Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правоохранительные органы / Конституция / государственная служба / информатизация / прокуратура / цифровая платформа / закон / law enforcement agencies / constitution / public service / informatization / prosecutor’s office / digital platform / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седой Илья Сергеевич

В статье аргументируется необходимость выработки инновационного цифрового подхода к службе в правоохранительных органах, в связи с чем автор выдвигает теоретический тезис о наличии современной (инновационной) правоохранительной службы, которая представляет собой совокупность правоотношений, возникающих по поводу осуществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел в соответствии с нормами, гарантиями и ценностями, утверждаемыми Конституцией РФ, закрепляемыми федеральными и региональными нормативными правовыми актами и принятыми в обществе, с учетом современных форм развития органов публичной власти и институтов политической системы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF STATE INFORMATIZATION ON THE EXAMPLE OF SERVICE IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article argues for the need to develop an innovative digital approach to law enforcement service in connection with which, the author puts forward a theoretical thesis about the presence of modern (innovative) law enforcement service, which is a set of legal relations arising from professional activities in internal affairs bodies in accordance with the norms, guarantees and values approved by the Constitution of the Russian Federation, enshrined in federal and regional regulatory legal acts and adopted in society, taking into account modern forms of development of public authorities and institutions of the political system of society.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ»

СЕДОЙ Илья Сергеевич,

начальник отделения по борьбе с имущественными преступлениями ОУР МУ МВД России «Люберецкое»,

e-mail: [email protected]

12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11216

УДК 342.61 ББК 67.400.6

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Аннотация. В статье аргументируется необходимость выработки инновационного цифрового подхода к службе в правоохранительных органах, в связи с чем автор выдвигает теоретический тезис о наличии современной (инновационной) правоохранительной службы, которая представляет собой совокупность правоотношений, возникающих по поводу осуществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел в соответствии с нормами, гарантиями и ценностями, утверждаемыми Конституцией РФ, закрепляемыми федеральными и региональными нормативными правовыми актами и принятыми в обществе, с учетом современных форм развития органов публичной власти и институтов политической системы общества.

Ключевые слова: правоохранительные органы, Конституция, государственная служба, информатизация, прокуратура, цифровая платформа, закон.

SEDOY Ilya Sergeevich,

Head of the Department for Combating Property Crimes of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Lyuberetskoye"

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF STATE INFORMATIZATION ON THE EXAMPLE OF SERVICE IN LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Annotation. The article argues for the need to develop an innovative digital approach to law enforcement service in connection with which, the author puts forward a theoretical thesis about the presence of modern (innovative) law enforcement service, which is a set of legal relations arising from professional activities in internal affairs bodies in accordance with the norms, guarantees and values approved by the Constitution of the Russian Federation, enshrined in federal and regional regulatory legal acts and adopted in society, taking into account modern forms of development of public authorities and institutions of the political system of society.

Key words: law enforcement agencies, constitution, public service, informatization, prosecutor's office, digital platform, law.

Общие критерии позволяют оценить общее состояние эффективности деятельности правоохранительного органа, а специальные критерии в зависимости от тех функций, которые выполняют правоохранительные органы [1]. Вместе с этим, следует отметить, что органы государственной власти должны создавать такие информационные платформы, исходя из принципа невмешательства тех или иных органов государственной власти [2], прежде всего, деятельность которых оценивается, в работу ведомств, уполномоченных проводить сбор, анализ и обработку информации, поступившей от граждан [3]. Это нужно для того, чтобы

исключить всякое влияние на результаты общественной оценки с применением новых информационных технологий и обеспечить высокую степень их объективности [4].

Если государственными структурами будут разработаны мобильные приложения, позволяющие оценить качество работы правоохранительных органов, то любой гражданин, использующий мобильные телефоны типа «смартфон» может в удаленном доступе, с использованием соответствующей платформы, разработанной органами государственной власти, участвовать в оценке эффективности деятельности правоохранительных органов: прокуратуры, полиции, таможенных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

органов, органов исполняющих уголовные наказания, принудительное исполнение решений судов, предварительного следствия и дознания и др. [5]. Причем мобильные приложения по оценке эффективности деятельности правоохранительных органов следует разработать таким образом, чтобы они позволяли гражданам проводить оценку эффективности каждого конкретного правоохранительного органа по общим и специальным критериям [6].

Специалисты отмечают, что правоохранительные органы могут выйти на новый уровень с помощью современных технологий типа: «Big data» - обработка данных огромных объемов из разных источников (GPS-сигналы от автомобилей, информация о транзакциях банков, поведение человека в социальных сетях и т.д.) [7]. Очевидно, что в условиях нарастающего процесса информатизации общественных отношений правоохранительные органы должны совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разработать концепцию цифрового развития всей системы правоохранительных органов, поскольку в этом направлении наиболее динамично выделяются органы прокуратуры, поскольку в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 г. [8], согласно которой в органах прокуратуры должны быть обеспечены благоприятный режим реализации «цифровой трансформации», сформирована информационная среда с учетом потребностей населения и субъектов экономической деятельности, внедрена система защиты информации, документооборота, согласованное взаимодействие прокуратуры с гражданами, органами власти и общественными объединениями [9].

Для целей реализации цифровой трансформации предлагается обеспечить следующие основные направления информационного развития органов прокуратуры: «высокотехнологичный надзор», «цифровую инфраструктуру» и «среду доверия» [10]. Авторы данной Концепции предложили принципы, которыми должны руководствоваться органы прокуратуры в рамках реализации цифровой трансформации надзорных ведомств: оптимизация, консолидация, надежность, стандартизация, единая модель данных, унификация, виртуализация, модульность, импортозамещения и информационной безопасности [11].

Вместе с тем, следовало бы выделить, особенно в содержательном отношении, принцип оперативности прокурорского реагирования в условиях применения новейших информационных технологий, поскольку гражданам важно не

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

столько то, каким образом будет работать внутренняя информационная среда [12] в органах прокуратуры, а сколько то, как оперативно будут реализовываться меры по охране и защите их прав, свобод и законных интересов [13], в т.ч. как посредством использования цифровой трансформации [14] будет повышаться степень оперативности прокурорского реагирования на устранение причин и условий совершения преступлений и правонарушений [15].

При этом необходимо отметить, что реформа правоохранительных органов с учетом информационного развития общества должна касаться всех органов, обеспечивающих законность и правопорядок, а поскольку прокуратура обеспечивает надзорные функции, на ней лежит двойная ответственность - правовая и социальная, за надлежащим соблюдением режима реализации мер по развитию информационных технологий в деятельности подконтрольных правоохранительных органов [16]. В этом смысле цифровая трансформация должна затрагивать не только органы прокуратуры, но и другие правоохранительные органы. Следовательно, с этой точки зрения разработка единой концепции информационного развития системы правоохранительных органов Российской Федерации, является абсолютной, значимой, что обусловливает необходимость теоретической и практической разработки вопросов информационного развития правоохранительных органов в ключе их реформирования.

Следует согласиться с теми, кто считает, что попытки реформирования правоохранительной системы без определения ее концептуальных основ приводят к огромному числу противоречий и коллизий в правовом статусе государственных служащих [17].

Следует выделить и другой, на наш взгляд, немаловажный аспект информационного развития общества и государства, относящийся к цифровой трансформации правоохранительных органов - это использование социальных сетей для дискредитации сотрудников правоохранительных органов. И простые обыватели, и сотрудники правоохранительных органов активно используют социальные сети по различным причинам, в основном с целью социальной коммуникации, но уже довольно давно должностные лица оперативно-следственных органов используют социальные сети для изобличения лиц, совершивших преступления [18]. Что касается дискредитации сотрудников правоохранительных органов, то следует отметить необходимость ведения предупредительной работы в отношении сотрудников правоохранительных органов в части, относящейся к размещению информации о личной жизни сотрудников правоохранительных органов, а также

предупреждение фактов высказываний должностными лицами правоохранительных органов об их деятельности и выполняемых функциях, пресечение размещения видеороликов в сети Интернет, способных нанести авторитет правоохранительному органу, в котором гражданин проходит службу, в целом всей системе органов правопорядка. Представляется, что этот вопрос следует также рассмотреть в концепциях информационного развития каждого конкретного органа государственной власти, выполняющего правоохранительную функцию государства [19].

В статье аргументируется необходимость выработки инновационного цифрового подхода к службе в правоохранительных органах, в связи с чем автор выдвигает теоретический тезис о наличии современной (инновационной) правоохранительной службы, которая представляет собой совокупность правоотношений, возникающих по поводу осуществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел в соответствии с нормами, гарантиями и ценностями, утверждаемыми Конституцией РФ, закрепляемыми федеральными и региональными нормативными правовыми актами и принятыми в обществе, с учетом современных форм развития органов публичной власти и институтов политической системы общества [20].

Проблема формирования нормального психологического климата в коллективе сотрудников правоохранительных органов наукообъемна и негармонична и должна рассматриваться в контексте реформирования системы правоохранительных органов, как одна из важнейших задач [21]. Не следует проводить специальные научные исследования для того, чтобы доказать, что в результате нарушения нормального морально-психологического климата в любом коллективе из рядов организации выбывают порой очень способные и квалифицированные кадры, восполнить которые - задача не их простых. Следовательно, необходимо выстраивать новую модель внутренней организации работы, прежде всего, правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений с целью искоренения вредных традиций и привычек, доставшихся в наследство от советской правоохранительной системы, которая хотя и зарекомендовала себя в плане наличия качества выполнения правоохранительных функций, все же имела и недостатки, прежде всего, обусловленные «палочной системой», «плановым характером», наличием на службе в правоохранительных органов факторов субъективизма и волюнтаризма, которые до сих пор имеют место быть и с которыми следует активно бороться [22].

Внутрисистемная организация правоохранительных органов должна предполагать не увеличение аппарата служащих под маркой усиления контроля руководителей структурных подразделений правоохранительных органов, а решение основных вопросов реализации конституционного правопорядка за счет увеличения материальных и финансовых гарантий, создания качественных условий работы тех должностных лиц, которые в реальном режиме работают с населением.

Согласно исследованиям, проведенным Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, наблюдается закрытость каждого из правоохранительных ведомств [23]. Данным научным учреждением разработана концепция комплексной организации управленческой реформы правоохранительных органов в России. Однако в части констатации закрытости правоохранительных органов позволим себе с этим не согласиться, поскольку в настоящее время принцип гласности широко реализуется в системе правоохранительных органов, в т.ч. занимающихся вопросами расследования и раскрытия преступлений [24]. Практически во всех правоохранительных органах созданы общественные советы, деятельность которых регламентируется на уровне как текущего законодательства, так и ведомственных нормативных актов [25]. Авторы указанной Концепции утверждают, что правоохранительные органы не поддаются не только общественному контролю, но и влиянию со стороны гражданских органов власти, как местных, так и федеральных [26]. С этим также нельзя согласиться, поскольку как раз усиленная модель контрольного влияния выявляется при анализе централизованной системы управления в правоохранительных органах [27]. Что касается общественного контроля, то право на его осуществление также закреплено в Федеральном законе № 212 «Об основах общественного контроля», однако допуск субъектов общественного контроля в здания и помещения правоохранительных органов все еще сопряжен с определенными сложностями, прежде всего, обусловленных соображениями безопасности [28], а также тем, что статус субъектов общественного контроля еще нуждается в законодательном совершенствовании [29]. Если же рассматривать закрытость правоохранительной системы с позиции взаимодействия общества и силовых структур, то исследование этого вопроса имеет научно-теоретическую перспективу [30], поскольку в условиях современного развития общества и государства установление диалоговых отношений между правоохранительными органами и населением, субъектами экономической деятельности важно для развития и совершенствования условий обеспечения консти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

туционной законности и конституционного правопорядка, эффективного развития экономических отношений, в установлении, стабилизации и соблюдении которых заинтересовано и общество, и государство [31].

В контексте развития общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел обосновывается необходимость включения в составы общественных советов действующих при ОВД тех граждан, которые представляют интересы населения, проживающего в границах муниципальных административных территорий, обслуживаемых органами внутренних дел [32]. Во-первых, это поможет сформировать механизм народного, общественного представительства в таких совещательных органах, субъектах общественного контроля, во-вторых, позволит обозначать позицию людей, проживающих на той или иной обслуживаемой правоохранительными органами территории с целью совершенствования и эффективности работы органов правопорядка [33].

Аргументируется предложение о необходимости общественной оценки эффективности деятельности правоохранительных органов посредством беспроводных средств телефонной связи, для этого предлагается разработать специальную информационную платформу, позволяющую гражданам проводить оценку эффективности каждого конкретного правоохранительного органа по общим и специальным критериям [34]. Общие критерии позволяют оценить общее состояние эффективности деятельности правоохранительного органа, а специальные критерии в зависимости от тех функций, которые выполняют правоохранительные органы [35].

Предлагается дополнить Концепцию цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации принципом оперативности прокурорского реагирования в условиях применения новейших информационных технологий, поскольку гражданам важно не столько то, каким образом будет работать внутренняя информационная среда в органах прокуратуры [36], а сколько то, как оперативно будут реализовываться меры по охране и защите их прав, свобод и законных интересов, повышаться степень оперативности прокурорского реагирования на устранение причин и условий совершения преступлений и правонарушений [37].

Список литературы:

[1] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - М., 2016.

[2] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организацион-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

но-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[3] Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: сб. науч. ст. V Междунар. конф. / Ингушский гос. ун-т. - 2017.

[4] Чернявский А.Г. О понятии реализации экономической функции права // Вестник Академии права и управления. - 2012. - № 27. - С. 11 -18.

[5] Антопольский А.Б., Поляк Ю.Е., Усанов В.Е. Измерение присутствия в интернете образовательных учреждений // Проблемы современного образования. - 2012. -№ 4. - С. 117 - 131; Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2020. - № 1. - С. 59 - 63; Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 3. - С. 128 - 130.

[6] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. - 2015.

- № 1 (13). - С. 10 - 49.

[7] Токарева С.Н. Цифровизация в деятельности органов правопорядка. - С. 591. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-deyatelnosti-organov-pravoporyadka/viewer

[8] Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» // Законность. - 2017. -№ 12.

[9] Пашенцев Д.А., Чернявский А.Г. История отечественного государства и права: учеб. пособие. - М., 2016.

[10] Усанов В.Е. Проблемы реализации права в образовательных организациях общего и высшего образования (для научных работников и практиков образования) // Образование и право. -2016. - № 4. - С. 152 - 156.

[11] Усанов В.Е. Подготовка юристов будущего: размышления над проектами Федеральных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров юриспруденции // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. - 2015. - № 8 (75). - С. 146.

[12] Усанов В.Е. Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды вуза // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. - 2015.

- № 8 (75). - С. 112.

[13] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья. - 2019.

- № 4. - С. 44 - 49.

[14] Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. -2016.

[15] Чернявский А.Г. О понятии реализации экономической функции права // Вестник Академии права и управления. - 2012. - № 27. - С. 11 -18.

[16] Чернявский А.Г. Проблемы реализации конституционных прав граждан в сфере осуществления правосудия // Право и общество. - 2015.

- № 1 (13). - С. 10 - 49.

[17] Бойко А.А. Реформа государственной правоохранительной службы: реалии и перспективы // Юристъ - Правоведъ. - 2011. URL: https:// cyberleninka.m/artide/n/reforma-gosudarstvennoy-pravoohranitelnoy-sluzhby-realii-i-perspektivy

[18] Саламов А.Х., Ужахова Л.Я., Султыгова З.Х. Тестирование как одна из форм контроля знаний по химии: сб. науч. тр. Ингушского гос. ун-та.

- Магас, 2014. - С. 312 - 324; Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования отнесения семей и несовершеннолетних к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы // Право. Законодательство. Личность. -2017. - № 1 (24). - С. 62 - 70; Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам. - Омск, 2011.

[19] Чернявский А.Г. Социальные основания изменения пределов юридической ответственности. - М., 2016.

[20] Усанов В.Е. Стандарты начального общего образования нового поколения глазами юриста // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. - 2015. -№ 8 (75). - С. 149.

[21] Усанов В.Е., Кириллов Н.П. Экология: учеб. пособие // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. -2015. - № 8 (75). - С. 100.

[22] Усанов В.Е., Молчанов С.В. Программа и вопросы кандидатского экзамена по специальности 12.00.02 - «Конституционное право; муниципальное право» по юридическим наукам // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. - 2015. - № 8 (75). - С. 105.

[23] Концепция комплексной организации управленческой реформы правоохранительных органов Российской Федерации. - СПб., 2013. - С. 6.

[24] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Эри-ашвили Н.Д. и др. Основы органов государственной власти России: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальностям 030501 «Юриспруденция», 030201 «Политология», 080504

«Государственное и муниципальное управление». - М., 2008.

[25] Grudtsina L.Y., Filippova A.V., Makarova E.V., etc. Preventive pedagogy: methods of research university students' readiness formation for a healthy lifestyle // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Т. 12. - № 1. - С. 51.

[26] Концепция комплексной организации управленческой реформы правоохранительных органов Российской Федерации. - СПб., 2013. - С. 6 - 7.

[27] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 5. - С. 19 - 25.

[28] Усанов В.Е. Стандарты начального общего образования нового поколения глазами юриста // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов. Наука и образование. - 2015. -№ 8 (75). - С. 149.

[29] Ильгова Е.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 4. - С. 29 - 32.

[30] Саламов А.Х., Мартазанова Р.М., Султыгова З.Х. Организация самостоятельной работы при изучении биологической химии студентами -будущими спортсменами: сб.: Вузовское образование и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. - 2014. - С. 175 - 177.

[31] Чернявский А.Г. О понятии реализации экономической функции права // Вестник Академии права и управления. - 2012. - № 27. - С. 11 -18.

[32] Чернявский А.Г. Состояние исследования проблемы юридической ответственности в российской правовой науке // Право и общество. -2015. - № 2 (14). - С. 20 - 67.

[33] Шанхоев И.И., Гандалоев Р.Б. Правовое регулирование помилования в системе российского законодательства // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 1. - С. 128 - 131; Гаджиахме-дов К.Г., Гандалоев Р.Б. Амнистия и помилование в законодательном развитии (краткий исторический экскурс) // Криминалистъ. -2018. - № 2 (23). -С. 75 - 82; Албогачиев А.А. Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: материалы VI Междунар. конф. / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». -2018. - Вып. VI.

[34] Гандалоев Р.Б. Общественно-политическая ситуация в Республике Ингушетия // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире: сб. науч. тр. участников VI Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

участием / под ред. И.В. Ильина. - 2019. - С. 395 -398.

[35] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Вестник Омского ун-та. Сер.: Право. - 2011. - № 2 (27).

- С. 71 - 75.

[36] Гандалоев Р.Б. Права и обязанности сторон и третьих лиц // Государственная служба и кадры. - 2020. - № 3. - С. 54 - 57; Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Все-росс. науч.-практ. конф., 2018; Албогачиев А.А. Вузовское образование и наука: материалы Все-росс. науч.-практ. конф. / ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». - 2017.

[37] Усанов В.Е. Модернизация системы науки в России: тенденции и перспективы // Право и жизнь. - 2012. - № 166. - С. 197 - 217; Усанов В.Е. Инновационная политика Российской Федерации в сфере образования // Право и жизнь. - 2012.

- № 167. - С. 226 - 256; Гандалоев РБ. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. - 2020. - № 12. - С. 55 - 59.

Spisok literatury:

[1] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. poso-bie. - M., 2016.

[2] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[3] Albogachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kav-kaza: sb. nauch. st. V Mezhdunar. konf. / Ingushskij gos. un-t. - 2017.

[4] Chernyavskij A.G. O ponyatii realizacii eko-nomicheskoj funkcii prava // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2012. - № 27. - S. 11 - 18.

[5] Antopol'skij A.B., Polyak Yu.E., Usanov V.E. Izmerenie prisutstviya v internete obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Problemy sovremennogo obra-zovaniya. - 2012. -№ 4. - S. 117 - 131; Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravovye osnovy protivode-jstviya rasprostraneniyu ideologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. - 2020. - № 1. - S. 59 - 63; Gandaloev R.B. Ponyatie politich-eskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. - 2020. - № 3. - S. 128 - 130.

[6] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii kon-stitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. - 2015. - № 1 (13). - S. 10 - 49.

[7] Tokareva S.N. Cifrovizaciya v deyatel'nosti organov pravoporyadka. - S. 591. URL: https://cyber-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

leninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-deyatelnosti-or-ganov-pravoporyadka/viewer

[8] Prikaz General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Koncepcii cifrovoj trans-formacii organov i organizacij prokuratury do 2025 goda» // Zakonnost'. - 2017. - № 12.

[9] Pashencev D.A., Chernyavskij A.G. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava: ucheb. poso-bie. - M., 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Usanov V.E. Problemy realizacii prava v obrazovatel'nyh organizaciyah obshchego i vysshego obrazovaniya (dlya nauchnyh rabotnikov i praktikov obrazovaniya) // Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 4. - S. 152 - 156.

[11] Usanov V.E. Podgotovka yuristov budush-chego: razmyshleniya nad proektami Federal'nyh obrazovatel'nyh standartov podgotovki bakalavrov i magistrov yurisprudencii // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov. Nauka i obrazovanie. -2015. - № 8 (75). - S. 146.

[12] Usanov V.E. Psihologo-pedagogicheskie osnovy informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov. Nauka i obrazovanie. - 2015. - № 8 (75). - S. 112.

[13] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. - 2019. - № 4. - S. 44 - 49.

[14] Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - 2016.

[15] Chernyavskij A.G. O ponyatii realizacii eko-nomicheskoj funkcii prava // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2012. - № 27. - S. 11 - 18.

[16] Chernyavskij A.G. Problemy realizacii kon-stitucionnyh prav grazhdan v sfere osushchestvleniya pravosudiya // Pravo i obshchestvo. - 2015. - № 1 (13). - S. 10 - 49.

[17] Bojko A.A. Reforma gosudarstvennoj pra-voohranitel'noj sluzhby: realii i perspektivy // Yurist" -Pravoved". - 2011. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/reforma-gosudarstvennoy-pravoohranitel-noy-sluzhby-realii-i-perspektivy

[18] Salamov A.H., Uzhahova L.Ya., Sultygova Z.H. Testirovanie kak odna iz form kontrolya znanij po himii: sb. nauch. tr. Ingushskogo gos. un-ta. - Magas, 2014. - S. 312 - 324; Il'gova E.V. Problemy pravovogo regulirovaniya otneseniya semej i nesovershennolet-nih k kategorii nahodyashchihsya v social'no opas-nom polozhenii i nuzhdayushchihsya v provedenii v otnoshenii nih profilakticheskoj raboty // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. - 2017. - № 1 (24). - S. 62 - 70; Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh prob-lemah primeneniya administrativnogo zaderzhaniya k nesovershennoletnim licam. - Omsk, 2011.

[19] Chernyavskij A.G. Social'nye osnovaniya izmeneniya predelov yuridicheskoj otvetstvennosti. -M., 2016.

[20] Usanov V.E. Standarty nachal'nogo obsh-chego obrazovaniya novogo pokoleniya glazami yurista // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov. Nauka i obrazovanie. - 2015. - № 8 (75). -S. 149.

[21] Usanov V.E., Kirillov N.P. Ekologiya: ucheb. posobie // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov. Nauka i obrazovanie. - 2015. - № 8 (75). -S. 100.

[22] Usanov V.E., Molchanov S.V. Programma i voprosy kandidatskogo ekzamena po special'nosti 12.00.02 - «Konstitucionnoe pravo; municipal'noe pravo» po yuridicheskim naukam // Hroniki ob"edi-nennogo fonda elektronnyh resursov. Nauka i obrazovanie. - 2015. - № 8 (75). - S. 105.

[23] Koncepciya kompleksnoj organizacii uprav-lencheskoj reformy pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii. - SPb., 2013. - S. 6.

[24] Gabrichidze B.N., Chernyavskij A.G., Eri-ashvili N.D. i dr. Osnovy organov gosudarstvennoj vlasti Rossii: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, obu-chayushchihsya po special'nostyam 030501 «Yuris-prudenciya», 030201 «Politologiya», 080504 «Gosu-darstvennoe i municipal'noe upravlenie». - M., 2008.

[25] Grudtsina L.Y., Filippova A.V., Makarova E.V., etc. Preventive pedagogy: methods of research university students\' readiness formation for a healthy lifestyle // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - T. 12. - № 1. - S. 51.

[26] Koncepciya kompleksnoj organizacii uprav-lencheskoj reformy pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii. - SPb., 2013. - S. 6 - 7.

[27] Il'gova E.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya organizacii i deyatel'nosti komissij po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav v Rossijskoj Federacii // Voprosy yuvenal'noj yusticii. -2009. - № 5. - S. 19 - 25.

[28] Usanov V.E. Standarty nachal'nogo obsh-chego obrazovaniya novogo pokoleniya glazami yurista // Hroniki ob"edinennogo fonda elektronnyh resursov. Nauka i obrazovanie. - 2015. - № 8 (75). -S. 149.

[29] Il'gova E.V. Osobennosti proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah v otnoshenii nesovershennoletnih // Voprosy yuvenal'noj yusticii. - 2006. - № 4. - S. 29 - 32.

[30] Salamov A.H., Martazanova R.M., Sulty-gova Z.H. Organizaciya samostoyatel'noj raboty pri izuchenii biologicheskoj himii studentami - budush-

chimi sportsmenami: sb.: Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noj nauch.-prakt. konf. -

2014. - S. 175 - 177.

[31] Chernyavskij A.G. O ponyatii realizacii eko-nomicheskoj funkcii prava // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2012. - № 27. - S. 11 - 18.

[32] Chernyavskij A.G. Sostoyanie issledo-vaniya problemy yuridicheskoj otvetstvennosti v rossijskoj pravovoj nauke // Pravo i obshchestvo. -

2015. - № 2 (14). - S. 20 - 67.

[33] Shanhoev I.I., Gandaloev R.B. Pravovoe regulirovanie pomilovaniya v sisteme rossijskogo zakonodatel'stva // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. - 2018. - № 1. - S. 128 - 131; Gadzhiahmedov K.G., Gandaloev R.B. Amnistiya i pomilovanie v zakonodatel'nom razvitii (kratkij istoricheskij ekskurs) // Kriminalist". -2018. - № 2 (23). - S. 75 - 82; Albo-gachiev A.A. Gumanitarnye i social'no-politicheskie problemy modernizacii Kavkaza: materialy VI Mezh-dunar. konf. / FGBOU VO «Ingushskij gosudarstven-nyj universitet». - 2018. - Vyp. VI.

[34] Gandaloev R.B. Obshchestvenno-politich-eskaya situaciya v Respublike Ingushetiya // Aktu-al'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossiya v globaliziruyushchemsya mire: sb. nauch. tr. uchast-nikov VI Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. I.V. Il'ina. - 2019. - S. 395 - 398.

[35] Il'gova E.V., Sokolov A.Yu. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam // Vestnik Omskogo un-ta. Ser.: Pravo. - 2011. - № 2 (27). - S. 71 - 75.

[36] Gandaloev R.B. Prava i obyazannosti sto-ron i tret'ih lic // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. -2020. - № 3. - S. 54 - 57; Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf., 2018; Albogachiev A.A. Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. / FGBOU VO «Ingushskij gosudarstvennyj universitet». - 2017.

[37] Usanov V.E. Modernizaciya sistemy nauki v Rossii: tendencii i perspektivy // Pravo i zhizn'. -2012. - № 166. - S. 197 - 217; Usanov V.E. Innova-cionnaya politika Rossijskoj Federacii v sfere obrazovaniya // Pravo i zhizn'. - 2012. - № 167. - S. 226 -256; Gandaloev R.B. Vliyanie sredstv massovoj infor-macii v usloviyah sovremennogo rossijskogo federativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. - 2020. -№ 12. - S. 55 - 59.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.