Научная статья на тему 'Теоретические аспекты использования социальных сетей в образовательных целях'

Теоретические аспекты использования социальных сетей в образовательных целях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
458
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гончарова Оксана Николаевна, Халилова Милера Юсуфовна

В статье рассматривается вопрос использования социальных сетей в образовательном процессе, обсуждается проблема, связанная с разрывом между быстро развивающимся социальным программным обеспечением и его использованием в учебных целях. Проанализированы педагогические возможности и функции социальных сетей; рассмотрены преимущества и недостатки применения современных социальных платформ; предложены идеи для решения имеющихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гончарова Оксана Николаевна, Халилова Милера Юсуфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of the Use of Social Networks for Educational Purposes

The article discusses the use of social networks in the educational process, discusses the gap between rapidly developing social soft-ware and its use for educational purposes. The pedagogical possibilities and functions of social networks are analyzed; the advantages and disadvantages of modern social platforms are discussed; suggested ideas for solving existing problems.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты использования социальных сетей в образовательных целях»

B/7375/Prikaz_%E2%84%96_91_ot_09.02.201 6.pdf

7. Федотова Г. А., Игнатьева Е. Ю. Профессионально ориентированные технологии обучения в высшей школе: учеб. пособие / авт.-сост. Г. А. Федотова, Е. Ю. Игнатьева. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. - 104 с.

8. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/21341.

I

О. Н. Гончарова, М. Ю. Халилова

УДК 374.31:004.7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

овсеместное использование сети Интернет способствовало изменению привычных методов и сфер коммуникаций, в частности, привело к появлению социальных сетей, которые стали незаменимыми коммуникационными инструментами. Современные тенденции в развитии информационных и коммуникационных технологий меняют многие аспекты процесса образования: от роли участников до форм и методов доставки знаний. Появились перспективы использования социальных сетей в учебных целях. Однако данная практика обладает преимуществами и недостатками, что стало причиной обсуждения в последние годы.

Цель статьи - проанализировать педагогические возможности и функции социальных сетей; рассмотреть преимущества и недостатки применения современных социальных платформ; предложить идеи для решения имеющихся проблем и назвать основные положения, нуждающиеся в детальном исследовании.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена высокими показателями популярности социальных сетей в повседневной жизни, новым уровнем взаимодействия педагога с учеником. Исследования в этой области проводились многими зарубежными и отечественными учеными: Е. Н. Павличевой [7], А. С. Дуж-никовой [3], А. В. Проскуряковым [8], А. В. Фе-щенко [15], М. С. Чвановой [9] и др.

Социальная сеть (от англ. Social networking service) - платформа, онлайн-сер-вис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете [11].

А. С. Дужникова в своей работе выделяет следующий обязательный функционал, имея который, сайт может называться социальной сетью [3]:

- возможность создания индивидуальных профилей, в которых будет содержаться определенная информация о пользователе;

- возможность многофункционального взаимодействия пользователей: отслеживание присутствия собеседника(-ов) в сети, информирование о просмотре сообщений;

- возможность достижения совместной цели путем кооперации;

- возможность обмена материалами;

- возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов.

Кроме того, портал, позиционирующий себя как социальную сеть, должен быть автоматизированным и предоставлять пользователям удобный функционал для реализации всех названных возможностей.

Согласно статистическим данным, самой популярной сетью в мире остается Facebook. Вторая и третья позиции принадлежат You Tube и Instagram [20]. На территории Российской Федерации большинство пользова-

20/А'//

телей отдают предпочтение сети «Вконтак-те» [2]. Сгласно официальной статистике [1], сетью «Вконтакте» ежемесячно пользуется более 97 000 000 человек, а 5 000 000 000 сообщений отправляется каждые сутки (см. Рисунок 1).

3 nacriwBitj

Рис.1. Рост аудитории «Вконтакте»

Согласно системе мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ Brand Analytics, тендерное распределение в сети следующее: 58,4% авторов женского пола, 41,6% - мужского. Основная возрастная группа - 37% - авторы в возрасте 25-34 лет; вторая по численности группа - 18-24 лет (25,7%); третья - в возрасте до 18 лет - 17,9% (см. Рисунок 2) [11].

Возраст пользователей "Вконтакте"

55 и с 1 Jpiw

25-34

18-24

Д" 1«

О.ООЧ 5,00* ЩО0* 15,00* 20,00» 25ДОК ЗО.ОС* 35,00* W.00*

Рис.2. Возраст пользователей «Вконтакте», май 2017 г.

На основании этого можно заключить, что социальные сети имеют огромный потенциал в распространении образования среди молодежи. Е. Н. Павличева обращает внимание на то, что внедрение социальных сетей в образовательный процесс «формирует новую культуру мышления, переход от знаниевой парадигмы к компетентностной, повышает информационную культуру» [7, с. 43].

Для раскрытия содержания понятия следует разделить рассматриваемые социальные сети на следующие категории: специализированные и неспециализированные (общего пользования). Специализированные созданы для коммуникации специалистов определенной отрасли знаний. Среди наиболее популярных социальных сетей необходимо выделить следующие: платформа работников образования «Наша сеть» [13], образовательная платформа введения электронных дневников «Днев-ник.ру» [16], сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» [5]. Многофункциональность социальных сетей позволяет успешно внедрять их в учебный процесс, в частности, для изучения иностранных языков. Высокой популярностью пользуется сообщество для изучения иностранных языков Busuu [10] и портал культурного общения Interpals [17]. Среди неспециализированных сетей стоит отметить такие, как Вконтакте, Facebook, Twitter, LinkedIn, Однаклассники и др.

Авторами замечен скептицизм со стороны общественности относительно возможности использовать данный способ в качестве средства обучения, поскольку традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени [4]. Однако не стоит отрицать, что использование социального пространства может благотворно организовать коллективную работу, проектную деятельность, международные обмены, самообразование и сетевую работу людей, находящихся в разных точках земного шара [8].

Учебный материал в социальных медиа всегда доступен к просмотру, редактированию и обновлению. Пользователь имеет множество вариантов поддержки связи с другими пользователями: публикация информации, просмотр комментариев и публикаций других пользователей - все это обеспечивают двойную обратную связь. Высокая эффективность использования мультимедиа в образовательном процессе обусловлена особенностями наглядно-образного мышления индивида [14, с. 109]. В связи с этим фильмы, аудио, анимация и инфо-графика являются мощными и ценными инструментами в образовательном процессе.

Социальные сети предоставляют широкие возможности для взаимодействия преподавателей с обучающимися. Наличие постоянного доступа к сети Интернет позволяет педагогу предоставлять обучающимся различного рода методические пособия, проверять самостоятельные работы, что обеспечивает непрерывность учебного процесса и планирование учебной и научной деятельности обучающихся. Например, функция введения диалогов позволяет осуществлять командную работу над общими проектами. Имеется возможность выкладывать мультимедиа, проводить голосования, опросы и многое другое. Обсуждение спорных вопросов и введение дискуссий в сообществах является неотъемлемой частью учебного процесса, так как стимулирует инициативность обучающихся и развивает рефлексивное мышление. Данные платформы позволяют находить единомышленников по различным дисциплинам, вести бло-ги и создавать сообщества. Известные научные журналы и сайты имеют официальные страницы в большинстве социальных сетей [6].

«Использование преподавателями социальных сетей для решения своих профессиональных задач повышает их уровень коммуникативных компетенций. С помощью социальных сетей у преподавателя появляется возможность проводить аудиторные лекционные занятия в интерактивном режиме. Например, с помощью «Twitter» студенты в процессе прослушивания лекции могут задавать вопросы и обсуждать представленный материал в формате микроблога, не мешая при этом преподавателю» [15, с. 46].

К преимуществам социальных сетей относится возможность просмотра ленты новостей других участников. «Этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. У студентов появляется возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одногруппников и преподавателя, который, в свою очередь, наблю-

дает и координирует работу учащихся» [15, с. 46].

Становится актуальной теория социального обучения, которая заключается в предположении, что люди учатся наиболее эффективно, когда они взаимодействуют с другими учащимися в рамках какой-то темы или предмета. Убедительные доказательства необходимости социального взаимодействия в процессе обучения изложены в исследовании Ричарда Лайта (Richard J. Light) из Гарварда. Лайт обнаружил, что один из сильнейших факторов успеха студентов в образовании -это их способность создавать или участвовать в небольших исследовательских группах. Студенты, которые учились в группах хотя бы раз в неделю, оказались лучше подготовленными в предмете, чем студенты, занимавшиеся самостоятельно [19]. В социальном обучении фокус внимания преподавателей должен сдвигаться от содержимого предмета в учебной деятельности к взаимодействию людей, вокруг которых это содержимое находится. Именно поэтому зарубежные эксперты в области электронного обучения призывают разработчиков программных продуктов создавать системы управления обучением, интегрированные с популярными социальными сервисами» [15, с. 126-127].

Отсутствие обучающегося на занятиях в образовательных учреждениях незначительно влияет на успеваемость благодаря поддержке курса с помощью социальной сети. В любом коллективе имеются обучающиеся, которым присущи трудности в установлении контактов либо переживания психологического дискомфорта. Социальные платформы способствуют устранению трудностей доверительного межличностного общения, превращая данную категорию лиц в активных участников учебного процесса.

К недостаткам относится невидимость субъекта коммуникации и слабая регламентированность поведения, которые приводят к нарушению социальных ролей участниками коммуникационного процесса. Погружение в виртуальное общение заменяет реальные взаимоотношения, что впоследствии может

привести к расстройствам социально-психологического характера: нездоровой зависимости от общественного мнения и падению самооценки. Однако кроме нанесения вреда психологическому здоровью, длительное времяпровождение в социальной сети негативно влияет на физическое здоровье. Социальные сети вызывают зависимость, снижение продолжительности концентрации внимания, информационную зависимость, утомление, стресс, отчуждение и снижение интеллекта. Реклама в социальных сетях создает условия для манипуляции сознанием людей: отвлекая пользователя от просмотра заранее запланированной информации. Наряду с вышеперечисленными проблемами, стоит обратить внимание на следующие: формирования сетевой этики, информационное неравенство, риск всплеска информационной преступности: воровство паролей и фишинг.

Следующими проблемами являются отсутствие технической возможности доступа к социальным сетям в учебных заведениях, высокие материальные затраты на поддержку занятий в условиях непрерывного обучения. Стоит также отметить, что и работа преподавателя в социальных сетях остается недооцененной. В подавляющем большинстве социальные сети не обладают функцией введения электронных журналов по сравнению с «системами управления обучения LMS (англ. learning management system), являющейся основой системы управления учебной деятельностью, которая используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательном компоненте, так и на коммуникативном» [18].

Безопасность пользователя в Интернете подвергается сомнению. Поскольку многие социальные сети работают на основе предполагаемого доверия, профили пользователей

отображаются и доступны для зарегистрированных пользователей и гостей по умолчанию, даже если они не принадлежат к одной сети. В последнее время многие сети стали предоставлять возможность установить самостоятельно уровень раскрытия информации. Однако данная функция не доступна для всех платформ. В связи с этим к недостаткам социальных сетей относится низкий уровень защиты конфиденциальных персональных данных. Стандарты и политика защиты информации пользователя является обширно исследуемой областью и выходит за рамки данной статьи.

Имеющиеся проблемы можно решать посредством детального анализа возможностей социальных сетей, разработки и внедрения новых методик обучения с использованием социальных сетей, повышения квалификации преподавателей и материального стимулирования педагогов. Важно способствовать сотрудничеству педагогов с разработчиками социальных платформ в целях разработки удобного инструментария, поскольку на данный момент очевиден разрыв между достижениями современного социального программного обеспечение и его применения в образовании. Исследования следует проводить для определения степени влияния социальных сетей на удовлетворенность студентов процессом обучения, мотивацию студентов и другие поведенческие особенности.

Умелое использование социальных сетей, вне всякого сомнения, позволяет педагогам делать занятия более интересными и эффективными. Современный педагог может доказать, что социальные сети являются не только средством развлечения и общения с друзьями, но и рабочим инструментом. Доступность, популярность, прогрессивность, гибкость, удобный инструментарий, возможность участия в совместных проектах - все эти факторы говорят в пользу использования социальных сетей в обучении.

Таким образом, социальные сети имеют огромный потенциал в распространении образования. Однако стоит отметить, что существуют некоторые проблемы, решение кото-

рых возможно благодаря сотрудничеству разработчиков программных средств со всеми участниками учебного процесса, разработке и апробации новых методик обучения. Теоретическая база доказывает положительный эффект социальных сетей: они усиливают существенное взаимодействие в образовательной среде социальных групп, а также направлены на укрепление ценностей, обмен мнениями и опытом. Пользователи социальных сетей, формируя новое информационное пространство, содействуют не только развитию электронного образования, но и образования в целом.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос использования социальных сетей в образовательном процессе, обсуждается проблема, связанная с разрывом между быстро развивающимся социальным программным обеспечением и его использованием в учебных целях. Проанализированы педагогические возможности и функции социальных сетей; рассмотрены преимущества и недостатки применения современных социальных платформ; предложены идеи для решения имеющихся проблем.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, социальные сети, образовательный процесс, непрерывное обучение, современные педагогические технологии.

SUMMARY

The article discusses the use of social networks in the educational process, discusses the gap between rapidly developing social software and its use for educational purposes. The pedagogical possibilities and functions of social networks are analyzed; the advantages and disadvantages of modern social platforms are discussed; suggested ideas for solving existing problems.

Key words: information and communication technologies, social networks, educational process, continuous education, modern pedagogical technologies.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аудитория Вконтакте. Социальная сеть [Электронный ресурс]. - URL:https://vk.

com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 13.01.2018).

2. Вконтакте: социальная сеть [Электронный ресурс]. - URL: https://m.vk.com (дата обращения: 30.12.2017).

3. Дужникова А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования [Электронный ресурс] // Мониторинг. - 2010. -№5 (99). - URL: http://cyberleninka.ru/article /n/sotsialnye-seti-sovremennye-tendentsii-i-tipy-polzovaniya (дата обращения: 03.10.2017).

4. Мамедов Н. М. Глобализация как современное состояние общественного развития // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). - М.: Изд-во МГУ, 2004. - C. 41-49.

5. «Открытый класс». Национальный фонд подготовки кадров [Электронный ресурс]. -URL: http://www.openclass.ru/ (дата обращения: 16.02.2018).

6. Официальная страница журнала «Web of Science» в Fаcebook [Электронный ресурс]. -URL: https://www.facebook.com/webofscien ce. clarivate/ (дата обращения: 03.10.2017).

7. Павличева Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 42-47.

8. Проскуряков А. В. Образование в условиях глобализации. Использование социальных сетей в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Вестник ВГТУ. - 2014. -№ 2(3). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovanie-v-usloviyah-globalizatsii-ispolzova nie-sotsialnyh-setey-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 15.09.2017).

9. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России / М. С. Чванова, М. В. Храмова, В. Ю. Лыско-ва [и др.] // Образовательные технологии и общество. - 2014. - № 3. - С. 472-493.

10. Сообщество для изучения иностранных языков Busuu [Электронный ресурс]. -URL:https://www.busuu.com/ru (дата обращения: 16.02.2018).

11. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipe dia.org/wiki/Социальная_сеть (дата обращения: 02.01.2018).

12. Социальные сети в России, лето 2017 [Электронный ресурс] // Brand Analytics.

20/Á7//

2018. - URL: http://blog.br-analytics.ru/sotsi alnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/ (дата обращения: 13.01.2018).

13. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс] // Наша сеть. 2017. - URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 16.01.2018).

14. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. унта, 1984. - 272 с.

15. Фещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое дистанционное образование. - 2011. - № 3 (43). - С. 44-49.

16. Цифровая образовательная платформа « Дневник. ру» [Электронный ресурс]. - URL: https://dnevnik.ru/ (дата обращения: 16.01.2018).

17. Interpals [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interpals.net/ (дата обращения: 16.01.2018).

18. Learning management system [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki /Learning_management_system (дата обращения: 18.01.2018).

19. Richard J. Light. Making the Most of College: Students Speak Their Minds. - Cambridge: Harvard University Press, 2001. -242 рр.

20. Top 15 Most Popular Social Networking Sites and Apps [Электронный ресурс] // Dream-grow. 2018. - URL: https://www.dreamgrow. com/top-15-most-popular-social-networking-sites/ (дата обращения: 16.01.2018).

Т. Т. Везиров

УДК 378.2

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ МУЛЬТИМЕДИА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

В современном мире неотъемлемой частью образовательного процесса является активное развитие и использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, где основной составляющей являются мультимедийные образовательные ресурсы во всех сферах профессионально-педагогической деятельности.

Современные мультимедийные образовательные ресурсы повышают эффективность самостоятельной работы студентов и в целом способствуют становлению и функционированию электронной информационно-образовательной среды вуза, к которой каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом.

Использование мультимедийных технологий в обучении обусловлено данными многолетних исследований о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение и воспроизведение полученной информации. Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей студентов, и потому мультимедийные технологии являются одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса.

Применение мультимедийных технологий на занятии через визуализацию и интерактивность активизирует познавательную деятельность обучаемого и развивает алгоритмический стиль мышления. Проведение занятия с использованием технических средств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.