УДК 37.06 ПАТРАХИНА Т.Н.
кандидат философских наук, доцент, кафедра коммерции и менеджмента, Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected] ВЯЛКОВА КС
ассистент, кафедра филологии и массовых коммуникаций, Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected] ТЕРЕЩЕНКО Н.В.
студент 4 курса группы 1601, направление подготовки «Реклама и связи с общественностью», Нижневартовский государственный университет E-mail: [email protected]
UDC 37.06 PATRAKHINA T.N.
Candidate of Philosophy, Associate Professor Department of Commerce and Management, Nizhnevartovsk State
University E-mail: [email protected] VYALKOVA K.S.
Assistant Department of Philology and Mass Communication,
Nizhnevartovsk State University E-mail: [email protected] TERESHCHENKO N.V. 4th year Student, 1601 Group of Bachelor Program «Advertising and Public Relations», Nizhnevartovsk State
University
E-mail: [email protected]
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПЕДАГОГА В «ВКОНТАКТЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА
A TEACHER'S PERSONAL PAGE IN «VKONTAKTE» AS A TOOL FOR FORMING A PROFESSIONAL IMAGE
В статье представлены результаты работы по исследованию проблемы формирования профессионального имиджа педагога посредством SMM-продвижения персональной страницы в социальной сети «ВКонтакте». В ходе эмпирического исследования персональных страниц молодых педагогов общеобразовательных школ выявлены типичные ошибки в формировании персональных аккаунтов.
Ключевые слова: профессиональный имидж, персональная страница, социальная сеть «ВКонтакте», педагог, SMM-продвижение.
The article presents the results of a study of the problem of forming a teacher's professional image through SMM-promotion of a personal page on the social network «VKontakse». An empirical study of secondary schools' young teachers' personal pages revealed typical errors in the formation ofpersonal accounts.
Keywords: professional image, personal page, social network «VKontakte», teacher, Social Media Marketing.
Современное общество находится на стадии глобальной информатизации, особую роль в которой играет развитие интернет-пространства. С одной стороны, интернет предоставляет исключительные возможности для сферы образования, сложно сегодня представить современного педагога, не использующего интернет-ресурсы или информационно-коммуникативные технологии в своей работе. С другой стороны, использование интернет-пространства требует от педагога, как представителя общественной профессии, соблюдения определенных правил.
Рассмотрим данные статистики:
- по данным исследований Лаборатории Касперского, более 70% детей общаются в социальных сетях, у 43% учащихся младших классов и 95% старшеклассников зарегистрирована персональная страница в социальных сетях [4];
- по мнению аналитика веб-контента Образовательные проекты Лаборатории Касперского, 96% учителей имеют страницы в социальных сетях, третья часть (73%) из присутствующих учителей добавляют своих учеников в друзья, при этом 25% не органи-
зуют педагогического взаимодействия с учениками на своей странице; 67% учителей имеют общедоступный профиль [6];
- на первом месте в Top-10 самых популярных сетей в России на 2019 год находится сеть «ВКонтакте» [11];
- как отмечает Сервис аналитики постов и страниц конкурентов в социальной сети «Popsters», сеть «ВКонтакте» наиболее популярна у 38,2 млн. активных пользователей ежемесячно [1].
Статистика демонстрирует, что подавляющее большинство педагогов имеют персональные аккаунты в социальных сетях, при этом, треть из них не используют своих страницы для педагогического взаимодействия, т.е. вопрос формирования профессионального имиджа в социальных сетях остается открытым. Как было отмечено выше, интернет-пространство не только расширяет сферу влияния современного педагога, но и требует от него определенной социально-ответственной модели поведения. Как отмечают периодические издания, в России за последние годы увеличилось количество увольнения учителей в результате отклика общественно-
© Патрахина Т.Н., Вялкова К.С., Терещенко Н.В. © Patrakhina T.N., Vyalkova K.S., Tereshchenko N.V.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
сти на содержание личных страниц в социальных сетях. Так интернет-ресурс THE INSIDER сообщает о 5 случаях увольнения учителей, ставших достоянием общественности и получивших широкую огласку в сети [3].
Интересен в этом отношении опыт западных коллег Так в США с 2011 года в штате Миссури действует закон «Amy Hestir Student Protection Act», который категорически запрещает общение учителей и обучающихся посредством социальных сетей, добавление учеников в друзья до достижения совершеннолетнего возраста. Департаментом образования США разработан Кодекс интернет-поведения учителей. Аналогичные законы сегодня действуют в Австралии, Канаде, Ирландии [2]. В свою очередь в Великобритании министр образования Д. Хиндс в большей степени обеспокоен беззащитностью учителя, так как «напористые родители вытесняют учителей с их работы, разглагольствуя в социальных сетях» [10].
Говоря о российской практике, стоит отметить точку зрения экс-главы Министерства просвещения О. Васильевой, она считает, что в современных условиях повсеместного распространения интернет-коммуникаций и социальных медиа, осуждать учителей за присутствие в социальных сетях нельзя. При этом «особую значимость приобретает вопрос формирования профессионального имиджа современного педагога», поэтому в ближайшем будущем для учителей будет подготовлен курс безопасного ведения социальных сетей [5].
Результатом отклика на происходящее в сфере общего образования стало внесение изменений в Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников: в пункте 2 сказано, что педагогические работники призваны «воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей» [9].
Данные обстоятельства подчеркивают актуальность темы исследования и определяют цель: изучить возможности использования персональной страницы педагога в социальной сети «ВКонтакте» как инструмента формирования профессионального имиджа.
Стоит отметить, что тема имиджа достаточно широко представлена как в научной литературе, так и на современных информационных порталах. Среди отечественных исследователей, стоит выделить работы А.Ю. Панасюка, В.М. Шепеля, В.Г. Горчаковой, Л.М. Семеновой, Н.В. Ушаковой, А.Ф. Стрижовой, М.А. Беляевой, В.А. Самковой и др.
Вопросу формирования профессионального имиджа в сфере образования посвящены немногочисленные исследования А.А. Калюжного, Е.Ю. Сысоевой, Е.А. Певцовой и др.
При всем многообразии трудов, затрагивающих теорию и методику формирования имиджа, стоит отметить, что направление SMM-продвижения персональной страницы педагога как инструмента формирования профессионального имиджа сегодня находится на ста-
дии становления. Публикации на данную тему представлены в основном в периодических средствах массовой информации и на страницах современных интернет-ресурсов, и в большинстве своем они носят информационный и публицистический характер. Однако их количество с каждым годом увеличивается и на сегодняшний день есть достаточное количество обучающих центров, которые предлагают программы дополнительного образования, тренинги и курсы по SMM-продвижению персональных страниц людям различных профессий.
В период с февраля 2019 года по январь 2020 года в рамках реализации гранта ректора Нижневартовского государственного университета, проектной группой с опорой на современные тенденции и подходы в построении персонального имиджа был разработан чек-лист, не только позволяющий рассчитать эффективность личной страницы педагога в социальной сети «ВКонтакте», но и включающий в себя набор рекомендаций и SMM-инструментов для построения профессионального имиджа педагога [8, с. 121].
Данный чек-лист включает в себя четыре блока, соответствующих модели персонального имиджа, предложенной профессором А.Ю. Панасюком. Автор считает, что персональный имидж - это ряд составляющих, которые тесно взаимосвязаны и системно формируют имидж, к ним относится: габитарный, вербальный, ки-нестический, средовой, овеществлённый имиджи [7, с. 67]. Опираясь на основные составляющие имиджа, в чек-листе построения профессионального имиджа педагога в сети «ВКонтакте» были выделены следующие блоки:
1. Доступ информации и настройки приватности. Данные настройки влияют на формат отображения информации на странице и возможность оставлять записи и комментарии другими пользователями.
2. Фотографии. Рекомендации для фото профиля, а также фотографий, размещаемых на странице и в альбомах пользователя.
3. Оформление персональной информации. Заполнение данных об образовании, профессиональной деятельности и личных увлечениях.
4. Рекомендации к содержанию и размещению постов. Данный блок включает в себя рекомендации по времени размещения постов для большего охвата аудитории, краткую классификацию постов в социальных сетях.
В дальнейшем совместно с Департаментом образования Администрации города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Центром развития образования был проведен анализ персональных страниц «ВКонтакте» молодых педагогов общеобразовательных школ города.
В анализе приняли участие 30 учителей из 28 городских школ, в возрасте от 21 года до 36 лет, стаж работы в должности учителя от 1 года 14 лет. Наивысший процент соответствия персональной странице критериям чек-листа составил 57,5%, наименьшее значение
- 15%, средний показатель сформированное™ профессионального имиджа на персональных страницах в «ВКонтакте» - 34,6%. При расчёте ключевых показателей KPI (уровень привлекательности, общительности и коэффициент распространения) использовался сервис социальной сети «ВКонтакте» Took 42 (лайки, просмотры, комментарии, репосты):
Среди наиболее распространенных недочетов были выявлены следующие:
1. Доступ к информации и настройки приватности:
- закрытые персональные страницы, что исключает возможности открытой двусторонней коммуникации с педагогом;
- отсутствие основной информации о педагоге;
- в перечне групп педагога отмечались группы с сомнительным контентом.
2. Фотографии:
- отсутствие портретной фотографии на аватарке (например, использование вместо своего фото картинок мультипликационных персонажей; машин; моделей (девушки и мужчины); животных; групповые фото и т.д.);
- наличие фотографий в альбоме, которые демонстрируют вредные привычки, либо сделаны в местах отдыха;
- размещение некачественных фотографий.
3. Оформление персональной информации:
- использование псевдонимов вместо своего имени;
- отсутствие информации об образовании, инте-
ресах, карьере, жизненной позиции;
- наличие в разделе «жизненная позиция» материалов компрометирующего характера (политика, религия, курение, алкоголь).
4. Содержание и размещение постов:
- отсутствие авторских постов на странице, чаще копирование информации;
- использование материалов без указания авторства;
- отсутствие репутационного и мотивирующего контента;
- не эффективное время публикаций постов.
Таким образом, в результате применения теоретических методов исследования было выявлено, что тема персонального имиджа широко представлена в научной литературе, в то время как особенности SMM-продвижения профессионального имиджа педагога находятся в стадии разработки. Результаты использования эмпирических методов исследования подтвердили актуальность темы и недостаточный уровень знаний и прикладных навыков молодых педагогов общеобразовательных школ г. Нижневартовска по технологии формирования профессионального имиджа посредством персональной страницы в социальной сети «ВКонтакте» и обозначили пути дальнейшего взаимодействия по работе над данной проблемой образовательного сообщества на уровне муниципалитета и образовательных организаций.
Библиографический список
1. Аудитория социальных сетей в России 2019. Popsters. URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения: 21.01.2020).
2. Кориненко Е. Этический фильтр: российским учителям покажут, как вести соцсети // Известия. 14 мая 2019. URL: https:// iz.ru/876441/ekaterina-korinenko/eticheskii-filtr-rossiiskim-uchiteliam-pokazhut-kak-vesti-sotcseti (дата обращения: 23.01.2020).
3. Королева Е. 5 увольнений российских учительниц из-за фотографий и постов в соцсетях // THE INSIDER. Расследования. Репортажи. Аналитика. URL: https://theins.ru/news/174884 (дата обращения: 21.01.2020).
4. Лаборатория Касперского: «Больше половины российских школьников получают в соцсетях приглашение «дружить» от незнакомых людей, в 34% это взрослые». Новости. 29.03.2019. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_ksk-survey (дата обращения: 11.01.2020).
5. Минпросвещения даст учителям рекомендации по ведению социальных сетей. ТАСС. 8 мая 2019 год. URL: https://tass.ru/ obschestvo/6411926 (дата обращения: 24.01.2020).
6. Наместникова М. Образовательные проекты «Лаборатории Касперского». Учителя соцсети. URL: https://vk.com/page-20623304_49873283 (дата обращения: 14.01.2020).
7. ПанасюкА.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - 2-е изд., стер. М.: ОМЕГА-Л, 2008. 266 с.
8. Патрахина Т.Н., Вялкова К.С., Терещенко Н.В. Применение проектного метода обучения при подготовке будущих PR-специалистов в высшей школе // Современный ученый. 2019. №3. С. 117-124.
9. Письмо Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72558920/ (дата обращения: 24.01.2020).
10. Pushy parents' are driving teachers out of their jobs by abusing them on social media when their children get told off, MP warns // Mail Online. 4 may 2019. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-6990977/Pushy-parents-driving-teachers-jobs-abusing-social-media-MP-warns.html (дата обращения: 25.01.2020).
11. Top-10 самых популярных сетей в России на 2019 год. URL: https://top10a.ru/samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii.html (дата обращения: 16.01.2020).
References
1. The audience of social networks in Russia 2019 // Popsters. Available at: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (accessed 21 January 2020).
2. KorinenkoE. Ethical filter: Russian teachers will be shown how to conduct social networks // Izvestia. May 14, 2019. Available at: https:// iz.ru/876441/ekaterina-korinenko/eticheskii-filtr-rossiiskim-uchiteliam-pokazhut-kak-vesti-sotcseti (accessed 23 January 2020).
3. Koroleva E. 5 dismissals of Russian teachers due to photos and posts on social networks // THE INSIDER. Available at: https://theins.ru/ news/174884 (accessed 21 January 2020).
4. Kaspersky Lab: "More than half of Russian students receive an invitation to" make friends "from strangers in social networks, 34% of them
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
are adults". News. March 29, 2019. Available at: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_ksk-survey (accessed 11 January 2020).
5. The Ministry of Education will give teachers recommendations on maintaining social networks. TASS. May 8, 2019. Available at: https:// tass.ru/obschestvo/6411926 (accessed 24 January 2020).
6. NamestnikovaM. Educational projects of Kaspersky Lab. Social network teachers. Available at: https://vk.com/page-20623304_49873283 (accessed 14 January 2020).
7. PanasyukA.Yu. Image building: strategy, psychotechnology, psychotechnology. - 2nd ed. M.: OMEGA-L, 2008. 266 p.
8. Patrakhina T.N., Vyalkova K.S., Tereshchenko N.V The use of the design method of training in the preparation of future PR-specialists in higher education // Modern scientist. 2019. №3. Pp. 117-124.
9. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation and the Professional Union of Workers of Public Education and Science of the Russian Federation of August 20, 2019 N IP-941/06/484 "On the Model Regulation on the Norms of Professional Ethics of Teachers". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72558920/ (accessed 24 January 2020).
10. Pushy parents' are driving teachers out of their jobs by abusing them on social media when their children get told off, MP warns // Mail Online. 4 may 2019. Available at: https://www.dailymail.co.uk/news/article-6990977/Pushy-parents-driving-teachers-jobs-abusing-social-media-MP-warns.html (accessed 25 January 2020).
11. Top-10 most popular networks in Russia for 2019. Available at: https://top10a.ru/samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii.html (accessed 16 January 2020).