Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПЕДАГОГА В "ВКОНТАКТЕ" КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА'

ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПЕДАГОГА В "ВКОНТАКТЕ" КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
498
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ "ВКОНТАКТЕ" / ПЕДАГОГ / SMM-ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Патрахина Т. Н., Вялкова К. С., Терещенко Н. В.

В статье представлены результаты работы по исследованию проблемы формирования профессионального имиджа педагога посредством SMM-продвижения персональной страницы в социальной сети «ВКонтакте». В ходе эмпирического исследования персональных страниц молодых педагогов общеобразовательных школ выявлены типичные ошибки в формировании персональных аккаунтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Патрахина Т. Н., Вялкова К. С., Терещенко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEACHER'S PERSONAL PAGE IN "VKONTAKTE" AS A TOOL FOR FORMING A PROFESSIONAL IMAGE

The article presents the results of a study of the problem of forming a teacher's professional image through SMM-promotion of a personal page on the social network «VKontakse». An empirical study of secondary schools' young teachers' personal pages revealed typical errors in the formation ofpersonal accounts.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПЕДАГОГА В "ВКОНТАКТЕ" КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА»

УДК 37.06 ПАТРАХИНА Т.Н.

кандидат философских наук, доцент, кафедра коммерции и менеджмента, Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected] ВЯЛКОВА КС

ассистент, кафедра филологии и массовых коммуникаций, Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected] ТЕРЕЩЕНКО Н.В.

студент 4 курса группы 1601, направление подготовки «Реклама и связи с общественностью», Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected]

UDC 37.06 PATRAKHINA T.N.

Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Commerce and Management, Nizhnevartovsk State

University E-mail: [email protected] VYALKOVA K.S.

Assistant Department of Philology and Mass Communication,

Nizhnevartovsk State University E-mail: [email protected] TERESHCHENKO N.V. 4th year Student, 1601 Group of Bachelor Program «Advertising and Public Relations», Nizhnevartovsk State

University

E-mail: [email protected]

ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПЕДАГОГА В «ВКОНТАКТЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

A TEACHER'S PERSONAL PAGE IN «VKONTAKTE» AS A TOOL FOR FORMING A PROFESSIONAL IMAGE

В статье представлены результаты работы по исследованию проблемы формирования профессионального имиджа педагога посредством SMM-продвижения персональной страницы в социальной сети «ВКонтакте». В ходе эмпирического исследования персональных страниц молодых педагогов общеобразовательных школ выявлены типичные ошибки в формировании персональных аккаунтов.

Ключевые слова: профессиональный имидж, персональная страница, социальная сеть «ВКонтакте», педагог, SMM-продвижение.

The article presents the results of a study of the problem of forming a teacher's professional image through SMM-promotion of a personal page on the social network «VKontakse». An empirical study of secondary schools' young teachers' personal pages revealed typical errors in the formation ofpersonal accounts.

Keywords: professional image, personal page, social network «VKontakte», teacher, Social Media Marketing.

Современное общество находится на стадии глобальной информатизации, особую роль в которой играет развитие интернет-пространства. С одной стороны, интернет предоставляет исключительные возможности для сферы образования, сложно сегодня представить современного педагога, не использующего интернет-ресурсы или информационно-коммуникативные технологии в своей работе. С другой стороны, использование интернет-пространства требует от педагога, как представителя общественной профессии, соблюдения определенных правил.

Рассмотрим данные статистики:

- по данным исследований Лаборатории Касперского, более 70% детей общаются в социальных сетях, у 43% учащихся младших классов и 95% старшеклассников зарегистрирована персональная страница в социальных сетях [4];

- по мнению аналитика веб-контента Образовательные проекты Лаборатории Касперского, 96% учителей имеют страницы в социальных сетях, третья часть (73%) из присутствующих учителей добавляют своих учеников в друзья, при этом 25% не органи-

зуют педагогического взаимодействия с учениками на своей странице; 67% учителей имеют общедоступный профиль [6];

- на первом месте в Top-10 самых популярных сетей в России на 2019 год находится сеть «ВКонтакте» [11];

- как отмечает Сервис аналитики постов и страниц конкурентов в социальной сети «Popsters», сеть «ВКонтакте» наиболее популярна у 38,2 млн. активных пользователей ежемесячно [1].

Статистика демонстрирует, что подавляющее большинство педагогов имеют персональные аккаунты в социальных сетях, при этом, треть из них не используют своих страницы для педагогического взаимодействия, т.е. вопрос формирования профессионального имиджа в социальных сетях остается открытым. Как было отмечено выше, интернет-пространство не только расширяет сферу влияния современного педагога, но и требует от него определенной социально-ответственной модели поведения. Как отмечают периодические издания, в России за последние годы увеличилось количество увольнения учителей в результате отклика общественно-

© Патрахина Т.Н., Вялкова К.С., Терещенко Н.В. © Patrakhina T.N., Vyalkova K.S., Tereshchenko N.V.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

сти на содержание личных страниц в социальных сетях. Так интернет-ресурс THE INSIDER сообщает о 5 случаях увольнения учителей, ставших достоянием общественности и получивших широкую огласку в сети [3].

Интересен в этом отношении опыт западных коллег Так в США с 2011 года в штате Миссури действует закон «Amy Hestir Student Protection Act», который категорически запрещает общение учителей и обучающихся посредством социальных сетей, добавление учеников в друзья до достижения совершеннолетнего возраста. Департаментом образования США разработан Кодекс интернет-поведения учителей. Аналогичные законы сегодня действуют в Австралии, Канаде, Ирландии [2]. В свою очередь в Великобритании министр образования Д. Хиндс в большей степени обеспокоен беззащитностью учителя, так как «напористые родители вытесняют учителей с их работы, разглагольствуя в социальных сетях» [10].

Говоря о российской практике, стоит отметить точку зрения экс-главы Министерства просвещения О. Васильевой, она считает, что в современных условиях повсеместного распространения интернет-коммуникаций и социальных медиа, осуждать учителей за присутствие в социальных сетях нельзя. При этом «особую значимость приобретает вопрос формирования профессионального имиджа современного педагога», поэтому в ближайшем будущем для учителей будет подготовлен курс безопасного ведения социальных сетей [5].

Результатом отклика на происходящее в сфере общего образования стало внесение изменений в Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников: в пункте 2 сказано, что педагогические работники призваны «воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей» [9].

Данные обстоятельства подчеркивают актуальность темы исследования и определяют цель: изучить возможности использования персональной страницы педагога в социальной сети «ВКонтакте» как инструмента формирования профессионального имиджа.

Стоит отметить, что тема имиджа достаточно широко представлена как в научной литературе, так и на современных информационных порталах. Среди отечественных исследователей, стоит выделить работы А.Ю. Панасюка, В.М. Шепеля, В.Г. Горчаковой, Л.М. Семеновой, Н.В. Ушаковой, А.Ф. Стрижовой, М.А. Беляевой, В.А. Самковой и др.

Вопросу формирования профессионального имиджа в сфере образования посвящены немногочисленные исследования А.А. Калюжного, Е.Ю. Сысоевой, Е.А. Певцовой и др.

При всем многообразии трудов, затрагивающих теорию и методику формирования имиджа, стоит отметить, что направление SMM-продвижения персональной страницы педагога как инструмента формирования профессионального имиджа сегодня находится на ста-

дии становления. Публикации на данную тему представлены в основном в периодических средствах массовой информации и на страницах современных интернет-ресурсов, и в большинстве своем они носят информационный и публицистический характер. Однако их количество с каждым годом увеличивается и на сегодняшний день есть достаточное количество обучающих центров, которые предлагают программы дополнительного образования, тренинги и курсы по SMM-продвижению персональных страниц людям различных профессий.

В период с февраля 2019 года по январь 2020 года в рамках реализации гранта ректора Нижневартовского государственного университета, проектной группой с опорой на современные тенденции и подходы в построении персонального имиджа был разработан чек-лист, не только позволяющий рассчитать эффективность личной страницы педагога в социальной сети «ВКонтакте», но и включающий в себя набор рекомендаций и SMM-инструментов для построения профессионального имиджа педагога [8, с. 121].

Данный чек-лист включает в себя четыре блока, соответствующих модели персонального имиджа, предложенной профессором А.Ю. Панасюком. Автор считает, что персональный имидж - это ряд составляющих, которые тесно взаимосвязаны и системно формируют имидж, к ним относится: габитарный, вербальный, ки-нестический, средовой, овеществлённый имиджи [7, с. 67]. Опираясь на основные составляющие имиджа, в чек-листе построения профессионального имиджа педагога в сети «ВКонтакте» были выделены следующие блоки:

1. Доступ информации и настройки приватности. Данные настройки влияют на формат отображения информации на странице и возможность оставлять записи и комментарии другими пользователями.

2. Фотографии. Рекомендации для фото профиля, а также фотографий, размещаемых на странице и в альбомах пользователя.

3. Оформление персональной информации. Заполнение данных об образовании, профессиональной деятельности и личных увлечениях.

4. Рекомендации к содержанию и размещению постов. Данный блок включает в себя рекомендации по времени размещения постов для большего охвата аудитории, краткую классификацию постов в социальных сетях.

В дальнейшем совместно с Департаментом образования Администрации города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Центром развития образования был проведен анализ персональных страниц «ВКонтакте» молодых педагогов общеобразовательных школ города.

В анализе приняли участие 30 учителей из 28 городских школ, в возрасте от 21 года до 36 лет, стаж работы в должности учителя от 1 года 14 лет. Наивысший процент соответствия персональной странице критериям чек-листа составил 57,5%, наименьшее значение

- 15%, средний показатель сформированное™ профессионального имиджа на персональных страницах в «ВКонтакте» - 34,6%. При расчёте ключевых показателей KPI (уровень привлекательности, общительности и коэффициент распространения) использовался сервис социальной сети «ВКонтакте» Took 42 (лайки, просмотры, комментарии, репосты):

Среди наиболее распространенных недочетов были выявлены следующие:

1. Доступ к информации и настройки приватности:

- закрытые персональные страницы, что исключает возможности открытой двусторонней коммуникации с педагогом;

- отсутствие основной информации о педагоге;

- в перечне групп педагога отмечались группы с сомнительным контентом.

2. Фотографии:

- отсутствие портретной фотографии на аватарке (например, использование вместо своего фото картинок мультипликационных персонажей; машин; моделей (девушки и мужчины); животных; групповые фото и т.д.);

- наличие фотографий в альбоме, которые демонстрируют вредные привычки, либо сделаны в местах отдыха;

- размещение некачественных фотографий.

3. Оформление персональной информации:

- использование псевдонимов вместо своего имени;

- отсутствие информации об образовании, инте-

ресах, карьере, жизненной позиции;

- наличие в разделе «жизненная позиция» материалов компрометирующего характера (политика, религия, курение, алкоголь).

4. Содержание и размещение постов:

- отсутствие авторских постов на странице, чаще копирование информации;

- использование материалов без указания авторства;

- отсутствие репутационного и мотивирующего контента;

- не эффективное время публикаций постов.

Таким образом, в результате применения теоретических методов исследования было выявлено, что тема персонального имиджа широко представлена в научной литературе, в то время как особенности SMM-продвижения профессионального имиджа педагога находятся в стадии разработки. Результаты использования эмпирических методов исследования подтвердили актуальность темы и недостаточный уровень знаний и прикладных навыков молодых педагогов общеобразовательных школ г. Нижневартовска по технологии формирования профессионального имиджа посредством персональной страницы в социальной сети «ВКонтакте» и обозначили пути дальнейшего взаимодействия по работе над данной проблемой образовательного сообщества на уровне муниципалитета и образовательных организаций.

Библиографический список

1. Аудитория социальных сетей в России 2019. Popsters. URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения: 21.01.2020).

2. Кориненко Е. Этический фильтр: российским учителям покажут, как вести соцсети // Известия. 14 мая 2019. URL: https:// iz.ru/876441/ekaterina-korinenko/eticheskii-filtr-rossiiskim-uchiteliam-pokazhut-kak-vesti-sotcseti (дата обращения: 23.01.2020).

3. Королева Е. 5 увольнений российских учительниц из-за фотографий и постов в соцсетях // THE INSIDER. Расследования. Репортажи. Аналитика. URL: https://theins.ru/news/174884 (дата обращения: 21.01.2020).

4. Лаборатория Касперского: «Больше половины российских школьников получают в соцсетях приглашение «дружить» от незнакомых людей, в 34% это взрослые». Новости. 29.03.2019. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_ksk-survey (дата обращения: 11.01.2020).

5. Минпросвещения даст учителям рекомендации по ведению социальных сетей. ТАСС. 8 мая 2019 год. URL: https://tass.ru/ obschestvo/6411926 (дата обращения: 24.01.2020).

6. Наместникова М. Образовательные проекты «Лаборатории Касперского». Учителя соцсети. URL: https://vk.com/page-20623304_49873283 (дата обращения: 14.01.2020).

7. ПанасюкА.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - 2-е изд., стер. М.: ОМЕГА-Л, 2008. 266 с.

8. Патрахина Т.Н., Вялкова К.С., Терещенко Н.В. Применение проектного метода обучения при подготовке будущих PR-специалистов в высшей школе // Современный ученый. 2019. №3. С. 117-124.

9. Письмо Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72558920/ (дата обращения: 24.01.2020).

10. Pushy parents' are driving teachers out of their jobs by abusing them on social media when their children get told off, MP warns // Mail Online. 4 may 2019. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-6990977/Pushy-parents-driving-teachers-jobs-abusing-social-media-MP-warns.html (дата обращения: 25.01.2020).

11. Top-10 самых популярных сетей в России на 2019 год. URL: https://top10a.ru/samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii.html (дата обращения: 16.01.2020).

References

1. The audience of social networks in Russia 2019 // Popsters. Available at: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (accessed 21 January 2020).

2. KorinenkoE. Ethical filter: Russian teachers will be shown how to conduct social networks // Izvestia. May 14, 2019. Available at: https:// iz.ru/876441/ekaterina-korinenko/eticheskii-filtr-rossiiskim-uchiteliam-pokazhut-kak-vesti-sotcseti (accessed 23 January 2020).

3. Koroleva E. 5 dismissals of Russian teachers due to photos and posts on social networks // THE INSIDER. Available at: https://theins.ru/ news/174884 (accessed 21 January 2020).

4. Kaspersky Lab: "More than half of Russian students receive an invitation to" make friends "from strangers in social networks, 34% of them

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

are adults". News. March 29, 2019. Available at: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_ksk-survey (accessed 11 January 2020).

5. The Ministry of Education will give teachers recommendations on maintaining social networks. TASS. May 8, 2019. Available at: https:// tass.ru/obschestvo/6411926 (accessed 24 January 2020).

6. NamestnikovaM. Educational projects of Kaspersky Lab. Social network teachers. Available at: https://vk.com/page-20623304_49873283 (accessed 14 January 2020).

7. PanasyukA.Yu. Image building: strategy, psychotechnology, psychotechnology. - 2nd ed. M.: OMEGA-L, 2008. 266 p.

8. Patrakhina T.N., Vyalkova K.S., Tereshchenko N.V The use of the design method of training in the preparation of future PR-specialists in higher education // Modern scientist. 2019. №3. Pp. 117-124.

9. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation and the Professional Union of Workers of Public Education and Science of the Russian Federation of August 20, 2019 N IP-941/06/484 "On the Model Regulation on the Norms of Professional Ethics of Teachers". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72558920/ (accessed 24 January 2020).

10. Pushy parents' are driving teachers out of their jobs by abusing them on social media when their children get told off, MP warns // Mail Online. 4 may 2019. Available at: https://www.dailymail.co.uk/news/article-6990977/Pushy-parents-driving-teachers-jobs-abusing-social-media-MP-warns.html (accessed 25 January 2020).

11. Top-10 most popular networks in Russia for 2019. Available at: https://top10a.ru/samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii.html (accessed 16 January 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.