Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
703
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / СТРАНИЦА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / TEACHER’S PERSONALITY / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHER-STUDENT INTERACTION / SOCIAL NETWORK EDUCATIONAL POTENTIAL / PERSONAL PAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукушкина Анна Геннадьевна

В статье представлен анализ педагогических возможностей социальных сетей в решении современных образовательных задач. Выявлен педагогический потенциал персональной страницы преподавателя (индивидуализация образовательного процесса, отбор содержания образования, организация педагогического общения, вовлечение в совместную деятельность). Проведён анализ образовательных возможностей сервисов и приложений социальной сети «ВКонтакте». В работе проанализированы результаты диагностического исследования отношения студентов к коммуникационной активности педагогов на персональных страницах. Описан опыт взаимодействия со студентами на платформе социальной сети, который подтверждает положительное влияние общения с преподавателем через социальную сеть на отношение к предмету и учебную мотивацию. Обозначены ограничения (повышенные требования к содержанию и оформлению персональной страницы) и возможные негативные последствия взаимодействия со студентами посредством социальных сетей (несоблюдение рамок и размытие границ общения, взаимопроникновение профессиональной и личной сфер жизни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукушкина Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ PERSONAL PAGE IN A SOCIAL NETWORK AS A TOOL FOR TEACHER-STUDENT INTERACTION

The article presents an analysis of the pedagogical capabilities of social networks in solving modern educational problems. The pedagogical potential of teacher’s personal page can influence on individualization of the educational process, selection of the content of education, organization of pedagogical communication, involvement in activities. The author describes and analyzes the experience of interacting with students on the social network platform, which confirms the positive impact of the communication with the teacher through a social network on students’ attitude to the subject and educational motivation. The restrictions of the use of teachers’ personal pages in the process of education are connected with increased requirements to the content and design of a personal page. Possible negative consequences of interacting with students through social networks include non-compliance with the boundaries and blurring the boundaries of communication, the interpenetration of professional and personal spheres of life.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-12-156-166

Персональная страница преподавателя в социальной сети как инструмент педагогического взаимодействия

Кукушкина Анна Геннадьевна - канд. пед. наук, доцент, Институт непрерывного педагогического образования, [email protected]

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия

Адрес: 173000, г. Великий Новгород, ул. Чудинцева, 6

Аннотация. В статье представлен анализ педагогических возможностей социальных сетей в решении современных образовательных задач. Выявлен педагогический потенциал персональной страницы преподавателя (индивидуализация образовательного процесса, отбор содержания образования, организация педагогического общения, вовлечение в совместную деятельность). Проведён анализ образовательных возможностей сервисов и приложений социальной сети «ВКонтакте». В работе проанализированы результаты диагностического исследования отношения студентов к коммуникационной активности педагогов на персональных страницах. Описан опыт взаимодействия со студентами на платформе социальной сети, который подтверждает положительное влияние общения с преподавателем через социальную сеть на отношение к предмету и учебную мотивацию. Обозначены ограничения (повышенные требования к содержанию и оформлению персональной страницы) и возможные негативные последствия взаимодействия со студентами посредством социальных сетей (несоблюдение рамок и размытие границ общения, взаимопроникновение профессиональной и личной сфер жизни).

Ключевые слова: социальные сети, личность педагога, воспитательный процесс, педагогическое взаимодействие, педагогический потенциал социальных сетей, страница в социальной сети

Для цитирования: Кукушкина А.Г. Персональная страница преподавателя в социальной сети как инструмент педагогического взаимодействия // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 156-166. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-156-166

Введение

Современный мир сложно представить без Интернета, а молодое поколение этого мира - без социальных сетей. По данным статистических исследований, за последние 10 лет число их участников увеличилось с 0,97 до 2,82 млрд. Наиболее активным пользователем социальных сетей является молодёжь в возрасте до 30 лет [1].

Социальные сети выступают агрегато-ром информационного и развлекательного

контента, позволяют хранить фотографии, видео и другие материалы, создавать оперативные групповые обсуждения проектов, формировать творческие, профессиональные и другие типы сообществ. Персональная страница становится своего рода визитной карточкой, которая может многое сказать о различных аспектах жизни пользователя.

С учётом активного использования молодёжью социальных сетей важным стано-

вится рассмотрение их потенциала для обучения и воспитания (особенно в ситуации глобальной перестройки образовательного процесса в связи с пандемией). Интерес также представляет определение возможностей персональной страницы учителя в социальной сети как инструмента организации педагогического взаимодействия.

Социальные сети как объект современных педагогических исследований

На сегодняшний день существует множество исследований, посвящённых изучению педагогического и образовательного потенциала социальных сетей. Авторами отмечаются такие их важные характеристики, как доступность, гибкость и понятность для молодёжи, что делает образовательный контент более привлекательным, а педагогическое общение - психологически комфортным. Так, О.А. Клименко отмечает понятность интерфейса (что экономит время на адаптацию студентов к новой информационной среде), а также удобство загрузки и просмотра мультимедийных файлов [2]. Л.А. Никонов и Н.Н. Зименкова добавляют к этому списку широкий диапазон форм коммуникации, использование привычного способа самоидентификации в сети, возможность привлечения к образованию экспертов и консультантов [3]. К. Курран и Н. Маккэролл пишут о том, что в социальных сетях процесс создания контента и обмена информацией становится максимально гибким и формируется самим пользователем (user led and user oriented), возникают новые механизмы взаимодействия, включая блог-гинг, обучение по принципу «равный равному», онлайн-дискуссии. Социальные сети позволяют эффективно общаться с родителями учащихся, с коллегами из других городов и стран [4]. Исследуя возможности социальных сетей, Ф. Альсолями затрагивает тему преодоления социальных ограничений. По мнению автора, «внедрение технологий для преодоления гендерной сегрегации в саудовском обществе становится для многих

преподавателей основной мотивацией взаимодействовать со студентами и коллегами обоих полов» [5, с. 247].

А.В. Фещенко описывает прагматические преимущества социальных сетей в образовательном процессе. Автор пишет, что для большинства студентов социальные сети -наиболее понятный и знакомый веб-сервис. Это модно в молодёжной среде и бесплатно для всех участников образовательного процесса. Социальные сети позволяют делиться учебными достижениями с широким кругом пользователей, а неуспевающим студентам -быть в курсе событий, обеспечивая непрерывность образовательного процесса [6]. По данным исследования, проведённого в университете Султан Кабус (Sultan Qaboos University), среди 106 опрошенных студентов различных курсов более 80% отмечают положительное влияние социальных сетей на процесс обучения. Ответы студентов подтверждают наличие возможностей более широкой коммуникации, чем в обстановке класса, появление новых идей при обсуждении в сети, большую привлекательность электронных учебных заданий [7].

Обобщая результаты исследований, по-свящённых потенциалу социальных сетей, можно выделить следующие группы их воз-можнных достоинств:

- организация дистанционного обучения, дополнение аудиторных занятий [8; 9]

- формирование единого гибкого информационно-образовательного пространства [10-12];

- организация обучения в сотрудничестве (collaborative learning), групповой работы студентов и обмена материалами [13; 14];

- оптимизация учебной коммуникации и передачи информации [15];

- развитие мягких навыков, включая навыки критического и рефлексивного мышления, общения и письма, креативности, групповой работы и т.д. [4; 15];

- индивидуализация учебного процесса (различные виды заданий, выполнение заданий в удобное время и т.д.) [7; 16];

- повышение учебной мотивации и студенческой инициативы, создание психологически комфортной среды педагогического общения [16; 17].

При этом исследователи видят сложности и проблемы использования социальных сетей в образовательном процессе, отмечая недопонимание в общении, снижение концентрации внимания, кибербуллинг. Всё же, с точки зрения учёных, педагоги должны применять технологии, чтобы идти в ногу со временем и учитывать новые образовательные потребности студентов.

Дизайн и цели исследования

В данной работе фокус исследования направлен на изучение не столько социальных сетей в целом, сколько педагогического потенциала персонального профиля педагога как инструмента педагогического взаимодействия. Нас интересует также влияние возможности общения с преподавателем и его активности в социальной сети на отношение студентов к конкретному предмету, на их учебную мотивацию. Кроме того, в исследовании обозначены проблемы организации педагогического взаимодействия посредством социальных сетей. Анализ научной литературы показывает, что эти вопросы пока не получили должного внимания исследователей.

Для достижения цели исследования были проведены: анализ литературы по проблемам использования социальных сетей в образовании, анонимный опрос 192 студентов Новгородского государственного университета, контент-анализ сервисов, интерфейса и содержательного наполнения социальной сети «ВКонтакте»; включённое наблюдение с 2016 по 2019 гг. (взаимодействие со студентами в социальной сети), а также был проведён анализ работы тематического сообщества «Материалы для студентов», созданного автором.

Возможности сервисов социальной сети «ВКонтакте» в работе педагога

Социальная сеть «ВКонтакте» использовалась в качестве базы исследования ввиду

её наибольшей популярности среди молодёжи [18]. На основе исследования теоретических материалов и практического опыта педагогов, включая собственный опыт взаимодействия со студентами и ведения тематической группы «Кукушкина А.Г. Материалы для студентов»1 с 2013 г., можно отметить следующие сервисы социальной сети, которые могут применяться для решения образовательных и воспитательных задач.

1. Обмен моментальными сообщениями. Данный сервис является одним из базовых для организации педагогического взаимодействия. Он позволяет оперативно реагировать на вопросы студентов, давать обратную связь по заданиям, пояснять домашние задания. Особенно удобным инструментом может быть групповая беседа участников группы с педагогом, в которой может появляться оперативная информация, здесь же прикреплены документы для выполнения домашних заданий, представлены ссылки на сторонние сайты. В настоящее время сервис обмена сообщениями дополнен функцией видеозвонков, что открывает возможности для проведения видеоконференций, семинаров, консультаций с демонстрацией экрана.

2. Каталоги файлов. Возможность создавать каталоги различных файлов дают разделы «Фотографии», «Аудиозаписи», «Документы». Педагог может создавать подборки книг и статей, изображений, видео- и аудиолекций, подкастов. Возможность комментирования каждой иллюстрации или видео позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, стимулировать процесс анализа визуальной информации, активизировать участие студентов в поиске и пополнении каталога.

3. Стена. Открытая публикационная площадка позволяет создавать записи в открытом для нужного круга лиц доступе, дополнять текст фотографиями или запи-

1 Кукушкина А.Г. Материалы для студентов. URL: https://vk.com/qqshkinaag

сями, а также даёт возможность комментировать представленную информацию, что способствует организации дискуссий, высказыванию собственной точки зрения. Кроме содержательных публикаций, на стене можно оставлять вопросы и объявления для учащихся. Наиболее важные сообщения могут быть закреплены в верхней части стены, что позволяет им не теряться в потоке данных. В данном сервисе существует также возможность отложенной публикации сообщений, что позволяет выкладывать данные к конкретному времени (например, для организации интернет-квестов).

4. Опросы,. При необходимости выявления интереса к той или ной теме, а также для получения обратной связи по различным организационным и предметным вопросам можно использовать открытые или анонимные опросы. В данном случае понятный и простой механизм позволяет студентам оперативно обозначить свою позицию.

5. Статьи. Данный интегрированный сервис позволяет создавать большие текстовые сообщения по одной теме, сопровождая их изображениями, видеофрагментами, ссылками на сторонние источники. Такой формат может заменять привычные текстовые лекции, использоваться для подготовки эссе и докладов.

6. Сообщества. Широкий спектр возможностей даёт создание тематических сообществ (групп). Это может быть группа, созданная самими учащимися для хранения учебных файлов, обмена материалами и т.д., либо группа, созданная педагогом для обеспечения учебного процесса. В сообществе можно дать контакты для связи с педагогом (адрес электронной почты, контактный телефон). Здесь есть все перечисленные выше сервисы, а также могут создаваться площадки форумного типа. В обсуждениях можно организовать дискуссию по учебной теме, собрать тематический каталог, ответить на возникающие вопросы студентов. Сервис «Статистика» в сообществах позволяет

отслеживать наиболее интересные публикации для студентов, посещаемость группы в различное время дня.

7. Мероприятия. Они могут создаваться от имени конкретного сообщества или частного лица. Создавая группу для конкретного мероприятия, педагог или студент может приглашать в неё друзей (у них оно будет отображаться в ленте событий). Здесь могут быть представлены материалы для подготовки, организованы обсуждения, а впоследствии выложены видео- и фотоотчёты.

8. Приложения. Широчайший спектр функций предоставляют приложения, или виджеты социальной сети «ВКонтакте», которые можно встраивать в работу сообщества. Среди существующих на сегодняшний день приложений для образовательного процесса могут быть полезны «Анкеты», «Тесты», «Цитаты», «Отзывы» (для получения обратной связи), «Конструктор ботов Smart Bot», «Конструктор квизов и викторин», «Мой класс» и др. Приложение «Цели» - своеобразная платформа крауд-фандинга в сети «Вконтакте» - позволяет привлекать внимание и ресурсы к решению социальных и гражданских проблем.

В качестве дополнительных сервисов можно отметить «Ссылки», «Карты», «Закладки», а также систему хэштегов. Они применяются не так часто, однако позволяют педагогу и студенту индивидуализировать и расширять образовательное и информационное пространство, управлять потоками данных, оперативно искать информационные источники и локации.

Отношение студентов к использованию преподавателем социальной сети

В рамках проведённого нами опроса студенты указали на положительные моменты использования социальной сети в образовательном процессе. Среди ответов были отмечены следующие обобщённые позиции:

- простота поиска, доступность учебных материалов и домашних заданий в любое время;

- возможность оперативного и комфортного общения;

- оперативное информирование о смене расписания и других организационных вопросах;

- возможность организации дистанционной групповой работы.

Что касается создания педагогом тематических учебных групп, 40% опрошенных отметили, что наличие учебной группы и размещение материалов в социальной сети скорее повышают желание учиться, но никак не влияют на обучение (так считают 57% респондентов). В данной ситуации представляется, что даже ради 40% учащихся стоит использовать социальную сеть как инструмент образовательного процесса.

Стоит сказать, что все указанные сервисы педагог может использовать как на персональной странице, так и создавая тематические сообщества. Однако его личная страница, его виртуальная «визитная карточка» имеет, на наш взгляд, дополнительный педагогический потенциал. Несмотря на усиление позиций дистанционного и самообразования, роль личности педагога в процессе обучения и воспитания остаётся огромной. По-прежнему актуально высказывание В. Сухомлинского: «Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой, - а с этого, по существу, начинается настоящее воспитание, - является личность учителя, его идейные убеждения, богатство его духовной жизни» [19, с. 153].

Учитель школы и преподаватель вуза не только передают знания и формируют компетенции учащихся. Они демонстрируют пример нравственного поведения, оказывают влияние на взгляды и позиции молодого поколения. И чем выше авторитет педагога, тем более велико его влияние. Анализируя опыт взаимодействия со студентами, Н.В. Клочкова и И.Л. Левин отмечают, что общение в сети позволяет студентам увидеть педагога, «как реально

существующего человека... помощника в образовательном движении и профессионально-творческом саморазвитии студента», а также способствует «трансляции позитивных этических и профессиональных качеств» [16, с. 29].

Использование персональной страницы в социальной сети можно рассмотреть с позиций различных педагогических подходов. Так, в русле культурологического подхода, использование персональной страницы как информационной площадки даёт педагогу возможность знакомить воспитанников с достижениями культуры и искусства, транслировать образцы коммуникативной культуры. В рамках социализирующего подхода профиль можно рассматривать в качестве фактора социального воспитания учащихся. На основе диалогического подхода страница в социальной сети даёт возможность формального и неформального общения с преподавателем, которое обогащает опыт воспитанников, позволяет им получать ответы на значимые вопросы, удовлетворять социальные потребности.

В этом отношении интерес представляют ответы студентов на вопрос, влияет ли профиль педагога в социальной сети на его имидж и отношение к нему. Более 50% опрошенных отметили, что наличие профиля педагога в социальной сети влияет положительно. Среди ответов встречаются как позитивные, так и негативные оценки. По мнению опрошенных, преподаватель, использующий социальную сеть, «идёт в ногу со временем», он «понятнее» и «ближе к студентам», он готов к общению, может подсказать, ответить на вопросы. Изучение персональной страницы педагога позволяет студентам узнать его интересы, понять ценностные установки. При этом некоторые студенты обратили внимание, что откровенные фото или неэтичные высказывания могут повлиять на восприятие негативно, «подпортить авторитет».

На вопрос: «Должны ли существовать, по-Вашему, какие-то ограничения или тре-

бования к социальным страницам учителей или преподавателей?» 30% респондентов отметили, что определённые границы нужны. «Педагог даже в социальных сетях должен оставаться педагогом». От педагогов студенты ожидают поменьше «показушности» и «пафосных высказываний», пропаганды радикальных взглядов, объёма личной информации. 20% опрошенных затруднились с ответом. Половина участников опроса отметили, что границы и ограничения не требуются, так как преподаватели имеют право на личную жизнь, они «такие же люди». Тем не менее, на наш взгляд, педагог, открывающий страницу для общения со студентами, должен ответственно относиться к нормам общения и содержанию, представленному на персональной странице.

Педагогические возможности персональной страницы педагога

На основе результатов беседы с учителями, а также включённого наблюдения в процессе взаимодействия со студентами различных курсов в социальной сети «ВКонтакте» можно обозначить следующие аспекты воспитательного и образовательного влияния персональной страницы преподавателя.

1. Демократизация и индивидуализация педагогического взаимодействия. Присутствие педагога в социальной сети позволяет студентам ощущать связь с ним, возможность (даже если она не используется) обращения к нему по важным учебным и другим вопросам. Использование социальной сети приближает учителя к ученику, даёт ему возможность увидеть в педагоге личность со своими интересами, проблемами, достижениями, перестать бояться педагога. Точно так же учитель может исследовать профили учащихся, адаптируя учебный процесс к их опыту, склонностям и интересам.

2. Коммуникация в сети. Открытость педагога к общению в сети предоставляет студентам возможность задать вопросы, на что не хватает времени в часы занятий, обсудить

индивидуальные задания, задать личный вопрос. Организуя общение со студентами, педагог может транслировать нормы коммуникативного этикета, доброжелательность, внимание. Сетевое общение способствует укреплению отношений с учащимися, делает педагогов более социально доступными для учащихся, а преподавателям помогает лучше запоминать студентов.

3. Отбор и публикация образовательного и воспитательного контента на «стене» (открытой странице пользователя). Это могут быть социальные проекты, статьи, произведения искусства, мотивирующие иллюстрации, презентация информационных ресурсов, собственные размышления о важных общественных и личных темах, комментарии к происходящим событиям и т.д. Так, выкладывая фотоотчёт о посещении выставки, один из учителей отмечает появление у школьников интереса к данному мероприятию. Другой педагог делится на странице интересными статьями по предмету, задавая дискуссионные вопросы. Студенты пишут, что решили прочитать книгу или посмотреть фильм по рекомендации преподавателя на его странице. Внимание к публикациям любого типа повышается, если педагог добавляет личный комментарий.

4. Вовлечение в совместную деятельность. Посредством персональной страницы педагог может мотивировать студентов к участию в различных конкурсах, волонтёрских проектах, культурных событиях, особенно если учитель сам является их участником. Например, автор, будучи руководителем волонтёрской группы, систематически приглашает студентов к участию в добровольческих акциях, фестивалях и т.д. Это позволяет сделать социальную сеть инструментом реальных социальных изменений.

Ограничения и возможные трудности

при работе педагога в социальных сетях

Несмотря на широкий спектр возможностей, педагогу необходимо осознавать существующие трудности и ограничения со-

циальных сетей. В работах исследователей обозначены такие проблемы, как снижение степени достоверности полученных знаний [3, с. 132], кибербуллинг [4], утечка информации [5]. В ходе педагогической работы были определены наиболее часто возникающие сложности в использовании социальных сетей.

Одна из важных проблем, по мнению самих студентов, связана с такой особенностью социальных сетей, как чрезмерное разнообразие сервисов и контента. Так, заходя на страницу с целью задать учебный вопрос или получить домашнее задание, студент отвлекается на чтение новостей, общение с друзьями и другие возможности социальной сети. Более 30% студентов отметили, что социальная сеть отвлекает «рекламой», «перепиской с друзьями, обновлением новостей», обилием «лишней информации». Вследствие перегруженности ненужной информацией нарушается концентрация внимания, мыслительные процессы становятся фрагментарными, снижается терпение и упорство, возрастает импульсивность. Также в ответах респондентов встречались опасения насчёт ухудшения зрения и возникновения интернет-зависимости или зависимости от социальных сетей.

По данным включённого наблюдения, ещё одним неоднозначным вопросом является установление личных границ преподавателя. При отсутствии сетевого этикета студенты могут писать в ночное время, опускать приветствие и пояснение ситуации (например, отправлять текстовый документ работы без каких-либо комментариев). При небольшой разнице в возрасте у студентов могут появляться к педагогу провокационные вопросы. Во избежание этого следует заранее обозначить принципы выстраивания коммуникации в сети, временные рамки, этикетные правила общения и возможные темы для обсуждения. При возникновении спорных моментов нужно обозначить социально-ролевые позиции, а при необходимости перенести разговор на встречу в классе.

Отдельным сюжетом являются повышенные этические требования к содержанию и ведению коммуникации на публичной странице педагога. Если педагог ставит в приоритет своё личное информационное пространство и межличностное общение, он может опираться на конституционное право на свободу слова в пространстве собственной страницы. Однако, используя персональный профиль как инструмент педагогического взаимодействия, учитель, на наш взгляд, должен внимательно относиться к наполнению страницы (в том числе в вопросах использования интеллектуальной собственности). В данном случае на странице педагога не должно быть представлено нецензурной лексики, откровенных фотографий, оскорбительных высказываний и других материалов, способных негативно повлиять на моральное состояние студентов. При необходимости могут удаляться недопустимые комментарии других пользователей.

На наш взгляд, при работе в социальных сетях важно делать акцент на субъектности каждого студента, ответственности всех участников образовательного процесса за публикации, изображения, аудиозаписи и др. В большинстве случаев проблемы взаимодействия студентов и педагогов в социальной сети могут быть предотвращены заблаговременным обозначением границ и правил общения, которые следует уточнять и дополнять по мере возникновения спорных ситуаций.

Заключение

Несмотря на повышение роли компьютерных технологий, личность педагога остаётся главным субъектом обучения и воспитания. В связи с повышением темпов жизни и снижением объёма реального общения с воспитанниками учителям нужно искать новые инструменты педагогического взаимодействия. Таким инструментом способна стать социальная сеть, где студенты и преподаватели могут проектировать и обогащать

содержание учебного процесса. Посредством различных сервисов, а также персонального профиля педагог может делать общение со студентами более комфортным и демократичным, опосредованно формировать образовательное и информационное пространство студентов, вовлекать их в волонтёрскую, социальную или творческую деятельность.

Как показало исследование, активность и открытость персональной страницы педагога положительно влияет на отношение к самому педагогу и к изучению его предмета. При этом учителю важно чётко обозначать личные границы и рамки коммуникации в социальной сети.

Литература

1. Chaffey D. Global social media research summary, 2020 // Smart Insights. 2020, Aug 03. URL: https://www.smartinsights.com/social-me-dia-marketing/social-media-strategy/new-glob-al-social-media-research/ (дата обращения: 24.11.2020).

2. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.

3. Никонов Л.А., Зименкова Н.Н. IT-ресурсы современной образовательной среды как инструмент воспитательного воздействия // Вестник ТвГУ. Серия "Педагогика и психология", 2014. № 1. С. 127-133.

4. Curran K, McCarroll N. Social Networking in Education International // Journal oflnnovation in the Digital Economy. 2013. No. 4(1). Р. 1-15. DOI: 10.4018/jide.2013010101

5. Alsolamy F. Social networking in higher education: academics' attitudes, uses, motivations and concerns. Doctoral, Sheffield Hallam University, 2017. URL: http://shura.shu.ac.uk/15852/

6. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 43. С. 44-50. URL: http://journals.tsu. ru/ou/&journal_page=archive&id=1008&ar-ticle_id=8216 (дата обращения: 24.11.2020).

7. Al-Mukhaini E.M, Al-Qayoudhi W.S, Al-Ba-di A.H. Adoption of Social Networking in Education: A Study of the Use of Social Networks by Higher Education Students in Oman // Journal of International Education Research. 2014. Vol. 10. No. 2. P. 143-154. D01:10.19030/jier.v10i2.8516

8. Arnold N, Paulus T. Using a social networking site for experiential learning: Appropriating, lurking, modeling and community building // The Internet and Higher Education. 2010. No. 13. Р. 188-196. DOI: 10.1016/j.iheduc.2010.04.002

9. Малышева Н.А. Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. С. 1-10. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

10. Jalal А., Zaidieh Y. The Use of Social Networking in Education: Challenges and Opportunities // World of Computer Science and Information Technology Journal (WCSIT). 2012. Vol. 2. No. 1. Р. 18-21. URL: https://pdfs.seman-ticscholar.org/76e2/1d0c5cc14238463a09e-ec33d5d06573a32d2.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

11. Klamma R, Chatti M.A, Duval E, Hummel H, Hvannberg E.T, Kravcik M, Law E, Naeve A., Scott P. Social software for life-long learning // Educational Technology & Society. 2007. No. 10 (3). Р. 72-83. URL: https://www. jstor.org/stable/jeductechsoci.10.3.72 (дата обращения: 24.11.2020).

12. Павличева Е.Н, Твёрдохлеб Ю.А. Социальные сети педагогов как один из элементов инновационных сетей системы образования // Информационные ресурсы России. 2012. № 6. С. 32-34. URL: http://www.aselibrary. ru/datadocs/doc_4150la.pdf (дата обращения: 24.11.1010).

13. Mazman S.G, Usluel Y.K. Modeling educational usage of Facebook // Computers & Education. 2010. No. 55. Р. 444-453. DOI: https://doi. org/10.1016/j.compedu.2010.02.008

14. Bostrom R.P, Gupta S, Hill J.R. Peer-to-peer technology in collaborative learning networks: Applications and research issues // International Journal of Knowledge and Learning. 2008. No. 4 (1). Р. 36-57.

15. Kanimozhi T., Vasimalairaja M. Role of Social Networks in Education International // Journal of Trend in Research and Development (IJTRD). National Conference on Challenges in 21st Cen-

tury Teacher Education organized by Kamala College of Education, Thirunavalur, TamilNa-du, 2018. Р. 114-116. URL: http://www.ijtrd. com/papers/lJTRD15980.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

16. Клочкова Н.В, Левин И.Л. Духовно-нравственный аспект использования образовательного потенциала компьютерных социальных сетей в высшем архитектурно-художественном образовании // Вестник евразийской науки. 2015. № 1 (26). C. 1-20. D01:10.15862/29PVN115

17. Mazer J.P, Murphy R.E, Simonds C.J. I'll see you on 'Facebook': The effects of computer me-

diated teacher self-disclosure on student motivation, affective learning, and classroom climate // Communication Education. 2007. No. 56 (1). Р. 1-17. D0I:10.1080/03634520601009710

18. Курносова Е. Социальные сети в цифрах, 2019. URL: https://mediascope.net/upload/ iblock/f97/l8.04.2019_Mediascope_Екатери-на%20Курносова_РИФ+КИБ%202019^

19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. 192 с.

Статья поступила в редакцию 16.01.20 После доработки 09.09.20 Принята к публикации 05.11.20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teachers' Personal Page in a Social Network as a Tool for Teacher-Student Interaction

Anna G. Kukushkina - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., [email protected] Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Velikiy Novgorod, Russia Address: 6, Chudintseva str., Velikiy Novgorod 173000, Russian Federation

Abstract. The article presents an analysis of the pedagogical capabilities of social networks in solving modern educational problems. The pedagogical potential of teacher's personal page can influence on individualization of the educational process, selection of the content of education, organization of pedagogical communication, involvement in activities. The author describes and analyzes the experience of interacting with students on the social network platform, which confirms the positive impact of the communication with the teacher through a social network on students' attitude to the subject and educational motivation. The restrictions of the use of teachers' personal pages in the process of education are connected with increased requirements to the content and design of a personal page. Possible negative consequences of interacting with students through social networks include non-compliance with the boundaries and blurring the boundaries of communication, the interpenetration of professional and personal spheres of life.

Keywords: social networks, teacher's personality, educational process, teacher-student interaction, social network educational potential, personal page

Cite as: Kukushkina, A.G. (2020). Teacher's Personal Page in a Social Network as a Tool of Teacher-Student Interaction. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 12, pp. 156-166, doi: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-12-156-166 (In Russ., abstract in Eng.).

References

1. Chaffey, D. (2019). Global Social Media Research Summary. 2020. Smart Insights. 2020, Aug 03. Available at: https://www.smartinsights.com/social-media-marketing/social-media-strategy/ new-global-social-media-research/ (accessed 24.11. 2020).

2. Klimenko, O.A. (2012). [Social Networks as a Means of Training and Interaction of Participants in the Educational Process]. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: mate-rialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral 2012 g.) [Theory and Practice of

Education in the Modern World: Proc. Int. Sci. Conf. (St. Petersburg, February 2012). Saint-Petersburg: Renome Publ., pp. 405-407. (In Russ.)

3. Nikonov, L.A., Zimenkova, N.N., (2014). IT-Resources as a Tool of the Contemporary Educational Environment. Vestnik TvGU. Seriya "Pedagogika i psikhologiya" = Herald of Tver State University, Series "Psychology and Education". No. 1, pp. 127-133. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Curran, K., McCarroll, N. (2013). Social Networking in Education International. Journal of Innovation in the Digital Economy. No. 4(1), pp. 1-15, doi: 10.4018/jide.2013010101

5. Alsolamy, F. (2017). Social Networking in Higher Education: Academics' Attitudes, Uses, Motivations and Concerns. Doctoral, Sheffield Hallam University. Available at: http://shura.shu. ac.uk/15852/

6. Feshchenko, A.V. (2011). Social Networks in Education: An Analysis of Experience and Perspectives. Otkrytoye i distantsionnoye obrazovaniye = Open and Distance Education. No. 3, pp. 44-50. Available at: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_page=archive&id=1008&article_ id=8216 (accessed 24.11. 2020). (In Russ., abstract in Eng.)

7. Al-Mukhaini, E.M., Al-Qayoudhi, W.S., Al-Badi, A.H. (2014). Adoption of Social Networking in Education: A Study of the Use of Social Networks by Higher Education Students in Oman. Journal of International Education Research. Vol. 10, no. 2, pp. 143-154, doi:10.19030/jier. v10i2.8516

8. Arnold, N., Paulus, T. (2010). Using a Social Networking Site for Experiential Learning: Appropriating, Lurking, Modeling and Community Building. The Internet and Higher Education. No. 3, pp. 188-196, doi: 10.1016/j.iheduc.2010.04.002

9. Malysheva, N.A. (2013). Social Network Role in the Distance Learning Model of Art Specialties Students. Nauchnyy zhurnal KubGAU = Scientific Journal of KubSAU. No. 86(02), pp. 1-10. Available at: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/02.pdf (accessed 24.11. 2020). (In Russ., abstract in Eng.)

10. Jalal, А., Zaidieh, Y. (2012). The Use of Social Networking in Education: Challenges and Opportunities. World of Computer Science and Information Technology Journal (WCSIT). Vol. 2, no. 1, pp.18-21. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/76e2/1d0c5cc14238 463a09eec33d5d06573a32d2.pdf(accessed 24.11. 2020).

11. Klamma, R., Chatti, M. A., Duval, E., Hummel, H., Hvannberg, E.T., Kravcik, M., Law, E., Naeve, A., Scott, P. (2007). Social Software for Life-Long Learning. Educational Technology & Society. No.10 (3), pp. 72-83. Available at: https://www.jstor.org/stable/jeductechsoci.10.3.72 (accessed 24.11.1010).

12. Pavlicheva, E.N., Tverdokhleb, U.A. (2012). [Social Networks of Teachers as One of the Elements of Innovative Networks of the Education System]. Informatsionnyye resursy Rossii = Information Resources of Russia. No. 6, pp. 32-34. Available at: http://www.aselibrary.ru/dat-adocs/doc_4150la.pdf (accessed 24.11. 2020). (In Russ.)

13. Mazman, S.G., Usluel, Y.K. (2010). Modeling Educational Usage of Facebook. Computers & Education. No. 55, pp. 444-453, doi: https://doi.org/10.1016/jj.compedu.2010.02.008

14. Bostrom, R.P., Gupta, S., Hill, J. R. (2008). Peer-to-Peer Technology in Collaborative Learning Networks: Applications and Research Issues. International Journal of Knowledge and Learning. No. 4(1), pp. 36-57.

15. Kanimozhi, T., Vasimalairaja, M. (2018). Role of Social Networks in Education International. Journal of Trend in Research and Development (IJTRD). National Conference on Challenges in 21st Century Teacher Education organized by Kamala College of Education, Thiruna-valur, TamilNadu, 17th Feb. 2018, pp. 114-116. Available at: http://www.ijtrd.com/papers/ IJTRD15980.pdf (accessed 24.11.2020).

16. Klochkova, N.V., Levin I.L. (2015). The Psychical and Ethical Side of Using the Studying Potential of Computer Social Network in the Higher Architectural and Artist's Education. Vestnik yevraziyskoy nauki = The Eurasian Scientific Journal. No. 1 (26), pp. 1-20, DOI: 10.15862/29PVN115. (In Russ., abstract in Eng.).

17. Mazer, J.P., Murphy, R.E., Simonds, C.J. (2007). I'll See You on 'Facebook': The Effects of Computer Mediated Teacher Self-Disclosure on Student Motivation, Affective Learning, and Classroom Climate. Communication Education. No. 56 (1), pp. 1-17, doi:10.1080/03634520601009710

18. Kurnosova, E. (2019). Sotsial'nye seti v tsifrakh, 2019 [Social Networks in Numbers]. Available at: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_EKaTepMHa%20 KypHocoBa_PM®+KME%202019.pdf (accessed 24.11.2020). (In Russ.).

19. Sukhomlinskiy, V.A. (1981). Metodika vospitaniya kollektiva [Methods of Team Education]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 192 p. (In Russ.).

The paper was submitted 16.01.20 Received after reworking 09.09.20 Accepted for publication 05.11.20

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ

4 IBRARy°RU ScienceIndexPMH4-2019

Вопросы философии 5,471

Вопросы образования 5,214

социологические исследования 3,145

психологическая наука и образование 2,540

интеграция образования 1,968

образование и наука 1,281

педагогика 0,876

Эпистемология и философия науки 0,871

Университетское управление: практика и анализ 0,789

Высшее образование в России 0,759

Высшее образование сегодня 0,314

Alma Mater 0,283

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.