Научная статья на тему 'Особенности работы обучающихся над учебными проектами в условиях виртуализации образовательного пространства'

Особенности работы обучающихся над учебными проектами в условиях виртуализации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / THE TRANSFORMATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL FACILITIES / УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ / ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / FRICTION COEFFICIENT / ROLLING LUBRICATION / BITE ANGLE / BREAKDOWN RATE REDUCTION PRACTICE / ALUMINUM ALLOYS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Татьяна Евгеньевна, Куракина Елена Сергеевна

В настоящее время современная социальная среда неуклонно испытывает тенденцию к повышению воздействия информационных технологий на различные стороны общественной жизни. Сегодня можно сказать, что социальная среда является продуктом научно-технического прогресса, который фундаментально меняет мировоззрение человека, трансформирует его социальные установки и оказывает серьезное влияние на личностную структуру человека. Одним из наиболее характерных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем коммуникативного взаимодействия. Именно в данной области за последние годы произошел существенный скачок. Интернет на сегодняшний момент перестал выполнять функции только хранения, передачи и обработки информации. Виртуальная среда стремительно становится неотъемлемой частью повседневной жизни человека, реальной сферой взаимодействия. Данная статья посвящена исследованию места и значения социальных медиа в образовательном процессе в условиях виртуализации образования. Отмечена роль и возможности работы с различными социальными медиа. Обоснованы перспективы и особенности использования таких социальных медиа, как Twitter, WhatsApp, социальная сеть ВКонтакте. Дано определение Twitter и представлены преимущества работы с данным приложением. Рассмотрены положительные аспекты работы с приложением WhatsApp в образовательном процессе. Представлено понятие «социальная сеть», а также отмечены как положительные, так и отрицательные стороны использования социальных сетей в процессе учебной деятельности. Проведен эксперимент с использованием социальной сети ВКонтакте в процессе создания проектов студентами-дизайнерами. Описано подробное использование социальной сети, которое позволило выявить возможности повышения эффективности формирования проектной компетентности студентов-дизайнеров в процессе работы над коллективными учебными дизайн-проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белякова Татьяна Евгеньевна, Куракина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES WORK ON STUDYING EDUCATIONAL PROJECTS IN THE EDUCATIONAL SPACE VIRTUALIZATION

Currently contemporary social environment is experiencing steadily tendency to increase the impact of information technology on various aspects of social life. Today we can say that the social environment is the product of scientific and technological progress, which fundamentally changes the human world, it transforms attitudes and has a serious impact on the personal structure of man. One of the most characteristic features of modern society is the rapid development of computer information technologies and communicative interaction systems. It is in this area in recent years there has been a significant jump. Online at the moment no longer is limited to storage functions, transmission and processing of information. The virtual environment is rapidly becoming an integral part of everyday life, the real sphere of interaction. This article is devoted to the study of social media in the educational process in the conditions of formation of virtualization. The role and the possibility of working with various social media. The prospects and particularly the use of social media like Twitter, WhatsApp, the social network VKontakte. The definition of Twitter and presented the advantages of working with this application. We consider the positive aspects of working with WhatsApp application in the educational process. Presented by the notion of "social network", and also noted both positive and negative aspects of the use of this application in the process of usebnoy activities. The experiment with the use of social network VKontakte in the process of creating a student-designers projects. Described in detail the use of social networking is revealed opportunities to improve the efficiency of formation of design competence of students-designers in the process of working on the collective educational design projects.

Текст научной работы на тему «Особенности работы обучающихся над учебными проектами в условиях виртуализации образовательного пространства»

Белякова Татьяна Евгеньевна, Куракина Елена Сергеевна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАД УЧЕБНЫМИ ..

УДК 378.147.227/ 378.147.88

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАД УЧЕБНЫМИ ПРОЕКТАМИ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2016

Белякова Татьяна Евгеньевна, аспирант Куракина Елена Сергеевна, аспирант

Московский городской педагогический университет (129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4с1, e-mail: kurakina.el@gmail.com)

Аннотация. В настоящее время современная социальная среда неуклонно испытывает тенденцию к повышению воздействия информационных технологий на различные стороны общественной жизни. Сегодня можно сказать, что социальная среда является продуктом научно-технического прогресса, который фундаментально меняет мировоззрение человека, трансформирует его социальные установки и оказывает серьезное влияние на личностную структуру человека. Одним из наиболее характерных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем коммуникативного взаимодействия. Именно в данной области за последние годы произошел существенный скачок. Интернет на сегодняшний момент перестал выполнять функции только хранения, передачи и обработки информации. Виртуальная среда стремительно становится неотъемлемой частью повседневной жизни человека, реальной сферой взаимодействия. Данная статья посвящена исследованию места и значения социальных медиа в образовательном процессе в условиях виртуализации образования. Отмечена роль и возможности работы с различными социальными медиа. Обоснованы перспективы и особенности использования таких социальных медиа, как Twitter, WhatsApp, социальная сеть ВКонтакте. Дано определение Twitter и представлены преимущества работы с данным приложением. Рассмотрены положительные аспекты работы с приложением WhatsApp в образовательном процессе. Представлено понятие «социальная сеть», а также отмечены как положительные, так и отрицательные стороны использования социальных сетей в процессе учебной деятельности. Проведен эксперимент с использованием социальной сети ВКонтакте в процессе создания проектов студентами-дизайнерами. Описано подробное использование социальной сети, которое позволило выявить возможности повышения эффективности формирования проектной компетентности студентов-дизайнеров в процессе работы над коллективными учебными дизайн-проектами.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, социальные медиа, учебные проекты, социальные сети, дизайн-технологии, проектная компетентность, информационные технологии, трансформация социальных и образовательных установок.

FEATURES WORK ON STUDYING EDUCATIONAL PROJECTS IN THE EDUCATIONAL

SPACE VIRTUALIZATION

© 2016

Belyakova Tatyana Evgenievna, graduate student Kurakina Elena Sergeevna, graduate student

Moscow City University (129226, Russia, Moscow, 2nd Agricultural fare, 4C1, e-mail: kurakina.el@gmail.com)

Abstract. Currently contemporary social environment is experiencing steadily tendency to increase the impact of information technology on various aspects of social life. Today we can say that the social environment is the product of scientific and technological progress, which fundamentally changes the human world, it transforms attitudes and has a serious impact on the personal structure of man. One of the most characteristic features of modern society is the rapid development of computer information technologies and communicative interaction systems. It is in this area in recent years there has been a significant jump. Online at the moment no longer is limited to storage functions, transmission and processing of information. The virtual environment is rapidly becoming an integral part of everyday life, the real sphere of interaction. This article is devoted to the study of social media in the educational process in the conditions of formation of virtualization. The role and the possibility of working with various social media. The prospects and particularly the use of social media like Twitter, WhatsApp, the social network VKontakte. The definition of Twitter and presented the advantages of working with this application. We consider the positive aspects of working with WhatsApp application in the educational process. Presented by the notion of "social network", and also noted both positive and negative aspects of the use of this application in the process of usebnoy activities. The experiment with the use of social network VKontakte in the process of creating a student-designers projects. Described in detail the use of social networking is revealed opportunities to improve the efficiency of formation of design competence of students-designers in the process of working on the collective educational design projects.

Keywords: friction coefficient, rolling lubrication, bite angle, breakdown rate reduction practice, aluminum alloys, information technology, the transformation of social and educational facilities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важной частью процессов, протекающих в обществе, является его виртуализация, которая ставит перед современной российской системой образования целый ряд новых задач. Сравнительно недавно роль информационных нововведений в образовании была спорной темой в обществе, где каждый имел свои собственные взгляды на модернизацию образования. Постепенно новые технологии были должным образом восприняты образовательными институтами, осознавшими важность использования новшеств в образовании. С учетом всех позитивных и негативных факторов влияния различных новых технологий, образование принимает совершенно новый смысл. С одной стороны, мы видим, что виртуальная среда давно стала привычной для современной молодежи: студенты используют различные Интернет-ресурсы для общения, учебы и развлечения практически ежедневно. С другой

стороны, проблемой становится грамотная организация работы студентов в виртуальной образовательной среде вуза таким образом, чтобы эта работа обогатила, а не ухудшила качество традиционных подходов к обучению. Следовательно, во много раз повышаются требования к методическим рекомендациям для студентов, размещённым в этой среде, а лекции приобретают ознакомительно-консультативный характер, при котором есть возможность останавливаться только на самых важных или самых трудных для освоения моментах. При данном характере освоения материала мотивация студентов должна поддерживаться на очень высоком уровне, который возможно обеспечить только в случае «деятель-ностной» взаимосвязи теории и практики.

Анализ последних исследований и формирование целей статьи. Внедрение инновационных технологий в современный образовательный процесс является всесторонним, массовым и достаточно затратным, но не-

Белякова Татьяна Евгеньевна, Куракина Елена Сергеевна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАД УЧЕБНЫМИ ...

обходимым. Наряду с новыми технологиями, есть возможность адаптации уже имеющиеся и популярных сервисов, платформ и программ. В рамках виртуализации образовательного пространства и взаимодействия субъектов внутри него значение социальных медиа для коммуникации в образовательном процессе достаточно велико. Одним из преимуществ использования социальных медиа в обучении является предоставление возможности обучающимся стать модераторами процесса учения и управлять им самостоятельно. Наилучшей рекомендацией Института ЮНЕСКО касательно информационных технологий в образовании является использовать социальные медиа в обучении для изучения преимуществ и недостатков нового способа социального взаимодействия, который они предлагают [10]. Социальные медиа имеют такие характеристики, как: универсальность, доступность, мобильность, интерактивность, коммуникативность, простота в использовании. К наиболее популярным социальным медиа, используемым в образовании, можно отнести: социальные сети, сервисы блогинга и микроблогинга, сервисы обмена документами, сервисы для сотрудничества, сервисы для коммуникации в реальном времени, сервисы обмена мультимедийными данными.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На сегодняшний день блоги достаточно популярны. Твигтер (Twitter, от англ. to twitter - «чирикать, щебетать, болтать») - международная информационная сеть для публичного обмена сообщениями, уникальной особенностью которой является использование сообщений (содержащих фотографии, видео и ссылки) длиной не более 140 символов [11]. Twitter интересен и с образовательной точки зрения. В частности, количество информации и способ, которым он ее преподносит, может приносить огромную пользу для высшего образования. Twitter имеет ряд преимуществ при использовании в учебном процессе: обучающиеся вовлекаются в учебный процесс, у преподавателей есть возможность отойти от традиционной модели обучения; студенты активно работают с материалом и его обработкой; есть возможность мгновенно реагировать на вопросы студентов; работа в Twitter будет способствовать актуализации и самовыражению тех студентов, которые по каким-либо причинам не решаются высказаться обычно в классе; общая активность обучающихся повысится, так как все студенты будут иметь возможность обозначить свою точку зрения вместо всего нескольких студентов, желающих ответить в традиционном опросе; эффективнее станет процесс установления контактов и взаимосвязей участников образовательных отношений друг с другом как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами.

Еще одним приложением для общения является WhatsApp Messenger, которое позволяет обмениваться бесплатными текстовыми сообщениями. WhatsApp можно использовать не в качестве инструмента для обучения, а в качестве учебного помощника. Некоторые из атрибутов популярного приложения для обмена сообщениями делают его идеальным решением для преподавателей и студентов, так как основная цель WhatsApp заключается в облегчении общения. К преимуществам этого приложения можно отнести возможности:

1) создания чата для образования учебных и исследовательских групп;

2) создания аудио-уроков, которые могут быть адресованы непосредственно студентам, что может облегчить процесс обучения, потому что доступ к лекции возможен в любое время и неограниченное количество раз;

3) установления более близкого контакта со студентами за пределами аудитории, напоминания студентам о необходимости выполнения заданий;

4) отправки видеоматериалов, что может помочь заинтересовать студентов в выполнении заданий, создавая

визуальное участие;

5) отправки графических изображений, заданий или учебных материалов;

6) обеспечения содействия общению между студентами и преподавателями в режиме реального времени.

Обмен сообщениями с помощью WhatsApp является идеальным средством создания привычной, простой и комфортной среды для обучения и общения.

Одними из самых интересных и продуктивных социальных медиа являются социальные сети. Социальные сети позволяют людям объединиться вокруг идеи или темы, представляющих для них интерес. О.В. Аронова, Е.В. Ануфриева, Е.Г. Ефимов, И.А. Небыков отмечают, что в отечественных исследованиях нет единого определения социальной сети [2]. Например, С.Г. Григорьев считает, что под социальной сетью можно понимать «корпоративную электронную почту, форум, систему электронного документооборота внутри предприятия, систему сайтов и блогов, видеоконференции или созданную внутри образовательного учреждения социальную сеть, объединяющую в себе все предыдущие элементы» [5]. С точки зрения теории сетевой коммуникации, социальная сеть - «симбиоз социальной и технической реальности, образовывающий многообразные коммуникативные конфигурации (пространственно-временные, субъект-субъектные, субъект-объектные), которые компенсируют высокую информационную плотность современного общества и осуществляют все виды социальной коммуникации (массовой, межличностной, групповой) на всех технологических уровнях: вербальном, письменном, аудиовизуальном» [12].

В отечественных исследованиях упоминается и то, что в настоящий момент существует большое множество педагогических социальных сетей, например, такие как: ЕОИС, Открытый класс, Сеть творческих учителей, Педсовет, СоцОбраз, edu.ru, ИнтерГу.ги, e-teaching.ru и т.д. [14]. Однако, социальные сети общего доступа, такие как ВКонтакте, Одноклассники, Facebook имеют наибольшую популярность в студенческой среде и все чаще начинают использоваться преподавателями в образовательном процессе [1; 8; 9]. Отмечаются как плюсы, так и минусы использования социальных сетей педагогами. Опыт западных стран в целом демонстрирует благотворное влияние использования социальных сетей на учебный процесс: отмечается повышение мотивации студентов и улучшение эмоционального фона [9]. Среди положительных моментов российские педагоги отмечают:

- улучшение реализации принципа доступности образования при использовании открытых социальных сетей;

- более тесное взаимодействие студентов и педагогов;

- возможность вести образовательный процесс непрерывно;

- привычность данной электронной среды для современной молодёжи;

- разнообразие форм коммуникации (публикации, диалоги, чаты, видео, аудио, фото и др.).

При этом существуют и отрицательные моменты:

- отвлекающие от образовательного процесса факторы (присутствие в сети развлекающего контента);

- опасность развития панибратских отношений с педагогом;

- неготовность педагогов к непрерывному обучению через социальные сети (могут отнимать большую часть личного времени);

- в целом, отрицательное отношение преподавателей, особенно тех, «которым за 40», к данному информационному ресурсу.

Для исследования нами была выбрана социальная сеть ВКонтакте, так как 100% студентов, задействованных в работе, зарегистрированы в данной сети и привыкли использовать её для общения и развлечения в повсед-

Белякова Татьяна Евгеньевна, Куракина Елена Сергеевна педагогические

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАД УЧЕБНЫМИ ... науки

невной жизни. Кроме того, изученные нами отечественные исследования подтверждают, что именно социальная сеть ВКонтакте наиболее популярна в молодёжной студенческой среде. После определения состава рабочей группы и составления технического задания (или бри-фа) нашего учебного проекта при непосредственном участии заказчика была создана группа ВКонтакте, в которую были приглашены студенты, преподаватели и представители заказчика, задействованные в проекте.

Основная практическая цель проекта «Моя Победа», участвовавшем в эксперименте, работа над которым началась в феврале 2015 г. - создание качественно нового музейно-выставочного пространства молодёжной общественной организации патриотической направленности поискового отряда «Витязь» с помощью методов сре-дового и графического дизайна. К работе были подключены студенты-дизайнеры факультета искусств и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета в рамках дисциплин «Проектирование», «Современные дизайн-технологии» (бакалавриат) и «Дизайн-проектирование» (магистратура) [4].

Студенты, работавшие над проектом, были разделены на 3 подгруппы, каждая из которых отвечала за свою часть комплексного коллективного проекта: дизайн ре-кламно-графического комплекса, дизайн выставочного пространства и дизайн внутристендового оформления. В группе проекта ВКонтакте было создано 3 обсуждения по количеству подгрупп, задействованных в проекте. Преподаватели сопутствующих дисциплин регулярно обновляли раздел «Свежие новости», в котором публиковалась информация о времени проведения и теме очередной лекции-консультации, межгруппового семинара и текущей работе с напоминаниями о сроках сдачи. Студент магистратуры, исполнявший роль руководителя проекта, отвечал за публикации так называемой «ленты» группы проекта: здесь, прежде всего, необходимо было размещать информацию о планируемых внеучебных мероприятиях, ходе работ, возникших трудностях и изменениях; а также выполнял функции администратора группы в социальной сети. В фотоальбомах группы регулярно публиковались эскизные и готовые дизайн-решения со свободной возможностью оставлять комментарии (то есть, обсуждать) для всех студентов-участников, преподавателей и членов поискового отряда, представляющих сторону заказчика в данном проекте. В разделе «Документы» были размещены материалы, необходимые для работы над проектом: техническое задание, информация о поисковом отряде «Витязь», методические рекомендации по созданию пояснительной записки и презентации к эскизному и готовому проектному решению. Кроме того, в группе проекта были размещены ссылки на сайт заказчика, а также другие группы в социальных сетях, посвящённые проблемам воспитания патриотизма и поисковым отрядам.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления В ходе проведённого исследования выявлены следующие возможности повышения эффективности формирования проектной компетентности студентов-дизайнеров в процессе работы над коллективными учебными дизайн-проектами:

- ускорение процесса донесения информации в случае изменений и срочных текущих работ;

- постоянный лёгкий доступ к необходимым информационным ресурсам;

- удобство работы с визуальной информацией, что особенно важно для проектов в сфере дизайна;

- ведение диалогов и обсуждений в режиме online и offline (в удобное для участников время помогает ускорить процесс принятия решений);

- облегченный контроль сроков выполнения промежуточных и итоговых заданий по проекту;

- возможность оценить активность и заинтересованность в работе над коллективным проектом каждого 72

конкретного студента.

Далее перечислим выявленные нами угрозы, способные затормозить процесс учебного дизайн-проектирования и снизить эффективность образовательного процесса:

- непривычность данной электронной среды для пожилых педагогов (возможна работа только после прохождения курсов повышения квалификации по работе с социальными сетями);

- общение не по теме проекта (правила общения в группе оговариваются на установочной лекции, их выполнение контролируется магистрантом-администратором, нарушение может наказываться снижением оценочных баллов);

- неполадки технического характера или личные трудности участников учебного проектирования, временно прерывающие доступ к ресурсу (для нейтрализации данной угрозы должна быть продумана система контроля донесения информации, например, с помощью смс-уведомлений или оповещений по e-mail, назначены ответственные за своевременное донесение информации);

- снижение мотивации посещения студентов очных учебных мероприятий (необходимо подробное информирование студентов по темам планируемых лекций и семинаров с донесением важности каждого учебного мероприятия для эффективной работы над проектом и получения баллов за работу).

В заключение отметим, что в условиях всё большего распространения удалённой формы занятости, задей-ствуя социальные медиа в работе над учебными проектами, мы даём студентам возможность приобрести соответствующий опыт взаимодействия в сети. Открытые социальные медиа могут стать в процессе обучения альтернативой платным сервисам совместной работы при управлении проектами, которые используют современные работодатели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Коммерс П. Социальные медиа в обучении с применением ИКТ: Аналитическая записка. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2011. - 12 с

2. Глоссарий твиттера. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://support.twitter.com/ articles/20169583#.

3. Аронова О.В., Ануфриева Е.В., Ефимов Е.Г., Небыков И.А. Социальные сети в образовательном процессе (обзор отечественных исследований) // Известия ВолгГТУ. - 2014. - №14 (141). / Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialnye-seti-v-obrazovatelnom-protsesse-obzor-otechestvennyh-issledovaniy (дата обращения: 03.11.2016).

4. Григорьев, С.Г. Социальные сети в образовании / С. Г. Григорьев [и др.] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2010. - № 19. - С. 78-83.

5. Лещенко А. М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе: автореферат дис. ... канд. фил. наук. - Пятигорск, 2011. - 24 с.

6. Павличева, Е. Н. Социальные сети педагогов как один из элементов инновационных сетей системы образования / Е. Н. Павличева, Ю. А. Твердохлеб // Информационные ресурсы России. - 2012. - № 6(130). - С. 32-34.

7. Абрамова О.М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1055-1057.

8. Довгий О.Л. Использование социальной сети ВКонтакте в учебном процессе // Новый филологический вестник. 2014. №1 (28). Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/ispolzovanie-sotsialnoy-seti-vkontakte-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 01.11.2016).

Белякова Татьяна Евгеньевна, Куракина Елена Сергеевна ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАД УЧЕБНЫМИ ...

9. Ефимов Е. Г., Дулина Н. В. Использование социальных сетей в организации учебного процесса в рамках реализации ФГОС (обзор зарубежных исследований) // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т. 10. № 13 (116). - С. 58-61.

10. Малкова Т.В. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе Санкт-Петербургского университета МВД России // Труды СПбГУКИ. - 2014. - №202.

11. Саттарова О.Е., Ярыгина Т.И., Перевозчикова Г.Г. Использование социальной сети в учебном процессе фармацевтического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

12. Белякова Т.Е., Эльвинская А.Ю. Межгрупповое взаимодействие студентов вуза в рамках проекта по патриотическому воспитанию // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов. - М., 2015. - С. 436-440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.