ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 342.733
А. А. Корнеев
Аспирант, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» г. Москва
Andrey A. Korneev
Postgraduate Student, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
В Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование». Согласно паспорту проекта его задачи и результаты распределены по структурным единицам — федеральным проектам. Одним из таких федеральных проектов является «Цифровая образовательная среда». Автор исследует указанный проект с позиции конституционного правового анализа. В статье обозначаются уровни конституционно-правового измерения федерального проекта, рассматривается место феномена цифровой образовательной среды в конституционно-правовой плоскости. Предложено рассмотрение конституционно-правового измерения через классический подход конституционно-правового регулирования той родовой группы общественных отношений, в рамках которой предполагается реализация федерального проекта.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образование, право на образование, конституционно-правовое измерение, национальный проект.
Развитие общественных отношений в информационном обществе с сопутствующим транзитом к цифровой общественной среде и цифровому обществу обусловливает необходимость качественного изменения регулирования. Последние годы технологического развития, обусловленные рядом внешних средовых факторов, демонстрируют уве-
Как цитировать статью: Корнеев А. А. Конституционно-правовое измерение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 3 (76). С. 80-90.
личивающуюся необходимость поступательного нормативно-правового регулирования общественных отношений в цифровой среде. Характерной чертой подобных цифровых изменений является тенденция к опережающему развитию и внедрению цифровых технологий, не подпадающих под законодательное регламентирование.
Законодательные органы Российской Федерации стремятся к принятию норм в русле действующей «цифровой» повестки, но вместе с тем подобные законодательные нормы носят в большинстве своем рамочный характер, такая тенденция характерна для многих стран, и Российская Федерация здесь не является исключением. Все большую роль играют подзаконные нормативные акты, принимаемые для развития и проектного регулирования определенных сфер общественной жизни. В Российской Федерации такие подзаконные акты принимаются в рамках различного рода национальных и федеральных проектов. Во многом такая ситуация объясняется определенной динамикой и процедурой принятия подобных актов, их проектной природой, которая в дальнейшем предполагает (при достижении целевых показателей) внедрение проектных правовых институтов в законодательную сферу регулирования и распространения на всей территории Российской Федерации.
Любой правовой феномен имеет конституционно-правовое измерение в рамках действующей правовой системы (Комментарий 1). Подобное измерение может включать в себя несколько направлений: конституционно-ценностный подход; классический подход конституционно-правового регулирования той родовой группы общественных отношений, в рамках которой он возникает, конституционно-правовое измерение целеполагания в отношении нового правового института. В рамках настоящего исследования в отношении федерального проекта «Цифровая образовательная среда» будет использован второй подход из вышеуказанных.
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — «Указ Президента РФ № 204») стал одним из первых нормативных документов, определивших начало нового этапа в развитии инноваций российской образовательной среды [11]. Данный этап связан непосредственно с общими тенденциями развития образования в мире, столкнувшемся с глобальными технологическими изменениями. Преамбула Указа Президента РФ № 204 сформулирована с позиций
целеполагания научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, с указанием на необходимость создания «условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека». Подобный подход соотносится с базовыми конституционными установлениями и берет свои основания в конституционном конструкте ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей человека, его права и обязанности как высшую ценность [6].
В Указе Президента РФ № 204 образование определено в качестве одного из направлений, по которым разрабатываются соответствующие национальные проекты [11]. В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ № 204 «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» является одной из основных задач, поставленных Правительству РФ при разработке соответствующего национального проекта [Там же]. Данная задача на текущий момент имеет нормативную конкретизацию в таких документах, как Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) (далее — «Паспорт проекта») [15], Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» [12], Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» [10], Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [14]. Все вышеперечисленные документы в системной взаимосвязи формируют нормативный каркас внедрения федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
Таким образом, на сегодняшний день большая часть нормативного регулирования вопросов федерального проекта «Цифровая образовательная среда» находится в области принятия подзаконных актов. Данный подход соотносится со статусом федерального проекта. В области законодательного закрепления в настоящий момент основанием для реализации федерального проекта именно в сфере образования является ст. 20 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — «Закон об образовании»), определяющая правовые основы экспериментальной
и инновационной деятельности в образовании [13].
Обратимся к нормативному определению понятия «цифровая образовательная среда». Согласно п. 3 Положения о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, «это совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания» (далее по тексту — «Положение о ЦОС») [16]. Как видно из определения, цифровая образовательная среда рассматривается как сложносоставное явление «совокупности условий», включающее различные компоненты электронной информационно-образовательной среды. Из анализа Паспорта проекта дополнительно усматривается несколько качественных элементов исследуемого феномена, в частности в разделе 6 констатируется, что к 2024 году планируется создание «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [15].
В отечественной конституционной науке длительное время исследуется с разных аспектов конституционное право на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ [6], например конституционное право на получение бесплатного высшего образования [2], конституционно-правовые основы высшего профессионального образования [9], конституционное право на образование и гарантии его реализации для отдельных групп населения [19] и т.д. Многочисленные исследования во многом подтверждают важность и перманентную востребованность конституционно-правового измерения не только самого права на образование и его гарантий, но и образовательной среды в целом. При этом очевидным и общепризнанным фактом является все более ускоряющаяся модернизация образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества. Цифровая трансформация общества, с одной стороны, сопровождается запаздывающим нормативно-правовым ре-
гулированием, с другой — не может выходить за пределы действующих конституционных норм.
Общеизвестно, что конституционно-правовые нормы образуют систему конституционного права, которая объединяет их в группы в определенной последовательности, в зависимости от их содержания, характера регламентируемых общественных отношений и значения норм, являющихся ее структурными элементами [5].
Конституционно-правовое измерение какого-либо феномена опирается в первую очередь на действующую систему конституционного права, структурно определенную в конституционном акте. Прежде всего следует разделить уровни этой системы и обратиться к тем, которые непосредственно связаны с родовым правовым институтом исследуемого явления. В отношении цифровой образовательной среды базовым конституционно-правовым уровнем будет уровень конституционных норм об образовании, о которых указывалось выше, а также их системная связь с иными нормами главы 1 и 2 Конституции РФ. В частности, право на образование входит в комплекс социально-экономических и культурных прав и свобод (Комментарий 2). Доктрина социального государства интегрирует право на образование и, следовательно, все связанные с ним гарантии его реализации. Так, Конституционный Суд РФ при истолковании конституционной нормы об образовании последовательно указывает на то, что «одной из важнейших функций социального государства является обеспечение права каждого на образование на основе конституционного принципа равенства» (Комментарий 3); подчеркивает, что в аспекты правового социального государства неизменно включаются гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина, а также политика государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1. ст. 1, ст. 7, ст. 8, ч. 1 и ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) (Комментарий 4).
В рассматриваемый уровень измерения входит также комплекс норм, которые были имплементированы в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую систему Российской Федерации. В области образования к таким следует отнести гарантии доступности права каждого на образование, закрепленные в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека [1], ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [18], ст. 28 Конвенции о правах ребенка [4], статьях Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 де-
кабря 1960 года [3] и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [8].
Исследуемый феномен цифровой образовательной среды в значении федерального проекта должен быть в первую очередь соотнесен с указанным уровнем конституционно-правового регулирования и рассмотрен в качестве инновационного механизма реализации конституционных гарантий, связанных с правом граждан на образование (Комментарий 4). Исходя из дополнительной информации п. 6 Паспорта проекта [15], стратегические цели по данному направлению непосредственно связаны с решением задачи по цифровизации образовательной среды. В этой связи следует подчеркнуть, что на описанном уровне конституционно-правового измерения формирование и внедрение указанного явления непосредственно относится к новому технологическому этапу реализации конституционных гарантий гражданам в отношении права на образование. В системе элементов таких гарантий находится и обозначенный феномен (здесь следует указать на его непосредственную взаимосвязь с конституционными положениями ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 43 Конституции РФ, которые содержат основные конституционные предпосылки внедрения понятия цифровой образовательной среды в правовую систему Российской Федерации).
Следующим уровнем измерения будет уровень соотнесения конституционных норм в отношении указанного конституционного права на образование и его гарантий в аспекте разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. В пункте «е» ч. 1 ст. 71 к ведению Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики, в том числе в области научно-технологического, социального развития Российской Федерации, единых правовых основ системы образования. Вместе с тем п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусматривает, что общие вопросы образовании и науки отнесены к совместному ведению Федерации и ее субъектов [6]. В системе действующего правового регулирования вопросы регламентации образовательной среды в достаточной степени разделены, имеют устоявшиеся правовые традиции регулирования права на образование и реализацию заложенных в Основном законе гарантий, включая регулирование права на образование на уровне конституционных актов субъектов Российской Федерации.
Следует дополнительно подчеркнуть, что в рамках реализации фе-
дерального проекта используются последовательно сбалансированные методы федерального и регионального регулирования (в части добровольного подключения субъектов Российской Федерации на этапах проектной реализации). Таким образом, соблюдается конституционный баланс при взаимодействии Правительства Российской Федерации как федерального органа государственной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В контексте исследования данного уровня измерения феномена цифровой образовательной среды важно и то, что у субъектов Российской Федерации в системе полномочий разделения предметов ведения имеется возможность установления дополнительных гарантий права на образование на региональном уровне. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23 июля 2020 года № 39-П указал на то, что «законодательный уровень правового регулирования субъектами Российской Федерации образовательных отношений корреспондирует их важности как относящихся к сфере гарантирования конституционного права на образование, что также соотносится с необходимостью обеспечения повышенной стабильности такого регулирования» [17]. В рамках проведения эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды Положение о ЦОС предусматривает, что при внедрении проекта декларируются принципы равенства всех субъектов федерации — участников проекта (п. 4), координацию Министерством просвещения РФ в области заключения соглашений о взаимодействии в рамках эксперимента между федеральными министерствами и высшими органами исполнительной власти субъектов Федерации (пп. «б п. 6), безвозмездности обеспечения определенных технологических итераций (п. 9) и иные [16].
Следующим аспектом конституционного правового измерения феномена является тот уровень, который В. И. Крусс в теории конституционного правопользования обозначает как «законодательная конкретизация содержания основных прав и свобод человека и гражданина» [7]. Следует согласиться, что именно законодательная конкретизация является фундаментальным механизмом обеспечения конституционности отраслевого регулирования и полноты юридического гарантирования прав и свобод [Там же]. Базовым нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [13]. Указанный закон включает
в себя, в числе прочего, и нормы, конкретизирующие конституционные положения в отношении разделения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7). К иным правовым актам данного уровня будут относиться региональные законодательные акты в сфере образования (Комментарий 5).
Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем, что федеральная программа «Цифровая образовательная среда» основывается на базовых конституционных принципах и гарантиях в сфере права на образование. Непосредственно термин «цифровая образовательная среда» в значении федерального проекта может рассматриваться как инновационный механизм реализации конституционных гарантий, связанных с правом граждан на образование. Следует также констатировать, что в рамках предложенного подхода к конституционно-правовому исследованию измерения, формирование и внедрение цифровой образовательной среды напрямую относится к инновационному технологическому этапу реализации конституционных гарантий права на образование.
Комментарии
1. Термин «конституционно-правовое измерение» относится к научно-правовым терминам, в том числе используемым в терминологии Конституционного суда Российской Федерации. См. напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2020 № 37-П // Собрание законодательства РФ. 2020. № 30. Ст. 5000.
2. В конституционной науке в целом сформирован консенсус по данному вопросу: в зависимости от объектов правового регулирования образование входит в группу прав и свобод в социальной области. См. напр.: Конституционное право России: под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. М.: Юнити-Дана, 2006. С. 181 [2].
3. См., напр.: Постановление КС РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П // Собрание законодательства РФ. 2006.№ 22. Ст. 2375; Постановление КС РФ от 17 апреля 2018 г. № 15-П // Собрание законодательства РФ. 2018. № 18. ст. 2720.
4. Напомним, что под конституционными гарантиями понимаются «предусмотренные Основным законом средства, способы,
механизмы, которые обеспечивают осуществление конституционных прав и выполнение основных обязанностей человека по отношению к обществу, государству, коллективам, другим лицам, делают эти права и обязанности реальными». См.: Чиркин В. Е. Конституционное право России. М.: Норма, 2009. С. 202 [20].
5. См., напр.: Закон Пермского края № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае (с изм. на 6 октября 2020) // «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2014. № 10; Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 (ред. от 22.04.2020) «Об образовании в Санкт-Петербурге» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2013. № 7.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 10.12.1998.
2. Деманова С. В. Конституционное право на получение бесплатного высшего образования в Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2012. 28 с.
3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года // Ведомости ВС СССР. 2 ноября 1962 г. № 44. Ст. 452.
4. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
5. Конституционное право России / под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. М.: Юнити-Дана, 2006. 687 с.
6. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitu-tion.ru (дата обращения: 18.04.2021).
7. Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. М.: Норма, 2007. 752 с.
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
9. Никитина И. Ф. Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.02 Пенза, 2005. 169 с.
10. О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»: Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 № 1836 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 47. Ст. 7538.
11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
12. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды: Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 № 2040 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 50 (часть V). Ст. 8240.
13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
14. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 // Российская газета. 26.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/12/26/minpros-prikaz649-site-dok.html (дата обращения: 18.03.2021).
15. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // КонсультантПлюс [Элекстронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_319308/ (дата обращения: 20.04.2021).
16. Положение о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.2020 № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_370409/254a960f72fd9ee4991c27e6fee2127d988d49b6/ (дата обращения: 04.05.2021).
17. Постановление КС РФ от 23 июля 2020 г. № 39-П // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть II). Ст. 5253.
18. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
19. Стульникова О. В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2008. 25 с.
20. Чиркин В. Е. Конституционное право России. М.: Норма, 2009. 496 с.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL DIMENSION OF THE FEDERAL PROJECT «DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENT»
The national project "Education" is being implemented in the Russian Federation. According to the project passport its objectives and results are distributed among structural units — federal projects. One of these federal projects is "Digital Education Environment".
The author offers to investigate the designated project from the position of constitutional analysis. The article identifies the levels of the constitutional and legal measurements of the federal project, examines the position of the phenomenon of the digital education environment in the constitutional and legal plane.
The consideration of the constitutional and legal measurement is proposed through the classical approach of that generic group of social relations, within which the federal project is being implemented
Keywords: digital education environment, education, the right to education, constitutional and legal dimension, national project.
References
• Chirkin V.E. Konstitucionnoe pravo Rossii. M.: Norma, 2009. 496 s. [In Rus].
• Demanova S. V. Konstitucionnoe pravo na poluchenie besplatnogo vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. Saratov, 2012. 28 s. [In Rus].
• Konvenciya o bor'be s diskriminaciej v oblasti obrazovaniya ot 14 dekabrya I960 goda // Vedomosti VS SSSR. 2 noyabrya 1962 g. № 44. St. 4S2. [In Rus].
• Konvenciya o pravah rebenka // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. 1993. Vypusk XLVI. [In Rus].
• Konstitucionnoe pravo Rossii / pod red. A. S. Prudnikova, V. I. Avseenko. M.: Yuniti-Dana, 200б. б87 s. [In Rus].
• Konstituciya Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.constitution.ru (data obrash-cheniya: l8.04.202l). [In Rus].
• Kruss V. I. Teoriya konstitucionnogo pravopol'zovaniya. M.: Norma, 2007. 7S2 s. [In Rus].
• Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1976. № 17. St. 29l. [In Rus].
• Nikitina I. F. Konstitucionno-pravovye osnovy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossijskoj
Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02 Penza, 2005. 169 s. [In Rus].
• O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.11.2020 № 1836 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 47. St. 7538. [In Rus].
• O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 20. St. 2817. [In Rus].
• O provedenii eksperimenta po vnedreniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 07.12.2020 № 2040 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 50 (chast' V). St. 8240. [In Rus].
• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 24.03.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598. [In Rus].
• Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 02.12.2019 № 649 // Rossijskaya gazeta. 26.12.2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2019/12/26/ minpros-prikaz649-site-dok.html (data obrashcheniya: 18.03.2021). [In Rus].
• Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po stra-tegicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 № 16) // Konsul'tantPlyus [Elekstronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (data obrashcheniya: 20.04.2021). [In Rus].
• Polozhenie o provedenii na territorii otdel'nyh sub"ektov Rossijskoj Federacii eksperimenta po vne-dreniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy, utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 07.12.2020 № 2040 «O provedenii eksperimenta po vnedreniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy» // Konsul'tantPlyus [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370409/254a960f72 fd9ee4991c27e6fee2127d988d49b6/ (data obrashcheniya: 04.05.2021). [In Rus].
• Postanovlenie KS RF ot 23 iyulya 2020 g. № 39-P // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 31 (chast' II). St. 5253. [In Rus].
• Protokol № 1 k Konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod // Byulleten' mezhdunarod-nyh dogovorov. 2001. № 3. [In Rus].
• Stul'nikova O. V. Konstitucionnoe pravo grazhdan na obrazovanie i problemy ego realizacii v sub''ektah Rossijskoj Federacii: avtoreferat dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. Saratov, 2008. 25 s. [In Rus].
• Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka // Rossijskaya gazeta. 10.12.1998. [In Rus].