Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативно-правовая база / цифровая образовательная среда / конституционные права / регламентация цифровой трансформации образования / legal framework / digital educational environment / constitutional rights / regulation of digital transformation of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеев А. А.

Создание общих принципов регламентации цифровой трансформации образования является наиболее значимым аспектом в общем направлении построения единых правовых основ на федеральном уровне в области образования. Автором статьи обозначены наиболее актуальные вопросы, связанные с механизмом внедрения цифровых технологий, решение нормативно-правого регулирования которых, несомненно, должно быть направлено на реализацию конституционных принципов и гарантий в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: DEVELOPMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK

The development of general principles for regulating the digital transformation of education is the most significant aspect in the general direction of creating a unified legal framework at the federal level in the field of education. The author outlines the most pressing issues related to the mechanism for the introduction of digital technologies, the solution of the legal regulation of which should be aimed at the implementation of constitutional principles and guarantees in education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 175-183. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 1, no. 2. P. 175-183.

Научная статья УДК 342.733 ББК 67.400.3

doi: 10.24412/2224-0772-2022-83-175-183

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

А.А.Корнеев

Андрей Алексеевич Корнеев

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Аннотация. Создание общих принципов регламентации цифровой трансформации образования является наиболее значимым аспектом в общем направлении построения единых правовых основ на федеральном уровне в области образования. Автором статьи обозначены наиболее актуальные вопросы, связанные с механизмом внедрения цифровых технологий, решение нормативно-правого регулирования которых, несомненно, должно быть направлено на реализацию конституционных принципов и гарантий в образовании.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, цифровая образовательная среда, конституционные права, регламентация цифровой трансформации образования

Для цитирования: Корнеев А. А. Цифровая образовательная среда в условиях цифровой трансформации образования: развитие нормативно-правовой

© Корнеев А. А., 2022

базы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 175-183. Ьйрв//: doi.org. 10.24412/2224-0772-2022-83-175-183.

Original article

Digital educational environment in the context of the digital transformation of education:

development of the legal framework

Andrey A. Korneev

HSE University, Moscow, Russia

Abstract. The development of general principles for regulating the digital transformation of education is the most significant aspect in the general direction of creating a unified legal framework at the federal level in the field of education. The author outlines the most pressing issues related to the mechanism for the introduction of digital technologies, the solution of the legal regulation of which should be aimed at the implementation of constitutional principles and guarantees in education.

Keywords: legal framework, digital educational environment, constitutional rights, regulation of digital transformation of education

For citation: Korneev A. A. Digital educational environment in the context of the digital transformation of education: development of the legal framework. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;1(2):175-183. (In Russ.). https://doi.org. 10.24412/2224-0772-2022-83-175-183.

Реализация национального проекта «Образование» [10] и его составной части — федерального проекта «Цифровая образовательная среда» — основано на осознании сущностных изменений, произошедших и происходящих в сфере образования в связи с использованием цифровых технологий в обучении, в управлении образовательной организацией, при разработке образовательных ресурсов, при информационном взаимодействии между участниками образовательного процесса. Повсеместное использование цифровых технологий в образовании явилось причиной возникновения цифровой трансформации образования — процесса системных изменений, как положительных, так и негативных, произошедших и происходящих в сфере образования в связи с использованием в образовательной практике результатов достижений научно-технического прогресса современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации [11].

Из анализа Паспорта проекта «Образование» (раздел 6) констатируется, что к 2024 году планируется создание «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [10]. Как следствие этого, возникает необходимость создания нормативно-правовой базы, реализация которой должна обеспечивать сохранение здоровья пользователей цифровой образовательной среды. Этим вопросам посвящаются многие исследования [5; 6; 12], основанные на необходимости реализации требований 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а также исследования, направленные на обеспечение информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса в цифровой образовательной среде.

Базой этих исследований являются документы, определяющие нормативно-правовую базу здоровьесбережения пользователей цифровой образовательной среды. К ним можно прежде всего отнести письмо Министерства просвещения РФ от 12 октября 2020 г. № ГД-1736/03 «О рекомендациях по использованию информационных технологий», в котором указаны требования, реализация которых позволяет предупредить негативное влияние на психику учащегося; обеспечить соответствие временного интервала, не превышающего санитарные нормы работы с компьютерной техникой; учитывать возрастные особенности при работе в цифровой образовательной среде. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»» от 22 декабря 2020 г. предусматривают нормирование шрифтового оформления издания, соответствующее гигиеническим нормативам.

Таким образом, сам процесс цифровой трансформации образования инициирует модернизацию нормативно-правовой базы и соответствующей терминологии в контексте понятийного аппарата педагогической науки и положений национального проекта «Образование» как одного из базовых документов, определяющих развитие образовательной среды в текущий период цифровой трансформации образования, а также медицинских нормативов.

В связи с этим рассмотрим понятие «среда» с точки зрения психолого-педагогических исследований. Так, Рубцов В. В. понимает под образовательной средой некую форму сотрудничества (коммуникативного

взаимодействия), которая создает особые виды общности отношений между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Образовательная среда рассматривается как сложившаяся полиструктурная система прямых и косвенных воспитательно-обучающих действий, реализующих педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса [13].

Аналогичное понятие образовательной среды раскрывает В. И. Слободчиков: «образовательная среда представляет собой динамическое, постоянно изменяющееся образование, которое по своей сути является системным продуктом взаимодействия субъектов образовательного процесса, управления образованием, места образования (образовательной организации)» [14].

Психолог В. И. Панов под образовательной средой понимает систему различных педагогических и психологических условий взаимодействия, создающих возможность развития как еще не проявившихся интересов и способностей, так и уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации [9; 11]. В качестве основных подходов рассматривается межличностное взаимодействие в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия обучающегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами.

Ю. Э. Ковылева рассматривает положительное влияние на результаты обучения в цифровой образовательной среде, которое обусловлено включенностью учащихся в процесс взаимоотношений с руководителем, для реализации и совершенствования процесса взаимодействия [2].

В исследованиях И. В. Роберт, Л. П. Мартиросян, О. В. Насс, М. В. Лапенок, Р. М. Лемех и др. понятие образовательной среды интерпретируется как совокупность условий осуществления информационного взаимодействия межу преподавателем, обучающимся (обучающимися) и интерактивным информационным ресурсом [12]. Так, И. В. Роберт рассматривает информационно-коммуникационную среду как совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью цифровых технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью [11].

У М. В. Лапенок в диссертации под «информационной средой дис-

танционного обучения (ИСДО) понимается совокупность условий, обеспечивающих интерактивное информационное взаимодействие между обучающим, обучающимся (обучающимися) и электронным образовательным ресурсом, реализующим дидактические возможности ИКТ с использованием средств автоматизации процессов контроля и организационного управления учебной деятельностью на основе дистанционных образовательных».

Действующие правовые акты и проектно-стратегические документы, регламентирующие создание и функционирование цифровой образовательной среды, рассматривают образование как одно из базовых направлений цифровой трансформации образования, закрепленных, в частности, Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 [7]. Так, данным Указом установлены девять национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, каждая из которых, как отмечается в Национальном проекте «Образование», «может быть достигнута только при условии скоординированной деятельности Федерации и ее субъектов» [10]. Образование в рамках цифровой трансформации рассматривается как системообразующая сфера для развития современного общества, экономики, включающая работу с важнейшим ресурсом развития — человеческим капиталом [10].

Так как в формировании цифровой образовательной среды участвуют субъекты федеративного устройства (Российская Федерация и субъекты) (Комментарий 1), целесообразно формирование единого блока нормативно-правовых изменений, включая вопросы терминологии в контексте психолого-педагогических понятий «среда», «информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса», «здоровьесбережение пользователей цифровой образовательной среды» для формирования единого правового глоссария. Рассматривая вопросы обновления нормативно-правовой базы применения цифровой образовательной среды, важно учитывать регламентации общественных отношений с точки зрения объективной реальности трансформации современного общества массовой глобальной коммуникации. В этой связи ключевым фактором становится перспективная реализация положений в области цифровой образовательной среды на тех стратегиче-

ских принципах и условиях, которые уже заложены в соответствующих стратегических документах.

Исследование вышеозначенных проблем и проектно-стратегических документов по вопросам цифровой образовательной среды убеждают в необходимости правовой регламентации всех процессов в образовании, связанных с использованием технологий неконтактного информационного взаимодействия, технологий виртуальной, дополненной реальности, технологий искусственного интеллекта. Этот процесс только начинает приобретать определенные контуры. Актуальным становится вопрос, какие именно механизмы внедрения цифровых технологий напрямую затронут соответствующие конституционные права и как эти права будут регламентированы с точки зрения нового правового регулирования после завершения соответствующих национальных и федеральных проектов [1; 3; 4]. В связи с рассмотренными выше проблемами обозначим наиболее актуальные направления:

Формирование правовой регламентации всех процессов в образовании, связанных с использованием цифровых технологий, а также механизмов внедрения цифровых технологий в сферу образования в контексте реализации конституционных прав и их регламентации с точки зрения правового регулирования.

Актуализация нормативно-правового регулирования информационного взаимодействия в цифровой образовательной среде в рамках единых правовых основ системы образования на всех уровнях.

Формирование нормативно-правовой базы полномочий субъектов образовательного процесса, нормативно-правовых механизмов регламентации функционирования цифровой образовательной среды на всех уровнях образования.

Нормативно-правовое регулирование экспертизы педагогической продукции, представленной в цифровом виде, на предмет ее соответствия педагогико-эргономическим характеристикам, условиям предотвращения негативных последствий для здоровья обучающихся при ее использовании и условиям обеспечения информационной безопасности личности.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности обучающихся при работе в цифровой образовательной среде: медицинская составляющая.

Нормативно-правовая база обеспечения информационной безопас-

ности обучающихся при работе в цифровой образовательной среде.

Терминологическая унификация нормативно-правовой базы по вопросам цифровой трансформации образования, формирования и использования цифровой образовательной среды в контексте педагогической терминологии и медицинских регламентаций.

При решении указанных вопросов нормативно-правовое регулирование должно быть направлено на безусловную реализацию конституционных принципов и гарантий в образовании. Базовой особенностью периода такой правовой регламентации является учет не просто проведенных и реализованных механизмов национальных проектов, но и учет тех целей и задач, которые будут поставлены перед обществом в других документах национального стратегического планирования [15;16].

Таким образом, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы развития образования в условиях цифровой трансформации в соответствии с обозначенными в Указе целевыми показателями в стратегическом смысле трансформируют и дополняют уже действующие показатели национального проекта «Образование». Общее направление дальнейшего развития нормативно-правового регулирования вопросов цифровой трансформации образования в свете указанных конституционных изменений будет опираться именно на создание единого правового регулирования образования в Российской Федерации. В связи с этим наиболее значимым аспектом в общем направлении построения единых правовых основ на федеральном уровне в области образования должен стать аспект создания общих принципов регламентации цифровой трансформации образования.

Комментарии

1. На момент написания статьи участвуют субъекты Российской Федерации, подавшие соответствующие заявки на участие в эксперименте по проекту «Цифровая образовательная среда».

Список источников

1. Антонова Н. В., Еремина О. Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 89-102.

2. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2014. С. 117-119.

3. Кондрашев А. А. Конституционные поправки — 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными главами» и главами 3-8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 18-29.

4. Крашенинников П. В., Бадулина Е. В. Поддержка института семьи: конституционные поправки // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19-24.

5. Мухаметзянов И. Ш. Медицинские требования к организации и функционированию информационно-образовательного пространства учащегося // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 45-55.

6. Мухаметзянов И. Ш. Правовое регулирования оборота электронной информации в сфере образования // Информационная среда образования и науки. 2011. № 2. С. 51-60.

7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 // Собрание Законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.szrf.ru/szrf/ doc.php?nb=100&issid=1002018020000&docid=4 (дата обращения: 22.01.2022).

8. Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2014. 197 с.

9. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

10. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 22.01.2022).

11. Роберт И. В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47) С. 3-16.

12. Роберт И. В. Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий // Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Теория и практика. Научное издание. Ч. 1. / под науч. ред. Я. А. Ваграменко, М. П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ 2017. С. 136-160.

13. Рубцов В. В. Век психологии. 1912-2012. СПб.: Нестор-история, 2012. 920 с.

14. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.: Эксмо. 2010. 205 c.

15. Ткаченко Р. В. Финансово-правовые отношения и ключевые юридические категории в сфере мегасайенса // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 5. С. 55-62.

16. Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 98.

References

1. Antonova N. V., Eremina O. Yu. Social'nye funkcii gosudarstva: novye vektory razvitiya // Zhurnal rossijskogo prava. 2020. № 12. S. 89-102. [In Rus].

2. Kovyleva Yu. E. Postroenie obrazovatel'noj sredy sovremennoj shkoly // Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. Chita: Molodoj uchenyj, 2014. S. 117-119. [In Rus].

3. Kondrashev A. A. Konstitucionnye popravki — 2020: o kolliziyah i defektah, porozhdayushchih neustranimye konflikty mezhdu «vechnymi glavami» i glavami 3-8 Konstitucii Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2021. № 3. S. 18-29. [In Rus].

4. Krasheninnikov P. V., Badulina E. V. Podderzhka instituta sem'i: konstitucionnye popravki // Semejnoe i zhilishchnoe pravo. 2020. № 4. S. 19-24. [In Rus].

5. Muhametzyanov I. Sh. Medicinskie trebovaniya k organizacii i funkcionirovaniyu informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva uchashchegosya // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2017. № 2 (121). S. 45-55. [In Rus].

6. Muhametzyanov I. Sh. Pravovoe regulirovaniya oborota elektronnoj informacii v sfere obrazovaniya // Informacionnaya sreda obrazovaniya i nauki. 2011. № 2. S. 51-60. [In Rus].

7. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204 // Sobranie Zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.szrf.ru/szrf/doc.php?nb=100&issid=100201 8020000&docid=4 (data obrashcheniya: 22.01.2022). [In Rus].

8. Panov V. I. Ekologicheskaya psihologiya: opyt postroeniya metodologii. M.: Nauka, 2014. 197 s.

[In Rus].

9. Panov V. I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya i praktika. SPb.: Piter, 2007. 352 s. [In Rus].

10. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) // SPS «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_319308/ (data obrashcheniya: 22.01.2022). [In Rus].

11. Robert I. V. Cifrovayatransformaciyaobrazovaniya: vyzovy ivozmozhnostisovershenstvovaniya// Informatizaciya obrazovaniya i nauki. 2020. № 3 (47) S. 3-16. [In Rus].

12. Robert I. V. Ekspertiza i sertifikaciya pedagogicheskoj produkcii, funkcioniruyushchej na baze informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij // Elektronnoe obuchenie i distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Teoriya i praktika. Nauchnoe izdanie. Ch. 1. / pod nauch. red. Ya. A. Vagramenko, M. P. Karpenko. M.: Izd-vo SGU, 2017. S. 136-160. [In Rus].

13. Rubcov V. К Vek psihologii. 1912-2012. SPb.: Nestor-istoriya, 2012. 920 s. [In Rus].

14. Slobodchikov V. I. Obrazovatel'naya sreda: realizaciya celej obrazovaniya v prostranstve kul'tury // Novye cennosti obrazovaniya: kul'turnye modeli shkol. M.: Eksmo. 2010. 205 s. [In Rus].

15. Tkachenko R. V. Finansovo-pravovye otnosheniya i klyuchevye yuridicheskie kategorii v sfere megasajensa // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2021. № 5. S. 55-62. [In Rus].

16. Habrieva T. Ya., Chernogor N. N. Pravo v usloviyah cifrovoj real'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. 2018. № 1. S. 98. [In Rus].

Информация об авторе

А.А.Корнеев—аспирант

Information about the author

A. A. Korneev — Postgraduate Student

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 02.03.2022. The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 02.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.