ЕВГЕНИИ ВЛАДИМИРОВИЧ КИРИЧЕК,
начальник управления учебно-методической работы, доктор юридических наук, доцент Академия управления МВД России 125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских д. 8.
E-mail: Kirichek79@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право.
ORCID 0000-0003-2798-3812
УДК 004.89:343.4
Дата поступления: 12 августа 2020 г.
Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2020 г.
EVGENII VLADIMIROVICH KIRICHEK,
Doctor of Law, Associate Professor,
Head of the Department of Educational and Methodical
Work Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: Kirichek79@yandex.ru
Scientific specialty: 12.00.02 — Constitutional Law; Constitutional Judicial Process; Municipal Law.
Информационно-цифровая сфера общественной жизни: взгляд через призму конституционно-правовой действительности
Information and Digital Sphere of Public Life: a View Through the Prism of Constitutional and Legal Reality
Аннотация
Актуальность: динамично развивающийся процесс - цифровизация является важной составляющей политики нашего государства в условиях конституционно-правовой действительности. Какую бы сферу функционирования государства и общества мы не взяли, она непременно обнаружит свою связь - большую или меньшую - с вопросами использования информационно-коммуникационных технологий. Современный век новых информационно-цифровых технологий принципиальным образом меняет конституционно-правовую жизнь личности, общества и государства, порождает не только новые возможности, но и угрозы для демократии и прав человека, затрагивает сами основы человеческого бытия в обществе. Формирующееся информационно-цифровое пространство объективно становится качественно новой сферой правового, в том числе конституционно-правового, влияния.
Постановка проблемы: основными ориентирами цифровизации являются формирование информационного общества, цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и стратегических национальных приоритетов, создание условий для свободного доступа
Annotation
The relevance: the dynamically developing process - digitalization-is an important component of our state's policy in the context of constitutional and legal reality. Whatever sphere of functioning of the state and society we take, it will certainly find its connection - more or less-with the use of information and communication technologies. The modern age of new information and digital technologies fundamentally changes the constitutional and legal life of the individual, society and the state, creates not only new opportunities, but also threats to democracy and human rights, and affects the very foundations of human existence in society. The emerging information and digital space is objectively becoming a qualitatively new sphere of legal, including constitutional, influence.
The problem statement: the main focus of digi-talization is the formation of the information society, the digital economy, ensuring national interests and strategic national priorities, creating conditions for free access of citizens and public authorities to information at all stages of its manifestation and dissemination, as well as improving the regulatory framework in this area.
The purpose of the research: based on the analysis of doctrinal and practical issues, normative
24
граждан, органов публичной власти к информации на всех стадиях ее проявления и распространения, а также совершенствование нормативной правовой базы в данной сфере.
Цель: на основе анализа доктринальных и практических вопросов, нормативных правовых актов, решений Конституционного Суда Российской Федерации, статистических данных, примеров внедрения и использования цифровых технологий показать особую роль конституционного права в регулировании специфических по своему характеру общественных отношений, охватывающих основополагающие принципы общественно-политической жизни, права и свободы человека и гражданина.
Методологическая основа исследования состоит в применении как общенаучных, так и специальных методов, выработанных в правоведении. При проведении исследования особую роль сыграли следующие методы научного познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, логический и др.
В ходе исследования сделаны следующие выводы: о влиянии информационных технологий не только на организацию и деятельность органов публичной власти, но и претворение в жизнь предписаний конституционно-правовых норм; о реализации конституционных принципов и норм посредством цифровой среды; о роли права как универсального регулятора, являющегося вектором поступательного движения человека в мир новых технологий; о совершенно новой, ранее неизвестной категории прав личности - цифровых правах.
Ключевые слова: конституционное право; права и свободы человека и гражданина; Конституционный Суд Российской Федерации; информационно-цифровое пространство; цифровизация.
legal acts, decisions of the constitutional Court of the Russian Federation, statistical data, examples of the introduction and use of digital technologies, to show the special role of constitutional law in regulating specific public relations that cover the fundamental principles of socio-political life, human and civil rights and freedoms.
The methodological basis of the research consists in the application of both General scientific and special methods developed in law. The following methods of scientific knowledge played a special role in the research: dialectical, historical, comparative legal, statistical, logical, etc.
The research draws the following conclusions: the impact of information technologies not only on the organization and activities of public authorities, but also on the implementation of the requirements of constitutional and legal norms; on the implementation of constitutional principles and norms through the digital environment; on the role of law as a universal regulator, which is a vector of progressive movement of a person into the world of new technologies; on a completely new, previously unknown category of individual rights-digital rights.
Keywords: constitutional law; human and civil rights and freedoms; constitutional Court of the Russian Federation; digital information space; di-gitalization.
Цифровизация с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Не остается этот процесс без внимания со стороны отечественной и зарубежной конституционно-правовой науки, а также практики деятельности органов публичной власти, в том числе и Конституционного Суда Российской Федерации [1, с. 23—28; 2, с. 23—25; 5, с. 32— 35; 6; 17, с. 26-31; 19, с. 5-16; 21, с. 1075-1082].
Сегодня цифровая индустрия оказывает существенное влияние и на модернизацию традиционных рынков: труда, капиталов, товаров, услуг. Приоритетными становятся ценностные ориентиры: большие данные, информационная платформа, искусственный интеллект, цифро-
вые деньги, цифровое право и др., являющиеся своего рода вектором поступательного развития бизнес-проектов.
В связи с этим становится очевидным, что без создания единой информационной системы рынка невозможно достичь единства экономического пространства, являющегося одним из важнейших конституционных принципов1.
Информатизация современного общества, внедрение новых информационных технологий неизбежно влияют не только на организа-
1 По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе»: постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1372.
цию и деятельность органов публичной власти, но и претворение в жизнь предписаний конституционно-правовых норм. Происходят процессы центростремительной адаптации конституционных институтов к новым реалиям общественной жизни.
В настоящее время в информационном пространстве многие конституционные принципы и нормы реализуются посредством цифровой среды. Особого внимания здесь заслуживает сфера обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в числе которых: право на частную жизнь, свобода выражения мнений, право избирать и быть избранным, право свободно искать, получать и распространять информацию любыми законными способами, право на судебную защиту, право на идентификацию, право доступа к электронной сети, право на конфиденциальность и др. Не случайно сформулированный в Резолюции Совета ООН по правам человека A/HRC/RES/20/8 «Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете» принцип определяет, что права, принадлежащие человеку офлайн (с англ. — «вне сети»), должны также защищаться и онлайн (с англ. — «в сети»).
Современное интернет-пространство не может существовать без права, также как и реализация ряда субъективных прав представляется затруднительной без Интернета. Это говорит о том, что право становится не только средством обеспечения цифровизации, но и цифро-визация, являясь важным фактором, оказывает определенное влияние на сферу правового регулирования [20, с. 85—102].
Исследование информационного пространства через призму конституционного права предполагает, с одной стороны, ее конституци-онализацию, а с другой — цифровизацию общественных отношений, попадающих в сферу регулирования конституционного права.
Наиболее реалистичная картина проникновения новых информационных технологий в конституционно-правовую жизнь наглядно продемонстрирована в социальной сфере. Именно социальная ориентированность цифровизации позволяет выявить ее положительные и отрицательные стороны, а также последствия порой неограниченного, непредсказуемого, неконтролируемого использования потенциала информационно-коммуникационных технологий.
Так, в 2019 г. в России более чем в 13 раз увеличилась доля скам-мошенничества с использованием методов социальной инженерии в сети Интернет [11]. По мнению специалистов, количество подобного рода финансовых правонарушений будет только расти. Это говорит о том, что новые технологии использу-
ются далеко не всегда в целях укрепления основ конституционного строя, развития демократии, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем на законодательном уровне устанавливаются определенные запреты и ограничения.
Например, Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 12)2 устанавливается запрет на использование сетей связи общего пользования, в том числе сети Интернет, для осуществления экстремистской деятельности. И если такая сеть все же используется в целях пропаганды экстремизма, то применяются предусмотренные указанным законом меры с учетом специфики общественных отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в сфере связи. Таким образом, экстремистскими могут быть признаны не только какие-либо отдельные информационные материалы, размещенные в сети Интернет, но и весь сайт в целом3.
В новой информационно-цифровой среде достаточно заметно стираются грани морально-нравственных, гуманистических начал (о добре и зле, справедливости и несправедливости, свободе и несвободе). Совершенно верно было подмечено, что «если так пойдет и дальше, у человека атрофируются все конечности за исключением пальцев для нажатия кнопок» (Фрэнк Ллойд Райт).
Это свидетельствует о том, что вопросы соразмерности в использовании информационно-коммуникационных технологий не должны решаться исключительно их разработчиками. Это общая гуманистическая задача, охватывающая все сферы жизнедеятельности человека. Она должна быть направлена на предотвращение бездумного, безграничного засилья цифровизации, обеспечение безопасности новых технологий для человека и общества. Иначе может возникнуть опасность, что «придет день, когда мы замеханизируемся до того, что на Земле не останется места людям, только машинам» (Клиффорд Саймак).
В этом смысле именно право как универсальный регулятор должно определять вектор поступательного движения человека в мир новых технологий, даже несмотря на то, что оно (право) само является объектом влияния циф-
2 О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
3 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы иностранной
организации «Watch tower Bible and Tract Society of New York, Inc.» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», а также пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 3024-О (документ опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
26
ровизации. Безусловно, это влечет за собой целый ряд проблемных вопросов, связанных с реализацией цифровых прав, пределами вмешательства в частную жизнь, с правосубъектностью автоматических устройств (роботов) и др. [3, с. 25-42]. Однако, независимо от объема и содержания этих проблем, методологической основой их преодоления при любых обстоятельствах должно выступать конституционно-правовое регулирование, в первую очередь принципы и нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации - нормативном правовом акте высшей юридической силы.
Во-первых, именно конституционное право, с его ярко выраженными публичными и частными началами [18, с. 1-29], способно задать тон в регулировании специфических общественных отношений, возникающих в информационно-правовой сфере, посредством в том числе специализированных конституционно-правовых норм (общих, декларативных и дефинитивных) с их уникальным ценностно-смысловым ориентиром.
Во-вторых, особенность складывающихся отношений в условиях глобальной цифро-визации предполагает сочетание внутригосударственных и международно-правовых начал, что, с одной стороны, дает принципиально новые возможности для каждого человека и гражданина, а с другой - порождает массу проблем, коллизий и дефектов, связанных с ограничением уже устоявшихся, традиционных прав и свобод, размыванием их границ и границ ответственности, а также провозглашением прав и свобод нового поколения.
В-третьих, появление новых, имеющих конституционное значение, форм деятельности на местном, региональном, федеральном и международном уровнях (электронное правительство, электронное правосудие, электронное голосование и др.) оказывает непосредственное влияние на поведенческий образ самого человека.
Здесь важное значение приобретают разъяснительная работа среди населения, а также всеобщая информированность о принятых нормативных правовых актах, обеспечивающаяся в том числе с помощью «Официального интернет-портала правовой информации», включенного в перечень официальных сетевых изданий4,
4 О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федер. закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (ред. от 1 мая 2019 г.) // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 (ред. от 29 мая 2017 г.) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru): указ Президента РФ от 2 апреля 2014 г. № 198 (ред. от 7 августа 2017 г.) // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1612.
что обусловлено объективными процессами модернизации информационного пространства5.
Ни для кого не секрет, что все новое, неоднозначно воспринимаемое на начальных этапах, по прошествии определенного времени становится обыденным. Очевидно одно - меняется архитектура политической коммуникации. И этот процесс закономерен, поскольку явный рост масштабов современных технологий является отличительной особенностью настоящих процессов глобализации.
Так, например, разные оценки даются электронному голосованию - совершенно новой области избирательного процесса [12, с. 147150; 14]. Следует отметить, что Верховный Суд Российской Федерации признал законным эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва6.
Конечно, к какой бы сфере общественных отношений мы не обратились, приоритетным всегда является вопрос о правах и свободах человека и гражданина. Устоявшаяся система разграничения прав и свобод на виды достаточно четко просматривается по содержанию современного российского законодательства, не вызывая принципиальных разногласий в вопросе признания или непризнания тех или иных прав вообще. В юридической литературе можно встретить различные подходы к классификации прав и свобод, например, в качестве самостоятельных иногда выделяются культурные права, социальные объединяются с экономическими, гражданские именуются личными [8, с. 197], а некоторые выделяют экологические [4, с. 102-107; 16, с. 260].
Развитие информационно-правового пространства позволяет говорить о совершенно новой, ранее неизвестной категории прав личности - цифровых правах [6], правовой основой которых выступает фундаментальное конституционное право на свободу информации в его многообразном проявлении (детализирующими его другими конституционными правами и свободами (ч. 2 ст. 23, ч. 1 и 2 ст. 24, ч. 4-5 ст. 29,
5 По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И. Д. Ушакова: постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2012 г. № 8-П // СЗ РФ. 2012. № 15. Ст. 1810.
6 Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 26 июля 2019 г., которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 г. «Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»: апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2019 г. № 5-АПА19-93 (документ опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ст. 42 Конституции Российской Федерации). Таким образом, цифровые права представляют собой всю совокупность вышеназванных прав человека. Другими словами, это конкретизация универсальных прав человека, гарантированных международным правом и конституциями государств, связанных с информацией [13, с. 26—32], или, если следовать трактовке ст. 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам, и названные в таком качестве в Федеральном законе «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7.
Правовая регламентация цифровых прав обусловливает необходимость их содержательного наполнения и определения места в общей системе прав и свобод человека и гражданина.
Определяющими принципами здесь должны стать, с одной стороны, недопустимость произвольного вмешательства в пределы автономии индивида8, а с другой — создание условий свободного самоопределения и самовыражения человека9, причем эти конституционные установления применимы к любой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет10.
Речь идет о случаях передачи информации конфиденциального характера (когда трудовой договор обязывает работника не разглашать ее) с рабочего компьютера (с адреса электронной почты владельца и держателя информации) на свой личный адрес электронной почты, что является нарушением запрета, установленного
7 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 51 (ч. 1). Ст. 7482; О налогообложении операций с цифровыми правами // Письмо Минфина России от 4 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/94158 (документ опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8 По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. № 4-П // СЗ РФ. 2005. № 14. Ст. 1271.
9 По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н.А. Алексеева, Я. Н. Евтушенко и Д. А. Исакова: постановление Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2014 г. № 24-П // СЗ РФ. 2014. № 40 (ч. 3). Ст. 5489.
10 По делу о проверке конституционности положений пунктов 1,
5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации
в связи с жалобой гражданина Е. В. Крылова: постановление Кон-
ституционного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 18-П // СЗ РФ. 2013. № 29. Ст. 4019.
нормативными правовыми актами, локальными актами и (или) договорами, и влечет наступление правовых последствий11.
Под особой защитой находится также и конституционное право на тайну телефонных переговоров (ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации), в частности, информация, передаваемая по каналам телефонной связи с помощью телефонной аппаратуры, включая сведения о входящих и исходящих вызовах, доступ к которой обеспечивается судебным решением12.
Особенно актуальными вопросы цифро-визации стали именно сегодня, когда основным ориентиром проводимой государственной политики стало обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронови-русной инфекции (COVID-19). Сегодня предпринят комплекс мер по переводу на дистанционный режим работы органов власти всех уровней, предприятий, организаций, учреждений, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, что, в свою очередь, потребовало пересмотреть подходы по предоставлению универсальных услуг связи населению13. В частности, обеспечить сельские поселения с числом жителей от 100 до 500 человек сотовой связью и Wi-Fi, а имеющиеся в стране 148 тыс. таксофонов, 80 % которых расположены в сельских поселениях, переориентировать на оповещения населения о чрезвычайных ситуациях [10]. Переход на дистанционный удаленный режим работы позволил выявить ряд серьезных проблем: от неготовности, нежелания и элементарной безграмотности населения до вопросов, связанных с техническим и программным обеспечением, защитой информации и линиями связи [7]. Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, именно «от нашей дисциплины и ответственности зависит тот перелом в борьбе с инфекцией, которого мы обязаны достичь» [15]. По данным Росстата, в 2019 г.
11 По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в связи с жалобой гражданина А. И. Сушко-ва: постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. № 25-П // СЗ РФ. 2017. № 45. Ст. 6735.
12 Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16 февраля 1995 года «О связи»: Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. № 345-О // Вестник Конституционного Суда РФ. № 1. 2004; Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Муллина Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 53 Федерального закона «О связи»: Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. № 528-О-О (документ опубликован не был). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13 О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»: федер. закон от 7 апреля 2020 г. № 110-ФЗ // Рос. газ. 2020. 9 апр.
28
граждане, являющиеся активными пользователями сети Интернет (население, использовавшее сеть Интернет не реже одного раза в неделю) в возрасте от 50 до 59 лет, составляли всего 8,5 % от всего населения страны в возрасте 15 лет и старше [9]. Кроме того, законодательно не урегулированы взаимоотношения работодателя и работника в особых условиях (чрезвычайных ситуациях), обязанности, возникающие в силу форс-мажорных обстоятельств, хотя в Трудовом кодексе особенности регулирования труда надомников (гл. 49) и дистанционных работников (гл. 49.1.) закреплены14.
Конечно, такой формат деятельности многим ранее не был знаком. Вместе с тем все это позволяет по-иному взглянуть на ситуацию и направить все силы в нужное созидательное русло в целях достижения желаемого результата - реализации комплекса мер по всем направлениям, отчасти, к сожалению, посредством метода проб и ошибок.
Таким образом, в заключение следует отметить, что информационно-цифровое простран-
14 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 16 декабря 2019 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
Список литературы:
1. Авакьян С. А. Информационное пространство знаний, цифровой мир и конституционное право // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 7.
2. Боброва Н.А. Цифровизация: плюсы и минусы // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 10.
3. Бондарь Н. С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 11.
4. Бринчук М. М. Экологические права граждан: условия и гарантии реализации / Социальное государство и защита прав человека: сб. статей. М., 1994.
5. Василевич Г. А. Цифровизация права как средство повышения его эффективности // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8.
6. Зорькин В. Д. Право в цифровом мире // Рос. газ. 2018. 29 мая.
7. Ионова Л. и др. Не вышел на связь - прогул // Рос. газ. 2020. 19 марта.
8. Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1995.
9. Использование населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (3.2. Распре-
ство предопределяет восприятие отдельных элементов конституционно-правовой действительности по-новому, что, безусловно, сказывается на взаимоотношениях в системе человек - гражданское общество - власть, подталкивает к размышлениям о взаимосвязанных между собой явлениях и их взаимовлиянии друг на друга, например, о легитимности формирования органов публичной власти и внедрении электронного голосования; пределах свободы личности и власти; создании цифровой экономики и утрате ее социально-гуманистических компонентов; провозглашении конституционных прав и свобод человека и гражданина и их фактической реализации; месте личности в информационно-правовом пространстве и конституционализа-ции инновационных возможностей реализации ее свободы. Очевидно, что решение этих и многих других проблем требует продуманной и кропотливой работы органов власти всех уровней, законодательной регламентации, а с учетом особенностей регулирования новых общественных отношений, еще и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, являющегося важным средством конституционализации информационно-цифрового пространства.
References:
1. Avak'yan S. A. Informacionnoe prostranstvo znanij, cifrovoj mir i konstitucionnoe pravo // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2019. № 7.
2. Bobrova N. A. Cifrovizaciya: plyusy i minusy // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2019. № 10.
3. Bondar' N. S. Informacionno-cifrovoe pros-transtvo v konstitucionnom izmerenii: iz prak-tiki Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Fede-racii // ZHurnal rossijskogo prava. 2019. № 11.
4. Brinchuk M. M. Ekologicheskie prava grazhdan: usloviya i garantii realizacii / Social'noe gos-udarstvo i zashchita prav cheloveka: sb. statej. M., 1994.
5. Vasilevich G. A. Cifrovizaciya prava kak sredstvo povysheniya ego ef-fektivnosti // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2019. № 8.
6. Zor'kin V. D. Pravo v cifrovom mire // Ros. gaz. 2018. 29 maya.
7. lonova L. i dr. Ne vyshel na svyaz' — progul // Ros. gaz. 2020. 19 marta.
8. Kozlov E. I., Kutafin O. E. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. M., 1995.
9. Ispol'zovanie naseleniem informacionnyh tekh-nologij i informa-cionno-telekommunikacion-nyh setej (6.2. Raspredelenie naseleniya, yavly-ayu-shchegosya aktivnymi pol'zovatelyami seti Internet, po tipam poseleniya po po-lovozrast-
деление населения, являющегося активными пользователями сети Интернет (по типам поселения и по половозрастным группам)) // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13877 (дата обращения: 09.04. 2020).
10. Кривошапко Ю. В любой точке — RU // Рос. газ. 2020. 9 апреля.
11. Кривошапко Ю. Деньги ловят сетью // Рос. газ. 2019. 9 декабря.
12. Насыбулин А. А. Проблемы электронного голосования // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 1.
13. Невинский В. В. «Цифровые права» человека: сущность, система, значение // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 10.
14. Пестерева А., Якунин И. Электронное голосование подвела техника // Коммерсант. 2019. 11 сентября.
15. Путин В. В. Беречь каждого человека // Рос. газ. 2020. 9 апреля.
16. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.
17. Саурин А.А. Цифровизация как фактор трансформации права // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 8.
18. Судебный («живой») конституционализм: доктрина и практика. Стенограмма круглого стола кафедры государственного и административного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, 5 марта 2011 г.) // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 3.
19. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9.
20. Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1.
21. Шахрай С. М. «Цифровая» Конституция. Судьба основных прав и свобод личности в тотальном информационном обществе // Вестник Российской академии наук. 2018. № 12. Т. 88.
nym gruppam) // Oíicial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL: htt-ps://www.gks.ru/folder/13877 (data obrash-cheniya: 09.04. 2020).
10. Krivoshapko Yu. V lyuboj tochke — RU // Ros. gaz. 2020. 9 aprelya.
11. Krivoshapko Yu. Den'gi lovyat set'yu // Ros. gaz. 2019. 9 dekabrya.
12. Nasybulin A. A. Problemy elektronnogo goloso-vaniya // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2009. № 1.
13. Nevinskij V. V. «Cifrovye prava» cheloveka: su-shchnost', sistema, znachenie // Konstitucion-noe i municipal'noe pravo. 2019. № 10.
14. Pestereva A., Yakunin I. Elektronnoe goloso-vanie podvela tekhnika // Kommersant. 2019. 11 sentyabrya.
15. Putin V. V. Berech' kazhdogo cheloveka // Ros. gaz. 2020. 9 aprelya.
16. Rossijskoe zakonodatel'stvo: problemy i pers-pektivy. M., 1995.
17. Saurín A. A. Cifrovizaciya kak faktor transfor-macii prava // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2019. № 8.
18. Sudebnyj («zhivoj») konstitucionalizm: doktri-na i praktika. Stenogramma kruglogo stola kafe-dry gosudarstvennogo i administrativnogo prava yuridicheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgsko-go gosudarstvennogo universiteta (Sankt-Peter-burg, 5 marta 2011 g.) // Zhurnal konstitucion-nogo pravosudiya. 2011. № 3.
19. Habrieva T. Ya. Pravo pered vyzovami cifrovoj real'nosti // ZHurnal rossijskogo prava. 2018. № 9.
20. Habrieva T. Ya., Chernogor N. N. Pravo v us-loviyah cifrovoj real'nosti // Zhurnal rossijskogo prava. 2018. № 1.
21. Shahraj S. M. «Cifrovaya» Konstituciya. Sud'ba osnovnyh prav i svobod lichnosti v total'nom in-formacionnom obshchestve // Vestnik Rossij-skoj akademii nauk. 2018. № 12. T. 88.
Для цитирования:
For citation:
Киричёк Евгений Владмирович. Информационно-цифровая сфера общественной жизни: взгляд через призму конституционно-правовой действительности // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 23-29.
Kirichek Evgenii Vladimirovich. Information and digital sphere of public life: a view through the prism of constitutional and legal reality // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56). P. 23-29.