УДК - 342 ББК - 67
ПАВЛИКОВ Сергей Герасимович,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Конституционное и международное право» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
ВИЛСКАЯ Наталья Викторовна,
заместитель заведующего кафедрой «Конституционное и международное право» Финансового университета при Правительстве РФ
12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. Авторы статьи разделяют целесообразность так называемого расширительного подхода к российской Конституции как совокупности конституционных норм и актов их толкования федеральным органом конституционного контроля. Высказывается суждение о том, что на конституционном уровне регулирование экономических отношений осуществляется «экономической Конституцией» - совокупностью не только конституционных норм, правовых позиций Конституционного Суда России, но и норм федеральных конституционных законов и признаваемых Россией международных актов.
Ключевые слова: основы, принципы, Конституция, экономика, собственность, права, свободы, государство, политика, общество, система.
TO THE QUESTION ON THE CONSTITUTIONAL REGULATION
OF ECONOMIC RELATIONS
Summary. The authors share the expediency of the so-called expansion approach to the Russian Constitution as a set of constitutional rules and their interpretation of acts of the Federal body of constitutional control. Expressed the judgment that at the constitutional level of regulation of economic relations is the «economic Constitution» - a collection not only of constitutional norms, legal positions of the constitutional Court of Russia, and rules of Federal constitutional laws, and recognized by the Federation of international acts.
Keywords: fundamentals, principles, Constitution, economy, property, rights, freedom, state, politics, society, the system.
PAVLI^V Sergey Gerasimovich,
doctor. the faculty of law. Sciences, Professor, head. chair «Constitutional and international law», Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]
VILSKAYA Natalia Viktorovna,
Deputy head. chair «Constitutional and international law», Financial University under the Government of the Russian Federation
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
Под конституционными основами экономического строя России исследователи наиболее часто понимают совокупность конституционных принципов и норм, закрепляющих экономический базис конституционного строя, характер и формы собственности и гарантии их защиты, провозглашение определенной системы обеспечения социальных потребностей общества в различных областях жизни, экономические права и свободы человека и государственное регулирование экономики. Конституция Российской Федерации закрепляет экономический строй путем установления следующих элементов: экономических основ конституционного строя — социально ориентированная экономика; форм собственности и гарантий их защиты; использования и охраны земли и природных ресурсов как основ жизни и деятельности народов, проживающих на территории России (ст. 7 — 9); гарантий реализации экономических основ конституционного строя (ст. 74, 75); экономических прав и свобод человека и гражданина (ст. 34-37); государственного регулирования экономики (предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в экономической сфере (ст. 71, 72) [8, с. 10]. Что же касается понятия «экономическая система», то оно не используется в современной российской Конституции, однако «оно считалось базовым элементом основ общественного строя и политики СССР... Деидеологизация конституционных норм привела к умолчанию о сущности собственности, национальных богатств и векторе социально-экономического развития Российской Федерации» [5, с. 27, 31].
В Конституции России нет специальной главы, закрепляющей основы экономической деятельности. Однако в стране, несмотря на непростые экономические условия, постепенно создается и закрепляется соответствующими правовыми нормами единая концепция («экономическая Конституция») взаимоотношений между государством и экономическими субъектами новой формации, в том числе взаимодействия между самими экономическими субъектами на основании конституционно
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
закрепленных основных экономических принципов. В совокупности эти принципы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, можно определить как конституционные основы регулирования экономических отношений в Российской Федерации. По-прежнему важнейшую роль в условиях негативных явлений и процессов в экономике приобретает частная собственность; это основополагающий институт, реализация которого обеспечивается ст. 2 российской Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Безусловно, право на частную собственность можно охарактеризовать как важнейшее конституционное право человека. Согласно ст. 80 Конституции России, гарантом прав и свобод человека и гражданина выступает Президент Российской Федерации; значение данного положения подчеркивает тот факт, что текст Присяги Президента Российской Федерации содержит клятву, обязывающую его уважать и охранять права и свободы человека и гражданина.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации «гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», а также «признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности». В соответствии со ст. 74 российской Конституции на территории страны запрещено устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы и иные ограничения, препятствующие передвижению товаров. Согласно п. 2 ст. 34 Конституции, одним из главных положений, обеспечивающих развитие российской экономики, является поддержка в стране конкуренции; таким образом, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Кроме того, Конституция Российской Федерации (ст. 75) гарантирует защиту и обеспечение устойчивости российского рубля как основной валюты нашего госу-
дарства. Мы уже вряд ли можем утверждать, что российское государство сегодня потеряло монополию над принятием экономических решений, однако в идеале это возможно и даже целесообразно; государство формирует новый инструментарий для воздействия государственной власти на экономику. В современных исторических условиях трансформируется цель государственной власти, которая законодательно закрепила незыблемость права частной собственности и выступает гарантом ее защиты от любых посягательств; это — постулат экономической системы нашего государства, роль которого, к сожалению, нередко пытаются умалить. Исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и не должно нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению [7, с. 41-44].
Как указал Конституционный Суд России в Постановлении от 16 июля 2008 г. № 9-П, из ст. 55 (ч. 3) российской Конституции во взаимосвязи ее со ст. 8, 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 34 и 35 вытекает, что ограничения права собственности, как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, могут вводиться федеральным законом, только если они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают сущность данных конституционных прав [10].
Одной из основ отечественной экономической системы является обеспечение на основе реализации норм Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантий социального обеспечения по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и т.п. Кроме того, рыночные отношения поощряют добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность и др. В целом анализ конституционно-правовых основ регулирования экономических отношений в Российской Федерации показывает, что вопрос социального обеспечения различных категорий граждан является одним из приоритетных направлений деятельности социального государства, принципы которого реализуют органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. К числу основ экономической системы следует отнести также требование ст. 57 Конституции России, предусматривающей обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги как основной источник формирования бюджета страны, обеспечивающий функционирование органов государственной власти и российского государства в целом. Данные конституционные принципы и нормы связаны с имущественными отношениями и главной составляющей этих отношений — собственностью, неотъемлемым правом гражданина России, связанным с отношением его к присвоению, потреблению и использованию того, что принадлежит непосредственно данному индивиду. С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации в нашей стране провозглашен принцип равной защиты всех форм собственности. Как отмечает В.И. Авдийский, будучи заинтересованной в экономической стабильности, государственная власть с учетом требований экономических законов обеспечивает своевременное принятие необходимых решений по наиболее важным вопросам, которые направлены на развитие и расширение экономической деятельности в интересах экономических субъектов и всего общества, а также принятие конкретных мер обеспечения их реализации. Как источник «экономического законодательства» государство использует различный инструментарий правового регулирования. Так, для обеспечения эф-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
фективного воздействия на субъекты экономических отношений государственная власть использует в качестве мощных финансовых регуляторов денежное обращение, внешнеэкономическую деятельность, налоговое, бюджетное регулирование и т.д. Иными словами, государство вырабатывает и реализует конкретную экономическую политику, которая целиком зависит от целей и задач, стоящих перед обществом [1, с. 26-29].
Экономическая политика является важным элементом системы регулирования экономических отношений (отношения по поводу производства материальных благ, распределение материальных благ и их потребления, перераспределение прибыли и т.п.); в ходе регулирования экономических отношений государство способно разрешать общие социально-экономические проблемы и обеспечивать стабильность и политическое равновесие в обществе. Однако практика показывает, что при выработке конкретных мер по обеспечению наиболее эффективного использования механизмов действия экономических законов необходимо учитывать и такой фактор, как легитимация государственной экономической политики, т.е. признание этой политики субъектами экономических отношений и обществом в целом [1, с. 26-29].
Исследование конституционных основ экономического строя России предполагает необходимость обращения к изучению сущности и специфики конституционных принципов регулирования экономических отношений. Можно разделить мнение о том, что «особая, фундаментальная роль в публичном регулировании данных [экономических - авт.] отношений принадлежит Конституции России. Ее социально-экономическое содержание чрезвычайно богато, имеет многоуровневые системные начала нормативного проявления. Это, во-первых, конституционные принципы как наиболее общие правовые идеи, получающие высшее юридическое воплощение в нормах и институтах Основного закона и определяющие сами основы организации и функционирования экономической жизни общества и государства» [3, с. 5].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
Как правило, конституционалисты в систему конституционных принципов экономического строя, на основании которых функционирует современная экономика, включают свободу экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и ограничение монополизма, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности [8, с. 12], т.е. отожествляют их с конституционными нормами. Что касается роли этих принципов, то в этом случае позиции конституционалистов значительно расходятся; их нередко отожествляют с теми концепциями, которые они отстаивают. Показательно в этом плане мнение В.В. Черны-шова о том, что конституционные принципы, «закрепляющие основополагающие начала экономических отношений (собственности, налогов, движения товаров и т.п.), являются первичными средствами формирования юридических механизмов ограничения государственного вмешательства в сферу личных и корпоративных интересов хозяйствующих субъектов и в подобном качестве призваны стать теми объективными факторами, которые предопределяют качественные изменения в системе публичного и частного позитивного права, укрепление конституционной законности и правопорядка» [11, с. 3].
Некоторые авторы выделяют конституционные принципы экономического строя федерального и регионального уровней; при этом они замечают, что только «определена система конституционных принципов регулирования экономических отношений федерального уровня, которая, в первую очередь, находит свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации (общие принципы), а также конкретизируется в отраслевом законодательстве, решениях Конституционного Суда Российской Федерации (специальные принципы). К общим конституционным принципам регулирования экономических отношений следует отнести: свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государ-
ственной, муниципальной и иных форм собственности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и ограничение монополизма. Правовая доктрина и правоприменительная практика наполняют конституционные нормы, регулирующие экономические отношения, специальным содержанием, благодаря чему можно выделить следующие уточняющие принципы регулирования экономических отношений: рынок как экономическая основа демократического государства; публичное предназначение государственной собственности; особая государственная защита публичной собственности; саморегулирование экономических отношений» [4, с. 6, 7].
Г.А. Гаждиев акцентирует внимание на таком принципе, как «общедозволитель-ность», который должен находить свое воплощение в законодательстве, развивающем конституционные нормы; он, в частности, пишет: «Общедозволительное положение, содержащееся в ч. 1 ст. 34 Конституции России, проявляется в сфере гражданского законодательства в превращении закрепленной прежним российским Гражданским кодексом 1964 г. в качестве общего принципа специального характера правоспособности юридических лиц в принцип общей правоспособности частных коммерческих организаций (п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса России). Общедозволительной норме ч. 2 ст. 35 Конституции не соответствуют положения Гражданского кодекса России 1994 г., устанавливающие закрытый перечень вещных прав. Конституция, в отличие от ГК РФ, не препятствует появлению новых разновидностей вещных прав, поэтому в сфере экономического оборота могут появиться новые, не известные ГК вещные права. Юридическая действительность в области частного права должна играть более важную роль» [6, с. 15].
Далее отметим, что вопрос о соотношении категорий «конституционные основы экономических отношений» и «экономи-
ческая Конституция» представляется небезынтересным. Прежде всего, содержание самой концепции экономической Конституции имеет неоднородный характер в трактовке тех или иных исследователей. Так, О.Ю. Болдырев отмечает, что «кроме «конституционной экономики» в качестве отдельной дисциплины выделяется «экономическая Конституция». Получивший развитие в рамках фрайбургской школы ордолиберализма, данный термин использовался и ранее, причем в различных смысловых значениях. Сама концепция на этапе ордолиберализма эволюционировала от ее экономического понимания (В. Ой-кен) к юридическому (Ф. Бем). Сегодня в термин «экономическая Конституция» также вкладываются разные значения: происходит либо определенное сближение с конституционной экономикой (наука на стыке конституционного права и экономики), либо выход на более широкое ее понимание как совокупности основополагающих норм (не обязательно закрепленных лишь в Конституции), регулирующих экономические отношения» [2, с. 9-14].
Авторы статьи являются приверженцами так называемого расширительного подхода к российской Конституции как совокупности конституционных норм и актов их толкования федеральным органом конституционного контроля (заметим, что в интерпретации некоторых авторов «широкое» понимание Конституции сводится только к ее характеристике «не только как свода основополагающих конституционно-правовых норм и институтов, но и как ядра всей системы российского права» [9, с. 61]). Однако на «высшем конституционном» уровне регулирование экономических отношений осуществляется совокупностью не только конституционных норм, правовых позиций Конституционного Суда России, но и норм федеральных конституционных законов и признаваемых Россией международных актов; эта совокупность в юридической литературе, на наш взгляд, удачно характеризуется как экономическая Конституция.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016
Список литературы:
[1] Авдийский В.И. Экономический анализ права: сравнительно-правовое исследование // Международное публичное и частное право. 2012. № 3.
[2] Болдырев О.Ю. Конституционное право и экономика: поиск методологии и бегство от идеологии // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4.
[3] Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Викор-Медиа, 2006. 224 с.
[4] Брызгунова О.В. Конституционные принципы регулирования экономических отношений в российской Федерации и субъектах российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2010.
[5] Брызгунова О.В. Понятие экономической системы Российской Федерации: конституционные проблемы и перспективы // Современное право. 2009. № 3.
[6] Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств: Дисс. ... докт. юрид. наук. М.,1996.
[7] Кондратенко З.К. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу ограничений права частной собственности при наложении ареста на имущество // Российский судья. 2015. № 12.
[8] Кузнецова Л.Ю. Конституционные основы экономического строя современной России: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
[9] Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография. М.: Юрист, 2013. 404 с.
[10] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева» // Российская газета. 2008. № 163.
[11] Чернышов В.В. Конституционно-правовая модель взаимосвязи государства и экономики и юридические средства ее реализации в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.
Spisok literatury:
[1] Avdijskij V.I. E'konomicheskij analiz prava: sravnitel'no-pravovoe issledovanie // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2012. № 3.
[2] Boldy'rev O.Yu. Konstitucionnoe pravo i e'konomika: poisk metodologii i begstvo ot ideologii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2015. № 4.
[3] Bondar' N.S. Konstitucionalizaciya social'no-e'konomicheskogo razvitiya rossijskoj gosudarstvennosti (v kontekste reshenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii). M.: Vikor-Media, 2006. 224 s.
[4] Bry'zgunova O.V. Konstitucionny'e principy' regulirovaniya e'konomicheskix otnoshenij v rossijskoj Federacii i sub»ektax rossijskoj Federacii: Diss. ... kand. yurid. nauk. Penza, 2010.
[5] Bry'zgunova O.V. Ponyatie e'konomi-cheskoj sistemy' Rossijskoj Federacii: konstitucionny'e problemy' i perspektivy' // Sovremennoe pravo. 2009. № 3.
[6] Gadzhiev G.A. Osnovny'e e'konomi-cheskie prava: sravnitel'noe issledovanie konstitucionno-pravovy'x institutov Rossii i zarubezhny'x gosudarstv: Diss. ... dokt. yurid. nauk. M.,1996.
[7] Kondratenko Z.K. Pravovy'e pozicii Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii po voprosu ogranichenij prava chastnoj sobst-vennosti pri nalozhenii aresta na imushhestvo // Rossijskij sud'ya. 2015. № 12.
[8] Kuznecova L.Yu. Konstitucionny'e osnovy' e'konomicheskogo stroya sovremennoj Rossii: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2006.
[9] Malyushin A.A. Konstitucionno-sudebnoe pravotvorchestvo v Rossijskoj Federacii: problemy' teorii i praktiki: Monografiya. M.: Yurist, 2013. 404 s.
[10] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 iyulya 2008 g. № 9-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij stat'i 82 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj grazhdanina V.V. Kosty'leva» // Rossijskaya gazeta. 2008. № 163.
[11] Cherny'shov V.V. Konstitucionno-pravovaya model' vzaimosvyazi gosudarstva i e'konomiki i yuridicheskie sredstva ee realizacii v Rossijskoj Federacii: Diss. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2006.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016