Научная статья на тему 'Работа классного руководителя с социальными сетями'

Работа классного руководителя с социальными сетями Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якушина Екатерина Александровна

Рекомендации классным руководителям и педагогам-организаторам. Как использовать сетевые средства для коммуникации. Сетевая коммуникация с учениками и их родителями. Как использовать социальные сети. Создание и ведение группы в социальных сетях. Отслеживание активности детей и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа классного руководителя с социальными сетями»

ШКОЛА и воспитание

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ с социальными сетями

Екатерина Александровна Якушина,

проректор по информационной политике и развитию Академии инновационного образования и развития, кандидат педагогических наук

Сегодня Интернетом пользуется огромное количество людей, возникновение и популяризация социальных сетей стерли возрастные и государственные границы виртуального общения. Так почему же классному руководителю не использовать социальные сети для того, чтобы объединить учеников и родителей учеников в виртуальной группе класса?

• сетевые технологии • совместная деятельность в сети • социальная сеть для классного руководителя • группа класса в социальной сети

п

рактически все пользователи Интернета, если, конечно, кто-то из них не является принципиальным противником социальных сервисов, зарегистрированы хотя бы в одном социальном сообществе. Социальные сообщества на сегодняшний день выступают одним из самых интересных сервисов, существующих в Сети. Одна из успешно реализуемых задач социальных

сетей — объединение пользователей по общим интересам. Другая задача — наполнение Сети разнообразной информацией. В социальной сети можно не только найти интересующие пользователя книгу, музыку, фильм, игру и многое другое, обсудить всё это с другими пользователями этой сети, но и поделиться продуктами собственного

творчества. Постоянно развиваясь, они регулярно радуют пользователей новыми полезными функциями и приложениями.

Для педагогов в социальных сетях предоставляется множество возможностей — обсуждение актуальных проблем образования, например внедрение новых ФГОС, представление в сети собственных методических разработок, творческих работ учащихся, а также обмен опытом. Но это для взрослых людей. Существует огромное количество различных мнений, стоит ли вообще лишний раз втягивать детей в виртуальное общение. К примеру, в ходе проведения различных исследований установлено, что подростки проводят в Сети в будние дни в среднем от трёх до пяти часов (75%). В выходные дни это время достигает пяти-семи часов. Таким образом, они тратят много времени на общение в соцсетях, а пользы от этого совсем немного. Почему бы учителю, классному руководителю не стать тем координатором, который направил бы общение подростков в нужное русло: на обсуждение актуальных тем, на участие в различных сетевых проектах?

Совсем необязательно пускать учеников и их родителей в личное информационное пространство, добавляя их в друзья. В реальной жизни они же не являются друзьями. А вот в специально созданную для этого группу — стоит. Причём если у учителя не один класс, а несколько, лучше создавать для каждого класса группу. Если учитель хочет совсем обезопасить личное информационное пространство — то можно создать специальный дополнительный аккаунт, озаглавив его не именем, а названием группы.

Что можно делать в группе класса?

Прежде всего, надо добавить в члены группы весь класс. Можно добавить также и родителей учеников, а можно для родителей создать отдельную группу. На «стене» необходимо писать важные сообщения для учеников и родителей. Причём если вы создаёте группу, не ленитесь вести её и моде-

рировать, снижение вашей активности может повлиять на популярность группы среди учеников и родителей. Вы можете загружать фото из класса, с экскурсий, с важными событиями в школе и классе, к тому же фотографии с экскурсий, творческих и спортивных мероприятий имеют право загружать и родители, и ученики также загружать фотографии.

Но, публикуя фотографии, следует помнить следующее. Правила обнародования и использования фотографии установлены ст. 152.1 ГК РФ. Без согласия лица, изображённого на ней, фотография может быть использована при наличии следующих оснований:

• изображение используется в государственных или общественных интересах;

• изображение было сделано в местах, открытых для свободного посещения, или

на публичных мероприятиях за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

• гражданин позировал за плату.

В остальных случаях, если изображение гражданина распространено в сети Интернет без его согласия, он вправе требовать компенсации морального вреда и удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения (п. 3 ст. 152.1 ГК РФ).

Помните, что контроль за распространением информации в Интернете и в частности в социальных сетях, с каждым годом становится строже. Бывает и такое, что к ответственности привлекаются не только авторы экстремистских постов, но и те, кто сохраняет эти материалы на своей странице (делает ре-пост). Важно знать, что уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность для граждан может наступить не только за размещение экстремистских материалов, но и за оскорбление чувств верующих, клевету, распространение порнографии и пиратского контента, оскорбление, публикацию чужих изображений.

Поэтому лучше настроить публикацию сообщений в вашей группе так, чтобы сначала иметь возможность предварительно просмотреть, а потом одобрить или не одобрить их публикацию.

В каких же социальных сетях лучше создавать группы? Люди старшего поколения чаще всего общаются в социальной сети Одноклассники (http://ok.ru/). Для профессионального общения лучше всего подойдёт сеть Facebook (http://www.facebook.com/). Проверено, что множество родителей имеют аккаун-ты в mail.ru, поэтому можно выбрать сеть Мой мир@МаИ.Ки (http://www.my.mail.ru). Дети в большинстве своём выбирают социальную сеть ВКонтакте (http://vk.com).

Полезно иметь аккаунты во всех вышеперечисленных социальных сетях, а в своём классе попросить заполнить небольшую анкету как детей, так и родителей, какую социальную сеть они предпочитают. И, исходя из этого, сделать вывод — где вы будете создавать виртуальное сообщество своего класса.

Алгоритм создания аккаунта достаточно прост. Объективно, в какой бы соцсети вы не создавали бы свои аккаунты, запомните важное правило — внимательно читайте то, что написано на экране вашего компьютера, при созда-

нии аккаунта вам будут давать различного рода подсказки.

РасеЬоок http://www.facebook.com/

Facebook — социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете, в том числе Эдуардо Саверином, Дас-тином Московицем и Крисом Хьюзом.

Первоначально веб-сайт был назван facebook.com (позже изменён на современный вариант facebook) и открыт только для студентов Гарвардского Университета, затем доступ был расширен для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес с доменом^^ Начиная с сентября 2006 года сайт был открыт для всех пользователей в возрасте от 13 лет, имеющих электронную почту.

В России РасеЬоок (русскоязычная версия работает с 20 июня 2008 года) пока является третьей по численности пользователей социальной сетью, и при

Рис. 1. Регистрация в сети Facebook (fbl)

этом обладает более качественной целевой аудиторией, чем другие популярные социальные сети. Более половины пользователей этой сети относятся к возрастной категории от 25 до 44 лет.

Щёлкнув ссылку Зарегистрироваться на РасеЬоок, пользователь должен заполнить необходимые поля.

Кстати, обратите внимание, тут вы можете сразу создать страницу (ссылка внизу, под кнопкой Регистрация).

После нажатия на кнопку Регистрация вам на электронный адрес придёт подтверждение о регистрации.

После входа в свой аккаунт вы можете заполнить анкету, то есть настроить свой профайл. При заполнении профайла в социальных сетях предлагают множество вопросов,

Рис. 2. Создание группы в сети РасеЬоок (№^г1)

обязательных для заполнения или не обязательных. Пользователь сам должен решить, какую информацию о себе он намерен предоставить в открытый доступ.

Также пользователю самому решать, насколько корректна будет эта информация. Никто, кроме самого участника сети, не несёт ответственность за использование его персональных данных. Конечно, в социальных сетях не просят предъявить паспорт или другие документы, но, тем не менее, кажущаяся анонимность обманчива, тех пользователей, которые регистрируются с неблаговидными намерениями всё равно можно вычислить, к примеру, по Ш-адресу компьютера. Корректная информация позволяет проще найти друзей и знакомых, а также быть узнанным среди коллег или одноклассников.

РасеЬоок предлагает пользователю заполнить несколько позиций, среди которых общая информация, фотография профиля, близкие люди, образование и работа, философия, искусство и развлечения, спорт, увлечения и интересы, контактная информация. Очень важным моментом является то, что пользователь может контролировать уровень доступа к информации, опубликованной на профиле, и определять, кто имеет доступ к той или иной части. То есть пользователю предоставляется возможность перейти на страницу настройки конфиденциальности, чтобы установить, кто может видеть ту или иную информацию в его профиле.

РасеЬоок предлагает поиск друзей по контакт-листам, имеющимся у каждого пользователя сети, — адресные книги аккаун-тов электронной почты и служб мгновенных сообщений. Система автоматически проверяет списки контактов и отправляет запрос на дружбу тем людям, которые уже зарегистрированы в сети. Также есть возможность добавлять друзей, просматривая списки с возможными знакомыми. Пользователи могут взаимодействовать между собой с помощью множества функций — «стена», на которой друзья пользователя

Рис. 3. Оформление группы в сети РасеЬоок (№^г2)

могут оставлять сообщения, создавать и показывать другим фотоальбомы, загружать видео, давать ссылки на ресурсы, писать приватные сообщения, приглашать на мероприятия и многое другое. Интерфейс пользователя настолько прост и дружелюбен, что разобраться в работе с данным сервисом не составит труда даже начинающему пользователю.

Кстати, имея регистрацию в сети РасеЬоок, вы можете заходить с ней в другие социальные сети.

Для того чтобы создать группу, необходимо перейти в панель управления группами (слева вкладка Группы) и щёлкнуть Создать группу.

Вы должны ввести название группы, описание, добавить несколько человек. В принципе и потом вы сможете пополнять список членов группы.

Ваша группа может быть закрытой, общедоступной и секретной. Это вы должны решить сами. Но поскольку вы создаёте группу для своего класса, общедоступной её лучше не делать.

Загрузите фото или рисунок, который будет являться логотипом вашего сообщества. Запомните, имиджевое решение также очень важно для приобретения популярность вашего сообщества.

В качестве примера мы создали группу «Безопасность» https://www.facebook.com/ groups/ 117421442020858/, так как это направление очень актуально на сегодняшний день. Вот что получилось после того, как мы нарисовали логотип, сделали заставку, добавили друзей и актуальную информацию.

Рис. 4. Готовая группа в сети Facebook (fb-gr3)

Мой [email protected] http://www.my.mail.ru

Мой мир@Mail.Ru — русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.Ru. Он объединяет в себе блогосервис, социальную сеть с удобным поиском людей по самым разным критериям, хостинг файлов (Облако Mail.ru).

Задача проекта Мой мнр, как и других социальных сетей, — помощь в поиске коллег, одноклассников, знакомых, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции и говорить о тайных желаниях, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку. А также в Моем мире есть лента событий, позволяющая узнать, что делают ваши друзья.

Педагогу Мой мнр поможет не только найти коллег и знакомых и установить с ними связь, но и представить своё образовательное учреждение, размещать интересную информа-

цию, объединить родителей и детей в единую виртуальную группу класса.

Социальная сеть Мой [email protected] начала свою работу 17 мая 2007 г. Этот проект соединил в одном месте информацию о пользователе и весь его контент, созданный на других порталах Mail.ru.

Первоначально на странице отражались последние записи блога, фотоальбомы, видеоальбомы, действия пользователя на проекте Oтвeты@mail.ru и гостевая книга. 11 декабря 2007 г. была открыта WAP-версия. Это уменьшенная версия оригинального сайта с минимальным функционалом, таким как просмотр списка друзей, отправка сообщений, просмотр новых действий друзей. К этому моменту на Мой [email protected] существовало уже несколько миллионов «миров».

Регистрация на сайте Мой мнр очень проста. Надо завести бесплатную почту от Mail.ru — профиль на Моем мнре создаётся автоматически вместе с созданием нового почтового ящика.

Рнс. 5. Регнстрацня в сетн Мой мн[email protected] (111111!)

Eсли у вас уже есть почта на Mail.ru, то это значительно упрощает процесс присоединения к социальной сети: при вводе логина и пароля почтового ящика портал пригласит вас «открыть свой мир».

Рис. 6. Открой свой мир на mail.ru (тт2)

В этом случае вам следует заполнить небольшую анкету, обязательными пунктами которой являются имя и фамилия. Также в анкете можно указать возраст, пол, место проживания, учёбы, работы. Анкета довольно подробная, но любой из её блоков можно скрыть. Есть возможность поменять порядок размещения информационных блоков. К анкете можно добавить ваши фотографии. Пользователи сети смогут поставить им свою оценку (как в и в других социальных сетях).

Для того чтобы добавить друзей, необходимо щёлкнуть ссылку добавить друзей в подразделе Друзья. Вы получите возможность разослать приглашения для пользователей.

Поиск внутри сети осуществляется по самым разным критериям. Среди них — регионы проживания, семейное положение, религиозные и политические взгляды и даже внешние данные. Есть возможность найти одноклассников и однокурсников, воспользовавшись поиском по учебным заведениям. Можно найти коллег, используя поиск по организациям или по роду деятельности.

В сети можно вести собственный блог, читать и комментировать записи в бло-гах других людей. Настройки позволяют дать своему блогу уникальное название и определить уровни доступа к записям в нём. Можно воспользоваться функцией создания собственного оформления блога. Имеется выбор готовых шаблонов оформления. К добавленным в блог записям можно ставить метки, которые редактируются в специальном разделе. Если вам понравилась запись в чьём-то блоге, её легко занести в Избранное, на вашей персональной странице.

Очень удобная функция — бесплатный Файлообменник с возможностью загрузки файлов размером до одного гигабайта.

Рис. 7. Облако Mail.ru (тт3)

МОЙ МИР@ГТ1СН1.Ги 1щ2 Ш ♦ »

Рис. 8. Создание сообщества на Mail.ru (шш4)

Он поможет вам переслать вашим ученикам, коллегам или просто друзьям «тяжёлые» файлы, поскольку большие объекты не проходят по электронной почте, и их передача другим способом может стать настоящей проблемой.

Сеть предоставляет своим пользователям Видеохостинг, на котором можно бесплатно разместить свои видеозаписи. Осуществляется поиск по названию видео и ключевым словам.

Как и любая другая сеть, Мой мир содержит огромный каталог сообществ. Вы можете не только присоединиться к уже имеющемуся сообществу, но создать своё и пригласить в него друзей. Создать сообщество очень просто, достаточно щёлкнуть на соответствующую ссылку слева Группы — затем Создать группу и заполнить несложную анкету.

При заполнении анкеты внимательно читайте подсказки, расположенные под блоками для заполнения. Не забудьте про логотип и оформление сообщества.

Как и в других социальных сетях, вы можете создать не одно, а несколько сообществ. Пригласите в созданное сообщество ваших учеников, родителей, если вы создаёте сообщество класса, или любых других людей, которым интересна тема вашего сообщества (для этого можно воспользоваться предложенной формой поиска).

ВКонтакте http://vk.com/

Регистрация в сообществе совсем простая, вы вводите своё имя, фамилию и день рождения.

Рисунок 9. Регистрация в сети ВКон-такте ^И)

Логином для доступа будет являться номер вашего мобильного телефона или ваш адрес электронной почты.

Потом вы сможете расширить свой профиль, публикуя те данные, которые вы хотите опубликовать в открытом доступе.

Рис. 10a. Регистрация в сети ВКонтакте (vk2)

Рис. 10b. Добавление группы в сети ВКонтакте (vk3)

Добавить группы в данной социальной сети также очень просто. На странице http://vk.com/ groups надо написать название, ввести описание, выбирать из выпадающего списка тематику группы.

Также нужно загрузить логотип группы. Вот в качестве примера созданная группа ВКонтакте по теме «Безопасность» http: / / vk.com / bezoposnost_

vo vsem

Рис. 11. Готовая группа в сети ВКонтакте (vk4)

Google https://www.google.ru/

Очень полезно иметь аккаунт в Google, так как он, помимо функции создания сетевых сообществ, предоставляет много других полезных сервисов. Например, сервис Google Drive (Диск Google) https://drive.google.com/, который является бесплатным пакетом офисных программ, расположенных в сети Интернет. Он предназначен для использования на персональном компьютере и позволяет хранить файлы на сервере, синхронизировать их между компьютером и сетевым хранилищем, создавать документы Google и пользоваться другими функциями. Также можно использовать мобильное приложение Диск Google. Использование данного приложения позволяет продолжить работу с нужным документом с любого компьютера и мобильного устройства, имеющего удалённый доступ, а также обеспечивает совместную работу

с одним документом для нескольких пользователей одновременно.

Регистрация в Google также проста. Щёлкните ссылку Создать аккаунт на сайте google.ru. Этот аккаунт будет работать во всех сервисах Google, что тоже немаловажно.

Придумайте логин, который ещё не занят, правильно введите код подтверждения и не забудьте поставить галочку, согласившись с правилами системы. Подтвердите аккаунт с помощью мобильного телефона. Его нужно ввести, потом получить СМС-сообщение с кодом и вписать его в нужном окне.

Сообщества по интересам в Google располагаются на страницах Google+ https://plus.google.com. Пользователи

Рис. 12. Регистрация в Google (gl)

= Google + Сообщества Q. поиск

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОДПИСКИ МОИ

^ Лента

•ф* Подборки

(¿) Сообщества

^^ Профиль « Люди

Ф Настройки

ЩЭ Отпра!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Cnpai

Все сообщества

вить отзыв

;/ ч м

е Новое сооб Новое сообщество

Название сообщества

Открытое

Видно всем

Отправить запрос Пользователи должны будут отправить запрос на вступление в сообщество

Подробнее о настройках доступа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Рис. 13. Создание сообщества в Google+ (g2)

могут присоединиться к сообществу и публиковать в нём записи в зависимости от настроенных разрешений. Открытое сообщество видно всем, в закрытом — записи видны только участникам, а для вступления требуется приглашение. Можно настроить так, чтобы пользователи могли сами отправлять запрос на вступление в сообщество. Естественно, для вашего класса лучше всего делать закрытое сообщество.

Для того чтобы создать сообщество, необходимо в меню навигации щёлкнуть Сообщества, выбрать пункт меню Мои, щёлкнуть Создать сообщество. Ввести название и задать настройки доступности для сообщества и щёлкнуть Готово.

Вы можете загрузить логотип сообщества, щёлкнув «настройки» — три вертикальные точки слева от картинки сообщества. Чтобы добавить запись, необходимо щёлкнуть по значку с изображением карандаша в правом нижнем углу страницы. В сообщество можно добавить категории, ссылки, описание и данные о местоположении. Можно изменить об-

ложку и название созданного сообщества и применить другие настройки.

Как мы уже говорили раньше, видео вы можете выкладывать в любой из выбранных вами социально сетей. Но если вы имеете аккаунт в Google, то лучше всего создать специальный канал на сайте YouTube http://www.youtube.com.

Войдите на сайт http://www.youtube.com с логином и паролем, который вы получили при регистрации в Google. Вы увидите сервис, которой предоставляет возможность просмотра видео и подписки на множество тематических каналов от различных пользователей.

Чтобы войти в свой канал, вам нужно в правой части сайта перейти по ссылке Мой канал. Здесь вы сможете менять его оформление, загружать видео и проводить другие настройки.

Оформление канала лучше всего начать с настройки шапки. Для этого надо

Рис. 14. Оформление канала на YouTube (youtube-1)

загрузить картинку разрешением 2560x1440. Большие размеры картинки нужны чтобы канал на Youtube хорошо смотрелся всех устройствах: мониторах, телевизорах, планшетах или мобильных телефонах.

В качестве примера мы создали на You Tube канал «Безопасность». Он только что создан, впоследствии там появятся видеоро-

лики, посвященные данной теме. https: / / www.youtube.com / channel / UCEZgx4_RCKiHGq3uoaHn63Q

Добавьте на канале ссылку на свой сайт или сайты. Также при желании можно добавить и ссылки ваши группы и сообщества в других соцсетях, особенно если они совпадают по темам.

Рис. 15. Канал «Безопасность» на YouTube (youtube-2)

Если вы хотите создать несколько каналов YouTube в одном аккаунте, то в правом верхнем углу страницы щёлкните по своей фотографии или логотипу, который вы загрузили при создании аккаунта или канала. Чтобы перейти в настройки своего канала, нужно щёлкнуть по значку с изображением шестерёнки. В самом низу загрузившейся страницы надо щёлкнуть по ссылке Показать все каналы или создать новый. На следующей странице надо щёлкнуть на прямоугольник с плюсом, чтобы создать новый канал. Введите название нового канала и выберите категорию. Не забудьте поставить галочку Я принимаю условия использования + страниц и нажимаете кнопку Готово.

Чтобы пользователям было проще находить ваш канал, вы можете выбрать простой и запоминающийся URL. Обычно такие URL создаются на основе имени пользователя, названия аккаунта или, например, адреса связанного сайта. Но! Создать уникальный возможно лишь в том случае, если:

• на ваш канал подписаны не менее 100 зрителей;

• он был создан не менее 30 дней назад;

• он связан с вашим сайтом и вы подтвердили права на него;

• в качестве значка канала используется фотография;

• на странице канала настроено оформление.

Если эти требования соблюдены, то в настройках вашего канала появится оповещение. Оно же может появиться и на панели управления в Творческой студии.

И ещё один совет — все социальные сети имеют систему помощи. Если вам что-то непонятно, обращайтесь за заправкой непосредственно в службу вопросов и ответов выбранной вами социальной сети, и у вас всё получится.

Удачи в создании тематических сетевых сообществ и сообществ, объединяющих вас и учеников, а также их родителей! НО

Литература:

1. Клипова Н.А. Использование GOOGLE DRIVE при изучении русского языка и литературы [Электронный ресурс] // «Вопросы интернет образования» URL: http://vio.uchim.info/ Vio_116/cd_site/articles/art_1_9.htm (дата обращения: 26.07.2016).

2. Югова Н.Л., Трефилова А.Ю. Социальные сети как инструмент психолого-педагогической деятельности классного руководителя

с подростками // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(43). — Новосибирск: СибАК, 2014.

3. Якушина Е.В. В сетевых сервисах формируются коммуникативные универсальные учебные действия / / Народное образование, —

2013. — № 7. — С. 176-182.

4. Что нельзя публиковать в соцсетях? / / По материалам юридической консультации онлайн. URL: https://nian.9111.ru/ topic.php?topic=217727 (дата обращения: 26.07.2016)

От редакции. В социальных сетях сегодня, действительно, существуют тысячи групп и сообществ, в том числе, и образовательной направленности. Многие из них живут, шевелятся, растут, улучшаются, но ещё больше — остаются пустыми намерениями. Работа с сетевыми сообществами предоставляет педагогу новые возможности, но она, как и любая другая ответственная практика, требует навыков и зна ний. Спасибо автору за помощь на этом пути. И всё-таки хотелось бы пройти стажировку в хорошо работающей, эффективной группе! Стоит поискать такие ста-жировочные площадки и всё попробовать руками. Мы в «Народном образовании» согласны с народной мудростью — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но сами придерживаемся другой: «Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть...!»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.