Сегодня Интернетом пользуется огромное число людей, возникновение и популяризация социальных сетей стёрли возрастные и государственные границы виртуального общения. Так почему же классному руководителю не использовать социальные сети для того, чтобы объединить своих учеников и родителей учеников в виртуальной группе класса?

Практически все пользователи Интернета, если, конечно, они не являются принципиальными противниками социальных сервисов, зарегистрированы хотя бы в одном социальном сообществе. Социальные сообщества на сегодняшний день являются одними из самых интересных сервисов, существующих в Сети. Успешно реализуемая задача социальных сетей - объединение пользователей по общим интересам. Другой задачей является наполнение сети разнообразной информацией. В социальной сети можно не только найти интересующую пользователя книгу, музыку, фильмы, игры и многое другое, обсудить всё это с другими пользователями, но и поделиться продуктами своего собственного творчества. Постоянно развиваясь, соцсети регулярно радуют своих пользователей новыми полезными функциями и приложениями.

Педагогогам в социальных сетях предоставляется множество возможностей - обсуждение актуальных проблем образования, например, внедрение новых ФГОС, представление в сети собственных методических разработок, творческих работ учащихся, а также обмен опытом. Но это для взрослых людей. Существует огромное количество различных мнений, стоит ли вообще лишний раз «втягивать» детей в виртуальное обще-

ние. К примеру, в ходе проведения различных исследований установлено, что подростки проводят в сетях в будние дни в среднем от трёх до пяти часов (75%). В выходные дни — это время достигает пяти-семи часов. Таким образом, они тратят много времени на общение в соцсетях, а пользы от этого совсем немного. Почему бы учителю, классному руководителю не стать тем координатором, который направил бы общение подростков в нужное русло: на обсуждение актуальных тем, на участие в различных сетевых проектах и т.д.

Совсем необязательно пускать своих учеников и их родителей в своё личное информационное пространство, добавляя их в друзья. В реальной жизни они же не являются друзьями. А вот в специально созданную для этого группу - стоит. Причём если у учителя не один класс, а несколько, лучше создавать для каждого класса свою группу. Если учитель хочет совсем обезопасить своё личное информационное пространство, то можно создать специальный дополнительный аккаунт, в котором сразу вместо имени дать название группы.

Что можно делать в группе класса?

Прежде всего, надо добавить в члены группы весь класс. Можно добавить также и родителей учеников, а можно для родителей создать отдельную группу. На «стене» необходимо писать важные сообщения для учеников и родителей. Если вы создаёте группу, не ленитесь вести её и модериро-вать, снижение вашей активности может повлиять на популярность группы среди учеников и родителей. Вы можете загружать фото из класса, с экскурсии, с важных

Штт.......у.......тшм

событий в школе и классе, творческих и спортивных мероприятий, давать право вашим ученикам и родителям также загружать фотографии.

Но, публикуя фотографии, следует помнить следующее. Правила обнародования и использования фотографии установлены ст. 152.1 ГК РФ. Без согласия лица, изображённого на ней, фотография может быть использована при наличии следующих оснований:

• изображение используется в государственных или общественных интересах;

• изображение было сделано в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

• гражданин позировал за плату.

В остальных случаях, если изображение гражданина распространено в сети Интернет без его согласия, он вправе требовать компенсации морального вреда и удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения (п. 3 ст. 152.1 ГК РФ).

Помните, что контроль за распространением информации в Интернете, и в частности в социальных сетях, с каждым годом становится строже. Бывает и такое, что к ответственности привлекаются не только авторы экстремистских постов, но и те, кто сохраняет эти материалы на своей странице (делает репост). Важно знать, что уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность для граждан может наступить не только за размещение экстремистских материалов, но и за оскорбление чувств верующих, клевету, распространение порнографии и пиратского контента, оскорбление, публикацию чужих изображений и т.д.

Поэтому лучше настроить публикацию сообщений в вашей группе так, чтобы сначала иметь возможность предварительно просмотреть, а потом одобрить или не одобрить их публикацию.

В каких же социальных сетях лучше создавать группы? Люди старшего поколения чаще всего общаются в социальной сети Одноклассники (http://ok.ru/). Для профессио-

нального общения лучше всего подойдет сеть Facebook (http://www.facebook.com/). Проверено, что множество родителей имеют аккаунты в mail.ru, поэтому можно выбрать сеть Мой мир@Mail.Ru (http://www. my.mail.ru). Дети в большинстве своём выбирают социальную сеть в Контакте (http:// vk.com).

Полезно иметь аккаунты во всех вышеперечисленных социальных сетях, а в своём классе попросить заполнить небольшую анкету как детей, так и родителей, какую социальную сеть они предпочитают. И, исходя из этого, сделать вывод - где вы будете создавать виртуальное сообщество своего класса.

Алгоритм создания аккаунта достаточно прост. На самом деле, в какой бы соцсети вы не создавали свои аккаунты, запомните важное правило - внимательно читайте то, что написано на экране вашего компьютера, при создании аккаунта вам будут давать различного рода подсказки.

Facebook http://www.facebook.com/

Facebook — социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете, в том числе Эдуар-до Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.

Первоначально веб-сайт был назван thefacebook.com (позже изменён на современный вариант facebook) и открыт только для студентов Гарвардского университета, затем доступ был расширен для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес с доменом .edu. Начиная с сентября 2006 года сайт был открыт для всех пользователей в возрасте от 13 лет, имеющих электронную почту.

В России Facebook (русскоязычная версия работает с 20 июня 2008 года) пока является третьей по численности пользователей социальной сетью, и при этом обладает более качественной целевой аудиторией, чем другие популярные социальные сети. Более половины пользователей этой сети относятся к возрастной категории от 25 до 44 лет.

Щёлкнув ссылку Зарегистрироваться на Facebook, пользователь должен заполнить необходимые поля (рис. 1).

Рис. 1. Регистрация в сети Facebook (Ш1)

Кстати, обратите внимание, тут вы можете сразу создать страницу (ссылка внизу, под кнопкой Регистрация).

После нажатия на кнопку Регистрация вам на электронный адрес придёт подтверждение о регистрации.

После входа в свой аккаунт вы можете заполнить анкету, то есть настроить свой профайл. При заполнении профайла в социальных сетях предлагают множество вопросов, обязательных для заполнения или необязательных. Пользователь сам должен решить, какую информацию о себе он намерен предоставить в открытый доступ.

Также пользователю самому решать, насколько корректна будет эта информация. Никто, кроме самого участника сети, не несёт ответственность за использование его персональных данных. Конечно, в социальных сетях не просят предъявить паспорт или другие документы, но тем не менее кажущаяся анонимность обманчива, тех пользователей, которые регистрируются с неблаговидными намерениями, всё равно можно вычислить, к примеру, по 1Р-адресу компьютера. Корректная информация позволяет проще найти друзей и знакомых, а также быть узнанным среди коллег или одноклассников.

Facebook предлагает участнику заполнить несколько позиций, среди которых общая информация, фотография профиля, близкие люди, образование и работа, философия, искусство и развлечения, спорт, увлечения и интересы, контактная информация. Очень важным моментом является то, что

пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной на профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части. То есть предоставляется возможность перейти на страницу настройки конфиденциальности, чтобы установить, кто может видеть ту или иную информацию в его профиле.

Facebook предлагает поиск друзей по контакт-листам, имеющимся у каждого пользователя сети - адресные книги аккаунтов электронной почты и служб мгновенных сообщений. Система автоматически проверяет списки контактов и отправляет запрос на дружбу тем людям, которые уже зарегистрированы в сети. Также есть возможность добавлять друзей, просматривая списки с возможными знакомыми. Пользователи могут взаимодействовать между собой с помощью множества функций — «стена», на которой друзья пользователя могут оставлять сообщения, создавать и показывать другим фотоальбомы, загружать видео, давать ссылки на ресурсы, писать приватные сообщения, приглашать на мероприятия и многое другое. Интерфейс пользователя настолько прост и дружелюбен, что разобраться в работе с данным сервисом не составит труда даже у начинающего.

Кстати, имея регистрацию в сети Facebook, вы можете заходить с ней в другие социальные сети.

Для того чтобы создать группу, необходимо перейти в панель управления группами (слева вкладка Группы) и щёлкнуть Создать группу (рис. 2).

Вы должны ввести название группы, описание, добавить несколько человек. В принципе и потом вы сможете пополнять список членов группы.

Группа может быть закрытой, общедоступной и секретной. Это вы должны решить сами. Но поскольку вы создаёте группу для своего класса, общедоступной её лучше не делать.

Загрузите фото или рисунок, который будет являться логотипом вашего сообщества. Запомните, имиджевое решение также очень важно для приобретения популярности вашего сообщества.

(]4-:Pf4f.......У.......MTMfl

Рис. 2. Создание группы в сети Facebook (fb-gr1)

В качестве примера мы создали группу «Безопасность» https://www.facebook.com/ groups/ 117421442020858/, так как это направление очень актуально на сегодняшний день (рис. 3).

Вот что получилось после того, как мы нарисовали логотип, сделали заставку, добавили друзей и актуальную информацию (рис. 4).

Мой мир@Mail.Ru http://www.my.mail.ru

Мой мир@МаИРи - русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порта-

Рис. 4. Готовая группа в сети Facebook (Ш^гё)

лах Mail.Ru. Он объединяет в себе блого-сервис, социальную сеть с удобным поиском людей по самым разным критериям, хостинг файлов (Облако Mail.ru).

Задача проекта Мой мир, как и других социальных сетей, - помощь в поиске коллег, одноклассников, знакомых, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции и говорить о тайных желаниях, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку. Также в Моём мире есть лента событий, позволяющая узнать, что делают ваши друзья.

Педагогу Мой мир поможет не только найти коллег и знакомых и установить с ними связь, но и представить своё образовательное учреждение, размещать интересную информацию, объединить родителей и детей в единую виртуальную группу класса.

Рис. 3. Оформление группы в сети Facebook (fb-gr2)

Рис. 5. Регистрация в сети Мой мир@mail.ru (mm1)

Социальная сеть Мой мир@mail.ru начала свою работу 17 мая 2007 г. Этот проект соединил в одном месте информацию о пользователе и весь его контент, созданный на других порталах Mail.ru.

Первоначально на странице отражались последние записи блога, фотоальбомы, видеоальбомы, действия пользователя на проекте Ответы@mail.ru и гостевая книга. 11 декабря 2007 г. была открыта WAP-версия. Это уменьшенная версия оригинального сайта с минимальным функционалом, таким как просмотр списка друзей, отправка сообщений, просмотр новых действий друзей. К этому моменту на Мой мир@mail.ru существует уже несколько миллионов «миров».

Регистрация на сайте Мой мир очень проста. Надо завести бесплатную почту от Mail. ru, профиль на Моём Мире создаётся автоматически вместе с созданием нового почтового ящика (рис. 5). В этом случае вам следует заполнить небольшую анкету, обязательными пунктами которой являются имя и фамилия. Также в анкете можно указать возраст, пол, место проживания, учёбы, работы. Анкета довольно подробная, но любой из её блоков можно скрыть. Есть возможность поменять порядок размещения информационных блоков. К анкете можно добавить фотографии. Пользователи сети смогут поставить им свою оценку (как и в других социальных сетях).

Для того чтобы добавить друзей, необходимо щёлкнуть ссылку «добавить друзей»

Рис. 6. Открой свой мир на mail.ru (mm2)

подразделе Друзья. Вы получите возможность разослать приглашения для пользователей.

Поиск внутри сети осуществляется по самым разным критериям. Среди них - регионы проживания, семейное положение, религиозные и политические взгляды и даже внешние данные. Есть возможность найти одноклассников и однокурсников, воспользовавшись поиском по учебным заведениям. Можно найти коллег, используя поиск по организациям или по роду деятельности.

В сети можно вести собственный блог, читать и комментировать записи в блогах других людей. Настройки позволяют дать своему блогу уникальное название и определить уровни доступа к записям в нём. Можно воспользоваться функцией создания собственного оформления блога. Имеется выбор готовых шаблонов оформления. К добавленным в блог записям можно ставить метки, которые редактируются в специальном разделе. Если вам понравилась запись в чьём-то блоге, её легко занести в Избранное, на вашей персональной странице.

Очень удобная функция - бесплатный Фай-лообменник с возможностью загрузки файлов размером до одного гигабайта. Он поможет вам переслать вашим ученикам, коллегам или просто друзьям «тяжёлые» файлы (рис. 7). Очень большие объекты не проходят по электронной почте, и их передача другим способом может стать настоящей проблемой.

Сеть предоставляет своим пользователям Видеохостинг, на котором можно бесплатно разместить свои видеозаписи. Осуществляется поиск по названию видео и ключевым словам.

Как и любая другая сеть, Мой мир содержит огромный каталог сообществ. Вы мо-

в

Рис. 7. Облако Mail.ru (ттЗ)

жете не только присоединиться к уже имеющемуся сообществу, но создать своё и пригласить в него друзей. Создать сообщество очень просто — достаточно щёлкнуть на соответствующую ссылку слева Группы -затем Создать группу и заполнить несложную анкету (рис. 8).

При заполнении анкеты внимательно читайте подсказки, расположенные под блоками для заполнения. Не забудьте про логотип и оформление сообщества.

Рис. 9. Регистрация в сети ВКонтакте ^к1)

Логином для доступа будет являться номер вашего мобильного телефона или ваш адрес электронной почты.

Потом вы сможете расширить свой профиль, публикуя те данные, которые вы счи-

Рис. 8. Создание сообщества на Mail.ru (mm4)

Как и в других социальных сетях, вы можете создать не одно, а несколько сообществ. Пригласите в созданное сообщество ваших учеников, родителей, если вы создаёте сообщество класса, или любых других людей, которым интересна тема вашего сообщества (для этого можно воспользоваться предложенной формой поиска).

ВКонтакте http://vk.com/

Регистрация в сообществе совсем простая, вы вводите своё имя, фамилию и день рождения (рис. 9, 10).

Рис. 10. Регистрация в сети ВКонтакте (vk2)

таете нужными опубликовать для открытого доступа.

Добавить группы в данной социальной сети также очень просто. На странице http://vk. com/groups надо написать название, ввести описание, выбрать из выпадающего списка тематику группы (рис. 11). Также нужно загрузить логотип группы.

Вот, в качестве примера, созданная группа вКонтакте по теме «Безопасность»

Рис. 11. Добавление группы в сети ВКонтакте (vk3)

Рис. 12. Готовая группа в сети ВКонтакте (vk4)

http://vk.com/bezoposnost_vo_vsem (рис. 12).

Google https://www.google.ru/

Очень полезно иметь аккаунт в Google, так как он, помимо функции создания сетевых сообществ, предоставляет много других полезных сервисов. Например, сервис Google Drive (Диск Google) https:// drive.google.com/, который является бесплатным пакетом офисных программ, расположенный в сети Интернет. Он предназначен для использования на персональном компьютере и позволяет хранить файлы на сервере, синхронизировать их между компьютером и сетевым хранилищем, создавать документы Google и пользоваться другими функциями. Также можно использовать мобильное приложение Диск Google. Использование данного приложения позволяет продолжить работу с нужным документом с любого компьютера и мобильного устройства, имеющего удалён-

ный доступ, а также обеспечивает совместную работу с одним документом для нескольких пользователей одновременно.

Регистрация в Google также проста. Щёлкните ссылку Создать аккаунт на сайте google.ru (рис. 13). Этот аккаунт будет работать во всех сервисах Google, что тоже немаловажно.

Рис. 13. Регистрация в Google (g1)

Придумайте логин, который ещё не занят, правильно введите код подтверждения и не забудьте поставить галочку, согласившись с правилами системы. Подтвердите аккаунт с помощью мобильного телефона. Его нужно ввести, потом получить смс-сообщение с кодом и вписать в нужном окне.

Сообщества по интересам в Google располагаются на страницах Google+ https://plus. google.com Пользователи могут присоединиться к сообществу и публиковать в нём записи в зависимости от настроенных разрешений. Открытое сообщество видно всем, в закрытом записи видны только участникам, а для вступления требуется приглашение. Можно настроить так, чтобы пользователи могли сами отправлять запрос на вступление в сообщество. Естественно, для вашего класса лучше всего делать закрытое сообщество.

Для того чтобы создать сообщество, необходимо в меню навигации щёлкнуть Сообщества, выбрать пункт меню Мои, щёлкнуть Создать сообщество. Ввести название и задать настройки доступности для сообщества и щелкнуть Готово (рис. 14).

flliniPMUr.......У.......ПР-'ЫТИИГ

Рис. 14. Создание сообщества в Google+ (g2)

Вы можете загрузить логотип сообщества, щёлкнув настройки — три вертикальные точки слева от картинки сообщества. Чтобы добавить запись, необходимо кликнуть по значку с изображением карандаша в правом нижнем углу страницы. В сообщество можно добавить категории, ссылки, описание и данные о местоположении. Можно изменить обложку и название созданного сообщества и применить другие настройки.

Как мы уже говорили раньше, видео можно выкладывать, как в любой из выбранных вами социальной сети. Но, если вы имеете аккаунт в Google, то лучше всего создать специальный канал на сайте YouTube http:// www.youtube.com (рис. 15).

Рис. 15. Оформление канала на YouTube (youtube-1)

Войдите на сайт http://www.youtube.com с логином и паролем, который вы получили при регистрации в Google. Вы увидите сервис, которой предоставляет возможность просмотра видео и подписки на множество тематических каналов от различных пользователей.

Чтобы войти в свой канал, вам нужно в правой части сайта перейти по ссылке Мой канал.

Здесь можно менять его оформление, загружать видео и проводить другие настройки.

Оформление канала лучше всего начать с настройки шапки. Для этого надо загрузить картинку размером 2560x1440. Большие размеры картинки нужны, чтобы канал на Youtube хорошо смотрелся на всех устройствах: мониторах, телевизорах, планшетах или мобильных телефонах.

В качестве примера мы создали на You Tube канал «Безопасность» (рис. 16). Он только что создан, впоследствии там появятся видеоролики, посвящённые данной теме https://www.youtube.com/channel/ UCEZgx4_RCKiHGq3uoaHn63Q.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 16. Канал «Безопасность» на YouTube (youtube-2)

Уев'1

EX]

>ЕЗ

ТЬ

Безопасность во всём

Добавьте на канале ссылку на свой сайт или сайты. Также при желании, можно добавить и ссылки на ваши группы и сообщества в других соцсетях, особенно если они совпадают по темам.

Если вы хотите создать несколько каналов Youtube в одном аккаунте, то в правом верхнем углу страницы кликнете по своей фотографии или логотипу, который вы загрузили при создании аккаунта или канала. Чтобы перейти в настройки своего канала, нужно щёлкнуть по значку с изображением шестерёнки. В самом низу загрузившейся страницы надо кликнуть по ссылке Показать все каналы или создать новый. На следующей странице надо щёлкнуть на прямоугольник с плюсом, чтобы создать новый канал. Введите название нового канала и выберите категорию. Не забудьте поставить галочку Я принимаю условия использования + страниц и нажмите кнопку Готово.

Чтобы зрителям было проще находить ваш канал, вы можете выбрать простой и запо-

минающийся URL. Обычно такие URL создаются на основе имени пользователя, названия аккаунта или, например, адреса связанного сайта. Создать уникальный URL возможно лишь в том случае, если:

• на ваш канал подписаны не менее 100 зрителей;

• он был создан не менее 30 дней назад;

• он связан с вашим сайтом и вы подтвердили права на него;

• в качестве значка канала используется фотография;

• на странице канала настроено оформление.

Если эти требования соблюдены, то в настройках вашего канала появится оповещение. Оно же может появиться и на панели управления в Творческой студии.

И ещё один совет - все социальные сети имеют систему помощи. Если вам что-то непонятно, обращайтесь за справкой непосредственно в службу вопросов и ответов выбранной вами социальной сети — и у вас всё получится.

Удачи в создании тематических сетевых сообществ и сообществ, объединяющих вас и ваших учеников, а также их родителей! □

ЛИТЕРАТУРА

1. Клипова Н.А. Использование GOOGLE DRIVE при изучении русского языка и литературы. [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет-образования. URL: http://vio.uchim. info/Vio_116/cd_site/articles/art_1_9.htm (дата обращения: 26.07.2016).

2. Югова Н.Л., Трефилова АЮ. Социальные сети как инструмент психолого-педагогической деятельности классного руководителя с подростками // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2014. № 8 (43).

3. Якушина Е.В. В сетевых сервисах формируются коммуникативных универсальные учебные действия // Народное образование. 2013. № 7. С. 176-182.

4. Что нельзя публиковать в соцсетях? // По материалам юридической консультации онлайн. URL: https://nian.9111.ru/topic. php?topic=217727 (дата обращения: 26.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.