УДК 378.035.6:004.7 DOI 10.26293/chgpu.2019.102.2.016
Г. А. Ляукина
СОЦИОСЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме социальной значимости социальных сетей и их использования в целях совершенствования системы патриотического воспитания в российских вузах. Автор обобщил различные определения социосетевых технологий и раскрыл содержание этого понятия. Показаны возможности управления социосетевым инструментарием в патриотическом воспитании студентов вузов. Основываясь на актуальности пребывания молодежи в мире электронного общения и высокой степени доверия информации, представленной в социальных сетях, предлагается внедрение социосетевого инструментария в патриотическое воспитание студентов вузов.
Ключевые слова: интернет-среда, социосетееые технологии, педагогическое управление социосетевым инструментарием, патриотизм, патриотическое воспитание.
G. A. Lyaukina
SOCIAL NETWORK TECHNOLOGIES IN PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS
Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia
Abstract. The article is devoted to the problem of social significance of social networks and their use in order to improve the system of patriotic education in Russian universities. The author of the article summarized various definitions of social network technologies and revealed the content of this concept. The paper shows the possibility of managing socio-network tools in patriotic education of university students. Basing on the relevance of youth in the world of «electronic communication» and a high degree of reliance on the information provided in social networks, the author proposes the introduction of social networking tools in the patriotic education of university students.
Keywords: Internet environment, social network technologies, pedagogical management of social network tools, patriotism, patriotic education.
Актуальность исследуемой проблемы. В России в последнее десятилетие наблюдается тенденция активного возрождения системы патриотического воспитания на всех ступенях образования, во многом утраченной в ходе реформ конца XX - начала XXI в. Цели и задачи, поставленные государственными структурами перед обществом и образовательными организациями, закреплены во многих актуальных нормативных документах. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» значительное внимание уделено усовершенствованию форм и содержания патриотического воспитания молодежи [6]. Сейчас и ученые, и общественные деятели говорят все чаще о том, что воспитание качеств патриота и гражданина должно основываться на национальной идентичности и духовности.
Молодежь и Интернет (социальные сети) стали неразрывно связаны. Многочисленные социологические опросы подтверждают тот факт, что молодое поколение практически ежедневно использует интернет-возможности. Социальные сети как часть Всемирной паутины являются многоцелевым сервисом, где пользователи могут не только удовлетворить потребности в общении, получении информации, развлечении, но и вести бизнес, зани-
маться самообразованием, продвигать социальные и политические проекты. К сожалению, анонимность Сети позволяет безответственно распространять ложную информацию, а с помощью различных механизмов осуществлять манипулирование сознанием, прежде всего молодежной аудитории, поскольку в связи стем, что ее мировоззренческие позиции еще только формируются, она особенно уязвима. В этих условиях актуальным становится управление подачей информации, восприятие которой помогало бы становлению позиции гражданина и давало бы повод для критического мышления, проверки сомнительной информации, отрицания любых форм агрессии, межнациональной розни и нетерпимости и др. [1].
При анализе зарубежной и российской педагогической литературы можно обнаружить тенденцию активного применения возможностей Интернета в организации процесса обучения. Во всем мире происходит рост социальных сетевых платформ с размещенными на них учебными курсами. В России все чаще используют возможности социальных сетей для организации обучения, рассматриваются проблемы интеграции учебного контента в соцсети, а также исследуются возможности внедрения в них системы дистанционного обучения [10].
Американской ассоциацией исследований в области образования в середине апреля 2009 г. инициировано по итогам общественных дебатов научное изучение проблематики использования социальных сетей. Названы пять их главных преимуществ: упрощение коммуникации, большая наглядность с доступностью приводимых примеров, комфорт и удовольствие от применения, понимание перспектив дисциплины в целом, большая информативность [11, с. 187]. Западный опыт использования социальных сетей показывает возможность их внедрения в образовании на формальном и неформальном уровнях. Эффективность работы в рассматриваемой среде зависит во многом от личности преподавателя и его компетентности как в техническом, так и в социальном плане.
Мы предполагаем, что интернет-среда является информационно-коммуникативным пространством, включающим педагогов, студентов и администрацию вуза, в котором именно педагогическое управление, построенное с учетом личностного субъект-субъектного взаимодействия всех участников, способно дать интеграционный эффект в плане патриотического воспитания личности. В связи с вышеуказанным можно сделать вывод, что использование социосетевых технологий и управление ими для осуществления патриотического воспитания обучающихся вуза является актуальной проблемой, требующей рассмотрения в современных исследованиях.
В большинстве вузов предприняты меры систематизации работы в сфере патриотического воспитания, однако данные мероприятия основаны на традиционных формах воспитания молодежи. В то же время преподаватель, осуществляющий подготовку конкурентоспособных выпускников, должен знать особенности современных информационных потоков, обладать особым типом культуры - информационной.
Мы изучили и обобщили различные определения социосетевых технологий. С. Ю. Пономарева понимает под ними наличие специального ресурса (портала или сайта), на котором происходит взаимодействие акторов учебного процесса (преподавателей, студентов, научных сотрудников). О. П. Пинчук, проведя анализ подходов к определению сетевой технологии, приходит к выводу, что под этим термином можно понимать сайт, участники которого имеют возможность самостоятельно его наполнять. Фактически, отмечает автор, это является переносом в интернет-пространство модели социальной сети в обществе, где в рамках этой структуры происходит свободное общение между ее участниками. Сегодня с развитием таких социальных сетей, как «ВКонтакте» и «РасеЬоок», именно они чаще всего ассоциируются с социальными сетевыми технологиями [12]. На эту же проблему обращает внимание М. М. Чигряй [9, с. 407], отмечая, что множество проектов для молодежи, созданных на основе сайтов, не пользуются у нее популярностью, хотя и со-
держат важную информацию. Отдельно следует отметить авторов, которые напрямую ассоциируют социальные сетевые технологии с социальными сетями [4, с. 46].
Одним из подвидов подобных технологий считаются социальные сети, включающие такие их разновидности, как блог и мессенджер. Следовательно, социосетевые технологии можно определить как специализированные ресурсы сети Интернет, представляющие возможности для социально ориентированного взаимодействия пользователей, создания совместного контента с помощью сервисов, предоставляемых данным ресурсом.
Однако следует отметить, что практическое использование социосетевых технологий не имеет достаточной теоретической базы. Ситуация осложняется еще и тем, что существует поколенческий разрыв, одно из проявлений которого заключается в почти полном отсутствии в соцсетях людей старше пятидесяти лет. В то же время авторитет педагогов, их жизненный и профессиональный опыт востребованы студентами в привычной для молодежи интернет-среде, что подтверждается опросами среди обучающихся. Вышесказанное демонстрирует противоречие между необходимостью организации воспитания качеств патриота у студентов в современных информационно-коммуникативных условиях и невозможностью его осуществления без участия преподавателей. Следовательно, мы предлагаем определить возможности управления социосетевым инструментарием в патриотическом воспитании студенческой молодежи вузов.
Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили социальные сети, были использованы различные методы их изучения.
На сегодняшний день в России существует сложившая структура социальных сетей, среди которых лидером среди молодежи, согласно многочисленным исследованиям, выступает «ВКонтакте». Соцсети современного типа объединяют в себе множество функций других сервисов, благодаря чему пользуются популярностью, особенно среди студенчества. «Многими людьми сложный процесс смены коммуникационных стандартов воспринимается как погружение общества в пространство мозаичной, хаотически ориентированной культуры, в связи с чем обостряется вопрос ценностных ориентиров личности в сети» [5, с. 73]. У пользователей быстро создается совокупность мотивов и потребностей в общении, самопрезентации, и поэтому они попадают в социальную паутину, выпутаться из которой одному уже бывает проблематично. С другой стороны, в соцсетях культивируется чувство легкости и непринужденности во взаимоотношениях, основанное на феномене доверия. В целом образовательная система вынуждена подстраиваться под возникающую тенденцию присутствия студентов в социальных сетях. Противостояние угрозам, исходящим от Интернета, - задача не только государственных структур, но и тех, кто исследует способы и механизмы воздействия и противодействия данным угрозам. Особенно это важно для тех, кто занимается воспитанием подрастающего поколения.
Развитие социальных сетей и организация управления их использованием в системе образования требует учета технического, социального и организационного факторов. Возможности социальных сетей в высшем образовании опираются на ряд принципов функционирования сетевых технологий. Ключевым можно назвать принцип «массовой социализации» [13]. С. С. Григорьева отмечает в своем научном труде, что «информация, полученная из социальной сети, воспринимается пользователями с большим доверием, чем ... из других источников сети Интернет» [2, с. 110].
В то же время различные исследования подтверждают, что социальные сети, несмотря на их неоспоримый потенциал для общественной деятельности, наиболее часто используются для пассивного потребления контента. Это легко увидеть и на примере того, каким образом большинство пользователей соцсетей понимают «УоиТиЬе» и «\Vikipedia», предпочитая пассивно принять уже существующее содержание, а не активно и самостоятельно его создавать. В лучшем случае многие из них отвечают только за создание и распространение своих профилей и других личных данных. С точки зрения
более существенного создания контента представляется, что характеристические особенности социосетевых технологий дают преподавателям мощный инструмент для реализации целей общественного развития и воспитания. Данное исследование направлено на изучение влияния социосетевых технологий на формирование компетенций гражданственности и патриотизма у студентов вуза.
В настоящее время набирает обороты тенденция развития патриотических проектов-порталов («Патриот России», «Георгиевская ленточка», «Знаем и любим Россию», «Живая история» и т. д.). Данные интернет-ресурсы учебно-методического обеспечения содержат информацию по актуальным направлениям историко-патриотического просвещения, предлагают внушительный арсенал мультимедийных средств обучения. Патриотизм формируется в студенческой среде путем использования следующих приемов: массового сетевого информирования (тематического - с целью актуализации у молодежи интереса к истории и культуре страны); создания положительных примеров (героических фактов и пр.), системы мотивации студентов для участия в социальной практике; модера-ции дискуссий с целью выражения гражданской позиции участников, организации тематических опросов, анкетирования, выявляющих личное отношение респондента к актуальным темам, вовлечения в целенаправленную деятельность патриотических организаций, инициируемые ими акции и мероприятия. Большую эффективность в патриотическом воспитании молодежи демонстрирует использование технологии проектной деятельности, при которой студенты выступают в роли организаторов и модераторов страниц патриотической направленности в социальных сетях.
Интегрирование социосетевых технологий в теорию и практику педагогической деятельности патриотической направленности реализуется по трем направлениям:
- нормативно-правовое и методическое сопровождение патриотического воспитания студентов с использованием социосетевых технологий;
- разработка и реализация интернет-проектов с участием студенческого актива (проведение Школ актива, создание веб-страниц общественных организаций, патриотических проектов);
- включение в плановую деятельность вуза программы подготовки кураторов к использованию социосетевых технологий в формировании гражданственности и патриотизма.
Таким образом, нами предложено интегрирование социосетевых технологий в теорию и практику педагогической деятельности патриотической направленности.
Результаты исследований и их обсуждение. Патриотическое сознание рассматривается различными авторами как общественное и индивидуальное сознание, в свойствах которого можно выделить построение взаимоотношений, причастных к многообразию мира, познание аспектов этого мира, в том числе нравственных норм, патриотических чувств по отношению к своей Родине. Выделяя в содержании патриотического сознания учебный, социально-педагогический и практический блоки, Л. Ф. Харисова описывает основные направления его формирования. Учебный блок содержания патриотического сознания составляет его когнитивную основу, связан с тематической наполненностью процесса. Формирование мировоззренческих взглядов и позиций, патриотических нравственных норм и ценностей общества является сущностью социально-педагогического блока, различные виды деятельности, в процессе которых осуществляется формирование патриотического сознания, - практического блока [8]. Необходимо разделять непосредственные практические задачи развивающихся форм социальных сетей, которые адаптированы к текущей деятельности, и более сложные долгосрочные возможности применения социосетевых технологий для формирования патриотического сознания студентов.
Целенаправленная организация виртуальной среды на основе информационных технологий позволяет эффективно и быстро решать ряд задач воспитательной деятельно-
сти, которые трудно реализовать в условиях традиционного образовательного пространства. Именно новые информационные технологии позволяют обеспечить привлекательность и доступность образовательно-воспитательных программ, усилить системное воздействие, вносить изменения в структуру и содержание традиционных программ и методик воспитания, повысить эффективность воспитательного процесса путем изменений в характере и содержании деятельности как самого воспитателя, так и воспитуемого, сблизить пс ихо лого-педагогические цели воспитания, установки гражданского самосознания и влияние образовательной информационно-виртуальной среды, быстро и эффективно решать проблемы информационно-методического обеспечения воспитательного процесса, поднять на более высокий уровень управление им (планирование, организацию контроля, механизм управления); степень эффективности создаваемой системы патриотического воспитания напрямую зависит от реализации необходимых условий [3].
Исследование, проведенное под нашим руководством и вместе со студентами Казанского государственного энергетического университета, было направлено на выявление социосетевых механизмов, формирующих нравственные позиции обучающихся. По мнению студентов, викторины наиболее подходят для формирования сознания, поскольку в их заданиях может содержаться информация, которая лучше запоминается. Но в то же время в них могут быть заложены механизмы воздействия, проявляющиеся в таких приемах, как «Свои ребята», создающих искаженное ощущение близости внутри какой-то группы, или «Вместе со всеми», использующихся для мотивации коллективных действий.
На второе место студенты поставили чужеродные ссылки, при кликах на которые (чаще всего с использованием картинок) происходит переход на другие тематические странички. Мемы также понятны, мгновенно запоминаются и потому могут иметь влияние. Не зря их называют «вирусом ума» [7]. Большое значение для выбора той или иной странички имеет показатель «наибольшее количество лайков», которые набрала потенциально интересная информация. Репосты получили наибольшее распространение во «ВКонтакте», став отличным способом выставить на всеобщее обозрение свои интересы и предпочтения. В результате использования хештегов информация (пост) становится доступной людям с похожими интересами. Примером хештега патриотической направленности можно назвать «#РОССИЯВМОЕМСЕРДЦЕ» с идеей поддержки российских спортсменов на Олимпийских играх - 2018. Кроме того, неудивительно, что первым делом, открывая тот или иной сайт, группу, страницу во «ВКонтакте», пользователи обращают внимание на оформление, насколько цветовая гамма яркая и приятная для восприятия. Таким образом, проведенный эксперимент продемонстрировал дополнительный инструментарий социальных сетей для воспитательной деятельности с учетом предпочтений молодежной аудитории.
Ряд опросов показал, что преподаватели и студенты подтверждают потенциал социальных сетей, однако для реализации задачи применения в воспитательной деятельности социосетевых технологий необходимо осуществлять специальную подготовку педагогов-кураторов. На базе факультета повышения квалификации преподавателей Казанского государственного энергетического университета организовано обучение по программе «Организация работы по формированию патриотического сознания студентов средствами социосетевых технологий. Школа куратора». Цель, на достижение которой направлена опытно-экспериментальная работа, - подтверждение путем апробации эффективности программы по разработке куратором студенческой группы тематических проектов в области патриотического воспитания студентов с непосредственным использованием социосетевых технологий. Образовательная программа содержала следующие модули: «Педагогические приоритеты деятельности преподавателя высшей школы и куратора в соответствии с государственной политикой в образовании», «Противодействие идеологии экстремизма в условиях вуза», «Психолого-педагогические основы воспитания
личности в студенческом возрасте», «Гражданско-патриотическое воспитание студентов в вузе», «Современные образовательные и информационные технологии, направленные на формирование гражданственности и патриотизма у студентов».
Выпускной квалификационной работой слушателя курсов является создание со-циосетевого проекта, являющегося отражением результатов его деятельности. Кураторам предлагалась инструкция по реализации проекта в социальной сети, в которой рекомендовалось оценить, может ли выбранный интернет-ресурс заинтересовать студентов к участию в проекте; проанализировать, чем может заинтересовать ресурс посетителей; какую информацию предоставить, чтобы сработало сарафанное радио; не удалять негативные отзывы, а грамотно комментировать их. Итоговой процедурой защиты выпускных квалификационных работ стало представление слушателями электронных презентаций разработанных ими проектов. Доклады вызвали оживленную дискуссию, что указывает на актуальность и пользу такой программы обучения. Знакомство с методикой применения со-циосетевых технологий позволяет кураторам проанализировать свой педагогический опыт, наметить дальнейший план работы. Используя вышеперечисленные механизмы, в практике воспитательной деятельности вуза в 2016-2018 гг. были реализованы проекты по созданию страниц девяти студенческих общественных организаций по вовлечению студентов и кураторов академических групп в мероприятия, проекты и акции патриотической направленности. Кроме того, в целях апробации специально созданы веб-страницы «Я - в России, Россия - в нас!», «Поисковая тропа» и др. В таблице 1 приведены данные о специфике использования социосетевых технологий и педагогических приемов.
Таблица 1
Сравнительный анализ специфики официальных патриотических сайтов и страниц в социальной сети «ВКонтакте»
Виртуальная среда, статус, адрес Социосетевые технологии воздействия на аудиторию Используемые педагогические методики и приемы Специфика ресурсов
Пример 1. Официальный сайт «Роспатриот-центр.рф» Пример 2. Официальный сайт «Волонтеры Победы.рф» Яркое оформление (цветовые решения, визуализация), фото и видео, деление на проекты, переход на собственные страницы в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбук», наличие обратной связи: «Мнения», «нравится страница», конкурсы среди подписчиков Информирование, визуализация, напоминание о памятных датах, цитирование знаменитых людей, создание образов положительных героев-современников и ровесников («Истории успеха»), партнерство, убеждение, мотивация, технология коллективной творческой деятельности и др. Большой охват аудитории, регулярная модера-ция (курируются государственными структурами), удобный интерфейс - переход на сайг Федерального агентства «Росмолодежь», в социальные сети «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инста-грам», «Ютьюб», «Твиг-тер» (быстрый переход на «Твиттер» (пример 2))
Страницы в социальной сети «ВКонтакте»: Пример 3. «Привет, Россия!» Пример 4. «Волонтеры Победы» Пример 5. «Я - в России, Россия-в нас!» Пример 6. «Поисковая Тропа» поискового отряда Казанского государственного энергетического университета Пример 7. «История» Новости, репосты, хештеги, викторины, «нравится (лайки)», фото, видео, аудио, опросы, закладки на выделенные сообщения, вложения документов (doc), викторины (пример 6), ссылки на документальные и художественные фильмы, обсуждения (пример 7) Информирование, убеждение, визуализация, создание образов положительных героев-современников и ровесников, партнерство, мотивация в учебной деятельности (пример 7) Примеры 3, 4 - большой охват аудитории, регулярная модерация Примеры 5, 6, 7 непосредственно отражают деятельность конкретного вуза Пример 5 создан по инициативе педагогов-кураторов, пример 6 -по студенческой инициативе с ориентацией участников на практическую деятельность
Сравнение государственных сайтов, общественных социальных сетей федерального уровня и локальных вузовских страниц в сети «ВКонтакте» по популярности, используемым социосетевым технологиям воздействия на аудиторию, педагогическим методикам и приемам, модерации и специфике рассматриваемых ресурсов позволяет нам сделать следующие выводы:
- официальные патриотические сайты обладают большим охватом аудитории, в первую очередь благодаря яркому оформлению, структурированному содержанию, широкому использованию педагогических методик и приемов, регулярной модерации (в силу значимости патриотического воспитания курируются государственными структурами); за счет удобного интерфейса содержат переходы в социальные сети «ВКонтакте», «Фейс-бук», «Инстаграм», «Ютьюб», «Твиттер»;
- страницы в социальных сетях дают дополнительные возможности: количество просмотров, положительных отзывов, репостов отдельных сообщений; анализ посещаемости; получение обратной связи;
- локальные страницы в социальных сетях на примере вуза подчеркивают адресность проводимой воспитательной деятельности, что является важным направлением вовлечения молодежи в решение конкретных проблем и задач по формированию гражданской позиции;
- исходя из используемой виртуальной среды, масштаба запланированной деятельности и конкретных педагогических задач, модератор имеет возможность варьировать набором социосетевых технологий воздействия на аудиторию и педагогических методик и приемов; в то же время педагогическое управление в этой сфере допускает индивидуальный подход в выборе форм и методов воздействия на студентов с опорой на профессиональные компетенции, гражданскую позицию и творческий подход преподавателя.
Резюме. Интернет-технологии и их активное использование позволяют сделать формирование патриотического сознания студентов более видимым и открытым для всех, создавать интернет-базы, реализовывать интернет-проекты, то есть повысить мобильность деятельностной составляющей патриотического воспитания, в том числе увеличить охват участников социальных программ и проектов. Намеченные воспитательные цели достигаются при этом за счет того, что обучающиеся самостоятельно получают новые знания, делают выводы, определяют степень участия в совместной деятельности в специально организованной среде.
Проведенные исследования показывают, что студенты видят потенциал социальных сетей и социосетевых технологий в воспитании патриотизма. Именно студенческая молодежь призвана стать специалистами высокого уровня, будущими руководителями, способными к самообразованию, личностному росту, ответственному отношению к принятию решений. Сами преподаватели не в полной мере осознают потенциал и перспективы использования социальных сетей в обучении и воспитании студентов, в том числе в формировании их патриотического сознания. Причиной этому являются не только традиционные взгляды на педагогические возможности, но и недостаточное научно-методическое обеспечение процесса внедрения современных информационных технологий в воспитательную деятельность.
Обобщая теоретические результаты и данные проведенных экспериментов, приходим к выводу о необходимости продолжения исследования в этой области, расширения педагогического инструментария путем активного внедрения социосетевых технологий в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко Е. А. Модели патриотического воспитания в современных условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.openclass.ru/node/83656.
2. Григорьева С. С., Шергин А. Г., Сокольникова Ф. М. Влияние социальных сетей на личностное саморазвитие человека // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе : материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной российской детской психологии. -Якутск, 2013.-С. 110-111.
3. Информационно-аналитические материалы о деятельности общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://pandia.ni/text/78/l 98/3145-4.php.
4. Кротов Д. В., Загутин Д. С., Самыгин С. И. Значение сетевых структур и информационных технологий в вопросе формирования социального поведения DIGITAL поколения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 1. - С. 45^8.
5. Лещенко А. М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - Пятигорск, 2011. - 158 с.
6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы: государственная программа (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://government.ru/docs/21341/.
7. Тирон Е. А. Мем - это «вирус ума». Наука о рекламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. advertology ,ru/article7203 5 .htm.
8. Харисова JI. Ф. Формирование патриотического сознания в школьной системе образования // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 3(40). - С. 132-135.
9. Чигряй М. М. Использование социальных технологий для сетевого взаимодействия // Будущее науки-2016 : сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции : в 4 т. Т. 1 : Экономика. - Новосибирск, 2016. - С. 406^08.
10. Junco R., HeibergerE., Loken Е. The effect of Twitter on college student engagement and grades // Journal of Computer Assisted Learning. -2011. - Vol. 27,Issue2. -P. 119-132.
11. Lowe В., Laffey D. Is Twitter for the Birds? : Using Twitter to Enhance Student Learning in a Marketing Course // Journal of Marketing Education. - 2011. - № 33. - P. 183-192.
12. Pinchuk O. P. Historical and analytical review of social networking technologies and prospects of their use in training //Информационные технологии и средства обучения. -2015. -№ 4, т. 48. - С. 14-34.
13. Selwyn N. Social Media in Higher Education. - URL : http://educationarena.com/pdf/sample/sample-essa-selwyn.pdf.
Статья поступила в редакцию 12.05.2019
REFERENCES
1. Bondarenko E. A. Modeli patrioticheskogo vospitaniya v sovremennyh usloviyah [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.openclass.ru/node/83656.
2. Grigor'eva S. S., Shergin A. G., Sokol'nikova F. M. Vliyanie social'nyh setej na lichnostnoe samorazvitie cheloveka // Aktual'nye problemy razvitiya lichnosti v ontogeneze : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i aspirantov, posvyashchennoj rossijskoj detskoj psihologii. - Yakutsk, 2013. - S. 110-111.
3. Informacionno-analiticheskie materialy o deyatel'nosti obshchestvennyh ob"edinenij po patrioticheskomu vospitaniyu molodezhi [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://pandia.ru/text/78/198/3145-4.php.
4. Krotov D. V., Zagutin D. S., Samygin S. I. Znachenie setevyh struktur i informacionnyh tekhnologij v vo-prose formirovaniya social'nogo povedeniya DIGITAL pokoleniya // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i ob-shchestvennye nauki. -2018. -№ 1. - S. 45^8.
5. Leshchenko A. M. Social'nye seti kak mekhanizm konstruirovaniya kommunikacii v sovremennom ob-shchestve : dis. ... kand. filos, nauk : 09.00.11. -Pyatigorsk,2011. - 158 s.
6. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody: gosudarstvennaya programma (utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2015 g. № 1493 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://government.ru/docs/21341/.
7. Tirón E. A. Mem - eto «virus urna». Nauka o reklame [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http : //www. advertology. ru/article7203 5. htm.
8. Harisova L. F. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya v shkol'noj sisteme obrazovaniya // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 3(40). - S. 132-135.
9. Chigryaj M. M. Ispol'zovanie social'nyh tekhnologij dlya setevogo vzaimodejstviya // Budushchee nauki-2016 : sbornik nauchnyh statej 4-j Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj konferencii : v 4 t. T. 1 : Ekonomika. -Novosibirsk, 2016. - S. 406^08.
10. Junco R., Heiberger Е., Loken Е. The effect of Twitter on college student engagement and grades // Journal of Computer Assisted Learning. -2011. - Vol. 27,Issue2. -P. 119-132.
11. Lowe В., Laffey D. Is Twitter for the Birds? : Using Twitter to Enhance Student Learning in a Marketing Course // Journal of Marketing Education. - 2011. - № 33. - P. 183-192.
12. Pinchuk O. R. Historical and analytical review of social networking technologies and prospects of their use in training // Informacionnye tekhnologii i sredstva obucheniya. - 2015. - № 4, t. 48. - S. 14-34.
13. Selwyn N. Social Media in Higher Education. - URL : http://educationarena.com/pdf/sample/sample-essa-selwyn.pdf.
The article was contributed on May 12, 2019 Сведения об авторе
Ляукина Гулънара Альбертовна - аспирант кафедры «История и педагогика» Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, Россия; e-mail: lgulnara@gmail .com
Author information
Lyaukina, Gulnara Albertovna - Post-graduate Student, Department of History and Pedagogics, Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia; e-mail: [email protected]